ПРОПОВЕДИ
Благодатью через веру
Еф.2.8-9 «Ибо благодатью вы спасены через веру, и это не от вас,
Божий дар; не от дел, чтобы никто не хвалился».
Каждый обращенный грешник есть спасенный грешник. Он избавлен от греха и гнева Божьего. Он спасен, и благодать дает ему право на вечное блаженство. Благодать, спасающая грешников – это незаслуженная благость и благоволение Бога. Он спасает их не по делам закона, но через веру во Христа Иисуса, в Ком они имеют доступ к великим евангельским благословениям. И как вера, так и спасение, основанные на благодати, являются дарами Божьими. Апостол ничего не оставляет людям в деле спасения. Тем, что мы уверовали к спасению и получили спасение через веру, мы всецело обязаны Божьей помощи и Его благодати. Бог всё устроил так, чтобы всё было от Его благодати. Ап. Павел отрицает, что Бог нам чем-то обязан. Итак, то, что Он спасает – чистая благодать, а не награда или воздаяние. Предложенное спасение люди принимают из руки Божьей верой. Значит, ничего в этом деле нам не принадлежит. Наша вера, наше обращение и наше вечное спасение не являются продуктами наших природных способностей или каких-либо заслуг с нашей стороны. Это не может быть совершено никакими нашими усилиями. Поэтому исключается всякая похвальба; хвалящийся должен хвалиться не собой, но Господом. Ни один человек не может хвалиться своими способностями и силой (духовной или физической), или тем, что он своими делами заслужил благоволение Божье.
Инструкция на пакетике с сухой смесью для кекса была проста до невозможности: добавить воды и размешать. Производители смеси сначала не могли понять, их товар почему не пользуется спросом. Оказалось, что покупателей настораживала именно предельная простота рецепта. Тогда компания внесла поправку: теперь на пакетиках рекомендовалось добавить к порошку не только воду, но и одно яйцо. Товар пошел нарасхват. Эта история напоминает отношение многих людей к спасению души. Им кажется, что евангельский план слишком уж прост. Они слышат слова: Еф.2.8-9 «Ибо благодатью вы спасены через веру, и это не от вас, Божий дар». Но им кажется, что нужно еще что-то сделать, еще что-то добавить к Божьему рецепту спасения. Они думают, что им нужно заслужить Божью милость и вечную жизнь добрыми делами. Но в Библии-то всё ясно – Бог нас спасает. И спасает «не по делам праведности, которые мы бы сотворили, а по Своей милости» (Тит 3.5). На библейский урок, на котором и я присутствовал, зашла женщина и поинтересовалась, знаем ли мы плод Духа. Она имела в виду стих Гал.5.22,23 «Плод же Духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание». И заявила, что если не выучим всё это, мы не спасемся. Такое быть не может – это было бы делом от нас. Пастор ей ответил, что у нее каша в голове; она обиделась и ушла. В отличие от производителей сухих порошков для кекса Бог Своей формулы спасения не меняет. Его не волнует сбыт, Его волнует наша судьба. Мы возвещаем чистое Евангелие, пусть себе оно кому-то и покажется слишком простым.
Как-то разговорились между собой два новообращенных христианина. Один был небогат, и в родне у него никого верующих и в помине не было. Другой же вырос в христианской и богатой семье. Они рассказали друг другу, кто как пришел к Богу. И тогда тот, кто из верующих, спросил того, кто из неверующих: «А как ты думаешь, почему ты первый раз услышал Евангелие и сразу покаялся, а я его слышал столько лет, и пришел к Христу только сейчас?» Его собеседник ответил: «Ну, тут всё просто. Представь, что кто-то пришел и каждому из нас предложил по новенькому костюму. Я бы схватил свой подарок не раздумывая. Ты же видишь, как я одет. А у тебя, наверно, костюмов полные шкафы. Вот так же и со спасением. Тебе казалось, что с тобой всё в порядке. И прошло немало времени, пока ты не увидел, что тебе нужны одежды праведности, которые предлагает нам Христос. А я прекрасно знал, что я грешник, и меня уговаривать принять прощение и очищение не нужно было». Спасение нужно всем, без него человек погибнет вечной смертью. Пророк Исаия сказал, что «вся праведность наша – как запачканная одежда» (Ис.64.6). И Бог дает новые одежды праведности тем, кто признается в своей духовной нищете и принимает бесценный дар верой во Христа. Нет таких хороших людей, которые могли бы сами себя спасти. И нет таких плохих, которых не мог бы спасти Бог.
Мужчину судили за кражу буханки хлеба. Он сказал, что он украл хлеб, чтобы накормить свою голодную семью. Судья сказал: «Закон есть закон. Я вынужден вас оштрафовать на 10 долларов». Но т.к. денег у обвиняемого не было, судья сам достал из кошелька 10 долларов и заплатил штраф. А потом он попросил всех присутствующих собрать по 50 центов семье мелкого воришки. Суть Евангелия – крест Иисуса Христа. Что значит крест, понятно многим: Христос пошел на крестную смерть вместо нас, грешников. Но смысл этой истины настолько глубок, что мудрейшие из людей не могут постичь его до конца (Не могут без помощи Святого Духа). В Библии сказано: 1Пет.3.18 «Христос, чтобы привести нас к Богу, однажды пострадал за грехи наши, Праведник за неправедных». Тот, кто не знал греха, пострадал за тех, кто не знал праведности. Благословенная цель Его страданий – привести нас к Богу, примирить нас с Богом, открыть нам доступ к Богу, сделать нас и наше служение угодными Ему и ввести нас в вечную славу. И еще один стих: Рим.5.6 «Ибо Христос, когда мы были еще немощны, в определенное время умер за нечестивых». Только смерть Иисуса Христа за нас является источником и основанием нашего оправдания. Все наши привилегии вытекают из драгоценного потока Христовой крови. Пример нашего судьи может помочь нам приблизиться к осознанию неизмеримой благодати Божьей.
Мы привыкли к контрактам, договорам: то заключаем какую-то сделку, то берем в банке кредит, то снимаем квартиру. Если одна из сторон контракт не выполняет, он прекращает свое действие. Но, к счастью для нас, когда мы верой принимаем Иисуса Христа и обретаем спасение, мы не просто подписываем контракт. Мы становимся детьми Божьими – Он рождает нас свыше и усыновляет Себе. Еф.1.5 «Предопределив усыновить нас Себе через Иисуса Христа, по благоволению воли Своей». Этот стих восхваляет Божью благодать. Обратим внимание на слово «предопределил». Ведь тогда нас еще не было, поэтому не было и никаких наших заслуг. Итак, не в нас, но в одном лишь Боге кроется причина нашего спасения. Еще яснее следующая фраза «по благоволению воли». Достаточно было одной Божьей воли. Чтобы не осталось вообще никакой двусмысленности, апостол говорит о благоволении, подчеркнуто исключая этим словом любые заслуги. Итак, Господь, усыновляя нас, не смотрит на то, каковы мы есть. Не влечется к нам каким-либо достоинством нашей личности. Единственной причиной для Него служит вечное благоволение, по которому Он нас и предопределил. Как же не стыдно некоторым примешивать сюда другие основания. Итак, мы вступаем с Богом в родство – наше положение надежное. Если сына вечером нет дома, родители не снимают с себя обязательств по его воспитанию. Они начинают искать своего ребенка. Если в семье кто-то ведет себя не так, как положено, и не выполняет своих обязанностей, он от этого не перестает быть членом семьи. Как же нужно нам благодарить Бога, что наша надежда вечной жизни основывается на родстве с Богом во Христе Иисусе!
Предположим, что хуже вашей соседки справа вы человека не видели, а лучше соседа слева – тоже. У соседки справа язычок как бритва – она вам сразу доложит о мельчайшей оплошности или неосторожности ваших детей. Вот сейчас кричит, что их мяч залетел к ней во двор. А сосед слева сам играет с вашими детьми в мяч. Он угощает вас овощами со своей грядки, и помогает, чем только может. Как было бы хорошо, если бы соседка справа уверовала во Христа! Если бы в душе у нее поселился Бог, она стала бы такой, как сосед слева. «Как же ей нужен Господь!» – вздыхаете вы и молитесь за нее. Вам никогда и в голову не приходит молиться за соседа слева. Но может быть, зря не приходит? Когда люди рождаются свыше, они вообще-то обычно становятся лучше, но не только для этого Господь их спасает. Оправдание нужен всем – и плохим, и хорошим. Рим. 3.24 «Получая оправдание даром, по благодати Его, искуплением во Христе Иисусе». В этом стихе тоже прославляется благодать Божия. Оправдание дается по благодати, по благоволению благости Божьей к нам, без каких-либо заслуг с нашей стороны. И, чтобы подчеркнуть эту мысль, апостол добавляет: даром. Благодать Божья она совершенно свободна от всяких условий. Если в тюрьме, где содержатся множество осужденных на смерть, все из которых – бандиты, убийцы и грабители, они начали бы спорить о том, кто из них более достоин почетного места рядом с царем, мы сказали бы: «Все вы достойны лишь эшафота, здесь нет различия». Все мы великие преступники, во все дни нарушавшие Закон Божий. Есть такие люди, которые считают, что они намного лучше других. Они воображают, что, благодаря средствам благодати, усердной молитве, вере, бодрствованию они дошли до того, что их не следует сравнивать с другими немощными христианами. Но они как бы представляют собой особый святой род. Такие люди обмануты обольстителем. Если бы они трезвились и бодрствовали, они знали бы, что чувствовал святой Давид, когда молился: Пс.142. 2 «Господи, не входи в суд с рабом Твоим, потому что не оправдается пред Тобой ни один из живущих». Т.о., оправдание приобретается исключительно через искупление во Христе Иисусе. Изучая Послание к римлянам, мы можем понять, что ап. Павел под «оправданным» понимает следующее. Оправданный человек не может быть обвинен. Он – безупречный человек, о котором нельзя сказать ничего плохого. А именно – перед Богом он праведен и непорочен. Апостол говорит «Кто будет обвинять избранных Божьих? Бог оправдает их». Оправданным называют того, кто перед судом был объявлен свободным от всякой вины или от участия в том деле, в котором его желали обвинить. Мы знаем тайну оправдания. Она состоит в том, что Христова праведность так вменяется грешнику, как его грехи вместе с грехами всего мира вменяются Христу. Такое оправдание приходит ко всем верующим даром или, в точном переводе с греческого текста «безвозмездно», в подарок. Так же, как Бог сотворил нас и дал нам бытие, хотя мы даже не просили Его об этом, столь же бесплатно и незаслуженно Он даст нам жизнь вечную. Это благодать Божия – свободная милость самой сущности Бога и отеческое расположение Его сердца. Вспомним отрывок из Ин.3.16 «Так возлюбил Бог мир». «Искуплением во Христе Иисусе». Слово, которое переведено здесь как «искупление», обычно использовалось в контексте выкупа на свободу военнопленных или рабов. Это слово используется в Библии применительно к нашему искуплению через Христа. Хотя нам благодать досталась даром, но Христос приобрел ее, уплатив дорогую цену (Отдав Свою жизнь). Но от этого она не перестает быть свободной благодатью. То, что Христос приобрел ее, не ставит преграды для того, чтобы Бог даром давал ее. Ибо она дается и принимается на основании Его заместительной жертвы.
Есть очень старые страны. Их история уходит корнями в далекое прошлое. А есть на карте мира и страны совсем молодые. Но всем им, и старым и молодым, суждено исчезнуть. Цивилизации приходят и уходят, а душа человеческая будет жить вечно. И поскольку каждый человек однажды предстанет на суд Божий, главный вопрос для нас – как мы проведем вечность, нас ожидающую. Будем ли мы с Богом в неописуемой радости и славе? Или мы будем навечно от Бога отлучены, страдая муками, которые невозможно описать словами? Какая же великая ответственность лежит на христианах! Мы должны говорить людям, что единственная возможность провести вечность в присутствии Бога – принять предложенное Им спасение. И по благодати Божьей мы можем начать радоваться вечной жизни с Богом уже сейчас.
Боже! Помоги нам открыть Твое спасение еще многим людям!
пастор Золтан З. Тырык
Молитва. Боже и Отче! Мы благодарим Тебя за то, что Ты даешь новые одежды праведности тем, кто признается в своей духовной нищете и принимает бесценный дар спасения верой в Иисуса Христа. Ибо вся наша праведность как запачканная одежда. Нет таких хороших людей, которые могли бы сами себя спасти. И нет таких плохих, которых не мог бы спасти Ты. Мы благодарим Тебя за Твою любовь, которая велика и широка. Мы благодарим, что Ты открыл нам истину, что на небо приведет нас лишь одна дорога. Что без Христа никто не смог бы пройти тот путь, а с Ним всякий грешник пройдет. Мы благодарны за то, что Христос взошел за нас на крест, чтобы мы взошли на небеса. Мы благодарим Тебя за то, что Ты можешь благодатью коснуться любого сердца, закосневшего в грехах. Мы благодарим во имя Господа Иисуса Христа и за то, что мы спасаемся благодатью Божьей, а не своими заслугами, Христовой смертью, а не своей жизнью. Аминь.