ПРОПОВЕДИ
О вере Ноя
Евр.13.7 «Поминайте наставников ваших, которые проповедовали вам слово Божие
и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их»
Ной (по-еврейски Ноах, означает покой, отдых) был десятым от Адама.
О Ное написано в Послании: Евр.11.7 «Верою Ной, получив откровение о том, что еще не было видимо, благоговея, приготовил ковчег для спасения дома своего; ею осудил он (весь) мир, и сделался наследником праведности по вере». Основанием веры Ноя было откровение, которое он получил от Бога относительно того, что было еще невидимо. Он получил его от Бога, посредством то ли голоса, то ли видения, неизвестно. Но получил т.о., что оно несло свидетельство в себе самом. Он получил откровение о великом страшном суде, таком, какого мир еще никогда не видел, и о котором не было ни малейшего признака. Это тайное предупреждение он должен был возвестить миру, несмотря на то, что, как следовало ожидать, мир пренебрежет как самим Иовом, так и его словом. Грешников Бог обычно предупреждает, прежде чем поразить их. И когда Его предупреждением пренебрегают, то следует более тяжелый удар.
Без верующих, без детей Божьих мир давно погиб бы. Господь сказал: Мф.5.13 «Вы соль земли». Он утверждает, что как соль консервирует, предохраняет продукты от разложения, так Его последователи являются солью земли, предохраняющие человечество от духовного разложения. Более того, ради них сохранено на земле человечество. Мф.24.22 «И если бы не сократились те дни, то не спаслась бы никакая плоть; но ради избранных сократятся те дни». Господь Бог терпит нечестивцев ради Своих детей. Этого подтверждают и библейские повествования о Ное. Благодаря вере Ноя, через него и его семью Бог сохранил в прямом смысле человечество и другую живую тварь на земле. Он сохранил Свое творение, истребив с лица земли лишь то, что, в силу своего растления, уже не было способно к жизни на обновленной земле.
Божье предостережение сильное влияние оказало как на сердце Ноя, так и на его практическую жизнь. Он исполнился страха перед Божественным судом – он благоговел. Вера, в первую очередь, действует на наш разум, а затем на наши поступки. Она производит чувства, соответствующие предмету откровения. Если Бог открывает нам нечто доброе, то вера возбуждает любовь и желание; если же что-то зловещее, то страх. Быт.6.8,9 «Ной же обрел благодать пред очами Господа. Вот житие Ноя: Ной был человек праведный и непорочный в роде своем; Ной ходил перед Богом». Когда Бог выразил недовольство остальным миром, то почтил благоволением Ноя. Этот отрывок отстаивает справедливость Бога при Его недовольстве миром. И показывает, что Он тщательно исследует характер каждого человека, прежде чем окончательно объявить его порочным. Сделав Ноя сосудом Своей милости в то время, когда всё остальное человечество стало поколением Его гнева – Он возвеличил свою милость. Отличительные Божьи благодати включают в себя особые строгие обязанности. Полагаем, что Ной не обрел благоволения в глазах людей; они ненавидели и преследовали его, т.к. его жизнь и проповедь осуждали мир. Бог через Библию рассказывает о Ное больше, чем об остальном мире. И это делает его более великим и знаменитым, чем исполины, жившие в то время, которые были сильными и прославленными. Итак, в высшей степени почтен тот, к кому благоволит Бог. Именно благоволение Бога к нему совершило в нем эту добрую работу. Он был очень хорошим человеком, но всё это совершила в нем Божья благодать. Вспомним слова ап. Павла по данному вопросу: 1Кор.15.10 «Но благодатью Божьей я есть то, что я есть; и Его благодать ко мне оказалась не тщетной». Ной был человек праведный, т.е. оправдан перед Богом верой в обетованное Семя (Мессию). Он был освящен, имел правильные принципы и расположение. Он был праведный в своей жизни; старался каждому воздать должное: Богу – то, что надлежит Ему отдавать, а людям то, что надлежит отдавать им. Он был непорочным, но не безгрешным совершенством, а совершенством искренности. Праведность и непорочность очень трудно достигается там, где царит грех. Ной ходил перед Богом, как до него Енох. Он был не только непорочным, но и набожным. «Ходить перед Богом» – это больше, чем быть праведным и непорочным. Это означает: жить, сознавая, что Бог видит каждый наш шаг и знает каждое помышление нашего сердца. Это значит – иметь глубокое желание угодить Богу. Он жил в общении с Богом, постоянно старался соответствовать воле Божьей. Венцом его характера было то, что он был таким в своем роде, среди порочного и деградирующего поколения, в котором ему выпал жребий жить. Легко быть религиозным, когда религия в моде, но доказательством сильной веры является решение плыть против течения к небесам. И защищать Бога, когда никто другой не вступается за Него. Так поступал Ной, так написано к его бессмертной славе.
Вера Ноя повлияла и на его практическую жизнь. Его страх, вызванный верой в предупреждения Божьи, заставил его приготовить ковчег. И, несомненно, он встретился при этом с насмешками и упреками нечестивого мира. Он не спорил с Богом, почему должен строить ковчег, как ковчег сможет вместить всё, что должно быть загружено в Него. Или как он сможет выдержать такую великую бурю. Его вера (доверие Богу) заставляла умолкнуть все его возражения и побуждала усердно работать. И сделал ковчег в точности, как повелел ему Бог. Бог Сам определил размеры, форму и конструкцию ковчега. Библия повествует: Быт.6.22 «И сделал Ной всё, как повелел ему Бог, так и сделал». В следующей главе эта же мысль еще раз подчеркивается: Быт.7.5 «Ной сделал всё, что Господь повелел ему». Это была нелегкая задача и тяжелое испытание для его веры: строить корабль на суше среди людей, которые не верили божественному предостережению. Наблюдая день за днем это строительство, нечестивые имели видимое свидетельство, видимое провозглашение истины о грядущем Божьем суде. Возможно, они не только смеялись над Ноем и ковчегом. Возможно, они не раз разрушали или сжигали ковчег – 120 лет (время строительства) долгий срок для того, чтобы беспрепятственно построить корабль.
У веры Ноя были благословенные плоды, и награда, которую он получил за нее. Его верою спаслись он сам и вся его семья. В то время как весь мир вокруг них погиб. Бог спас его семью ради него. Мы уже читали из Евр.11.7 «благоговея, приготовил ковчег». Ной выполнил порученное ему дело как святыню Божию, со страхом и трепетом, с желанием угодить Богу.
Ап. Петр называет Ноя «проповедником правды» (2Пет.2.5). Кроме того, что Ной 120 лет строил ковчег, он одновременно и свидетельствовал допотопному миру о предстоящем суде Божьем. Бог, верный Своей любви, послал людям пророка (Ноя), чтобы спасти мир. Быть проповедником Божьим в греховном мире, передавать Его волю – это была нелегкая задача. Итак, Ной назван ап. Петром не только проповедником, но «проповедником правды». Бог требует от Своих проповедников точно передать Его слова, говорить только правду, которая часто не нравится людям. Враг душ человеческих (сатана) склоняет людей к неправде, к смягчению слов Бога, к лукавству, лицемерию и компромиссам (Лишь бы делать не по-Божьему). Ной проповедовал допотопному миру правду Божию. При этом он и сам держался правды. Т.к. Ной был из другого духовного мира, его только терпели, но не слушали и не хотели принимать. Он был духовно одинок. Часто такова участь проповедников Божьих. Но, несмотря ни на что, он ходил перед Богом, жил жизнью веры, не сообразуясь с духом своего времени. Бог всегда был с Ноем, хранил его и руководил им, поэтому он не чувствовал себя забытым и покинутым. И в этом тоже состоит величие веры Ноя.
Оказывается, что вера праведников может стать и судьей окружающего мира. Об этом говорит и автор псалма. Пс.149.5-9 «Да торжествуют святые во славе, да радуются на ложах своих. Да будут славословия Богу в устах их, и меч обоюдоострый в руке их. Для того чтобы совершать мщение над народами, наказание над племенами, заключить царей их в узы, и вельмож их в оковы железные. Производить над ними суд писанный. Честь сия всем святым Его». Верою Ной осудил и приговорил мир. Его благоговение осудило беспечность и самонадеянность мира. Его вера осудила их неверие, а его послушание осудило их презрение и непокорность. Добрые примеры служат либо к обращению грешников, либо к их осуждению. Жизнь строгой святости и благоговения перед Богом очень убедительна. Она свидетельствует совести каждого человека перед Богом, и ею они судятся. Это самый лучший для народа Божия способ осудить нечестивцев: не суровыми и критическими речами, а святым примерным поведением. Несомненно, весть о странном человеке, который на суше строит огромный корабль и при этом говорит о суде Божием, о потопе, разнеслась во все уголки земли. Но люди не верили этому. Современники Ноя думали, что жизнь будет идти своим чередом. Вера Ноя, подтвержденная действиями в соответствии с волей Божьей, послужила осуждением для его современников. Мир не принял свидетельство Ноя, был осужден и погиб.
Господь Бог очень высокую оценку дает Ною через пророка Иезекииля, говорит о нем, как об образце праведности. Говоря о том, что Иерусалиму уже не будет пощады, Бог заявляет: Иез.14.14 «И если бы нашлись в ней сии три мужа: Ной, Даниил и Иов, – то они праведностью своей спасли бы только свои души».
Верою Ной сделался наследником праведности по вере. Он приобрел истинную оправдывающую праведность, он сделался наследником ее. Он получил это право на наследство через веру во Христа, как дитя Божие. Т.к. если дитя, то и наследник. Его праведность была с его усыновлением через веру в обетованное Семя. Если мы хотим быть оправданными и спасенными, то должны войти в ковчег – обеспечить свое убежище во Христе. И должны поспешить это сделать поскорее, прежде чем затворится дверь спасения.
Потоп смыл нечестивый мир, а Ной обрел покой в новом творении. Ему не нужно было больше бороться с нечестивыми людьми. Первое, что сделал Ной, выйдя из ковчега, он совершил поклонение Богу. Быт.8.20 «И устроил Ной жертвенник Господу; и взял из всякого скота чистого и из всех птиц чистых и принес во всесожжение» на жертвеннике. Этим он исповедал, что также является грешником и также заслуживал смерти от потопа. Но одновременно Ной признавал, что грехи его покрыты жертвоприношением. И что он пережил потоп не благодаря своей праведности, а благодаря праведности грядущей Жертвы (Христа). На эту будущую Жертву указывало заклание этих животных и птиц.
Еще остановимся на одном эпизоде из жизни Ноя, поскольку его не все понимают правильно. Быт.9.20-21 «Ной начал возделывать землю, и насадил виноградник. И выпил он вина, и опьянел, и лежал обнаженным в шатре своем». Через Библию Бог говорит нам, что вино предназначено для радости (Суд.9.13; Пс.103.15). Следовательно, вино тесно связано со временем, когда труд человека завершен, и он может отдохнуть в присутствии Божьем. Мелхиседек подал вино Аврааму как знак того, что тот исполнил порученное ему задание (Быт.14.18). Итак, после потопа, во время отдыха Ной испил вина и «опьянел», что выразилось в том, что он просто расслабился и уснул в своем шатре. Ничто не указывает здесь на то, что Ной был завзятым пьяницей. К тому же такой образ жизни осуждается Писанием. Ной разделся догола (полагаем, что было ему жарко), будучи у себя дома, в шатре, положив рядом с собой свое облачение.
Ной оставил нам живой пример, как должно жить и побеждать верою. Да поможет нам Господь последовать его примеру!
пастор Золтан З. Тырык
Молитва. Боже и Отче! Мы благодарим Тебя за повествования о Ное, ибо история о нем является источником утешения для христиан и сегодня. Мы признаем, что, сталкиваясь с нечестием, мы не имеем ни власти, ни силы. Только Ты можешь нам помочь одерживать победу. Мы живем во времена постройки ковчега. Просим, дай нам силы и возможность предупреждать нечестивых и участвовать в созидании Церкви. Дай, чтобы, подобно Ною, мы никогда не увиливали от возложенных на нас христианских обязанностей. Благодарим Тебя за то, что верность Твоя велика. А через Библию Ты нам говоришь: «Воззови ко Мне – и Я отвечу тебе, покажу тебе великое и недоступное, чего ты не знаешь» (Иер.33.3). Ты щедро благословляешь тех, кто живет верой и кого не остановит пугало сомнений и страха. Просим, даруй нам детскую веру, чтобы мы видели не свой страх, а Тебя, нашего Небесного Отца. Даруй нам мудрость идти путем Христа. Просим во имя Господа Иисуса Христа. Аминь.