ПРОПОВЕДИ
Чего требует от нас Бог
Михей 6.8 «О, человек! Сказано тебе, что – добро, и чего требует от тебя Господь:
действовать справедливо, любить дела милосердия и смиренномудро ходить перед Богом твоим».
В стихах 6-7 пророк Михей осуждает пустой формализм в поклонении Богу. А в нашем эпиграфе уточняет требования Бога к людям. Он говорит, что религиозные дела людей должны подкрепляться их честностью, добротой и смирением перед Господом. Эти слова и сегодня уместны для народа Божьего, даже после того, как смерть Христова на кресте положила конец жертвоприношению животных. Возможно, мы всецело доверились Христу как своему Спасителю, мы регулярно посещаем церковь, много жертвуем, усердно читаем Библию и молимся. Но мы должны быть осторожны, чтобы наше прилежание не превратилось в пустой формализм. Наша вера должна изменять нашу жизнь и наши отношения с Богом и другими людьми. Мы должны смиренно ходить перед Богом, любить дела милосердия, стремиться к правде Божьей ради Самого Бога. Есть люди, которые пытаются быть хорошими, не зная Бога. Однако точно так же нельзя говорить, что мы знаем Бога, если не стремимся творить добро, служить Богу и людям.
Тому, кто страдает совсем чуть-чуть, стыдно жаловаться в присутствии Христа, ибо Он страдал очень много. И насколько же серьезно мы должны относиться к рождению Иисуса Христа, потому что этим начался путь к величайшей жертве, на фоне которой бледнеют наши мелкие неудобства и болячки. Он, вечный Бог, уничижил Себя и стал Человеком, Который служил людям и умер ради нас. И какое у нас в таком случае есть право роптать в ответ на призыв Божий служить друг другу? Именно для того, чтобы служить и давать, Господь Иисус и пришел на землю. И если мы поймем это, то осознаем, что мы должны отдать Христу всё, что у нас есть, т.к. Он отдал нам всё, что есть у Него.
Всякий верующий, имеющий искреннее желание служить Богу и людям, будет использован Богом для служения. Независимо от наличия или отсутствия у него каких-либо особых природных способностей или дарований. Конечно, не каждый верующий дойдет до особых высот в этом служении, но каждый будет использован Богом в полной мере его возможностей. Если же Господь кого-то не использует вовсе, то это будет вина самого человека. (Напр., не соглашается выполнять предложенное ему Богом служение, Божьи условия.) Эти условия могут быть очень серьезны. Бог не всегда открывает сразу всё, что нам будет стоить их принятие. Но когда мы оказываемся настолько готовыми принять весь Божий путь, что уже не остановимся ни перед какими жертвами, тогда Бог начинает нам давать задания.
Человек, которого использует Бог для служения, имеет в своей жизни главную цель. Двоящееся сердце никогда не даст истинного удовлетворения. Человек, хватающийся одновременно за многое, редко в чем-либо успевает. Если его внимание раздвоено, не будет иметь успеха ни в одном, ни в другом деле. Это в большой мере относится и к человеку, который желает, чтобы Бог пользовался им для Своего служения. Делу Божьему должно безраздельно принадлежать всё его внимание. Ап. Павел был человеком одной привязанности. В этом заключалась тайна его успеха. Он имел только одно неутолимое желание – распространять познание о Христе, И этому делу он ревностно служил день и ночь. А в наши дни многие дети Божьи заняты слишком многими интересами, и поэтому Господь не будет использовать их. Мы не говорим о том, чтобы у нас не было никаких интересов в жизни. Ибо у каждого из нас есть обязанности, которым должно быть уделено известное время. Поэтому можем рекомендовать следующее. Во-первых, ограничить их и свести к столь ничтожному числу, настолько это только возможно. Во-вторых, чтобы все эти интересы занимали лишь второстепенное место в нашей жизни. Чтобы Бог был всегда и во всем на первом месте.
Человек, желающий служить Богу, должен исправить всё то, что мешает его полному общению с Богом. Преграда может заключаться в неоставленном грехе, чаще всего для нас привычном. Может быть, это нечистые мысли, или нечистые слова и дела. Может быть, это гордость, ревность, злоба, неверие, корыстолюбие или вообще то или иное проявление своего «я». Но в чем бы оно ни заключалось, оно должно быть устранено, иначе Бог не будет использовать нас.
Однажды промозглым осенним утром церковь собралась на богослужение. Среди примерно сотни собравшихся пастор заметил мальчика, который пришел на занятия воскресной школы в одной тенниске, брюках и кроссовке на босу ногу. После богослужения жена пастора повела этого шестилетнего мальчика в помещение, где хранилась пожертвованная церкви одежда, чтобы он выбрал себе куртку. Потом пастор с женой отвезли этого мальчика и его старшего брата домой. Мальчики стали регулярно посещать воскресную школу, а пастору представилась возможность сходить к их маме и поделиться с ней Благой Вестью. Знаем ли мы таких детей, которым нужно оказать элементарную помощь? Вспомним слова Господа Иисуса: Мк.9.37 «Кто примет одно из таких детей во имя Мое, тот принимает Меня». Куртка, чашка чаю, доброе слово. Если они – во имя Господа Иисуса, это орудия истинного служения. Наша любовь к Христу видна из того, как мы используем то, что имеем.
Если почитать свежих газет или посмотреть новости по телевидению, то, вполне вероятно, что мы прочтем или услышим о тысячах беженцах, которые где-то спасаются от гонений или насилия. В нашем мире есть такие проблемы, решить которые, кажется, невозможно. И те, кто пытается помогать несчастным прямо там, посреди этого несчастья, и те, кто наблюдает за этим несчастьем издалека, могут смертельно устать от сострадания. Когда кажется, что нуждам людей нет конца, а всё, что мы пытаемся делать, вроде бы ничего не меняет и никому не помогает, легко выбросить белый флаг. И мы говорим: «Капля в море. Что толку мучиться? С меня хватит». Усталость от сострадания может отравить нам жизнь в любой трудной ситуации: в семье, на работе, в церкви, на учебе. Но Бог через Библию предлагает нам средство от такой усталости и отчаяния. Гал.6.9 «Делая добро, да не унываем, ибо в свое время пожнем, если не ослабеем». И если сегодня вам кажется, что всё пропало, не отчаивайтесь. Бог обещает, что добрые семена, которые вы бросаете в землю, и добрые дела, которые вы делаете, в свое время принесут плод. Оставайтесь верными, продолжайте делать добро.
В одном из своих гимнов Чарльз Уэсли написал: «О, если б тысячею уст воспеть Спасителю хвалу». Но дело чаще всего в том, что и единственные уста могут сказать и спеть гораздо больше, чем мы говорим и поем. Уста, посвященные Богу, могут многое. Один человек, напр., был слеп и не имел ни рук, ни ног. Но, как и сердце псалмопевца, его сердце переполняла Божья любовь, а уста его были полностью отданы на служение Богу. Этот человек научился читать Библию для слепых языком. Так что он смог свои уста и свой язык использовать так, как их не использовал никто. И еще он учил многих Слову Божьему, и многим давал силы своим радостным свидетельством. Может быть, вы порой впадаете в уныние и считаете, что от вас Богу нет пользы. Если в вашем сердце любовь Христова, а уста желают возвещать ее, сегодня же отдайте свои уста Богу и начинайте восхвалять и прославлять Господа. Для этого достаточно и одних уст.
Хотя смеяться приятнее, чем плакать, нужно признать, что мудрости нас больше всего учили горести, а не радости. Тем не менее, многие христиане просто одержимы стремлением к личному счастью. Но автор книги Екклесиаст, напр., считал такое стремление неразумным. Еккл.7.3 «При печали лица сердце делается лучше». Богослов Френсис Шейфер, когда заболел раком, сказал так: «В этом мире быть беззаботно счастливым можно только, если ты достаточно молод, достаточно здоров и достаточно богат – и плюс ко всему этому тебя еще не должно беспокоить, что происходит с другими людьми. Но если тебе чего-то не хватает или если тебе кого-то жалко, то просто невозможно быть счастливым тем неразумным счастьем, которое некоторые христиане и называют настоящим христианством». Чего мы хотим на самом деле от жизни? Счастья? Порой в нашей жизни что-то действительно меняется к лучшему. Мы можем стать счастливее. Но на самом деле цель нашей жизни не счастье, а праведность. Потому что если изменимся мы, то будем больше похожи на Христа.
Мы живем в век, когда каждый думает, прежде всего, о своих интересах. Фермер-холостяк хотел найти жену и поместил в местной газете объявление: «Одинокий мужчина 35 лет желает познакомиться с женщиной примерно25 лет с трактором. Прошу прислать фотографию трактора». Все мы поражены вирусом эгоизма. Вот почему ап. Павел велел нам заботиться не только о себе, но и о других. Флп.2.4 «Не о себе только каждый заботься, но каждый и о других». Такое равновесие просматривается и в ветхозаветном законе. Лев.19.18 «Люби ближнего твоего, как самого себя». Чтобы это повеление было наполнено конкретным смыслом для израильского народа, Бог повелел им не пожинать края своих полей и не подбирать с него колоски, оставленные работниками. Почему? «Оставь это бедному и пришельцу» (стихи 9-10). Христос являет нам примеры такого внимания к другим. Внимание к другим – вот что отличает христианина.
Подобно детям, играющим на детской площадке в погожий летний день, мы предпочитаем проводить время праздно – отдыхая, получая удовольствие от дела, которое нам нравится, вместо того, чтобы заниматься трудом, готовясь к вечности. Если вы искренне уверовали, что Иисус Христос спас вас, то имеете твердую уверенность, что в будущем на небесах будете с Ним. И тогда приходит соблазн расслабиться, полагая, что оставшаяся жизнь будет сплошным отдыхом. Но Библия этому не учит. Ап. Павел говорит: Флп.2.12 «Совершайте свое спасение». А в 2Пет.1.8 содержится призыв развивать в себе праведность и другие христианские черты. Так поступая, мы готовимся к вечной жизни, в которой пребудем с Господом. Вместо того чтобы жить в свое удовольствие здесь на земле, давайте будем служить, чтобы позаботиться о нашем будущем.
Одна женщина рассказывала подругам, насколько важны знания, которые она получила на курсах по оказанию первой помощи. Вот ее слова: «Я еду вчера по улице и слышу где-то рядом визг тормозов, звук удара и звон разбитого стекла. Я разворачиваюсь и еду туда. Вижу машину, которая врезалась в столб. Подхожу ближе и вижу раненого водителя в ужасном состоянии. Колени у меня задрожали, и я растерялась, не зная, что же делать. Тут я вспомнила, чему нас учили на тех курсах. Я согнулась, зажала голову между колен – и это помогло. Я не упала в обморок». Не такого конца вы ожидали? Подобным же образом израильтяне не смогли понять более широкого предназначения своей духовной подготовки. Пророк Исаия обвинил их в том, что они, прежде всего, ищут своего, а интересами других пренебрегают. Их радение Богу было напыщенным ритуалом и не более того. Бьющим в глаза свидетельством их греховного небрежения о ближних были нищета, голод и бедствия среди угнетенных и беспомощных. Истинное служение Богу предполагает нечто большее, чем любовь к правильному вероучению и должным образом организованное богослужебное собрание. Оно предполагает первую помощь ближнему. Именно это является важнейшим свидетельством того, что наша духовная подготовка не была напрасной.
Одного известного футбольного тренера спросили: «Как влияет футбол на здоровье нации?» «А никак», ответил тренер. «Неужели?» - удивился корреспондент. Тренер сказал: «Конечно. Тем двадцати двум, что рвут жилы на поле, не мешало бы отдохнуть. А тем сорока тысячам, что на трибунах, не мешало бы заняться спортом». Нечто подобное сейчас наблюдается во многих церквях. Если вы сравните, сколько людей просто приходят на служения и сколько активно трудятся, то часто увидите просто удручающую картину. Привычная ситуация, когда небольшая группа ревностных тружеников рвут жилы «на поле», а остальные члены церкви – просто зрители, которые прохлаждаются «на трибунах». Но Бог создал церковь не для зрелищ, чтобы кого-то позабавить. Он не хочет, чтобы Его делом занимались только «профессионалы». В том деле, которое называется «жизнь», у всякого верующего есть свое место и свои духовные дары, которые он должен развивать на пользу всем (1Кор.12.7). Если кто из нас пока сидит на трибунах, знай, что ты очень нужен на поле!
пастор Золтан З. Тырык
Молитва. Боже и Отче! Просим, помоги нам осознать, что Ты хочешь большего от нас, чем просто внешнего смирения. Ты хочешь, чтобы мы отдали себя всего другим в служение. Что ходящие Твоими путями не закрывали глаза на нужды других. Просим, помоги нам в этом мире творить доброе. Помоги нам не унывать, не уставать в делании добра, кому можно, помогать. Научи быть Твоим светом, чтобы других благословить. Помоги нам доказать на деле свою веру, быть послушными Господу. Безропотно ступать по Его стопам и, когда Он скажет, и жизнь отдать. Научи нас страху Господню, и жить по слову Твоему. Да будет главнейшей заботой нашего сердца боль и беда нашего ближнего. Если пошлешь нам тяжелое начало, то укрепи нас, чтобы видеть во всем этом смысл. Поддержи нас и соверши задуманное Тобой. Пусть сердце наше воспоет и будет восхвалять и прославлять Тебя. Просим во имя Господа Иисуса Христа. Аминь.