ПРОПОВЕДИ
Беспроигрышная христианская жизнь
2Пет.1.10 «более и более старайтесь делать твердым ваше звание и избрание;
так поступая, никогда не преткнетесь».
В стихах 5-11 этого послания ап. Петр приступает к главной цели послания – побудить своих читателей к преуспеванию в благодати и святости, т.к. они уже получили драгоценную веру и соделались причастниками Божеского естества. Кто хочет иметь успех в благочестии, должен быть усердным и прилежным в своих усилиях. Если мы не приложим свои старания, то нисколько не продвинемся в деле святости. Долг верующих – делать твердым свое звание и избрание, т.е. уяснить для самих себя, что они избраны Богом. Мы не можем заглянуть в книгу вечных определений Божьих, но убедившись в действительности своего призвания, мы можем сделать заключение о нашем спасении. Для достижения уверенности в своем звании и избрании требуется большое усилие и огромный труд. Необходимо тщательно проверять самих себя, действительно ли мы обращены, просвещен ли наш ум Божьим светом, обновились ли наши желания, изменились ли наклонности и привязанности нашей души. Чтобы достичь уверенности в этом, необходимо величайшее старание. Без Божьей помощи мы не можем ни получить этой уверенности, ни сохранить ее. Этим мы удержим себя от падения. Когда другие будут впадать в позорные грехи, те, кто был усердным, смогут поступать осмотрительно, и останутся на пути послушания своему долгу. И когда многие впадут в заблуждение, усердные сохранят себя здравыми в вере.
Одна христианка рассказывает, что у нее есть рецепт великолепного бананового торта. Она считает, что ее рецепт – вариант абсолютно беспроигрышный, если точно выполнять все его указания. Она его давала своим подругам, и удавался торт на славу у большинства из них. Только те жаловались, что торт не получился, которые какие-то продукты или вовсе не клали, или заменили другими. Ап. Петр оставил нам рецепт беспроигрышной христианской жизни. В этот рецепт два основных компонента вкладывает Бог – это Его Божественная сила (2Пет.1.3) и Его же драгоценные и незыблемые обещания (ст.1.4). Если мы соединим Его силу и Его обетования со своей верой и своей жизнью, то станем гораздо ближе к Христу. Ап. Петр перечисляет то, что нам нужно добавить к вере: добродетель, рассудительность, воздержание, терпение, благочестие, братолюбие и любовь (ст.5-7). Если всё это есть, то результат обязательно будет, и мы действительно не преткнемся, ходя с Господом (ст.8). Тот, кто не следует в точности этому рецепту – человек близорукий и «забыл об очищении прежних грехов своих» (ст.9). Не стоит переписывать на свой вкус Божьи рецепты, а потом Бога же обвинять, что жизнь не удалась. Нужно делать всё слово в слово так, как написано в Библии. И тогда по Божьему рецепту мы получим замечательный духовный плод.
Благодаря китайцам многие страны отмечают праздник независимости страны красочными фейерверками. Грохот артиллерии при этом напоминает нам, что пушки – это орудия смерти. Для фейерверков используются те же ингредиенты, что и для артобстрелов. Но в первом случае выстрелы дарят радость, во втором – несут гибель и разрушение. Одно и то же средство может использоваться как для добра, так и для зла. В руках ответственных и добрых людей опасное средство может стать славным. Впрочем, верно и обратное. Свобода, которую мы отмечаем с помощью фейерверков, также может быть употреблена для добра и для зла. Верующие Нового Завета свободны от заповедей Моисеева закона. Но Бог через Библию предостерегает нас от того, чтобы использовать свободу в эгоистических целях. Гал.5.13 «К свободе призваны вы, братия, только бы свобода ваша не была поводом к угождению плоти, но любовью служите друг другу». Христиане должны не бороться друг с другом, а любить друг друга. Ап. Павел говорит галатам, чтобы они твердо стояли в свободе, дарованной им Христом. Но при этом предупреждает их быть очень осторожными, чтобы они не извлекали из нее повода для потворствования своим греховным наклонностям и привычкам, и особенно таким, какие могут вызвать вражду и распри. В противоположность этому они должны сохранять ту взаимную любовь, которая, несмотря на могущие существовать среди них разногласия, располагала бы их к взаимному уважению и доброжелательности. И чему обязывает их христианская вера. Свобода, какой мы обладаем как христиане, не означает вседозволенности. Ибо свобода дается вовсе не плоти, которая, напротив, должна скорее оставаться под ярмом и в оковах. Свобода – это духовное благо, воспринять которое могут лишь благочестивые люди.
Те, кто не ходят в церковь, часто интересно объясняют причину. Их ответ похож на ответы на вопрос: «Почему я не моюсь»? Выберем несколько из них: «Меня в детстве заставили мыться силой». «Те, кто моются – лицемеры, они думают, что они чище других». «Так много разных сортов мыла, что я не знаю, какой из них выбрать». «Я пробовал мыться, но мне это быстро надоело». «Буду мыться, когда стану постарше». «Те, кто делает мыло, хотят на мне нажиться» и т.д. Вернемся к посещению церкви. Большинство оправданий, которые люди выдвигают, объясняя, почему они не ходят в церковь, не выдерживает никакой критики. Точно так же и с объяснениями людей, почему они не думают о духовных вопросах и не верят во Христа. И это несмотря на то, что всем здравомыслящим людям очевидно, что мир кто-то сотворил. Несмотря на множество бесспорных доказательств, что Христос – именно Тот, Кем Себя называл. Ап. Павел предупреждает людей, что они «безответны» Рим.1.20). Когда речь идет о таком вопросе, как наше духовное состояние, не придумывайте оправданий. Нет оправданий тому, кто игнорирует Бога.
По воскресеньям Бог популярен среди христиан. Миллионы верующих свои обычные дела откладывают, чтобы сходить туда, куда ходят для того, чтобы вместе славить Бога, узнать о Нем что-то новое. Но за воскресеньем приходит понедельник, и популярность Бога резко падает. У людей появляется тысяча других дел, и у многих для Бога времени уже не остается. Планы свои строят по своему разумению, всё решают сами, без Бога. А откуда мы вообще взяли, что от Бога нужно откупаться воскресеньем? Точно, что не от апостола Павла. Он говорил, что молиться нужно «непрестанно» (1Фес.5.17), а это значит, что и с понедельника по субботу включительно. А еще он сказал: «Всегда радуйтесь» (1Фес.5.16), т.е. душа должна петь даже тогда, когда замолкает орган. А как на счет совета «За всё благодарите»? (1Фес.5.18). Тоже ведь явный намек на то, что неплохо бы всю неделю то и дело находить время сказать: «Спасибо, Боже!» Воскресенье воскресеньем, но и в другие дни ходи с Богом!
Пастор на конференции сидел рядом с известным ученым. Он знал, что этот ученый много лет страдает от депрессии. Ученый ему рассказал, что живет только на лекарствах. А потом добавил: «Но смысл жизни для меня в Иисусе Христе». И в гуще суеты мы вдруг замечаем, что ведь, кроме веры во Христа, никакого другого смысла в нашей жизни-то и нет. А все наши бурные и буйные дела к вере ничего не прибавят, если только мы не будем жить по Павлу. В стихе Флп.1.21 он говорит: «Ибо для меня жизнь – Христос, и смерть – приобретение». Искать своего и пренебрегать интересами Христа – это великий грех, распространенный не только среди рядовых христиан, но и среди служителей. Многие предпочитают свою собственную славу, свое собственное спокойствие и безопасность – истине, святости и долгу. А также свои собственные удовольствия и репутацию – интересам Царства Христа и Его славе в этом мире. Живем ли мы в Иисусе Христе жизнью, которой действительно стоит жить?
Чтобы предостеречь нас от плотского умонастроения, ап. Павел представляет всю пагубность его и противопоставляет ему превосходство духовной настроенности. Рим.8.6 «Помышления плотские суть смерть, а помышления духовные – жизнь и мир». Это смерть духовная здесь на земле и верный путь к вечной смерти. Плотское умонастроение есть отчуждение от Бога, смерть души, ибо в союзе и общении с Богом состоит жизнь души. Душа плотского человека есть душа мертвая. А помышления духовные составляют благоденствие и счастье души. Жизнь души состоит в ее соединении с духовным миром посредством помышлений. Освященная душа есть душа живая, и жизнь ее есть жизнь мира и утешения. Все пути духовной мудрости – пути мирные. Это жизнь и мир, как в настоящем, так и в будущем мире. Помышления духовные – это начало вечной жизни и мира, а также вернейший залог достижения их совершенства.
В одном городе была старая церковь. Пусто было в ней и неуютно. Район был захолустный, как и церковь. Но вдруг всё переменилось: появился ревностный служитель Божий. Старая церковь засияла изнутри и снаружи. Возле нее стали толпиться машины. Дремота кончилась – старая церковь снова воспрянула к жизни. Так бывает и с людьми. Годами они ходят мрачные и хмурые, на кого-то злятся, обижаются, пытаются кому-то что-то доказать. И вдруг всё меняется – мрачность из души уходит. Меняет людей Бог, тех, кто приходит к Нему по вере в Сына Его Иисуса Христа. У Бога такая работа – давать новую жизнь тем, кому, кажется, уже не на что надеяться. Тем, кто мертв в своих преступлениях и грехах. От природы люди находятся в погибельном состоянии. Еф.2.1 «И вас, мертвых по преступлениям и грехам вашим». Живущие в своих грехах, являются мертвыми по преступлениям и грехам. Под грехами могут подразумеваться все виды грехов: как врожденные наклонности, так и действительные проступки, грехи сердца и практического поведения. Грех – смерть души. Везде, где господствует грех, отсутствует всякая духовная жизнь. Грешники мертвы по своему духовному состоянию, т.к. они лишены принципа духовной жизни и ее силы. Они отчуждены от Бога, источника духовной жизни. Они мертвы также и по закону, как осужденные на смерть преступники.
Жизнь некоторых людей со стороны кажется безоблачной. Работа спорится. Дом не нуждается в ремонте. Деньги на банковском счету только прибавляются. Члены семьи не болеют. Друзья благожелательны и верны. Кто не пожелает себе такой жизни? Однако в подобном благополучии кроется опасность. Жизненный комфорт может стать для нас столь же важным, что в душе не останется места для Бога. Довольство ведет к ложной самоуспокоенности. Бог знал, что это может произойти с Его народом Израилем после вступления в обетованную землю. Поэтому Он увещает их не забывать о Нем, о Подателе всех их благ. Через главу 6 Второзакония Бог говорит: бойтесь Господа и служите Ему; не искушайте Господа, храните Его заповеди; делайте справедливое и доброе. Историки говорят, что во времена благополучия религиозное чувство народа слабеет. Однако если мы научимся на горьком опыте Израиля и будем слушать и исполнять Божьи наставления, с нами этого не произойдет. Будем следить за тем, чтобы не забыть Господа, особенно если у нас всё хорошо.
В юности нам не терпится стать взрослыми. В старости нас мучает тоска по юности. Бог же хочет, чтобы мы с радостью принимали всякую пору своей жизни. Сколько бы лет нам ни было, Он просит нас передать Ему свои пути и смиренно принять всё, что Он посылает, потому что во всяком возрасте Он дает силу, для этого возраста необходимую. В юности мы сильны телом, а в старости – духом. Мы понемногу теряем временную силу, чтобы привыкнуть к силе вечной. Бог хочет, чтобы мы не оплакивали то временное, что увядает, а стремились к вечному, неувядающему миру. Если бы мы всегда были молодыми, сильными и красивыми, нам, может быть, никогда бы ничего другого и не захотелось. Если Бог с нами, любая пора жизни будет порой силы и красоты.
Господь! Просим, не покинь, не оставь нас никогда!
пастор Золтан З. Тырык
Молитва. Боже и Отче! Просим, дай нам благодать Твою любовь всё больше познавать. И сердцем благодарным возвращать Тебе нашу любовь, чтобы ближе стать. Помоги нам делать твердым свое избрание и призвание, уяснить для самих себя, что мы избраны Тобой. Помоги нам поступать осмотрительно и остаться на пути послушания своему долгу. И сохранять себя здоровыми в вере. А к вере нашей добавить добродетель, рассудительность, воздержание, терпение, благочестие, братолюбие и любовь. Не дай нам желание переделывать на свой вкус Твои повеления, а делать всё слово в слово так, как написано в Библии. Помоги нам запомнить навек: слаб, изменчив и грешен любой человек. Помоги нам, на себя не надеясь, склониться перед Тобой, чтобы в благодати Твоей обрести покой. Дай нам сегодня и сейчас вечностью жить. Обо всем просим во имя Господа Иисуса Христа. Аминь.