КОММЕНТАРИИ
на Евангелие от Иоанна
Глава 9
9.1 «И, проходя, увидел человека, слепого от рождения». Здесь описывается, как человек, родившийся слепым, получает зрение. Одновременно евангелист восхваляет плод этого чуда. «И, проходя, увидел человека». Хотя иудеи сильно оскорбили Христа, бросив Ему в высшей степени провокационный вызов, как словами, так и действиями, тем не менее, Он не упускал возможности творить среди них добро. И не принял решения, хотя оно было бы справедливым, навсегда оставить их без единого доброго дела. Исцеление слепорожденного было добрым делом, сделанным в интересах народа, поскольку оно дало возможность зарабатывать на жизнь тому, кто прежде был обузой и бременем для окружающих. Хотя Он спешил уйти от угрожавшей Ему опасности, спасая Свою жизнь, те не менее, Он с готовностью сделал непродолжительную остановку в пути для того, чтобы оказать милость этому бедному человеку. «Слепого от рождения». Христос исцелял многих, кто стал слепым по причине болезни или вследствие несчастного случая. Но в данном случае Он исцелил того, кто был слеп от рождения. Он показал, как Его могущество помогает в самых безнадежных ситуациях и действует тогда, когда никто не может помочь. Кроме того, Христос дал образец того, как действует в душах грешников Его благодать, дающая прозрение тем, кто был слеп от рождения.
9.2 «Ученики Его спросили у Него: Равви! Кто согрешил, он или родители его, что родился слепым?» Слепоту нельзя было исцелить человеческим лечением. Поэтому у учеников возник повод задаться вопросом: за чей грех последовало такое наказание. Писание свидетельствует, что тяготы, которым подвержен человеческий род, происходят от греха. Но это не всегда так. Бог причиняет людям скорби по разным причинам. И, с другой стороны, преступления некоторых не находят отмщения в этом мире. Часто Бог переносит наказание в загробную жизнь, чтобы еще суровее наказать нарушителей. Он часто жестче обходится со Своими собственными людьми, чем с нечестивцами. Но не потому, что они больше согрешили, а для того, чтобы больше умертвили пороки плоти. Более того, Он, не взирая на их грехи, часто испытывает их послушание и приучает к терпению (Иов). Итак, ошибаются те люди, которые все беды без разбора приписывают грехам. Абсурдный вопрос, не согрешил ли этот человек еще до рождения, был вызван распространенной тогда популярной выдумкой. Некоторые думают, что ученики были заражены учением пифагорейцев о существовании души до рождения человека, и переселением ее из одного тела в другое. Не была ли душа этого человека осуждена на заключение в это слепое тело в наказание за какой-то ужасный грех. Правомочно и возвещение о том, что Господь переносит преступления отцов на детей, и мстит до третьего и четвертого поколения (Исх.20.5). Поэтому гнев Божий часто в течение многих столетий остается на одной семье. И подобно тому, как Он благословляет потомство Своих верных ради благодати до тысячи родов, Он так же отвергает и нечестивую отрасль, по справедливому суду предназначая отцов и детей к одинаковой погибели. И никто не может пожаловаться, что незаслуженно наказан за чужой грех. Ведь там, где нет благодати Святого Духа, из дурной курицы с необходимостью рождаются дурные цыплята. Поэтому у апостолов возник повод усомниться: не покарал ли Господь в этом человеке грех его родителей. Возможно, ученики задали этот вопрос не потому, что верили в то, что в данном случае имело место наказание за какой-то грех, совершенный либо самим больным, либо его родителями. Но потому, что Христос незадолго перед этим сказал другому больному, что причиной его болезни является грех (Ин.5.14).
9.3 «Иисус отвечал: не согрешил ни он, ни родители его, но это для того, чтобы на нем явились дела Божии». Христос объясняет причину слепоты этого человека. Он, в совершенстве знавший скрытые источники божественных определений, сообщил им две истины относительно таких необычных бедствий, а именно: (1) Что они не всегда посылаются в наказание за грех. Греховность всего человеческого рода оправдывает Бога во всех его несчастьях этой жизни. Так что те, кого они касаются меньше всего, должны говорить, что Бог добр. А те, кого они касаются больше всего, не должны говорить, что Он несправедлив. Однако многие в этой жизни намного несчастнее других, хотя и не намного грешнее их. Бог поразил этого человека таким образом просто потому, что он был грешник и его родители были грешники, а не потому, что в нем или в них нашлась какая-то особая вина. (2) Что они иногда предназначаются исключительно для славы Божьей и для явления дел Божиих. Бог имеет верховную власть над всем Своим творением. И владеет исключительным правом на него, поэтому Он может заставить его служить Своей славе таким путем, каким найдет нужным, делами или страданиями. И если Бог прославляется через нас или в нас, значит, мы не были созданы напрасно. Этот человек родился слепым, чтобы Господь Иисус исцелил его и таким образом доказать Свое посланничество от Бога. Христос не говорит «одно дело», но во множественном числе: «дела». Если смотреть со стороны, в этом человеке был явлен пример божественной суровости, так что остальные приучались к страху Божию и смирению. Но затем после его избавления воссияла Божья милость. Этими словами Христос хотел пробудить в Своих учениках надежду на чудо. При этом Он преподавал общее учение: справедливую и достаточную причину его несчастья должно усматривать в том деянии, в котором Бог прославил собственное Имя. И люди будут напрасно спорить с Богом, жалуясь на то, что Он сделал их орудиями Своей славы, которая является либо в милосердии, либо в суровости.
9.4 «Мне должно делать дела Пославшего Меня, доколе есть день; приходит ночь, когда никто не может делать». Он объясняет причину Своего рвения и Своей готовности оказать помощь этому человеку и исцелить его. Ею было не желание показать Себя, а стремление исполнить данное Ему поручение. «Мне должно делать дела Пославшего Меня». И это дело одно из них. Это объясняет не только то, почему Христос постоянно творил добро душам и телам людей. Но и то, почему Он сотворил именно это доброе дело, хотя был день субботний, в который разрешалось делать только самые неотложные дела. Тем самым Он показывает, что это дело действительно было неотложным. Он пришел в этот мир не для того, чтобы занять видное положение, но для того, чтобы совершить служение. Дела, которые Он должен был творить, были не только определены Отцом, но и творились для Его славы. Ему угодно было взять на Себя обязательства делать то дело, на которое был послан – «Мне должно делать». «Доколе есть день». Доколе есть время, назначенное для труда. И доколе есть свет, данный для труда. День является особым временем, отведенным для труда (Пс.103. 22,23). В продолжение дня жизни мы должны быть заняты делом, а не растрачивать впустую дневное время. «Приходит ночь, когда никто не может делать». Сознание того, что время нашей кончины приближается, должно побуждать нас использовать все возможности этой жизни для того, чтобы творить добро и достигать доброго. Когда приходит ночь, мы не можем делать, потому что свет, делающий наш труд возможным, исчезает. Могила есть место тьмы, а наш труд не может совершаться во тьме. И, кроме того, время, отпущенное нам для совершения нашего труда, тогда исчезнет. Поэтому, когда Бог являет нам наше призвание, не следует медлить и упускать благоприятную возможность.
9.5 «Доколе Я в мире, Я свет миру». Полагаем, что это добавлено в качестве упреждения. Могло показаться абсурдным, что Христос предписывает Себе время для работы. Словно и Его по примеру остальных могла неожиданно застать ночь. Итак, он отделяет Себя от прочих, но при этом указывает, что и Его время имеет положенный предел. Он сравнивает Себя с солнцем, которое, озаряя землю, когда заканчивается день, уносит свой свет с собой. Поэтому Он говорит о Своей смерти как о заходе солнца. Эта смерть не угасила и не затемнила Его свет, но забрала его из мира. Кроме того, Христос учит: когда Он родился во плоти, тогда для мира воистину настал светлый день. Многие Божьи истины стали яснее именно после Его прихода. И теперь Христос не меньше озаряет мир, чем тогда, когда жил между людьми. Но, во-первых, именно через Него должно было исполниться служение, заповеданное Ему Отцом, и для этой цели Он и был явлен во плоти в определенное время. Кроме того, Его телесное присутствие воистину было особым днем для мира сего, сияние которого озаряет и просвещает все столетия. Отсюда следует: всякий не имеющий Христа в качестве вождя, словно слепой в потемках, беспорядочно и бесцельно блуждает по миру. Кроме того, как солнце открывает для взора красивейшее зрелище неба и земли, а также весь природный порядок, так и Бог явил в Сыне особую славу собственных дел.
9.6 «Сказав это, Он плюнул на землю, сделал брение из плюновения и помазал брением глаза слепому». Намерение Христа состояло в том, чтобы восстановить слепому зрение. Но, кажется, Он приступает к этому делу довольно странно. Ибо, помазав глаза брением, Он некоторым образом увеличивает слепоту. (По толковому словарю Даля: брение – распущенная глина, грязь). Однако таким образом Христос хотел испытать веру и послушание слепого, чтобы он послужил примером для всех. И действительно, необычна была вера слепого. Ведь он твердо уповал на то, что к нему вернется зрение. И с этой уверенностью пошел туда, куда ему было велено. Слепой верил, что Христос послан от Бога. Господь мог бы исцелить его словом, как исцелял других, однако предпочел сделать это именно таким образом, чтобы показать тем самым, что Он не связан никаким методом. Некоторые толковники считают, что Христос хотел дать понять, что в этом исцелении действовала рука Божья, та же самая, которая в начале сотворила человека из праха земного.
9.7 «И сказал ему: пойди, умойся в купальне Силоам, что значит «посланный». Он пошел и умылся, и пришел зрячим». Несомненно, что сила для исцеления глаз не пребывала ни в брении, ни в силоамской воде. Возможно, этим способом Христос хотел засвидетельствовать, что Ему не труднее открыть очи слепому, чем кому-либо из людей смыть с себя грязь. Если верить Иерониму, купальню эту образовывали воды, в определенные часы вытекающие из недр Сиона. Толкование слова «Силоам» ап. Иоанн приводит с определенной целью. Ведь этот источник, близкий к храму, каждый день напоминал иудеям о грядущем приходе Мессии, Которого они презрели после Его явления. Итак, евангелист хвалит здесь благодать Христа, говоря, что один Он просвещает нашу тьму и восстанавливает зрение слепым. Ибо в лице этого слепого изображается вся наша природа, тот факт, что все с утробы матери лишены духовного света и разумения. Вероятно, ученики или кто-нибудь из стоящих рядом уведомили его о том, что повелевший ему это сделать был тот самый Иисус, о Котором он так много слышал. Иначе бы он не отправился по поручению, которое очень сильно напоминало поручение сумасшедшего. Довершившись могуществу Христа и повиновавшись Его повелению, он пошел и умылся. Этот человек позволил Христу сделать то, что Ему было угодно, и исполнил то, что Он повелел ему, и таким образом исцелился. Желающие получить исцеление от Христа должны подчиняться Его водительству. Он возвратился из купальни в общество своих соседей и знакомых, дивясь происшедшему и вызывая удивление других.
9.8 «Тут соседи и видевшие прежде, что он был слеп, говорили: не тот ли это, который сидел и просил милостыни?» Слепой этот был известен многим обитателям этого города. Они знали, что он просил милостыни, сидя у ворот храма. Это еще больше привлекло к нему внимание. И известность человека еще больше распространила молву о чуде. С другой стороны, поскольку нечестие весьма изобретательно в сокрытии дел Божьих, многие подумали, что это не тот же самый человек. Ведь в нем явила себя новая божественная сила. Таким образом, чем ярче величие дел Божьих, тем меньше люди склонны им верить.
9.9 «Иные говорили: это он. А иные: похож на него. Он же говорил: это я». Одни говорили: «Это он, тот самый» - и тем свидетельствовали об истинности этого чуда. Ибо уже давно знали его как совершенно слепого человека. Другие, считавшие невозможным, чтобы родившийся слепым вдруг стал видеть, говорили, исключительно по этой, а не по какой-то другой причине: «Это не он, но похож на него». Т.о., они признавали, что если это был все-таки он, то над ним было совершено великое чудо. Это противоречие вскоре было разрешено самим прозревшим: «Он же говорил, это я». Я тот самый человек, который еще совсем недавно сидел и просил милостыни. Применяя это духовно, мы извлекаем следующий урок: просвещенные спасительной благодатью Божьей должны быть готовы засвидетельствовать о том, кем они были до того, и как в них была произведена эта благословенная перемена.
9.10 «Тогда спрашивали у него: как открылись у тебя глаза?» Людей, ведущих диспут с прозревшим человеком, интересуют два вопроса: 1. Метод лечения; 2. Кто совершил это исцеление. Можно применить это в духовном смысле: странно, что духовно слепые глаза открываются. Но еще более странно, каким образом они открываются. Отвечая на их вопрос, бывший слепой ясно и полно описывает происшедшее.
9.11 «Он сказал в ответ: Человек, называемый Иисус, сделал брение, помазал глаза мои и сказал мне: «пойди на купальню Силоам и умойся». Я пошел, умылся и прозрел». Столь счастливый исход послушания слепого убеждает нас, преодолев все сомнения, упорно идти туда, куда нас зовет Господь. Пусть мы не сомневаемся в успехе, там, куда мы пойдем под Его водительством и надзором. Испытавшие на себе действие силы и благости Божьей, в чем-то земном или духовном, должны быть всегда готовы рассказать другим о пережитом ими опыте, ради славы Божьей и с целью наставления и ободрения других людей. В этом состоит наш долг перед нашим Благодетелем и перед нашими братьями. Божьи благости впустую растрачиваются на нас, когда они теряются в нас и не передаются нами далее.
9.12 «Тогда сказали ему: где Он? Он отвечал: не знаю». Одних, возможно, интересовал этот вопрос из любопытства: «Где Он, чтобы нам увидеть Его?» Человек, творивший такое исцеление, представлял собой зрелище, достойное того, чтобы пройти далекий путь и увидеть его. Другие, возможно, задавали этот вопрос из недобрых побуждений: «Где Он, чтобы нам схватить Его?» А кто-то, мы надеемся, задавал этот вопрос из добрых побуждений: «Где Он, чтобы нам познакомиться с Ним? Где Он, чтобы нам прийти к Нему и вкусить от Его благодеяний, на которые Он так щедр?» Он ничего не смог сказать в ответ на это. По-видимому, Христос сразу же удалился, как послал его в купальню Силоам. И не ждал его возвращения, как если бы Он сомневался в результате или ожидал услышать от него слова благодарности.
9.13 «Повели сего бывшего слепца к фарисеям». Даже каменные души смягчило бы лицезрение слепого, которому возвращено зрение. Следовало бы ожидать, что такое чудо, которое сотворил Христос над этим человеком, должно было защитить Его репутацию и повергнуть в молчание и стыд всех Его противников. Однако результат был совершенно противоположный – Его стали преследовать как преступника. Евангелист упоминает, что слепой был отведен к фарисеям, но не вполне понятно, почему это было сделано. Некоторые считают, что Христа привели к фарисеям, потому что они были самыми активными Его противниками. Другие толковники полагают, что приведшие этого человека к фарисеям сделали это с добрым намерением. Они желали доказать им, что Иисус, Которого они гнали, был совсем не тем, за кого они Его выдавали. А поистине великим человеком, доказавшим божественное происхождение Своей миссии. Пораженные новизной и величием события, фарисеи, по крайней мере, должны были усомниться в своей правоте и выяснить, не божественное ли это дело. Но ненависть к Христу довела их до того, что они прямо осудили всё, что слышали о Его поступках. Итак, их, кичившихся ложным мнением о собственной святости, особенно ранило осуждавшее всю их притворную праведность евангельское учение. Полагаем, что привели прозревшего к фарисеям по следующей причине: большая часть народа не имела определенного мнения и, как обычно, хотела прибегнуть к суду правящей верхушки. Такова худая вера простолюдинов, предпочитавших кланяться тиранам церкви под предлогом почтения перед Богом. Самого же Бога, как слова Его, так и дела, они презрели или, по крайней мере, не удостоили внимания.
9.14 «А была суббота, когда Иисус сделал брение и отверз ему очи». Доброе подвергают злословию не иначе, как приписав ему нечто злое. В данном случае было выдвинуто обвинение в том, что была суббота. Осквернение субботы действительно является грехом и сообщает человеку дурную репутацию. Однако предания иудеев сделали нарушением закона о субботе то, что было очень далеко от этого. Этот вопрос много раз обсуждался между Христом и иудеями, чтобы раз и навсегда получить свое разрешение во благо Церкви на все века. Но можно спросить: «Зачем Христу нужно было не только творить чудеса в субботу, но и творить их так, чтобы они непременно служили соблазном для иудеев? Почему, исцелив расслабленного, Он повелел ему нести постель свою?: Разве в данном случае Он не мог исцелить этого слепого, не делая брения?» Отвечаем: 1. Ревность об обрядах книжников и фарисеев, узурпирующих власть, поглощала всё существенное в религии. Христос подчинился закону Божьему, но не их закону, который не только позволяет, но призывает в субботу творить дела милосердия. Итак, Он хотел защитить этот закон (четвертая заповедь) от превратных толкований. Что мы не должны соблюдать его только посредством совершения обрядов, как соблюдали его иудеи. Субботний покой должен соблюдаться не столько ради самого покоя, сколько ради дел (дел Божьих), творимых в субботу. 2. Христос предпочитал совершать Свои исцеления именно в субботу потому, что желал почтить и освятить этот день, показать, что духовные исцеления должны совершаться главным образом в день христианской субботы. Как много слепых глаз было открыто посредством благодати проповеди Евангелия в день Господень!
9.15 «Спросили его также и фарисеи, как он прозрел. Он сказал им: брение положил Он на мои глаза, и я умылся, и вижу». Они стали допрашивать его о методе исцеления. «Спросили Его также и фарисеи, как он прозрел». Они спросили об этом не потому, что, искренне желали узнать истину и решили обратиться от слухов к первоисточнику. А потому, что хотели найти повод к обвинению Христа. Ибо если бы этот человек подробно изложил дело, то они доказали бы, что Христос является нарушителем субботы. А если он начал бы отклоняться от своего первоначального рассказа, то у них появился бы повод заподозрить, что вся история в целом является их тайным сговором. Прозревший дал по сути тот же самый ответ, который он сказал до этого. «Он сказал им: брение положил Он на мои глаза, и я умылся, и вижу». Он не говорит здесь о приготовлении брения, ибо в действительности он не видел, как оно делалось. Это обстоятельство не являлось существенным, и могло лишь дать фарисеям очень серьезный повод к обвинению Его, поэтому он его не упоминает.
9.16 «Тогда некоторые из фарисеев говорили: не от Бога этот Человек, потому что не хранит субботы. Другие говорили: как может человек грешный творить такие чудеса? И была между ними распря». Они не отрицают, что Христос вернул зрение слепому, но отрицают, что нарушение субботы могло быть божественным делом. Что же мешает им увидеть здесь дело Божье, кроме превратного чувства и собственной злобы? Христос уже достаточно научил их: благодеяния, даруемые людям от Бога, не больше нарушают субботу, чем обрезание. И закон велит людям воздерживаться лишь от своих, а не от божественных дел (Исх.20.8). «Тогда некоторые … субботы». Некоторые фарисеи использовали эту историю как повод для того, чтобы осудить и обвинить Христа за соделанное. Учение, лежавшее в основе этого обвинения, было совершенно верно: «кто не хранит субботы, те не от Бога», т.е. не являются посланными от Бога, хотя и претендуют на святость. Те, кто от Бога, соблюдают заповеди Божьи, а соблюдение субботы – это Его заповедь. Суббота названа знамением, ибо святить субботу является признаком освященного сердца, а осквернять ее – признаком оскверненного сердца. Но применение этого учения к личности нашего Спасителя было крайне неверным, ибо Он действительно хранил субботу. И никогда ничего не делал в субботу, кроме добра. Он хранил субботу не согласно преданиям отцов и суеверным обычаям фарисеев, а согласно повелению Божьему. И, вне всякого сомнения, Он был от Бога. Притом чудеса Его доказывали, что Он есть господин и субботы. «Другие говорили: … такие чудеса?» Другие защищали Его и со всякой убедительностью доказывали свою правоту. Складывается впечатление, что даже в этом совете нечестивых находились некоторые, способные мыслить независимо. И даже среди врагов Христа были Его свидетели. Для всех было ясно, что произошло явное чудо. И чем больше они вникали в него, тем больше это становилось очевидным. Оно приводило им на память Его прежние аналогичные дела и побуждало говорить о них возвышенно. Из этого напрашивался вполне естественный вывод: ничего подобного этому никогда не сделал бы грешный человек, т.е. обыкновенный человек, действующий своей собственной силой и во имя свое. «И была между ними распря». Была между ними распря или раскол, ибо именно так переводится это слово. Они разделились в своих мнениях, вследствие чего разгорелись жаркие дебаты. Раскол есть худшее и наивреднейшее зло для Церкви Божьей. Как же вышло так, что Сам Христос посеял семена раздоров среди церковных учителей? Цель Христа состояла в том, чтобы, протянув руку, привести всех к Богу Отцу. Распря же произошла из-за злобы тех, кто не хотел идти к Богу. Итак, те раздирают Церковь расколами, кто не терпит повиновения истине Божьей.
9.17 «Опять говорят слепому: ты что скажешь о Нем, потому что Он отверз тебе очи? Он сказал: это пророк». После их допроса относительно исцеления слепорожденного мы рассмотрим, как они допрашивали его относительно Того, Кто совершил это исцеление. Чем глубже они исследуют, тем сильнее утверждает себя божественная истина. «Опять говорят … Он отверз тебе очи?» Другими словами: «Что ты думаешь о том, что Он сделал? И какого мнения ты о Том, Кто это сделал?» Если бы в ответ на этот вопрос он высказался о Христе пренебрежительно, поддавшись искушению угодить им, так как оказался в их руках, то они торжествовали бы победу. А если бы он высказался о Христе почтительно, то они репрессировали бы его. Они сделали бы из него пример для других людей и таким образом удержали бы остальных от обращения к Христу за исцелениями. Или, может быть, друзья Христа надеялись выяснить собственное мнение этого человека о его Исцелителе, поскольку он казался рассудительным человеком. На этот вопрос этот человек дает краткий, ясный и прямой ответ: «Он сказал: это пророк». Он есть Тот, Кого Бог послал проповедовать, творить чудеса и передать миру божественное послание. В течение трехсот лет среди иудеев не появлялись пророки. Несмотря на это они не считали, что их больше никогда не будет. По-видимому, этот человек и в мыслях не держал того, что Иисус – Мессия, великий пророк, но приравнивал Его к другим пророкам. Этот прозревший хорошо думал о Христе, согласно тому духовному свету, который он имел. Этот слепой нищий имел более ясное суждение о том, что относится к Царству Божьему, чем учители Израиля, присвоившие себе власть судить о пророках.
9.18 «Тогда иудеи не поверили, что он был слеп и прозрел доколе не призвали родителей сего прозревшего». Иудеи не поверили, т.е. не хотели поверить, что он родился слепым, что произошло чудо. Это была не разумная осторожность, а предубежденное неверие. Однако они избрали добрый путь для уточнения обстоятельств случившегося: они призвали родителей этого прозревшего. Они сделали это в надежде опровергнуть чудо. Эти родители были боязливыми людьми. И если бы они сказали, что они не могут быть уверены в том, что это их сын или что он родился слепым, то фарисеи добились бы своего. Они лишили бы Христа славы, явленной в этом чуде. И это привело бы к уменьшению и всей остальной Его славы. Но Бог так повернул их расследование, что оно обернулось для них еще более убедительным доказательством чуда. И поставило их перед необходимостью признать либо истинность чуда, либо свое поражение.
9.19 «И спросили их: это ли сын ваш, о котором вы говорите, что родился слепым? Как же он теперь видит?» Не преуспев на прежнем пути, иудеи пытались выдумать иную стратегию. Но Господь чудесным образом не только расстраивает этот новый их замысел, но и обращает его к противоположной цели. Они спросили родителей повелительным тоном, в котором чувствовалась угроза: «Это ли сын ваш?» Можете ли вы в этом поклясться? «Вы говорите, что он родился слепым?» Вы уверены в этом? Или он только прикидывался таковым, чтобы оправдать свое попрошайничество? «Как же он теперь видит?» Этого не может быть, и потому вам лучше было бы отказаться от своих слов. Не могущие переносить свет истины делают всё возможное со своей стороны для того, чтобы затмить его и помешать обнаружению его. Ведущие так следствие навлекают на себя двойное проклятие, подобное проклятию Иеровоама (первый царь израильского северного царства после разделения Израиля), который сам грешил и Израиля ввел в грех.
9.20 « Родители его сказали им в ответ: мы знаем, что это сын наш и что он родился слепым». Во-первых, родители полностью подтверждают то, что могли сказать по этому делу с уверенностью. Они знали своего сына, ибо они каждодневно общались с ним и были привязаны к нему. Также у них были все основания знать, что их сын родился слепым, потому что слепота его стоила им стольких тревожных раздумий, стольких часов неусыпной заботы о нем. Как часто смотрели они на него с печалью и скорбью, и оплакивали слепоту своего сына. Что лучше было бы ему совсем не родиться, чем родиться и испытывать такие мучения в жизни.
9.21 «А как теперь видит, не знаем, или кто отверз ему очи, мы не знаем: сам в совершенных летах, самого спросите, пусть сам о себе скажет». Они осмотрительно уклоняются от дачи любых показаний относительно его исцеления. Потому что они не являлись непосредственными очевидцами происшедшего. И, следовательно, ничего не могли сказать об этом чуде на основании собственных наблюдений. Они выражаются очень осторожно: «А как теперь видит …». Мы не можем дать никаких показаний относительно того, как это произошло или чья рука это сделала. Христа обвиняли как нарушителя субботы и как самозванца. Родители этого слепого хотя и не являлись непосредственными очевидцами его исцеления, тем не менее, были совершенно уверены в нем. И им следовало бы, из благодарности к Господу Иисусу , засвидетельствовать об этом, чтобы прославить Того, Кто оказал их сыну такую великую милость. Однако им недоставало мужества это сделать. Чтобы избежать дальнейшего принуждения в связи с этим делом, они ссылаются на самого слепорожденного. Этот человек, хотя и родился слепым, тем не менее, был сообразительнее многих других. И это позволило ему говорить за себя лучше, чем могли это сделать за него его друзья.
9.22 «Так отвечали родители его, потому что боялись иудеев; ибо иудеи сговорились уже, чтобы, кто признает Его за Христа, того отлучать от синагоги». «Так отвечали родители его, потому что боялись иудеев». Обратим внимание на то, чем была вызвана такая осторожность родителей. Они отвечали так не потому, что они хотели почтить собственного сына, сделав его защитником самого себя. И не ради того, чтобы сущность дела была наилучшим образом передана из первых рук. Но потому, что хотели отвести от себя неприятности. «Ибо иудеи сговорились …». Преступление, которое подлежало наказанию и о котором было сделано предупреждение, заключалось в принятии Иисуса из Назарета за обещанного Мессию. И в проявлении этого признания посредством некоторого открытого акта, который приравнивался к исповеданию Его. Они и сами ожидали прихода Мессии, но никоим образом не переносили даже и мысли о том, что Им был этот Иисус. Во-первых, потому, что Его заповеди были противны их законам, основанным на преданиях. Духовное поклонение, к которому Он призывал, сводило на нет их формальные обряды. Во-вторых, потому, что Его обещания и Его явление были совершенно противоположны их традиционным чаяниям. Они представляли себе Мессию в окружении внешнего блеска и великолепия, Который должен был освободить их народ от римского ига. И т.д. Наказание, налагаемое за это преступление: кто признает себя учеником Христа, того следует осудить и объявить его отступником от веры Иудейской церкви. Он должен быть отлучен от церкви и исключен из общества израильского. Это было не просто церковное взыскание, но это было, в сущности, объявление вне закона.
9.23 «Посему-то родители его и сказали: он в совершенных летах, самого спросите». Родителям слепого был известен этот закон. Они избегали что-либо говорить о Христе сами, и всю ответственность свалили на собственного сына. Христос навлек на Себя гнев правительства, оказав милость их сыну. А они не пожелали поставить себя под удар, оказав Ему хотя какую-нибудь честь. Итак, родители таким образом выпутались из затруднительного положения и были освобождены от дальнейшего расследования.
9.24 «Итак, вторично призвали человека, который был слеп, и сказали ему: воздай славу Богу; мы знаем, что Человек Тот грешник». «Итак, … сказали ему».
Иудеи заметили, что употребили тщетные попытки опровергнуть очевидность факта исцеления. И обнаружили, что свершено явное чудо, и что они не могут отрицать его. Поэтому они предпринимают новые попытки с целью высмеять и дискредитировать его. И сделать всё возможное со своей стороны для того, чтобы поколебать то доброе мнение, которое этот человек составил об Отверзшем ему очи. Убедить его в том, что Христос – негодный человек. «Воздай славу Богу, …». Это можно понять двояко: 1. Как совет остерегаться приписывать славу за свое исцеление грешному человеку, но всю ее воздавать Богу, которому она и принадлежит по праву. Так, подвидом ревности о славе Божьей они лишают Христа Его славы. Подобно тем, кто не поклоняется Христу как Богу под предлогом ревнования о той великой истине, что есть только один Бог, Которому должно поклоняться. Однако воля Божья, открытая Им, состоит в том, чтобы все люди «чтили Сына, как чтут Отца». 2. Слова «воздай славу Богу» звучат как приведение к присяге. Мы знаем, что этот Человек грешник, обманщик, и никто не может убедить нас в обратном. Поэтому воздай славу Богу. Эти же самые слова сказал Иисус Навин Ахану, кто украл из вещей, предназначенных для Бога. Господь открыто призывал их (Ин.8.46) чтобы они обличили Его в неправде, но у них не нашлось что сказать. Теперь же за Его спиной они говорят о Нем как о преступнике, изобличенном на основании очевидного факта.
9.25 «Он сказал им в ответ: грешник ли Он, не знаю; одно знаю, что я был слеп, а теперь вижу». «Он сказал им в ответ: грешник ли Он, не знаю». Некоторые считают, что прозревший, убоявшись, несколько уклонился от должного свидетельства. Ибо невероятно, что он сомневался по поводу Христа, как то можно было бы вывести из его слов. Другие думают, что он, скорее, выражается здесь иронически, чтобы острее уколоть своих судей. Исповедав прежде, что Христос пророк, он видел, что ничего этим не достиг. Поэтому, отложив суждение о самой личности, он выставляет на обозрение ее дела. «Грешник ли Он, не знаю», я не хочу сейчас об этом спорить, да и нет мне в том никакой нужды. Потому что для меня здесь всё ясно. «Одно знаю, что я был слеп, а теперь вижу». Я знаю и уверен в этом. Я могу и обязан говорить о Нем только хорошее. Этим он тактично укоряет их за их чрезмерную уверенность в той плохой характеристике, которую они дали благословенному Иисусу. Вы говорите, что вы знаете Его как грешника, я не могу дать Ему такую характеристику. Милости Христа больше всего ценятся теми, кто ощутил в них нужду. Самая сильная привязанность к Христу возникает из личного познания его на опыте.
9.26 «Снова спросили его: что сделал Он с тобою? Как отверз твои очи?» Они пытались найти повод для клеветы, чтобы окончательно затемнить чудо Христа. Они, яростные спорщики, думают, что за ними должно остаться последнее слово. И надеются с помощью пустых повторений избежать позора вынужденного молчания. Тем самым они сами себя делают ответственными за многие праздные слова. Во-вторых, они надеялись, что, заставив этого человека повторить свое свидетельство еще раз, они поймают его на том, что он запутается в нем, или уклонится в чем-то от первоначального своего свидетельства. И тогда они смогут достичь своей цели. Господь, очевидно, расстраивает их усилия через несгибаемую твердость прозревшего. Ибо он не только настаивает на своем суждении, но и сурово попрекает судей своих за то, что они пытаются своими вопросами опровергнуть уже ясную и очевидную для них истину.
9.27 «Отвечал им: я уже сказал вам, и вы не слушали; что еще хотите слышать? Или и вы хотите сделаться Его учениками?» Он смело укоряет их за их упрямое неверие, за их упорное и неразумное сопротивление очевидному чуду. Он не захотел ублажать их повторением своего рассказа, но смело ответил им. Некоторые считают, что он говорил слова «Или и вы хотите стать Его учениками?» серьезно, в самом деле полагая, что они желают убедиться истинности его слов. Однако есть больше оснований предполагать, что эти слова были сказаны с иронией. Т.е., он как бы говорит: «Зачем говорить еще раз тем, кому было сказано однажды, а они не захотели слушать? Зачем же вам тогда желать слышать то, что либо сделает вас Его учениками, либо оставит вас без извинения, если вы ими не станете? Я знаю, что вы питаете отвращение к подобным мыслям, вы твердо решили в себе, что вы не хотите этого». Итак, он хочет сказать, что ими руководит злая воля, а не искреннее желание узнать истину. Именно поэтому они столь упорно ставят один и тот же вопрос.
9.28 « Они же укорили его и сказали: ты ученик Его, а мы Моисеевы ученики». «Они же укорили его и сказали: ты ученик Его». Они не могли противостоять мудрости и духу, с которыми он говорил, и пришли в ярость. И, возможно, они беспорядочно упрекали его во всем, что подсказывала им собственная злоба и ярость. Для неразумного человека свойственно восполнять недостаток истины и здравомыслия криками и бранью. Во-первых, они обвинили его в том, что он отпал от закона, они сказали: «Ты Его ученик». Ибо, по их суждению, лишь тот мог стать учеником Христа, кто отпал от закона Моисея. Они противопоставляют эти две вещи. Они делают всё возможное, чтобы опорочить учение Христа. Вульгата вместо слов «они же укорили его» переводит: «они прокляли его». Блаженный Августин замечает по этому поводу: «Да будет такое проклятие вовеки на нас и на детях наших!» У них не было никаких оснований называть этого человека учеником Христа. Он никогда не видел Его и не слышал Его проповеди. Он всего лишь положительно отозвался о том добром деле, которое Христос совершил для него, но они и этого не могли перенести. «А мы Моисеевы ученики». Они гордились Моисеем как их учителем. Плотские исповедники религии очень склонны полагаться на достоинства и привилегии своего исповедания и гордиться ими. Оставаясь в то же время чуждыми принципам и силе своей религии. До этого эти фарисеи хвастали своим высоким происхождением – «мы семя Авраамово». Здесь же они хвастают своей высокой образованностью – «мы Моисеевы ученики». Как будто то и другое могло спасти их. Между Христом и Моисеем имела место совершенная гармония: Моисей готовил людей к приходу Христа. Однако они противопоставляют одно другому: они не смогли гнать Христа никак иначе, как только прикрываясь опороченным именем Моисея.
9.29 «Мы знаем, что с Моисеем говорил Бог, Сего же не знаем, откуда Он». «Мы знаем, что с Моисеем говорил Бог». Они пытались как-то объяснить причину своей приверженности Моисею и противостояния Христу. Несомненно, что они знали, что среди прочего, о чем говорил Бог Моисею, было и то, что им следовало ожидать другого Пророка и дальнейшего откровения Божьих планов. Господь Иисус пришел в полном соответствии с тем, что Бог сказал Моисею. И представил достаточные доказательства, что Он и есть тот самый Пророк. Но они под предлогом приверженности старой религии и существующей церкви не признали эти доказательства. Они нагло оправдываются, говоря: «Мы знаем, что с Моисеем говорил Бог». Да, Бог более ясно говорил с ним, чем с любым другим пророком. Но из этого не следует, что Христос является обманщиком. Итак, этот их прием был хитростью, направленной на то, чтобы заставить не мыслящих людей поверить, будто Иисус был ложным пророком, а Моисей – истинным. «Сего же не знаем, откуда Он». Они с таким презрением отзываются о благословенном Иисусе Христе, что считают не стоящим загружать свою память запоминанием такого маловажного имени. «Сего же» - этого маловажного человека, этого жалкого человека. Они считали, что именно в их руках находятся ключи познания. Так что, по их мнению, никто не должен был проповедовать, не получив от них прежде на то разрешения. А Иисус этого не делал, не признал их власть. Поэтому они решили, что Он самозванец. Они не хотели знать, откуда Он и кто Он. Гордые и ограниченные души ни о ком не желают думать хорошо, кроме как о себе самих. И о тех, кто представляет для них интерес. Совсем недавно иудеи выдвинули против Христа совершенно противоположное возражение (Ин.7.27): «мы знаем Его, откуда Он; Христос же когда придет, никто не будет знать, откуда Он». Т.о., они могли с величайшей уверенностью утверждать или отрицать одно и то же, в зависимости от того, что им казалось выгоднее. Если даже они не знали, откуда Он, они имели все возможности навести справки. Они не только могли бы узнать о том, что Он родился в Вифлееме, найдя соответствующую запись в метрической книге, но, вникнув в Его учение, чудеса и поведение, могли бы также убедиться в том, что Его послал Бог.
9.30 «Человек прозревший сказал им в ответ: это и удивительно, что вы не знаете, откуда Он, а Он отверз мне очи». Видя, что правда на его стороне, и что они ничего не могут возразить против нее, слепорожденный становится еще смелее и начинает всё сильнее наступать на них, приводя свои доводы. Во-первых, он удивляется их упрямому неверию. Он удивляется двум вещам: 1. Что они не знают того Человека, Кто мог отверзать очи слепорожденным. Он должен был быть лицом значительным, достойным всеобщего внимания. Это выглядело весьма странно. 2. Что они сомневаются в божественном посланничестве Того, Кто сотворил не подлежащее никакому сомнению чудо. Когда они сказали: «Сего же не знаем, откуда Он», то подразумевали под этим следующее: «Нам не известно ни одно доказательство того, что Его учение и служение происходят с небес». Поэтому и говорит этот прозревший человек: «Это-то и странно, что чудо, совершенное надо мною, не убедило вас, и не устранило ваших сомнений». Итак, он выводит: от Бога послан Тот, Кто наделен такой силой Духа Божия, чтобы люди верили Ему и Его учению. Те, кто сам на себе пережил силу и благодать Господа Иисуса, удивляются упрямству тех, кто Его отвергает.
9.31 «Но мы знаем, что грешников Бог не слушает, но кто чтит Бога и творит волю Его, того слушает». Фарисеи уже определились в отношении Иисуса, что Он не от Бога (ст.16), но является грешником (ст.24). В ответ на что этот человек доказывает не только то, что Он не был грешником (ст.31), но и то, что Он был от Бога (ст.33). Он рассуждает здесь с большим знанием. Хотя он не мог читать закона, тем не менее, хорошо знал Писания. Он не имел зрения, зато хорошо преуспел в слышании, от которого происходит вера. Однако и оно не послужило бы ему, если бы не помощь от Духа Божия, ниспосланная ему по этому случаю. Он утверждает как бесспорную истину, что небо благоволит только к добрым людям. Утверждения, приведенные в этом стихе, являются правильными, если их правильно понимать. Во-первых, они должны приводить в ужас нечестивых: «грешников Бог не слушает». Таких грешников, каких имели в виду фарисеи, когда говорили о Христе: «Он грешник, который, прикрываясь именем Бога, служит интересам дьявола». Это сказано не о кающимся от своих грехов грешникам, а о тех, кто продолжает жить в грехах. Бог не признает таких Своими. Здесь дается характеристика угодного Богу человека: «но кто чтит Бога и творит волю Его». Такой человек постоянен в своем поклонении Богу и регулярно общается с Ним. Он делом своей жизни делает прославление своего Творца путем торжественного поклонения Его имени и искреннего послушания Его воле и Закону. Во-вторых, для праведников это служит утешением: Бог «того слушает». Он слушает его просьбы и заступается за него. Слушает его славословия и принимает их. Слушает его молитвы и отвечает на них.
9.32 «От века не слышано, чтобы кто отверз очи слепорожденному». Чтобы еще более усилить свою аргументацию, прозревший возвеличивает чудо, которое сотворил Христос. Этим он хотел показать: (а) Либо то, что это действительно было чудо, превосходящее силы природы. Несомненно, этот человек и его родители были хорошо осведомлены относительно подобных случаев. (б) Либо то, что это было необыкновенное чудо, превосходящее по своей силе все предыдущие. Ни Моисей, ни любой другой из пророков, хотя они творили великие дела, никогда не совершали ничего подобного этому чуду.
9.33 «Если бы Он не был от Бога, не мог бы творить ничего». Прозревший заключает, что Господь Иисус бесспорно от Бога. Хотя Его действия и не согласуются с вашими традиционными представлениями о поведении человека в субботу. Если бы Он не был послан от Бога, то не мог бы творить такие чудеса. «Человек греха» тоже придет с чудесами, но это будут чудеса ложные, а не истинные. Подобным образом предполагается, что лжепророк тоже мог, по допущению Божьему, представить знамение или чудо (Втор.13.1,2). Однако оно несло с собой свое собственное опровержение, ибо усиливало искушение служить другим богам. Верно и то, что многие нечестивые люди чудеса творили во имя Христа. Однако это доказывало не то, что творившие их были от Бога, а то, что от Бога был Тот, во имя Которого они их творили.
9.34 «Сказали ему в ответ: во грехах ты весь родился, и ты ли нас учишь? И выгнали его вон». «Сказали ему в ответ». Фарисеи, обнаружив, что неспособны отвечать на его аргументацию, ни выносить ее, бросили в него комок грязи. И в порыве гнева и гордости прервали разговор. «Во грехах ты весь родился». Не имея чем возразить на его доводы, они бросают тень на его личность. Они превратно истолковывают то, к чему имели все основания доброжелательно отнестись. И сердца их были охвачены яростью, вместо того, чтобы сокрушиться в глубоком покаянии. Они показали ему свое презрение и набросились на него с резкой критикой. Ты не только родился в грехах, как все люди, но совершенно испорчен. И несешь на своем теле, равно как и в душе, печать испорченности этой. Ты заклеймен самой природой. Если бы он по-прежнему оставался слепым, то укорять его этим и делать из этого вывод о том, что он был испорчен более других людей, было бы бесчеловечно. Но еще более несправедливо с их стороны было указывать на это ему сейчас, когда он был избавлен от слепоты. Ибо теперь он стал возлюбленным Неба. «И ты ли нас учишь?» Особое ударение здесь делается на словах «ты» и «нас». Ты – жалкий попрошайка, невежда и неуч, не видевший солнечного света от дня своего рождения, смеешь учить нас, знатоков закона и великих людей церкви. Тех, которые являются учителями в Израиле. Как мало извиняло неверие фарисеев то, что для них было унизительно получать наставление, быть просвещаемыми и убеждаемыми через такого жалкого человека, как был этот нищий. «И выгнали его вон». Некоторые понимают это в том смысле, что они грубо и пренебрежительно вывели его из зала заседаний. Схватили его за голову и плечи, вытащили его вон из зала. И, возможно, приказали своим слугам избить его. Они посчитали, что настало время подальше отослать от себя того, кто так близко коснулся их совести. Но, скорее всего, это было исполнение решения суда: они отлучили его, применяя к нему, вероятно, высшую меру отлучения. Они лишили его членства в церкви Израиля. Это больше подходит к общему контексту. Был издан закон, что того, кто исповедует Иисуса Христом, следует отлучать от синагоги (ст.22). Но этот человек сказал о Господе Иисусе только то, что Он пророк, что Он от Бога. И, тем не менее, они, возможно, распространяют действие этого закона и на него, как если бы он исповедал Его Христом. Быть отлученным из чистой церкви ужасно, но не следует бояться и огорчаться, когда нас изгоняют из нечистой церкви, и притом несправедливо. «Незаслуженное проклятие не сбудется».
9.35 «Иисус, услышав, что выгнали его вон, и, найдя его, сказал ему: ты веруешь ли в Сына Божия?» «Иисус … сказал ему». Господь проявил нежную заботу об этом нищем. Он искал его, желая ободрить и утешить его. Потому что он, во-первых, в меру своих познаний, так хорошо и так смело говорил в защиту Его. Во-вторых, потому что фарисеи выгнали его вон и оскорбили его. Господь позаботился о том, чтобы по мере умножения его страданий преизобиловало и его утешение. Человек хорошо использовал познания, которые имел, и Христос преподает ему дальнейшее наставление. «Ты веруешь ли в Сына Божия?» Веруешь ли ты обетованиям о Мессии? Ожидаешь ли ты Его прихода и готов ли принять Его, когда Он предстанет перед тобой? Такова была вера в Сына Божьего, которой жили святые до Его явления миру. Мессия назван здесь Сыном Божьим, так именно пророчества научили иудеев называть Его (Пс.2.7; 88.28). См. также Ин.1.49, где сказано: «Ты – Сын Божий» – т.е. истинный Мессия.
9.36 «Он отвечал и сказал: а кто Он, Господи, чтобы мне веровать в Него?» Этот нищий с интересом расспрашивает о Мессии, в Которого он должен был уверовать, исповедуя свою готовность принять Его и сблизиться с Ним. Одни полагают, что он знал, что Иисус, исцеливший его, есть Сын Божий, но не знал Его в лицо. И потому, полагая, что разговаривающий с ним является последователем Иисуса, пожелал, чтобы тот оказал ему милость, и направил его к своему Учителю. Не для того, впрочем, чтобы удовлетворить свое любопытство, увидев Его, но чтобы еще тверже уверовать в Него. Чтобы знать, в Кого он уверовал. Другие считают, что он знал, что с ним разговаривал Сам Иисус, Тот, Кто его исцелил. Но не знал еще, что Он есть Сын Божий и истинный Мессия. Заданный Христом вопрос указывал на то, что Мессия уже пришел и находится среди людей. Вопрос «а кто Он?» был разумным. Ибо как он мог уверовать в Того, о Ком не слышал?
9.37 «Иисус сказал ему: и видел ты Его, и Он говорит с тобою». Господь Иисус милостиво открывается ему как Сын Божий, в Которого он должен уверовать. Мы не находим, чтобы Он открывался кому-либо еще так явно и так многословно, как этому человеку и еще женщине из Самарии. Другим Он предоставлял лишь спорить о том, Кто Он такой. Христос явился этому человеку двояко, выразив этим свою великую благосклонность к нему: (1) «И видел ты Его». Христос хотел привести его к более полному знанию о Себе. Человек этот был чрезвычайно обязан Господу Иисусу за свое прозрение, дарованное ему и за то, чтобы он увидел Его. Теперь он осознал, что исцеление позволяет ему увидеть Сына Божьего. (2) «Он говорит с тобою». Он был обязан Христу за такое снисхождение. Он был не только облагодетельствован возможностью увидеть Христа, но и допущен в Его общество, в общение с Ним.
9.38 «Он же сказал: верую, Господи! И поклонился Ему». Этот человек с готовностью принимает совершенно неожиданное для него откровение. Он исповедал свою веру во Христа: «Верую, Господи, что Ты Сын Божий». Он не подверг сомнению ничего из сказанного Тем, Кто явил ему такую милость и сотворил над ним такое чудо. И не усомнился в истинности учения, подтвержденного такими знамениями. Он засвидетельствовал Ему свое почтение – он «поклонился Ему», как Сыну Божьему. Поклоняться не должно никому, кроме Бога. Так что, поклонившись Иисусу, он тем самым признал Его Богом.
9.39 «И сказал Иисус: на суд пришел Я в мир сей, чтобы невидящие видели, а видящие стали слепы». «И сказал Иисус». Утешив этого бедного преследуемого человека, Христос осуждает его гонителей. Давая тем самым образец будущего суда, когда одним будет воздано скорбью, а другим отрадой (2 Фес.1.6,7). Он обратился к фарисеям. «На суд пришел Я в мир сей». Он говорит о цели Своего прихода в мир. Суд здесь нельзя считать наказанием, насылаемым на нечестивых и презрителей Божьих, поскольку он относится к благодати просвещения. Итак, здесь судом Христос зовет то, что Он приводит в порядок расстроенные и пришедшие в упадок дела. (1) Он пришел, чтобы совершать великие дела Царства Божьего среди людей. И для этого Он наделен судебной властью для того, чтобы делать это в соответствии с мудрыми советами Бога, во исполнение их. То, что Христос говорил, Он говорил не как проповедник за кафедрой, а как царь на престоле и как судья на судейском месте. Он пришел для того, чтобы вести судебные разбирательства и совершать общее судопроизводство: испытать людей, разоблачить и распознать их. И чтобы Его учение и закон вскоре стали правилом для управления и судопроизводства. (2) Он пришел, чтобы положить различие между людьми, открыв помышления многих сердец. И обнаружив истинные характеры людей с помощью единственного теста, а именно: хорошо или плохо относятся они к Нему. (3) Он пришел, чтобы изменить форму управления Своей Церковью, учредить новые заповеди и новое служение, отменить иудаизм и положить начало христианству. «Чтобы невидящие видели, а видящие стали слепы». Христос объясняет великую истину при помощи метафоры, заимствованной из того самого чуда, которое Он недавно совершил. Слепота, о которой здесь упоминается, происходит не столько от Христа, сколько от человеческого порока. Ибо никого не делает слепым его собственная природа, но когда неверующие хотят загасить ее свет, они неизбежно закрывают глаза от света. Глаза, испорченные злобой и порочностью. Об этом различии, которое несло с собой пришествие Христа, часто говорится в Библии. Для одних Его Евангелие является «запахом живительным на жизнь», для других – «запахом смертоносным на смерть». Это можно отнести: (а) К племенам и народам. Язычники, долгое время находившиеся без света божественного откровения, наконец, увидели его. А от иудеев, долгое время радовавшихся при свете его, было скрыто то, что служит к миру их (Ос.1.10, 2.23). Язычники видят свет великий, в то время как «Израиль поражен» слепотой и «глаза его померкли». (б) К отдельным людям. Христос пришел в этот мир с намерением и целью дать прозрение тем, кто был духовно слеп. Он пришел на суд, чтобы, в конечном итоге, «видящие стали слепы». Чтобы те, кто слишком высоко думал о своей собственной мудрости и противопоставлял ее божественному откровению, были связаны узами невежества и неверия.
9.40 «Услышавши это, некоторые из фарисеев, бывших с Ним, сказали Ему: неужели и мы слепы?» Фарисеи придираются к сказанному Христом. Они были с Ним не потому, что желали научиться от Него чему-нибудь доброму. А потому, что замышляли причинить Ему зло. Когда Христос сказал, что Его приход сделает слепых видящими, они поняли, что Он имеет в виду их, гордившихся в народе своей проницательностью. Перефразируем их слова: «мы знаем, что простой народ слеп, но неужели и мы слепы? Мы, раввины, учителя, знатоки закона, высоко образованные, неужели и мы слепы? Это клевета на великих». Эти фарисеи приняли порицание Христа за осуждение. Как Ты смеешь говорить, что мы слепы, пред чьим мнением все преклоняются, ценят его и следуют ему? Ничто так не ожесточает испорченных людских сердец против обвинений слова, как высказывание им Божьей истины. Как будто Бог должен одобрять всё, что находит одобрение у людей. Лживее и обманчивее которого нет ничего, ибо Бог смотрит не так, как человек. Никто не может быть учеником Христа, если прежде не признает свою духовную нищету. А эти были далеки от такого поступка. Они думали, что им причиняется несправедливость, когда их называют слепыми.
9.41 «Иисус сказал им: если бы вы были слепы, то не имели бы на себе греха; но как вы говорите, что видите, то грех остается на вас». Этот ответ Христа на придирку фарисеев если и не убедил их, то всё же заставил их замолчать. «Если бы вы … себе греха». Они гордились тем, что они не слепы, как простолюдины. Что они не настолько доверчивы и легко управляемы, как они. Но, напротив, видят глазами, имеют способности, как они думали, достаточные для того, чтобы самим руководить собой. И не нуждаются в том, чтобы кто-нибудь водил их. Христос же здесь говорит им, что именно то, чем они хвалились, служило к их позору и погибели. В словах «если бы вы были слепы, то не имели бы на себе греха» содержится двойной смысл. Или что неведение как-то смягчило бы их вину, в то время как теперь, открыто обличенные, они изо всех сил сражаются с истиной. Или же, что болезнь неведения была для них излечима, если бы только они признали Христа. Первое предложение подтверждает слова Христовы, сказанное в Ин.15.22 «Если бы Я не пришел и не говорил им, то не имели бы греха; а теперь не имеют извинения во грехе своем». Христос, говоря, что слепые не имеют греха, хочет не неведение извинять. Он только хочет сказать: лекарство близко к тому больному, который всерьез считает себя больным. Ведь когда слепой стремится к исцелению, Бог готов оказать ему помощь. Итак, неизлечимы те, кто, оглупев в своем зле, презирает благодать Божью. «Но как вы … остается на вас». Но так как вы говорите, что имеете познание и наставлены законом, то ваш грех сильно усугубляется. Т.к. вы воображаете, будто имеете знание, и думаете, что видите лучше, чем кто бы то ни было мог вам показать, то грех остается на вас. Ваш случай является безнадежным, неизлечима ваша болезнь. И как самыми слепыми из всех в духовной сфере являются те, кто не желает видеть, так и самой опасной слепотой является слепота тех, кто думает о себе, будто он видит. Грех тех, кто страдает от самодовольства и самоуверенности, остается на них, ибо они отвергают Евангелие благодати.