ПРОПОВЕДИ
Да не господствует грех над вами
Рим.6.14 «Грех не должен над вами господствовать,
ибо вы не под законом, но под благодатью»
Ап. Павел использует аргументы из обетований и привилегий Нового Завета. Можно было бы возразить, что мы не можем победить грех, это непосильная для нас задача. Но апостол говорит: «Вы сражаетесь с врагом, которого можете победить, если только не отступите и не бросите своего оружия. Завет благодати предлагает вам силу, если только вы хотите воспользоваться ею». Грех может бороться внутри верующего, может причинять ему много скорбей, но он не может господствовать над ним, не может им управлять. Ибо верующий не под законом, но под благодатью; не под законом греха и смерти, но под законом духа жизни во Христе. Мы, верующие, руководствуемся новыми принципами, нежели прежде. Мы не под законом дел, который осуждает за малейшую ошибку и говорит: «Делай так и будешь жить, а если не будешь делать, то умрешь». Мы под заветом благодати, который принимает нашу искренность за совершенство, не требуя больше от нас ничего. Завет благодати не оставляет дело нашего спасения на наше попечение, но отдает его в руки Посредника Иисуса Христа, гарантирующего нам, что грех не будет над нами господствовать, потому что Он разрушил власть греха и сатаны. Так что если мы будем стремиться к победе, то выйдем победителями. Христос не позволит греху царствовать над теми, кто хочет подчиниться Его правлению. Итак, мы находимся под благодатью, которая принимает наше стремление, старание, не подмечая каждого нашего согрешения; оставляет место для раскаяния, и обещает прощение в ответ на него. Этот приведенный апостолом Павлом аргумент самый сильный в пользу того, чтобы ничего общего не иметь с грехом. Неужели мы будем грешить против такой благости, злоупотреблять такой любовью?
Выражение «грех не должен над вами господствовать» относится не только к грешным прихотям, направленным на обретение земных благ и временного преуспевания. Но также и к нашей практике уклонения от временных бедствий и несчастий. Ибо человек, имеющий Христа верой, не дает приоритет никаким благам мира сего перед небесными благами, хотя многое может привлекать его. И даже самой жизни, равно как он не боится зла, даже самой смерти, независимо от того, насколько ужасающими они являются. Ибо он прочно стоит на твердой скале, не уклоняясь ни к сладостной жизни, ни к жизни суровой. И это не потому, что он не имеет желания скрыться бегством от страха или не искушаем желаниями плоти. Он отнюдь не является нечувствительным по отношению к прихотям, и противостояние дается ему с огромным трудом и многими скорбями. Праведник всегда больше напоминает жертву, чем победителя, пока он борется с искушениями. Ибо Господь позволяет ему быть искушаемым, чтобы, в конечном итоге, укрепить его в вере и благодати. Господь верен по отношению к тому, кто взывает к Нему верой. Он не попустит нам быть искушаемым сверх сил.
Всем нам приходилось пройти через искушение. Возможно, оно было незначительным – всего лишь хотелось посплетничать, напр. Мы знали, что делать этого не нужно, но язык так чесался, что мы забыли о любви к ближнему и не могли рассуждать здраво. Давным-давно такая проблема возникла у Адама и Евы. Их так волновало одно из деревьев в райском саду, что кроме него они уже не видели «леса». И чего же это им стоило? Специально для них Бог создал Эдемский сад, в котором они не знали ни зла, ни испытаний, ни болезней, ни смерти. Они наслаждались общением с Самим Творцом. Но всё это они отдали всего лишь за то, чтобы вкусить запретного плода с одного единственного дерева. Проступок Адама и Евы по-прежнему довлеет над нами. Как часто мы тянемся к единственному дереву испытания! Искушение затмевает всё остальное, от мыслей о нем не можем избавиться. А наша изворотливая логика готова оправдать всё, что угодно. Подумаем сегодня обо всем том, что Адам и Ева оставили в Эдемском саду. Напитаем наш разум истинами Божьего слова и шаг за шагом будем полагаться на водительство и силу Святого Духа. Тогда мы испытаем вечную радость Божьих благословений, а не временное греховное удовольствие.
Читаем слова ап. Павла из Рим.7.6 «умерши для закона, которым были связаны, мы освободились от него, чтобы нам служить Богу в обновлении духа, а не по ветхой букве». Апостолу хорошо знакома наша реакция на запрет. В 7-ой главе Послания к римлянам он говорит, что закон фактически пробуждает в нас греховные страсти (Рим.7.5). Если нам сказано, что чего-то делать нельзя, нам обязательно хочется сделать именно это. И раз нам постоянно хочется бунтовать против запретов, значит, нам нужна какая-то сила, которая бы нас влекла к добру. Ап. Павел говорит нам, что мы можем выйти за рамки разрешений и запретов, и войти в любовь с Самим Христом. Закон несет с собой смертный приговор, потому что не нарушить его мы не можем. А принятие Христа дает жизнь, мы можем уйти от власти запретов к Его безграничной силе и любви.
Свобода становится очень опасной в руках тех, кто не умеет с ней обращаться. Поэтому преступников и лишают этой свободы, сажая за колючую проволоку. Или представим, что будет, если дать свободу костру в сухом лесу. Он превратит всё вокруг в бушующее адское пламя. Неограниченная свобода может привести к хаосу. И нигде это не бывает так явно, как в христианской жизни. Верующие свободны от проклятия закона, от наказания по закону и от чувства вины, о котором говорит закон. Вместо страха, беспокойства и чувства вины приходят мир, прощение и свобода. И кто может быть свободнее того, кто свободен в глубине своей души? Но именно здесь таится ловушка, в которую мы частенько попадаем. Мы употребляем свободу на удовлетворение прихотей своих. Мы живем для себя. А свобода-то нам дана для того, чтобы в нашем служении друг другу и Богу «вера действовала любовью» (Гал.5.6). Когда мы полагаемся на Дух Божий и свои силы употребляем, чтобы служить Богу и помогать другим, Господь будет нейтрализовать пагубные дела плоти (Гал.5.16-21). Так что всегда будем употреблять свободу для созидания, а не для разрушения. Не контролируемая свобода опасна, как бушующее пламя. Но если свобода под контролем, она приносит благословение.
Дерево появилось на склоне скалистой горы примерно 500 лет тому назад. В течение последующих столетий оно выросло, перенесло ураганы и даже лавины. А теперь это когда-то возвышающееся как башня дерево стало массой гниющей древесины. К порче привели это дерево орды жучков до такой степени, что этот природный небоскреб сдался на милость маленьких насекомых и упал. Вот так бывает с некоторыми верующими. Многие годы они противостоят искушениям, выдерживают кризисы, стойки силою Бога. Но мелкие грешки закрадываются в их жизнь: где-то чуть-чуть слукавил, где-то поддался жадности или похоти, тем грехам, которые постепенно разрушают характер. И вдруг они терпят падение. В Песне песней Соломона 2.15 сказано: «Ловите нам лисиц, лисенят, которые портят виноградники». Этот образный стих должен звучать тревожным сигналом в наших сердцах. Нам не должно соглашаться с мелким злом, которое прогрызает до корней нашу жизнь. Иначе наше когда-то сильное свидетельство о Христе превратится в безмолвную жертву греха. Великое падение бывает и от малого преткновения. Когда мы не хотим видеть опасности греха и позволяем ему одержать верх над нами, сами накликаем беду. Чтобы избежать такого конца, давайте будем каждый день открывать свои сердца Господу и просить Его указать на наш грех и помочь преодолеть его.
Один человек купил собаку для охоты на фазанов. Но оказалось, что ее интересовали только зайцы. Вместо того чтобы охотиться на фазанов, хозяину пришлось повиноваться желанию собаки. Но, в конце концов, ему это надоело, и он оставил собаку дома. Эта история напоминает нам слова ап. Павла. В Рим.7.15 он писал: «Не то делаю, что хочу, а что ненавижу, то делаю». Апостол имел в виду конфликт между своими старыми греховными наклонностями и новой природой, которую он обрел, когда был рожден свыше. И если мы не займемся своими грехами всерьез, то станем похожими на этого охотника. Будем делать то, чего не хотим, и не будем делать того, что делать нужно. Охотник свою проблему решил – оставил своевольную собаку дома и один отправился охотиться на фазанов. Так бы и нам поступать в нашей духовной жизни. Каждый день, обдумывая предстоящие дела, вспомним о наставлении: Рим.13.14 «Облекитесь в Господа нашего Иисуса Христа, и попечения о плоти не превращайте в похоти». Если мы будем покоряться Христу, полагаться на Его силу и во всем признавать Его главенство, то сможем заглушить те греховные позывы, которыми донимает нас наше старое «я». Вот как нам «оставить нашу собаку дома».
В современных машинах есть различные сигнальные устройства, которые напоминают о том, что машина эксплуатируется неправильно. В человеке таким сигнальным устройством является наша совесть. Когда мы грешим или впадаем в искушение, она «включает сигнал». Это Дух Святой то ли обличает нас в грехе, то ли предупреждает, чтобы мы не согрешили. Если мы сделаем что-то недостойное, этот неприятный сигнал совести нашей должен привести нас к покаянию. А если мы исповедуем грех и покаемся в нем, Бог нас простит и очистит нашу совесть. Ап. Павел знал, что значит иметь добрую совесть. В 1Тим. 1.13 он писал: «Меня, который прежде был хулитель и гонитель и обидчик, но помилован». Он обрел милость прощения, веру и добрую совесть. Он наставлял Тимофея, чтобы тот воинствовал как добрый воин, и сохранял веру и добрую совесть. И сказал, что некоторые отвергли их и в результате потерпели кораблекрушение в вере (1Тим.1.18-19). Если у нас есть добрая совесть, будем благодарить за это Бога. А когда раздается пронзительный сигнал совести, не будем оставлять его без внимания. И будем воинствовать, чтобы сохранить веру и чистую совесть, и общение с Иисусом Христом.
Нам часто приходится делать выбор, от которого зависит наше будущее. Сделаешь неправильный выбор – не оберешься проблем в будущем. Бог об этом знал и нам говорил: Гал.6.7 «Что посеет человек, то и пожнет». В справедливости этой истины пришлось убедиться тридцатилетнему мужчине. За повторное управление автомобилем в нетрезвом состоянии он был осужден к 15 годам лишения свободы. Но приговор ему отсрочили на год. Если бы в течение этого срока он не совершил никаких правонарушений, тюрьма ему вообще бы не грозила. Но наш герой не любил, чтобы его учили жить, и вскоре поехал на рыбалку с просроченными правами. Его остановили, составили протокол, и вся эта история закончилась тем, что он отправился в тюрьму отбывать там 15 лет. Рыбалка обошлась ему слишком дорого. А не совершаем ли и мы похожих глупостей? Не отвергаем ли мы Божьей милости, чтобы позволить себе сомнительное удовольствие греха? Если вы хотите результативно бороться против греха, держитесь за Иисуса Христа. Повинуйтесь Его заповедям. Иначе прогадаете.
В 50-ом псалме Давид кается в своем грехе с Вирсавией и просит Бога восстановить то общение, что когда-то было у него с Господом. Он молится так: Пс.50.12,14 «Сердце чистое сотвори во мне, Боже! Возврати мне радость спасения Твоего!» Может быть, мы тоже съехали в кювет греха? У нас имеется возможность вылезти отсюда, только одна единственная: обратиться к Господу, вернуться в Его нежные и любящие руки. Исповедуем свой грех, покаемся и попросим у Него прощения. Он ждет этого, чтобы у нас с Ним всё было, как раньше, и чтобы мы снова смогли делать всё, что должен делать христианин.
Да поможет нам в этом Господь!
пастор Золтан З. Тырык
Молитва. Боже и Отче! Просим, дай нам осознать, что мы свободны от силы закона, что он не правит уже нами, леденя нашу кровь. Но мы связаны безмерной Христовой любовью, и живем, как диктует нам эта любовь. Благодарим Тебя за то, что Христос пришел искупить нас и нам свободу дать. Помоги нам понять, что свобода дает нам право делать не то, что нравится нам, а то, что нравится Тебе. Просим, прости наши мелкие прегрешения, чтобы не произошло с нами великое падение. Помоги нам покоряться Христу, полагаться на Его силу и во всем признавать Его главенство, чтобы мы могли заглушить наши греховные позывы. Помоги нам обратиться к Нему, когда нас обжигает жаркое дыхание соблазна. Благодарим Тебя за дар доброй совести, которая нам указывает путь. Помоги нам следовать ей строго и с дороги не свернуть. Просим, помоги нам напитать наш разум истинами Слова Твоего и шаг за шагом полагаться на водительство и силу Святого Духа. Дай нам испытать вечную радость Твоих благословений, а не временное греховное удовольствие. Просим во имя Господа Иисуса Христа. Аминь.