ПРОПОВЕДИ
Послушание Господу Богу
Числ.9.23 «По указанию Господнему останавливались и по указанию Господнему отправлялись в путь».
Это учит нас, во-первых, что Бог особым образом заботится о Своем народе. Ничто не может выразительнее и более символично продемонстрировать нежность Бога к Израилю (Своему народу), чем водительство Бога в пустыне. Нам сейчас не стоит ожидать видимого присутствия и водительства, как в то время. Но обетование о том, что Он будет руководить нас советом Своим (Пс.72.24) и даже до самой смерти (Пс.47.15), верно для всего духовного Израиля. Все дети Божьи будут водимы Духом Божьим (Рим.8.14). Провидение хорошо ознакомлено со всеми их делами, чтобы направить и руководить ими для их блага. Во-вторых, это учит нас, что во всех путях своих мы должны иметь особое уважение к Богу. Во всех своих привязанностях и поступках мы должны следовать наставлениям Его Слова и Духа Святого. Все побуждения нашей души должны быть водимы Божественной волей. Во всех своих делах мы должны следовать Провидению, примиряясь со всеми его проявлениями и подчиняя свой разум создавшейся ситуации, какой бы она ни была.
Проповедник на выставке собак увидел выступление пса породы вельшкорги. По команде хозяина пес отбегал на несколько метров, перепрыгивал через препятствия и узнавал предметы по запаху, и тут же возвращался. По завершении каждого упражнения он садился у ног хозяина и ждал дальнейших указаний. Внимание пса к командам хозяина напомнило проповеднику о послушании, которого Бог желал от Своего народа Израиля. Он вел израильтян через пустыню с помощью облачного и огненного столпа. При этом не имело значения, как долго облако стояло на одном месте: нужно было повиноваться. Бог не просто испытывал Свой народ. Он вел его в обетованную землю, где приготовил для них самое лучшее место (Чис.10.29). Так же дело обстоит и с нами. Библия убеждает нас, что Бог любящ и верен с теми, кто смиренно следует за Ним.
Средоточием библейской теологии служит понятие божественного откровения и человеческого восприемлющего ответа: Бог говорит Свое слово, от человека же, слушающего Его, требуется послушание. В Ветхом Завете тема отзывчивого послушания звучит с особенной силой (Исх.19.5,8; 24.7; Втор.28.1; 30.11.14). Послушание подразумевается и в выражении, которое мы часто встречаем в Библии: «Так говорит Господь». Из Ветхого Завета тема слушания и послушания переходит в Новый Завет. И там она звучит в полный голос в словах Господа Иисуса: «Кто имеет уши слышать, да слышит!» (Мф.11.15; 13.9, 15-16 и др.) Этими словами Спаситель строго призывает быть внимательным к Его словам. Истины Божьи имеют большого значения для всех людей. Под словами, «имеющий уши, чтобы слышать» подразумевается, что Бог не требует от нас ничего большего, чем правильного использования и развития тех способностей, которые Он уже дал нам. Итак, Он требует, чтобы слушали те, кто имеет уши, и чтобы думали те, кто имеет разум. Активный созидающий отзыв-отклик человека на слово божественного откровения иллюстрируется притчей о человеке, построивший свой дом на камне (Мф.7.21-27). Когда из толпы до Господа Иисуса доносятся слова, восхваляющие Его мать, Он отвечает: Лк.11.28 «блаженны слышащие слово Божие и соблюдающие его». Некий богослов, комментируя это место, пишет: «Действенный призыв Иисуса и отзыв преданного послушания имеет непреходящее значение. Только через это послушание христианам дается обетование общения с Иисусом». Другой теолог отмечает, что в призыве Господа Иисуса радикально переосмысливается понятие о послушании, укорененное в иудаизме. Иудаизм 1-го века по Р.Х. настолько углубился в разработку культовых и ритуальных предписаний (265 запрещающих заповедей, 278 положительных), что всякое представление о добродетели было почти полностью утрачено. Господь Иисус разбивает узкие рамки казуистических правил и ждет подлинного послушания, а не слепого повиновения. Он говорит: Мф.23.23 «Горе вам ..., что даете десятину с мяты, аниса и тмина, и оставили важнейшее в законе: суд, милость и веру». Истинное послушание должно быть не как у раба, который на что-то рассчитывает, а как у того, кто обретает радость в живом и отзывчивом отношении к Богу. Господь Иисус изначально служит для нас примером послушания, и через Его послушание «сделаются праведными многие» (Рим.5.19). Послушание по сущности своей тождественно подлинной спасающей вере и должно свидетельствовать об особых отношениях между христианином и его Богом.
Одно дело – воспевать Бога в церкви и совсем другое – выйти в окружающий мир и славить Его ежедневным послушанием. Поэтому мы порой задумываемся: «Не ограничиваем мы свое поклонение Богу одной церковью? Или продолжаем славить Его в повседневной жизни, повинуясь Его воле?» Библия повествует, как царь Саул получил от Бога поручение, однако впоследствии, сделав всё не так, как следовало, он решил жертвоприношением (поклонением) загладить проступок (1Цар.15.20-21). Божий ответ был следующим: ст.22 «Послушание лучше жертвы». Хорошо славить Бога в церкви. Но будем также просить Его показать нам, как продолжать воздавать Ему хвалу, которой Он достоин, через исполнение Его воли.
Некий человек, обладающий феноменальной памятью, сумел выучить наизусть все пьесы Шекспира. Однажды во время представления «Двенадцатой ночи» он заметил, что актер пропустил одно слово из текста. Тут же он поднялся и крикнул: «Стойте!» Когда выяснилось, в чем дело, актер извинился и сказал, что даже не думал, что это для кого-то важно. Наш требовательный зритель заявил: «Для Шекспира было бы важно». Слова действительно важны. Особенно, если речь идет о Слове Божьем. Моисей предупреждал: Втор.4.2 «Не прибавляйте к тому, что я заповедую вам, и не убавляйте от того; соблюдайте заповеди Господа, Бога вашего». Моисей не раз напоминал Израилю о Божьей милости и верности. Однако он также подчеркивал важность послушания Божьим заповедям. Результатом повиновения будет благословение в жизни и богатое наследие (Втор.4.39-40). Каждая заповедь важна для Бога. Будем помнить об этом. Ведь насколько Божий народ ценит Его Слово, настолько он ценит и его Подателя. Станем относиться к Библии с должным усердием, исполняя сказанное в ней. Так мы предстанем перед Богом с должным благоговением.
Когда будущие пилоты самолетов проходят курс обучения, им приходится по многу часов проводить в авиатренажерах. Эти устройства дают им возможность пережить трудности и опасности полета, не подвергаясь настоящему риску. Взлетая, они не покидают землю, а если компьютерная модель самолета разобьется, они не потерпят вреда. Однако опыт, который дают тренажеры – искусственный, он далек от того, что приобретается за годы реальных полетов. И ни в коем случае не может его заменить. Настоящую жизнь тоже невозможно моделировать. Нет безопасного электронного устройства, в котором можно научиться сносить удары судьбы. Угрозы и опасности жизни в падшем мире нельзя воссоздать в тренажере. Тем не менее, нет жизни более безопасной, чем та, что подчинена Богу.
В детстве мы часто считаем, что правила, установленные нашими родителями, являются слишком жесткими. Затем, оглядываясь, мы смеемся над своими детскими жалобами. Порой родители ужесточали правила, но опять-таки для нашего блага. В последнем обращении к народу Моисей напомнил израильтянам, что благословения, которые Бог желает на них излить, зависят от их послушания (Втор.30.16). Ранее он сказал, что их благосостояние напрямую связано с послушанием. Втор.12.28 «Слушай и исполняй все слова сии, … дабы хорошо было тебе». Некоторые думают, что в Библии слишком много правил. Но даже беглый взгляд показывает, что Божьи заповеди созданы для блага человека. Благодаря им, люди могут жить в мире друг с другом. Итак, Библия – это не бремя, а руководство по жизни. Послушание – это условие нахождения в Божьей семье на созданной Им планете.
Некий человек временами полностью погружается в собственные мысли. Это не нравится никому, а особенно его жене, когда она говорит с ним о чем-нибудь важном. Заметив его отсутствующий взгляд, она часто спрашивает: «Ты хоть что-то услышал из того, что я сказала?» Умение слушать – важное условие любых взаимоотношений, в т.ч. и с Христом. Обратившись к Нему, мы обретаем привилегию общения с Ним через Слово и труд Святого Духа в нашем сердце. Мы уделяем должное внимание нашему Учителю, если следуем за Ним к любви, праведности, милости и всему, что соответствует Его характеру и воле. Назвав Себя Добрым Пастырем, Господь Иисус сказал, что Его овцы слушают Его голос и следуют за Ним (Ин.10.4), преображаясь в Его образ. Внимание к другу или супругу подтверждает наше доброе к ним отношение. Так и внимание к голосу Иисуса Христа – условие Его присутствия в нашей жизни. Отложим в сторону всё, что отвлекает нас, настроимся на Его голос и будем молиться о благодати, чтобы исполнить всё, что Он говорит.
Совсем еще молодой человек устроился на работу в продуктовый магазин. После закрытия он с другими работниками должен был расставлять товары на полках. Заведующий дал указание, чтобы консервные банки были повернуты этикетками к залу, так их будет легче читать покупателям. При этом повернутыми должны были быть три ряда банок. Однажды, когда молодой человек усердно крутил консервы, его товарищи начали советовать: «Поверни один ряд и хватит. Кто узнает?» Для юноши настал момент истины. Выполнить свою работу честно или пойти легким путем? Сохранить чистую совесть или приспособиться под ситуацию? Нам всем приходилось бывать в подобных ситуациях и принимать подобные решения. Ап. Павел побуждал своих читателей быть послушными, даже когда никто не смотрит. Кол.3.22 «Рабы, во всем повинуйтесь господам вашим по плоти, не в глазах только служа им, как человекоугодники, но в простоте сердца, боясь Бога». Наше послушание должно быть без эгоистических соображений или лицемерия и притворства, но из благоговейного страха перед Богом. Рабский страх перед Богом удаляет Его от нас, а благоговейный, господствующий в сердце, делает людей добрыми во всех взаимоотношениях с другими. Правильное поведение не должно зависеть от присутствия начальника. Мы должны всегда помнить: Иак.4.17 «Кто разумеет делать добро и не делает, тому грех».
Некий проповедник утверждает, что за многие годы работы с людьми он не встретил ни одного человека, чья жизнь пошла бы под откос из-за того, что тот соблюдал Божьи заповеди. И всё же в наши дни, когда личная свобода провозглашается как неоспоримое благо, разговоры о подчинении нашего образа жизни Божьей воле часто воспринимаются как посягательство на права человека. Те, которые говорят о границах, установленных Богом (о заповедях Божьих), сами изгоняются за пределы границ общения. С другой стороны, ни от кого не скрыто, что наше свободолюбивое общество всё больше погружается во тьму отчаяния и бессмысленности. Божий народ должен иметь четкое понятие о границах. Мы должны ясно уразуметь, что блаженство приходит от послушания Божьему Слову. Верующий в Иисуса Христа понимает, что Божьи ограничения – не насилие, а установленные для блага человека ограждения, помогающие нам избежать многих опасностей. В следующий раз, когда к нам придет искушение нарушить Божьи заповеди, вспомним о Его благих намерениях. И благословим Творца нашего за Его заповеди и то блаженство, которое они приносят.
пастор Золтан З. Тырык
Молитва. Боже и Отче! Ты ведешь нас по пути близкого общения с Тобой. Ты верен и любящ с теми, кто смиренно и верно следует за Тобой. Просим, помоги нам прославить Тебя. Ведь жить для Бога, нашего Спасителя – самый высший мотив. Мы не желаем легкомысленно обращаться с Твоим Словом. Испытай наше сердце и помоги быть послушными во всем, что Ты ни скажешь. Помоги нам поклоняться Тебе не только в церкви, но и за ее пределами. Помоги нам понимать Твою волю, и служить Тебе и людям во всякое время и во всяком месте. Просим, покажи нам, как продолжать воздавать Тебе хвалу, которой Ты достоин. Мы осознаем, что порой мы отвлекаемся на то, что делают другие. Дай нам понять, что, только глядя на Господа Иисуса Христа, мы не будем отвлекаться на мелочи. Мы благодарим Тебя за Твои заповеди и за то блаженство, которое они приносят. Помоги нам видеть в послушании не бремя, а привилегию. Помоги нам быть благодарными за Иисуса Христа, подавшего нам пример послушания, и за Духа Святого, дающего нам силу. Просим, помоги нам быть послушными на Божьем пути. Во имя Господа Иисуса Христа. Аминь.