ПРОПОВЕДИ
Лучшее в жизни решение
Лк.13.5 «если не покаетесь, все так же погибнете».
В своем отношении к Богу мы должны делать выбор между рационализмом и раскаянием. Рационализм и самооправдание ведут к саморазрушению и гибели; покаяние – к возрождению и жизни. Герой пьесы Артура Миллера «Смерть коммивояжера» Вилли Ломан нашел способ оправдания любых своих поступков. Он оставался совершенно безучастен к тому, что дети его воровали и лгали, и нажили этим себе крупные неприятности. Он думал: «Это всё ерунда. В конце концов, все политики постоянно делают то же самое». В итоге Вилли выгнали с работы, и он покончил с собой. Рационализм привел его к краху. Писатель и врач А.Д. Кронин избрал второй путь. В его автобиографии рассказывается о том, как он пришел к пониманию того факта, что, полагаясь только на свои силы и ум, он не в состоянии удовлетворить свои духовные нужды. Он принял сердцем Христа, или, как он сам пишет – «непреклонное видение Креста». Кронин говорил, что так он пришел к «грандиозному открытию смысла жизни». Так покаяние привело его к жизни.
Вернемся к нашему эпиграфу. Христу известно стало о расправе, которую Пилат учинил над галилеянами в то время, когда они совершали жертвоприношение в иерусалимском храме. (Лк.13. 1-5). Христос предостерег вестников от мысли, что они избежали той же участи потому, что снискали большее благоволение в глазах Господа. Напротив, Он призвал их к покаянию: Лк.13.5 «если не покаетесь, все так же погибнете». Это означает, что все мы, как и они, заслуживаем погибели. И если бы с нами обошлись в соответствии с нашими грехами, в соответствии с недостатками наших приношений, то уже давно Божьим правосудием наша кровь была бы смешана с кровью наших жертв. Наше стремление осуждать других должен умерять тот факт, что мы не только являемся грешниками, но являемся такими же великими грешниками, как и они. Что у нас так же много грехов, требующих покаяния, сколько было у тех, кто пострадал за свои грехи. Нам всем нужно позаботиться о том, чтобы покаяться и сокрушаться обо всем, что сделано не по правде, и никогда не повторять подобного. Суды, совершаемые Богом над окружающими нас людьми – это громкие призывы к нашему покаянию. Обратим внимание на то, как Господь Иисус использовал всё для того, чтобы довести до сознания человека важный долг – покаяние. Он пришел не только для того, чтобы дать возможность для покаяния и надежду на него, но и предписать его нам как долг. Покаяние – это путь к избавлению от погибели. И это верный путь. Если мы не покаемся, то обязательно погибнем навеки, как многие погибли прежде нас. Господь ставит нас перед выбором, предлагая жизнь и смерть, добро и зло. Гибель тех нераскаявшихся грешников, которые особенно жестко и строго судили других, будет особенно ужасной.
Попытка скрыть свои прегрешения могут довести человека до болезни, а покаяние может излечить его. Псалмопевец написал, что пока он упрямо отказывался признать свои грехи, тело его иссохло и ослабело. Пс.31.3 «Когда я молчал, обветшали кости мои от вседневного стенания». Но после того как он признал свои грехи перед Господом, покаялся в них и получил прощение, сердце его наполнилось радостью и он выздоровел. Многие христиане заболевают и физически и духовно, потому что не хотят признавать своих грехов. В книге Джона Боннелла «Пособие по психиатрии для пасторов» приводятся следующие четыре примера: студент университета, мучившийся от шума в ушах, зрительных галлюцинаций и головокружений; женщина, страдавшая от невроза; душевнобольной студент медицинского факультета и пациент с нарушенным обменом веществ. В каждом из этих случаев исцеление наступило, но только после того, как больной покаялся в своих грехах, которые прежде пытался скрыть от окружающих и от самого себя. Иногда Господь посылает болезнь или раннюю смерть даже самым послушным Своим детям. И не всякая болезнь вызывается нераскаянными грехами. Но, тем не менее, искреннее покаяние помогает человеку оставаться в добром здравии, в то время как подавляемое чувство вины может привести к болезни, упадку сил и даже смерти. Не лишайте сами себя радости и здоровья. Признайте свои грехи перед Богом – искренне и немедленно. В первую очередь те грехи, которые давят на душу.
Обычно солидные фирмы на своих товарах пишут: «В случае дефекта вы имеете право заменить эту продукцию на качественную». Представьте, что Бог поместил бы на вашем сердце наклейку такого содержания: «В случае признаков греха вы имеете право заменить свое сердце на качественное. Пользоваться сердцем с дефектом опасно для вечной жизни». Через пророка Иезекииля Бог, в принципе, людям так и сказал. Он говорит, что у них «блудные» (Иез.6.9) и «каменные» (Иез.11.19) сердца. Но Господу хочется, чтобы сердца эти были помягче, чтобы блудные сыновья со своими блудными сердцами вернулись к Нему. Поэтому Он умоляет Свой народ: Иез.18.30-32 «покайтесь и обратитесь от всех преступлений ваших, чтобы нечестие не было вам преткновением … сотворите себе новое сердце и новый дух; и зачем вам умирать, дом Израилев? Ибо Я не хочу смерти умирающего … но обратитесь и живите». И любой человек, кто обратится от греха к Богу верой в Иисуса Христа, может получить качественное, новое сердце, вовсе не опасное для вечной жизни.
Многим кажется, что покаяние – это необходимое предварительное условие, которое предъявляет Бог к людям. Что, прежде чем человек придет к Богу, он должен покаяться, почистить перышки. Клайв Льюис (англиканский ученый и писатель, христианский апологет, 1898-1963) сказал, что «Бог не требует от нас покаяния до того, как примет нас к Себе. Покаяние – это и есть само возвращение к Богу». Один человек рассказывал, как он 10 лет боролся со страстью к порнографии. Дело дошло до того, что он уже просто не мог больше жить двойной жизнью. К собственному ужасу он осознал, что простые радости ему уже недоступны. Его не трогают ни яркие закаты, ни тихие шелесты трав. Похоть настолько поработила его, что он перестал замечать истинную красоту, перестал наслаждаться общением с женой и с Христом. Телом он ни жене, ни Господу не изменял, но сердцем был от них ужасно далеко. Он стал таким, как те верующие, к которым Христос обращался в книге Откровения: Отк.2.4,5 «Ты оставил первую любовь твою. Итак, вспомни, откуда ты ниспал, и твори прежние дела; а если не так, скоро приду к тебе, и сдвину светильник твой с места его, если не покаешься». Он знал, что ему нужно делать. Признаться в своей губительной страсти жене и Богу, было, конечно, нелегко. Слова застревали в горле, с него градом лил пот. Но он, наконец-то, познал истинную радость. Наконец-то вернулся по-настоящему, не только телом, но и сердцем к жене и к Христу. Каяться не легко, но уж очень легко становится после покаяния – живи и радуйся, потому что совесть твоя чиста и перед людьми и перед Богом.
Христианин говорил пастору со слезами на глазах: «Я просил у жены прощения, но она не хочет со мной жить. У Иоанна сказано, что Бог нас прощает, если мы исповедуем грехи наши. Пожалуйста, поговорите с ней и скажите, что, раз Бог прощает, то и она должна простить». Этот человек уже несколько раз так «каялся», но всё равно потом опять брался за старое. И пастор сказал ему: «Нет, я ей этого не скажу. В вашем случае просто попросить прощения мало». Жена его настаивала, чтобы он доказал на деле, что бросил старое. И она была права. Богу тоже мало наших слов. Старейшины израильского народа, когда навлекли на себя беду грехами своими, думали, что все проблемы можно решить очень просто – начать снова приносить жертвы строго по всем предписаниям. Но Бог такого «покаяния» не принял. Такое покаяние улетучивается, «как утренний туман и как роса, скоро исчезающая (Ос.6.4)». Сказать «прости» это в принципе то же самое, что для израильтян исполнить ритуал. Вспомним еще отрывок из книги пророка. Бог говорит: Ос.6 6 «Я милости хочу, а не жертвы, и боговедения более, нежели всесожжений». Он имеет в виду, что там, где есть истинное покаяние, что-то меняется и в сердце, и в поведении человека.
Ветхозаветная книга Амоса дала нам несколько запоминающихся выражений: Ам.3.3 «Пойдут ли двое вместе, не сговорившись между собою?» Ам.4.12 «Приготовься к сретению Бога твоего». Ам.5.24 «Пусть, как вода, течет суд». Но среди других есть одно, наиболее часто повторяющееся высказывание Амоса. Только в одной четвертой главе оно встречается пять раз. Снова и снова Господь говорит обо всём том, что Он сделал для Своего виноградника – самоправедного израильского народа. И каждый раз отзыв Бога одинаков: «Вы не обратились ко Мне». Читая и поражаясь черствости их сердец, мы должны задаться вопросом: «не является ли это истиной также для нас?» Если мы чувствуем, что Господь пытается привлечь наше внимание, как мы отвечаем Ему? Пророчества Амоса содержат предупреждения о суде, плене и разрушении. Однако при всем этом Господь призывает к покаянию и обещает восстановление. Ам.5.14 «Ищите добра, а не зла, чтобы вам остаться в живых – и тогда Господь Бог Саваоф будет с вами». Итак, в книге Амоса много запоминающихся выражений, но мы должны помнить Божий призыв ко всем людям, отступившим от Него: «Вернитесь ко Мне». А вернуться можно только через покаяние.
В книге «Слухи из другого мира» Филиппа Янси есть рассказ, иллюстрирующий тот вид мести, о котором пишет ап. Павел в Послании Рим.12.20, говоря, что проявление доброты к врагу соберет «ему на голову горящие уголья». Когда Нельсон Мандела стал президентом ЮАР, он назначил комиссию, чьей задачей было предать суду виновных в жестокостях апартеида. При этом любой белый офицер, явившийся с повинной и получивший прощение от жертв своего произвола, освобождался от наказания. Однажды пожилая женщина столкнулась лицом к лицу с офицером, зверки убившим ее единственного сына и любимого мужа. На вопрос, какого наказания она для него хочет, она ответила: «Я потеряла семью, но в моем сердце еще много любви, которую не на кого излить». И она попросила, чтобы этот человек регулярно посещал ее, чтобы она могла проявлять свои материнские чувства к нему. Затем она сказала: «Я бы хотела обнять его, чтобы он почувствовал мое прощение». После этих слов офицер был настолько ошеломлен, что упал в обморок. Сила, поразившая его, была не греховной местью, а данной Богом любовью, ведущей к покаянию и миру.
В своей увлекательной книге «Ортодоксия» Дж. Честертон рассказывает о том, как он порвал с тем, что считал христианской верой, чтобы затем, после долгих лет, найти смысл истинной жизни во Христе. В качестве иллюстрации к своему духовному путешествию, Честертон рассказывает о случае, когда путешественники водрузили на побережье открытой ими земли британский флаг, а затем обнаружили, что, заблудившись, приплыли домой, в Англию. В детстве Честертон посещал безжизненную «христианскую» церковь. Став взрослым, он оставил формальную веру. Однако позже он начал сомневаться в атеистических аргументах, приведших его к неверию. А затем открыл Божью истину, которую не замечал в начале. Иисус рассказал притчу о юноше, ушедшем из дома, а затем осознавшем его ценность (притча о блудном сыне). В конце концов, он вернулся домой с раскаянием. Тяжелые обстоятельства жизни заставили его прийти к любящему отцу. Временами мы все склонны удаляться от Бога. Однако наш любящий Небесный Отец неизменно желает и ждет нашего возвращения – нашего покаяния. Да будем всегда помнить об этом!
пастор Золтан З. Тырык
Молитва. Боже и Отче! Мы благодарим Тебя за то, что Ты делаешь нас жалкими в гордыне, чтобы сделать нас счастливыми в покаянии. Просим, дай нам понять, что есть много неверных тропинок, но лишь один правильный путь. Мы благодарим Тебя за то, что Твоя сила изменяет наше сердце. И за то, что Твоя безмерная любовь дарит жизнь спасенным вновь и вновь. Просим, помоги нам осознать, что покаяние – это не просто сказать «прости», а грех любимый оставить и вести себя иначе: Бога не гневить, а славить. Покаяться – значит грех возненавидеть настолько, чтобы от него отвернуться. Помоги нам не лишать себя радости и здоровья – признать свои грехи перед Тобой искренне и немедленно. Помоги нам удалить из жизни всё, что отдаляет от Христа. Просим во имя Господа Иисуса Христа. Аминь.