ПРОПОВЕДИ
Как хранить в чистоте сердце
1Тим.5.22 «не делайся участником в чужих грехах; храни себя чистым».
Под выражением «не делайся участником в чужих грехах» большинство богословов здесь подразумевают следующее: тот служитель церкви, кто слишком легко снимает церковное наказание, других поощряет грешить. И, таким образом, потворствует грехам и делается виновным в них. Мы, христиане, должны быть очень бдительными в отношении самих себя, чтобы не оказаться участниками в чужих грехах. «Храни себя чистым» не только от совершения подобных грехов, но и от поощрения их или содействия, тем или иным путем, грехам других. Мы должны хранить свое сердце чистым, если хотим быть чистыми.
В дни Господа Иисуса книжники и фарисеи, известные своим лицемерием, о том заботились, чтобы выглядело всё свято и не много внимания уделяли святости сердца (Мф.23.25). Когда свет Христов воссиял на них, Господь представил эту внешнюю благочестивую жизнь в ее истинном виде. Он не говорил, что всё красивое снаружи заведомо порочно. Но говорил, что порочность за внешним блеском не скроешь. Когда мы стремимся только к внешней благопристойности и чистоте, не придавая никакого значения внутреннему освящению и чистоте сердца – это великий грех.
Многим не нравится, когда их обличают, прямо или за глаза. Нелегко смотреть в лицо своим промахам, недостаткам, грехам. Но, оглядываясь на прожитое, мы не можем не признать, что некоторые вполне заслуженные упреки пошли нам на пользу. Когда тебя отсчитывают или упрекают, безусловно, приятного мало. Но подлинно благочестив тот, кто с готовностью принимает доброжелательную критику и остается благодарным тем, кто так критикует. Верный укоритель – незаменимый помощник христианина в его земном пути. Его следует ценить превыше всякого сокровища. Тот, кто хочет остаться невредимым, должен найти верного друга и заклятого врага, чтобы избежать пороков благодаря увещаниям одного и осуждению другого. Так что принимайте упреки с благодарностью. Помните «искренние укоризны от любящего» (Пр.27.6). Некий богослов описывает, как следует обличать по-христиански: «Обличить брата – это то же самое, что помочь ему встать, когда он упал; возлить елей, когда он изранен; вернуть на путь, когда он сошел с него».
У друга некоего служителя есть яхта. Во время своего первого визита к другу служитель подумал: «а не тронулись ли они на почве чистоты?» Жена друга постоянно внимательно следила за чистотой не яхте. Служитель подумал, что точно так же мы должны беречь от греха свое сердце. Ап. Павел молился, чтобы фессалоникийские верующие были непорочны и жили, угождая Богу. 1Фес.3.12-13 «А вас Господь да исполнит и преисполнит любовью друг к другу и ко всем …, чтобы утвердить сердца ваши непорочными во святыне перед Богом». Он говорит о двух вещах, которые он желает им. Мы также должны желать их как себе, так и своим близким и друзьям. 1. Чтобы они преисполнились и исполнились любовью друг к другу и ко всем людям. От всех христиан требуется взаимная любовь, и не только любовь друг к другу, но и доброе расположение ко всем людям. 2. Чтобы они могли быть утверждены непорочными в святости. Чем более мы возрастаем в благодати, тем более утверждаемся в святости. Святость требуется от всех, кто хочет войти в небо. Нашим желанием должно быть, чтобы наши сердца были утверждены в святости. Апостол не имел в виду, что все верующие станут Божьими ангелами – они не стали, и мы не станем. Но если мы понимаем, что согрешили, должны немедленно исповедать свой грех. Должны попросить прощения у Бога и отречься от греха, пусть даже самого невинного. Если мы признаемся Богу в своих грехах, Он очищает нас от них.
Сорок долгих лет этот старик скрывал от людей свое преступление, но потом все-таки не выдержал угрызений совести и сознался. На процессе он сказал: «Сорок с лишним лет у меня над головой висел меч. И с каждым днем мне было всё тяжелее и тяжелее от этого. Так что я не выдержал». Действительно, от себя убежать невозможно. Судья решил проявить к нему милость. Слова судьи: «По данному делу обвиняемый освобождается от уголовной ответственности» принесли ему свободу. Освободиться от вины за содеянное можно только через ее признание. Пр.28.13 «Скрывающий свои преступления не будет иметь успеха; а кто сознается и оставляет их, тот будет помилован». Человек скрывает преступление в бесчестии и лицемерии. Надменный грешник желает, чтобы о нем думали лучше, чем он есть на самом деле. Он скрывает свой грех. Цицерон считал, что рассказывать о своих проступках другим – позорно и опасно. Мы видим, что языческая нравственность только разжигает гордыню. Но исповедание грехов перед Богом – это первый шаг покаяния. Верующий должен научиться регулярно раскаиваться в своих грехах. Как только мы осознаем свой грех, мы возлагаем его на Искупителя Иисуса Христа. Грехов, которые не надо обязательно омывать кровью Искупителя, не существует. Не исповеданные грехи умножают вину. Подлинное сознание греховности не дает покоя, пока мир Божий не поселится в душе через веру. Как точно подметил Беньян, христианин хоронит свои грехи у креста Спасителя, а не у небесных врат.
Многим кажется, что покаяние – это необходимое предварительное условие, которое предъявляет Бог к людям. Что прежде, чем человек придет к Богу, он должен покаяться, почистить перышки. Но Клайв Льюис сказал, что «Бог не требует от нас покаяния до того, как примет нас к себе. Покаяние – это и есть само возвращение к Богу». Вспомним слова Самого Господа Иисуса из книги Откровений: Откр.2.4,5 «Но имею против тебя то, что ты оставил первую любовь твою. Итак, вспомни, откуда ты ниспал, и покайся, и твори прежние дела». Имеющие в себе много доброго могут, в то же время, страдать и недостатками. Господь Иисус как беспристрастный Судья замечает и то и другое. И хотя Он более склонен замечать в нас доброе, однако замечает также недостатки и справедливо укоряет за них. Христос крайне огорчается и скорбит, когда видит, как Его дети охладевают в любви к Нему. И предпринимает те или иные меры, чтобы дать им почувствовать Свое недовольство. Кто потерял свою первую любовь, должен сравнить свое настоящее состояние с прошлым и понять, насколько его состояние было лучше тогда, чем теперь. Как много он утратил радости, мира, силы и чистоты, оставив свою первую любовь. Насколько спокойнее тогда он ложился спасть, и насколько радостнее был, пробуждаясь утром. Насколько лучше он мог перенести бедствия и более достойным образом принимать благоволения Божьего к себе. Насколько легче для него была мысль о смерти, и насколько сильнее было его стремление к небу и надежда на него. Они (члены эфесской церкви) должны покаяться. Они должны сокрушаться о своем упадке и стыдиться его. Должны укорять себя за него и со смирением исповедовать свое состояние перед Богом, осудив себя за него. Они должны возвратиться к своим прежним делам. Покаявшийся должен приложить все усилия, чтобы оживить и восстановить свое прежнее усердие, искренность и серьезность. Он должен молиться так горячо и бодрствовать так старательно, как он это делал прежде.
В книге пророка Аггея, состоящей из 38 стихов, обратим внимание на слова «обратите сердце ваше». Эти слова встречаются в этой книге четыре раза. Через Аггея Бог обращался к израильтянам, которые вернулись из вавилонского плена. Говорил Он понятно: «Да подумайте же вы. У вас еды не хватает. Одежда ваша прохудилась. Богатством никаким и не пахнет. А всё потому, что Я вам повелел строить Мой дом, а вы этого не делаете. Когда послушаетесь, тогда и вернется к вам благословение». Это сказано и для нас. Нам порой очень даже стоит задуматься о своих путях. Как и те израильтяне, которым пророчествовал Аггей, мы можем обнаружить, что наше непослушание становится преградой на пути благословений Божьих.
Джон Маккейл уверовал во Христа, когда ему было девятнадцать лет, и он работал на железной дороге. Много лет спустя этот известный шотландский благовестник и пастор вспоминал о том незабываемом дне своей юности. Он рассказывал: «Как будто кто-то поднял завесу. Не было никаких особенных ощущений, просто я вдруг всё увидел абсолютно ясно». Господь Иисус так и говорит: Мф.5.8 «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят». Господь в данном случае называет блаженными тех, кто не стремится к внешнему проявлению святости, но стремится к самой святости. Чистых сердцем не удовлетворить внешним проявлением религии, Их совесть не может смириться с внешними обрядами, они желают служить Богу внутренним человеком. Когда у человека внутри всё становится на своё место, он получает особое благословение – может видеть Бога во всем. Когда мы получаем Божье прощение, когда Бог смывает с нас нечистоту нашу, у нас открываются глаза и мы видим Бога там, где раньше Его в упор не замечали. А если сердце ваше затянуто какой-то пеленой, потому что вы противитесь Богу, покоритесь Ему и Он снимет с вас эту пелену.
Два рыбака прикинули по карте курс и отправились на своей лодке в Мексиканский залив. Ориентируясь по компасу, они вышли в открытое море и отплыли от берега на 60 миль, надеясь порыбачить на морского окуня. Но, прибыв на место и включив глубиномер, они поняли, что находятся совсем не там, где думали. Оказалось, что один из них оставил рядом с компасом фонарик, и магнит на корпусе фонарика сбивал стрелку компаса. Наше грешное сердце тоже может сбивать нас с правильного курса мыслей, как этот магнит увел в сторону стрелку компаса, а за ней и лодку. Многие соотечественники Христа, напр., думали, что, не признавая Господа Иисуса за Мессию, они идут верным курсом (Ин.7.41,42). Но настоящая проблема с этими людьми заключалась в том, что сбилось с курса их сердце. Они противились Христу потому, что Он представлял угрозу их религиозным традициям. И, вместо того, чтобы всё проверить по Писанию (и в результате убедиться, что Иисус есть Мессия), они предпочли верить в то, во что было удобнее верить им, и отвергли Христа. Мы тоже можем обманываться, и нам нужно просить Господа, чтобы Он открывал нам истинные побуждения наши, которые затуманивают наш разум и лишают способности здраво судить обо всем (Пс.138.24). И с Его помощью мы можем снова лечь на правильный курс.
Приводим слова одной христианки: «Я знала одну женщину, которая каждый вечер перед сном делала в доме генеральную уборку. Потому что не хотела, чтобы Господь Иисус увидел ее неаккуратной хозяйкой, если случится так, что второе пришествие наступит, когда она будет спать. Мне тоже хотелось от нее не отстать, но, наверно, опыта у меня, молодой хозяйки, жены и матери, было поменьше. И часто, к концу дня я точно знала, что похвалы за аккуратность и чистоту от Господа мне не дождаться». Похвально стремиться поддерживать в своем доме чистоту во славу Божию. Но все-таки Бога в первую очередь волнует не наш земной дом. Ему гораздо важнее, в каком состоянии Его дом в душе нашей – сердце наше. Два совета дает Господь Иисус насчет чистоты в этом доме: люби Бога и исполняй заповеди Его (Ин.14.21). Непослушание Богу – грязь в доме. Послушание же, которое идет от любви к Богу, наведет в сердце такой порядок, который Богу как раз и нужен – и сейчас, и в пришествие Его.
В Псалме 50 Давид молится об освящающей благодати, и этого так же, как прощения и мира, больше всего жаждет каждый истинный раскаявшийся грешник. Пс.50.12 «Сердце чистое сотвори во мне, Боже». Велико разрушение, произведенное грехом в человеке, что Бог снова должен что-то творить. Сейчас, как никогда ранее, он увидел, каким порочным является его сердце. Он видит, что не в его силах изменить сердце, и поэтому просит Бога. Только Бог, сотворивший сердце, может сделать его новым. Он сотворил этот мир словом Своей силы, как Бог природы, и через слово, как Бог благодати, Он очищает нас.
Господь, сотворивший нас однажды, сотвори нас заново и обнови нас в сердце нашем!
пастор Золтан З. Тырык
Молитва. Боже и Отче! Просим, повыметай всю пыль и всю паутину гордыни, злости, упрямства из нашего сердца. Сотри с нас скверну мира и очисть изнутри. Помоги нам поддерживать в чистоте свое сердце. Чтобы Ты мог войти в чистый дом нашего сердца. Воцарись на престоле сердца нашего, наш Спаситель. Благодатью Своей сохрани в чистоте наше сердце в этом грешном мире. Дай нам Твоим путем идти. Чтобы не зайти туда, куда не нужно, веди нас на нашем жизненном пути в правильном направлении. Ты создал человеческий род в прошлом, создай же и в нас нового человека. Обо всем просим во имя Господа Иисуса Христа. Аминь.