ПРОПОВЕДИ
Благословения воскресения Христа
Деяния 3.25,26 «… Бог … говоря Аврааму: «и в семени твоем благословятся все племена земные».
Бог, воскресив Сына Своего Иисуса, к нам первым послал Его благословить вас,
отвращая каждого от злых дел ваших».
Ап. Павел в Послании к галатам (Гал.3.16) говорит, что семя, о Котором здесь сказано – это Христос. В Нем воистину обетовано благословение, ибо вне Его все мы прокляты. Имя Авраама говорит о том, что в будущем Бог приведет к нему все народы. Все они войдут в одно сообщество – в Церковь Христа. Завет Божий, который был особой прерогативой иудеев, сейчас относится и к нам, бывшим язычникам. Но благословение распространится не иначе, как беря начало в Мессии. Христос пришел на землю для того, чтобы благословить сначала иудеев, а потом и нас. Он, без сомнения, исполнил Свое дело. После Его вознесения ученикам надлежало проповедовать Евангелие всем народам, но начинать следовало опять-таки с Иерусалима. После воскресения Христа Бог послал Его не покарать иудеев по заслугам, а через Своих учеников оправдать их (Деян.2.37-39). Но при том условии, что они примут оправдание это в том виде, в каком оно им предложено (не по делам, а по благодати). Именно во Христе Бог ниспосылает нам благословения Свои, и только в Нем мы можем надеяться на то, что обретем их. Великим благословением, какое Христос пришел даровать нам, было обращение нас от наших беззаконий, спасение нас от наших грехов.
Воскресший Спаситель сразу же нес ученикам Свои благословения. Читаем из Мф.28.9 «Иисус встретил их и сказал: радуйтесь!». С этим приветствием Он обратился к женщинам, только что пережившим скорбь Его погребения. На кресте умер их единственный Учитель. Печаль наполняла их сердца, и эта печаль настигает каждого, кто потерял самое дорогое в этом мире. Приветствие «радуйтесь», с которым Он обратился к ним, соответствует еврейской форме приветствия «мир вам». И это приветствие говорит о благоволении Христа к ним и о Его желании им счастья. И это несмотря на то, что Он был уже возвышен. Он желает нам блага и заботится о том, чтобы даровать нам утешение.
Учительница как-то раз услышала разговор в воскресной школе. Маленькая Мария спросила: «Кто любит Бога?» Все ответили: «Я! Я люблю!». Федя сказал: «Я люблю Иисуса». Люба возразила: «Он умер». На это Федя заявил: «Да, но каждый год на Пасху оживает». Понимание Пасхи у маленького Феди еще требует определенного развития. Мы знаем, что Спаситель умер однажды за всех (иудеев и язычников)(Рим.6.10, Евр.10.12). И, разумеется, воскрес однажды и навсегда. Через три дня после уплаты цены нашего спасения Он победил смерть, воскреснув из мертвых и ниспровергнув власть греха. Это была единственная и всеобъемлющая кровавая жертва, открывшая нам путь к живому общению с Богом в настоящее время и вечность с Ним в будущем. Господь обещал, что приготовит нам место на небе (Ин.14.1-4) и однажды вернется. Настанет день, когда мы увидим собственными глазами нашего воскресшего Спасителя. Поэтому каждый год, а по сути, каждый день мы можем праздновать воскресение Иисуса Христа. И прославлять Его словами псалма Пс.33.2 «Благословлю Господа во всякое время; хвала Ему непрестанно в устах моих».
Древняя картина, увиденная проповедником, произвела на него глубокое впечатление. Ее название «Анастасис», т.е. «Воскресение». На ней изображена победа Христа над смертью, притом весьма необычным образом. Господь, восставший из гроба, воскрешает также Адама и Еву для вечной жизни. В картине ярко показано, как духовная и физическая смерть, результат грехопадения, побеждаются воскресшим Христом. Господь Иисус предсказал наступление дня, когда Он воззовет верующих к новому, прославленному бытию. Ин.5.28,29 «наступает время, в которое все, находящиеся в гробах, услышат глас Сына Божия. И изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло в воскресение осуждения». Он победил смерть, и потому могила – не конец всего, а для верующих лишь дверь в жизнь вечную. Мы чувствуем печаль и скорбь, когда близкие нам люди умирают и уходят от нас. Но верующие не скорбят как прочие, не имеющие надежды. Христово воскресение – это свидетельство того, что все истинные христиане однажды восстанут из могил, чтобы облечься в новые, прославленные тела. 1Фес.4.17 «И так всегда с Господом будем».
Женщина тихо сидела у могилы отца, ожидая начала похорон мамы. К горлу ее подступил комок, голова наполнилась туманом. Как можно было лишиться их обоих за каких-то три месяца? В ее сердце было щемящее чувство утраты и одиночества. И еще немного безнадежности при мысли о будущем без них. Пастор прочитал место из Библии о другой могиле. В первый день недели рано утром женщины отправились к могиле Господа Иисуса, неся ароматы для бальзамирования (Мф.28, Лк.24). Когда они пришли, то увидели отваленный камень и ангела. Он сказал им: «Не бойтесь (Мф.28.5)» А затем сообщил о самой радостной вести всех времен: их Спаситель восстал из мертвых. И открытая гробница, и явление ангела должны были стать поводом для радости. Надежда вернулась и к женщинам. За несколько дней до Своей смерти Он сказал ученикам: Ин.14.19 «Я живу, и вы будете жить». Несмотря на то, что мы печалимся, расставаясь с дорогими сердцу людьми, воскресение Христа дарует нам надежду. Он жив – и мы будем жить.
Мы знаем о воскресении Христа от многих свидетелей, в том числе и от двух путешественников, шедших в Эммаус через три дня после Его распятия (Лк.24.13-35). Они потеряли надежду. Лк.24.21 «А мы надеялись было, что Он есть Тот, Который должен избавить Израиля». Вот их душевное состояние: равнодушие, упадок духа, холод в сердце. Господь присоединился к ним в пути. К этим потухшим светильникам спешит Христос с горящим факелом Своей любви. Он ободряет упавших духом, зажигает их сердце новым огнем. Они чувствовали это огненное прикосновение воскресшего Спасителя, поэтому сказали друг другу: ст.32 «Не горело ли в нас сердце наше, когда Он говорил нам на дороге и когда изъяснял нам Писание?» Эта встреча показала Клеопе и его спутнику, что Христос действительно победил смерть и воскрес из мертвых. В результате они поспешно вернулись в Иерусалим и сообщили ученикам: «Господь истинно воскрес» (Лк.24.34). Если бы Иисус не вернулся к жизни, наша вера была бы бесцельной, мы еще несли бы на себе тяжесть греха. 1Кор.15.17 «А если Христос не воскрес, то вера ваша тщетна: вы еще в грехах ваших». Если допустить предположение такое, то оно уничтожило бы саму основу христианства. Оно сделало бы тщетной веру во Христа, так же как и труд Его служителей. Тогда все верующие оставались бы в грехах своих. Только вера во Христа дает прощение грехов, только вера в Его жертву за грех. Без пролития крови не бывает прощения грехов. Но если бы Он, пролив Свою Кровь и отдав Свою жизнь, не воскрес потом из мертвых, то какое бы у нас было доказательство того, что мы имеем оправдание и жизнь вечную? Если бы Он оставался во власти смерти, то как бы Он смог нас освободить от этой власти? И какой пустой была бы вера в Него? Если бы Христос не воскрес, то не было бы ни оправдания, ни спасения. Если бы Он остался мертвым, то наша вера была бы тщетной. Однако в Библии сказано: Рим.4.25 «Который предан за грехи наши и воскрес для оправдания нашего». Он воскрес для завершения нашего оправдания. Своей смертью Он уплатил наш долг, а Своим воскресением Он приобрел наше освобождение. Воскресение Христа было подтверждением того, что божественная справедливость была удовлетворена, долг уплачен, ибо иначе должник никогда не получил бы освобождения. Вот почему ап. Павел делает особое ударение на воскресении Христа. Итак, из всего этого совершенно очевидно, что мы не можем оправдаться собственными заслугами, делами, но зависим исключительно от Христа и Его праведности. Сегодня мы предстаем праведными перед Богом, потому что наш Спаситель жив.
Прочитаем о благословенном плоде воскресения Иисуса Христа. Рим.5.10 «Ибо, если, будучи врагами, мы примирились с Богом смертью Сына Его, то, тем более, примирившись, спасемся жизнью Его». Под Его жизнью здесь понимается не жизнь Его в плоти, но Его жизнь на небесах. Та жизнь, что начинается после воскресения. Важно понимать, что произошло в смерти Христа. Тогда грехи всех людей были изглажены, тогда Бог примирил с Собой мир и смилостивился над всеми нашими беззакониями. Смертью Своей искупил нас Христос от проклятия закона. Будучи примиренными, мы сохраняемся для блаженства благодаря Его жизни. Мы немощны и бессильны в духовных битвах, рассеянны в молитвах и бдении. Нам не хватает послушания и верности. Поэтому мы должны были бы много раз оказаться во власти дьявола, потерять жизнь веры и Духа. И, следовательно, вновь подпасть под гнев, если бы Христос не предстоял перед лицом Божьим ради нас. Именно воскресший Христос, вознесенный на небо, посредством Своего Слова и Святого Духа призывает и обновляет нас, примиряет нас с Богом, является нашим Ходатаем перед Отцом. И таким образом осуществляет и завершает наше спасение. Умирающий Христос был нашим Завещателем, который завещал нам наследство. А живущий Христос является исполнителем Своего завещания, вручающим нам это наследство. Здесь на земле мы никогда не сможем истинно понять, какую многообразную помощь и защиту во времена всех испытаний и опасностей мы получали от нашего воскресшего и вечно живого Спасителя.
Господь Иисус сказал: Ин.11.25 «Я есть воскресение и жизнь». Одно дело сделать такое дерзновенное заявление, а другое – доказать его. Спаситель доказал Свои слова, когда воскрес из мертвых. Некий богослов пишет: «Если вы верите, что Сын Божий умер и вновь воскрес, то ваше будущее наполняется светом зари вечного утра, восходящего над холмами жизни, и той надеждой, отблеск которой недоступен самому бурному воображению поэта». Божий Сын умер и вновь воскрес, и Его воскресение стало гарантией того, что Бог и нас поднимет из праха земли: мыслящая, чувствующая, помнящая, узнаваемая личность будет жить вечно. Вечная жизнь – это встреча с любимыми, с которыми смерть некогда разлучила нас, это – жизнь в беспечальном мире. И поскольку у нас теперь две жизни (нынешняя и будущая), нам не нужно стремиться получить всё здесь и сейчас. Можно временно пожить в немощном и даже искалеченном теле, перетерпеть нищету и тяготы, а также одиночество и боль. Потому что кроме этой короткой земной жизни есть вторая жизнь, жизнь вечная на небесах.
Вспомним первое явление Господа Иисуса собранию учеников, имевшее место в день Его воскресения. Накрепко запертая, из опасения от иудеев, дверь дома. В горнице собрались ученики Иисуса. Сердца их – взволнованное море: снаружи – нападения, внутри – страхи. Где Тот, Который когда-то усмирил бурю на Тивериадском озере? Кто теперь успокоит бурю их души? Знакомое нам всем переживание. Но вот Он – среди них. И звучит Его уверенный голос: «Мир вам!» (Ин.20.19-21). Лучшего подарка воскресший Христос не мог им принести. Именно в мире, в успокоении нуждались они больше всего. Какое это было для них благословение!
Постараемся вспомнить: мы ничем не оскорбили, не опечалили нашего Господа Иисуса? Ибо этим мы лишили радости и себя. И не вернется она, эта радость к нам, пока мы не встретимся с воскресшим и вечно живущим Господом Иисусом. Без встречи с Ним мы не получим прощение. Поэтому не будем откладывать этой благословенной встречи!
Господь! Даруй нам благословения Твоего Единородного Сына, нашего единственного Спасителя!
пастор Золтан З. Тырык
Молитва. Боже и Отче! Мы благодарим Тебя за воскресение Твоего Сына. Благодарим Тебя, Господь Иисус, за утешение и надежду. Что бы мы делали без Тебя? Твоя смерть и воскресение даруют нам всё необходимое для этой жизни и для жизни будущей. И поскольку у нас теперь две жизни, нам не нужно стремиться получить всё здесь и сейчас. Потому что кроме этой короткой земной есть вторая жизнь – жизнь вечная на небесах. Благодарим Тебя за принесение Себя в жертву за наши грехи. Благодаря Твоему воскресению, мы получили уверенность, что будем с Тобой там, где нет смерти. Благодарим Тебя за то, что Ты есть воскресенье и жизнь. Мы благодарим Тебя, что мы можем служить Тебе, живому Спасителю. Ты воскрес, чтобы живы были мы. Ты ведешь нас к дому неземному через царство зла и море тьмы. Не бывать суду над нами, с нами снят груз наших грехов. Просим во имя Господа Иисуса Христа, даруй нам благословения воскресения Твоего Сына, нашего единственного Спасителя! Аминь.