ПРОПОВЕДИ
Смотри на действование Божие
Еккл.7.13, 14 «Смотри на действование Божие,
ибо кто может выпрямить то, что Он сделал кривым?
В дни благополучия пользуйся благом,
а в дни несчастья размышляй; то и другое соделал Бог».
Начало года – это время оценки того, что было достигнуто за прошедшие 12 месяцев. Но, оценивая свои достижения, мы не должны забывать о правах Бога, как Творца всего сущего на земле и на небе. Во всем, что с нами приключается, мы должны видеть Его руку. И не будем открывать уст против Его действий. Полезнее всего для нас смотреть на собственное положение, как на действие Божие. И задуматься, что это результат Его вечных советов, которые исполняются во всем, что случается с нами. Подумаем о том, что каждое дело Бога мудрое, благое и справедливое. Поэтому давайте воздадим Ему славу за все дела, коснувшиеся нас, и научимся соответствовать Его планам в них.
Дети любят сравнивать, как по-разному родители относились к ним. Напр., кому из них до которого часа разрешили гулять. Они правы в том, что подход у родителей к каждому ребенку свой. И понятно почему – потому что они разные. И то, что пошло бы на пользу одному ребенку, могло повредить другому. В 21-ой главе Евангелия от Иоанна Господь Иисус приоткрыл ап. Петру картину его мученической смерти. Петр на это отреагировал своеобразно. Он спросил, а что же будет с Иоанном. Но Господь ответил, что даже если Иоанн вообще не вкусит смерти, «что тебе до того, ты иди за Мною?» (Ин.21.22). У Христа разные, но одинаково совершенные планы для Его слуг. Иногда мы смотрим на других и удивляемся: «Почему это ему такое Бог позволил, а мне нет? Почему я страдаю, а многие – нет? Почему мне всё так тяжело дается?» Бог нас всех ставит в разные ситуации, и у Него есть на то Свои божественные причины. И вместо того чтобы сравнивать себя с другими верующими, давайте лучше смиримся с тем, что нашему Небесному Отцу виднее, как нас воспитывать и как вести в Свое небесное Царство.
Будем смотреть на действование Божье как на то, что мы не можем изменить. «Кто может выпрямить то, что Он сделал кривым?» Кто может изменить в природе порядок вещей, учрежденный Богом? Если опустошительным Божьим судам позволено обрушиться, то кто может остановить их? А раз мы не можем изменить действия Божьи, то должны приспосабливаться к различным действиям провидения, коснувшимся нас, трудиться и исполнять свой долг в свое время. «Из уст Всевышнего происходит бедствие и благополучие» (плач.3.38). В дни благополучия пользуйся благом и делай добро. Служи Господу с веселии сердца. А в дни несчастья размышляй. Бог призывает поразмыслить во время страданий. Читаем из Аггей 1.5 «Посему ныне так говорит Господь Саваоф: обратите сердце ваше на пути ваши». Именно в дни несчастья мы расположены к размышлению, и ничего хорошего без него не сможем извлечь из страдания. Мы не сможем соответствовать цели, которой Бог добивается страданием, если не задумаемся, почему и для чего послал Он нам это. Размышление также необходимо для нашего утешения и поддержки в страданиях.
Многие встревожены тем, что во всем мире буйствуют насилие и жестокость: родители издеваются над детьми, мужья избивают жен, бессмысленные убийства и невероятные преступления совершаются. Руководители стран предлагают свои программы с преступностью и меры по ужесточению наказаний. Все эти меры и программы, конечно, могут в чем-то помочь, но основной причиной проблем нынешнего человеческого общества они даже не затрагивают. А основная причина всех этих проблем – неправильная реакция на то, что Бог говорит и делает. Мы видим эти причины в 16-ой главе Книги Иезекииля. Бог сказал, что Содом был уничтожен, потому что его жители ответили на Его доброту гордостью, бессердечностью и отвратительными грехами вместо благодарности и послушания (Иез.16.49). Когда мы смотрим на все проблемы современного мира и призываем к борьбе с насилием, лучше было бы просто помолиться: «Господи, помоги нам в разрешении этих проблем!».
За год наши дети или внуки подросли, окрепли физически и приобрели знания в процессе обучения. Но возросли ли они в благодати и познании Иисуса Христа? Ведь к этому призывает Бог всех Своих детей. 2Пет.3.18 «Но возрастайте в благодати и познании Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа. Бог указывает нам, что мы должны делать для того, чтобы избежать отпадения. В начале своего послания ап. Петр призывал дополнять одну благодать другой, здесь же он советует нам возрастать во всякой благодати: в вере, в рассудительности, в добродетели и т.д. Чем сильнее в нас благодать, тем более утвержденными будем мы в истине. Мы должны возрастать и в познании Христа. Именно такого познания желал достичь ап. Павел (Флп.3.10). Такое познание Его содействует нашему уподоблению Ему и делает Его более дорогим для нас. Оно сохранит нас от падения во времена всеобщего отступления. Пережившие на опыте такое познание Христа будут благодарить и славить Его за полученную благодать и присоединятся к словам апостола: «Ему слава и ныне и в день вечный».
Супружеская жизнь тоже принесла в прошлом году немало счастливых минут. Но похоже ли она на отношения Христа и Церкви с их характерными признаками, приведенными в Еф.5.22-33? Из этих стихов приведем только последний. Еф.5.33 «Так каждый из нас да любит свою жену, как самого себя; а жена да боится (своего) мужа». Здесь содержится тайный мистический смысл, тем не менее, к нам относится ясный буквальный смысл. Каждый из мужей да любит свою жену такой же искренней, особой и сильной любовью, какой он любит самого себя. А жена да относится почтительно к своему мужу. Почтительность включает в себя любовь и уважение, вызывающие стремление угодить. А также страх, приводящий к осторожности, чтобы не обидеть мужа. Почтительное отношение жены к своему мужу – это воля Божия и закон супружеских отношений.
Возможно, мы еще лучше обустроили свой дом. Но помним ли мы о том, что Пс.126.1 «если Господь не созиждет дома, напрасно трудятся строящие его»? Этот стих учит нас никогда не забывать о Божьем провидении. Нам следует обращать свой взор к Господу даже во всех своих семейных делах. Ибо дом наш стоит лишь до тех пор, пока Господь защищает его. Возможно, речь идет о доме в буквальном смысле: если Господь не благоволит его строительства, то нет смысла человеку и строить. Но, скорее всего, в данном стихе речь идет о создании семьи. Люди стараются изо всех сил для создания крепкой семьи подобрать удачную партию, занять высокое положение в обществе, найти хорошую работу и т.д. Но всё это тщетно, если только Сам Господь не создаст семью и не хранит ее.
Мы наверняка считаем, что наше благосостояние связано с нашей работой. Но вспоминаем ли мы следующее наставление Господа? Мф.6.20,21 «Собирайте себе сокровища на небе, … ибо, где сокровище ваше, там будет и сердце ваше». Никаким грехом сатана не может так крепко удерживать души, которые внешне исповедуют религию, как любовью к миру. Поэтому Христос предупреждает нас против стремления к богатствам этого мира. Каждый человек делает что-то своим сокровищем, к чему он прилепляется сердцем своим, ради чего прилагает все старания свои. И на что надеется, как на опору для будущего. Каждая душа имеет нечто такое, что она ценит как наилучшее, в чем она находит удовольствие и в чем уверена более всего. Христос не намерен лишать нас нашего сокровища. Он только хочет указать нам, как его выбирать. Мы не должны на земле собирать себе сокровищ, т.е. не должны считать земные блага самыми лучшими, ценными и полезными для нас предметами. Не должны желать изобилия этих благ. Не должны полагаться на них, как на гарантию обеспеченного будущего. Христос указывает и на причину: они подвержены истреблению и тлению. Он предлагает нам искать радости и славы иного мира, искать свое сокровище в вечных вещах и в них полагать свое счастье. На небе тоже есть сокровища, как и на земле. И они – единственно истинные сокровища. В руке Божьей находятся богатство, слава и наслаждение, которые обретают освященные души. А эти сокровища находятся там в полной безопасности. Мы должны быть мудры при выборе своего сокровища, потому что настрой нашего ума, а, следовательно, и течение всей нашей жизни будут соответственно плотскими или духовными, земными или небесными. Сердце тянется к сокровищу и где оно, там и наши заботы и страх потерять его. На нем сосредоточена надежда наша и наше упование.
Для некоторых христиан прошлый год приносил страдания. Находили ли таковые утешение в том, чтобы возложить свои заботы на Господа? Пс.54.23 «Возложи на Господа заботы твои, и Он поддержит тебя. Никогда не даст Он поколебаться праведнику». Возложить свои заботы на Господа – значит верить Его провидению и обетованиям. И быть уверенным в том, что всё содействует во благо. Кем бы ты ни был, и какой бы ни была твоя забота, отдай ее Господу. Особенно поручи Ему заботу о своей душе. Мы должны возложить ее на Бога верой и молитвой, вручить Ему свой путь и свои дела. И позволить Ему поступать так, как Он считает нужным. Если мы поступаем так, то нам обещано, что Бог поможет и поддержит нас. Своим Святым Духом Он укрепит наш дух. Господь не обещал избавить нас немедленно от беды, которая возбуждает в нас страхи и беспокойства. Но Он обещал позаботиться, чтобы мы не были искушаемы сверх своих сил. Бог никогда не допустит, чтобы беда настолько потрясла верующего, что он оставит исполнение своего долга перед Богом или лишится в Нем утешений. Он не допустит, чтобы праведник отпал навсегда.
Почему Евангелие называется именно Благой Вестью? Ап. Павел говорит, что Евангелие – это «неисследимое богатство Христово» (Еф.3.8). И те, кто принял в свою жизнь Христа, могут этим богатством пользоваться. Но могут еще не значит пользуются. Теоретический христианин может жить как практический атеист. Он знает правильные доктрины, но живет так, как будто по-настоящему можно рассчитывать только на самого себя. Дело понятное, но совсем не разумное. То же самое, что купить машину с мощным двигателем и толкать ее, не пытаясь этот двигатель завести. Ап. Павлу так хотелось, чтобы верующие в Эфесе поняли, что всё, что нужно для души, есть во Христе. Он молился за них и просил Бога Отца, чтобы Тот дал им духовную силу и близость с Христом, чтобы они лучше поняли Его любовь и больше уподобились Ему (Еф.3.16-19). Вы пользуетесь Христовым сокровищем? Или толкаете машину своими силами? Будем помнить, что Бог всегда хочет быть всем для всех Своих.
Когда была впервые построена железная дорога на эстакаде, некоторые боялись, что она может рухнуть под весом пассажиров. Хозяева дороги сообщали, что она испытана при нагрузках, во много раз превышающих ожидаемые. И поэтому на ней можно чувствовать себя в полной безопасности. Точно так же мы можем быть уверены в Иисусе Христе. На небеса можно идти смело, потому что эта дорога еще никогда не давала поводов усомниться в ее надежности. Тот же Отец Небесный, Который обещал носить Свой народ Израиль, от утробы матерней до старости (Ис.46.3-4), обещал и нас никогда не оставить (Евр.13.5). Его искупительная благодать в Иисусе Христе никогда не может сломаться ни под какой нагрузкой. Всемогущие руки нашего Бога могут надежно носить всех, кто к Нему приходит.
Давайте же, детской верой возьмемся за протянутую руку Бога!
пастор Золтан З. Тырык
Молитва. Боже и Отче! Мы благодарим Тебя за то, что Ты и сегодня обращаешься к нам Духом Своим Святым через Библию, через обстоятельства, через других людей. Просим, прости нам, что вследствие небрежения и суетливой активности мы порой «туги на ухо». Исправь наш духовный слух, если он притупился. Прости нам, что когда у нас в жизни всё идет гладко, мы воспринимаем Божью заботу как должное и занимаемся только делами земными. Вместо того чтобы думать о небесном и вечном. Помоги нам больше ценить Твою доброту. Помоги нам найти время послушать, что Ты говоришь. Дай нам осознать, что Ты Тот же Отец Небесный, Который обещал носить Свой народ от утробы матерней до старости, обещал и нас никогда не оставить. Что Твоя искупительная благодать в Иисусе Христе никогда не может сломаться ни под какой нагрузкой. Что сила Христа никогда не может иссякнуть. Что Его всемогущие руки могут надежно носить всех, кто к Нему приходит. Просим, помоги нам детской верой принять Его помощь и возложить на Него заботы наши. Просим во имя Господа Иисуса Христа. Аминь.