ПРОПОВЕДИ
Мудрость женщины
Прит.31.26 «Уста свои открывает с мудростью,
и кроткое наставление на языке ее».
История знает немало примеров, когда люди брали только части истины, а всё остальное отбрасывали. Тогда поведение этих людей доходило до абсурда. Напр., некоторые доходили до крайности в следовании наставлению ап. Павла об отделении от мира и распятии плоти (Рим.12.2; Гал.5.24). Симеон-столпник, монах 5-го века, после того, как его закопали по горло в землю на несколько месяцев, решил добиться святости, живя на вершине столба. Там он провел 30 лет. Другой «подвижник» хотел заслужить звание святого тем, что не менял одежды и не умывался после того, как стал отшельником. Хотя это и не было широко распространено, но эти примеры являются иллюстрацией печальных последствий неуравновешенного взгляда на духовные истины. Мудрость, о которой говорится в Библии, вобрала в себе многое из истины Божьей. Жизнь, построенная на Слове Божьем, уравновешена и свободна от крайностей.
Если пахарь не будет сводить глаз с какого-то предмета вдали, идя за плугом, борозда у него получится ровная. Если же он будет смотреть себе под ноги, выйдут странные зигзаги, хотя в процессе пахоты он был убежден, что идет по ниточке. Так бывает и в жизни. Линия нашей жизни будет тем прямее, чем более надежный ориентир мы себе избрали. Желательно выбрать такой ориентир, который вчера, сегодня и во веки тот же. Вся книга Притчей о том, как идти по прямой. В притчах говорится, что мудрый человек способен идти по прямой и не сворачивать в сторону. Но Библия не только советует нам, она нас знакомит с Иисусом Христом. Господь Иисус не просто учит истине, Он Сам есть истина. Так что пройти по жизни прямым путем можно, только не сводя глаз с Него.
Отрывок из книги Притч Прит.31.10-31, незаслуженно обходят вниманием. Некоторые мужчины просто пролистывают эту страницу, поскольку убеждены, что она написана специально для женщин. Представительницы прекрасного пола также не задерживаются на ней, потому что, по их мнению, ничего приятного для себя они там не найдут. Тем не менее, все мы – и мужчины, и женщины должны обратить на этот текст особое внимание. Для этого есть три причины. 1. Притча была включена в Библию по вдохновению Святого Духа. Мы знаем, что 2Тим.3.16 «Всё Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности». Вторая: 31-я глава облекает Премудрость в повседневную одежду, показывая, как выглядит тот, кто принял мудрое решение бояться Господа. 3. Отрывок Прит.31.10-31 предназначался для заучивания. Эти 22 стиха представляют собой поэтическое произведение, написанное акростихом. Каждый стих этого раздела начинается с очередной буквы еврейского алфавита. Для чего это сделано? В древнем мире акростих использовался для запоминания. Если вы знали буквы алфавита, то могли вспомнить следующий стих благодаря букве, с которой он начинался. Некоторые и сегодня так делают, но в те времена, когда мудрость передавалась из поколения в поколение устными пересказами, это было намного важнее. Дети заучивали уроки наизусть. Акростих значительно облегчал эту задачу.
Отрывок начинается с вопроса и утверждения: «Кто найдет добродетельную жену? Цена ее выше жемчугов». Слово «добродетельная» в еврейском языке многозначно. В Библии в других версиях оно переводится как «замечательная», «сильная» и «благородная». Другие места Ветхого Завета показывают, что эта желанная женщина, цена которой выше жемчугов. Слово, переведенное как «жена», означает также и «женщина». Многие переводчики выбрали слово «жена», поскольку в следующих двух стихах говорится о муже. Тем не менее, это не значит, что незамужние ничего из этого текста почерпнуть не смогут. Жены должны быть мудрыми и добродетельными, через них религия и добродетель передается потомству. Каждый понимает, что следствием этого будет мир и благополучие в доме. Добродетельная жена – женщина сильная (дословно), которая, хотя и является слабым сосудом, но сильна мудростью, благодатью и страхом Божьим. Она – духовная (т.к. мудрость от Бога), которая управляет своим духом и умеет управлять другими людьми. Как сложно встретить такую жену! «Кто нейдет ее?» Здесь подразумевается, что добродетельные жены редки. И многие, кажущиеся таковыми, на самом деле ими не являются. Но желающий вступить в брак мужчина должен усердно искать такую жену. И остерегаться соблазниться красотой, веселым характером, богатством, происхождением, хорошей одеждой, умением танцевать и т.д. женщины. Обладая этими качествами, женщина может быть и недобродетельной, хотя есть много истинно добродетельных жен, не имеющих этих преимуществ. Ценность такой жены неизреченная и муж ей должен оказывать соответствующие почести. Он должен демонстрировать это своей благодарностью Богу, своей добротой и уважением к ней. И никогда не думать, что сделал для нее слишком много. «Цена ее выше жемчугов» и дорогих одежд, которыми пустые женщины украшают себя.
Проследим по стихам нашего отрывка, какими качествами обладает мудрая женщина. Первой ее характеристикой является надежность. Ст.31. 11 «Уверено в ней сердце мужа ее». Супруг этой женщины вполне полагается на нее, зная, что деньги не будут растрачены. В стихах 13-18 мы обнаруживаем, что эта мудрая женщина также проницательна. Другими словами, она умна и рассудительна. Такой человек извлекает пользу из предоставляющихся возможностей, а не пытается воспользоваться окружающими людьми. В стихе 13 утверждается, что она «добывает шерсть и лен и с охотой работает своими руками». Она не просто хватается за всё, что подворачивается, но выбирает занятия с рассудительностью. «Она встает еще ночью и раздает пищу в доме своем и урочное служанкам своим». Эта рассудительная женщина смотрит вперед и готовится к будущему, а не живет одним настоящим. Она усердно работает. Она мудро подходит к вопросу приобретения собственности, а затем распоряжается ею так, что получает прибыль. Ст.16 «Задумает она о поле, и приобретает его». Она тщательно обдумывает свои замыслы, и достигает успеха во всем. В стихе 17 говорится, что она «препоясывает силой чресла свои и укрепляет мышцы свои». Это следует понимать, что она как проницательный человек, повышает уровень своих знаний и умений, чтобы совершать работу мудро, не тратя лишних сил. В стихе 18 сообщается: «Она чувствует, что занятие ее хорошо», т.е. производит она качественные товары, которые может продать купцам без стыда и страха. В стихах 19 и 20 находим третье качество мудрой женщины – щедрость. Ст.19-20 «протягивает руки свои к прялке, и персты ее берутся за веретено. Длань свою она открывает бедному и руку свою подает нуждающемуся». Эта мудрая женщина прядет шерсть, ткет ткань и шьет одежду, которую продает купцам, чтобы иметь возможность проявлять щедрость к бедным и нуждающимся. Проницательность всегда должна дополняться щедростью, иначе она обратится в скупость. А Бог через Библию отзывается о скупости не лучшим образом. Поэтому проницательный человек пользуется возможностями для умножения прибытка, чтобы было из чего уделять нуждающимся. Четвертое качество нашей мудрой женщины усердие (ст.21-25). Мудрость сопровождается усердием. Наша героиня усердно печется как о своих нуждах, так и о семейных. Ст.23 связывает ее усердие с положением в обществе ее супруга: «Муж ее известен у ворот, когда сидит со старейшинами земли». То, как эта мудрая женщина ведет хозяйство, стяжает уважение для ее мужа среди уважаемых людей общества. Ст.26 открывает пятую характеристику нашей женщины – не только правильно поступает, но и верно говорит. «Уста свои открывает с мудростью, и кроткое наставление на языке ее». Она не говорит ни глупостей, ни грубостей, наставляет с любовью.
Приведем примеры, доказывающие, что в Притче 31 мы имеем не идеализированный портрет жены. Есть такие жены и в жизни. Епископ Тейлор оставил нам такой портрет леди Карбери: «Как жена она была целомудренной и любящей, здравомыслящей и смиренной. Как мать она была доброй и строгой, осмотрительной и благоразумной, очень нежной; гораздо больше любила души своих детей, чем их тела. Слуги считали ее благоразумной хозяйкой, и в то же время щедрой и справедливой». Биограф госпожи Годольфин пишет: «работала она ради бедных людей, кроила и шила жилеты и другую одежду, которую потом раздавала бесплатно, подобно Тавифе. Она тратила немало времени и денег на них, помогала, посещала, заботилась».
В одном месте Премудрость, принявшая вид женщины, говорит, что любящие ее будут жить, а те, кто грешат против нее, повредят своим собственным душам (Пр.8.35-36). Т.о., мудрость – это не только вопрос ежедневного хождения, но еще и вопрос жизни и смерти. Характер нашей женщины дополняет и венчает то, что она «жена, боящаяся Господа» (ст.30). Она обладает многими прекрасными качествами, но ей присуще и то одно, которое необходимо для вечной жизни. Она во всех своих поступках руководствуется принципами совести и уважения к Богу. И этим качествам отдается больше предпочтения, чем миловидности и красоте, которые обманчивы и суетны. Красота обманывала многих мужей, которые по этим характеристикам выбирали жен. Внутри приятного и красивого тела может находиться порочная душа. Даже самая выдающаяся красота увядает и поэтому является обманчивой и суетной. А страх Божий, господствующий в сердце, является красотой души. Бог благоволит к такой душе, и в Его глазах она имеет огромную ценность.
Страх Божий поддерживает нас в ежедневной жизни. Быть надежным непросто, но Бог рядом и видит, что на нас можно положиться. Нелегко быть и проницательным, однако Бог видит наши усилия, в которых Ему воздается слава. И щедрым быть не всегда хочется, но Бог заботится и об этом. Усердие также не всегда добавляет радости, но мы трудимся, чтобы прославить нашего Создателя. Наконец, рассудительные и добросердечные речи требуют изрядного старания, но Бог слышит, что мы говорим. Отношения с Богом открывают новую перспективу для нашего восприятия жизни. Мудрый человек знает, что важно. Знает разницу между вечным и временным и выбирает вечное. Страх или благоговейный трепет перед Богом побуждает нас мудро распоряжаться временем в свете вечных ценностей.
Французским ученым удалось научить цыплят говорить перепелиным «голосом». Исследователи пересадили пяти зародышам цыплят тот участок мозга, который, по их мнению, отвечает за их «говор». Эксперимент прошел успешно, и цыплята с рождения запищали по-перепелиному. Но есть Божье действие почудеснее этого. Бог «пересадил» тем, кто уверовал в Его Сына как Спасителя, ум Христов. В нас живет Дух от Бога. И каким-то непостижимым образом мы теперь имеем доступ к такой премудрости Божьей, которой никому не добиться никакими дипломами и стараниями. Раз нам дан ум Христов, мы можем смотреть на всё так, как на это смотрит Бог. Это, конечно же, не значит, что мы можем рассуждать на равных с Богом. Или, более того, наставлять Его. Но это значит, что у нас есть данная Богом способность мыслить, говорить, поступать и жить так, как это делал (или сделал бы) Сам Христос. Господи! Прости нас за то, что мы порой не пользуемся тем умом Христовым, который Ты нам дал. Помоги нам вникать в Слово Твое, в мысли Твои, чтобы всё больше и больше мыслить, говорить, поступать и жить так, как Ты.
пастор Золтан З. Тырык
Молитва. Боже и Отче! Мы благодарим Тебя за то, что в Библии дано описание добродетельной женщины, особенно относящейся к матери и хозяйке семьи. Благодарим, что нам не найти проводника надежней, чем золотая правда Библии. Мы признаем, что мы духовно слабы, как малое дитя, что без Иисуса Христа нам не прожить ни дня. Просим, веди нас Ты, Господь, по этой жизни. С Тобой все беды улетят прочь. Благодарим Тебя за то, что нам дан ум Христов, и мы можем смотреть на всё так, как на это смотрит Он. Просим, прости нас за то, что мы не в полной мере пользуемся тем умом Христовым, который Ты дал нам. Дай нам мудро распоряжаться временем в свете вечных ценностей. Помоги нам взвешивать каждое наше решение, принимаемое в течение дня. Помоги нам вникать в Твое Слово, в Твои мысли, чтобы всё больше и больше мыслить, говорить, поступать и жить так, как наш Спаситель. Просим во имя Господа Иисуса Христа. Аминь.