ПРОПОВЕДИ
О вере патриарха Авраама
Евр.13.7 «Поминайте наставников ваших,
которые проповедовали вам Слово Божие
и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их».
Авраам, как и царь Давид, великая личность. Такие люди, как он, рождаются раз в тысячелетие. Тот и другой вошел в родословную Господа Иисуса Христа.
Авраам жил в послепотопную эпоху. В это время Бог уже приступил к осуществлению Своего плана спасения человечества. И, что не менее важно, через него Бог начал создать Свой особый народ – народ верующих. Поэтому Авраам назван в Библии «отцом многих народов», ветхозаветных и новозаветных верующих. А в этом деле он, как сосуд Божий и муж веры, сыграл большую роль. Автор Послания к евреям отмечает 3 фактора, определяющего Авраама как великого мужа веры. Это: призвание Божье, повиновение Авраама и его высокий дух веры и благочестия.
Авраам родился через 500-600 лет после потопа, и немногим более двух тысяч лет до рождества Христова в Уре Халдейском, в низовьях реки Евфрат, вблизи впадения ее в Персидский залив. Он дожил до того времени, когда Исааку исполнилось 75 лет, а Иакову – 15. В Библии не сказано о том, как прошло его детство, но среди потомков Ноя по линии его первенца Сима сохранилось истинное богопочитание. Господь избрал его в период расцвета Ура Халдейского, повелел оставить места обитания своих предков и идти в неведомую страну. Быт.12.1 «Пойди из земли твоей, от родства твоего, в землю, которую Я укажу тебе». Бог призывает нас оставить не только грех, но и греховное общество, а также всё, что несовместимо с нашим посвящением себя Ему. Посвящение на служение Богу всегда требует от посвящаемого человека полной отдачи Ему и полного освобождения от удерживающего прошлого. Именно призыв и обетования Божьи послужили основанием веры Авраама.
То, что Авраам согласился оставить своих родственников, это уже было практическим проявлением и большим подвигом его веры. В суровых условиях жизни того времени, полными опасностей, социальных и других неустройств, расставание с родными и со своим родом означало для Авраама потерю опоры, защиты и безопасности. Оказаться заброшенным в чужую землю и жить с чужим народом было для человека того времени равносильно гибели. Решиться на нечто подобное мог лишь тот, кто имел Бога своим убежищем, покровом, защитой. Сегодня мы знаем, что Ур отстоит от Харрана на 1100 км; от Харрана до Сихема – 750 км; от Сихема до Хеврона – 100 км. Но мужа веры Авраама не интересовали и не пугали расстояния, потому что Бог пребывал с ним. Библия описывает его выход кратко: Евр.11.8 «И пошел, не зная, куда идет».
Отметим две весьма существенные особенности Авраама: он был уже не молодым человеком, когда Бог призвал его и был богатым. Быт.12.7 «Авраам был семидесяти пяти лет, когда вышел из Харрана». В такие годы не всякий человек отважится на рискованные путешествия. Притом Авраам обладал большим богатством, нажитым в Уре. Повинуясь голосу Божию, он без колебаний отправился в путь со всем своим имуществом и караванами мелкого и крупного скота. Он решился на этот шаг, движимый безграничным доверием Богу. Вера Божия рождает доверие и преданность Богу, дает силу преодолевать любые трудности и препятствия, встречающиеся в земной жизни. Господь сказал Аврааму: Быт.12.2 «Я произведу от Тебя великий народ, и благословлю тебя, и возвеличу имя твое; и будешь ты в благословение». Это обетование означало, что всемогущий Бог учел все великие жертвы, которые Авраам принес во имя Его. И обещал ему не только восполнить их, но и воздать непреходящим благословением. Правда, эти обетования Божии были делом будущего, и исполнились не при жизни Авраама. Однако для человека Божия, которого озарил свет веры, обетования Господни были достаточным основанием, чтобы на этих созидать «дом духовный». В Послании к евреям обращается наше внимание на то, что вера Авраама ярче всего проявилась в его послушании Богу. Евр.11.8 «Верою Авраам повиновался идти в страну, которую имел получить в наследие». Вера ведет человека к послушанию Богу. Тот, кто думает, что послушание простое дело, ошибается. У человека же есть свои планы, свои желания, своя воля. Повиноваться Богу во всем очень трудно, т.к. это означает жертвовать всем: своими желаниями, интересами планами. Грехопадение Адама и Евы произошло именно по причине непослушания Богу и проявления своей воли. С тех пор в человеке живет первородный грех, который производит своеволие, непокорность, противление, нежелание подчиняться ничьей воле, кроме своей. Итак, послушание Богу есть одно из высших духовных качеств верующего человека, и Господь ценит его.
Лучшим примером повиновения Богу является Авраам, которого Господь за его веру и послушание назвал праведным по вере и отцом множества народов. Быт. 15.5-6 «И вывел (Бог) его вон, и сказал: посмотри на небо, и сосчитай звезды, если ты можешь счесть их. И сказал ему: столько будет у тебя потомков. Авраам поверил Господу, и Он вменил ему это в праведность». Быт.17.4 «Я – вот завет Мой с тобою: ты будешь отцом множества народов». Вспомним очень важную для нас, верующих Нового Завета, истину: Рим.4.9,11 «Мы говорим, что Аврааму вера вменилась в праведность. … И знак обрезания он получил, как печать праведности через веру, которую имел в необрезании, так что он стал отцом всех верующих». Такая полная покорность Богу возможна только тогда, когда человек любит Его всем сердцем и всею душою. Авраам горячо любил Господа и умел Ему повиноваться, поэтому он стал великим мужем веры и послушания.
Авраам, как и всякий человек, имел свои слабости, был подвержен колебаниям и проходил через искушения. Это видно и из того, что во время голода в земле Ханаан он обратился за помощью в Египет. Далее, долго не получая обетованного наследника, он внял совету своей жены Сарры и вошел к ее служанке Агарь. Приведем еще один эпизод: находясь в Герраре, Авраам сказал о Сарре, жене своей, что она ему сестра, из-за боязни, что убьют его за жену. В тех краях мужчины с чужими женами не прелюбодействовали, но убивали мужей. Но Господь терпеливо воспитал его в вере. Авраам усваивал уроки Божии, возрастал от веры в веру, поднимался всё выше по ступеням духовной жизни.
Вспомним слова Господа Иисуса: Мф.10.37 «Кто возлюбит отца или мать более, нежели меня, недостоин Меня». Вопрос отношения к ближним стоял и перед Авраамом. И он разрешил его богоугодно. Он оставил своих родных в Уре Халдейском. Ему пришлось уступить желанию отца Фарры и взять его с собой, а также и племянника Лота. Несомненно, родственники Авраама служили помехой в выполнении той миссии, к которой он был призван. Стефан, первый мученик за веру Христову, говорит иудеям: Деян.7.4 «По смерти отца его, переселил его Бог в сию землю». Только после смерти Фарры стало возможно исполнить план Бога.
Авраам был человеком великодушным. Вспомним, как великодушно он уступил право выбора лучшей местности своему племяннику Лоту ради того, чтобы остановить ссоры из-за стад. Быт.13.8,9 «И сказал Авраам Лоту: да не будет раздора между мною и тобою, и между пастухами моими и пастухами твоими, … отделись же от меня. Если ты налево, то я направо; а если ты направо, то я налево». Верующий в житейских делах всегда уступает во имя небесных благ, т.е. во имя мира.
Вера Авраама подвергалась испытанию, упражнениям и через язычников той земли, где он странствовал. Среди них царили распри, убийства и многое другое. Люди эти были жестокие, нечестивые, не знающие живого истинного Бога и не имеющие страха Божия. И вот среди них появился необычный, совершенно непохожий на них человек. Куда бы ни приходил Авраам, везде он сооружал из камней жертвенник и на нем приносил в жертву Богу агнца. У жертвенника Авраам возносил моления, имел общение с Богом. Для язычников было неслыханным, что всемогущий Бог может говорить с человеком и открывать Себя. Их не могло не поражать то, как горячо любил Авраам Бога, благоговел перед Ним и служил Ему. В этом плане Аврааму высокую оценку дали и сами язычники. Быт.23.5,6 «Сыны Хета отвечали Аврааму и сказали ему: … ты князь Божий посреди нас». Окружение Авраама изумляло и его отношение к жене. В языческом мире жены для мужей были как рабыни; их покупали и продавали как товар. У язычников женщина считалась собственностью мужа, она не имела права занимать равное место с мужчиной. Совершенно иначе обращался Авраам со своей женой. Верность и любовь к Сарре Авраам хранил вплоть до ее смерти. Он прислушивался к ее советам, чтил ее и заботился о ней.
Читаем еще об одном практическом проявлении веры Авраама. Евр.11.9 «Верою обитал он на земле обетованной, как на чужой, и жил в шатрах с Исааком и Иаковом, сонаследниками того же обетования». Это было упражнением его веры. Ханаан называется землей обетованной, потому что он был только обетован Аврааму, но не был еще его владением. Авраам жил в Ханаане не как наследник и не как собственник земли, но как пришлец. Он не требовал очистить землю и не затевал войны против жителей ее, чтобы завладеть землей. (Освобождение им своего племянника Лота показало, что воевать он тоже мог.) Но довольствовался положением странника и с благодарностью принимал всякое доброе расположение. При этом он сохранил свое сердце привязанным к своему дому, небесному Ханаану. Он жил в шатрах с Исааком и Иаковом, сонаследниками того же обетования. Сердце его не было привязано к этому миру.
А теперь вспомним о том, что поддерживало веру Авраама. Евр.11.10 «Ибо он ожидал города, имеющего основание, которого художник и строитель Бог». Авраам имел правильное отношение к этому небесному городу: он верил в его существование, ожидал его, и между тем верой обитал в нем. Он имел радостную и возвышенную надежду, что Бог в свое время и Своим путем введет его туда. Итак, вера Авраама сильно влияла на его земную жизнь: она была поддержкой для него во всех испытаниях в его положении странника. Помогала ему терпеливо переносить все неудобства этого положения, исполнять все обязанности, связанные с ним, и быть верным ему до конца. Бог не только сконструировал модель города и согласно ей создал его. Он открыл новый и живой путь в него, приготовил его для Своего народа.
Рассказывая о вере Авраама, автор Послания к евреям дает нам пример величайшего испытания и подвига веры; величайшего, из всех записанных на страницах Библии – жертвоприношение Исаака. Евр.11.17 «Верою Авраам, будучи искушаем, принес в жертву Исаака и, имея обетование, принес единородного». Бог искушал Авраама не грехом, потому что Бог никого не искушает таким образом. Он только испытывает веру и послушание человека. Бог и прежде уже испытал веру Авраама, но это испытание было самое большое из всех остальных. Мы читаем об этом в книге Бытие 22. Каждое слово с неба режет сердце Авраама. Быт.22.2 «Возьми сына твоего, единственного твоего, которого ты любишь, Исаака, и пойди в землю Мориа, и там принеси его во всесожжение на одной из гор, о которой Я скажу тебе». Сказано было: возьми сына твоего единственного, рожденного твоей любимой женой Саррой. Сына, которого ты любишь так, как свою душу. Более суровому испытанию не подвергался никогда никто из смертных людей. Авраам готов был осуществить эту жертву, но Бог воспрепятствовал ему. Его вера поддерживалась убеждением, что Бог всемогущ, что Он способен воскресить мертвых. Евр.11.9 «Ибо он думал, что Бог силен и из мертвых воскресить». Так он рассуждал сам с собой и разрешил свои сомнения. Незадолго до этого испытания он получил обетование от Бога, что в Исааке благословятся все народы. Авраам верил в это обетование. Он испытание выдержал с честью. Бог может и от нас потребовать назад что-то из того, что Он же нам и дал. Так будем же к этому готовы, зная, что испытание – это возможность для нас проявить веру в Того, Кто всегда держит Свое слово даже тогда, когда мы этого не понимаем.
Да поможет нам Бог подражать вере Авраама!
пастор Золтан З. Тырык
Молитва. Боже и Отче! Ты – наш щит из рода в род, мы только Тобой живем. Ты ведешь нас через бури, открыл нам Свой вечный дом. От века Ты всесильный Бог и Тот же в род и род. С Тобой мы бояться перестанем, Ты нам поддержка. С Тобой пойдем и не устанем. Мы благодарим, что Ты даешь нам в нужной мере веру, мудрость и силу. Просим, сделай наши слова и дела подобными животворному дождю, побуждающему людей познавать Тебя и доверять Тебе. Благодарим, что через веру мы способны видеть то, что не видит глаз. Благодарим, что наш Спаситель в мире тьмы укрепляет нас. Просим, помоги нам познавать Твою любовь и заботу, и успокоиться в Твоих объятиях. Даруй нам желание уподобляться Тебе и жить для Твоей славы. Помоги нам жить по Твоей воле и стать укорененными и утвержденными в вере. Просим во имя Господа Иисуса Христа. Аминь.