ПРОПОВЕДИ
Для чего нужна церковь?
1Кор.3.3 « Ибо если между вами зависть, споры и разногласия, то не плотские ли вы?
И не по человеческому ли обычаю поступаете?»
Скандалы бывают и в церкви. В таких случаях истинным верующим становится не по себе. Нетрудно узнать, из-за чего спорят чаще всего люди в церкви. Одни христиане насмерть стоят против других христиан по таким вопросам, как цвет ковра, температура в помещении, форма одежды хора и т.д. Из-за таких споров покидали церкви многие верующие, превратили многих друзей во врагов, церкви раскололись. Так почему же это происходит? А потому, что споря о мелочах, люди забывают, для чего нужна церковь. Церковь – это место, где люди собираются на богослужение, читают Библию, поют хвалу Богу, служат ближнему и помогают друг другу возрастать в вере. И это место должно быть местом любви, прощения и поддержки. Вне церкви нет и не может быть спасения. Мир, в котором мы живем – это житейское море, а церковь – корабль, и кормчий ее – Сам Христос. Есть Церковь небесная, торжествующая; и земная – воинствующая. Мы будем говорить о земной церкви. Церковь – это уголок неба на земле. Переступая место богослужебного собрания, мы с земли переступаем на небо. Ибо где двое-трое собраны во имя Христа, там присутствует и Он Сам.
Ап. Павел, когда писал послание эфесской церкви, говорил о единстве цели (Еф.4.1-16), которое должно помогать нам решать все разногласия без раздоров и расколов. Он слишком хорошо знал, как эгоистичные желания, себялюбивые устремления и угодничество перед людьми могут ввергнуть церковь в полный хаос (1Кор.3.1-9). Если христианин воюет с братом или сестрой во Христе, он не может быть в мире с Небесным Отцом. Давайте же делать всё, от нас зависящее, чтобы наши церкви были тихими гаванями, в которых нет штормов и бурь. В которых люди помнят, для чего нужна церковь.
Руководитель крупной и прибыльной сети магазинов сделал заявление о будущем своей компании. Он сказал, что через сто лет этой компании или не будет вообще, или ее никто не узнает. Так можно сказать о любой человеческой организации. Приходят и уходят руководители, потребителю хочется чего-то новенького. Компании или меняются до неузнаваемости, или исчезают совсем. А вот с Церковью Христовой, по словам Самого Христа, такого не случится никогда. Поместные церкви могут умирать, но Церковь Христа, состоящая из верующих прошлого, настоящего и будущего, будет существовать вечно. Мф.16.18 «И Я говорю тебе: ты – Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее». К сожалению, то, что написано в стихах 18 и 19, привело к разделению между христианами. Мы же мельком взглянем на эти спорные слова и постараемся извлечь несколько практических уроков из этого отрывка. Петр от имени апостолов исповедал Христа (ст.16), поэтому ему адресуется обетование. Бог имел Церковь в мире от начала, и она была построена на камне обетованного Семени (Быт.3.15). Но теперь, когда обетованное Семя (т.е. Христос) явилось, необходимо было, чтобы Церковь вступила в родственную связь с пришедшим Христом. Из слов «И Я говорю Тебе» можно делать вывод, что Христос Сам положит основание Церкви. Христос будет строить Свою Церковь на скале. Это собрание людей, избранных из мира, отделенных от него и посвященных Христу. Петр помнил, что это не его церковь, когда предостерегал служителей «не господствовать над наследием Божьим» (1Пет.5.3). Мир и все его обитатели принадлежат Богу, но Церковь есть избранный остаток, который через Христа как Посредника находится в родстве с Богом. Она носит имя Христа. Создателем и Главой Церкви является Он Сам. Материал Церкви и строящие ее работники принадлежат Ему. Проповедью Слова и действием Духа Святого Он прибавляет к ней новые души, и таким образом создает ее из живых камней. Основание, на котором она строится, есть «сей камень», этим камнем должен быть Христос. Ис.28.16 «Посему так говорит Господь Бог: вот, Я полагаю в основание на Сионе камень, камень испытанный, краеугольный, драгоценный, крепко утвержденный; верующий в него не постыдится». Из Нового Завета: Мф.21.42 «Иисус говорит им: неужели вы никогда не читали в Писании: «камень, который отвергли строители, тот самый сделался главою угла». Слово «Петр» означает в переводе камень или скала. Христос дал Симону это имя, когда впервые увидел его. Слова Господа теперь означают: «Ты соответствуешь своему имени. Ты твердый, основательный, верный ученик». Упоминание этого имени дает Христу повод для метафоры о строительстве на камне. Итак, не Петр является основанием, на котором построена Церковь. Господь не сказал: «На тебе Я создам Церковь Мою». Обратим внимание на то, какое обещание дает Христос Своей Церкви: «Врата ада не одолеют ее». Оно гарантирует, что пока мир стоит, Христос будет иметь в нем Свою Церковь. Ни один член истинной Церкви Христа духовно не погибнет.
Как же нам нужно понимать обещание, данное ап. Петру: «и дам тебе ключи Царства Небесного»? (ст.19) Значит ли это, что ему дано право определять, чью душу можно впустить на небеса, а чью нет? Такое предположение абсурдно. Это право принадлежит только Христу. Откр.1.18 «И живой; и был мертв, и вот, жив во веки веков, аминь; и имею ключи ада и смерти». На самом же деле Петру было обещано, что он удостоится чести первым открыть дверь спасения и иудеям, и язычникам. Обещание исполнилось в день Пятидесятницы, когда Петр проповедовал иудеям и тогда, когда он отправился в дом язычника Корнилия, чтобы из его уст услышали язычники слова спасения. И каждый раз Петр брал «ключи» (Слово Божье), чтобы открыть дверь веры. И сам Петр знал это, поэтому сказал: Деян.15.7 «Бог от дней первых избрал из нас меня, чтобы из уст моих язычники услышали слово Евангелия и уверовали».
И, наконец, что же значат слова «что свяжешь на земле, то будет связано на небесах, и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах»? (ст.19) Значат ли они, что ап. Петр был наделен властью прощать грехи и освобождать грешников от их вины? Нет. Такая власть есть только у Христа. Ни Петр, ни другие апостолы не делали этого, но всегда приводили людей к Христу. На самом деле эти слова значат, что Петру и другим апостолам будет дано право учить правилам, по которым Церковь должна была разрешать спорные вопросы. Что-то они «связывали», т.е. запрещали, что-то «развязывали», т.е. разрешали. Примером может служит решение собора в Иерусалиме, по которому язычники не должны были обрезываться (Деян.16.19).
Посещение церкви должно быть не в тягость, а в радость. Многие и хотели бы сходить в церковь, но не могут: кого держит немощь, а кого другие серьезные причины. Но те, кто ходить в церковь могут, должны ходить. Газета сообщила, что 81-летняя Элла Крейг за 20 лет не пропустила ни одного занятия в воскресной школе. 1040 воскресений подряд она была в церкви. Дальше в статье были вопросы: 1. Неужели к миссис Крейг никто никогда в воскресенье не приезжал? 2. Неужели у нее никогда по воскресеньям не болела голова, неужели она не простуживалась, не уставала? 3. Неужели она никогда никуда по воскресеньям не ездила? 4. Неужели ей никогда не хотелось в воскресенье утром поспать? 5. Неужели никогда в воскресенье утром там, где она живет, не шел дождь или снег? 6. Неужели ее в церкви никто никогда не обижал? И заканчивалась статья тоже вопросом: «Так что же с миссис Крейг творится»? С ней не творится ничего. С ней как раз всё нормально. А вот, если мы в воскресенье не приходим в церковь, то это с нами что-то творится.
В церкви можно получить многие сведения: узнать результаты последних футбольных матчей, новости из жизни членов церкви, или просто поболтать. И без этого нам никак нельзя. По «Радио России» часто повторяют высказывание мудреца: «Без многого может обойтись человек, только не без собеседника». Нужно и руку пожать, и посмеяться, и головой покачать, кого-то выслушивая. Всё это нормально, но дело в том, что новозаветное общение имеет гораздо более глубокий смысл, чем разговоры. Истинное общение состоит в том, чтобы кого-то из братьев и сестер во Христе утешить, кого-то наставить, кого-то приободрить. В Библии ясно сказано, что нам нужно служить друг другу (Гал.5.13), прощать друг друга, т.к. мы прощены (Еф.4.32), и носить бремена друг друга (Гал.6.2). С первого века верующие собираются во имя Христово, чтобы быть внимательными друг к другу, поощряя к любви и добрым делам, и увещать друг друга (Евр.10.24,25). Христианское общение случается и тогда, когда мы молимся за других. Некоторые богословы считают, что самая сильная молитва для нас, грешных – это церковная молитва. Некоторые думают: зачем идти в церковь, можно и дома помолиться. Но церковную молитву нельзя даже сравнить с домашней.
Жизнь вокруг нас меняется с головокружительной скоростью. Даже в некоторых церквях происходят перемены. Напр., чтобы эффективнее общаться с людьми, некоторые служители церкви изменили образ служения церкви. Есть церкви, где нет и в помине самых привычных церковных предметов: скамеек, кафедр и песенников; где конспекты проповедей и гимны проецируются на большие экраны. В некоторых церквях изменили методы благовествования неверующим. В таких церквях организовываются спортивные клубы для живущих по соседству людей. Открываются буфеты для привлечения нуждающихся. Образуются особые группы для людей больных или страдающих от вредных привычек. Вспомним, что ап. Павел безоговорочно настаивал, что дела не имеют отношения ни к приобретению, ни к сохранению спасения людей. Мы оправданы верой и только верой (Рим.4.5; 5.1). А вера появляется через познание Слова Божьего.
Некий пастор и писатель говорит, что здоровая церковь опирается на четыре краеугольных вида деятельности: поклонение, благовестие, ученичество, забота. Суть нашего поклонения – Бог должен быть в центре всего, чем мы занимаемся в Его церкви. Когда мы делимся словом с другими, Господь прилагает спасаемых к церкви (Деян.2.47). Не надо забывать об учебе в церкви, укрепляться в здравом учении, преподаваемом опытными наставниками. Деян.2.42 «И они постоянно пребывали в учении апостолов». В Библии содержится множество наставлений, и мы должны углубиться в них, применяя Слово Божье к своей жизни и уча других. В здоровой церкви обязательно замечают нужды каждого и заботятся друг о друге. Отчаявшемуся миру нужна заботливая церковь.
Одна женщина искала себе церковь, и через некоторое время сообщила своей подруге, что нашла как раз то, что долго искала. Цитируем ее слова подруге: «Мне очень нравится эта церковь. Потому что там мне можно жить, как я и раньше жила – ни в чем себе не отказывать. Никто мне там моралей не читает. Хорошо так, легко». Она не одна такая. Для некоторых людей христианство – это всего лишь развлечение в воскресный день. Но к такой ли жизни призывает нас Христос? Некий проповедник говорит: «Никакие кондиционеры и мягкая обивка сидений в церквях не могут скрыть той суровой истины, что … послушание Христу дорого обходится, что для того, кто верен Христу, всегда наготове крест. Никто не может понять христианства до глубин его, если он к нему подходит как к приятному развлечению на выходные». Мы уверовали во Христа как в Спасителя от греха, и отдали себя Ему. Мы отрекаемся от своей воли и вместо своей избираем Его волю. Он преобразует наше мышление, нашу систему ценностей, наши приоритеты так, чтобы они отражали то, что угодно Богу.
Боже! Просим, помоги нам быть подобными Твоему Сыну Иисусу Христу!
пастор Золтан З. Тырык
Молитва. Боже и Отче! Мы благодарим Тебя за то, что Твой Сын, наш Спаситель Иисус Христос является основанием и основателем нашей церкви. Благодарим, что Он является ее Главой, что Он искупил ее Своей Кровью. Благодарим, что Он обещал защищать и хранить Свою Церковь на протяжении всего ее строительства. Благодарим, что Ты направил нас и принял в Свою Церковь. Благодарим Тебя за то, что мы связаны со всеми теми, кто принадлежит Христу. Ибо христианское общение назидает нас и созидает из нас церковь. Просим, дай нам сил держаться, не вспылить, когда обида жалит сердце. И дай хранить единство веры, прощая злых единоверцев. Дай нам осознать, что если наша вера для нас всего лишь приятное развлечение на воскресный день, тогда она никак не заменит нам настоящей жизни с Христом. Дай нам осознать также, что отчаявшемуся миру нужна заботливая церковь. Помоги нам в непрерывно меняющемся мире довериться неизменному Слову Божьему. Просим во имя Господа Иисуса Христа. Аминь.