ПРОПОВЕДИ
Как нам нужно жить
Иак.4.7,8 «Итак, покоритесь Богу; противостаньте дьяволу
и убежит от вас. Приблизьтесь к Богу, и приблизится к вам;
очистите руки, грешники, исправьте сердца, двоедушные».
Христиане, должны полностью покориться Богу. Они должны отказаться от дружбы с миром, бодрствовать против зависти и гордости, господство которых они замечают в своей ветхой природе. И силой благодати научиться хвалиться своим повиновением Богу. Расширим слова ап. Иакова: «Покоритесь Ему, как подданные покоряются своему царю из чувства долга и как ребенок покоряется отцу своему из любви к нему. Покорите свой разум истинам Божьим, свою волю – воле Божьей. Т.е. покоритесь Его заповедям и Его провидению». Мы Его подданные и как таковые должны быть покорными Ему, не только из страха, но и из любви. Апостол предлагает покориться Богу, сознавая, как многое обязывает нас к этому, как много преимуществ мы обретаем через это. Ибо Бог не причинит нам вреда Своим господством над нами, но принесет благо. Т.к. подчинение и покорность Богу вызывают самое сильное противодействие со стороны сатаны, то мы должны с большим усердием и твердостью противостать его искушениям. Если покорность воле Бога и подчинение Его провидению сатана будет представлять как несущие бедствия, подвергающие презрению и нищете, то мы должны противостать этим внушаемым опасениям. Если он будет представлять покорность Богу как помеху нашему внешнему благополучию, продвижению по службе, то мы должны противостать этим внушениям гордости и лени. Если он будет искушать нас обвинять в наших несчастьях, страданиях и скорбях Божий промысел, внушать, что мы могли бы избежать их, следуя его голосу, а не голосу Божьему, то мы должны противостать этим побуждениям к возмущению. Не позволяйте дьяволу преодолевать вас в тех или других искушениях. Если мы позорно поддаемся искушениям, то он постоянно будет преследовать нас. А если облечемся во всеоружие Божье и будем твердо стоять против него, то он убежит от нас. Наша твердость запирает двери перед его искушениями.
В стихе 8 дается указание, как мы должны вести себя по отношению к Богу, чтобы стать покорными Ему. Приблизьтесь к Богу. Сердце, прежде бунтовавшее, должно склониться к ногам Божьим. Дух наш, далекий и отчужденный от жизни общения с Богом и хождения перед Ним, должен сблизиться с Ним путем поклонения Ему. А также путем соблюдения Его заповедей, путем исполнения христианского долга, требуемого от нас. Очистите руки. Кто приходит к Богу, должен иметь чистые руки. Поэтому ап. Павел повелевает воздевать чистые руки (что делали при молитве) без гнева и сомнения (1Тим.2.8). Воздевать руки, не запятнанные кровью и подкупом, никакой жестокостью, никакой греховной нечистотой. Кто не покоряется Богу, тот порабощается греху. Руки должны очищаться верой, покаянием и исправлением. А иначе мы будем напрасно приближаться к Богу в своих молитвах или в любой форме поклонения. Сердце двоедушных должно быть исправлено. Под двоедушными людьми здесь подразумеваются остановившиеся на полпути между Богом и миром. Исправьте сердце – это значит стать искренним, во всех поступках руководствоваться одним принципом. И преследовать единственную цель – угодить Богу, а не добиваться чего-то в этом мире. Лицемерие – это нечистота сердца, но истинно покорившиеся Богу очищают как руки свои, так и свое сердце.
В стихах 9 и 10 этой же главы апостол дает еще несколько рекомендаций, как мы должны вести себя по отношению к Богу. Сокрушайтесь, плачьте и рыдайте. Скорби, посылаемые Богом, дети Божьи должны принимать так, как Он ожидает от них. И должны быть чувствительны к ним. Сокрушайтесь, когда скорби сокрушают вас, и не пренебрегайте ими. Страдайте из сочувствия к тем, кто находится в скорби. И принимайте близко к сердцу бедствия, переживаемые Божьей церковью. Плачьте и рыдайте о своих собственных грехах и о грехах других. Время вражды и разделений – это время плача. Грехи, вызывающие распри и раздоры, должны быть удалены. Смех ваш да обратится в плач, и радость – в печаль. Эти слова можно понимать либо как предсказание скорбей в жизни чада Божьего, либо как требование быть серьезными. Пусть люди насмехаются над бедой, бросают ей вызов, однако Бог наведет ее на них. И каким бы ни был веселым смех, Он может обратить его в плач. Иаков показывает ниже, что именно это угрожает беззаботным христианам. Поэтому он советует оставить пустое веселье и чувственные удовольствия, чтобы дать место благочестивой скорби и слезам покаяния.
«Смиритесь перед Господом, и вознесет вас». Все внешние выражения скорби, сокрушения и печали, упомянутые выше, должны сопровождаться соответствующим внутренним настроем. Здесь требуется смирение духа, смирение перед Богом. Ибо Бог смотрит главным образом на дух человека. Да будет всякое зло оплакано нами с великим самоунижением, а всякое добро да будет совершаться с великим смирением. К такому образу поведения относительно Бога нас должно поощрять то, что Бог приближается к тем, кто приближается к Нему. И возносит тех, кто смиряется перед Ним. Кто приближается к Богу путем исполнения своего долга, к тем Он приближается путем милости. Приблизьтесь к Нему путем веры, упования и послушания, и Он приблизится к вам, чтобы спасти вас от вечной погибели. Если между нами и Богом нет близкого общения, то это наша вина, а не Его. Если мы искренно раскаиваемся и смиряемся перед проявлениями недовольства Бога нами, то вскоре познаем Его благоволение. Он либо вознесет нас из скорбей, либо вознесет наш дух над этими скорбями и утешит нас. Либо вознесет нас до положения чести и безопасности в этом мире. Либо возвысит наши привязанности выше этого мира. В Ис.57.17 сказано, что Бог оживляет дух смиренных. И вознесет их по окончании жизни во славу. Самая высокая честь на небе будет вознаграждением за самое великое смирение на земле.
В наши дни нас все везде обо всем предупреждают: о вреде курения, о последствиях нарушения правил дорожного движения, о наказании за уклонение от уплаты налогов и т.д. Но предупреждений так много, что люди перестают обращать на них внимания. Мы их просто игнорируем. Но нельзя игнорировать Божьи предупреждения. Пророк Иезекииль в 3-ей главе ясно говорит нам, что предупреждение очень важно не только для того, кого предупреждают, но и для того, кто предупреждает (Иез3.16-21). Божьи слова нужно принимать всерьез. В Еф.4.30 сказано нам: «Не оскорбляйте Святого Духа Божия». Библия нам напоминает: 1Фес.5.22 «Удерживайтесь от всякого зла». Библия предостерегает нас, что нельзя судить других, дабы не быть самим судимыми и т.д. Господь, создавший нас, знает, как нам нужно жить. Он предостерегает нас от всех опасностей. Давайте же принимать все Его предостережения всерьез.
Кому в большей, а кому в меньшей степени, но всем нам не нравится, как мы выглядим. Что-то нам хотелось бы в своей внешности изменить. Но беда, если это желание перерастет в навязчивую идею – постоянное недовольство своим внешним видом отравляет людям существование. Вместо того чтобы выискивать изъяны в своей внешности, вспомните библейские истины, которые помогут быть довольными тем, какими нас сотворил Бог. Вспомним слова Бога, сказанные пророку Самуилу: 1Цар.16.7 «Я смотрю не так, как смотрит человек. Ибо человек смотрит на лицо, а Господь смотрит на сердце». Для Бога гораздо важнее, что у нас на сердце, чем наш внешний вид. Во-вторых, в 138-м псалме Бог напоминает нам, что создал нас Он (Пс.138.15-16). И что устроены мы дивно (Пс.138.14). Бог для чего-то создал нас именно такими, какие мы есть. И уже это должно быть для нас поводом благодарить Его. Самое же важное – какими нас видит Бог. Если сердце наше очищено от греха верой во Христа, если мы всё больше уподобляемся Христу, то в Божьих глазах мы выглядим что надо.
Всеобщее правило христианской жизни таково: она должна быть добродетельной, что невозможно без добросовестного исполнения всех своих обязанностей перед Богом и перед другими людьми. В Первом Послании Петра автор говорит о том, каким путем можно использовать страдания во благо себе. Вместо того чтобы бояться страхом человеческим, Он предлагает делать следующее: 1Пет.3.15-16 «Господа Бога святите в сердцах ваших … Имейте добрую совесть». Мы святим Господа Бога в своих сердцах, когда искренне и ревностно поклоняемся Ему, когда думаем о Нем с благоговением и трепетом. Когда уповаем на Его силу, надеемся на Его верность, подчиняемся Его мудрости, подражаем Его святости и воздаем Ему славу, достойную Его совершенства. Мы святим Бога перед другими, когда наше поведение вдохновляет и их прославлять и чтить Его. От нас требуется и то и другое. Благоговейное сознание Божьих совершенств – самое лучшее средство против страха перед страданиями. Если мы больше боимся Бога, то людей, конечно, будем бояться меньше. Ничто так хорошо не подтверждает исповедание христианской веры, как указанные в стихе 16 два средства – добрая совесть и доброе житие во Христе. Совесть добрая тогда, когда она хорошо исполняет свои функции, сохраняется свободной от сознания вины. Тогда она оправдает нас, если даже люди осудят нас. Доброе житие во Христе – это святая жизнь по учению Христа и по Его примеру. Мы должны наблюдать хорошо за своей совестью и за своей жизнью. И тогда, хотя люди будут злословить нас и ложно обвинять как злодеев, мы сумеем оправдать себя, а обвиняющих нас – постыдить. Жизнь вокруг нас показывает, что даже самые честные люди не могут избежать осуждения и клеветы со стороны злых людей. Они будут злословить их как злодеев, и обвинять в преступлениях. Так же обращались с Христом и Его апостолами. Добрая совесть и доброе житие – это самый верный способ сохранить доброе имя, они обеспечивают отличную и прочную репутацию. Ложные обвинения обычно оборачиваются позором для обвиняющих, поскольку, в конце концов, обнаруживаются их безрассудство, несправедливость, лживость и жестокость.
Кто может остаться равнодушным, глядя на спортсмена, который возвращается на дистанцию после падения, когда все шансы на победу вроде бы потеряны? Бегун, который споткнулся и упал, а потом снова подтягивается к лидерам, приковывает к себе взоры многих. Такие же стойкость и упорство есть у христиан, которые черпают силы в примере своего Господа и Спасителя Иисуса Христа. Не было человека, более униженного, чем Господь, до того, как Он «вернулся на дистанцию». Его оскорбляли, на Него плевали, его избивали и, в конце концов, распяли на кресте. Когда же Его мучения закончились, в бок Господу вонзили копье. Палачи убедились, что Он мертв. Его гроб охраняла стража. Кто еще мог оказаться больше «вне игры», чем Господь Иисус. Но это был еще не конец. Через три дня Он воскрес из мертвых и явился многим из Своих учеников. Он победил в борьбе со смертью, грехом и адом. Возможно, кому-то из нас кажется сегодня, что он сошел с дистанции. Он сильно упал. Тогда взгляните на страдания Спасителя. Попросите Его дать вам возможность продолжить свой жизненный путь. Наш Господь – Победитель, и Он поможет и нам одержать победу над силами зла и над грехом.
Господь Иисус! Просим, веди нас на нашем жизненном пути. Дай нам сил и желание жить по Твоей воле!
пастор Золтан З. Тырык
Молитва. Боже и Отче! Мы благодарим Тебя за то, что сказал нам сегодня о том, как вести себя по отношению к Богу, как нам продвигаться на нашем жизненном пути. Просим, помоги нам покориться Тебе и отказаться от дружбы с миром. Чтобы мы в своей жизни преследовали единственную цель – угодить Тебе, а не добиваться чего-то в этом мире. Ибо Ты не причинишь нам вреда Своим господством над нами. Это, несомненно, принесет нам благо. Просим, помоги нам противостать искушениям сатаны и мира. Помоги нам облечься во всеоружие Божие. Помоги исполнять наш христианский долг и смириться перед Тобой. Дай нам дух смиренный. Дай нам осознать, что Твои слова нужно принимать всерьез. Научи нас благодарить Тебя за всё и жить по Твоей воле. Обо всем просим во имя Господа Иисуса Христа. Аминь.