ПРОПОВЕДИ
Христианское повиновение
1Пет.1.14-15 «Как послушные дети, не сообразуйтесь с прежними похотями,
бывшими в неведении вашем. Но, по примеру призвавшего вас Святого,
и сами будьте святы во всех поступках».
Апостол говорит, что Господь призывает нас к чести усыновления. Он усыновляет нас для того, чтобы, в свою очередь, видеть в нашем лице послушных Себе детей. Ибо, хотя послушание не делает людей детьми Божьими (детьми делает вера в Иисуса Христа), поскольку дар усыновления незаслужен, он отделяет детей Божьих от всех прочих людей. И ап. Петр учит, до какой степени простирается это послушание. Итог всего, что от нас требует Бог, состоит в том, чтобы в нас воссиял Его образ, чтобы мы не оказались выродившимися детьми. А это обязательно произойдет, если мы не будем повиноваться Божьим повелениям. Т.о., христиане должны доказать, что действительно являются таковыми, своим постоянным и полным повиновением.
Некий исследователь пришел к выводу, что, если мы утверждаем, что для нас что-то дороже всего, часто это не так уж тесно связано с нашим поведением, как мы склонны это считать. Один руководящий работник, который говорил, что живет ради своей пятилетней дочки, вдруг понял, что уходит на работу, когда она еще спит. А возвращается домой, когда она уже спит. Поэтому, чтобы побыть с ней, он решил однажды взять ее с собой на работу. Была суббота. Девочка осмотрела папин офис и спросила: «так это здесь ты, папа живешь?» На словах-то этот человек и говорил, что дороже дочери у него ничего нет. Но далее со словами у него никак не стыковались. Христос от нас требует повиновения, а не теплых чувств или правильных слов. Так что о том, что для человека дороже всего, Он судит не по словам, а по делам.
Мы рассмотрим причины и сущность христианского повиновения, а потом покажем его влияние на жизнь.
Мы должны повиноваться потому, что повиновение есть установленный Богом закон, из которого не исключается ни одно из Его творений. Отыщите в мире хоть одно творение, которое бы не повиновалось. Вспомним из Библии, что даже бесы, встретив Господа Иисуса, и зная, что Он – Сын Божий, беспрекословно повиновались Ему. И общество людей существует только благодаря согласию отдельных частных повиновений, которые приводятся к всеобщей гармонии. Сила, необходимость, польза, гражданский закон, нравственный закон и т.п., вот те двигающие факторы, которым каждый повинуется. Представим себе человека, пытающегося избавиться от закона повиновения: долг его тяготит; мысль быть обязанным кому бы то ни было несносна ему. Пленяемый независимостью, он хочет сойти с избитого пути, хочет быть самому себе хозяином и творить свою волю. Он считает себя свободным, не зная, что, может быть, уже сделался рабом. Проследим за этим человеком, объявившим себя свободным от обязанностей. Едва он пошел некоторое время по своему пути, как явилась страсть. И она заставила его идти туда, куда он не хотел и делать то, чего он не собирался делать. Он стал невольником страсти, обменявшим добровольное повиновение долгу на самое рабское унижение перед той или иной страстью. Т.о., Божьи законы рано или поздно наказывают тех, которые пренебрегают ими.
Бог, сотворив человека, повелел ему повиноваться. К Богу непосредственно должно восходить всякое повиновение, и тогда гармония воцарится повсюду. Человек, согрешив, нарушил эту гармонию, но, отрекшись от своего Бога, он не избавился от необходимости повиноваться. Он переменил только своего повелителя. Одни люди, уподобляясь животным, повинуются, побуждаемые голодом, страхом или необходимостью. Другие, более развитые, повинуются чужим мнениям, руководствуясь ими. Кроме них мы еще находим рабов долга. В конечном итоге все эти вышеназванные лица повинуются сатане.
Только чадо Божье повинуется Тому, Кто есть истина, добро и любовь. Как разумное создание, человек так достигает истинной цели своего существования, потому что он отвечает намерению, которое имел Создатель, давая ему место на земле. Бог желал увенчать Свое творение. До сотворения его уже достаточное число существ повиновалось Богу по неизбежному закону. Ему нужно было существо, которое свободно отвечало бы на Его любовь и свободно исполняло бы Его волю. И величие христианина, возрожденного Духом Святым, в том, что он соответствует этому намерению Творца. Исполняя свое назначение, даже самое маленькое, но исполняя его ради Бога, христианин достигает славы в ее наиболее идеальном и высоком смысле. Бог знает и любит такого человека, Он одобряет и воодушевляет его в его усилиях. Всё в Библии говорит христианину о повиновении. Повинуйся! – говорит ему совесть. Повинуйся! – говорит ему Сам Спаситель. Повинуйся! – говорит ему милосердие Божье. Если вы не научитесь повиновению у подножия креста Иисуса Христа, то что же такое вера ваша, если она выражается только в словах.
Рассмотрим, каким же образом мы должны повиноваться. Есть повиновение из выгоды, страха и из любви. Другими словами, есть повиновение корыстолюбца, раба и любящего человека. Мы знаем, что Бог ожидает от нас повиновения из любви, но есть необходимость поговорить и о других родах повиновения, потому что корыстолюбцы и рабы находятся повсюду. Порой христианское повиновение смешивают с повиновением корыстолюбивого человека, исполняющего свой долг только ради получения награды. Однако между ними большое различие. Человек корыстолюбивый рассуждает так: я исполню те или другие обязанности, чтобы заслужить награду на небе и быть счастливым вечно. Но такой человек для Царства Небесного не готов. Небо есть удел любящих сердец. Что значит даже целое состояние, отданное бедным, если в груди нет сердца, горящего любовью к ближнему, а в лице его и к Богу? Душа, старающаяся загладить многолетнее неповиновение Богу добрыми делами, чтобы таким образом достигнуть неба, поступает так перед Богом, Которого она не может любить. Она несет свое осуждение в себе самой. Царство Небесное не для корыстолюбцев. Бог не хочет такого повиновения, главная и тайная цель которого заключается в личной выгоде. Искренний христианин далек от подобного искушения.
Если Богу не угодно служение корыстолюбивое, то Он не желает также, чтобы Ему служили рабы. Повиновение, внушаемое рабским страхом, без любви, не имеет цены в Его глазах. Как легко было бы достигнуть рабского повиновения, если бы только Бог восхотел огласить вселенную ударами грома и уничтожить непокорных людей, объятых ужасом. Кто мог бы Ему противиться тогда? Какое творение было бы настолько безрассудно, чтобы вступить в открытую борьбу с Всемогущим Творцом? Бог силен подчинить Своей власти любую возмутившую против Него волю, но Он этого не делает. Все испытания человека не имеют другой цели, кроме образования души, свободно посвящающей себя на служение Богу. Рабское повиновение удаляет человека от Бога. Повиновение из любви есть та добродетель, которой недостает нам ныне более всего. Рабское повиновение порой изобилует настолько, что возмущает нас.
Итак, Богу угодно, как мы уже сказали выше, чтобы Ему служили любящие Его, дети Его. Мы, дети Божьи, умеем ли повиноваться? Под словом «повиноваться» мы почти всегда подразумеваем действие. Но действие есть только одна часть повиновения, страдание же есть другая его часть, самая большая и трудная. Мы думаем, что только действуя мы служим Богу, прославляем Бога, а ожидать, оставаясь бездеятельными, и страдать – это нам кажется бесплодным. Это заблуждение нашего ума. Внутренняя работа, производимая в наших душах, имеет не меньше ценности, чем расстояние, пройденное нашими ногами. Страдая без ропота, люди повинуются Богу столько же, сколько и действуя. Если одних Бог ставит на передовые позиции, призывая их к битве, то другим Он повелевает ждать и страдать в молчании и кажущемся бездействии. Но все они вместе служат предначертаниям Бога и способствуют Его прославлению.
Мы живем в эпоху, когда считается, что повиновение является препятствием к свободному развитию человечества. Бывают часы, когда самостоятельность пробуждается в нас с необыкновенной силой. Всё сговаривается тогда в нашей душе, чтобы противостоять Богу. В это время страсть возбуждается, как пробудившееся животное, требующее своего корма; воображение блуждает в области различных грез, преследуя свои дерзостные мечты. Ум хочет повелевать неограниченно, и воля признает только себя. Тогда из тайника нашей гордости поднимается к Богу ропот. Редко случается, что христиане открыто возмущаются, не желая покориться Богу. В большинстве случаев мы изберем другого рода непокорность. Есть много христиан, желающих служить Богу, но служить по своему усмотрению. Они преследуют цели, ими же и намеченные и оправдывают свое поведение ссылками на волю Божью. Воля Божья – будем осторожно употреблять это выражение. Остережемся принимать за Божественные внушения советы нашего воображения и нашего лукавого сердца. Потому что тогда, обольщая самих себя, мы предоставляем святыню насмешкам. Какое позорное зрелище являет христианин, носящий личину повиновения, но пренебрегающий наиболее важными и очевидными обязанностями. Чтобы заглушить совесть, он удваивает наружное усердие. Его пылкость выражается в шумных уверениях. Имя Бога тем чаще приходит на уста, чем более воля Божья отсутствует в его душе. Наша совесть есть голос Божий, надо слушать его.
«Да не хочу я тебя слушать!» Как больно родителям слышать от детей такие слова. Ведь «не хочу слушать» значит еще и «не хочу слушаться». Хорошо хоть, что чаще всего такие слова говорятся в сердцах и скоро забываются. Но бывает, что подросток так и начинает жить. И тогда всем в этой семье приходится очень нелегко. Когда в доме появляются непокорные дети, из этого дома уходят мир и радость. Подросток восстает против власти родителей, наивно полагая, что бунт принесет ему счастье. Но приносит ему бунт одно только несчастье. Пророк Исаия тоже рассказывал о бунтовщиках, людях мятежных и лживых, которые отказывались слушать то, что им говорил Бог (Ис.30.8-17). Фактически, они Богу заявляли: «Хватит! Наслушались. Больше можешь нам этого не говорить». Непокорностью сердца своего они сами закрывали себе путь к истине Божьей. А разве одни только подростки или одни только современники Исаии отличаются непослушанием и непокорностью? Мы-то с вами не намного лучше их. Мы читаем Слово Божье, и нам оно кажется не в меру суровым. А бывает, мы чувствуем, что Бог чего-то от нас ожидает, но стараемся не вникать в это. Но там, где человек не хочет замечать Божью волю, его ждет одно несчастье. Радость и мир в душе мы найдем только там, где будем повиноваться Богу.
Если любовь есть источник христианского повиновения, можно наверно сказать, что повиновение есть источник любви. И что мы приближаемся к Богу вследствие повиновения. Опыт это подтверждает. Если спросить, какое лучшее средство, чтобы приобрести живую и деятельную веру, ответ будет таким: «Повинуйтесь!» Повинуйтесь голосу долга и этот голос будет всё более убедительным для вас. Он станет живым, и вы узнаете в нем голос Божий. Вы, колеблющиеся и сомневающиеся, повинуйтесь Божественному учению, которое раскрыли в своих писаниях апостолы. Ради повиновения Слову Божьему откажитесь от искусственного блеска и обманчивой суетности. И ваши прозревшие глаза увидят его, сияющего чистым и ясным светом, которое будет всё более и более восхищать вас. Ради повиновения откажитесь от греховных удовольствий плоти, от ничтожных восхищений гордости, от усладительных мечтаний самолюбия.
Благодарим Тебя, Боже, что Твоя истина, Твоя воля открываются всё прекраснее и величественнее для тех, которые ищут их, чтобы повиноваться Тебе!
пастор Золтан З. Тырык
Молитва. Боже и Отче! Через Библию Ты говоришь нам, что Тебе не нужна наша пустая и эгоистичная набожность. Что Ты хочешь от нас не пустых ритуалов, а повиновения. Ты хочешь, чтобы мы жили по справедливости, оказывали друг другу милость и сострадание, не притесняли других людей и не замышляли против кого-то ни было зла. Просим, дай нам понять, что если мы повинуемся Христу, бури на нас всё равно могут налететь. Но когда они налетят, как раз от нашего повиновения будет зависеть, устоим мы или упадем. Ты призываешь каждого из нас жить по Твоим заповедям, оставленным нам в Библии. Ибо если мы так будем жить, очень многое в мире изменится к лучшему. Ты хочешь, чтобы мы читали Твое слово. Но больше всего Ты хочешь, чтобы мы это Слово исполняли. Поэтому просим Тебя не только о том, чтобы Ты просветил наш разум к пониманию Библии, но и о том, чтобы Ты дал нам желание исполнять то, что мы поймем. Чтобы познание и повиновение шли у нас рука об руку. Помоги нам уважение к Тебе проявлять, Тебя почитать и всегда прославлять. Дай во всех наших делах искать Твою волю и повиноваться ей. Просим во имя Господа Иисуса Христа Аминь.