ПРОПОВЕДИ
Грех осуждения
Мф.7.1-2 «Не судите, да не судимы будете;
ибо каким судом судите, таким будете судимы».
Некий писатель и пастор писал: «Человеческая натура способна к переменам, и за это нам нужно день и ночь благодарить Бога. Мы все-таки еще можем меняться». И весь смысл нашей жизни именно в том и заключается, чтобы мы не мешали Богу нас изменять. А вот как нам в таком случае относиться к тем верующим, которые изменяются или слишком медленно, или годами вообще не меняются? И вот мы то ли их критикуем в глаза, то ли перемываем им косточки за глаза. Но это делу совсем не поможет, а напротив, мешает Богу изменять этих людей так, как Он хочет. Вот три варианта нашего осуждения к тем людям, чьими темпами духовного роста мы недовольны. 1. «Он никогда ничего не делает так, как надо». (Но ведь нет таких людей, которые всегда всё делают неправильно.) 2. «Он всегда таким был». (Очень даже может быть, но Бог силен и таких изменить.) 3. «Горбатого лишь могила исправит». (Нам можно только довериться Богу, Который знает и горбы, и сердца всех людей гораздо лучше, чем мы.) Иногда мы даже и к себе самим так относимся: «Ничего у меня не получается и не получится. Что толку стараться?» За мысли и поступки других людей мы вообще-то не отвечаем. А вот за свои отвечаем, да еще как. Так что с Божьей помощью мы, если захотим, можем не других осуждать, а за себя взяться. Мы можем решить поступать «как чада света» (Еф.5.8). И толк обязательно будет.
Иак.4.11 «Не злословьте друг друга братья: кто злословит брата или судит брата своего …». Грех осуждения непосредственно связан с грехом злословия. О грехе злословия мы говорили несколько месяцев тому назад (9.11.14г.). Иаков велит замолчать тому, кто судит брата своего. Под термином «судить» здесь следует понимать не оценку поведения, а осуждение. Этому увещанию созвучны слова Господа Иисуса: Мф.7.1-2 «не судите, да не судимы будете; ибо каким судом судите, таким будете судимы». При прочтении этих стихов очень важно не пойти по пути ложного понимания. К сожалению, этими стихами злоупотребляют враги Евангелия, превращая их из лекарства в яд. Говоря «не судите», Господь не имел в виду, что мы не можем иметь своего собственного мнения о событиях и людях, нас окружающих. Мы обязаны иметь собственное мнение, более того, призваны «всё испытывать» (1Фес.5.21) и испытывать духов, от Бога ли они (1Ин. 4.1). Иисус Христос не говорит, что мы не должны замечать грех других людей. Такое толкование Его слов противоречит духу Библии. В Своих словах Он указывает нам, как мы должны относиться к чужим недостаткам. В Его словах, по-видимому, содержится укор в адрес книжников и фарисеев, которые сурово, самоуверенно и высокомерно осуждали всех вокруг себя, как свойственно людям гордым и уверенным в своей праведности. Мы знаем, что существуют люди, в чьи обязанности входит судить других: правители и судьи. Христос не хочет их аннулировать. Это предупреждение относится к частным лицам. Запрет «не судите» следует понимать, что мы не должны присваивать себе такую власть над людьми, какую не позволяем другим иметь над собой. Мы не должны ни осуждать, ни унижать брата своего (Рим.14.10). Мы не должны судить поспешно. Мы не должны изображать людей в самом худшем виде, находить в их словах и поступках что-то возмутительное или оскорбительное, чего в действительности они не содержат. Мы не должны судить немилосердно, безжалостно, в духе мщения или из желания причинить вред. Мы не должны судить о человеке по его единственному поступку. Или судить о нем по тому, как он обращается с нами, поскольку в делах, касающихся лично нас, мы можем быть пристрастны. Мы не должны судить намерения других людей, ибо это Божья прерогатива. Мы не должны выносить приговора другим людям по вопросу их вечного спасения, не должны называть их лицемерами, нечестивцами и отверженными. Это будет превышением наших полномочий. Аргумент, усиливающий этот запрет: «да не судимы будете». Это означает, что если мы позволяем себе судить других, то можем ожидать, что сами будем осуждены. Осуждение тех, кто судит других, будет осуществляться в согласии с законом возмездия: «ибо каким судом судите, таким будете судимы». Праведный Бог соблюдает в Своем суде правило соответствия. Что будет с нами, если Бог будет судить нас так же строго, как мы порой судим наших братьев? В этом, как и во всем остальном, наша жестокость в обращении с другими возвращается на нашу же голову. Но если к собратьям по вере мы будем относиться как к тем, кого Бог избрал до сотворения мира, за кого умер Христос, кого любит и о ком печется Бог, и с кем нам предстоит провести вечность в раю, мы будем стремиться почитать, любить и оберегать их.
Рассмотрим еще один логический шаг в рассуждении ап. Иакова, продолжение стиха Иак.4.11 «кто злословит брата или судит брата своего, тот злословит закон и судит закон, а если ты судишь закон, то ты не исполнитель закона, но судья». Сущностью закона является любовь к Богу и к человеку. Каждая буква закона пронизана любовью. Если тот, кто должен исполнять закон Божий, отказывается подчиняться ему, то он превозносит себя над Богом (Законодателем) и демонстрирует неуважение к установленным Богом нормам. Столь ужасным пренебрежением грешник судит закон и негласно заявляет, что не собирается его любить, почитать и исполнять, а всё это есть хула на Бога.
Вспомним следующий стих из Послания ап. Иакова. Сначала рассмотрим первую половину стиха. Иак.4.12 «Един Законодатель и Судия, могущий спасти и погубить …». Возвышая себя над законом, человек также пытается поставить себя выше истинного и единого Законодателя и Судии – выше Самого Бога. Такое безрассудство делает грешника пособником сатаны, который безуспешно пытался завладеть престолом Божьим. Грех стремится свергнуть святого Бога как верховного Законодателя и Судью. Слова «Един Законодатель и Судия» означают и подчеркивают, что только один Бог, Творец Вселенной властен править миром и судить его. Справедливо только Он один может судить людей, поскольку Ему известны помышления сердца человеческого. Чтобы воздерживаться от осуждения других, ап. Иаков во второй части ст.12 указывает нам наше место. Иак.4.12 «… а ты кто, который судишь другого?» Преувеличенное самомнение выдает деяние осуждающих других. Иаков задает этот вопрос, обличая таковых.
На современном языке эти слова могли бы прозвучать так: «Да ты что возомнил о себе, что берешься судить другого?» Бог и через ап. Павла запрещает делать это. Рим.12.3 «не думайте о себе более, нежели должно думать».
Кто-то когда-то сказал, что нам легко простить другим те грехи, которыми мы сами больше всего подвержены. Но за те, которые над нами никакой власти не имеют, мы людей судим строго. В газете опубликовали результаты опроса, в ходе которого людям предлагали сказать, кто, по их мнению, с большой долей вероятности попадает в рай. Известный спортсмен с некорректным поведением набрал 28%. Четыре крупных политика дотянули до 50%. Ведущий популярной телепрограммы получил 66%. Но самый высокий рейтинг (87%) оказался у самих опрашиваемых. Т.е. почти каждый был уверен, что сам он в рай попадет наверняка. Требования к самим себе далеко не так строги, как те, которые мы предъявляем к другим. Мы можем называть великим грешником наркомана, а сами быть при этом отъявленными сплетниками. Никто без помощи Христа не наберет тех процентов, которые дали бы билет на небеса. Псалмопевец молится о том, чтобы Бог осудил Своих врагов, а затем вызывает и на себя огонь суда Божьего: Пс.138 23-24 «Испытай меня, Боже, и узнай сердце мое. Испытай меня и узнай помышления мои; и зри, не на опасном ли я пути, и направь меня на путь вечный». Против греха нужно стоять твердо. Против всякого греха. Но сурово судить других и давать поблажку себе – это глумление над Божьей благодатью.
В маленьком городке булочник покупал масло у местного фермера. Однажды он взвесил его и обнаружил, что фермер стал класть в пачки меньше масла, хотя продолжал брать за него те же деньги. Возмущенный этим булочник подал на фермера в суд. Судья спросил фермера: «У вас есть гири?» «Нет» - ответил фермер. «А как же вы тогда взвешиваете масло, которое продаете?» - удивился судья. И тогда фермер объяснил всё очень убедительно: «Когда булочник начал покупать у меня масло, я решил покупать у него хлеб. Я отвешивал в одну пачку столько же масла, сколько весила одна буханка хлеба. И если я недовешивал масла, в этом виноват сам булочник». Несправедливо и поспешно судить других – это грех. Особенно в этом отличились фарисеи. Они превозносили себя, унижая других. Но их пример не просто свидетельство гордыни, но и предупреждение о том, что осуждающего ожидает точно такое же осуждение. Господь Иисус сказал: Мф.7.2 «Каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить».
Нельзя делать вывод, чего человек стоит, в зависимости от того, хорош ли он из себя, густая ли у него шевелюра, строен ли он, во что одет. Мы, конечно не за то, чтобы голову не мыть месяцами, не следить за собой и ходить в лохмотьях. Речь не о людях, речь о нас самих. Мы склонны решать, нравится ли нам человек или нет, по внешнему виду и фасону одежды. Мы благосклонны к тем, кто одет с иголочки и гладко выбрит. Но мы должны знать, что мы не так смотрим, как смотрит Бог. Мы реагируем на физические, поверхностные качества. А истинная суть человека сокрыта глубоко у него в душе. Библия нам никогда не советует судить о людях по их внешнему виду. Бог через Библию нам говорит: 1Цар.16.7 «Человек смотрит на лицо, а Господь смотрит на сердце». Чтобы угодить Богу, не нужно быть смазливым. Всё решает не внешняя красота, а скромность, милость, сострадание и смирение. Постараемся мы тоже так оценивать людей.
Умственно неполноценный человек после каждого богослужения подбегал к пастору и радостно пожимал ему руку. Но он всегда добавлял и критические замечания, напр.: «Вы проповедуете слишком долго»; Ваши проповеди скучны»; «Вы слишком много говорите о себе». Огорченный пастор рассказал об этом дьякону, который ответил: «Не беспокойтесь. Он просто говорит то, что слышит от других». Критика распространена и среди христиан, а многие больны этой болезнью в хронической форме. Они просто эксперты по поискам ошибок в каждом, кто пытается служить Господу. Лучшее лекарство от этого греховного заболевания – любовь. Во-первых, мы должны искренне желать самого лучшего от Бога каждому человеку. Такая любовь «долготерпит, милосердствует, …не завидует, …не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла» (1Кор.13.4,5). Полагаясь на Господа, нужно воплотить в жизнь это отношение к людям. В следующий раз, когда вам покажется, что вы обнаружили чей-то недостаток, отвергните мгновенный порыв и подумайте, как помочь этому человеку (Гал.6.10). Не ищите недостатки, ищите средства, чтобы помочь.
Из всех болезней закон Моисеев выделяет и связывает с грехом только проказу. Дело не в том, что проказа греховна сама по себе, или что причина этой болезни всегда грех. Скорее, проказа представляет собой образ греха. Она на тело действует так, как на душу действует грех. У евангелиста Марка мы читаем о прокаженном человеке, который подошел к Господу и умолял Его: Мк.1. 40 «Если хочешь, можешь меня очистить». Христос «умилосердился». Люди обычно испытывают сострадание ко всяким больным и ко всем, у кого проблемы, но только не к прокаженным. Больные проказой считались «нечистыми» и в смысле религиозном, и в смысле самом прямом (Лев.13.45, 22.4). Никто и ни под каким видом не хотел с ними общаться, от них держались как можно дальше. Но Иисус захотел иметь дело с этим отчаявшимся человеком и даже коснулся его рукой. И в тот же миг проказа его оставила – он был очищен. Зачем же Господу Иисусу нужно было касаться этого человека? Ведь Он мог бы его исцелить одним только словом (как, напр., десять прокаженных). Но Он коснулся прокаженного по великой любви Своей и милосердию Своему. Ведь Он любил даже грешников. Нашему миру нужны руки, которые не боятся нечистого. И нам бы грешников не осуждать, не критиковать, а наставлять с любовью.
пастор Золтан З. Тырык
Молитва. Боже и Отче! Просим, помоги нам поступать «как чада света», не других осуждать, а за себя взяться. Помоги не судить немилосердно, безжалостно, в духе мщения или из желания причинить вред. Не судить намерения других людей, ибо это Твоя прерогатива. Помоги нам ко всем людям относиться доброжелательно, с любовью, помочь им в беде и в нуждах. Дай нам желание Тебе во всем угождать, жить в Твоей любви и грех побеждать. Чтобы мы всем сердцем стремились к Тебе. Помоги нам не судить возлюбленных Твоих, искупленных Спасителем нашим от всех грехов. Мы признаем, что мы видим чьей-то грех, и нас так и тянет грешника обличить. Но если быть честными по отношению к самому себе, то можно без труда увидеть всё то же самое в своей собственной душе. Ты запрещаешь нам судить. Молим Тебя, помоги нам следить за языком своим, нести повсюду любовь и истину, а не злобу и ложь. Лицемерием не согрешать, правду говорить, по правде жить. Просим во имя Господа Иисуса Христа. Аминь.