КОММЕНТАРИИ
на Евангелие от Иоанна
Глава 6
6.1 «После сего пошел Иисус на ту сторону моря Галилейского, в окрестности Тивериады». Иоанн обычно упоминает о тех делах и словах Христовых, о которых прочие три евангелиста умалчивают. Однако здесь он против своего обыкновения повторяет рассказанную ими историю (чудо с хлебами). Делает же это с целью перейти отсюда к проповеди Христа, состоявшейся на следующий день в Капернауме. Ведь эти два события между собой тесно связаны. Поэтому этот рассказ, хотя и присутствует у других трех евангелистов, отличается той особенностью, что преследует иную цель. Некоторые говорят, что это событие произошло немного позже смерти Иоанна Крестителя, что объяснило бы причину ухода Христа в столь дальнюю область. Ибо тираны, однажды пролив кровь благочестивых людей, разжигаются еще больше. Так же как неумеренность в питии еще больше обостряет жажду пьяниц. Итак, Христос хотел своим отсутствием утихомирить ярость царя Ирода. Морем Галилейским евангелист называет здесь Геннисаретское озеро. Говоря же о Тивериаде, он уточняет то место, куда отправился Христос. Тивериада – город, который Ирод не так давно до этого расстроил и украсил, и назвал его в честь императора Тиберия. Христос не переправился на противоположную сторону этого озера, а предпринял путешествие по берегу.
6.2 «За Ним последовало множество народа, потому что видели чудеса, которые Он творил над больными». Отсюда видно, с каким рвением следовали за Иисусом. Ведь, узнав Его чудодейственную силу, люди считали Его каким-то пророком или посланцем Божьим. Здесь надо учесть и следующее: чудеса Христа увлекли за Ним многих из тех, кто в действительности не был привлечен к Нему. Необычайность чудес удовлетворяла их любопытство, но сила чудес не пробуждала их совесть. Впрочем, евангелист Иоанн опускает здесь то, о чем говорится в других трех евангелиях: часть дня была потрачена на исцеление больных и наставление народа. Когда же солнце склонялось к закату, ученики попросили Христа отпустить все эти толпы. Иоанн же счел достаточным вкратце упомянуть обо всем этом. Чтобы по этому поводу перейти к тому, что следовало потом. Кроме того, здесь мы впервые видим столь пламенное желание услышать проповедь Христа. Ведь все, забыв о себе, оставались в пустынном месте до самой ночи. Тем менее извинительна наша вялость, когда заботу об утолении голода мы предпочитаем учению Христову. Так что даже мелкие проблемы отвлекают от размышлений о вечной жизни. Не подлежит сомнению: никто не пригоден для царства Божия, если, отрекшись от подобных удобств, не научится больше желать духовной, нежели телесной пищи.
6.3 «Иисус взошел на гору, и там сидел с учениками Своими». Христос, без сомнения, хотел уединиться до Пасхи. Поэтому сказано, что Он сидел с учениками Своими на горе. Однако это Он задумал как человек, намерение же у Бога было иное, которому Он с готовностью повиновался. Хотя Он избегал общения с людьми, Он всё же согласился, чтобы рука Божия привела к Нему такое скопище народа. Ибо на пустынной горе было больше людей, чем в каком-нибудь густонаселенном городе. Этот пример учит нас черпать мудрость из того, что случается с нами в жизни. Если происходит нечто иное, чем мы задумали, пусть не ропщем на Бога, всё устраивающего по Своему провидению. Есть мнение, что Иисус взошел на гору, чтобы этому множеству следовавших за Ним людей было удобно видеть и слышать Его. Эта была естественная кафедра. Теперь Господь вынужден был исполнять роль полевого проповедника, но от этого Его Слово не становилось хуже. И не теряло своей привлекательности для тех, кто умел им дорожить. Он там сидел, как положено было в то время учителям. Он снизошел до того, что взял учеников с Собой. Этим Он хотел почтить их на глазах народа, и вручить им залог будущей славы.
6.4 «Приближалась же Пасха, праздник иудейский». Первые слова этой главы, «после сего», не означают, что описываемые в ней события непосредственно следовали за теми, которые были описаны в предыдущей главе. Ибо между ними существовал значительный промежуток времени. Но означают лишь очередность событий во времени. Однако отмечается, что это было в те дни, когда «приближалась Пасха». Пасха упоминается здесь потому, что существовал у иудеев благочестивый обычай в течение тридцати дней готовиться к празднованию Пасхи. В течение этого времени они непрестанно думали о ней, ремонтировали дороги и мосты, если этого требовала необходимость. И разговаривали о Пасхе и ее установлении. Упоминается о Пасхе и по той причине, что каждый знал, что Иисус отправится в Иерусалим. И в течение какого-то времени будет отсутствовать в их местности. По-видимому, это побуждало людей тянуться к Нему еще больше и с еще большим усердием.
6.5 «Иисус, подняв глаза и увидев, что множество народа идет к Нему, говорит Филиппу: где нам купить хлебов, чтобы их накормить?» Поскольку плоть всегда заставляет нас о себе заботиться, Христос добровольно принимает на Себя заботу о тех, кто пренебрег самим собой. Он не ждет, пока алчущие воскликнут, что погибают от голода. Он готовит им пищу, даже когда Его не просят об этом. Кто-нибудь скажет: «Так происходит не всегда. Ведь мы часто видим, как благочестивые, полностью преданные Царстве Божьему, почти что умирают от голода». Ответ может быть такой: даже желая испытать нашу веру, Христос всё равно призрит с небес на нашу нужду и позаботится о ее смягчении, настолько это полезно для нас. То же, что Он не приходит на помощь сразу же, имеет основательную, хотя скрытую от нас причину. Подняв глаза, Господь увидел бедного, простого народа, ибо именно таковые составляли множество, особенно в таких отдаленных уголках страны. Души бедных так же драгоценны для Христа, как и души богатых. Он обратился к Филиппу, который был Его учеником с самого начала, и видел все Его чудеса, в частности чудо превращения воды в вино. И потому вполне можно было ожидать, что он скажет: «Господи, если Ты захочешь, для Тебя никакого труда не составит накормить их всех». Филипп был родом из Вифсаиды, в окрестностях которой находился теперь Христос. И потому ему, как кажется, было сподручнее всего помочь раздобыть им пищу.
6.6 «Говорил же это, испытывая его; ибо Сам знал, что хотел сделать». Господь никогда не испытывает затруднения, принимая какие-нибудь решения. Каким бы трудным ни было положение, Он знает, что нужно сделать. Он «знает намерения, какие имеет о Своем народе» (Иер.29.11). Когда Христу бывает угодно озадачить Своих детей, Он делает это для того, чтобы испытать их.
6.7 «Филипп отвечал Ему: им на двести динариев не довольно будет хлеба, чтобы каждому из них досталось хотя понемногу». Филипп говорит, что предложение купить для них хлеба бессмысленно. Ибо они не в состоянии выложить столько денег. И по всей округе вряд ли найдется столько хлеба. Некоторые толковники подсчитали, что хлеба, купленного даже на двести динариев, едва ли хватило бы, чтобы накормить две тысячи человек. Но Филипп исходил из самых скромных расчетов – чтобы каждому из них досталось, хотя понемногу. Посмотрим на слабость веры Филиппа, рассуждающего в стесненных обстоятельствах так, как будто Господь Иисус был самым обыкновенным человеком. Как будто Он пытался добыть хлеб исключительно обычными средствами. Господь мог бы сказать ему то же самое, что однажды Бог сказал Моисею в подобной же ситуации: «Разве рука Господня коротка?». Так мы бываем склонны сомневаться во всемогуществе Божьем.
6.8 «Один из учеников Его, Андрей, брат Симона Петра, говорит Ему»: Андрей назван здесь братом Симона Петра, хотя он опередил Петра в ученичестве, и был орудием привлечения Петра к Христу. Всё же впоследствии Петр превзошел его, поэтому теперь он упоминается как родственник Петра.
6.9 «Здесь есть у одного мальчика пять хлебов ячменных и две рыбки; но что это для такого множества?» Мальчик, вероятно, сопровождал следовавших за Иисусом и был готов продовольствовать людей за деньги. И ученики заранее договорились с ним о том, что они купят у него для себя. Пища была грубой и простой – ячменные хлебы. Ханаан был землей, где росла пшеница (Втор.8.8). Его жители питались туком пшеницы (Пс.80.17). Однако Христос и Его ученики готовы были насытиться ячменным хлебом. Отсюда следует, что мы не должны прельщаться лакомыми яствами (Прит.23.3) и жаловаться, когда вдруг окажемся вынужденными питаться грубой пищей. А быть довольными и благодарными и легко с этим мириться. Пища была в недостаточном количестве: было всего пять хлебов, да притом таких маленьких, что один мальчик был в состоянии унести их. Полагают, что эти рыбки были соленые или маринованные, ибо они не разожгли огня, чтобы их приготовить. Слабость веры Андрея открылась в словах: «но что это для такого множества?». Филипп и Андрей не имели того почтения перед могущественной силой Христа, которое им следовало бы иметь. Ведь они были свидетелями превращения воды в вино на свадьбе в Кане Галилейской.
6.10 «Иисус сказал: велите им возлечь. Было же на том месте много травы. Итак, возлегло людей числом около пяти тысяч». То, что ученикам не пришло на ум отдать должное могуществу их Учителю, это достойно порицания. Однако же немалой похвалы заслуживает их послушание, с которым они теперь повинуются Его приказу. При этом они не знали, каково Его намерение, и чего они добьются, если всё это исполнят. Также похвально послушание народа. Ведь, не зная о конце предприятия, они все легли по единому Его слову. Вот истинное испытание веры, когда Бог велит людям как бы ходить в потемках. Пусть же мы научимся не мудрствовать по собственному разумению, но надеяться на благоприятный исход во всех трудных обстоятельствах.
6.11 «Иисус, взяв хлебы и воздав благодарение, раздал ученикам, а ученики возлежащим, также и рыбы, сколько кто хотел». Своим примером Христос не единожды учит нас: всякий раз при приеме пищи начинать с молитвы. Ведь всё, что Бог уделил для нашего употребления, как бы символ Его безмерной благости и отеческой любви. Благодарение же, как учит ап. Павел (1Тим.4.4), есть некое освящение внешних предметов, чтобы их употребление стало для нас чистым. Из того, что Христос захотел, чтобы данный ученикам хлеб размножился в их руках, мы узнаем следующее: когда мы служим друг другу, Бог благословляет наш труд. Христос показал: Он не только дает миру духовную жизнь, но и поставлен Отцом для питания тела. Ему дано изобилие всех благ, и Он подобно некоему каналу изливает это изобилие на нас. Когда Он раздает хлеб жизни идущим за Ним, Ему угодно пользоваться служением Своих учеников. Пища раздавалась для полного удовлетворения каждого. Ученики не говорили, чтобы каждый брал понемногу, но все брали, «сколько кто хотел». Это был не какой-нибудь скудный паек, но настоящий обед. И если учесть то, как долго они не ели, то никак нельзя назвать малым то, что они съели.
6.12 «И когда насытились, то сказал ученикам Своим: соберите оставшиеся куски, чтобы ничего не пропало». Распоряжение Христа об оставшихся кусках показывает, что мы всегда должны заботиться о том, чтобы не растрачивать никакие творения Божьи. Ибо они дарованы нам, как бы и неисчерпаемы они ни были, при условии исключения умышленного расточительства. Иудеи проявляли большую заботу о том, чтобы не выбрасывать хлеб, не ронять его на землю, чтобы его не топтали. У них существовала поговорка: кто пренебрежительно относится к хлебу, тот опускается в глубины бедности. Когда мы сыты, мы должны помнить о том, что другие нуждаются в хлебе. И что мы сами тоже можем оказаться в нужде. Желающие что-либо раздавать должны быть бережливыми.
6.13 «И собрали, и наполнили двенадцать коробов кусками от пяти ячменных хлебов, оставшимися у тех, которые ели». Это послужило доказательством чуда, того, что они насытились. Насытились не воображаемой, но реальной пищей. Оставшихся кусков было собрано двенадцать коробов, по одному на каждого ученика. Так с лихвой была вознаграждена их готовность отдать ради служения людям то, что они сберегали для собственного употребления. Иудеи поставили себе в закон оставлять на столе после кусочек хлеба, чтобы на нем пребывало благословение после еды. Ибо над беззаконником тяготело проклятие (Иов 20.21), что «ничего не спасалось от обжорства его».
6.14 «Тогда люди, видевшие чудо, сотворенное Иисусом, сказали: это истинно Тот Пророк, Которому должно придти в мир». Даже неграмотные иудеи с уверенностью ожидали Мессию, который должен был прийти в этот мир, и стать великим Пророком. Чудо дало некий плод. Они с уверенностью говорят здесь о том, что Он уже пришел. Фарисеи презирали их как невежд в законе, но они, кажется, больше фарисеев знали о Том, Кто есть конец закона. Чудеса, которые творил Христос, очевидным образом доказывали, что Он и есть обещанный Мессия, Учитель, пришедший от Бога. Но много было тех, которые, хотя и были убеждены в том, что Он и есть Тот Пророк, Который должен был прийти в этот мир, тем не менее не приняли радушно Его учения, ибо они не пребывали в нем.
6.15 «Иисус же, узнав, что хотят придти, нечаянно взять Его и сделать царем, опять удалился на гору один». То, что они хотели присвоить Христу царский титул и царскую почесть, имело под собой некое основание. Это было проявлением ревности о чести Христа, противоположной тому презрению, с которым относилась к Нему правящая часть иудейской Церкви. Они были озабочены тем, что такой великий благодетель мира имел так мало чести в нем. Тем более что Мессия и должен быть Царем. Поскольку Он Пророк, подобный Моисею, то должен быть, как и Моисей, верховным правителем и законодателем. Это была недолжная ревность. Ибо, во-первых, в основании ее лежало ошибочное представление о природе Царства Христа как о царстве от мира сего. Во-вторых, она подогревалась плотскими желаниями. Они хотели сделать своим царем Того, Кто без какого бы то ни было труда с их стороны мог досыта накормить их. И избавить их, таким образом, от проклятия в поте лица своего есть хлеб. В-третьих, она преследовала мирские цели. Они искали благоприятной возможности сбросить римское иго. Так религию часто используют в мирских интересах, и служат Христу ради достижения своих целей. Она была противна намерениям Господа Иисуса, ибо они хотели нечаянно взять Его, не спрашивая, хочет Он того, или нет. Господь был настолько далек от того, чтобы одобрить этот замысел, что поспешил расстроить его. Поэтому и мы не будем стремиться стать идолами толпы, не будем тщеславиться. Нет сомнения, что Христос хотел скрыться настолько, сколько надо было времени, чтобы разошлась толпа. Мы знаем, сколь трудно усмирить народное движение.
6.16 «Когда же настал вечер, то ученики Его сошли к морю». Когда их дневной труд был позади, наступило время возвращаться домой. Поэтому они сели в лодку. Они сделали это с непосредственного указания их Учителя (как можно предположить). Данного с тем намерением, чтобы избавить их от искушения поддержать тех, кто желал сделать Его царем.
6.17 «И, вошедши в лодку, отправились на ту сторону моря в Капернаум. Становилось темно, а Иисус не приходил к ним». Они поплыли в сторону Капернаума. Становилось темно, что делало плавание еще более опасным и вызывало еще большую тревогу. Христос всё это время пребывал в молитве, как рассказывают о том другие евангелисты. Отсутствие Его сильно усугубило их переживания.
6.18 «Дул сильный ветер, и море волновалось». Когда они выходили в море, была спокойная и ясная погода (они были не настолько самонадеянными, чтобы отправляться в шторм). Но когда они оказались в море, поднялся шторм. Тучи и тьма порой сгущаются и над последователями Господа Иисуса. Бушующее море обозначает волнения в человеческой жизни.
6.19 «Проплывши около двадцати пяти или тридцати стадий, они увидели Иисуса, идущего по морю и приближающегося к лодке, и испугались». Двадцать пять или тридцать стадий – это около пяти или шести километров.
Они испугались, но не столько ветра и волн, сколько появления призрака, ибо они приняли Его за призрак. Бороться с мироправителями тьмы века сего гораздо ужаснее, нежели бороться с разбушевавшимся морем. Подумали, что их преследует злой демон. И что, возможно, именно он вызвал этот шторм. Поэтому они ужаснулись еще больше, нежели до того, когда не замечали в происходящем ничего сверхъестественного.
6.20 «Но Он сказал им: это Я, не бойтесь». Христос успокоил их страхи Своим сострадательным словом. Ничто так сильно не обличает грешника, как слова: «Я Иисус, Которого ты гонишь». Ничто не утешает учеников Господа с такой силой, как это: «Я Иисус, Которого ты любишь. Это Я, Тот Самый, Который любит тебя и думает о твоем благе». Господь может пересилить все волнения человеческой жизни.
6.21 «Они хотели принять Его в лодку; и тотчас лодка пристала к берегу, куда плыли». Временное отсутствие Христа делает Его еще более дорогим для учеников. Господь благополучно привел их к берегу. Нам нужно впустить Господа в нашу семейную жизнь, в нашу работу и т.д. Если мы приняли Иисуса Христа Господом, то, хотя бы ночь была темна и ветер силен, мы можем утешать себя тем, что уже очень скоро будем на берегу. И что Он в действительности ближе, чем нам кажется.
6.22 «На другой день народ, стоящий по ту сторону моря, видел, что там, кроме одной лодки, в которую вошли ученики Его, иной не было; и что Иисус не входил в лодку с учениками Своими, а отплыли одни ученики Его». В стихах 22-27 описываются поиски Христа, предпринятые народом. Теперь евангелист начинает описывать обстоятельства, из которых народ мог заключить, что Христос перенесся через море чудесным образом. Было всего одно судно, и они видели, что оно отплыло без Христа. Они видели также, что Христос пошел на гору (дав им понять, что желает в течение некоторого времени оставаться один). Но, поскольку они были настроены сделать Его царем, то с нетерпением ожидали Его возвращения. А на другой день, когда этот пыл их еще не остыл, они начали недоумевать. Его нигде не было, и они не знали, что с Ним. Они видели, что там, кроме той лодки, в которую вошли ученики, иной не было. Так распорядилось Провидение, желая подтвердить достоверность чуда Его хождения по воде. Ибо для Него лодки не оказалось.
6.23 «Между тем пришли из Тивериады другие лодки близко к тому месту, где ели хлеб по благословении Господнем». Они искали Его с великим усердием. Они исследовали окрестности и когда увидели, что тут нет Христа, ни учеников Его (ни Его Самого, ни того, кто бы мог сообщить что-либо о Нем), они решили продолжить поиски в другом месте. Вифсаиду, вблизи которой было совершено чудо, евангелист Лука помещает между Тивериадой и Капернаумом. Лодки плыли вдоль того берега, где стоял народ. Нет сомнения, что они пристали к берегу, чтобы принять на борт пассажиров. Иоанн же, еще раз упоминая о том, что Христос воздал благодарение, делает это вовсе не впустую. Он хочет сказать, что Христос молитвой достиг этого чуда: немногие хлеба оказались достаточными для прокормления стольких людей. Поскольку мы холодны и ленивы к молитве, апостол повторяет дважды одну и ту же мысль.
6.24 «Итак, когда народ увидел, что тут нет Иисуса, ни учеников Его, то пошли в лодки и приплыли в Капернаум, ища Иисуса». Ища Его, они решили отправиться в Капернаум. Там находилась Его штаб-квартира, там Он проживал. Туда отплыли Его ученики, и они знали, что Он не оставит их одних надолго.
6.25 «И, нашедши Его на той стороне моря, сказали Ему: Равви! Когда Ты сюда пришел?» Они нашли Его. Впоследствии выяснилось, что эти люди были недалекими. И действовали не из добрых принципов, хотя и были такими ревностными. Хотя эти люди были далеко не лучших принципов, и Христос знал это, Он всё же хотел, чтобы они нашли Его. И допустил их до общения с Собой. Стих 59 дает основание полагать, что они нашли Его в синагоге. Всё, что они могли сказать Ему, было: «Равви! Когда Ты сюда пришел?» Они поняли, что Он не хочет, чтобы Его сделали царем. И потому уже больше ничего не говорили Ему об этом. Но называют Его «Равви», т.е. своим учителем. Они интересуются не только временем, но и способом Его прибытия туда. Не только когда, но и как Он сюда пришел, ибо там не было лодки, в которую Он мог бы сесть. Они проявляли любопытство, спрашивая о передвижениях Христа, но в то же время не заботились о том, чтобы наблюдать за собственными путями.
6.26 «Иисус сказал им в ответ: истинно, истинно говорю вам: вы ищете Меня не потому, что видели чудеса, но потому, что ели хлеб и насытились». «Иисус сказал им в ответ». Христос не отвечает на заданный Им вопрос, не восхваляет Свою силу, явленную в чуде, но скорее попрекает их за то, что они вопрошают необдуманно. «Истинно, истинно говорю вам» - говорю Я, испытующий сердца, и знающий, что в человеке. Я Аминь, свидетель истинный. «Вы ищете Меня …». Они не знали истинной причины Его поступка, и во Христе искали что-то помимо Самого Христа. То, что они искали Христа ради своего желудка, а не ради Его чудес, это и было в них достойным порицания. Нельзя отрицать, что они обратили внимание на чудо. Более того, евангелист говорил ранее, что чудеса подвигли их следовать за Иисусом. Но поскольку они обращали чудеса к чуждому употреблению, Христос заслуженно попрекает их за большее внимание к своему желудку, нежели к Его знамениям. Он как бы отрицает, что они, как подобает, относятся к делам Божьим. Они преуспели бы надлежащим образом, если бы признали во Христе Мессию, покорились бы Его учению и под Его водительством устремились бы к небесному царству. Итак, весьма важно, что ищем мы в Христовых чудесах. И в наши дни мы видим, что некоторые прославляют Христа, чтобы им жилось счастливо и беззаботно. Одни объявляют себя учениками Христа из-за корысти, другие из-за страха, третьи – угождая тем, кому хотят понравиться. Итак, когда мы ищем Христа, самое важное, чтобы мы, презрев мир, искали Царства Божия и его праведности.
6.27 «Старайтесь не о пище тленной, но о пище, пребывающей в жизнь вечную, которую даст вам Сын Человеческий; ибо на Нем положил печать Свою Отец, Бог». «Старайтесь не о пище тленной». Христос говорит о том, куда должны быть направлены их усилия, а именно: к достижению вечной жизни. Его целью было – умерить наши мирские стремления. Это не запрещение честного труда, необходимого для того, чтобы добывать пропитание (2Фес.3.12). Но мы не должны делать земные интересы главным предметом наших забот. Предметы этого мира суть пища тленная. Мирское богатство, мирская слава и мирские удовольствия суть пища. Они питают воображение и наполняют чрево, и часто это всё, что они могут дать. Это то, чем удовлетворяется плотское сердце людей. Но все земные блага гибнут, так как тленны по своей природе, увядают сами по себе, и становятся жертвой тысячи случайностей. «Но о пище, пребывающей в жизнь вечную». Этими словами Господь хочет пробудить и оживить наши стремления к благодати. Эта пища – блаженство, которое продлится столько, сколько нам дано прожить. Которое не только само пребывает вечно, но и нас будет питать в жизнь вечную. Благословения Нового Завета – это наша подготовка к вечной жизни, сохранение нас для нее и залог ее. «Которую даст вам Сын Человеческий». Как бы много мы ни старались о ней, всё же не можем заслужить ее как плату, заработанную нами. Сын Человеческий дает ее. Поэтому она достижима для нас. Ему доверено управлять Царством Божьим среди людей и распределением благодати, даров и утешений этого Царства. Он имеет власть давать жизнь вечную со всеми средствами приготовления к ней. «Ибо на Нем положил печать Свою Отец, Бог». Христос, чтобы не казаться принявшим что-либо самолично, возвещает, что получил Свое поручение от Отца. Эти слова означают, что Он имеет власть давать ее. На Нем положил Отец печать Божества. Он провозгласил Его Сыном Божьим. Он положил на Нем печать, т.е. дал Ему всю полноту власти Посредника между Богом и человеком. И чудесами подтвердил посланничество Своего Сына.
6.28 «Итак, сказали Ему: что нам делать, чтобы творить дела Божии?». Народ хорошо знал, что Христос призывает их подняться выше удобств настоящей жизни. Что те, кого Бог зовет к горнему, не должны прилепляться к земному. Однако задавшие Христу этот вопрос ошибались, и не понимали причину своих стараний. Они не думали о том, что Бог рукою Сына дарует нам всё, что необходимо для духовной жизни. Они выдали свое неведение благодати Божьей. Поскольку Христос сказал им, чтобы они должны стараться, чтобы добыть ту пищу, о которой Он говорил, то они спрашивают, что им надо делать. Под делами Божьими следует понимать как те дела, которые требует Бог, так и те, которые Ему угодны.
6.29 «Иисус сказал им в ответ: вот дело Божие, чтобы вы веровали в Того, Кого Он послал». Ответ Христа был ясен. Они спрашивали о делах Божьих (во множественном числе), заботясь о многом. Христос же указывает им на одно дело, включающее в себя все остальные. Одно только нужно – чтобы вы веровали в Того, Которого Бог послал как Своего уполномоченного в великом деле примирения Бога с человеком. А это заменяет собой все дела закона. Это дело необходимо для принятия всех других дел, и именно оно их и производит. Вера есть дело Божье, ибо она производится Его действием в нас. Здесь содержится противопоставление веры в Спасителя и человеческих усилий. Христос как бы говорит: напрасно утруждаются люди, пытаясь угодить Богу без веры в Него.
6.30 «На это сказали Ему: какое же Ты дашь знамение, чтобы мы увидели и поверили Тебе? Что Ты делаешь?» Здесь видно нечестие этих людей, поскольку верно сказано: Мф.12.39 «род лукавый и прелюбодейный ищет знамения». Прежде они были привлечены к Христу лицезрением чудес. Затем, подивившись новому чуду, они признали во Христе Мессию и захотели сделать Его царем. А теперь требуют от Него знамения как от какого-то неизвестного им человека. Почему они так быстро забыли Его прежние дела? Христос не подчинился их желаниям, они нашли Его не таким, каким хотели бы видеть. Если бы Христос дал им надежду на земное счастье, они бурно приветствовали бы Его. И, без сомнения, назвали бы Его пророком, Мессией и Сыном Божьим. Теперь же, когда Христос попрекнул их в чрезмерной приверженности плоти, они больше не хотят Его слушать. Никто не слеп так, как не желающие видеть. И сегодня сколь многие поступают подобным образом. Вначале, думая, что Христос закроет глаза на их пороки, они принимают Евангелие и не нуждаются ни в каких доказательствах. Но когда Господь призывает их к отречению от плоти и крестному терпению, они отказывают Христу в вере. «Что Ты делаешь?» Куда Ты ведешь? Какие из неизменных атрибутов божественной власти Ты намерен запечатлеть на Твоем учении? Но при этом они совершенно упустили из виду то, что Он творил чудеса перед ними, которые уже представляли более чем достаточное доказательство Его божественного посланничества. Время ли теперь спрашивать: «Какое же Ты дашь знамение?» Да еще в Капернауме, на этой витрине чудес.
6.31 «Отцы наши ели манну в пустыне, как написано: хлеб с небес дал им есть». Желая сделать свое возражение более веским, они цитируют при этом Писание. Эта история является памятником Божьего могущества и доброты. Но они в данном случае преподнесли ее в искаженном виде. Христос упрекнул их за то, что им полюбился чудесный хлеб, которым Он накормил огромную толпу. И повелел им не прилепляться сердцем к пище тленной. На это они говорят: «Почему? Если пища для чрева была великим благом, которое Бог послал нашим отцам в пустыне, то почему мы не должны стараться об этой пище? Если Бог высоко ценил наших отцов, то почему мы не можем быть на месте их, чтобы и нас высоко ценить?» Они выдали это свое грубое желание, прося о таком Мессии, который бы их накормил.
6.32 «Иисус же сказал им: истинно, истинно говорю вам: не Моисей дал вам хлеб с неба, а Отец Мой дает вам истинный хлеб с небес». Христос не отрицает их цитирование псалма, Он выражается так в сравнительном смысле. Небесный хлеб, называемый манной, предназначен для прокормления тела. Истинный же небесный хлеб есть тот, который духовно питает человеческую душу. Итак, Христос противопоставляет здесь мир небесам. И указывает на тот факт, что нетленную жизнь следует искать только в Царствии Божьем. Добавляя же слова «Отец Мой дает вам …» Христос имеет в виду следующее: манна, данная через Моисея, не дала вашим отцам небесной жизни. Теперь же вам предлагается истинный небесный хлеб. Он называет Отца подателем этого хлеба, но подразумевает, что дается он Его собственной рукой. Он делает автором этого дара не столько Себя, сколько Своего Отца. Он поступает так ради большего почтения к Своим словам. Он как бы говорит: «Признайте Меня служителем Божьим, рукой, которой Бог хочет питать ваши души в жизнь вечную». Однако это кажется не согласующимся с учением апостола Павла. Ведь Павел в 1Кор.10.3 именно манну называет духовным хлебом. Объясняем: Христос приспосабливается к восприятию тех, с кем ведет речь, что вполне привычно для Священного Писания. Мы видим, что сам Павел по-разному рассуждает об обрезании в разных местах Писания. Говоря о нем как о Божьем установлении, он исповедует его печатью веры. Споря же с лжеапостолами, он делает его печатью проклятия, но исходя из их точки зрения (Они считали, что обрезание является средством спасения). По сути люди сказали Христу: «Ты не докажешь Свое мессианство, если не дашь Своим земную пищу». Итак, Христос не рассуждает о том, образом чего была манна. Он лишь отрицает, что тот хлеб, которым Моисей насыщал чрево иудеев, был истинным небесным хлебом.
6.33 «Ибо хлеб Божий есть Тот, Который сходит с небес и дает жизнь миру». Ответив на их вопросы, Христос использует их возражение относительно манны в качестве повода для беседы о Себе Самом и о вере. О Себе – как аналогии хлебу, о вере – как вкушению пищи и пития. При этом обе вышеупомянутые аналогии объединяются Им в одну – вкушение Его плоти и питие Его крови. Он говорит, что является истинным хлебом, и повторяет это снова и снова в стихах 33,35, 48-51. Христос есть хлеб, Он является тем же для души, чем является хлеб для тела. Он питает и поддерживает духовную жизнь точно так, как хлеб поддерживает жизнь тела. Доктрины Евангелия о Христе: Он является Посредником между Богом и человеком; Он наш мир, наша праведность, наш Искупитель – это то, чем люди живут. Скорее наши тела обойдутся без пищи, чем наши души – без Христа. А иудеи, к которым обращается Христос, видели в Нем только способность насытить чрево. Кроме того, это место учит нас: весь мир остается мертвым для Бога, пока Христос его не оживотворит. В фразе «сходит с небес» надо отметить два момента: 1. Во Христе у нас имеется божественная жизнь, поскольку Он исшел от Бога, чтобы стать для нас автором жизни. 2. Небесная жизнь близка к нам, так что не стоит лететь за ней к облакам. Ведь Христос сошел к нам потому, что никто не мог взойти к Нему на небо.
6.34 «На это сказали Ему: Господи! Подавай нам всегда такой хлеб». Некоторые толковники полагают, что люди говорили это с иронией, пытаясь обвинить Христа в пустословии. Ведь Он претендовал на то, чтобы давать другим хлеб жизни. Так несчастные люди, отвергая обетования Божии, делают Христа виновником своего неверия. Есть и другое мнение, что эта просьба, хотя и невежественная по своей сути, была всё же высказана искренне. И имела под собой добрые намерения. Ибо они называют Его «Господи» и желают получить то, что Он дает, что бы Он под этим ни подразумевал. Туманные понятия о божественных вещах порой производят в плотских сердцах некоторое стремление к ним.
6.35 «Иисус же сказал им: Я есть хлеб жизни; приходящий ко Мне не будет алкать, и верующий в Меня не будет жаждать никогда». «Иисус сказал им: Я есть хлеб жизни». Христос учит, что хлеб, который они требовали в насмешку, уже стоит перед ними. Затем Он попрекает их. Христос начинает с учения, чтобы яснее показать им их неблагодарность. В Его речи содержатся два момента. 1. Он показывает, где следует искать жизнь. 2. Каким образом мы становимся ее причастниками. Мы видим, что Христу представился случай употребить иносказание. Он упоминает о ежедневном хлебе. Слыша, что Христос является хлебом жизни, которым надлежит питать наши души, мы больше проникаемся этим, чем, если бы Он просто сказал, что Он – наша жизнь. Однако следует отметить, что слово «хлеб» не выражает животворную силу Христа так, как мы ее ощущаем. Ведь хлеб не вдыхает в нас жизнь, но питает и лелеет ту жизнь, которая уже находится в теле. А благодеянием Христовым мы не только сохраняемся в духовной жизни, но и получаем ее начаток. Поэтому отчасти такое сравнение не справедливо. Но нет никакого абсурда в том, что Христос заимствовал из Своей предыдущей речи сравнение для последующей. Иудеи ставили Ему в вину отсутствие манны. Поэтому у Него были все основания противопоставить манне иной хлеб. «Приходящий ко Мне не будет алкать». Теперь Христос говорит о способе, которым Он питает людей. Мы напитываемся Им тогда, когда принимаем Его верой. То, что Христос есть хлеб жизни, никак не поможет неверующим, поскольку они всегда лишены Христа. Он лишь тогда становится нашим хлебом, когда мы, алчущие, приступаем к Нему, чтобы Он насытил нас. Приходить к Христу и верить в Него в этом месте означает одно и то же. Однако в первом слове выражается следствие веры. А именно то, что толкаемые чувством голода (верой), мы прибегаем к Христу для получения жизни. Итак, истинно, что вкушение Христа происходит одной лишь верой. «И верующий в Меня не будет жаждать никогда». Кажется, что это добавлено без причины. Ведь служение хлеба – утолять не жажду, а голод. Итак, Христос приписывает хлебу больше, чем позволяет его природа. Мы уже говорили, что название хлеба употреблено здесь только потому, что манна сравнивается с Его небесной силой, которой в наших душах поддерживается жизнь. Между тем, под названием хлеба Христос разумеет всю сущность насыщения нашей души. Причем Он пользуется обычным способом употребления этого слова. Ведь евреи фразу «поедать хлеб» понимают, как полдничать или вечерять. Когда же мы просим у Бога каждодневный хлеб, мы имеем в виду также и питье, и всё остальное необходимое для жизни. Итак, смысл следующий: всякому, приходящему к Христу, чтобы иметь от Него духовную жизнь, ни в чем не будет недостатка.
6.36 «Но Я сказал вам, что вы и видели Меня, и не веруете». Христос попрекает иудеев за злобное отвержение предложенного им дара Божия. Ведь отвергать то, о чем знаешь, что оно даровано Богом – нечестивое презрение к Создателю. Если бы Христос не засвидетельствовал им Свою силу, и не объявил, что Он исшел от Бога, неведение могло бы смягчить вину этих людей. Но то, что они отвергли учение Того, Кого прежде признали Господним Мессией, говорит об их крайнем нечестии. Верно, что люди никогда не воюют с Богом осознанно, т.е. понимая, что враждуют именно с Ним. Поэтому и апостол Павел говорит: они никогда не распяли бы Господа славы, если бы признали Его таковым (1Кор.2.8). Однако о неверующих, добровольно слепнущих в присутствии света, заслуженно говорится, что они тут же забывают видимое, поскольку сатана затмил их разум. Слово «видели» относится не к телесному зрению. Иудеи могли бы познать, кто есть Христос на самом деле, если бы им не мешала собственная злоба.
6.37 «Всё, что дает Мне Отец, ко Мне придет, и приходящего ко Мне не изгоню вон». «Всё, что дает Мне Отец, ко Мне придет». Чтобы неверие их не причинило ущерба учению, Христос говорит, что причина их упорства кроется в их отвержении Богом и в их отчуждении от стада Божия. С этой целью Он проводит различие между избранными и отверженными, чтобы авторитет Его учения оставался незыблемым, несмотря на то, что многие не уверовали в Него. Христос отрицает, что неверующие принадлежат к числу Его людей. Он говорит, что все те, кого дал Ему Отец, непременно к Нему придут. Этим Он говорит, что вера не во власти человеческой воли, и люди веруют вовсе не случайно. Но Бог, кого избирает, передает Своему Сыну из рук в руки. «И приходящего ко Мне не изгоню вон». Это сказано для утешения благочестивых, чтобы они твердо уверились в том, что верой им открыт доступ к Христу. Что, как только они предадут себя Его заботе и попечению, им будет оказан благосклонный прием.
6.38 «Ибо Я сошел с небес не для того, чтобы творить волю Мою, но волю пославшего Меня Отца». Христос добровольно пришел в этот низший мир. И Он сделал большой шаг вниз, если учесть славу того мира, из которого Он пришел. И бесславие того мира, в который Он пришел. Возникает вопрос: «Что заставило Его отважиться на подобную экспедицию?» Он здесь отвечает на этот вопрос. Намерение Его состоит лишь в том, чтобы исполнить волю Отца. Он делает это не потому, что Его воля в чем-то противоречила воле Его Отца. Но потому, что те, кому Он говорил эти слова, подозревали наличие противоречия между ними. Он пришел в этот мир не как частное лицо, действующее в собственных интересах. Итак, Он никогда не отвергнет тех, кого послал к Нему Отец. Откуда также делается вывод, что вера никогда не будет посрамлена. Христос утверждает следующее: Он пришел в мир, чтобы на деле исполнить то, что постановил Отец о нашем спасении.
6.39 «Воля же пославшего Меня Отца есть та, чтобы из того, что Он Мне дал, ничего не погубить, но всё то воскресить в последний день». Теперь Христос свидетельствует: намерение Отца заключается в том, чтобы верующие получили во Христе надежное спасение. Этим Христос хочет сказать, что не один лишь день поставлен стражем нашего спасения, но будет до последнего заботиться о нас. Он как бы выводит нас из темницы, и провожает из места заточения до самого порога тюрьмы. Итак, будем твердо убеждены в том, что Христос протягивает нам руку, и никогда не бросит нас в середине пути. Существует определенное число сынов человеческих (избранные), данных Отцом Иисусу Христу. Чтобы они были предметом Его попечения и послужили в похвалу и во славу Его имени. Отец дал их Ему в наследие, в собственность. Пусть Он делает для них всё, что требует их положение: исцеляет и учит их; платит их долг и защищает их дело в суде; готовит их к вечной жизни и сохраняет их для нее. Отец сделал их памятниками Своей милости и отдал их Спасителю. Иисус Христос взял на Себя это обязательство.
6.40 «Воля Пославшего Меня есть та, чтобы всякий, видящий Сына и верующий в Него, имел жизнь вечную; и Я воскрешу его в последний день». Ранее Христос сказал, что Отец заповедал Ему заботиться о нашем спасении. Теперь Он открывает, на каких условиях можно обрести спасение через Него. Это завет благодати между Богом и человеком. Кем являются люди, данные Христу, мы не знаем, нам не дано этого знать. Однако хотя имена их сокрыты, отличительные признаки известны. Основание нашего спасения состоит в послушании Евангелию Христову. Он уже говорил об этом ранее, но теперь яснее излагает то, о чем раньше говорил более туманно. Христос попрекает иудеев за то, что не веруют в то, что уже видели. Эта вечная жизнь гарантируется всем верующим во Христа и только им. Слово «видящий» указывает на духовное созерцание. Верующие в Спасителя непременно будут воскрешены Его силой в последний день для жизни вечной.
6.41 «Возроптали на Него иудеи за то, что Он сказал: «Я есть хлеб, сошедший с небес». Когда иудеи поняли, что под хлебом жизни Иисус имеет в виду Самого Себя, то презрели этот хлеб. Не ясно, были ли это те же самые люди, которые просили о нем (стих 34) или же другие. Создается впечатление, что это были другие люди, ибо они названы иудеями. Слова «возроптали на Него иудеи» следуют непосредственно за торжественным заявлением Христа, сделанном Им о воле Божьей и о собственном Его обязательстве относительно спасения человека (стихи 39 и40). Казалось бы, что они, услышав весть о том, что Бог посетил их, должны были бы преклониться и поклониться Ему. Однако, в противоположность этому, вместо того чтобы принять предложение Христа, они возроптали, начали придираться к Его словам. И внушали друг другу пренебрежение против Господа. Причиной для их соблазна послужило то, что Христос заявил о Своем происхождении с небес. Иудеи, оскорбленные невзрачностью плоти, не нашли в Нем ничего небесного. Божественное величие Христа не настолько истощилось от невзрачного вида плоти, что перестало излучать небесный блеск. Однако у этих людей не было глаз, чтобы видеть Его очевидную славу.
6.42 «И говорили: не Иисус ли это, сын Иосифов, Которого отца и мать мы знаем? Как же говорит Он: «Я сошел с небес?»» Они слышали о сошествии ангелов с небес, но никогда не слышали ничего подобного о человеке. Они не принимали в расчет представленных Им доказательств того, что Он больше чем человек. При этом они оправдывали себя тем, что были осведомлены о Его земном происхождении. Они считали ошибочным Его утверждение о том, что Он сошел с небес, т.к. Он был одним из них.
6.43 «Иисус сказал им в ответ: не ропщите между собою». Христос винит в ропоте самих иудеев и как бы говорит: «Мое учение не содержит никакого повода для соблазна. Но, поскольку вы отвержены, оно раздражает ваши исполненные яда души».
6.44 «Никто не может придти ко Мне, если не привлечет его Отец, пославший Меня; и Я воскрешу его в последний день». Христос не просто обвиняет иудеев. Он учит их, что принятие Его учения есть особый дар Божий. Он поступает так для того, чтобы их неверие не смущало немощных избранных. Ведь многих удерживает глупая мысль о том, что в божественных вопросах надо полагаться на мнение других людей. Так что, видя, что мир не принимает Евангелие, они начинают подозревать его в чем-то плохом. Наоборот, неверующие, льстя себе в своем упорстве, дерзко осуждают Евангелие, потому что оно им не потакает. Поэтому Христос возвещает, что евангельское учение, хотя и проповедуется всем, но не принимается всеми. Оно требует для своего принятия новый ум и новую душу. Итак, вера не во власти человеческого хотения, она дается от Бога. Здесь «приходить к Христу» метафорически означает веру. Что касается способа привлечения, то он не является насильственным, принуждающим человека извне. Он заключается в действенной работе Святого Духа, превращающего в желающих тех, кто до этого не хотел и сопротивлялся. Поэтому ложно и богохульно утверждать, что привлекаются только желающие. Словно человек по собственному почину делает себя покорным Богу.
6.45 «У пророков написано: «и будут все научены Богом». Всякий, слышавший от Отца и научившийся, приходит ко Мне». Христос подтверждает свидетельством пророка Исаии сказанное ранее, что никто не приходит к Нему, кроме привлеченных Отцом. В цитируемом месте из Исаии (Ис.54.13) говорится о восстановлении Церкви. Он обещает ей детей, наученных Богом. Откуда можно вывести, что Церковь восстанавливается только тогда, когда Бог, принимая на Себя учительские функции, привлекает к Себе избранных. Это учительство Божие есть внутреннее озарение сердца. Итак, Христос уместно учит, что людские очи не способны видеть свет жизни, пока их не откроет Бог. Обобщающее слово «все» означает – все избранные. Все они действенно привлекаются и действительно приходят. «Всякий слышавший». Бог делает всех сынов Церкви и наследников жизни Своими послушными учениками. Отсюда следует, что никто из избранных Божьих не будет чужд вере Христовой. Христос еще раньше заявил, что только привлеченные люди способны к вере. Так и теперь Он говорит, что благодать Духа Святого является действенной, ибо этой благодатью люди привлекаются так, что с необходимостью будут верить. Эти два положения полностью опровергают свободу воли. Итак, то, что мы под водительством Духа добровольно Ему повинуемся, принадлежит благодати и как бы ее удостоверяет. Ведь Бог не привлек бы нас к Себе, если бы только протянул руку, оставив нашу волю в подвешенном состоянии. Когда Бог силою Духа Своего производит в нас веру, тогда в прямом смысле слова говорится, что Он нас привлекает. Слышавшими голос Бога зовутся здесь те, кто от всего сердца покоряется Богу. «Приходит ко Мне». Христос показывает неразрывную связь, которую имеет с Отцом. Те, которые не являются учениками Бога, не могут посвятить себя Христу. И те, кто отвергает Христа, не учился у Бога. Ибо единственная мудрость, которой все избранные учатся в школе Божьей, состоит в том, чтобы придти к Христу.
6.46 «Это не то, чтобы кто видел Отца, кроме Того, кто есть от Бога: Он видел Отца». До этого Христос восхвалял благодать Отца. Теперь же Он зовет верных к Себе одному. Ведь и то и другое надобно соединить вместе. Нельзя получить какое-либо знание о Христе, пока Отец не просветит Духом тех, кто по природе слеп. И однако же напрасным будет искать Бога, не найдя прежде Христа. Ведь величие Божие настолько высоко, что человеческие чувства не могут его достичь. Более того, думать, что Бога можно познать вне Христа – гибельное заблуждение. Христос, говоря, что Один видел Отца, имеет в виду следующее: только Ему принадлежит служение открывать людям Того, Кто иначе был бы навеки сокрыт.
6.47 «Истинно, истинно говорю вам: верующий в Меня имеет жизнь вечную». Этот стих является толкованием предыдущего предложения. Мы научаемся этими словами, что Бог является нам тогда, когда мы веруем во Христа. Тогда мы начинаем созерцать невидимого Бога как бы в зеркале, в живом и ярком Его образе. Следовательно, подлежит проклятию всё, что нам говорится о Боге и не направляет к Христу. Что значит верить во Христа – мы уже рассматривали раньше. Здесь имеется в виду не пустая вера, лишающая Христа Его силы. Ведь мы получаем жизнь через эту веру.
6.48 «Я есть хлеб жизни». Христос питает и поддерживает духовную жизнь, является ее опорой. Точно так, как хлеб поддерживает жизнь тела. Доктрины Евангелия о Христе – это то, чем люди духовно живут. Он родился в Вифлееме. Вифлеем – по-русски «дом хлеба». Он есть «хлеб Божий» (стих 33). Жертвы левитов названы «хлебом Божьим», а Христос является великой Жертвой. Он есть «хлеб жизни» (стихи 35, 48), тот хлеб жизни, каким было дерево жизни, находящееся посреди Эдемского сада.
6.49 «Отцы ваши ели манну в пустыне и умерли». Христос не довольствуется тем, что сказал ранее, т.е. что Он – животворящий хлеб, которым питаются наши души. Чтобы усилить смысл, Он повторяет антитезис между этим хлебом и ветхой манной, проводя также сопоставление между людьми. Отцы ваши, говорит Он, ели манну. Манну Он называет тленной пищей отцов, не избавившей их от смерти. Отсюда следует, что души обретают пищу только в Нем, напитываясь в Нем для духовной жизни. Кроме того, следует помнить то, о чем уже говорили выше, что здесь не идет речь о манне, как о тайном образе Самого Христа. Ведь в этом смысле апостол Павел называет манну духовной пищей (1Кор.10.3). Мы уже говорили, что Христос приспосабливает Свою речь к слушателям, которые заботились лишь о насыщении чрева и не видели в манне ничего более возвышенного. Поэтому Христос справедливо говорит, что их отцы умерли. Т.е. те отцы, которые, подобно им, были привержены своему чреву.
6.50 «Хлеб же, сходящий с небес, таков, что любой, кто от него ел, не умрет». Он приглашает их к вкушению Своего тела. Это высказывание означает, что Он доступен всем. Никто из тех, кто однажды вкусил Христа, не умер. Эти слова следует понимать так: жизнь, даруемая Христом, никогда не угаснет. Об этом мы уже читали в пятой главе.
6.51 «Я – хлеб живой, сошедший с небес: если кто-нибудь будет есть от этого хлеба, будет жить вовек; хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира». Это, конечно, сказано иносказательно – действия души в мире духовном и божественном представлены действиями тела в мире вещественном. Такой язык делал истины Христа более понятными для одних и менее понятными для других. «Я – хлеб живой». Христос часто повторяет слова «Я есть хлеб живой», поскольку нет ничего более важного, что надлежало бы нам знать. Все мы хотим вечной жизни, но в ее поисках глупо мотаемся туда и сюда. Итак, Христос далеко не излишне повторяет столько раз, что Он один достаточен для дарования вечной жизни. Титул хлеба Он присваивает лишь Себе, дабы устранить из наших душ всякую ложную надежду на жизнь. Он называет живым хлебом то, что прежде именовал хлебом жизни. Фразой «сошедший с небес» Он упоминает о сошествии с небес, поскольку в мире сем, чей образ проходит и исчезает, не обретается духовная и нетленная жизнь. «Если кто-нибудь будет есть от этого хлеба, будет жить вовек». Всякий раз, когда Христос говорит о «поедании», Он призывает нас к вере, которая одна дает нам наслаждаться этим хлебом жизни. И не напрасно, поскольку лишь немногие благоволят протянуть руку, чтобы поднести этот хлеб к устам. Более того, хотя Господь чуть ли не в рот кладет им этот хлеб, немногие решаются вкусить его. Все прочие увлекаются чуждым ветром, или столь безрассудны, что алчут в присутствии пищи. «Хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя». Христос учит, что вечная жизнь заключается в Его плоти, откуда ее и следует черпать. Удивителен совет Божий – предложить нам жизнь в той самой плоти, в которой царила смерть. Но в плоти Христа было совершено искупление людей, в ней была принесена жертва в умилостивление грехов, в ней было продемонстрировано послушание Богу, примирившее Его с нами. В нее излилось освящение Духа Святого, она, победив смерть, была взята на небеса. Отсюда следует, что спасение получаем мы только через Плоть Господа. «Которую Я отдам за жизнь мира». Слово «отдам» следует понимать в широком смысле. Христос говорит о том единственном даровании, которое совершилось на кресте, когда Он принес Себя в жертву Отцу. Он приглашает нас теперь к принятию плода Его смерти. Второе упомянутое Им дарование происходит каждый день, всякий раз, когда Христос предлагает Себя нам. Следует отметить, что право приносить в жертву Свою плоть Христос присваивает лишь Себе. Откуда следует, что нечестиво поступают те, которые на мессе присваивают себе прерогативу Христа.
6.52 «Тогда иудеи стали спорить между собою, говоря: как Он может дать нам есть Плоть Свою?» Слова Христа дали повод для ошибочного и превратного истолкования их, чтобы люди своими глазами смотрели и не увидели. Они были превратно истолкованы плотскими иудеями, прежде всего теми, к кому были обращены. Они высказывали друг другу свое недовольство, говоря: «как может Он дать нам есть Плоть Свою?» Не рассудив должным образом, Его слова так поняли, как будто Он отдаст ее на съедение им. Здесь сказано о духовном вкушении, а не о сакраментальном. Эти слова Господа неверно понимаются некоторыми невежественными и плотскими людьми, заключающими на их основании, что они непременно попадут на небо, если причастятся перед смертью. Подобное заключение заставляет некоторых слабых в духовном плане людей беспричинно беспокоиться о принятии этого причастия. А многих нечестивцев – беспричинно успокаиваться после его принятия.
6.53 «Иисус же сказал им: истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни». Христос прибегает к клятве, будучи в гневе, по той причине, что Его благодать столь презрительно отвергается. Он уже не просто учит, а, внушая людям страх, примешивает к Своим словам угрозы. Он возвещает вечную гибель всем тем, кто отказывается искать жизнь в Его плоти. Далее рассмотрим, как следует понимать эту речь Христа. «Плоть и Кровь Сына Человеческого» означают воплощенного и умершего Искупителя-Христа и притом распятого, и совершенное Им искупление. Ибо все драгоценные последствия искупления: прощение грехов, оправдание, усыновление, доступ к престолу благодати – все они приобретены Его Плотью и Кровью. Приобретены ценой сокрушения Его Тела и пролития Его Крови. Под «вкушением Его Плоти и питием Его Крови» подразумевается не что иное, как верование во Христа. Как приобщаемся мы к пище и питию, когда вкушаем и пьем их, так точно приобщаемся к Христу и Его дарам, когда веруем в Него. «Питаться Христом» - значит всё делать во имя Его, в союзе с Ним и с помощью силы, получаемой от Него. Это значит жить Им точно так, как мы живем пищей. Из речи Христа мы можем сделать важные для себя выводы: 1. Необходимость нашего питания Христом. 2. Польза и преимущества от этого питания Христом (стихи 54-56).
6.54 «Тот, кто ест Мою Плоть и пьёт Мою Кровь, имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день». Об этом Господь уже говорил, но повторение сказанного Им не лишнее. Он подтверждает то, во что было трудно поверить. Души наши так же питаются плотью и кровью Христовой, как тела земной пищей и питием. Он засвидетельствовал ранее: всем, ищущим жизни вне Его плоти, остается одна лишь смерть. Теперь воодушевляет благочестивых людей к благой надежде, обещая им в этой же плоти жизнь. Обратим внимание на то, как много раз соединяет Он воскресение с вечной жизнью. Ведь спасение наше остается сокрытым до последнего дня. Из этих слов явствует, сколь превратно искажают это место, относя его к Вечери Господней. Ведь, если бы было верным, что всякий участвующий в Вечере причащается Его плоти и крови, все одинаково имели бы жизнь. Мы же знаем, что многие из них погибают. С другой стороны, было бы неуместным и неосмотрительным говорить тогда о Вечери, которая еще не была учреждена. Поэтому Христос, несомненно, говорил о постоянном вкушении Себя через веру. В то же время можем сказать, что всё здесь сказанное представлено на Вечери и воистину даруется верующим.
6.55 «Ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие». Христос подтверждает то же, но иными словами. Подобно тому, как голод истощает и ослабляет тело, так и душа, если не подкрепится небесным хлебом, быстро умрет от истощения. Утверждая, что Его плоть истинно есть пища, Христос хочет сказать, что души голодают, если будут лишены этой пищи. Ведь как только отойдем от Его жертвенной смерти, ничего, кроме духовной смерти, нам не останется. Посему прими Христа как Спасителя, чтобы Он явился для Тебя начальником жизни. Но почему Христос отдельно упоминает о Своей крови, содержащейся в Его плоти? Он поступает так из-за нашей грубости. Ведь, по отдельности говоря о пище и питии, Он учит, что даруемая Им жизнь полностью совершенна. Чтобы мы не придумывали себе жизнь половинчатую или ущербную, чтобы мы научились довольствоваться Им одним. Ибо во Христе не найдет даже части жизни тот, кто не хочет видеть в Нем всю свою жизнь.
6.56 «Тот, кто ест Мою Плоть и пьёт Мою Кровь, пребывает во Мне, и Я в нем». Еще одно подтверждение. Ибо, содержа жизнь в Себе одном, Он предписывает нам способ обладания ею. А именно: мы должны есть Его плоть. Если хочешь иметь с Христом что-то общее, следует, во-первых, не пренебрегать Его плотью, т.е. Его голгофской жертвой. Мы должны также пить Его кровь, т.е. принять Его верой. Говоря же, что Он пребывает в нас, Христос хочет сказать, что соединяется Он с нами лишь потому, что вера наша успокаивается в Его смерти. Кроме того, отсюда можно заключить, что эти слова относятся не к внешнему символу. Ведь многие из неверующих принимают эти символы, оставаясь при этом чуждыми Христу. Напр., предатель Его Иуда Искариот не меньше принял «тело Христово», чем другие, поскольку Господь равным образом протянул всем хлеб. Поскольку учение это по незнанию ограничивают лишь внешним символом, следует верить в следующее: символ запечатлевает содержащееся здесь учение. Иуда в действительности никогда не был членом тела Христова. Кроме того, глупо воображать себе плоть Христа мертвой и лишенной духа. Наконец, заблуждаются те, кто бредит о вкушении плоти Христа без веры, поскольку одна лишь вера является устами и желудком души.
6.57 «Как послал Меня живой Отец, и Я живу благодаря Отцу, так и тот, кто ест Меня, жить будет благодаря Мне». До сих пор Христос рассуждал о том, как нам надлежит стать причастниками жизни вечной. Теперь Он переходит к главной причине: первое начало жизни находится в Боге Отце. Он упреждает возражение, что якобы оскорбляет Бога, присваивая Себе причину жизни. Итак, Христос делает Себя автором жизни, но так, что признает: она дана Ему от Отца, чтобы Он передал ее другим. Поскольку Бог Отец, у Которого имеется жизнь, от нас далек, Христос поставляется в качестве Посредника, будучи вторичной причиной жизни. Чтобы от Него к нам перешло нечто, иначе скрывавшееся в Боге.
6.58 «Сей-то есть хлеб, сошедший с небес; не так как отцы ваши ели манну и умерли; тот, кто ест этот хлеб, жить будет вовек». Христос возвращается к сравнению между манной и Своей плотью. Перефразируем конец Его речи: «Вам нет причины больше ценить Моисея, чем Меня, говоря, что Моисей питал отцов ваших в пустыне. Ведь Я могу дать вам лучшую пищу. Я приношу с Собой небесную жизнь». Ибо как было сказано выше, тот хлеб называется сошедшим с неба, который не отдает ничем земным и тленным, но дышит бессмертием Царства Божия. Подобную силу они не видели в манне, они думали лишь о пропитании чрева. В то время как у манны было двоякое употребление, иудеи, с которыми разговаривает Христос, не думали ни о чем, кроме телесной пищи.
6.59 «Сие говорил Он в синагоге, уча в Капернауме». Иоанн упоминает о месте, чтобы мы знали, что при этом присутствовало множество людей. И из них лишь немногие преуспели в вере. Больше того, для многих, исповедовавших себя учениками Христа, речь эта стала поводом для отпадения. Крепко запомним эту историю, чтобы не случилось нам соблазниться Христовыми словами.
6.60 «Многие из учеников Его, слыша то, говорили: какие странные слова! Кто может это слушать?» «Какие странные слова». Не речь Иисуса была странная, а жесткими были их сердца. Если мы по собственному разумению будем судить о Христовом учении, нередко слова Его кажутся нам парадоксальными. Поэтому каждый должен поручить себя руководству Святого Духа. Чтобы Он подсказал нам то, что не воспринимает наш слух. Если бы они, найдя речь Христа трудной для понимания, со смирением попросили бы Его изъяснить ее, то Он открыл бы им значение ее. И отверз бы их собственные умы. Ибо Он «научает кротких путям Своим». «Кто может это слушать?» Они думали, что такие слова не могут никому понравиться. Так, насмешники над религией готовы поручиться, что всё здравомыслящее человечество согласится с их мнением. Поскольку они сами не могут переносить таких поучений, то считают, что их вообще никто не переносит. Благодарение Богу за то, что уже миллионы людей, услышав эти слова Христа, нашли их для себя не только понятными, но сделали их своей насущной пищей.
6.61 «Но Иисус, зная Сам в Себе, что ученики Его ропщут на то, сказал им: это ли соблазняет вас?» Они роптали либо тайно в своих сердцах, либо шепотом между собой в углу. Но Христос знал их помышления. Он наблюдал за тем, как Его учение воспринималось слушателями. Кто радуется ему и кто ропщет на него. Кто примиряется и преклоняется перед ним, а кто протестует и восстает против него, хотя бы он делал это втайне. Он знал это в силу Своего божественного ведения. Мысли наши суть слова для Христа, поэтому мы должны наблюдать не только за нашими словами и поступками, но и за нашими мыслями. «Сказал им: это ли соблазняет вас?» Это ли является для вас камнем преткновения? Люди создают себе соблазны своими собственными сознательными ошибками. Они соблазняются тем, в чем нет никакого соблазна. Смиренный вид Христа, когда Он, облеченный в плоть, ничем не отличался от обычных людей, был для них препятствием признать в Нем божественную силу.
6.62 «Что ж, если увидите Сына Человеческого восходящего туда, где был прежде?» Христос говорит о Своем вознесении на небо, которое должно было стать неопровержимым доказательством истинности Его учения. Если бы Я стал говорить вам о моем возвращении на небо, то это соблазнило бы вас еще больше. Вы посчитали бы Мои претензии действительно слишком большими.
6.63 «Дух животворит, плоть не пользует ни мало; слова, которые говорю Я вам, суть дух и жизнь». «Дух животворит, плоть не пользует ни мало». Этими словами Христос учит: Его слова не принесли плода среди иудеев, поскольку они, будучи духовными и животворящими, отверзают только подготовленный Духом Святым слух. Он не исключает какую-нибудь полезность Своей плоти, словно плоть Его ни на что не годна. Но говорит, что она лишь тогда бесполезна, когда отделяется от Духа. Ибо откуда у Его плоти сила животворить, если не от того, что она духовна? «Слова, которые говорю Я вам, суть дух и жизнь». Слово «дух» понимается здесь в ином смысле. Христос говорил о тайной силе Духа, а теперь переходит к содержанию Своего учения, которое полностью духовно. Духовным зовется то слово, которое возносит нас ввысь. Ибо мы знаем: сказанное Им можно понять только духовно. Христос соединяет дух и жизнь. Жизнью Он зовет Свое Слово, имея в виду его воздействие. Но учит, что оно будет животворным лишь для того человека, кто воспринимает его духовно.
6.64 «Но есть из вас некоторые неверующие. Ибо Иисус от начала знал, кто суть неверующие, и кто предаст Его». Он дает им понять, что знает их прекрасно. И что ничего лучшего от них и не ожидал, хотя они и называли себя учениками Его. Ныне исполнились слова пророка Исаии, сказанные им о Христе и Его учении: Ис.53.1 «Кто поверил слышанному от нас, и кому открылась мышца Господня?» Христос отмечает здесь то и другое. Во-первых, они не поверили слышанному от Него. Во-вторых, они не верили в то, что Он – Мессия. Иначе бы они согласились с учением, которое Он проповедовал. Среди номинальных учеников Христа есть всегда и неверующие. Неверие лицемеров, еще не успевшее обнаружить себя перед миром, уже обнажено и открыто перед очами Христа. Еще до того, как последователи Его сами себя узнали, став перед выбором, Он уже мог безошибочно определить, кто суть верующие, а кто нет. Из этого мы можем сделать вывод о том, что отступление тех, кто в течение долгого времени имел благовидное исповедание веры, является верным доказательством их лицемерия. И того факта, что они не верили от начала. Случаи отступления следует квалифицировать не как падение истинно верующих, но как обнаружение притворно верующих. Хотя Христос знает, кто суть неверующие и притворно исповедующие веру, и, тем не менее, оставляет их в Своей Церкви. Разрешает им участвовать в Его таинствах и пользоваться Его именем. Он не разоблачает их в этом мире, если только они сами не разоблачат себя своим нечестием. Ибо так устроена Его видимая Церковь.
6.65 «И сказал: для того и говорю Я вам, что никто не может придти ко Мне, если то не дано будет ему от Отца Моего». Христос еще раз говорит о том, что вера – редкий и особый дар Духа Божия. Чтобы мы не удивлялись, если не все повсеместно принимают Евангелие. Ведь никто из людей не приходит к вере по своей прозорливости. Все духовно слепы, пока не озаряются Духом Божьим. Итак, причастниками этого блага становятся лишь те, кого удостоил такого причастия Сам Отец. Христос говорит, что немногие веруют Евангелию. И это происходит от того, что вера рождается только от тайного откровения Святого Духа.
6.66 «С этого времени многие из учеников Его отошли от Него, и уже не ходили с Ним». Теперь евангелист говорит о том волнении, которое вызвали слова Христа. Этот пример предлагается нам как зеркало, в котором можно увидеть, что духовные истины этот мир не воспринимает. Некоторые сказали бы, что было бы лучше не говорить подобных слов, послуживших причиной отпадения многих. Но нам надо мыслить иначе. То, что говорится здесь о Христе, надо относить к Его учению. И даже сегодня Ему необходимо для многих быть камнем преткновения. Насколько возможно, мы должны удерживать всех. Следует остерегаться из-за необдуманной речи смущать необразованных и немощных. Но никакая наша осторожность не убережет многих от соблазна учением Христовым. Итак, сколько бы людей ни шарахалось от чистого учения, нам не подобает его замалчивать. Пусть учителя Церкви помнят об увещании ап. Павла: Слово Божие надо преподавать верно (2Тим.2.15).
6.67 «Тогда Иисус сказал двенадцати: не хотите ли и вы отойти?» Он ничего не говорит тем, кто отошел от Него. Если неверующие уходят, пусть себе уходят. Невелика потеря тех, кто никогда не принадлежал Ему. Они как пришли, так и ушли. Поскольку вера апостолов могла сильно пострадать, когда те увидели, что из большой толпы остались лишь немногие, Христос обращает Свою речь к ним. Он учит, что им не надлежит увлекаться легковесностью и непостоянством других. Ведь, спрашивая, не хотят ли и они отойти, Он делает это для укрепления их веры. Ибо, предлагая Себя им, Он одновременно предостерегает их не присоединиться к отступникам. Т.к. вера основывается на Христе, она не будет зависеть от мнения людей. Она не поколеблется, даже если увидят, как небо падает на землю. Христос никого не будет держать против воли. Его воины суть добровольцы, действующие не по принуждению. Он дает полную свободу. Чтобы никто из учеников не сказал впоследствии, что их заманили в ученики, и что они ни за что не согласились бы на это.
6.68 «Симон Петр отвечал Ему: Господи! К кому нам идти? Ты имеешь глаголы вечной жизни». Петр здесь, как и других местах, говорит от имени всех. У этого ответа есть две части. Петр приводит причину, почему он с другими избранными апостолами остается с Христом. Потому что они чувствуют: учение Его для них спасительно и животворно. Затем он признается, что, куда бы они ни отправились, покинув Его, им остается одна лишь смерть. Оставляющим Христа следовало бы поразмыслить над тем, к кому они идут и могут ли они надеяться найти мир и покой для души еще где-либо, кроме как в Нем. Мир обязательно обманет нас. Святая религия Христа сильно выигрывает по сравнению с другими религиями. Ибо тогда обнаруживается, что она превосходит всех их. Обоснование Петром этого решения не было порывом слепого чувства. Это был результат зрелого размышления. Они и сами не до конца понимали слова Христа, ибо пока учение о кресте оставалось для них загадкой. Однако они были уверены в том, что Он имеет глаголы вечной жизни. Сказав это, Петр не имеет в виду что-то общераспространенное. Он приписывает это Христу как принадлежащее только Ему одному. Посему всем, кто, не довольствуясь этим Учителем, прибегает к человеческим измышлениям, прилежит неминуемая погибель.
6.69 «И мы уверовали и познали, что Ты – Христос, Сын Бога живого». Глагол поставлен здесь в прошедшем времени, но его можно понять и в настоящем. Это не особенно меняет смысл. Кроме того, Петр в этих словах кратко выражает суть веры. Но, кажется, его исповедание не относится к настоящему случаю. Ведь вопрос был о вкушении плоти Христовой. Даже если двенадцать учеников не до конца поняли то, о чем учил Христос, было достаточно и того, что они по мере данной им веры исповедали Его начальником спасения. Слово «уверовали» ставится здесь на первом месте, поскольку начало правильного понимания состоит в послушании веры. Более того, сама вера есть око разума. Однако сразу же затем следует знание, отличающее веру от ложных и ошибочных мнений. Ибо веруют и мусульмане, и буддисты и иудеи, но не знают истину и путь спасения. С верой же связано знание, поскольку истина Божья для нас определенна и несомненна. Не так, как изучаются человеческие науки, но так, что Дух запечатлевает в наших сердцах. Они уверовали в то, что Иисус является тем самым Мессией, Который был обещан отцам и Которого они ждали. И что Он был не простым человеком, а Сыном Бога живого.
6.70 «Иисус отвечал им: не двенадцать ли вас избрал Я? Но один из вас дьявол». Из того, что Христос отвечал всем, мы заключаем, что Петр говорил от имени всех. Петр за всех их поручился в том, что они будут верны своему Учителю. Христос не осуждает его доброе отношение к другим (ведь всегда хорошо надеяться на лучшее), но тактично укоряет его за уверенность. Мы ни в коем случае не должны быть слишком уверенными. Бог знает Своих, а мы – нет. Лицемеры и предатели Христа ничуть не лучше дьявола. Иуда не просто имел в себе дьявола, но он сам был дьяволом. «Один из вас клеветник», ибо таково значение слова «дьяволос». Вполне вероятно, что когда Иуда продал своего Учителя первосвященникам, он, желая оправдать свои действия, представил Его как негодного человека. Итак, Иуда дьявол во плоти, падший апостол, как дьявол – падший ангел.
6.71 «Это говорил Он об Иуде Симонове Искариоте, ибо сей хотел предать Его, будучи один из двенадцати». Хотя Иуда сознавал за собой зло, он, как мы узнаем из повествования, не был затронут этими словами. Ведь лицемеры настолько бесчувственны, что не ощущают своих язв. Они настолько горды по отношению к людям, что не сомневаются в своем превосходстве над ними.