КОММЕНТАРИИ
на Евангелие от Иоанна
Глава 4
Израильская земля во времена Спасителя была разделена на три части: на юге на Иудею, Галилею на севере и Самарию, лежащую между ними. В этой главе мы находим Христа в каждой из этих трех провинций: уходящего из Иудеи, идущего через Самарию и поселяющегося на некоторое время в Галилее.
4.1 «Когда же узнал Иисус о дошедшем до фарисеев слухе, что Он более приобретает учеников и крестит, нежели Иоанн»
Мы читали о том, как Христос, отпраздновав Пасху в Иерусалиме, пришел в Иудею. Теперь же Он оставляет Иудею за четыре месяца до жатвы, как сказано в этой главе в стихе 15. Так что Он провел здесь, согласно подсчетам, порядка шести месяцев. Подробного описания Его проповедей и чудес, имевших место в Иудее, не приводится, только в общих чертах сообщается, что Он приобрел учеников. Он многих убедил принять учение Его и последовать за Ним как за Учителем, пришедшим от Бога. Теперь ап. Иоанн, собираясь рассказать о разговоре, состоявшемся между Господом и самарянкой, вначале говорит о причине прихода Его в Самарию. Зная, что фарисеи враждебно к Нему настроены, Он не захотел прежде времени подвергать Себя их ярости. Такова была причина Его ухода из Иудеи. Ап. Иоанн упоминает о враждебности одних только фарисеев не потому, что книжники были к Нему дружелюбны. Но потому, что секта фарисеев тогда господствовала повсюду, а сами фарисеи под предлогом благочестивого рвения безумствовали более остальных. Будучи еще прежде озлоблены неудачной попыткой переманить учеников Иоанна Крестителя на свою сторону, фарисеи еще больше разозлились, увидев, что к Христу еще больше народа идет, чем к Иоанну.
4.2 «Хотя Сам Иисус не крестил, а ученики Его».
Крещение зовется Христовым, хотя преподается другим лицом. Оно зовется так, чтобы мы знали: оценивать крещение надобно не по личности служителя. Символ, принимаемый нами от смертного человека, имеет такое достоинство, как если бы Сам Христос протягивал его с неба собственной рукой. Не подлежит сомнению, что Господь сознательно воздерживался от совершения внешнего акта крещения, пока пребывал в этом мире. Этим Он хотел на все века засвидетельствовать: сила крещения ни в чем не умаляется, если его совершит человек. Т.к. крещение принадлежит Христу, оно не перестает быть Христовым, каков бы ни был совершающий его служитель. Этого достаточно для опровержения некоторых, считающих, что из-за порока служителя портится и само крещение. Таким же аргументом пользовался и бл. Августин в споре против донатистов.
4.3 «То оставил Иудею и пошел опять в Галилею».
Христос покинул эту страну, и пошел туда, где Его действия не вызывали такого раздражения, какое они вызывали, когда совершались прямо на глазах у фарисеев. Еще не настало время, определенное Богом, когда Христос должен быть предан смерти. Он пошел в Галилею, потому что там Его ожидали труд, много друзей и меньше врагов.
4.4 «Надлежало же Ему проходить через Самарию».
Как по происхождению своему, так и по своим религиозным воззрениям самаряне отличались от иудеев. Они были потомками тех колонистов, которых ассирийский царь переселил в эту землю после взятия в плен десяти колен Северного Израильского царства. И с которыми впоследствии смешивалось оставшееся здесь бедное население, в том числе и евреи. Между ними и иудеями существовала непримиримая вражда. Во времена процветания иудеев самаряне заявляли о своем кровном родстве с ними (Езд.4.2). Когда же иудеев постигали несчастья, они тут же доказывали, что они мидяне и персы (Иосиф Флавий. Иудейские древности). Господь заповедал Своим ученикам не входить в город самарийский (Мф.10.5), т.е. не проповедовать Евангелия и не творить чудес там. Он и Сам не проповедовал там и не сотворил ни единого чуда. Его глаза были всецело устремлены к погибшим овцам дома Израилева. Теперь Он вынужден был идти через Самарию, т.к. другого пути в Галилею, как через Самарию, не было. Кроме как в обход, по ту сторону Иордана, а это был довольно длинный путь.
4.5 «Итак, приходит Он в город самарийский, называемый Сихарь, близ участка земли, данного Иаковом сыну своему Иосифу».
Город назывался Сихарь. Вероятно, под этим подразумевается то же, что и Сихем или Шехем – место, о котором мы много читаем в писаниях Ветхого Завета. Здесь был поставлен на царство Авимелех, здесь находился престол Иеровоама, но ап. Иоанн упоминает в связи с этим местом Иакова. Город находился на склоне горы Гаризим.
4.6 «Там был колодезь Иаковлев. Иисус, утрудившись от пути, сел у колодезя; было около шестого часа. «Там был колодезь Иаковлев».
Здесь же находился колодец Иаковлев, которым патриарх пользовался. В Ветхом Завете об этом колоде нет упоминания, но существовавшее в ту пору предание гласило, что это был его колодец. «Иисус, утрудившись от пути, сел у колодезя». Он утомился от пути подобно всем путешественникам. Несмотря на то, что был только полдень, и Он преодолел лишь половину пути. Здесь мы видим, что Господь был истинным человеком, подверженным общим слабостям человеческой природы.
4.7 «Приходит женщина из Самарии почерпнуть воды. Иисус говорит ей: дай Мне пить».
Беседа Господа с самарянкой описана с подробностями. Суть этой беседы сводится к четырем главным темам. Они беседуют о воде, стихи 7-15. Христос, прося у женщины воды, делает это не только с целью получить повод для ее научения. Ведь Он действительно хотел пить. Однако это не помешало Ему воспользоваться удобным случаем для того, чтобы преподать Свое учение. Своей нужде Он предпочел спасение женщины. Он пользуется случаем и начинает беседу. Чтобы наставить женщину в истинном благочестии, Он переходит от видимой воды к воде духовной.
4.8 «Ибо ученики Его отлучились в город купить пищи». Стих не нуждается в комментариях.
4.9 «Женщина самарянская говорит Ему: как Ты, будучи Иудей, просишь пить у меня, самарянки? Ибо иудеи с самарянами не сообщаются».
Этим упреком женщина мстит за презрение к своему народу. Поскольку самаряне извратили поклонение Богу, и соблюдали множество дурных и незаконных обрядов, иудеи заслуженно не любили их. Между тем, не подлежит сомнению, что ненависть иудеев была по большей части плотской, а ревность по закону являлась лишь предлогом. Иудеев больше печалило, что назначенная им земля занята самарянами, нежели волновало нарушение божественного культа. Самарянская женщина сделала то, что присуще всем людям. Ведь мы болезненно переносим презрение к своей личности. Если кто порицает нас и наши дела, мы тут же начинаем на него сердиться. Итак, эта женщина, зная, что суеверия ее народа осуждались иудеями, ныне мстит иудеям в лице Иисуса Христа.
4.10 «Иисус сказал ей в ответ: если бы ты знала дар Божий, и кто говорит тебе: «дай Мне пить», то ты сама просила бы у Него, и Он дал бы тебе воду живую». «Иисус сказал ей в ответ».
Он игнорирует ее возражение, касающееся вражды между иудеями и самарянами, и не отвечает на него. Лучший способ залечить некоторые разногласия – не обратить внимания на них, и избегать всякого повода вступать в споры о них. Теперь Христос пользуется случаем и начинает говорить о благодати и силе Своего Духа. Он делает это перед женщиной, недостойной того, чтобы вообще с ней разговаривать. Это удивительный пример милосердия Господа. Ибо что такого было в этой женщине, чтобы она из блудницы сразу стала ученицей Сына Божия? Разговор с женщиной произошел отнюдь не случайно. Ведь Господь этим примером показывает нам, что никого не избирает в ученики по достоинству. На первый взгляд выбор Господа странен. Пройдя мимо столь великих мужей, живших в Иудее, Он завел дружескую беседу с самарянкой. В ее лице нам надлежало показать, сколь истинны слова, сказанные пророком: Ис.65.1 « Я найден был не искавшим Меня, открылся не вопрошавшим обо Мне, Я сказал не просящим Меня: «Вот, Я здесь»». «Если бы ты … просила бы у Него». Он дает ей понять, что теперь у нее появилась возможность обрести нечто чрезвычайно полезное для себя. Эти слова учат нас, что мы лишь тогда знаем, кто такой Христос, когда знаем и о том, что дает нам в Нем Отец. И это познание начинается с ощущения собственной нищеты. Ведь для того, чтобы кто-то начал желать исцеления, он прежде должен узнать о своей болезни. Она видела в Нем простого иудея, уставшего путника. Он же хотел, чтобы она узнала нечто больше о Нем, то, что должно было еще открыться. Цель Его слов: Он хочет вызвать у нее желание не отвергать с презрением предложенную ей жизнь. «И Он дал бы тебе воду живую». Этими словами Господь свидетельствует, что наши просьбы, направляемые к Нему, всегда будут законными. Действительно, без такой уверенности усердие в прошении сошло бы на нет. В данном случае Христос называет водой Дух. В Библии такая метафора обычна, имея под собой хорошее основание. Ибо мы подобны сухой, бесплодной земле. В нас нет жизненных соков, нет жизненных сил, доколе Господь не оросит нас Своим Духом. Здесь речь идет о таинственном духовном питании, которым Дух восстанавливает в нас жизнь и совершенствует нас. Некоторые относят это к евангельскому учению, к которому действительно подходит. Однако полагаем, что Христос под этим словом имел в виду всю благодать обновления. Кроме того, называя воду живой, Он намекает не только на ее оживляющее действие, но и на различные ее виды. Итак, вода называется живой, поскольку течет из живого источника.
4.11 «Женщина говорит Ему: Господин! Тебе и почерпнуть не чем, а колодезь глубок. Откуда же у Тебя вода живая?»
Женщина, сначала попрекнув Христа, затем начинает над Ним смеяться. Она хорошо понимает, что Христос говорит иносказательно, но выдвигает против Него другое иносказание. Как бы желая сказать, что Он обещает больше, чем может сделать. Она показывает некоторое уважение к своему собеседнику, называя Его господином, но не проявляет почти никакого уважения к Его словам, добродушно посмеиваясь над ними.
4.12 «Неужели Ты больше отца нашего Иакова, который дал нам этот колодезь, и сам из него пил, и дети его, и скот его?»
Этими словами она обвиняет Господа в гордыне, как возносящего себя над патриархом Иаковом. Подобное сравнение весьма порочно, т.к. самарянка сопоставляет здесь мертвого человека с живым Богом. Но как много людей впадает ежедневно в подобную ошибку. Тем более нам следует остерегаться, чтобы те, кого мы превозносим, не затмили для нас славу Бога. Дары Божьи следует почитать везде, где они себя обнаруживают. Поэтому подобает чествовать людей, наделенных редкими дарованиями. Однако ровно до той степени, пока Бог возвышается над всеми ними. Следует отметить, что самаряне ложно хвалились происхождением от святых отцов. Даже если бы они по плоти произошли от Иакова, их хваление всё было бы напрасным, потому что они полностью выродились, став чуждым истинного благочестия. Но будучи по происхождению потомками языческих народов, они не имели права даже на плотское родство.
4.13 «Иисус сказал ей в ответ: всякий, пьющий воду сию, возжаждет опять».
Господь различает между употреблением той и другой воды. Он дает ей понять, что живая вода, которую Он мог дать, была намного лучше воды из колодца Иакова. Хотя она и говорила превратно, Христос, тем не менее, не оттолкнул ее от Себя но наставил и ободрил ее. Во-первых, вода из колодца Иакова приносила лишь преходящее удовлетворение. Она ничем не лучше любой другой воды, ибо способна утолить лишь непосредственно возникшую жажду. Которая будет возникать снова и снова. Этот стих указывает также на несовершенство наших утешений в этом мире. Они не продолжительны, также и наше удовлетворение ими не длится долго. Какие бы воды утешения мы ни пили, мы возжаждем опять.
4.14 «А кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную».
Живые воды, которые Он хочет дать, несут непрекращающееся удовлетворение и блаженство. Кто вкусил Духа благодати и утешений, тот вовек не будет терпеть недостатка в том, что полностью удовлетворяет желания его души. Добродетельный человек находит удовлетворение в самом себе, ибо в сердце его живет Христос. Имеющий при себе ведро воды может пить только до тех пор, пока вода остается в ведре. А верующие имеют в себе источник воды, переливающийся через край и никогда не иссякающий. Этим источником воды являются принципы и чувства, которые религия Христа формирует в душах тех, кто подчинился ее власти. Она течет «в жизнь вечную», что указывает, во-первых, на цель действий благодати. Во-вторых, на постоянство этих действий благодати. В-третьих, на то, что, в конечном счете, они увенчаются вечной жизнью.
4.15 «Женщина говорит Ему: господин! Дай мне этой воды, чтобы мне не иметь жажды и не приходить сюда черпать».
Одни полагают, что она говорит иронически, насмехаясь над словами Христа как над очередной нелепостью. И не выражает желание, а бросает вызов Христу, требуя от Него этой воды. Как другие считают, это было всё же благонамеренное, хотя и слабое и невежественное желание. Она почувствовала, что Он имеет в виду что-то очень хорошее и полезное. И поэтому на всякий случай как бы говорит: «Какой бы ни была эта вода, пусть она у меня будет. Если можешь, покажи на деле свою силу».
4.16 «Иисус говорит ей: пойди, позови мужа твоего и приди сюда».
Эти слова не относятся к теме разговора. Более того, кто-то может подумать, что Христос был сломлен упорством женщины, и захотел прервать беседу. Но это не так. Видя, что произносимые Им слова вызывают язвительные замечания, Господь подыскивал подходящее средство против этого зла. Он поражает совесть женщины осознанием греха. И это опять же пример великого милосердия. Ведь Он почти насильно привлекает ту, которая не захотела прийти добровольно. Для многих учение Христа останется басней, пока они не убоятся Бога как Судьи. Он осторожно и тактично начинает этот разговор: «пойди, позови мужа твоего и приди сюда». Позови мужа твоего, чтобы он научил тебя и помог тебе понять эти истины, которых ты не разумеешь. Жены, желающие научиться, должны спрашивать у своих мужей (1Кор.14.35). Которые, в свою очередь, должны обращаться с ними благоразумно (1Пет.3.7). Повеление Господа было не только добрым, ибо Он хотел взять повод из этого для напоминания ей о ее грехе.
4.17 «Женщина сказала в ответ: у меня нет мужа. Иисус говорит ей: правду ты сказала, что у тебя нет мужа».
Женщина старательно пытается избежать осуждения. И, тем не менее, незаметно для себя, сама себя осуждает. И признает свою вину прежде, чем вполне осознает это. Сказав, «у меня нет мужа», она дала понять, что ей не хочется, чтобы этот вопрос вообще затрагивался.
4.18 «Ибо у тебя было пять мужей, и тот, которого ныне имеешь, не муж тебе; это справедливо ты сказала».
Эти слова можно считать и как выговор за ее теперешнее положение. То ли она совсем не выходила за него замуж, то ли у него была другая жена, то ли ее прежний муж еще был в живых. Так что она прелюбодействовала. Обратим внимание на то, в каких мягких выражениях Христос говорит ей об этом. Он предоставляет ее собственной совести сказать всё остальное. Укоры обычно бывают наиболее полезны тогда, когда причиняют наименьшую обиду. Мы можем следующим образом толковать слова Господа: «Бог связал тебя с законными мужьями, но ты не успокоилась, пока, обесславив себя многими разводами, не закончила откровенным блудом».
4.19 «Женщина говорит Ему: Господи! Вижу, что Ты пророк».
Она не отрицает истинности того, в чем Господь обвинил ее, но своим ответом подтверждает справедливость обвинения. Не дает она и воли своим расстроенным чувствам, но терпеливо переносит, когда ей говорят о ее проступках. Но это еще не всё, она идет дальше. Женщина не только скромно признала свою вину, но и стала готовой слышать учение, которое раньше презирала. Итак, в духовных вопросах человек может обучаться только после покаяния. Оно и есть та дверь, что ведет в школу Христа. Она признает Его за пророка, имеющего связь с небом.
4.20 «Отцы наши поклонялись на этой горе; а вы говорите, что место, где должно поклоняться, находится в Иерусалиме».
Некоторые считают, что она затронула этот вопрос, желая уйти от дальнейшего разговора о своем грехе. Другие полагают, что у нее были благие намерения. Она знала, что должна поклоняться Богу, и желала делать это правильно. Поэтому, повстречав пророка, просит его дать ей наставление в этом вопросе. Она излагает дело с точки зрения самарян: «отцы наши поклонялись на этой горе», возвышавшейся неподалеку от этого города. На ней Санаваллат построил самарийский храм. На ней же, по мнению некоторых, Авраам воздвиг жертвенник (Быт.12.6,7), а Иаков – свой (Быт. 33.18-20). Самаряне руководствовались пятью книгами Моисея. Хотя в этих книгах часто упоминается, что Бог Сам изберет место поклонения, однако они не нашли в них прямого указания на него.
4.21 «Иисус говорит ей; поверь Мне, что наступает время, когда и не на горе сей, и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу».
Господь как бы говорит: «поверь Мне как пророку и запомни, что Я скажу тебе». В первой части Своего ответа Христос упраздняет обрядовое поклонение, установленное во времена закона. Ибо сказав, что «наступает время», когда уже не будет особого места для совершения богослужений, Он намекает, что переданный Моисеем закон был лишь временным. Т.о., выведя почитание Бога из узких рамок, Христос распространяет его вширь, и указывает на то, что причастниками его могут стать и самаряне. В словах «наступает время» настоящее употреблено вместо будущего. Смысл таков: уже близка отмена ветхого закона, касавшегося храма, священства и внешних обрядов. Называя Бога Отцом, Христос, полагаем, противопоставил Его отцам, о которых упоминала женщина. Он как бы говорит: «Бог будет общим Отцом для всех, и Его будут почитать повсюду, без различения мест и народов».
4.22 «Вы не знаете, чему кланяетесь; а мы знаем, чему кланяемся, ибо спасение от иудеев».
Теперь Христос более подробно излагает то, что ранее кратко сказал об отмене закона. Смысл Его речи можно свести к двум положениям. 1. Он осуждает форму поклонения Богу самарян как ошибочную и суеверную. 2. Он свидетельствует о том, что почитание Бога, имевшееся у иудеев, было приемлемым и законным. Христос говорит о причине такого различия: иудеи черпали уверенность в своем культе из Слова Божия. А самаряне не имели надежных установлений Божьих. Под словом «спасение» следует разуметь то спасительное познание небесного учения, которым обладали иудеи. Ибо иудеи для того были отделены на время от остальных народов, чтобы от них на весь мир распространилось подлинное знание о Боге.
4.23 «Но настанет время, и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе».
Здесь сказано об отмене культа по закону. Говоря, что «настанет время», Христос учит, что порядок, переданный Моисеем, не вечен. Говоря же, что время уже настало, Он полагает конец обрядам и возвещает, что время исправления исполнилось. Далее Он переходит к более возвышенному положению: истинное поклонение Богу состоит в духе. Бог во все века хотел, чтобы Его почитали с верой, молитвой, благодарением, чистотой сердца и жизни. А отсюда следует, что Бога можно законно призывать на всяком месте. Но призывать Его надо в истине, т.е. искренне. Слова «таких поклонников ищет себе Бог» указывают на следующее. (1) Таких поклонников мало. (2) Такое поклонение является необходимым. (3) Бог благоволит к такому поклонению и таким поклонникам. (4) Всегда был и всегда будет остаток, состоящий из таких поклонников.
4.24 «Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине».
Духовный характер божественной природы является хорошим основанием для духовного характера поклонения. Если мы не поклоняемся Богу, Который есть Дух, в духе, то мы не воздаем Ему славы, достойной Его имени. И, т.о., не так совершаем самого акта поклонения. Следовательно, не можем рассчитывать на Его благоволение и одобрение. В результате мы упускаем из виду саму цель поклонения. Поскольку люди суть плоть, не удивительно, если им нравится подходящее их духу. Поэтому к божественному поклонению было примешано много показухи.
4.25 «Женщина говорит Ему: знаю, что придет Мессия, то есть Христос; когда Он придет, то возвестит нам всё».
Хотя религия у самарян была смешанной и нечистой, некоторые начала, почерпнутые из закона, засели в их душах. Одним из таких положений был приход Мессии. Вероятно, женщина, заключив из слов Христа о грядущих переменах в Церкви Божьей, вспомнила о Мессии. Говоря, что Мессия придет, она, скорее всего, имела в виду ближайшее время. Поскольку тогда все повсеместно ожидали Мессию. В учении женщина предпочитала Мессию Моисею и всем пророкам. Учение закона, по ее мнению, не полностью закончено. Мессия возвестит всё, что имеет отношение к служению Богу, то, что нам как раз и нужно знать. Он возвестит нам всё, что мы хотим знать и о чем пререкаемся друг с другом в темноте. Мысль о том, что когда-то засияет свет, утешала добродетельных людей в те времена.
4.26 «Иисус говорит ей: это Я, Который говорю с тобою».
Христос так явно открылся только этой женщине и еще слепорожденному (Ин.9.37). Он не открылся так даже Иоанну Крестителю, когда тот посылал к Нему (Мф.11.4,5). Не сделал того и иудеям, когда те приступили к Нему, требуя прямого ответа на вопрос о том, Христос ли Он (Ин.10.24). Господь пожелал таким образом почтить бедных и презираемых (Иак.2.6). Эта женщина не имела возможности видеть чудеса Христа, которые в то время были обычным методом убеждения людей. Бог может повелеть просиять свету благодати в любом сердце. Самарянка была лучше других приготовлена к принятию такого откровения. Она питала большие надежды в связи с приходом Мессии и была готова получить наставления от Него.
4.27 «В это время пришли ученики Его и удивились, что Он разговаривает с женщиной, однако ж ни один не сказал: «чего Ты требуешь?» или «о чем говоришь с ней?»»
Слова евангелиста об удивлении учеников можно объяснить тем, что иудеи считали осквернением разговаривать с самарянами. Если бы они посмотрели на себя, тогда они нашли бы не меньший повод для удивления. Видя, что они, люди без образования и почестей, вознесены до почета быть учеником. То, что никто из них не осмелился спросить об этом Иисуса, является примером и для нас. Если что-то в делах Божьих и Христовых кажется нам нелепым, мы не должны ослаблять свою узду и дерзко протестовать. Скорее, следует смиренно помолчать, пока с неба не откроется то, что ныне для нас сокрыто. Основанием же для подобного смирения является страх Божий и почтение к Христу.
4.28 «Тогда женщина оставила водонос свой, и пошла в город, и говорит людям:»
Евангелист говорит об этом, чтобы выразить пламенное усердие той женщины. Ибо то, что она оставила водонос и поспешила в город, есть знак поспешности и усердия. В этом и состоит природа веры: став сами причастниками вечной жизни, мы хотим привлечь в общение с нею и других людей. Познание Бога не может оставаться в сердце мертвым и бездеятельным. Напротив, оно должно явить себя всем. Ибо истинно сказанное: Пс.115.1 «Я уверовал, поэтому начал говорить». Тем более достойны внимания пламенность и окрыленность этой женщины. Едва увидев Христа, она уже прославляет Его по всему городу. Некоторые считают, что женщина скорее достойна порицания. Ведь будучи ненадежно обученной, она преступила пределы данной ей веры. На самом деле она поступила бы неосмотрительно, если бы присвоила себе право учить. Однако она хотела лишь вызвать интерес у горожан, дабы они пошли и послушали Самого Спасителя. Поэтому нельзя сказать, что она пошла дальше положенного.
4.29 «Пойдите, посмотрите Человека, Который сказал мне всё, что я сделала: не Он ли Христос?»
Как сильно желала она, чтобы познакомились жители ее города с Христом. Она честно и простодушно рассказала им об этом страннике, с Которым познакомилась. Она прямо говорит им, что именно заставило ее восхищаться Им: Он «сказал мне всё, что я сделала». В этом Евангелии написано только то, что Он сказал ей о ее мужьях. Но вполне допустимо, что Он назвал ей и другие факты из ее жизни. Итак, она дала ясное свидетельство Его пророческого дара. Поскольку горожане не могли судить об учении Христовом, подобное начальное приготовление оказалось весьма полезным.
4.30 «Они вышли из города, и пошли к Нему».
Ее приглашение имело успех. Богу угодно было склонить сердца горожан к тому, чтобы обратить внимание на ее сообщение, а не пренебречь им как пустым вымыслом.
4.31 «Между тем, ученики просили Его: Равви! Ешь».
Господь Иисус старался экономить каждую минуту. Когда ученики пошли в город, Он провел назидательную беседу с женщиной. Когда же женщина ушла в город, Он провел не менее назидательную беседу с учениками.
4.32 «Но Он сказал им: у Меня есть пища, которой вы не знаете».
Удивительно, что Господь, испытывая голод, тем не менее, отказался принять пищу. Его намерение заключалось не в том, чтобы научить учеников отвергать пищу. Надо принять во внимание сопутствующие обстоятельства. Христа настолько увлекло Его тогдашнее дело, настолько захватило оно всю Его душу, что для Него было не в тягость даже пренебречь пищей. Он лишь показывает, что более, а что менее важно. Т.о., Он учит нас Своим примером предпочитать Царство Божие всем телесным нуждам. Не следует быть настолько приверженным заботам о себе, чтобы из-за пищи упустить время, которое Бог как бы специально дает нам для служения Его величию. За благоприятную возможность проповедовать Евангелие Христос ухватился обеими руками. Он без колебаний воздержался от пищи и питья. Действительно, было бы глупо, если бы женщина, оставив водонос, побежала созывать народ, а Христос проявил бы меньшее рвение.
4.33 «Посему ученики говорили между собой: разве кто принес Ему есть?»
Ученикам и в голову не приходило, что Он намеревался насадить Свое Евангелие среди самарян. Даже Его ученики были склонны интерпретировать Его слова в плотском смысле, когда Он прибегал к аналогиям.
4.34 «Иисус говорит им: Моя пища есть творить волю Пославшего Меня и совершить дело Его».
Христос хочет сказать, что Он ни в чем другом не услаждается столь сильно, ничему другому не посвящает Себя столь охотно. Кроме того, Господь ясно дает понять, в чем именно состоит воля Отца. Она в том, чтобы Христос исполнил возложенное на Него поручение. Достаточно известно, в чем состояло Его служение. Он должен был продвигать Царство Божие, восстановить к жизни погибшие души, посеять повсюду свет Евангелия и принести спасение миру. Превосходство этого поручения заставило алчущего и уставшего Христа забыть о пище и питье.
4.35 «Не говорите ли вы, что еще четыре месяца, и наступит жатва? А Я говорю вам: возведите очи ваши и посмотрите на нивы, как они побелели и поспели к жатве».
Сказав, что для Него самое главное – исполнять волю Отца, Он показывает теперь, что время для этого как раз наступило. Он делает это, сравнивая Свое служение с жатвой. Ведь когда посеянное зерно созревает, недопустимо откладывать жатву, иначе зерна осыплются с колосьев. Так и нашем случае Христос говорит, что духовный плод созрел, и нельзя больше медлить. Это сравнение выражает причину спешки. Словами «не говорите ли вы» Господь намекает на то, что люди более внимательны к земным вещам, нежели к небесным. Они настолько томятся в ожидании жатвы, что считают месяцы. В то время, собирая небесную жатву, они на удивление медлительны.
4.36 «Жнущий получает награду и собирает плод в жизнь вечную, так что и сеющий и жнущий радоваться будут». «Жнущий … вечную».
Этим доводом Он показывает нам, сколь усердным подобает быть в служении Богу. Христос обещает нам плод, и притом – нетленный и непреходящий. Плод нашей жатвы не только ценен для Господа, но и пребывает вечно. С этой целью в Библии в нескольких местах сказано о награде, но вовсе не для того, чтобы таким образом оценивать заслуги дел. Господь, чтобы воодушевить нас, воздает нам незаслуженной наградой. Служение Христу несет награду уже в настоящее время. Его дело само по себе есть награда за него. Жнецы Христа получают плод, т.е. и себя спасают и слушающих их. «Так что и … «. Тот служитель, который, как Иоанн Креститель, становится орудием в начинании доброго дела, есть сеющий. А тот, который берется за продолжение и завершение его, есть жнущий. И оба они вместе радоваться будут успеху и полезности друг друга. Есть и другое толкование, которое провозглашает следующее. Этими словами Христос научает нас не жаловаться на то, что апостолы пожинают чужие плоды. Чтобы правильно понять это место, необходимо видеть антитезис между сеянием и жатвой. Сеянием называется здесь учение закона и пророков. Ибо тогда семя, брошенное в землю, оставалось как бы сокрытым в траве. Евангельское же учение, приводя людей к долгожданной зрелости, сравнивается здесь с жатвой.
4.37 «Ибо в этом случае справедливо изречение: один сеет, а другой жнет».
Пословица эта была известной. Она гласила, что плод труда одних часто пожинают другие. Хотя различие было в том, что в данном случае трудящийся не печалился, лишившись плода своих трудов. Ведь апостолы видели в пророках соучастников в одной с ними радости. Писания пророков, читаемые каждую субботу в синагогах, укрепляли в людях ожидание Мессии. И тем самым готовили их к тому, чтобы принять Его. Если бы не семя, посеянное пророками, эта самарянка, возможно, и не сказала бы: «Знаю, что придет Мессия».
4.38 «Я послал вас жать то, над чем вы не трудились: другие трудились, а вы вошли в труд их».
Эти слова показывают, что почва для служения Христа была хорошо подготовлена писаниями пророков, особенно среди иудеев. Они трудились, а ученики Христа вошли в труд их, строили на их основании и пожинали плод выросшего от посеянного ими. Господину жатвы достается слава как тех, так и других.
4.39 «И многие самаряне из города того уверовали в Него по слову женщины, свидетельствовавшей, что Он сказал ей всё, что она сделала».
Иоанн говорит о том, какое значение имело свидетельство женщины среди ее сограждан. Откуда явствует, что в их среде надежда на ожидание Мессии была распространена. Можно было бы подумать, что т.к. Он обнаружил тайные грехи этой женщины, то они побоятся пойти к Нему, чтобы Он не открыл также и их грехов. Однако они готовы были решиться на это, только бы не упустить возможность познакомиться с Тем, Кто, по их мнению, был пророком. И вот какие два шага они сделали: они поверили слову Христа и просили Его остановиться у них. Глагол «уверовали» здесь означает, что горожане признали во Христе пророка. Это как бы начало веры, когда души уже готовы к принятию главного учения.
4.40 «И потому, когда пришли к Нему самаряне, то просили Его пробыть у них; и Он пробыл там два дня».
Когда самаряне увидели Его бедное материальное положение, не уменьшили их уважения к Нему и их надежд на Него. Они были настолько далеки от того, чтобы соблазниться о Нем, что, напротив, упрашивали Его побыть у них. Они хотели оказать Ему почетный и добрый прием и получить от Него наставления. Религия самарян во многом уступала религии иудеев. Однако многие иудеи, видевшие чудеса Христа, не приняли Его учения. Тогда как самаряне, не видевшие Его чудес и не имевшие части в Его благоволении, пригласили Его к Себе. Христос принял их предложение. Он пробыл там два дня, потому что у Него появилась возможность делать доброе дело.
4.41 «И еще большее число уверовали по Его слову».
Ничего не сказано о том, что Он там говорил и делал, исцелял ли Он их больных или нет. Но, так или иначе, очевидно, что сказанное и сделанное Им убедило их в том, что Он – Мессия. Многие из тех, кого невозможно было убедить выйти к Нему из города, всё же уверовали в Него, когда Он Сам пришел к ним. Этот пример учит нас никогда не упускать возможность распространить Царствие Божие. Здесь слово «уверовать» имеет уже другой смысл. Оно означает, что люди не только подготовились к восприятию веры, но действительно были ей наделены.
4.42 «А женщине той говорили: уже не по твоим речам веруем, ибо сами слышали и узнали, что Он истинно Спаситель мира, Христос».
Самаряне хвалятся здесь, что теперь у них есть более надежное основание, чем слова женщины, ибо они часто бывают пустыми. Евангелист говорит о том, что их вера была зачата от Слова Божия. Ведь лишь на его авторитет можно положиться вполне надежно. Сейчас Бог не присутствует с нами явно, и не говорит с нами лицом к лицу. Однако кто бы ни возвещал нам Его Слова, лишь на Него может полагаться наша вера. Итак, самое главное в вере – это знать, что устами служителей говорит Сам Христос. Христос засвидетельствовал самарянам, что принесенное Им спасение обще для всего мира, оно относится также и к ним.
4.43 «По прошествии же двух дней Он вышел оттуда и пошел в Галилею».
Несмотря на то, что Он встретил такой радушный прием среди самарян, и имел среди них даже больший успех, чем где-либо, тем не менее, по прошествии двух дней Он оставил их. Сделал это не столько потому, что они были самаряне, сколько потому, что должен был и в других местах благовествовать.
4.44 «Ибо Сам Иисус свидетельствовал, что пророк не имеет чести в своем отечестве».
Он пошел в Галилею, но не в Назарет, который был Его отечеством. Христос не хотел идти в Назарет, потому что знал, как мало уважения Он встретит там. Великим огорчением является для служителя ходить среди людей, которые не ценят ни его самого, ни его трудов.
4.45 «Когда пришел Он в Галилею, то галилеяне приняли Его, видевши всё, что Он сделал в Иерусалиме в праздник, ибо и они ходили на праздник».
Долго ли продолжался этот прием, не ясно. Иоанн говорит это лишь для того, чтобы мы знали: Христос творил чудеса в присутствии многих людей, чтобы о них разошлась широкая молва. Кроме того, отмечается польза, получаемая от чудес: они пролагают дорогу истинному учению. Ведь чудеса приводят к тому, что Христу воздается уважение и честь.
4.46 «Итак, Иисус опять пришел в Кану галилейскую, где претворил воду в вино. В Капернауме был некоторый царедворец, у которого сын был болен».
Он пошел в Кану галилейскую, желая посмотреть, принесло ли совершенное там чудо какие-нибудь добрые плоды. И если да, то утвердить их веру. Название «царедворец» или в более точном переводе «царек» был дан этому человеку или по причине обширности его владений или власти. Одни полагают, что его титул указывал на его высокое положение придворного, состоявшего на службе у царя. Другие полагают, что он указывал на партию иродиан, к которой он принадлежал. Возможно, это был Хуза, домоправитель Ирода (Лк.8.3). От Капернаума, где жил этот царедворец, до Каны, где сейчас находился Христос, было 15 миль.
4.47 «Он услышал, что Иисус пришел из Иудеи в Галилею, пришел к Нему и просил Его придти и исцелить сына его, который был при смерти».
То, что царедворец попросил у Христа помощи, свидетельствует об определенной вере. Но то, что он предписал Христу сам способ оказания помощи, говорит о его невежестве. Значит, он думал о Христе лишь как о пророке, посланном от Бога с целью творить чудеса и доказывать этим, что Он – пророк Божий. Этот же царедворец вынуждает Христа прийти (т.к. не надеялся на исцеление, если Он не придет), хотя на дорогу требовался целый день. Однако этот порок Христос оставляет без внимания. Он попрекает царедворца по иной причине. Он причисляет его к числу всех прочих иудеев, чрезмерно желавших чудес.
4.48 «Иисус сказал ему: вы не уверуете, если не увидите знамений и чудес».
Не так, как уверовали самаряне, хотя они не видели знамений и чудес. Попробуем объяснить причину такой жесткости в словах Христа, ведь Он обычно дружелюбно принимает тех, кто хотел от Него помощи. Несомненно, у Него была тогда некая веская, но неизвестная для нас причина обойтись с этим человеком суровее обычного. Возможно, Он имел в виду не столько его самого, сколько весь народ. Он видел, что учение Его не пользуется большим авторитетом. Между тем все страстно жаждали чудес, и разум народа находился не столько в изумлении, сколько в отупении. Иудеи настолько зависели от чудес, что ничего не оставляли Слову Божию. Даже если бы Бог обрушил на них кучу чудес, они лгут, говоря, что тогда поверили бы Евангелию.
4.49 «Царедворец говорит Ему: Господи! Приди, пока не умер сын мой».
Царедворец не принял укор Господа за отказ, но продолжал настаивать на своей просьбе. Он по-прежнему заставлял Христа прийти, считая, что иначе Он никак не сможет помочь его сыну. Он верит, что Христос силен исцелить его больного сына, но не верит, что Он силен воскресить его мертвого сына. Поэтому он говорит: «Приди, пока не умер сын мой». Он забыл о том, что пророки Илия и Елисей воскрешали мертвых детей. А разве власть Христа была ниже их власти? Поскольку царедворец все-таки добился желаемого, отсюда можно заключить, что Христос упрекал его не потому, что хотел отвергнуть его мольбы и прошения. Скорее Он делал это для того, чтобы исправить порок, закрывавший ему доступ к истинной вере. Вспомним о том, о чем говорили ранее: это был скорее попрек в отношении всего народа, нежели одного конкретного человека. Обратим внимание еще на один факт: придворные обычно напыщенны, горделивы и не терпят, чтобы с ними разговаривали жестко. Этот царедворец, боясь потерять сына, смирился и не возмутился таким суровым приемом со стороны Христа.
4.50 «Иисус говорит ему: пойди, сын твой здоров. Он поверил слову, которое сказал ему Иисус, и пошел».
Христос даровал царедворцу то, что тот просил. Он сказал, что сын его уже здоров. В этом Он проявил Свое могущество, а именно, что Он мог исцелять, не утруждая Себя визитом к больному. Так быстрее наступило исцеление и укрепилась вера царедворца. Господь проявил и Свою милость, ибо Он видел, как сильно переживал царедворец о своем сыне. Поскольку царедворец пришел с убеждением, что Христос – пророк Божий, он охотно склонился к тому, чтобы поверить сказанному. Он поверил не только во всемогущество Христа, в то, что исцеление совершилось по слову Его. Но и в Его всеведение, в то, что Он знал о выздоровлении его сына. Он пошел, решив не утруждать более ни Христа, ни самого себя.
4.51 «На дороге встретили его слуги его и сказали: сын твой здоров».
Здесь говорится о результате столь великой действенности Слова. Нам надлежит знать, что всякий раз, когда Господь предлагает нам помощь, у Него всегда хватит силы исполнить обещанное. Лишь бы неверие наше не закрыло Ему дверь. Далеко не всегда и даже не часто Господь сразу же протягивает руку помощи. Но всякий раз, когда Он медлит, у Него на то имеется надлежащая причина, и печется Он о нашей пользе. Когда мы не видим от Него помощи, вспомним о том, сколько в нас сокрыто неверия. Или о том, сколь немощна и ограниченна наша вера.
4.52 «Он спросил у них: в котором часу стало ему легче? Ему сказали: вчера в седьмом часу горячка оставила его».
Спрашивая слуг о том, когда почувствовал сын себя лучше, царедворец был движим тайным божественным внушением. Он спросил не потому, что сомневался в способности слова Христа принести выздоровление его сыну. Но потому, что хотел, чтобы его вера подтвердилась. Чтобы в дальнейшем он мог убедить любого, кому бы ни пришлось ему рассказывать об этом чуде. Ибо совпадение во времени двух событий было существенным обстоятельством. Т.о., подлинность чуда проявилось еще ярче. Ведь мы, люди, по природе склонны подавлять силу божественного света. Сатана пользуется различными уловками, чтобы затемнить лучезарный Божий вид.
4.53 «Из этого отец узнал, что это был тот час, в который Иисус сказал ему: сын твой здоров. И уверовал сам и весь дом его».
Как Слово Божье помогает нам понимать действия Бога, так и Его действия помогают нам понимать Его Слово. Утверждению веры царедворца способствовали два обстоятельства. Во-первых, выздоровление его сына было внезапным, а не постепенным. Во-вторых, как раз в это время Христос разговаривал с ним. Мы видим благословенный результат этого события: исцеление сына принесло спасение этой семье. Вероятно, у царедворца было много домочадцев. Он не мог заставить их верить, но, убедившись в истинности этого чуда, они сами пришли в школу Христа. Какая благословенная перемена произошла в этом доме благодаря болезни отрока! Это должно примирить нас с бедствиями, ибо мы не знаем, какое благо они могут принести нам в дальнейшем.
4.54 «Это второе чудо сотворил Иисус, возвратившись из Иудеи в Галилею».
Это второе чудо в Галилее по отношению к описанному в Ин.2.11, где превращение воды в вино названо Его первым чудом. В Иудее Он сотворил много чудес (Ин.3.2, 4.45). Говоря о втором чуде, евангелист желает напомнить нам о первом, сотворенном Им в том же самом месте несколькими месяцами ранее. Ап. Иоанн хочет указать нам и на тот факт, что это исцеление предшествовало множеству исцелений, о которых прочие евангелисты упоминают как об имевших место в Галилее. Вероятно, в силу того, что больной был человеком знатным, о его исцелении громко заговорили. А это, в свою очередь, сделалось причиной того, что к Нему устремились толпы больных.