ПРОПОВЕДИ
Кто это такой?
Мф.21.10-11 «И когда Он вошел в Иерусалим, весь город пришел в движение
и говорил: Кто это? А толпы говорили:
Это пророк Иисус из Назарета галилейского».
Время от времени мы слышим о людях, которые устроили скандал из-за того, что им не оказали должного, по их мнению, уважения. «Вы знаете, кто я такой?» кричат они возмущенно. Вспомним высказывание: «Если вам приходится говорить людям, кто вы такой, то, вероятно, вы не тот, кем себя считаете». Образ, противоположный такой гордости и самомнению, виден в Иисусе Христе, особенно когда Его земная жизнь подходила к концу. Он вошел в Иерусалим, сопровождаемый хвалебными восклицаниями (Мф.21.7-9). Люди спрашивали: «Кто Это?» Народ отвечал: «Это пророк из Назарета галилейского». Господь пришел не для того, чтобы принять причитавшиеся Ему почести, но чтобы в смирении принести в жертву Свою жизнь, повинуясь воле Отца. В отличие от земных правителей, Христос никогда не требовал почтения к себе. Последние часы Его земной жизни прошли в полнейшем уничижении. Но внутренняя сила и важность возложенной на Него задачи помогли Ему пережить самые тяжелые мгновения и умереть за наши грехи, чтобы нам жить в свете Его любви. Понимаем ли мы, Кто Он?
У христиан друг семьи попросил одолжить ему машину. Муж с женой воспротивились, т.к. они только недавно купили эту машину. Однако вскоре они почувствовали угрызения совести, поскольку вспомнили, что Бог велел нам заботиться о ближних. Они отдали ключи, и их друг отправился в удаленную церковь, чтобы провести там молодежное евангелизационное собрание. Господь благословил это служение, несколько подростков обратились к Господу. Нечто подобное произошло с Самим Спасителем, когда Он послал учеников привести чужого осла (Мк.11.2). Если бы кто стал препятствовать, они должны были сказать, что «он надобен Господу» (Мк.11.3). Этот осел повез Иисуса Христа в Иерусалим в день, который мы называем Вербным воскресением. В этом содержится важный урок. У каждого из нас есть вещи, которые мы ценим и с которыми не хотим расставаться даже на время. Напр., новая машина, одежда, другие приобретения или, наконец, драгоценные несколько часов нашего времени в неделе. Будем ли мы открытыми, пойдем ли на встречу нуждам других, пожертвовав собой? Если вы видите нужду в Божьем деле и осознаете, что Бог ожидает вашего участия, сделайте так, как хозяин осленка. Пусть Господь получит заслуженную славу.
В отрывке Мф.21.1-11 описывается замечательное событие из жизни Господа Иисуса Христа – Его вход в Иерусалим перед распятием. Это был особый момент в Его жизни. Кажется, что здесь описывается приход в свой город какого-то царя-завоевателя. Множество же народа сопутствовало Христу в этой триумфальной процессии. Слышались громкие крики, прославляющие Его имя. Город пришел в движение, все обратили внимание на Него. Одни из чувства удивления, другие же – из чувства презрения к убожеству этой процессии. Некоторые, из числа ожидавших Мессию, радовались. А другие, из сословия фарисеев – испытывали зависть и возмущение. Такими разными были настроения при приближении Царя Небесного Царства. По поводу этого движения далее говорится, что жители города спрашивали: «Кто Это?» Кажется, они ничего не знали о Христе.
Хотя Он был славой народа Израилева, тем не менее, Израиль не узнал и не принял Его. Ин.1.10-12 «В мире был, и мир через Него начал быть, и мир Его не познал. Пришел к своим, и свои Его не приняли. А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божьими». Как бы добровольно стали люди слепыми, отказываясь познать источник просвещающего их духовного света. Ведь прежде, чем Христос явился в плоти, Он уже являл повсюду Свою силу. Повседневные проявления этой силы должны были стряхнуть с людей оцепенение. Абсурдно черпать воду из текущей реки и разумом не постигать существование источника, из которого река проистекает. Он пришел спасти этот погибающий мир потому, что Его руки же создали его. Мир через Него начал быть, и поэтому должен был оказать Ему почтение. Только немногие из обитателей земли узнали о том, что великий Творец, Владыка и Искупитель мира находится в нем. Они не узнали Его потому, что Он не открылся им таким, каким они Его себе представляли – окруженным видимым величием и славой. Христос никогда не отсутствовал в мире настолько, чтобы освободить людей от обязанности взирать на Него и пробуждаться Его светом.
Он пришел не просто в мир, который был для Него Своим. Но пришел к иудеям, которых Бог избрал Себе из всех других народов в особое стадо. Он происходил по плоти из этого народа, среди него жил и к нему был послан наипаче. Иудеи были для Него Свои, как являются своими для человека дом, земля, добро, которыми он владеет и пользуется. Его народ – верующие Свои Ему, как свои человеку его жена и дети, которых он любит. И общение с которыми приносит ему наслаждение. Он пришел к Своим, чтобы взыскать и спасти их, потому что они были Свои. У Него были все основания ожидать, что те, кто принадлежал Ему по праву, окажут Ему радушный прием. Учитывая то, в каком великом долгу они были перед Ним. И какая благоприятная возможность познать Его открывалась перед ними. Они имели Божьи предсказания, задолго известившие их о том, где и когда ожидать Его. И из какого колена и племени Он должен был восстать. Его приход сопровождался чудесами и знамениями. Тем не менее, Его не приняли. Они не приняли Его учения, не прияли Его как Мессию, но, напротив, настроились против Него. И духовные руководители, которые должны были быть особенно Своими для Него, первыми выказали Ему свое неуважение. А в наши дни многие, исповедующие себя своими Христу (христианами), фактически не принимают Его, потому что не хотят расстаться со своими грехами.
Однако нашелся остаток, который признал Его и оказался верным Ему. Хотя народ в целом упорствовал и погибал в неверии, всё же некоторые из них были склонны покориться Христу. Еще больше было таковых среди язычников. Хотя для евреев слово, переведенное как «имя» часто означает силу и доблесть, здесь оно относится к евангельскому учению. Веровать во имя Христа – это значит признавать истинными откровения Библии о Нем и соглашаться с предложением Евангелия касательно Его (спасение – только по благодати). Во-вторых, веровать во имя Христа – значит принимать Его как дар от Бога. Мы должны принимать Его учение как истинное и доброе. А также Его закон как справедливый и святой, Его предложения как полезные. И, наконец, мы должны принимать явленную в Нем благодать и излившуюся в наши сердца Его любовь как управляющий принцип всех наших действий и чувств. Привилегия всех истинных христиан состоит в том, что они являются детьми Божьими. По природе они были чадами гнева, чадами этого мира, но они сделались детьми Божьими. Ими становятся, а не рождаются. Своей привилегией усыновления они целиком обязаны Иисусу Христу. Он дал эту власть верующим во имя Его. Сын Божий стал Сыном Человеческим, чтобы сыны и дочери человеческие стали сынами и дочерьми Бога Всевышнего.
Вернемся к нашему праздничному тексту. Увидевшие Господа в сопровождении народа заинтересовались Им. Кто это, Которому восклицает народ, Чьему приходу уделяют так много внимания? Народ отвечал: «Это пророк Иисус из Назарета галилейского». Простой народ знал его лучше, чем великие мира сего. Иногда бывает глас народа гласом Божьим. Давая о Нем сведения, они говорили правду, когда называли Его пророком. До сих пор Христос был известен как Пророк, научающий и творящий чудеса. Теперь же они прислуживали Ему как Царю. Священническое служение Христа было раскрыто последним из всех трех Его служений. Однако они ошибались, прибавляя при этом, что Он был из Назарета (родился Он в Вифлееме). И это могло способствовать утверждению некоторых в предубеждении их против Христа.
Источники нашего знания о Христе можно разделить на две основные группы: нехристианские и христианские. Нехристианские источники также делятся на две группы: языческие и иудейские. И те и другие имеют лишь относительную ценность. По-существу, есть только три значительных языческих источника: Плиний (Письма, Х.996), Тацит (Анналы, ХV.44) и Светоний Транквилл («О жизни цезарей», ХХV.4). Все они восходят ко второму десятилетию 2-го века. Основные иудейские источники – Иосиф Флавий («Иудейские древности») и Талмуд. Нехристианские источники содержат скудную информацию об Иисусе. Однако все уверенно подтверждают, что Он действительно жил, собрал вокруг Себя учеников, совершал исцеления и был осужден на смерть Понтием Пилатом.
Имеются внебиблейские христианские источники, которые состоят в основном из апокрифических евангелий (150-350 гг. по РХ) и «аграфов» (незаписанных в Новом Завете изречений Иисуса). Их достоверность вызывает большие сомнения, порой же они выглядят совсем неправдоподобными.
В Библии мы находим следующее. Иисус был по плоти иудеем, потомком рода Давидова. Он был кроток, праведен, безгрешен, смиренен; знал искушения, установил Вечерю Господню, был предан на смерть и распят, восстал из мертвых и вознесся на небеса. Жан Кальвин внес значительный вклад в христианское понимание труда Христова, раскрыв тройное служение Христа как Пророка, Священника и Царя. Будучи величайшим Пророком Божьим, Христос являлся в одно и то же время и объектом и субъектом пророчества. На личности и труде Его сосредоточено внимание пророков Ветхого Завета; при этом и Сам Он был пророком. В пророческих утверждениях Самого Иисуса главное место отводится Царству Божию и собственной роли Христа в грядущем Царстве. Основной задачей пророка было возвещать Слово Божье. Иисус же не только возвещает Божье Слово – Он воплощает его Собой. Иисус, величайший Божий Пророк, есть Слово Божье, явленное в плоти. Ветхозаветный пророк представлял собой нечто вроде посредника между Богом и народом Израиля. Он обращался к людям от имени Господа. Священник же обращается к Богу от имени народа. Иисус также выполнял роль священника – великого Первосвященника. Священники Ветхого Завета регулярно совершали жертвоприношения. Иисус же принес жертву непреходящей значимости и сделал это раз и навсегда. В качестве приношения Отцу Он предложил Самого Себя. Он был и жертвователем и жертвой одновременно. О том, что Бог принял Его жертву, свидетельствует воскресение Христа. Во времена Ветхого Завета посреднические функции пророка, священника и царя выполнялись каждая отдельным человеком. Иисус же превосходно сочетает в Себе все три функции.
В телевизионном репортаже сообщалось о беженцах, вынужденных оставить охваченную войной страну. Многих поразили в самое сердце слова десятилетней девочки. Вопреки ничтожно малой надежды на возвращение, она проявляла твердую в том убежденность. Она сказала: «Когда мы вернемся, я пойду в гости к соседям, буду играть с друзьями. Папа говорит, что у нас нет дома. А я отвечаю, что мы его построим». В жизни должно быть место твердости, особенно если она коренится в нашей вере в Бога и любви к людям. Книга Руфь начинается с рассказа о трех женщинах, переживших тяжелые утраты. Муж и два сына Ноемини умерли на чужбине. Она решила отправиться домой в Вифлеем, а овдовевшим невесткам посоветовала вернуться к своим семьям. Орфа согласилась, а Руфь (прабабушка Давида) захотела остаться с Ноеминью, сказав: «Народ твой будет моим народом, и твой Бог – моим Богом» (Руфь 1.16). Видя, что она тверда, Ноеминь перестала уговаривать ее. Упрямство происходит от гордости, а посвящение – от любви. Решив принять крестную смерть, Спаситель направился в Иерусалим (Лк.19.28). В этой решимости Божьего Сына умереть за нас мы берем пример, чтобы жить для Него. Просим, Господь, помоги нам в этом!
пастор Золтан З. Тырык
Молитва. Боже и Отче! Мы благодарим Тебя за то, что в Библии изложено замечательное событие из земной жизни Господа Иисуса Христа – торжественный вход Его в Иерусалим перед распятием. Ибо это был особый момент в жизни нашего Господа. Мы благоговеем перед Его смирением, силой и любовью. Пусть познание Его изменит себялюбивые побуждения нашего сердца и побудит нас жить так, как Он жил в этом мире. Просим, соделай нас сосудом годным и во всяком деле угодным Тебе. Чтобы мы шли к Тебе от зла земной и жили для Твоей славы. Шли на встречу другим, пожертвовав собой. Благодарим, что Ты даешь нам всё по нашим нуждам, чтобы и мы могли восполнять нужды других. Мы молились во имя Господа Иисуса Христа. Аминь.