ПРОПОВЕДИ
Научимся владеть собой
Прит.29.22 «Человек гневливый заводит ссору,
а вспыльчивый много грешит».
В нашем эпиграфе приведена одна из причин, почему надо научиться владеть собой. Посмотрите, какое зло совершает человек гневливого и вспыльчивого нрава. Во-первых, подобный нрав провоцирует людей к ссоре. Он приносит ссоры и беспокойство в семью и к соседям. Он разжигает уголья и втягивает в раздоры даже тех, кто желает жить тихо и мирно. Во-вторых, подобным нравом люди раздражают Бога. Напомним, что гневаться не значит всегда грешить. Но человек пал, и поэтому ему крайне тяжело не согрешить в гневе. Вспыльчивый человек, находящийся во власти своего настроения и страстей, много грешит. Чрезмерный гнев – это грех, который приводит ко многим грехам. Он не только препятствует людям призывать имя Божье, но и приводит к тому, что они начинают проклинать и позорить имя Божье.
Нам необходимо изучать человеческие пороки, т.к. они часто переходят в грех. Мы должны четко представлять, что можно, а что нельзя делать. Одним из наиболее распространенных пороков является гнев. Под термином «гнев» будем понимать выражение нашего негодования или недовольства, вызванное поступками, словами или намерениями людей. Как правило, в гневе мы ощущаем себя правыми и думаем, что действуем справедливо. И считаем, что должны восстановить справедливость любой ценой, причем немедленно. После очередного приступа гнева каждый нормальный человек обещает себе больше не срываться. Но проходит время, и вновь переживает конфликт.
Хорошо запомним, что проявление гнева – не показатель силы. Гнев, напротив, свидетельствует о слабости, обидчивости, ранимости. В гневе человек удаляется от мудрости. Еккл.7.9 «Не будь духом твоим поспешен на гнев, потому что гнев гнездится в сердце глупых». Мы должны стремиться научиться управлять своими чувствами с мудростью и благодатью. Кто торопится в своих ожиданиях и не терпит отлагательства, тот гневается, если его желание не удовлетворяется мгновенно. Мы не должны гневаться на притеснителей или тех, кто является инструментом постигших нас бед. Не будь скор на гнев и поспешен на оскорбления и негодование. Не торопись выразить свое возмущение по этому поводу. Хотя гнев может войти и в душу мудрого человека, но он пройдет через нее, как прохожий. Но гнездится он только в сердце глупых. Там он занимает главенствующее место. Там его лелеют, хранят в недрах и не желают с ним расстаться. Поэтому тот, кто хочет считаться мудрым, не должен «давать место дьяволу» и позволять, чтобы «солнце зашло в его гневе» (Еф.4.26,27).
В Библии осуждается гнев неправедный, ибо он гибельный. А праведный гнев может обличить и обнажить зло, грехи и пороки. Гневу есть место и в жизни христиан. Отсутствие гнева может даже указывать на безразличие верующего, на его духовную слабость. Гнев быстро вооружает, концентрирует наши страсти и силы против зла, неправды и бесчестия. Если он сочетается со святостью, он благ и необходим. Господь Иисус не только любил, но и гневался. Вспомним Его гневный взор на меновщиков денег в храме, а также на фарисеев, когда Он хотел исцелить в субботний день сухорукого, а они противились этому (Мф.12.9-14).
Мы склонны беспокоить себя бесполезными и бесплодными тревогами, недовольством и недоверием. Поэтому необходимо вооружить нас против этого. Надо научиться располагать себя к вере в Бога. Вспомним отрывок из книги Псалмов. Пс.36.7-8 «Покорись Господу и надейся на Него. Не ревнуй успевающему в пути своем, человеку лукавнующему. Перестань гневаться, и оставь ярость; не ревнуй до того, чтобы сделать зло». Примирись со всем, что Бог совершает. Ибо так лучше всего, и так Бог повелел случиться. Также поверь в то, что Бог всё соделывает для нашего блага (в первую очередь, для духовного блага). Когда мы терпеливо несем то, что возложено на нас, и так же ожидаем того, что нам предназначено в будущем, то это служит нашим интересам, т.к. делает нас спокойными. Это же является нашей обязанностью, т.к. нам это достоинство необходимо. Не будем расстраивать себя тем, что видим в этом мире. Не будем ревновать человеку, который, являясь плохим, в то же время процветает, становится богатым и великим в этом мире. Он достиг своей цели и пренебрежительно отзывается о благочестивых и хороших людях. Если твое сердце начинает восставать при виде этого, то срази свое безрассудство и перестань гневаться. Сдерживай первые ростки своего недовольства и зависти, и не давай пристанище ни одной недостойной мысли против Бога и Его провидении по этому поводу. Не гневайся, что бы Бог ни делал, ибо это самый плохой гнев, который может быть. Не завидуй их процветанию, чтобы не подвергнуться искушению стать на тот же нечестивый путь для собственного обогащения и продвижения. Обратим внимание на то, что недовольный раздражительный дух открывает дверь для многих искушений. И тот, кто потакает ему, подвергается опасности совершить зло.
В Послании к ефесянам мы находим еще один призыв научиться владеть собой. Еф.4.31 «Всякое раздражение и ярость, и гнев и крик, и злоречие со всякою злобою да будут удалены от вас». Под раздражением, яростью и гневом подразумевается сильное внутреннее возмущение и недовольство против кого-либо. А под криком – грубые высказывания, угрозы и другие проявления невоздержанности речи. В которых раздражение, ярость и гнев находят себе выход. Под злоречием подразумеваются всякая брань, оскорбительные слова, упреки в адрес тех, на кого мы гневаемся. Злоба – это укоренившийся в сердце гнев, возбуждающий в человеке злые замыслы и толкающий на злые поступки против других. В противоположность этому мы должны быть друг к другу добры. Мы могли заметить, что все конкретные правила, на каких настаивает апостол, относятся к заповедям второй скрижали. Откуда следует, что христиане должны научиться строго соблюдать и заповеди, относящиеся к людям, а не только к Богу. Тот, кто сознательно не исполняет их, не может быть искренно и истинно любящим Бога или боящимся Его, как бы он на это ни притязал.
Известный актер, христианин, однажды сказал: «Говорите меньше, говорите тише, и лучше пореже». Совет для некоторых трудновыполнимый. Они говорят быстро и громко, и мало задумываются о количестве слов. Тем не менее, умение контролировать речь – важное качество, особенно когда приходится иметь дело с гневом. В Библии сказано, что всякий человек должен быть «медлен на слова» (Иак.1.19). А также и то, что «кроткий ответ отвращает гнев» (Прит.15.1). Множество примеров тому мы можем найти как в собственной жизни, так и в Библии. С Божьей помощью мы можем укротить гнев людей, восстающих против нас. Кроткий, добрый ответ отвратит гнев и укрепит единство во славу Божию.
Конфликты неизбежны в нашей жизни, ведь у каждого из нас особенный, порой сложный характер. Люди, искренне желающие мира с другими людьми, забудут о своей выгоде и будут пытаться разрешить проблему в общих интересах. Мудрец говорит, что «разумный воздержан в своих словах» (Прит.17.27). Это означает способность иметь в виду всё множество различных мнений и воздерживаться от тех, которые могут вызвать ссору. Мудрый человек подумает, прежде чем выскажет свою мысль, и к тому же постарается помочь советом окружающим. Книга Притчей также дает нам разумный совет, как справиться с эмоциональным напряжением: «благоразумный хладнокровен». Человек, могущий совладать с собственным гневом, не потеряет голову во время перепалки, а попытается разрешить спор без излишнего напряжения. Когда вам покажется, что с вами обходятся несправедливо и пора встать на защиту своих прав, остановитесь и помолитесь. Попросите у Бога спокойствие духа и нужные слова.
Все учащиеся школы во Флориде попали в неприятное положение. Система оповещений выслала всем родителям уведомления, что их дети были наказаны за плохое поведение. Многие ребята уверяли, что ни в чем не виноваты. Однако большинство родителей это не убедило. И к школьному наказанию было добавлено еще и домашнее. Одна из мам призналась, что не только накричала на сына больше, чем следовало бы, но и лишила его завтрака. Как ни оправдывался мальчишка, это только больше разгорячало мать. К облегчению учеников этой школы обнаружилось, что автоматизированная система дала сбой. Уведомления предназначались лишь родителям 16 хулиганов. Многие родители не знали, как выпросить у своих детей прощение за то, что не поверили их словам. Да и мы все можем вспомнить не один случай, когда нужно было разобраться прежде, чем выносить вердикты. Послание Иакова дает нам практический совет по этому поводу: Иак.1.19 «Всякий человек да будет скор на слышание, медлен на слова, медлен на гнев». Научимся слушать других и не спешить с гневом. Слушать со вниманием, говорить с любовью.
Порой гнев становится праведной реакцией на зло, побуждает к восстановлению справедливости. Однако по большей части гнев вдохновляется себялюбивым возмущением против нарушения наших прав, ожиданий или привилегий. В любом случае важно знать, по какой причине возник наш гнев, и поступать угодным Богу образом. И никогда гнев не должен овладеть нами, подавляя голос разума. Не потому ли ап. Павел напоминает нам слова псалмопевца: Еф.4.26 (Пс.4.5)»Гневаясь, не согрешайте: солнце да не зайдет в гневе вашем».
В 1944 году Дуайт Эйзенхауер стал командующим объединенными силами союзников. Под его командованием находилась огромная армия, готовая начать освобождение стран Западной Европы от гитлеровского владычества. Почему именно он возглавил эту армию? Отчасти секрет заключается в его способности работать с разными людьми. Многие не знают, что он не всегда был спокойным и терпеливым. Напротив, в детстве он нередко дрался со сверстниками. К счастью, его мама была христианкой. Однажды, перевязывая кровоточащую руку сына, она прочла ему библейский стих: Прит.16.32 «Долготерпеливый лучше храброго, и владеющий собою лучше завоевателя города». Впоследствии Эйзенхауер писал: «Этот разговор я считаю важнейшим в своей жизни». Научившись сдерживать гнев, он смог добиться многого и в других областях. Все мы время от времени выходим из себя. Однако с Божьей помощью и мы можем научиться долготерпению и владению собой. Это станет прекрасным украшением нашего характера и лучшим свидетельством для неверующих людей.
Гнев – страшная сила, в особенности, если она направлена прямо на нас, да еще от близкого человека. И пусть он недолог, последствия могут быть длительными и разрушительными. Печально, что люди, которых мы больше всего любим, часто становятся главной мишенью для наших злых слов. Но даже если нас провоцируют, всё равно мы должны остановиться – ответить не гневом, а добротой. Бог через Библию убеждает нас сдерживать гнев и раздражение, быть друг к другу сострадательными и прощать, как и Бог во Христе простил нас (Еф.4.32). Если гнев стал у вас хронической болезнью, передайте эту уязвимую часть вашего характера силе Христовой (Флп.4.13). Просите Бога простить вас и научить управлять своими чувствами. Ищите помощи у друзей, которые также могут помочь вам справиться с собой для всеобщей пользы и радости. Искренне желая угодить Богу и любить ближних, мы можем одержать победу над самым скверным своим характером.
Бог осуждает источник гнева – лукавое испорченное человеческое сердце, приносящее гибель. Пусть же евангельские истины наставят нас в благочестии и помогут искоренить в себе этот порок.
пастор Золтан З. Тырык
Молитва. Боже и Отче! Благодарим Тебя за слова наставления, которые Ты говоришь нам через Библию. Просим, дай нам осознать, что гнев ослепляет и опьяняет, а пьяный способен на то, о чем в трезвом состоянии и не подумает. Просим, помоги нам укротить наш гнев, а также гнев восстающих против нас. А любая злость – бомба замедленного действия, которая, когда взорвется, может разорвать в клочья и нас самих. Дай нам не сорваться, на зло, не ответить злом, помоги нам одолеть свод гордость. Даруй нам спокойствие духа и нужные слова, когда нам кажется, что с нами обходятся несправедливо и пора встать на защиту своих прав. Помоги нам забыть свои обиды, быть готовым прощать и признать свою вину. Помоги нам не спешить с осуждением других, а лучше следить за собой. Озари нас своим светом, сотвори в нас новую жизнь, помоги нам одержать победы над своим характером. Чтобы мы желали угодить Тебе и любить ближних. Обо всем просим и молим во имя Господа Иисуса Христа. Аминь.