КОММЕНТАРИИ
на Евангелие от Иоанна
Глава 5
То, чему Христос учил, объяснило то, что Он делал. А то, что Он делал, доказало то, чему Он учил. Поэтому в данной главе приводится чудо и описывается Его проповедь. Чудо состояло в исцелении человека, находившегося в болезни 38 лет. Проповедь содержит оправдательную речь, произнесенную Христом перед синедрионом, когда Его попытались привлечь к ответственности как преступника за исцеление больного в субботу.
5.1 «После сего был праздник иудейский, и пришел Иисус в Иерусалим». Хотя евангелист не говорит прямо, какой именно был праздник, вероятнее всего, он имеет в виду пятидесятницу. Если то, о чем здесь сказано, произошло сразу же после прихода Христа в Галилею. Ибо, покинув Иерусалим после Пасхи, Он, проходя через Самарию, был в пути 40 дней вплоть до дня жатвы. Войдя же в Галилею, Христос исцелил сына царедворца. Евангелист же добавляет, что этот день следовал за праздником. Поэтому подсчет дней приводит нас к тому, чтобы разуметь под праздником пятидесятницу. Христос пришел в Иерусалим в день праздника отчасти для того, чтобы воспользоваться случаем распространить Свое учение среди большого количества людей. И отчасти потому, что необходимо было, чтобы Он подчинился закону – отмечал праздники.
5.2 «Есть же в Иерусалиме у Овечьих ворот купальня, называемая по-еврейски Вифезда (дом милосердия), при которой было пять крытых ходов». Здесь описывается внешняя обстановка. То, что данное место посещало немало народа, явствует из указания на пять крытых ходов и на близость храма. Кроме того, ап. Иоанн прямо свидетельствует, что там лежало множество больных.
5.3 «В них лежало великое множество больных, слепых, хромых, иссохших, ожидающих движения воды». Евангелист отмечает три категории лежащих здесь больных: слепых, хромых и иссохших (парализованных). Ведь им не может помочь человеческое врачевание. Поэтому они ожидали движения воды. Многие из них терпеливо ожидали исцеления в течение длительного времени. Пожалуй, всякий из нас поступил бы точно так же. Но, если бы эти люди с таким усердием позаботились о своих душах! Ибо по своей природе все мы являемся духовно больными, слепыми, хромыми и иссохшими.
5.4 «Ибо Ангел Господень по временам сходил в купальню и возмущал воду, и кто первый входил в нее по возмущении воды, тот выздоравливал, какою бы ни был одержим болезнью». «Ангел Господень. Целительная сила этой купальни была сверхъестественного происхождения. Исцелять больных присуще одному Богу. Но временами Он пользуется услугами ангелов. Плохо и превратно думают те, кто приписывает это дело ангелам, так помещая их между нами и Богом, что они как бы затемняют и отдаляют от нас славу Божию. Итак, через ангелов Бог являет нам собственное присутствие. «По временам сходил в купальню и возмущал воду». Бог мог бы исцелить всех в одно мгновение. Но, чтобы чудеса достигли своей цели, они должны происходить определенным образом. Бог счел достаточным явить Свое присутствие лишь немногим больным. Возмущение воды служило сигналом, оповещающим о сошествии ангела. Движением воды Бог являл больным внешний символ, что они от вида символа переходили к лицезрению единого Подателя всякой благодати. «Кто первый входил в нее …». Здесь подразумевается удивительно большой охват этой чудодейственной силы в отношении излечиваемых болезней. А также удивительное ограничение этой чудодейственной силы в отношении излечиваемых ею людей: пользу от воды получал тот, кто первый входил в воду. Это учит нас тому, чтобы мы мудро использовали свои возможности и не упускали подходящий момент, могущий никогда не повториться. Ангел Господень возмущал воду, но оставлял за больными право самим входить в нее. Само чудо было знаком благоволения Божьего к иудейскому народу.
5.5 «Тут был человек, находившийся в болезни 38 лет». Евангелист описывает разные обстоятельства, подкрепляющие достоверность чуда. Длительность болезни лишала этого человека надежды на исцеление. Больной жаловался на то, что не может добраться до воды. Он часто пытался броситься в воду, но напрасно. Никто из людей ему не помог. И оттуда еще ярче воссияла сила Христа. Туда же относится приказание взять свою постель. Никто не должен был усомниться, что больной исцелился лишь по милосердию Христа. Когда же он неожиданно восстал здоровым и крепким, столь неожиданная перемена неизбежно приковала всеобщее внимание.
5.6 «Иисус, увидев его лежащего и узнав, что он лежит уже долгое время, говорит ему: хочешь ли быть здоров?» Христос спрашивает его об этом отчасти для того, чтобы возжечь в нем желание принять предложенную благодать, отчасти чтобы еще больше привлечь внимание окружающих. Ведь иначе чудо могло ускользнуть от их взора, как часто происходит в отношении незаметных событий. Некоторым может показаться странным вопрос: «Хочешь ли быть здоров?». Ведь человек уже столько времени находился в болезни. Но надо иметь в виду, что некоторые и в самом деле не стремятся выздороветь, потому что их болячки служат им одновременно источником дохода и извинением их праздности. Христос желает исцелить нас, если мы желаем получить исцеление.
5.7 «Больной отвечал Ему: так, Господи; но не имею человека, который опустил бы меня в купальню, когда возмутится вода; когда же я прихожу, другой уже сходит прежде меня». Бедный больной пользуется возможностью пожаловаться и представить свое бедственное положение. Он жалуется на то, что у него нет друзей, которые могли бы помочь ему. Бедняки, как правило, не имеют друзей. Ни у кого не находилось достаточно сострадания, чтобы сказать: «Твое положение хуже моего, иди же ты теперь, а я подожду до следующего раза». Он так часто испытал разочарование, что пришел в полное отчаяние. И именно тогда наступило время Христу прийти ему на помощь.
5.8 «Иисус говорит ему: встань, возьми постель твою и ходи». Господь его исцеляет словом, хотя больной не помышлял об этом. Слова, сказанные Им: «Встань, возьми постель твою и ходи», довольно странное повеление для человека бессильного, уже столько времени бывшего калекой. Однако эти божественные слова должны были стать проводником божественной силы. Это было повеление болезни оставить человека, повеление ослабленному организму окрепнуть. Он должен был встать и ходить, т.е. попытаться это сделать, и во время этой попытки должен был получить силу для того, чтобы действительно сделать это. Ему повелевается взять постель свою. Во-первых, чтобы показать, что исцеление было полным и наступило вследствие чуда. Ибо он не постепенно набирался сил, но в мгновение времени перешел из состояния крайней слабости и немощи в состояние физической крепости. Во-вторых, чтобы всех известить о совершившемся исцелении. Так как день был субботний, то проносящий по улицам ношу непременно должен был обратить на себя внимание. И вызвать у каждого желание узнать, что бы это значило.
5.9 «И он тотчас выздоровел, и взял постель свою и пошел. Было же это в день субботний». Какой приятной неожиданностью было для этого бедного калеки ощутить в себе способность владеть собой. Он подчинился словам Христа, взял свою постель и пошел. Он не беспокоился о том, станет ли кто осуждать его или даже угрожать ему за это. Христос прекрасно знал о том, какой последует соблазн, когда иудеи увидят человека, несущего постель. Ведь закон запрещает носить в субботу какие-либо тяжести (Иер.17.21). Но у Господа были две причины пренебречь опасностью и совершить подобный поступок. Он хотел, чтобы чудо приковало к себе больше внимания, и чтобы возник повод произнести ту прекрасную проповедь, которую Он вскоре скажет.
5.10 «Посему иудеи говорили исцеленному: сегодня суббота; не должно тебе брать постели». Поскольку все должны были почитать субботу, иудеи справедливо и обоснованно обвинили этого человека. Но, не удовлетворившись его объяснением, они уже впали в прегрешение. Ведь когда причина выяснилась, подозреваемый должен был быть оправдан. Носить бремя, как было сказано, значило нарушать субботу. Но Христос, возложивший бремя на его плечи, властью Своей превосходит субботу. Этот пример учит нас, что следует воздерживаться от поспешного суждения, пока полностью не выяснены все причины. Всё, что противоречит Слову Божию, заслуживает осуждения. Но пусть вначале последует здравое и спокойное разбирательство, что суд оказался основательным и справедливым.
5.11 «Он отвечал им: кто меня исцелил, Тот мне сказал: возьми постель твою и ходи». Этот человек привел в защиту своего поступка повеление, которое его оправдывало. Изложим его слова в другом виде: «Я делаю это не из неуважения к закону и субботе, но из послушания Тому, Кто сделал меня здоровым. Тем самым неопровержимо доказал, что Он больше и того и другого. Тот, Кто мог совершить такое чудо – сделать меня здоровым, не может быть настолько недобрым, чтобы приказать мне что-то греховное». Но иудеи, обуреваемые злобой, не захотели расследовать это дело. Они согрешили в том, что отвергли справедливое оправдание. Оправдание состояло в следующем: исцеленный ответил, что ничего не делал сам, но лишь слушался повеления Того, Кто имел власть повелевать. Хотя он еще не знал, кто такой Христос, он всё же был убежден в его божественном посланничестве. Ведь он узнал о божественной силе Христа, и отсюда заключил о Его небесной власти.
5.12 «Его спросили: кто Тот Человек, Который сказал тебе: «возьми постель твою и ходи?»». Они не хотели заметить то, что могло бы стать основанием для их веры во Христа. Они не спрашивают, даже из любопытства: «Кто это, сделавший тебя здоровым?». Они усиленно пытались ухватиться за то, что могло бы послужить основанием для обвинения Христа. Они рады были бы заставить пациента дать свидетельство против своего Врача и сделаться Его предателем. Во-вторых, они приняли решение смотреть на Христа как на простого человека: «кто Тот Человек», Который посмел дать такое приказание? Хотя Он представил самые убедительные доказательства, они, тем не менее, твердо решили, что никогда не признают Его Сыном Божьим. Они решили смотреть на Него как на преступника.
5.13 «Исцеленный же не знал, кто Он; ибо Иисус скрылся в народе, бывшем на том месте». Вероятно, исцеленный слышал имя Иисуса, но никогда не видел Его. И поэтому не мог сказать, что это был Он. Этот человек, будучи не знаком с Христом, не мог по-настоящему веровать в Него как в имеющего власть исцелить его. На этот раз Он пожелал остаться неизвестным, ибо как только Он совершил это исцеление, тотчас же скрылся в народе. Он избегал как одобрения со стороны тех, кто готов был восхищаться этим чудом, так и осуждения со стороны тех, кто готов был осудить Его за нарушение субботы.
5.14 «Потом Иисус встретил его в храме и сказал ему: вот, ты выздоровел; не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже». Христос пошел в храм, хотя у Него было много врагов. Этим самым Он поддерживал божественные установления. Он скрывался в храме не затем, чтобы люди забыли о Его благодеянии. Ведь сейчас Он открыто заявляет о Себе. Он хотел лишь, чтобы вначале люди обдумали само событие, а уже потом признали в Нем его автора. Исцелившийся тоже пошел в храм, чтобы поблагодарить Бога за выздоровление. Когда Христос исцеляет тело, Он не успокаивается на этом. Теперь Он приступает к исцелению его души и снова делает это словом. Он предостерегает его от греха: «не греши больше». Это означает, что его недуг был наказанием за грех. Христос подразумевает то, что получившие выздоровление находятся в опасности возврата к греху. Поэтому необходимо бодрствовать. Господь, знающий сердца всех людей, знал, что этот человек был одним из тех, кого нужно страхом удерживать от греха. «Чего хуже». Если Бог ничего не добивается словами, которыми мягко исправляет нас, то Он берет в руки бич для усмирения нашего упорства. Поэтому то, что мы отовсюду стесняемы всё новыми и новыми бедами, следует относить к нашей гордыне.
5.15 «Человек сей пошел и объявил иудеям, что исцеливший его есть Иисус». Толковники этого стиха считают, что человек этот менее всего хотел возбудить к Христу зависть. Менее всего думал о том, что иудеи так ополчатся на Христа. Его намерения были вполне благочестивы: он только хотел воздать своему целителю справедливую и должную хвалу. Есть все основания полагать, что он хотел таким образом почтить Христа и принести какую-то пользу иудеям. Он не мог предположить, что у Того, Кто имел такую власть и был так благ, могли быть враги. Иудеи же выдали свою духовную болезнь тем, что не только обвинили Христа в нарушении субботы, но и позволили себе рассвирепеть.
5.16 «И стали иудеи гнать Иисуса и искали убить Его за то, что Он делал такие дела в субботу». Какой нелепой и безрассудной была враждебность иудеев к Христу. Они ненавидели Его потому, что Он вылечил бедного, больного человека. Они гнали Его потому, что Он сделал доброе дело. Какой кровавой и жестокой была их ярость: они искали убить Его. Ничто не могло удовлетворить их, кроме Его крови, Его жизни. Они пытались маскировать свою зависть, вражду и ярость ревностью к почитанию субботы. Ибо вмененное Ему преступление было вымышленным: «за то, что Он делал такие дела в субботу». Как будто этого было достаточно, чтобы делать недействительными самые лучшие и наиболее божественные действия. И сделать ненавистным Того, Чьи дела были достойны наивысшей похвалы во всех других отношениях. Так лицемеры часто скрывают свою истинную враждебность к силе благочестия под маской напускной ревности к его внешнему виду.
5.17 «Иисус же говорил им: Отец Мой доныне делает, и Я делаю». «Отец Мой доныне делает». Христос отрицает, что нарушил закон, ссылаясь на дело Божие. Людам было приказано воздерживаться только от своих дел. Поэтому обрезание, принадлежащее Богу, а не человеку, не противоречило соблюдению субботы. Христос настаивает здесь на том, что, совершив дело Божие, Он не нарушил священный покой, заповеданный в законе Моисея. Т.о., Он оправдывает не только Свой поступок, но и поступок понесшего постель исцеленного. Это было как бы приложением к чуду, его частью и его подтверждением. Т.к. среди дел Божьих числится благодарение Богу и возвещение Его славы, то всеми способами свидетельствовать о благодати Божьей не может быть нарушением субботы. Но Христос говорит прежде всего о Самом Себе, поскольку именно на Него больше всего ополчились иудеи. Восстановив здоровье больному, Он засвидетельствовал Свою божественную силу. Он проповедует Себя Сыном Божьим и утверждает, что делает то же, что Отец. Создание мира завершилось в шесть дней, Царство же Божие пребывает постоянно. И Бог непрерывно хранит и поддерживает мировой порядок. Господь следит за Своим творением не только в целом, но и обустраивает отдельные его части. «И Я делаю». Христос утверждает также, что является соработником у Бога. Он, оставив разговор о текущем деле, объясняет цель и пользу Своего чуда. Цель состояла в том, чтобы признать Его Сыном Божьим, совершителем спасения. То, что Он присваивает Себе, принадлежит Его Божеству. Также Он утверждает, что пришел с неба.
5.18 «И еще более искали убить Его иудеи за то, что Он не только нарушил субботу, но и Отцом Своим называл Бога, делая Себя равным Богу». Этой речью Христос не только не усмирил их ярость, но еще больше разжег ее. Он хорошо знал, сколь злобно их нечестие и сколь непреклонно упорство, но, прежде всего, стремился помочь немногим Своим людям. И как бы не замечал злобу врагов. Своим примером Он учит нас: никогда не следует уступать ярости нечестивых. Напротив, мы должны утверждать истину Божью, несмотря на протесты всего мира. И слуги Христовы не должны жаловаться на то, что не убедили всех слушателей, ведь и Сам Христос не сумел этого добиться. Чем больше являет себя слава Божья, тем больше возмущается сатана в лице своих прислужников.
5.19 «На это Иисус сказал: истинно, истинно говорю вам: Сын ничего не может творить Сам от Себя, если не увидит Отца творящего; ибо, что творит Он, то и Сын творит также». Христос не отвергает предположение иудеев как клеветническое. Скорее, Он доказывает его истинность здравым рассуждением. Во-первых, Он настаивает на том, что дело Его божественно, дабы иудеи поняли: они воюют с Самим Богом, если осуждают то, что по праву принадлежит Христу. Сказанные слова могут относиться лишь к Сыну Божию, являющемуся во плоти. Он послушен воле Отца Своего, послушен настолько, что ничего не может творить Сам от Себя. Он до такой степени посвятил Себя исполнению воли Отца, что уже ни в чем не может действовать независимо от Него. Во-вторых, Он выступает исполнителем замыслов Отца Своего. Он не может, Он не хочет ничего делать Сам, «если не увидит Отца творящего». В-третьих, Он равен Отцу в делах, «ибо, что творит Он, то и Сын творит также» В Нем иудеи не различали ничего выше человеческой природы. Поэтому Христос утверждает, что исцелил больного не человеческой силой, но божественной. Поэтому сильно ошибались те, кто думал, что имеет дело со смертным человеком, и обвинял Христа в присваивании божественных дел. Христос же утверждает, что в Своих свершениях никак не разнится с Богом Отцом.
5.20 «Ибо Отец любит Сына и показывает Ему всё, что творит Сам; и покажет Ему дела больше сих, так что вы удивитесь». «Ибо Отец любит Сына». Бог Отец объявил: «Сей есть Сын Мой возлюбленный». Он не только благоволил к Его делу служения, но испытывал любовь к Нему. Христос избран быть Тем, в Ком должна пребывать любовь Божья, чтобы течь оттуда к нам, словно из обильного источника. Он учит, что эта любовь есть причина того, что Отец совершает всё рукою Сына. «И показывает Ему всё, что творит Сам». Образец того, как Отец творит и управляет миром, показан Сыну, чтобы Он, по этому же образцу созидал Церковь и управлял ею. Т.е. Сын, так это можно понимать, всё, что творит, делает с указания Отца. «И покажет Ему дела больше сих». Он предпишет и повелит Ему совершить дела больше этих. Дела более могущественные, чем это исцеление. Ибо Он должен будет воскрешать мертвых и Сам должен воскреснуть из мертвых. Болезнь можно вылечить постепенно и посредством сил природы при помощи соответствующих средств, но воскресить мертвых природной силой невозможно никогда и никакими средствами. Слова «дела больше сих» можно понимать и в духовном плане. Повеление человеку носить постель свою в день субботний было расценено как дерзость. Но что это по сравнению с упразднением обрядового закона, что Он вскоре должен был осуществить. «Так что вы удивитесь». Они смотрели сейчас на Его дело (исцеление человека) с неуважением и возмущением. Но уже очень скоро Он сделает то, на что они будут смотреть с изумлением, Лк.7.16. Многих неверующих дела Христа приводят в изумление, благодаря чему Он получает славу от них. А они, в свою очередь, могут получить пользу от этих дел, если поверят в них. Добавляя «так что вы удивитесь», Христос косвенно попрекает людей в неблагодарности. Ведь они презрели Того, в Ком столь ярко явилась божественная сила.
5.21 «Ибо как Отец воскрешает мертвых и оживляет, так и Сын оживляет, кого хочет». Господь доказывает Свою божественность. Указывает на оживление мертвых, совершить которое способен только один Бог. Бог осуществлял это и через пророков Илию и Елисея, подтверждая тем самым, что они были Его посланниками. Но Господь не только спасает от смерти, но и восстанавливает к жизни вечной. Но Он не дарует эту жизнь всем без разбора. Он говорит, что «оживляет, кого хочет». Здесь Он имеет в виду, что лишь определенные люди, т.е. избранные, удостаиваются этой великой благодати.
5.22 «Ибо Отец и не судит никого, но весь суд отдел Сыну». Теперь Христос яснее говорит о том, каким образом Отец через Сына управляет миром, Его рукой осуществляя Свою власть. Словом «суд» евангелист по обычаю еврейского языка означает власть и силу. «Отец и не судит никого». Это не означает, что Бог Отец отказался от управления делами. Но Ему было благоугодно управлять ими посредством Своего Сына. Так что человеку уже не грозит ужас иметь дело непосредственно с Богом Отцом, но дается утешение, что он может приходить к Нему через Посредника. Поскольку Посредник взял на себя задачу искупить нашу вину, дело и было передано Ему. И Бог желает вступить с нами в новый завет, заключаемый не на условиях закона, но на условиях благодати Искупителя. «Но весь суд отдал Сыну». Отец сделал Сына Господом всей вселенной, подобно тому как Иосиф стал господином в Египте. Об этом было предсказано пророками. Ис.11.1-4 «И произойдет отрасль от корня Иессеева. … И будет судить не по взгляду очей Своих, и не по слуху очей Своих решать дела. …» Иер.23.5 «Вот, наступают дни, говорит Господь, и восставлю Давиду Отрасль праведную, и воцарится Царь, и будет поступать мудро, и будет производить суд и правду на земле». Окончательный и всемирный суд отдан Господу Иисусу. Это – Его трибунал, Его судилище. Он будет разбирать дела и выносить приговор.
5.23 «Дабы все чтили Сына, как чтут Отца. Кто не чтит Сына, тот не чтит и Отца, пославшего Его». «Дабы все чтили Сына, как чтут Отца». О почитании Господа Иисуса говорится здесь как о великом намерении Бога. (Сын желал прославить Отца, и Отец желал прославить Сына, Ин.13.32). Если Бог хочет, чтобы Сына чтили, то это означает, что Его обязаны почитать все, кому Он открылся как Сын Божий. Мы должны также исповедовать Его Господом и поклоняться Ему. Мера почтения Христа – как чтут Отца. Если мы не считаем Его равным Богу, то оказываем Ему высшую несправедливость, на какую только способны. Ибо мы так же зависим от Христа, благодати нашего Искупителя, как и от провидения Творца. Это и является достаточным основанием для исполнения закона – чтить Сына, как чтим Отца. Чтобы провести этот закон в жизнь, ниже добавляется: «Кто не … пославшего Его». Некоторые выражают почтительное отношение к Богу Отцу и отзываются о Нем с почтением. А Искупителем пренебрегают и отзываются о Нем с пренебрежением. Но пусть таковые знают, что почести и интересы Отца и Сына настолько неразрывно связаны и переплетены друг с другом, что Отец никогда не считает чтущим Его тех, кто бесчестит Сына. Причина этого в том, что Отец послал и уполномочил Сына. За оскорбления, нанесенные послу, справедливо воздает князь, пославший его.
5.24 «Истинно, истинно говорю вам: слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную и на суд не приходит, но перешел от смерти в жизнь». «Истинно, истинно говорю вам». Это вступление одновременно требует как сосредоточенного внимания к тому, что говорится, как к имеющему значительный вес, так и полного принятия его как неоспоримой истины. Господь как бы говорит: это говорю Я, на Чье слово вы можете положиться. Никто кроме Христа не употреблял слова «истинно, истинно» в начале предложения. Хотя иудеи часто пользовались словом «истинно» при завершении молитвы и иногда повторяли его дважды. Христос в Библии назван «Аминь» (Откр.3.14). И некоторые так и читают это место: «Я, Аминь, Аминь, говорю вам». «Слушающий слово Мое … жизнь вечную». Здесь говорится о причине такой чести, чтобы кто не счел, что она заключается лишь во внешних обрядах и церемониях. Ведь учение Евангелия есть скипетр Христа, которым Он правит данными Ему от Бога верующими. Прежде всего, надо обратить внимание на приведенное определение христианина. Нет ничего обычнее, чем ложное определение христианина. Христос требует от нас покорности Его Евангелию. Одновременно Христос восхваляет плод послушания. Извращенность наша состоит в том, что нам приятнее погибнуть, чем стать послушным Сыну Божию и спастись по Его благодати. Итак, Христос говорит как о правильном способе поклонения, так и об основании этого поклонения – нашем восстановлении к жизни. Он возвещает, что вечная жизнь обретается от слышания Его учения. Под «слышанием» же Он разумеет веру, о чем скажет немного ниже. Однако вера имеет престол не в слухе, а в сердце. Фраза «верует в Пославшего Меня» подтверждает авторитет Евангелия. Оно говорит, что Христос пришел от Бога, а не по человеческой воле. В другом месте Он также отрицает, что говорит от Самого Себя. Он возвещает лишь то, что заповедано Ему Отцом (Ин.14.30). «На суд не приходит». Здесь присутствует косвенное противопоставление между виной, которой по природе подвержены все люди, и незаслуженным прощением, которое мы получаем через Христа. Итак, мы вне опасности вечной смерти, т.к. избавляемся от нее по благодеянию Христа. Ведь по-настоящему жить начинает лишь тот, к кому Бог стал милостив. «Но перешел от смерти в жизнь». Переход от смерти уже совершился, поскольку семя жизни в сынах Божьих нетленно. Поэтому с момента призвания они в надежде уже восседают с Христом в небесной славе. И царство Божие уже прочно утвердилось в их душе (Лк.17.21, Кол.3.3). Из-за того, что их жизнь остается сокрытой, они не перестают обладать ею по вере. Из-за того, что их теснит смерть, они не теряют уверенности. Ведь они знают, что находятся в полной безопасности под защитой Христа. Хотя жизнь только началась в нашей душе, Христос возвещает верующим уверенность в ней. Они больше не должны пугаться смерти.
5.25 «Истинно, истинно говорю вам: наступает время, и настало уже, когда мертвые услышат глас Сына Божия и, услышавши, оживут». Евангелист много раз повторяет клятву Сына Божия в том, что Он непременно нас спасет. Отсюда мы выводим неустанность Его заботы. А также несомненность и непоколебимость евангельской веры. Но последствия веры, о которых говорит здесь Христос, кажутся чем-то невероятным. Поэтому Он подтверждает это клятвой: слова Евангелия настолько животворны, что способны воскресить умерших. Очевидно, что говорит Он о смерти духовной. Те же, кто относят сказанное к Лазарю, и сыну вдовы из Наина, и другим подобным людям, опровергают сам контекст. Христос учит, что все мы мертвы до того, как Он нас животворит. Все, не признающие, что находятся в вечной погибели, только обманывают себя пустой лестью. Т.о., благодать Христа есть воскресение из мертвых. И эта благодать предлагается нам в Евангелии. Здесь не идет речь вообще обо всех мертвых, но лишь об избранных. Для мертвых слушать так же неестественно, как и вернуться к жизни, от которой отпали. Значит, и то и другое принадлежит тайной божественной силе. Говоря «наступает время, и настало уже» Христос ведет речь о чем-то до сих пор невиданном. Действительно, распространение Евангелия стало новым и нежданным воскресением мира. Слово Божие не всегда давало людям жизнь. Учение закона и пророков, предназначенное народу Божию, скорее воспитывало уже родившихся для Бога, а не возвращало жизнь духовно мертвым.
5.26 «Ибо, как Отец имеет жизнь в Самом Себе, так и Сыну дал иметь жизнь в Самом Себе». Христос показывает, что Он Сам есть источник жизни, и через Свое Слово изливает эту жизнь на людей. Бог имеет жизнь в Самом Себе. Не только в том смысле, что Он живет собственной и присущей Ему силой. Но также и потому, что, содержа в себе полноту жизни, Он животворит всех прочих. Несомненно, Богу принадлежит это качество. Пс.35.10 «Ибо у Тебя источник жизни; во свете Твоем мы видим свет». Оно было открыто нам в лице Христа.
5.27 «И дал Ему власть производить и суд, потому что Он есть Сын Человеческий». «Дал Ему власть производить суд». В руках Сына сосредоточена как законодательная, так и исполнительная и судебная власть. Употребленное здесь словосочетание означает, прежде всего, «суд» как осуждение. Гибель нераскаявшихся грешников исходит от Христа. Тот, Кто совершил спасение для них, производит и суд над ними. Поэтому Его приговор не может быть отменен. Власть дал Ему Отец. Он действует как Наместник Отца, как Помазанник Господа, как Христос Господень. Всё это служит к большой чести Христа. И избавляет Его от обвинений в богохульстве, когда Он делает Себя равным Богу. А также к большому утешению всех верующих, которые могут с величайшей уверенностью всецело вверять себя в такие руки. «Потому что Он есть Сын Человеческий». Это есть причина особого положения Христа, по которому Ему дано производить суд. Ему отдан весь суд по следующим двум причинам: во-первых, чтобы все чтили Сына (стих 23). Во-вторых, Искупитель воспринял человеческую природу. Снизошел до низкого положения человека и покорился всем связанным с этим положением уничижениям, ибо такова была воля Отца. В награду за такое удивительное послушание Отец высоко почтил Его. Т.к. Он снизошел до положения Сына Человеческого, то Отец сделал Его Господом всех людей (Флп.2.8-9). Т.к. Он имеет одну природу с теми, над кем поставлен, и поэтому подходит для роли Судьи.
5.28 «Не дивитесь сему: ибо наступает время, в которое все, находящиеся в гробах, услышат глас Сына Божия». На первый взгляд кажется, что Христос пользуется неуместным доказательством, когда выводит правдивость сказанного Им ранее из последнего воскресения. Ведь воскресить тела – это меньше, чем воскресить души. Большее и меньшее сравнивается здесь не по своей сути, а по человеческому мнению. Ведь люди, будучи плотскими, дивятся только видимому. Наша глупость заставляет нас больше доверять тому, что мы видим собственными глазами, чем тому, что познается одной верой. Поэтому они пренебрегают воскресением души, но воскресение плоти вызывает восхищение у них. Однако из того, что некогда тела восстанут из могил, нельзя выводить, что души уже теперь избавляются от смерти. Неизвестное не доказывают через то, что еще более неизвестно. Этот отрывок надо понимать так: Христос хвалится Своей силой и свидетельствует, что Отец заповедал Ему полное восстановление всего творения. Он как бы говорит: «То, что сегодня Я гласом Своего Евангелия оживляю погибшие души, есть некая прелюдия к последнему воскресению». Но почему Он говорит лишь о тех, кто зарыт в могилах? Словно другие не будут участвовать в будущем воскресении: те, кто погиб в кораблекрушении, был съеден зверьми или сгорел в огне. Однако мертвых принято хоронить. Поэтому под лежащими в могилах Христос разумеет всех, кто успеет умереть до того дня. Причина этого воскресения: они услышат Его голос. Они услышат его точно так, как Лазарь услышал обращенное к нему слова: иди вон. Вместе с этим голосом вступит в действие божественная сила, которая вдохнет в них жизнь и сделает их способными послушаться его. Они выйдут из гробов. Но это еще не всё: они предстанут перед судом Христа, чтобы выслушать свой приговор.
5.29 «И изыдут творящие добро в воскресение жизни, а делавшие зло в воскресение осуждения». Они воскреснут для того, чтобы войти или в состояние блаженства или в состояние страдания. Фарисеи считали, что воскресение принадлежит только праведным, но Христос исправляет здесь эту ошибку. Верующих Он отличает по их добрым делам, подобно тому, как в другом месте учит, что дерево познается по своему плоду (Мф.7.17). Он имеет в виду те добрые дела, которым они начали предаваться с момента своего призвания. Ибо разбойник, которому на кресте Христос обещал жизнь вечную, до этого творил злодеяния. Но когда рождается новый человек, он из раба греха становится рабом праведности. Поэтому Бог не будет припоминать его предыдущую жизнь. Верным также не вменяются те согрешения, которые они ежедневно на себя навлекают. Ведь в мире нет такого праведника, который не нуждался бы в прощении. Итак, здесь имеются в виду те делатели добрых дел, которых апостол Павел в Послании к Титу (2.14) называет ревностными и усердными на этом поприще. Однако оценка добрых дел зависит от снисхождения Бога. Некоторые из этого отрывка делают ошибочный вывод, будто вечная жизнь полагается за добрые дела. Но Христос говорит здесь не о причине спасения, но лишь приводит различие между избранными и отверженными. Он делает это, чтобы призвать Своих людей к святости.
5.30 «Я ничего не могу творить Сам от Себя. Как слышу, так и сужу. И суд Мой праведен, ибо не ищу Моей воли, но воли пославшего Меня Отца». Здесь отмечается справедливость судопроизводства, осуществляемого Христом в соответствии с Его поручением. «Я ничего не могу творить Сам от Себя». Излишним будет изощренно философствовать здесь: от Себя ли, или откуда-то еще имеет Сын Божий силу делать приличествующее Его божеству. И Он не хотел, чтобы мы занимались подобными тонкостями. Поэтому у древних не было причины столь сильно утруждаться, опровергая клевету Ария. Арий утверждал, что Сын не равен Отцу, поскольку ничего не может делать от Себя. Святые мужи отвечали: Сын по праву относит к Отцу всё, что имеет Сам, поскольку от ипостаси Отца берет начало Его собственная ипостась. Однако Христос говорит не только о Своем божестве. Он говорит о Себе постольку, поскольку явился по плоти. И учит, что Его нельзя оценивать по внешнему виду, поскольку Он – нечто больше, чем обычный человек. Кроме того, надо учитывать, кем Он ведет спор. Христос хотел опровергнуть иудеев, пытавшихся противопоставить Его Богу. Поэтому Он отрицает, что делает что-то по человеческому разумению. Ведь Его вождь и водитель – Бог. Следует помнить: всякий раз, когда Христос говорит о Себе, Он присваивает Себе только человеческое. Поскольку обращается к иудеям, говорившим, что Он – обычный человек. По этой же причине всё, что в Нем было выше человека, Христос относит к Отцу. «Как слышу, так и сужу». Слово «судить», прежде всего, относится к учению, но одновременно охватывает и всё домостроительство. Господь Иисус как бы говорит: «Отец во всем является Моим начальником, воля Отца для Меня закон». «И суд Мой праведен». Христос утверждает, что Его слова и поступки находятся вне порицания. Ведь Он делает что-либо только по заповеди и под руководством Отца. Ибо всё исходящее от Бога праведно. «Ибо не ищу Моей воли, …». Здесь Христос не сравнивает Свою волю и волю Отца как противоположные друг другу. Но лишь опровергает ложное мнение, что Он больше ведом человеческой дерзостью, чем божественным авторитетом. Т.о., Он отрицает, что у Него есть какое-то собственное и отдельное намерение, кроме заповеданного Отцом. Как человек, Он имел все естественные и невинные наклонности человеческой природы. Знал чувства боли и удовольствия, испытывал тягу к жизни и отвращение к смерти. Однако Он не считался и не советовался с ними, и не Себе угождал, когда выполнял свое служение. Но всецело покорялся воле Своего Отца.
5.31 «Если Я свидетельствую Сам о Себе, то свидетельство Мое не есть истинно». В стихах 31-47 Господь Иисус подтверждает Свое назначение, о котором говорил выше. И доказывает, что Он посланный от Бога Мессия. Он откладывает в сторону собственное свидетельство о Себе. Он как бы говорит: «Хотя и истинно Мое свидетельство (Ин.8.14), тем не менее, вы, следуя общепринятым у людей правилам судопроизводства, не примете его к сведению как имеющее законную силу доказательство. И не допустите его как свидетельское показание». Это суждение свидетельствует о снисходительности Господа. Ибо хотя Он есть «Свидетель верный и истинный», сама Истина, тем не менее, Он отказывается от этих привилегий. И в целях утверждения нашей веры ссылается на Своих поручителей, ради нашего полного удостоверения.
5.32 «Есть другой, свидетельствующий о Мне, и Я знаю, что истинно то свидетельство, которым он свидетельствует и Мне». Господь говорит о свидетельстве Иоанна Крестителя.
5.33 «Вы посылали к Иоанну, и он засвидетельствовал об истине». Иоанн пришел, чтобы «свидетельствовать о свете» (Ин.1.7). Его служение заключалось в том, чтобы приготовить путь Господу, и направить к Нему людей. Свидетельство Иоанна было открытым и истинным. Духовные руководители Израиля посылали к нему посольство из священников и левитов. И это дало ему возможность сказать во всеуслышание то, что он должен был сказать. Он засвидетельствовал только об истине, и ни о чем другом, кроме истины. Иоанн, по общему признанию, был настолько святым, благочестивым человеком, что невозможно было представить себе, чтобы он мог взять на себя грех выступать с подложными и фальшивыми заявлениями. И говорить о Христе что-то такое, что не было бы истиной, или в чем он сам не был уверен. Христос ясно попрекает иудеев и говорит, что только собственная злоба мешает им уверовать. Они полностью пренебрегли ответом Иоанна.
5.34 «Впрочем, Я не от человека принимаю свидетельство, но говорю это для того, чтобы вы спаслись». Это было свидетельство, в котором Он не нуждался. Несмотря на то, что Христос посчитал необходимым сослаться на свидетельство Иоанна, Он в то же время заявляет о том, что это не следует воспринимать как ущемление его привилегии самодостаточности. Он не нуждается ни в каких рекомендательных письмах, ни в каких свидетельствах, кроме тех, которые несут с собой Его собственное достоинство и превосходство. Почему же тогда Христос представляет здесь свидетельство Иоанна? Цель, которую Он преследовал в Своей беседе, состояла в том, чтобы спасти не свою жизнь, но души других. Он потому сослался на свидетельство Иоанна, что, поскольку он был одним из них, можно было надеяться на то, что они поверят ему.
5.35 «Он был светильник, горящий и светящий; а вы хотели малое время порадоваться при свете его». Иоанн Креститель был тем, к кому иудеи относились с почтением. Христос часто почтительно отзывался об Иоанне. В настоящее время он находился в тюрьме, в стесненных обстоятельствах, тем не менее, Спаситель воздает ему хвалу подобающую. Мы тоже должны быть готовы воздавать ее всем верно служащим Богу. «Он был светильник горящий и светящий». Он был светильник, светящий не собственным, а отраженным светом, но не свет, потому что Христос был свет. Его назначение состояло в том, чтобы просветить темный мир вестью о близком приходе Мессии. Слова «он был светильник горящий» указывают на его искренность. Они означают также его активность, рвение и пыл, горение в любви к Богу и душам людей. «Он был светильник светящий», что указывает либо на его образцовую жизнь, либо на его большое влияние на окружающих. Он был заметной фигурой в глазах людей. Хотя он любил неизвестность и уединение и был в пустынях, однако его учение, крещение и жизнь были таковы, что он стал человеком выдающимся. И привлек к себе внимание всего народа. «А вы хотели малое время порадоваться при свете его». Появление Иоанна привело иудеев в восторг. Они очень гордились тем, что среди них находился такой человек, который был честью их страны. Но этот восторг был преходящим, и вскоре он прошел. Они любили Иоанна как любят новую вещь, но вскоре он и его служение наскучили им. И они сказали, что в нем бес. Эти люди радовались при свете Иоанна, но никогда не ходили в нем, поэтому и не устояли в нем. Пока царь Ирода был другом Иоанна, народ ублажал его. Когда же Иоанн оказался в опале, народ перестал благоволить к нему. Некоторые этот стих понимают так: «Вы хотели поддержать Иоанна ради достижения временных целей. Он устраивал вас, потому что вы надеялись сделать его средством достижения своей цели». Т.е., использовать его влияние и, прикрываясь его именем, избавиться от римского ига и возвратить гражданскую свободу и славу своей стране. Христос напоминает иудеям об их почтительном отношении к Иоанну, желая тем самым осудить их за их враждебное отношение к Себе. К Тому, о Ком свидетельствовал Иоанн. Он напоминает им об изменении их отношения к Иоанну, желая тем самым оправдать Бога в том, что Он лишил их его (Иоанна) служения в настоящее время.
5.36 « Я же имею свидетельство больше Иоаннова: ибо дела, которые Отец дал Мне совершить, самые дела сии, Мною творимые, свидетельствуют о Мне, что Отец послал Меня». «Я же имею свидетельство больше Иоаннова». Показав, что в случае с Иоанном иудеи извратили Божий дар, Христос повторяет, что не нуждается в человеческом свидетельстве, будучи вполне самодостаточен. И это несмотря на то, что Он, по обыкновению Своему, к Отцу относит всё, что есть в Нем величественного. «Ибо дела, которые …». Дела, которые Отец дал Ему совершить: Его служение, включающие в себя откровение Бога и Его воли нам; учреждение Его Царства среди людей; реформирование мира; победа над сатаной; восстановление положения падшего человека до первоначального состояния чистоты и блаженства; излияние в сердца людей любви к Богу и друг к другу. Это те самые дела, о которых Христос сказал, перед тем как умереть: «Совершилось». Все Его слова и дела были святыми и небесными. В них жила божественная чистота, сила и благодать, убедительно доказывающие, что Он послан от Бога. В частности, о Нем свидетельствовали чудеса, сотворенные Им. Здесь сказано, что эти дела были даны Ему Отцом. Т.е., Ему были даны полномочия, власть и сила, необходимые для их совершения. Они были даны Ему с тем, чтобы Он их совершил. Он должен был сотворить все те чудные дела, которые издревле предопределили совет и предвидение Бога. Эти дела на самом деле свидетельствовали о Нем. Что Бог Отец послал Его как Отец: не как Господин, посылающий слугу с поручением, но как отец, посылающий сына взять то, что ему принадлежит по праву. Итак, Христос хочет, чтобы Его признали Мессией и слушали как Мессию. Он заявляет, что на самом деле предстает таким, каким Его изображает Писание. Если бы иудеи не исполнились злобой и не закрыли свои глаза, Христос мог бы силою чудес показать им, Кто Он такой и Кем на самом деле является.
5.37 «И пославший Меня Отец Сам засвидетельствовал о Мне. А вы ни гласа Его никогда не слышали, ни лица Его не видели». «И пославший Меня Отец Сам засвидетельствовал о Мне». Некоторые толкователи неудачно ограничивают эти слова тем гласом, который люди слышали при Его крещении. Христос говорит, что Отец уже засвидетельствовал о Нем и хочет показать, что пришел вполне известным. Ведь еще прежде в законе и пророках Бог предызобразил Своего Сына, чтобы Тот имел отличительные знаки, по которым мог быть распознан. Итак, Бог свидетельствовал о Сыне столько раз, сколько раз давал израильскому народу обетование спасения. Поэтому иудеям подобало почерпнуть из Писаний знание о Христе еще прежде, чем Он явился во плоти. Презрев же явившегося Мессию и отвергнув Его, иудеи ясно показали, что не поняли суть Писаний. Это Христос также ставит им в упрек. Между тем, иудеи хвалились знанием Бога, претендовали на то, что научены Его Словом. Кого Бог посылает, о тех Он и свидетельствует. Где поручает совершить дело, там обязательно и подтвердит Свое посланничество. «А вы ни гласа Его никогда не слышали, ни лица Его не видели». Христос, посетовав вначале о неприятии Самого Себя, теперь еще острее обличает их слепоту. Говоря, что они никогда не слышали глас Божий и не видели Его образа, Он выражается метафорически. В итоге Он учит, что иудеи чужды знания о Боге. Как люди являют себя через свой голос и вид, так и Бог говорит нам устами Своих пророков и в таинствах дает нам видимый образ, откуда Его некоторым образом можно познать. Однако тот, кто не признает Бога в Его живом образе (Иисусе Христе), вполне показывает, что почитает лишь изобретенное им самим божество. Поэтому апостол Павел говорит, что на лице иудеев лежит покрывало, и они не видят славу Божию в лице Христа (2Кор.3.14).
5.38 «И не имеете слова Его пребывающего в вас, потому что вы не веруете Тому, Которого Он послал». У них были писания Ветхого Завета, но они не могли расположить их к принятию Христа. Слово Божье было у них в руках, но не в них, не в их сердцах. Оно не царствовало в их душах, а только сияло перед их глазами и звучало в их ушах. Если бы они имели его в себе, то с готовностью приняли бы Христа. Но оно не пребывало в них. Во многих Слово Божье входит и оставляет о себе на короткое время некоторое впечатление, но не пребывает с ними. Как странник, заходящий в чужой дом. Если Слово Божье пребывает в нас, если мы обращаемся к нему посредством частого размышления над ним, если сверяем с ним нашу жизнь, тогда мы с готовностью примем свидетельство Отца о Христе (см. Ин.7.17). Христос отрицает, что небесное учение нашло место в душе иудеев. Ведь они не принимают Сына Божия, Которого это учение повсюду проповедует. Так что Христос заслуженно ставит это им в упрек. Бог не напрасно говорил через Моисея и пророков. О Христе было много сказано в Ветхом Завете, чтобы указать людям, где и когда искать Его. И т.о., облегчить им поиски Его. Чтобы они, при внимательном рассмотрении всего сказанного, не могли избегнуть убеждения в том, что Христа послал Бог. Так что их неверие во Христа было верным признаком того, что Слово Божье не пребывало в них.
5.39 «Исследуйте Писания, ибо вы думаете через них иметь жизнь вечную; а они свидетельствуют о Мне». «Исследуйте Писания». Вполне очевидно, что под «Писанием» здесь разумеется Ветхий Завет. В качестве последнего свидетеля Он называет Ветхий Завет, который свидетельствовал о Нем и к которому Он апеллирует. Этот стих можно понять двояко. 1. Как утверждение. Вы исследуете Писания и правильно делаете. Вы ежедневно читаете их в синагогах. У вас есть учителя, занимающиеся их изучением. Христос признает, что они действительно исследовали Писания, но замечает, что они делали это, ища славы и пользы себе. Люди могут быть очень прилежны, разбирая букву Писания. И в то же время совершенно не знать его силы и влияния. 2. «Исследуйте Писания» - это было сказано, во-первых, в виде призыва к ним. Во-вторых, это сказано в виде совета или повеления, касающегося всех христиан. «Ибо вы думаете …». Здесь сказано о том, на что должны быть устремлены наши глаза при исследовании Писания. На небо (жизнь вечную) как на нашу цель и на Христа как на путь к ней. Писание убеждает нас в существовании загробного мира и предлагает нам вечную жизнь в нем. Но иудеям Христос говорит, что хотя они и сохранили веру в жизнь вечную и надежду на нее, основываясь на Писании, однако они не достигли ее. Потому что искали ее путем простого чтения и изучения Писания. Среди них была широко распространена неверная поговорка: «Имеющий слова закона имеет жизнь вечную». Они думали, что обязательно попадут на небо, если смогут наизусть, вернее, чисто механически, рассказать те или иные отрывки из Писания. Так они были научены преданиями старцев. И всех «простолюдинов» они считали проклятыми потому, что те были невеждами в законе (Ин.7.49). Так всех ученых в законе считали благословенными. Писания свидетельствуют о Христе, и Сам Бог через них свидетельствует о Нем. Дух Христов издревле свидетельствовал через пророков о Нем (1Пет.1.11), о целях и обетованиях Бога, касающихся Его. Иудеи хорошо знали, что Ветхий Завет свидетельствовал о Мессии. И умели толковать отрывки, касающиеся Его. Тем не менее, оказались беспечными и не сумевшими правильно применить их. Они не хотели понять, что принять Его учение и Его Самого как своего Господина и есть жизнь вечная.
5.40 «Но вы не хотите придти ко Мне, чтобы иметь жизнь вечную». Христос снова упрекает иудеев, говоря, что только собственная злоба мешает им принять предложенную в Писаниях жизнь. Он порицает иудеев за их пренебрежение Им. Вы исследуете Писания, вы как бы веруете пророкам, которые, как вы не можете не заметить, свидетельствуют о Мне, к Кому они вас направляют. Следовательно, причиной их отчужденности от Христа было не столько их непонимание, сколько их нежелание. Христос предложил им жизнь, но они ее не приняли. Христос явил им Себя с великим милосердием и добротой. Значит, они ослепли добровольно.
5.41 «Не принимаю славы от человеков». Слова этого стиха приведены с той целью, чтобы снять обвинение против Него в том, будто Он искал Своей собственной славы, и обязывал всех придти к Нему и поддерживать Его. Он не стремился получить одобрения от людей, и не имел никакого пристрастия к пышности и великолепию этого мира. Которыми, по представлению этих плотских иудеев, должен был сопровождаться приход их Мессии. Он запрещал тем, кого исцелял, делать Его известным. И удалялся от тех, кто хотел сделать Его царем. Вместо того чтобы принять славу от человеков, Он принял великое бесчестие и поношение от людей, ибо уничижил Себя Самого. Одобрение людей ничего не добавляло к славе Того, Кому поклонялись все ангелы Божьи.
5.42 «Но знаю вас: вы не имеете в себе любви к Богу». Любовь к Богу означает здесь все благочестивые чувствования. Ведь никто не может любить Бога, если не примет Его, и не полностью Ему покорится. Поэтому суть закона Моисея в том, чтобы мы любили Бога всем сердцем. До этого, в стихе 37, Он обвинил их в незнании Бога, а здесь обвиняет в недостатке любви к Нему. Люди потому не имеют в себе любви к Богу, что не стремятся знать Его. Они претендовали на великую любовь к Богу и считали, что доказывают ее своим ревностным отношением к закону, храму и субботе. Однако на деле у них не было этого, что доказывается их пренебрежительным отношением к Христу и презрительным отношением к Его заповедям. Они ненавидят Его святость и недооценивают Его благость. Христос видит нас насквозь и знает людей лучше, чем знают их собственные их соседи. Люди считали книжников и фарисеев очень набожными и добродетельными, но Христос знал, что они не имеют в себе любви к Богу.
5.43 «Я пришел во имя Отца Моего, и не принимаете Меня; а если иной придет во имя свое, его примете». Лжепророки тоже говорят, что они пришли во имя Бога. Однако Христос говорит здесь о самой сути, а не о видимости. Ведь Он потому говорит, что пришел во имя Отца, что был послан Самим Отцом и добросовестно исполнил всё, что Тот заповедал. Тот, кто желает быть рабом Божьим, не должен иметь что-либо отдельно от Бога. То, что иудеи не любили Бога и не почитали Его, Христос доказывает следующим образом. Они с готовностью принимали лжепророков, но отказывались при этом покоряться Богу. То, что это знак превратной и нечестивой души, Христос считает само собой разумеющимся. Если кто скажет, что это происходит по заблуждению, а не по злому умыслу, ответ таков: никто не подвержен искушениям сатаны, ежели по некоему превратному вожделению не предпочитает обман истине. Бог действует справедливо, попуская тем, которые не принимают любви истины, поддаваться обольщению лжепророков. Ложные учения антихриста – это справедливое наказание людям, не повинующимся учению Христа.
5.44 «Как вы можете веровать, когда друг от друга принимаете славу, а славы, которая от единого Бога, не ищете». Могло показаться чрезмерно жестким и даже невероятным прямо осуждать в неведении и враждебности к истине людей, с детства воспитанных в учении закона и пророков. Поэтому Христос указывает на то, что мешает им уверовать: их разум затмило самомнение. Прежде всего, он имеет в виду священников и книжников, которые по своей надменности не могли покориться Богу. Это место учит, что дверь веры закрыта для всех, чьими душами владеет любовь к земной славе. Лишь тогда человек способен слушаться небесного учения, когда главной целью своей жизни считает угождение Богу. Но, кажется, что превратное упование, которым лицемеры превозносят себя перед Богом, еще большее препятствие, чем желание мирской славы. Мы знаем, что этой болезнью страдали многие книжники. Христос хотел сорвать с них ложную маску обрядности, которой они обманывали народ. Он как бы пальцем указывает на их главный порок. Откуда всем становится ясным: они вовсе не те, за кого себя выдают. Кроме того, лицемерие всегда стремится к человеческой славе. Более того, единственное суетное стремление, внушающее нам гордость – это ложное упование на себя. Когда мы больше зависим от собственного и человеческого суждения, чем от суда Божия. Ведь всякий, считающий Бога своим судьей, неизбежно склонится и падет перед Ним в полном смирении. Неудивительно, что Евангелие обретает сегодня столь мало учеников. Ведь большинство людей руководствуется своим самомнением.
5.45 «Не думайте, что Я буду обвинять вас перед Отцом: есть на вас обвинитель Моисей, на которого вы уповаете». Иудеи испытывали особое благоговение перед именем Моисея. Гордились тем, что являются его учениками и объясняли свое противление Христу верностью Моисею. Если бы Христос стал угрожать им и говорить, что противится им лично, они бы презрели Его слова. Он отлично это знал, поэтому возвещает, что осуждение их исходит от Моисея. Ошибаются те, кто полагает, что здесь проводится различие между служением Христа и Моисея (Евангелия и закона). Ведь закону прилежит обвинять неверующих. Но Христос имеет в виду не это. Он лишь хочет лишить упования на себя лицемеров, ложно хвалившихся почтением к Моисею. Говоря же, что они уповают на Моисея, Христос имеет в виду не то, что они суеверно приписывали Моисею причину спасения. Но то, что они превратно опирались на авторитет Моисея, делая из него патрона своей нечестивой гордыни. Отвергающие Христа и Его благодать тщетно уповают на видимые привилегии и преимущества. Те, кто уповает на свои привилегии и не использует их, однажды не только разочаруются в своем уповании, но и обнаружат, что эти самые привилегии свидетельствовать будут против них.
5.46 «Ибо, если бы вы верили Моисею, то поверили бы и Мне, потому что он писал о Мне». Христос показывает, почему Моисей будет впоследствии их обвинителем. Иудеи сделали Моисея покровителем их противления Христу, но Христос указывает им здесь на их заблуждение. Говоря, что Моисей не только ничего не писал против Христа, но, напротив, писал в защиту Его и о Нем. Выше (стих 45) Господь сказал, что они уповают на Моисея. А здесь показывает им, что они не верили Моисею. Они уповали на его имя, но не принимали его учения в его истинном смысле и значении. Они неверно поняли сказанное в Писаниях Моисея о Мессии и не поверили его свидетельству. Он доказывает это обвинение исходя из их неверия Ему.
5.47 «Если же его писаниям не верите, как поверите Моим словам». Христос приспосабливает свою речь к тем, к кому обращается в настоящий момент. Ведь для иудеев авторитет закона был свят. Из их неверия Моисею Он заключает, что нет ничего странного в том, что они отвергли Его. Во-первых, можно ли подумать, что вы поверите? «Если вы не верите священным Писаниям, то как поверите Моим словам? Ведь словам, как правило, доверяют меньше». Во-вторых, «если вы не верите Моисею, к которому испытываете такое глубокое уважение, то как поверите Мне, к Кому вы относитесь с таким презрением?» В-третьих, «если вы не верите сильному и убедительному свидетельству Моисея о Мне, то как поверите Мне и Моей миссии?» Если мы не признаем верными посылки, то как признаем верным заключение? Если мы не верим в богодухновенность Писаний, то как можем принять учение Христа?
Так заканчивается защитная речь Христа в ответ на обвинение, выдвинутое против Него. Уста их в данный момент были заграждены. Они не могли не закрыть возбужденного против Христа дела, боясь опозориться. Однако сердца их были ожесточены.