ПРОПОВЕДИ
Хвала Подателю всех благ
Исх.15.2 «Он Бог мой, и прославлю Его».
В главе 14 описано как египетское войско, преследующее израильтян, утонуло в Красном море. В главе 15 читаем, как отпраздновали это событие израильтяне. Чем меньше активности от них требовалось тогда, тем больше требуется сейчас. Если Бог совершает избавление непосредственно Своими собственными силами, это способствует Его славе. Вне сомнения, Моисей сочинил эту песнь по Божьему вдохновению и передал ее сынам Израилевым, чтобы те спели, прежде чем тронуться в путь с того места, где увидели египтян мертвыми на берегу. Обратим внимание на то, что народ выразил свою радость и благодарность Богу пением. И для нас естественно давать выход радости и ликованию духа и таким способом. На этом примере становится очевидным, что пению псалмов, как к виду религиозного поклонения, прибегали в Церкви еще до введения Моисеем обрядового закона. Поэтому песнопения не были частью этого закона и не были упразднены вместе с ним. Пение – это язык святой радости, подобно тому, как молитва – это язык святого желания. Когда милость Божья была еще свежа, и люди находились под сильным ее влиянием, тогда они и спели свою песнь. Запомним: когда мы обретаем особую милость от Господа, нам следует незамедлительно поблагодарить Его славословием, прежде чем время и лукавость собственного сердца не изгладят благоприятных впечатлений, произведенных Божьей милостью. Блажен народ, у которого Господь есть Бог! У людей, принадлежащих к такому народу, есть работа, которую нужно сделать; искушения, которые нужно преодолевать; скорби, которые нужно переносить. И хотя люди сами по себе немощны, Господь укрепляет их. Их сила – Его благодать. И грех, и смерть, и ад угрожают им, но Господь есть и будет их спасением.
Библия насыщена хвалой и формулами богопочитания. Воздавая хвалу Богу, Его создания приносят Ему дань восхищения, поклоняются Его личности и благодарят за милости и щедроты. Ангелы, превосходящие людей силой, тоже благословляют Бога. Не только Израиль (народ Божий), но и все, кто служит Богу, небо и земля, моря и всё, что в них должно хвалить Господа. Хвала может выражаться в молитве, в песнопении, в жертвоприношении и свидетельстве. Она может быть общей и личной, она может быть внутренним порывом или выражаться в слове, исходить из уст. Бога славят за спасение и величие Его дел, Его восхваляют за могущество и святость. Всякое верующее сердце, которое размышляет над Его делами, перечисляет Его благодеяния и благодарит Бога за Его неизреченные дары. И видит в этом не только свой долг, но и радость. Хвала может побудить и часто побуждает человека к святой жизни.
Христианин вез свою жену среди ночи в роддом, когда произошло то, чего все супруги боятся в подобных случаях – начались роды. Мужчина позвонил в скорую помощь, но на дорогу машине требовалось время, и поэтому принимающая вызов прямо по телефону стала давать незадачливому папаше указания о принятии родов. Вскоре христианин держал на руках сына, но возникло новое осложнение – младенец не дышал. Пришлось учить его, как делать искусственное дыхание, чем он и занимался целых шесть минут. Наконец, новорожденный вздохнул и закричал. Когда у мужа спросили, как ему удалось сохранить присутствие духа, он ответил: «Бог работал в ночную смену вместе со мной». Нам приятно слушать подобные рассказы, в которых воздается слава Богу. Он ее достоин. В нашем эпиграфе Господь прославляется спасенными израильтянами. Поэтому они пели: Исх.15.11 «Кто, как Ты, величествен святостью, досточтим хвалами, Творец чудес?». Когда в нашей жизни происходит что-то хорошее, не забудем возблагодарить Того, Кто является Подателем всех благ.
Христианин лишился работы: его компания разорилась. Он искал новую работу, молился сам, просил молиться друзей и всей душой надеялся на Бога. Тем не менее, чувства его были разные. Порой он испытывал Божью заботу самым неожиданным образом, а порой не мог успокоиться, думая, как жить дальше. Ждать пришлось почти полтора года. Затем в одной компании ему устроили три собеседования, и через неделю сообщили ему, что он принят. Позже его жена сказала «Мы ни на что не променяем тот драгоценный опыт. Он сблизил нас друг с другом и с Богом» (Они всё-таки видели постоянную Божью заботу и научились доверяться Богу). Друзья, молившиеся за них, также возрадовались и прославили Господа. Ап. Павел желал, чтобы коринфская церковь увидела Божью благодать в его жизни, что произвело бы на многих «благодарность во славу Божию» (2Кор.4.15). Выпавшие ему испытания были тяжелы, он был гоним и притесняем. Но, находясь в отчаянных обстоятельствах, он побуждал других не унывать (2Кор.4.16), а надеяться на Господа. Трудности приближают нас к Богу и к Его детям. А главным результатом будет хвала Богу за Его благость.
Жизнь порой нелегка. У большинства из нас бывали времена, когда в душе звучал вопрос: «Где Бог, когда мне так плохо?» Нередко кажется, что нечестие торжествует, а Бог молчит. И тогда нам решать, как вести себя. Отношение пророка Аввакума достойно подражания: он решил радоваться. Он наблюдал стремительное падение духовности и нравственности в своем народе. Это глубоко печалило его. Но Божий ответ огорчил его еще больше. Бог собирался употребить для наказания Иудеи нечестивых вавилонян. Аввакум был не в силах этого понять, но всё равно решил радоваться в Боге, полагаясь на Его мудрость, справедливость и владычество. Свою книгу он завершает словами: Авв.3.18 «Я буду радоваться о Господе и веселиться о Боге спасения моего». Хотя было не ясно, уцелеет ли Иуда, пророк научился доверять Богу вопреки страданиям, несправедливости и утратам. Он жил верой, как и следует праведнику. От такой веры происходит радость в Господе, не зависящая от окружающих обстоятельств. Мы также можем радоваться в испытаниях, утверждаясь в Боге и живя верой в Его мудрость и любовь.
Псалмопевец начинает псалом 91 призывом к хвале: Пс.91.2 «Благо есть славить Господа и петь имени Твоему, Всевышний». Прославление Бога – это хорошо само по себе и хорошо для нас. Это наш долг, наша обязанность и дань, которую мы должны платить нашему великому Богу. Мы поступаем несправедливо и неразумно, если избегаем ее. Великая привилегия – быть допущенным славить Бога, и благодаря ей, мы имеем надежду быть принятыми. Это ангельский труд, труд небесный. Хорошо благодарить за полученные милости, т.к. подобным образом мы зарабатываем будущие милости. Достойный труд, воспевать имени Того, Кто является Всевышним, превознесенным превыше всех благословений и хвалы. Далее, обратим внимание на стихи 14-16: «Насажденные в доме Господнем, они цветут во дворах Бога нашего. Они и в старости плодовиты, сочны и свежи. Чтобы возвещать, что праведен Господь». Насаждения Божьи не растут сами по себе – они посажены, и не в общую почву, а в доме Господнем. Обычно деревья не сажают в доме. Но в Библии сказано, что Божьи насаждения посажены в Его доме, т.к. благодаря Его благодати, Его Слову и Его Духу они получают живительный сок и добродетель, которая поддерживает их жизнь и делает плодовитыми. Они концентрируются на святых постановлениях, в них укореняются, живут ими. Они помещают себя под божественную защиту, и свои плоды приносят Божьей чести и славе. Они будут расти, будут тянуться к небесам со святым стремлением. Их жизнь сокрыта с Христом в Боге, их свет светит перед людьми. И пусть те, кто процветает при дворах дома Божьего, воздадут за это Ему славу. И, благодаря этому обетованию, они будут сочны и свежи. Их внешняя свежесть исходит от внутренней сочности. Деревья, на которых растут лишь листья, не имеют никакой ценности, но эти – плодовиты. Им обещаны, что они будут плодовиты и в старости. Другие деревья, становясь старыми, перестают плодоносить. А насаждения Божьи не теряют силы благодати, лишаясь природной силы. Иногда последние дни детей Божьих являются наилучшими днями, а их последние дела – наилучшими делами. Это показывает, что они в правильном положении. В нашем отрывке говорится: «чтобы возвещать, что праведен Господь». Возвещать, что Бог верен Своим обетованиям и каждому изреченному слову. Он постоянен в том деле, которое начал. Он верный и вседостаточный, и никто никогда еще не устыдился в своем уповании на Него.
У псалмопевцев было много поводов для хвалы Богу по причине их близкой связи с сотворенным Им миром. Давид в юные годы пас овец, а потом долго прятался в горных местностях. Неудивительно, что во многих его псалмах сияет великая любовь и даже благоговение перед природой. Они представляют мир как единое, прекрасное и сложное устроение, руководимое верховным Владыкой Богом. Природа являет славу невидимого Творца. Как не воздать хвалу Ему! Мир в представлении псалмопевцев не может удержаться от прославления Творца. Пс.97.4 «Восклицайте Господу, вся земля; торжествуйте, веселитесь и пойте». Сама природа включается в общий хор хвалы: Пс.97.8 «Да рукоплещут реки, да ликуют вместе горы». Псалмы решают проблему неумения некоторых хвалить Бога, предоставляя все необходимые слова. Нужно только вникнуть в них и употребить их для выражения наших сердечных устремлений.
Миллионы зрителей не могли оторваться от телевизоров, когда канатоходец шел через Ниагарский водопад по тросу толщиной всего 12 см. Он принял все меры предосторожности, но к опасности высоты и головокружению от водопада добавились туман, закрывавший обзор; ветер, угрожавший равновесию и брызги, делающие трос скользким. Вопреки (а скорее, благодаря) всем этим опасностям, по словам канатоходца, он всю дорогу молился и благодарил Бога. Израильтяне также обратились к Господу с мольбой и славословием, оказавшись перед лицом опасности. Против них собралась большая армия (2Пар.20.2). Смиренно попросив у Бога помощи, царь Иосафат поставил хор из левитов во главе войска. Певцы воскликнули: 2Пар.20.21 «Славьте Господа, ибо вовек милость Его». Тогда Господь возбудил несогласие в среде врагов, из-за чего те истребили друг друга. Прославление Бога в трудных обстоятельствах может противоречить нашим естественным побуждениям. Мы скорее прибегнем к средствам самозащиты и обдумыванию вариантов спасения. Тем не менее, прославление может оградить наше сердце от тревожных мыслей и самонадеянности. Оно напоминает об уроке, усвоенном израильтянами: 2Пар. 20.15 «Не наша война, а Божия».
Миссионерка поехала в Мексику. Из испанского языка она знала только «грасиас» (спасибо) и «холла» (привет). Она только и делала, что здоровалась и благодарила всех, кто говорил с ней или делал что-нибудь для нее. Нам никогда не следует уставать говорить слова благодарности Богу. Давид знал важность этого и, воцарившись над Израилем, устроил в Иерусалиме скинию для ковчега завета, а затем поставил на службу Богу левитов, «чтобы они славословили, благодарили и превозносили Господа» (1Пар.16.4). Каждый день приносились жертвоприношения, и возносилась хвала Богу (1Пар.37,38). Также Давид дал руководителю хора Асафу и его братьям псалмы для пения. В этих псалмах воздавалась слава Богу за дела Его, все чудеса Его, знамения Его, суды уст Его и Его спасение. Псалмы Давида воздавали славу Богу еще и за то, каким Он был: благим, милостивым и святым. Подобно царю Давиду, мы также не должны уставать благодарить Бога за то, Кто Он есть и что Он сделал для нас. Будем же возносить Ему ежедневную жертву хвалы уст наших.
пастор Золтан З. Тырык
Молитва. Боже и Отче! Дивны дела Твои, велика любовь Твоя к нам. Просим, научи нас славить Тебя везде и во всякое время. Пусть ни в скорби ни в нужде не умолкает голос наш. Просим, научи нас смирению. Услышав от кого-нибудь похвалу за то, что мы сказали или сделали, помоги нам склониться перед Тобой и Тебе отдать эту хвалу. Ибо Ты один достоин хвалы, славы и поклонения. Мы благодарим Тебя за то, что Ты любишь нас, детей Своих. Благодарим и за благодать, что Ты открыл нам Свои чертоги, что посылаешь мир в наше сердце. Мы благодарны, что жалеешь нас, как отец детей своих, водишь милостью Своей, охраняешь от врагов. Мы славим Тебя за Твою вечную милость. Просим, помоги нам помнить, что всякая битва Твоих детей в этой жизни – Твоя. Ее исход зависит от Тебя, поскольку Ты всевластен. Благодарим Тебя за способность являть Твою славу словом и делом. Даруй нам благодать открывать красоту Твоих чудных путей в любых обстоятельствах. Да возносят Тебе хвалу все, кто Тобой сотворен, ибо Ты велик и достохвален. Мы молились во имя Господа Иисуса Христа. Аминь.