ПРОПОВЕДИ
Должно нам родиться свыше
Ин.3.5-7 «Иисус отвечал: истинно, истинно говорю тебе:
если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие.
Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух.
Не удивляйся тому, что Я сказал Тебе: должно вам родиться свыше».
Господь Иисус разъясняет сказанное Им Никодиму относительно возрождения. Родиться свыше – значит родиться от Святого Духа. Эта перемена совершается не собственной мудростью или силой, но силой и действием Святого Духа, Духа благодати. Перемена производится над духом человека, получающие возрождение становятся духовными. Наша бессмертная душа получает то господство над плотью, над греховными инстинктами, которое ей следовало бы всегда иметь. Мы рождаемся от плоти, являемся плотью, в этом и состоит наша болезнь. Причины ее таковы, что вылечить ее может только одно лекарство, а именно – мы должны родиться свыше. Сколько плоть ни прихорашивай, какое религиозное воспитание ни давай, человек остается духовно мертвым. Т.к. эти слова сказал Христос, а Он никогда не отказывался и не откажется от сказанных Им слов, поэтому и целый мир не может отрицать необходимость того, что нам должно родиться свыше.
О Джордже Уитфильде, одном из христианских реформаторов говорят, что почти половина его проповеднической деятельности заключалась в возвещении Евангельской истины о рождении свыше. Кто-то из его слушателей спросил: «Почему вы так часто проповедуете на тему «Должно вам родиться свыше»? Джордж Уитфильд ответил: «Я проповедую на эту тему потому, что каждому верующему без исключения действительно должно родиться свыше».
Обратим внимание на слова Библии: Рим.8.9 «Но вы не по плоти живете, а по духу, если только Дух Божий живет в вас. Если же кто Духа Христова не имеет, тот и не Его». Жизнь по плоти и по духу – два различных состояния души. Даже все святые, т.е. истинно верующие имеют в себе как плоть, так и дух – эти две противоположности. Следовательно, наше существо побеждается одним из них и подчиняется ему. Святой Дух посещает даже многих неверующих людей Своими побуждениями. Чаще всего они им сопротивляются и угашают их. Но в тех, кто освящен, возрожден, Он пребывает, живет в них и управляет ими. Как читали в нашем отрывке, принадлежат Христу только те, кто имеет в себе Его Духа. В таком человеке проявляются Его качества: кротость, смирение, скромность, терпение, миролюбие, милосердие. Мы не сможем идти по Его стопам, если не имеем Его Духа в себе. Кто имеет в себе Святого Духа, тот будет находиться под Его влиянием и водительством. Святой Дух освящает, учит и утешает нас.
Присутствие в нас Святого Духа определяет нашу подлинную сущность. Святой Дух – это не отвлеченная Личность, это Дух Христов, пребывающий и творящий в нас новую личность. Если этой новой личности с новой жизнью нет, то мы духовно мертвы. Испытания этой жизни быстро определят, кто мы. Действия Святого Духа в человеке, прежде всего, спасительные. Через проповеди, чтение Библии, молитвы верующих, через обличения в грехе Святой Дух пробуждает совесть необращенного человека. И влечет его к покаянию, к примирению с Богом, к освящению. Мертвый по грехам и преступлениям человек не обратится к Богу без Святого Духа. Человек может плакать, сожалея о греховных поступках, но пробудить дух человеческий – эту работу совершает только Дух Святой. Когда Дух Святой Своими обличениями касается нашего сердца – это первая и величайшая милость Божья к нашей личности, к нашей душе.
На отдаленном острове Тихого океана работал среди туземцев христианский миссионер. Многие слушали его горячие проповеди и некоторые принимали их к сердцу. Один из уверовавших во Христа дикарей, более других вникавший в христианское учение, пожелал наедине побеседовать с миссионером. Он спросил: «Не можешь ли ты мне объяснить, отчего у меня теперь совсем иные мысли и чувства, чем прежде? Ведь ты сам знаешь, как я давно охотно слушаю твои проповеди. И все-таки, прежде меня влекло к привычной греховной жизни; теперь – всё переменилось. Меня больше не влечет к греху, и нет мне большей радости, чем читать Священное Писание. Когда прежние мои товарищи пробуют сманить меня и заставить забыть всё, чему я у тебя научился, это им не удается. То, что мне было дорого прежде, утратило свою прелесть, и я теперь люблю совсем другое». На вопрос миссионер ответил вопросом: «Скажи, а сам ты чем объяснишь такую перемену?» «Я думаю … мне кажется… но я едва решаюсь высказать это, так высоко оно, что Дух Святой производит во мне эту перемену, отвращая мое сердце от греха и привлекая к Богу». Слова его дышали глубокой верой, а всё существо его, казалось, было проникнуто благоговением. Новообращенный христианин был прав, как мы видим из Библии: Евр.8.10 «Вложу законы Мои в мысли их и напишу их на сердцах их. И буду им Богом, а они будут Моим народом».
Возрождение – это достояние только живой Церкви, Церкви Иисуса Христа. Ни одна религия мира, какой бы красивой она ни была, какими бы величественными ни были ее литургии и обряды, не ставит своей целью возрождение души, да и не может его дать людям. Без покорности Святому Духу, без сознания греховности не возродится ни один человек. Некоторые христиане, будучи приверженцами духовно мертвого поклонения Богу, пребывают в заблуждении. Одна старушка была большой ревнительницей обрядов и духовно мертвого богопочитания. Она готова была жизнь отдать за свою церковь, так рьяно защищала заблуждение свое. Но Бог помиловал ее, снял пелену с ее глаз: на семидесятом году жизни она склонилась в покаянии перед живым Богом. Она ощутила в себе новую жизнь и получила духовную радость. Мы порой встречаем христиан, долгие годы пребывающими в религиозном обмане и не пережившими возрождение. И слышим высказывания: «Я давно член церкви, но с детства меня преследует грех, и я не могу его оставить» или «Крещение не обновило моего сердца». «Я покаялся, но жизни новой, Божьей, не получил» или «Дух Святой коснулся меня спустя долгое время после крещения, и только тогда я познал жизнь Божию». Будет ли Святой Дух обитать в человеке, который живет в грехе? Этого быть не может. Христианин может согрешить по немощи, неведению, небодрствованию, но систематически, без страха Божьего живет в грехе только духовно мертвый человек. В сердце его нет Духа Святого, а значит, нет и страха Божьего.
Подобно многим легкомысленным молодым людям, юноша вел распутную жизнь, залезая в долги. Чтобы заплатить их и иметь возможность дальше вести разгульную жизнь, он стал красть казенные деньги. Так он опустился всё ниже и ниже. Сумма похищенных денег достигла, наконец, таких размеров, что больше брать их было нельзя. Ежечасно ему грозила опасность быть разоблаченным. Им овладело отчаяние, и вот однажды он покинул родительский дом, решив лишить себя жизни. Дорога вела мимо церкви, где как раз проходило богослужение. Его потянуло зайти и послушать. Проповедник читал слова из Книги Иова: Иов 23.8,9 «Но вот, я иду вперед, и нет Его; назад – и не нахожу Его. Делает ли Он что на левой стороне, я не вижу; скрывается ли на правой, не усматриваю». Вдруг проповедник прервал чтение и воскликнул: «Ну, Иов, Иов! Почему ты вверх не смотришь?» Это слово с божественной силой врезалось в сердце юноши. Он не видел исхода – ни впереди, ни сзади, ни слева, ни справа, и ему казалось, что остался только один выход – в бездну самоубийства. Но теперь он стал обращать свой взор вверх, к Богу и к той Его благодати, которая может помочь там, где уже никакой человеческой поддержки нет. Слово, сказанное проповедником, стало поворотным пунктом в его жизни. Через него он нашел Иисуса Христа, Спасителя своего. Получил прощение грехов, а затем Господь помог ему рассчитаться со всеми долгами. Раньше он искал счастья в нечестивых удовольствиях и грехе, а теперь нашел его во Христе и Его слове.
Известен случай, когда христианка только в старости обнаружила, что всю жизнь себя обманывала, думая, что возрождена. Ее муж и дети были неверующими, потому что не видели в ней новой, истинной христианской жизни. И не верили в ее показное христианство. Но однажды, слушая проповедь о Духе Святом, о возрождении, она поняла, что не возрождена. Рыдая, она упала на колени и раскаялась. Домой она не шла, а летела – такую радость обновления подарил ей Господь. Долгие годы ее муж не хотел слушать, когда она начинала говорить о Боге или пригласить ее на богослужебное собрание. Он понимал, что жена верит в Бога чисто формально, ему была неприятна ее показная религиозность. Жена не раз спрашивала: «Почему ты так противишься Слову Господнему?» Муж не мог привести каких-то веских доводов, но ни разу не согласился пойти на богослужение. Когда же она, окрыленная, с умиротворенным и прощеным сердцем вошла в дом, упала в ноги мужу: «Милый мой! Прости меня! Я мучила тебя религиозными речами, я вводила тебя в заблуждение. Звала тебя к Богу, а сама не была настоящей христианкой. Только сегодня я искренне раскаялась и получила возрождение». Муж склонил седую голову над плачущей женой и стал ее успокаивать. Впервые за долгую жизнь он увидел в ней другого человека. Казалось, что перед ним был ангел Божий, а не его сварливая жена. Он прослезился, видя искреннее сокрушение жены, и вскоре сам обратился к Богу, став ревностным членом церкви.
Есть верующие, которые считают, что ответственность за то, чтобы определить возрождены они или нет, лежит на служителях церкви, на членах церкви, верующих родителях. Опыт показывает, что многие не воспринимают обличения и наставления даже со стороны братьев или сестер по вере. Однажды я зашел в комнату служителей и услышал крик одного брата: «Вы что, хотите сказать, что во мне нет Духа Святого?!» Служители не без причины вели с ним беседу. Он, мужчина лет сорока, член церкви, хотел развестись с женой и жениться на 16-и летнюю девушку из той же церкви. Поэтому, в первую очередь, мы сами не должны быть беспечными к своему состоянию. Нам нельзя успокаиваться до тех пор, пока не получим новой жизни от Бога. Мы сами видим, наша жизнь похожа ли на жизнь Христа. Будучи не возрожденными, мы мучим церковь, живя по плоти. От нас претерпевают домашние. Мы всем недовольны, никому не даем покоя, несмотря на то, что носим имя христиан. Но вот, жизнь наша оборвалась. Мы не вернемся оттуда, с того мира, чтобы оплакать свою беспечность и принести покаяние за жизнь по плоти. Царство Божье перед нами закрыто. Кто может облегчить нашу участь? Никто.
Нам необходимо возможно раньше решить наиважнейший вопрос: рождены ли мы свыше или нет? Живем ли мы по плоти или по духу? Разобраться нам в этом вопросе поможет 5-я глава Послания к галатам. Читаем: Гал.5.19-21 «Дела плоти известны; они суть: прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство, …». Итак, признаки невозрожденного человека – это жизнь по плоти с ее завистью, гордостью, обидчивостью, непримиримостью, распрями, разногласиями. Если тебя в церкви называют: спорщик, возмутитель, ничем не довольный, то Божий Дух еще не живет в тебе. Если ты не читаешь Библию и не живешь по Слову Божьему – это тоже признак невозрожденного человека. Если ты пребываешь в обиде и не желаешь примириться – ты не возрожден. Если из твоих уст срывались такие слова: «Я терпеть не могу этого человека, и видеть его не хочу!» – это вернейший признак того, что ты никогда не был возрожден.
В этой же пятой главе мы находим и признаков жизни по Духу. Если обитает в нас Дух Святой – должен быть и плод этого Духа. Читаем Гал.5.22-23 «Плод же духа (жизни по духу): любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание». Если у кого-то после прослушания этой проповеди забилось в тревоге сердце, то, придя домой, затворите дверь комнаты и воззовите в скорби души к Господу. И Дух Святой откроет вам ваше состояние. Он непременно высветит в вашем сердце всё, что Его оскорбляет, от чего вам нужно освободиться и за что раскаяться. Примите Его обличения – в них столько милости, столько заботы. Увещания Святого Духа – все справедливы, все благостны, потому что Он ведет нас к покаянию, к возрождению.
Боже! Помилуй нас, возроди нас, здесь присутствующих Духом Твоим Святым!
пастор Золтан З. Тырык
Молитва. Боже и Отче! Мы благодарим Тебя за то, что через нашего Спасителя Иисуса Христа Ты предупреждаешь нас о необходимости возрождения. Эти слова Господа Иисуса ежедневно должны звучать в наших ушах. Ибо никто из нас не может сказать, что свободен от порочных чувствований и не нуждается в духовном очищении. Мы рождаемся далекими и чуждаемся Царства Божия. Просим, помоги нам понять, что человеку надлежит родиться заново, прежде чем он вступит в Царствие Божье. И то, что мы нуждаемся не в исправлении какой-то одной части, но в обновлении всей природы, т.к. в нас царит один лишь порок. Благодарим, что Святой Дух есть автор этого второго рождения. Только по Его благодати люди обновляются разумом и душой. Просим, помилуй нас, возроди нас, здесь присутствующих Духом Твоим Святым. Просим во имя Господа Иисуса Христа. Аминь.