ПРОПОВЕДИ
Возвращение Христа во славу Свою
Ин.20.17 «восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему, и к Богу Моему и Богу вашему».
Иисус Христос вознесся на небо на сороковой день после Своего воскресения (Деян.1.3,9). В течение последующих десяти дней, до Пятидесятницы, ожидалось сошествие Святого Духа (Деян.2.1). В III-начале IV века праздник Пятидесятницы был посвящен и вознесению Господа Иисуса, и сошествию Святого Духа. К концу IV века два события праздновались уже раздельно: праздник Вознесения приходился на сороковой день после Пасхи.
В Евангелии от Иоанна многократно записаны слова Спасителя, доказывающие, что Он Посланник неба и вернется туда. Вспомним стих Ин.13.3 «Иисус знал, что Отец всё отдал в руки Его, и что Он от Бога вышел и к Богу отходит». Это означает, что Он был в начале у Бога и имел Свои бытие и славу не только прежде Своего рождения в этом мире, но и прежде сотворения самого мира. Это также означает, что когда Он пришел в наш мир, то пришел в него как Божий Сын и как Божий Посланник, Мессия, имеющий от Бога Отца поручение. Он «не Сам от Себя пришел» (ст.8.42) как приходили лжепророки, не имевшие посланничества от Бога. Ветхозаветные пророки были поставляемы из людей и употребляемы для Бога, а Христос пришел непосредственно от Него. В конце выполнения Своего задания здесь на земле Он к Богу отходит, чтобы у Него прославиться той славой, которую имел у Него от вечности. Приходящий от Бога должен отойти к Богу. Как Христос пришел от Бога, чтобы действовать в Его интересах на земле, так Он ушел к Богу, чтобы в наших интересах действовать на небе.
После Своего воскресения Богочеловек Иисус Христос несколько раз являлся ученикам в плоти, чтобы затем окончательно отделиться от них. Он перешел в иной мир, где и пребывает до Второго пришествия. Об этом кратко говорится в Лк.24.51 и чуть более подробно – в Деян.1.9. Согласно апостольскому преданию Лука был свидетелем последних событий земной жизни Христа «до того дня, как Он вознесся» (Деян.1.22). Господь Иисус говорит о Своем уходе из этого мира как о благе, неизмеримо лучшем для нас, нежели Его постоянное присутствие. Когда Он впервые объявил ученикам о Своем уходе, те были опечалены таким известием. Однако со временем смысл этого великого события стал понятен им.
Вспомним, как описывает вознесение Господа евангелист Лука в книге Деян.1. 9-11. В стихе 8 Господь говорит ученикам о том, что их дело обретет честь и славу. «И будете Мне свидетелями». Они провозгласят Его Царем, будут свидетелями Его славы. Они возвестят миру истины, на которых зиждутся Его Царство и господство. Им надлежит открыто и свято проповедовать миру Его Евангелие. Они удостоверят и подтвердят свое свидетельство не под присягой, как обычные свидетели, а при помощи Божьих чудес и сверхъестественных даров. Об истине Евангелия они свидетельствуют своими мучениями и даже смертью. Для этого они будут иметь силу, мужества и мудрости. Они примут силу Духа Святого, сошедшего на них. Тех, кого Господь привлечет к служению Себе, Он приготовит для него и поддержит в нем. Их влияние окажется великим и безраздельным. Они начнут свое свидетельство в Иерусалиме, при этом немало людей примет их свидетельство. А те, кто не примет его, останутся без извинения. Далее, их свет воссияет над Иудеей, где плод трудов Господа был незначительный. Затем они продолжат свое дело в Самарии, хотя прежде им запрещалось проповедовать в городах Самарии. Свидетельствуя о Христе, они дойдут до края земли, и станут благословением для всего мира. Отдав об этом повеления ученикам, Он оставляет их.
Сказав ученикам всё, что хотел, Господь благословил их. И пока они взирали на благословляющего их Учителя, Он постепенно «поднялся в глазах их, и облако взяло Его из вида их». Перед нами предстает картина вознесения Иисуса Христа. Он вознесся в небо не в вихре, подобно тому, как пророк Илия был вознесен на колеснице огненной. А приложив собственные усилия, подобно тому, как Он восстал из гроба по воскресении. Вознесение Христа началось на виду у Его учеников. Они не видели, как Он восстал из гроба, потому что у них после появилась возможность увидеть Его воскресшим. Что впоследствии стало для них достаточным утешением. Зато они видели, как Он восходил на небо. И, устремив на Него свои взоры, рассматривали так пристально и сосредоточенно и с таким душевным восторгом, что не могли обмануться. По всей видимости, для большего утешения учеников Он поднимался в горние выси неспешно, с должным достоинством. Он стал невидимым для них, скрывшись в облаке. Вероятно, речь идет о «Шекхина» – облаке Божьей славы. Если светлое облако осенило Христа в момент Его преображения, то можно предположить, что это облако также было светлым. (В Библии несколько раз сказано о темном облаке.) «Шекхина» превосходит сиянием всякое обычное облако. Это – зримое проявление блистающей славы Божьей. Итак, вознесение Господа произошло при необыкновенных обстоятельствах. Это был момент блистательный и великолепный. Бог прежде часто нисходил в облаке, ныне же Он в нем вознесся. Наступил момент, когда люди видели завершение земного служения Христа. Желающие узнать, что случилось с Ним далее, найдут в Библии такие слова. Дан.7.13,14 «с облаками небесными шел как бы Сын человеческий, дошел до Ветхого днями и подведен был к Нему. И Ему дана власть, слава и царство, чтобы все народы, племена и языки служили Ему; владычество Его – владычество вечное, которое не пройдет, и царство Его не разрушится».
Христос исчез из поля зрения учеников, но они продолжали смотреть на небо. Так продолжалось дольше необходимого. Возможно, они питали надежду на скорое возвращение Христа с целью восстановления Царства израильского и не могли поверить, что на этой земле уже не увидят Его. Ибо они всё еще испытывали потребность в прямом общении с Христом. Несмотря на то, что Он учил их, что лучше для них, если Он вернется на небо. Или же они смотрели Ему вслед с мыслью о том, не вернется ли Он, подобно тому, как смотрели вслед пророку Илии сыны пророков (4Цар.2.16). Возможно, ученики настроились увидеть славу незримых небес, отворившихся, чтобы принять Христа. Ведь Он учил их, что они «увидят небо отверстым» (Ин.1.51).
Ученикам явились два ангела, чтобы передать своевременное сообщение от Господа. Сонм ангелов готов был принять Иисуса Христа, совершающего ныне въезд в небесный Иерусалим. И можно предположить, что этим двум Божьим посланникам не очень-то хотелось быть здесь, на земле. Тем не менее, проявляя попечение о Своей Церкви на земле, Христос посылает к ученикам двух ангелов. Они-то и предстают передними в облике двух мужей в белой одежде, яркой и блистающей. И вот мы читаем слово, которое имели сообщить ученикам эти небесные посланники. Оно должно было сдержать их любопытство. Ангелы обращаются к ним со словами «мужи галилейские», напоминающими им об их родине. Христос оказал им великую честь, назначив их Своими преемниками на земле. Однако им следует помнить, что они, в сущности, самые обыкновенные люди, простые галилеяне. Суть слов ангелов: «Чего еще вам хочется увидеть? Всё, ради чего вас сюда собрали, вы уже увидели». Их слово должно было укрепить веру учеников и всех последователей Христа в Его Второе пришествие. Учитель часто говорил им об этом, и эти ангелы были своевременно посланы к ним для того, чтобы напомнить им об этом обетовании. Этот Господь Иисус, вознесшийся от вас на небо, куда вы еще смотрите в надежде, что Он к вам еще вернется, не ушел навечно. Поскольку назначен день, в который Он придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо. Однако ожидать Его прихода ранее назначенного срока вам не следует. Он пришел для уничтожения греха жертвой Своей. Во второй раз явится не для очищения греха. Господь однажды явился в уничижении, чтобы быть судимым и, благодаря Своей смерти на кресте искупить Своих. Второй раз придет во славе, чтобы судить. Этот Иисус вернется, чтобы призвать людей к отчету. Вернется именно Он, а не кто-то другой вместо Него.
После вознесения Христа Его кратковременные явления ученикам прекратились, и небеса укрыли Его от их взора. Несмотря на это, ученики сохранили связь с Ним, благодаря пребывающему в них Святому Духу.
В Гейдельбергском катехизисе перечисляются три великих блага, которые мы обретаем, благодаря вознесению Христа. 1 Прославленный Господь – наш Заступник перед Отцом (Рим.8.34; 1Ин.2.1; Евр.7.25). Как наш Первосвященник Он принес на кресте совершенную и окончательную жертву за все наши грехи. Воссев по правую руку от Отца, вступил в священническое служение на небесах. Он – наш Царь и Священник, посредством Святого Духа раздает всем верующим дары и благословения, для чего Ему пришлось претерпеть смерть. Небесное заступничество Христа – это доброе и могучее памятование о Своем народе, обо всех его нуждах. Он не коленопреклоненный проситель, а увенчанный короной князь. 2. Человеческая плоть в лице Иисуса Христа пребывает на небесах. Нам дан твердый залог того, что Он, будучи нашим Главой, возьмет к Себе нас, членов Тела Его. 3. Он посылает нам Святого Духа в залог наших обетований. Это благо имеет чрезвычайное значение. Святой Дух, во всей полноте Его благодатного действия в человеческой душе, не посылался нам до того времени, как Господь Иисус был прославлен (Ин.7.39). Миру был явлен воскресший Господь, который пребывает в единстве со Своим и нашим Отцом, активно соучаствует в осуществлении власти Божьей на этот мир. Господь свыше помогает нам в нашей духовной борьбе. Он защищает нас в пути на небеса.
Всякий сущий на небе и на земле призван Богом чтить величие Иисуса Христа, подчиняться Его правлению, отдавать Ему почести и покоряться Его власти. Всякий неминуемо предстанет перед Ним в день последнего Суда. На последнем Суде Он станет обвинителем одних, и адвокатом других.
Слава, хвала и благодарение нашему Спасителю Иисус Христу!
пастор Золтан З. Тырык
Молитва. Боже и Отче! Мы благодарим Тебя за то, что послал в наш мир Сына Своего Единородного. Как Он пришел от Бога, чтобы действовать в Его интересах на земле, так Он ушел к Богу, чтобы в наших интересах действовать на небе. Благодарим, что в Библии мы можем найти смысл этого великого события, Его возвращения на небо. Просим, помоги нам открыто и свято проповедовать миру Его Евангелие, свидетельствовать об истине Евангелия. Благодарим, что всем Своим детям даешь Духа Своего святого, Духа истины. Благодарим Тебя, Господь Иисус, что Ты являешься нашим Заступником перед Отцом, а также нашим Царем и Священником. Благодарим Тебя, что Ты вернешься за Своими детьми, чтобы взять их к Себе и чтобы судить всех людей. Мы молились во имя Господа Иисуса Христа. Аминь.