КОММЕНТАРИИ
на Евангелие от Иоанна
Глава 10
10.1 «Истинно, истинно говорю вам: кто не через дверь входит во двор овечий, а влезает в другом месте, тот вор и разбойник». Христос разговаривал с книжниками и фарисеям. Выступая против Христа, они основывались на том принципе, что они были пасторами Церкви. И что Иисус, не получивший от них никакого назначения, был обманщиком и самозванцем. И поэтому народ обязательно должен был поддержать их против Него. Возражая против этого, Христос описывает основные характеристики лжепастырей и истинных пастырей. Он оставил им самим делать вывод о том, какими пастырями они являются. Если бы они захотели принять Его учение, им надо было бы отказаться от своего ложного самомнения. Кроме того, Его учение могло казаться ненадежным из-за малочисленности принимающих его. Итак, Христос говорит, что не все должны считаться за пастырей и овец, занимая внешнее положение в Церкви. Но законные пастыри и подлинные овцы отличаются от незаконных пастырей и неподлинных овец тем, что для них Христос есть цель, начало и Глава. Эта истина полезна для всех столетий. Самая вредная язва Церкви заключается в том, что волки прикрываются личиной пастырей. Оскорбительным было для первых христиан, когда выродившиеся израильтяне выдавали себя за сынов Церкви, и под этим предлогом поносили истинных верующих. Здесь предлагается нам сравнение, взятое из обычая Израиля, страны, имеющей отношение к овцеводству. Христос уподобляет Церковь овчарне, в которой Бог собирает Своих людей. Сравнения, используемые для иллюстрации божественных истин, должны заимствоваться из тех сторон жизни, которые являются хорошо знакомыми людям. Чтобы божественное не затемнялось тем, что, напротив, должно его прояснять. Предисловие в этой речи звучит торжественно: «Истинно, истинно говорю вам», Аминь, Аминь. Это заявление указывает на непреложность и важность сказанного. «Кто не дверью входит …». Описывается признак вора и разбойника. Которые приходят для того, чтобы нанести вред стаду и причинить ущерб владельцу. Они не дверью входят, т.к. не имеют законных оснований на это. Они влезают в окно или через какой-нибудь пролом в стене. Если нас пытаются увести от Христа те, кто завет себя пастырями, их следует избегать не иначе, как волков, воров и разбойников. И не следует входить в общение с каким-либо стадом, кроме того, где проповедуется чистая евангельская вера.
10.2 «А входящий дверью есть пастырь овцам». Это есть отличительный признак законного владельца, которому принадлежат овцы и который заботится о них. Он входит дверью как имеющий на это право. И приходит для того, чтобы послужить овцам – «пораненную перевязать, больную укрепить» (Иез.34.16). Христос увещает Своих учеников, чтобы те отделили себя от неверующего большинства народа. И не позволяли нечестивым священникам править собой.
10.3 «Ему придверник отворяет, и овцы слушаются голоса его, и он зовет своих овец по имени и выводит их». Овцы нуждаются в человеческой заботе и в ответ на нее служат человеку. Они одевают и питают тех, кто их питает и держит в загоне. В древности в Израиле овчарня располагалась для большей безопасности овец во внутреннем дворе дома так, чтобы никто не смог проникнуть в нее иначе, как только через открытую придверником дверь. Или с помощью ключа, полученного от самого хозяина. Многие богословы под придверником понимают Бога. Бог признает и одобряет только тех, кто ведет овец по нужному пути. Христос называет учеников Своих овцами, что указывает на согласие в вере. Овцы слушаются голоса доброго пастыря, когда он заходит в загон, и разговаривает с ними голосом, хорошо им знакомым. Больше того, он зовет своих овец по имени (так хорошо он знает их и так внимательно наблюдает за ними) и выводит их из загона на злачные пажити.
10.4 «И когда выведет своих овец, идет перед ними; а овцы за ним идут, потому что знают голос его». Когда он выведет их на пастбище, то не погоняет их, а идет перед ними, чтобы предотвратить любой вред или могущую встретиться опасность. Таков был обычай того времени. Они же, привыкшие к этому, за ним идут и остаются невредимы. Господь и Его последователи соединены одним Духом Божьим. Так что пастырь идет впереди, а верующий следует за Ним. Хотя здесь говорится о служителях, Христос хочет, чтобы слушали не столько их самих, сколько говорящего через них Бога. Ибо лишь тот является верным пастырем Церкви, кто правит овцами под водительством и наблюдением Христа.
10.5 «За чужим же не идут, но бегут от него, потому что не знают чужого голоса». Чувствуя какой-то злой умысел, они бегут от чужого. Знают, что это не голос их пастыря. Это и есть тот дух различения, которым избранные отличают истину Божью от ложных человеческих умствований. Итак, в овцах Христовых сначала появляется истинное знание, а затем серьезное усердие в повиновении. Так что они не только разумеют истину, но и от всего сердца принимают ее. Христос восхваляет послушание веры не только в том, что овцы спокойно прибегают на зов пастыря, но и в том, что они не слушают чужих голосов и не рассеиваются, когда кто-то их зазывает.
10.6 «Сию притчу сказал им Иисус. Но они не поняли, что такое Он говорил им». Это притча, ключ к ее истолкованию мы находим в Иез.34.31 «Вы – овцы Мои, овцы паствы Моей; вы – люди, а Я – Бог ваш». Многие из слушающих слово Христа не понимают потому, что не желают понимать его. И еще потому, что желают понимать его превратно. Это их грех и их позор. Фарисеи были очень высокого мнения о своих познаниях, однако у них не оказалось достаточного разумения на то, чтобы понять, что такое Иисус говорил им. Это было выше их понимания. Весьма часто люди, претендующие на величайшую образованность, оказываются величайшими невеждами в божественных вопросах.
10.7 «Итак, опять Иисус сказал им: истинно, истинно говорю вам, что Я дверь овцам». Христос истолковывает эту притчу, подробно останавливаясь на ее деталях. В притче Он провел различие между пастырем и разбойником, и определил это различие по тому, что пастырь входит дверью. Объясняя притчу, Он представляет Себя одновременно дверью, которой входит пастырь, и пастырем, который входит этой дверью. Хотя представление одного и того же человека одновременно и дверью и пастырем является нарушением правил риторики, тем не менее, в том, что Христос Сам присваивает Себе власть входить со Своей Кровью, как бы дверью, во святилище, не является нарушением божественных принципов. Христос говорит, что Он есть дверь, иудеям, которые хотели, чтобы только их считали овцами Божьими. И фарисеям, которые хотели, чтобы их считали единственными пастырями. В общем, Господь – закрытая дверь, не допускающая вовнутрь воров и разбойников. А также тех, кому не дано права на вход. Он же и открытая дверь, приглашающая войти и иметь общение с Ним. Христом, как дверью, мы входим в стадо Божье (Ин.16.4). Им, как дверью, овцы получают доступ в Небесное Царство. Этими словами Христос хочет сказать: напрасно блуждают те, кто, оставив Его, притязает на Бога. Ведь им открыта только одна дверь (т.е. Он), а все остальные входы наглухо заперты.
10.8 «Все, сколько их ни приходило предо Мною, суть воры и разбойники; но овцы не послушали их». Не те являются лжепастырями, кто приходил прежде Него по времени (т.к. многие из них были верными пастырями). Но все те, кто опережал Его назначение и шел прежде, чем Он посылал их (Иер.23.21). Кто присуждал себе первенство, и заявлял о своем превосходстве над Ним, подобно антихристу, о ком сказано, что он превозносится (2Фес.2.4). Первосвященники, книжники, фарисеи, все, кто пытался помешать Ему в приобретении влияния на умы людей, настраивая их предубежденно против Него, суть воры и разбойники. Они воруют те сердца, на которых не имеют никаких прав. Они не захотели стать Его учениками, и потому были осуждены как узурпаторы. Те, кто соперничает с Христом, суть разбойники в Его Церкви, хотя бы они и претендовали на звание пастырей. Здесь Он разумеет под «овцами» тех, кто уже поступил под опеку Пастыря. По природе мы меньше всего являемся овцами, скорее же все рождаемся дикими зверями. И остаемся таковыми, пока Дух Христов не приручит нас. Духовные верующие не слушают лжеучителей. Все избранные Божии, даже если их искушают бесчисленные заблуждения, сохранятся в послушании чистой веры, и не станут добычей сатаны и Его слуг. Во время Господа они никак не могли ни одобрять предания старцев, ни получать удовольствие от соблюдения религиозных формальностей. Ибо ничто не вызывает такого сильного отвращения у истинно верующей души, как лицемерное поклонение.
10.9 «Я есть дверь; кто войдет Мною, тот спасется, и войдет и выйдет, и пажить найдет». «Я есть дверь». Здесь, во-первых, дано прямое повеление, как входить во двор овечий: через Иисуса Христа, как через дверь. Через веру в Него, как великого Посредника между Богом и человеком. Нет другого входа в Церковь Божью, как только через вступление в Церковь Христа. И никто не может считаться гражданами Царства Божьего среди людей, кроме тех, кто готов покориться благодати и правлению Спасителя. Мы должны входить дверью веры. «Кто войдет Мною, тот спасется». Во-вторых, даны драгоценные обетования верующим, исполняющим это повеление. Великое утешение благочестивых: те, кто однажды принял Христа, слышат от Него, что находятся вне опасности. Их привилегия заключается в том, что они спасутся. Эти овцы спасутся от наказания божественного правосудия за содеянные преступления, поскольку великий Пастырь возместил причиненный ими ущерб и спас их, как добычу из пасти рыкающего льва. Они будут иметь вечное блаженство. «И войдет и выйдет, и пажить найдет». Это еще одна их привилегия. Они будут ходить в этом мире под благодатью Христа. Они могут спокойно жить, не взирая ни на что, и Он будет пасти их до полного насыщения. Будут находиться в Его стаде так же, как находится человек в собственном доме. В доме, в котором он имеет свободный вход и выход. Их ведет и покоит Пастырь. И там и тут они находят пажить – траву в поле и корм на дворе. Собравшись вместе или оставшись наедине с собой, они общаются со словом Божьим. Оно поддерживает и питает их духовную жизнь и удовлетворяет их благодатные желания. Словом «вход» и «выход» Писание часто означает всевозможные действия человека во время его земной жизни, означая тем самым жизненные обстоятельства.
10.10 «Вор приходит только для того, чтобы украсть, убить и погубить; Я пришел для того, чтобы имели жизнь и имели с избытком». «Вор приходит … погубить». Этими словами Христос как бы обостряет наш слух, чтобы нас, беспечных людей, не смогли увести от Евангелия слуги сатаны. Намерения вора злобные: он приходит для того, чтобы украсть, убить и погубить. Во-первых, тех, кого они крадут, отвлекая их сердца и привязанности от Христа и Его пажитей, тех они убивают и губят духовно. Ибо ереси, которые они передали им, являются пагубными. Воровство некоторых заключается в том, что крадут Священное Писание таким способом, что неверно изъясняют его. Некоторые крадут святые таинства, извращая их, извращая их сущность. Кого они не могут украсть, кого они не могут ни увлечь за собой, ни утащить силой, ни увести из стада Христа, тех они стремятся при помощи гонений устранить физически. «Я пришел для того, чтобы имели жизнь». Намерения у пастыря благие. В противоположность намерениям вора Он пришел для того, чтобы вдохнуть жизнь в стадо, в Церковь. Он пришел для того, чтобы отстоять божественные истины. Он пришел для того, чтобы дать жизнь отдельным верующим. Жизнь включает в себя все духовные блага, и противопоставляется угрожающей смерти. Он пришел для того, чтобы оправдать нас, освятить и, в конце концов, прославить. Слова Господа «Я пришел для того, чтобы имели жизнь» означают, что те, кто не находится под Его надзором, беззащитны перед нападениями волков, воров и разбойников. «И имели с избытком». Намерение Христа состоит в том, чтобы они имели жизнь более полноценную, нежели та, которая была утрачена вследствие грехопадения. Более полноценную, нежели та, которая была обещана в законе Моисеевом, какую мы можем ожидать, о какой можем просить или помышлять. Сказанное можно понимать и не в смысле сравнения. А так, что Христос пришел для того, чтобы дать нам жизнь вечную, а это и есть жизнь с избытком. Истинные пастыри, все верные пастыри Церкви были поставлены Им. Он снабдил их необходимыми дарованиями, управляет ими Своим Духом, действует в них. Христос, сообщая Своим служителям всё то, что необходимо им для служения, остается главным Пастырем как их самих, так и всего стада.
10.11 «Я есть пастырь добрый; пастырь добрый полагает жизнь свою за овец». «Я есть пастырь добрый». Христос есть пастырь. О Нем, как о пастыре, находим пророчества в Ветхом Завете. Исаия 40.11 «Как пастырь Он будет пасти стадо Свое; агнцев будет брать на руки и носить на груди Своей, и водить дойных». Иез.34 23 «И поставлю над ними одного пастыря, который будет пасти их, раба Моего Давида». См. еще Иез.37.24 и Зах.13.7. В Новом Завете о Нем говорится как о Пастыре великом (Евр.13.20), Пастыреначальнике (1Пет.5.4), Пастыре и Блюстителе наших душ (1Пет.2.25). Бог – наш великий Владелец, и мы являемся овцами паствы Его по праву творения. Он назначил Своего Сына Иисуса пастырем. И здесь Он снова и снова подтверждает эти взаимоотношения. «Пастырь добрый полагает жизнь свою за овец». Этим самым Он дарует им жизнь вечную. Качеством, отличающим всякого доброго пастыря, является его готовность подвергать свою жизнь опасности ради овец. Так поступали многие пастыри, в том числе патриарх Иаков, Давид, ап. Павел. Но только Господь Иисус – великий Пастырь имел исключительное право положить Свою жизнь, чтобы приобрести Свое стадо (Деян.20.28). Только Он мог искупить падшее человечество, т.е. совершить жертву умилостивления за их преступления и пролить Свою Кровь, чтобы омыть и очистить их. Христос показывает, сколь истинно называет Себя их Пастырем. Ведь Он до такой степени заботится об их спасении, что не жалеет даже собственной жизни. Откуда следует: более чем неблагодарны и достойны погибели те люди, которые отвергают охрану столь благого и вожделенного Пастыря. Что касается поместных церквей, всякий раз, когда дела идут хорошо, и правят подходящие люди, на самом деле царствует Сам Христос. Однако есть множество волков, воров и разбойников, которые под личиной пастырей преступно расхищают Церковь. Нам, христианам, следует терпеть таковых, пока они не выдадут себя и не заслужат наказания. Если Дух Христов не столь сильно действует в служителях, чтобы в них являл Себя Сам Господь, этим наказываются наши пороки и испытывается наше послушание.
10.12 «А наемник, не пастырь, которому овцы не свои, видит приходящего волка и оставляет овец и бежит, и волк расхищает овец и разгоняет их». Христос не наемник. Под наемниками следует здесь понимать тех, кто не проповедует Божью истину. Много есть и было тех, которые не были ворами, и не стремились убить и погубить овец. Тем не менее, считаясь пастырями, очень небрежно исполняли свои обязанности. И по причине их халатности стаду причинялся огромный ущерб. Наемник ничего от овец не приобретает и не теряет. Когда видит приходящего волка или другую опасность, он оставляет стадо. Это ссылка на описание негодного пастуха из книги пророка Захарии: Зах.11.17 «Горе негодному пастуху, оставляющему стадо». Здесь описываются как негодные принципы, так и негодное поведение этих пастырей, т.е. судей и священников. Главным богом наемников является мирское богатство, именно поэтому они стали пастырями. Они взяли на себя служение пастыря как ремесло, чтобы жить и обогащаться за счет него, но не как возможность послужить Христу и сделать доброе дело. Они не беспокоятся о душах других людей. Они видят свою задачу в том, чтобы быть господами над братьями своими. Бегство наемника имеет губительные последствия. Он воображает, что овцы сами могут посмотреть друг за другом, но это оказывается далеко не так. Стадо постигает печальное опустошение, вина за которое будет целиком возложена на вероломного пастыря. Кровь погибающих душ взыскивается от руки этих пастырей.
10.13 «А наемник бежит, потому что он наемник, и нет ему дела до овец». Во время опасности наемник оставляет овец и бежит, хотя именно в этот момент он нужен стаду больше всего. Его не трогает рассеяние стада, поскольку он его не считает своим. Ведь тот, кто думает о плате, а не о стаде, как бы ни обманывал церковь в мирные времена, когда настанет время сражаться, открыто явит свое вероломство. Те, кто думает о своей безопасности больше, чем о своем долге, легко делаются жертвой искушений сатаны.
10.14 «Я есть пастырь добрый, и Я знаю Моих, и Мои знают Меня». «Я есть пастырь добрый». Негодному пастырю противопоставляется благость доброго пастыря. Как это сделано и в пророчестве Иез.34,21,22 и далее. Церковь и всех верующих должно утешать то обстоятельство, что хотя она и может понести урон и подвергнуться опасности по причине наемника (неверного руководителя), тем не менее, Господь Иисус есть и будет добрым Пастырем. «И Я знаю Моих». Он знает Свое стадо, всех тех, кто принадлежит Ему. Это означает, что Он одобряет и принимает их. «И Мои знают Меня». Итак, Господь взирает на Своих глазами благоволения, и они взирают на Него глазами веры. Сначала говорится о знании Христом Своих овец, а затем об их знании Его. Ибо Он прежде узнал и возлюбил нас (1Ин.4.19). И наше блаженство состоит не столько в том, что мы познали Его, сколько в том, что мы познаны Им. Однако то, что они знают Его, является их отличительным признаком как овец Христовых. Они отличают Его от всех самозванцев, они знают Его намерения, знают Его голос, на опыте познали силу Его крестной смерти.
10.15 «Как Отец знает Меня, так и Я знаю Отца, и жизнь Мою полагаю за овец». Христос в предыдущем стихе говорил так, как если бы Он гордился тем, что Его овцы знают Его. В этой связи Он ссылается на то обоюдное знание, которое было между Его Отцом и Им. Он как бы говорит: Отец не больше может забыть нас, чем отвергнуть или забыть Его. Это может рассматриваться либо как основание близких взаимоотношений между Христом и верующим. Либо как аналогия, иллюстрирующая близость отношений между Христом и верующим.
10.16 «Есть у Меня и другие овцы, которые не сего двора, и тех надлежит Мне привести. И они услышат голос Мой; и будет одно стадо и один Пастырь». «Есть у Меня … двора». Господь Иисус знает и тех, кто впоследствии должен будет приобщаться к Его стаду. «Двором» Он зовет собрание древнего Израиля, который, отделившись от прочих народов, стал стадом Божьим. Он иногда говорил о Своей особой заинтересованности в погибших овцах дома Израилева. Именно ими ограничивалось Его личное служение на земле. Однако здесь Он говорит: «Есть у Меня и другие овцы». Другими овцами Он зовет тех, кто не принадлежал к избранному народу. Т.о., пастырское служение Христа не ограничивается иудеями, но простирается намного дальше. Истинно то, что сказал бл. Августин: «как внутри Церкви имеется множество волков, так и снаружи – множество овец». Те язычники, которые с течением времени должны будут уверовать во Христа и быть приведены в послушание Ему, названы здесь овцами. Потому что они были от вечности избраны Богом и даны Христу. Христос говорит о других овцах для того, чтобы показать, что у Него последователей больше, чем они видят. «И тех надлежит Мне привести». Мне и тех надлежит привести домой к Богу. Но почему Ему надлежало их привести? Во-первых, потому, что этого требовала безысходность их положения. В противном случае они оказались бы брошенными на бесконечные блуждания. Они никогда не смогут вернуться сами, и никто другой не сможет и не захочет привести их. Во-вторых, этого требовал его собственный долг. Он не должен ни пренебрегать ими, ни оставлять их на погибель, т.к. они были доверены Его попечению, как Творцу. Христос хочет сказать, что избрание Божье действенно: никто из тех, кого хочет спасти тайный Божий совет, не погибнет. Поэтому и назван был Авраам отцом многих народов. «И они услышат голос Мой». Евангелие будет не просто слышен у них, но будет услышан ими. Вера происходит от слышания. И наше прилежное слушание голоса Христа является одновременно и средством и доказательством приведения нас к Христу, и через Него к Богу. «И будет одно стадо и один Пастырь». Поскольку есть только один Пастырь, постольку будет только одно стадо. Язычники вместе с иудеями-христианами, после того как они обратятся к вере во Христа, будут соединены в одну церковь, на равных правах.
10.17 «Потому любит Меня Отец, что Я отдаю жизнь Мою, чтобы опять принять ее». «Потому … Я отдаю жизнь Мою». Эти слова означают, что только на том условии, что Он становится жертвой за избранное малое стадо, может Он, как Посредник, рассчитывать на одобрение со стороны Отца и на предназначенную Ему славу. Он был от вечности возлюблен Своим Отцом не просто как Сын, но и как Спаситель человечества. Он и потому был возлюблен Отцом, что взял на Себя обязательство умереть за овец. Как сильно проявилась любовь Бога к человеку в том, что Он возлюбил Своего Сына более всего за то, что Тот готовь был спасти нас. Эта любовь воистину должна привести нас в восхищение. «Я отдаю жизнь Мою, чтобы опять принять ее». Это было действием Его любви и первым шагом к Его возвышению. Кроме того, отдавая жизнь Свою, Он имел в виду возможность открыться Сыном Божьим в силе через Свое воскресение. Он отступил перед смертью, будто пораженный ею, чтобы с тем большей славой одержать победу над ней. Услышав о смерти Христа, ученики могли огорчиться, более того, их вера была бы серьезно потрясена. Поэтому Христос утешает их надеждой скорого воскресения. Он как бы говорит: «Я умру не по той причине, что смерть поглотила Меня, но чтобы воскреснуть победителем смерти».
10.18 «Никто не отнимает ее у Меня, но Я Сам отдаю ее. Имею власть отдавать ее и власть имею опять принять ее. Сию заповедь получил Я от Отца Моего». «Никто … отдаю ее». Он исключительно добровольно шел на страдания и смерть. Никто не мог отнять у Него жизнь против Его воли. Этот отрывок указывает на власть Христа как Господина жизни, в данном случае Его собственной жизни, которую Он имел в Самом Себе. Он имел власть защитить Свою жизнь от всего мира, так что она не могла быть отнята у Него силой без Его согласия. Господь Иисус оказался в руках Своих гонителей не потому, что не мог избежать этого, но потому, что Он предал Себя в их руки, т.к. пришел Его час. Добровольно приняв человеческое тело, Он мог так же добровольно опять отдать его. Что и случилось, когда Он, возопив громким голосом, предал дух. Мы, люди, не свободны сделать это, а Христос имел верховную власть распоряжаться собственной жизнью. Более того, Он имел власть опять принять ее, мы же такой власти не имеем. Поскольку никто не мог потребовать Его жизни по закону или отобрать у Него силой, то Он Сам отдал ее ради нашего искупления. «Сию заповедь …». Всё это Он делал по ясному указанию и определению Своего Отца. Чтобы мы знали: Он настолько позаботился о нашем спасении, что посвятил нам Сына Своего Единородного. Это не было заповедью, обязывающей Его делать что-то прежде Его добровольного решения. Это заповедь была записана в Его сердце.
10.19 «От этих слов опять произошла между иудеями распря». Здесь говорится о возникновении различных настроений и мнений иудеев о Христе. Поводом для этого служила предыдущая беседа. В среде иудеев произошло разделение, и это накалило страсти. Разделение было вызвано словами Христа, которые, казалось бы, должны были объединить всех их вокруг Христа как общего центра. Так что между собой разделились те, кто до этого был единым церковным телом. Ведь все исповедовали в полном согласии, что почитают Бога Авраама и следуют закону Моисея. Ныне же, когда пришел Христос, они начали из-за Него разногласить. Христос нарушил их согласия, их единство не преднамеренно. Но светом Своего Евангелия Он раскрыл лицемерие многих, кто, надмеваясь ложными притязаниями, претендовал, что является народом Божьим. Однако если бы они разумно подчинились бы Христу и протянули руки истине, все волнения сразу же успокоились бы. Но пусть лучше люди разделяются во мнениях относительно учения Христа, чем объединяются в служении греху.
10.20 «Многие из них говорили: Он одержим бесом и безумствует; что слушаете Его?» Одни по поводу беседы Христа плохо отзывались как о Нем, так и о Его словах. Его порицают как одержимого. Он – сумасшедший. Он – безумный. Его слушателей высмеивают: «Что слушаете Его? Зачем поощряете Его, внимая тому, что Он говорит?» Сатана губит людей, внушая им отвращение к Слову Божьему и таинствам. Он представляет их как немощные и бессмысленные, недостойные того, чтобы соблюдать их.
10.21 «Другие говорили: это слова не бесноватого; может ли бес отверзать очи слепым?» «Другие говорили». Другие встали на защиту Его, не побоялись идти против общего течения. Возможно, они и не веровали в Него как в Мессию и, тем не менее, не могли переносить того, как Его поносили. Если они и не могли сказать о Нем ничего больше, то одно готовы были с уверенностью утверждать – что Он в своем уме. Что Он не одержим бесом, и не делает ничего постыдного. «Это слова не бесноватого». Они защищают два положения: 1. Превосходство Его учения. Это не пустые слова, умалишенным не свойственно так говорить. В словах Христа заключено столько святости, что можно легко заключить – это слова не бесноватого, а, следовательно, Посланника Бога. «Может ли бес отверзать очи слепым?» 2. Силу Его чудес. Ни умалишенные, ни живущие в грехах не могут творить чудеса. Бесы не являются такими властелинами над силами природы, чтобы быть способными творить такие чудеса. Они не являются друзьями человечества, чтобы желать творить их, даже если бы это было в их силах. Дьявол скорее ослепит глаза человека, нежели откроет их. Опора нашей веры состоит в том, что нечестивые никогда не смогут заглушить силу и мудрость Божию.
10.22 «Настал же тогда в Иерусалиме праздник обновления, и была зима». В стихах 22-38 мы находим описание еще одного столкновения между Христом и иудеями, имевшего место в храме. Трудно сказать, что в нем достойно большего внимания: слова благодати, вышедшие из Его уст, или слова, полные ненависти, вышедшие из их уст. Здесь указано время этой встречи: «Настал же тогда …». Это был праздник, который по согласию ежегодно соблюдался в память об освящении нового жертвенника и очищении храма Иудой Маккавеем, которые перед этим были осквернены. Эти события подробно описаны в 1Мак.4, имеется также пророчество об этом в Дан.8.13, 14. Тогда же было установлено, что новый день освящения станет ежегодным праздником, чтобы люди вспоминали о милости Божьей, положившей конец тирании Антиоха. Празднование этого праздника не ограничивалось Иерусалимом, как это было в случае божественных праздников, но каждый праздновал его в своем месте. Не как день святой, но как день праздничный. Христос планировал быть в Иерусалиме в это время с той целью, чтобы использовать эти восемь выходных дней для благих целей.
10.23 «И ходил Иисус в храме, в притворе Соломоновом». Называлась эта часть храма притвором Соломоновом не потому, что его построил Соломон. А потому, что он был построен на том месте, где некогда находился притвор, носивший его имя в первом храме. И ради репутации нового притвора сохранили это имя. Христос ходил в этом притворе, чтобы иметь возможность наблюдать за тем, как работает великий синедрион, который там заседал (Пс.81.1). Он ходил, готовый выслушать всех, кто бы ни обратился к Нему, и предложить им Свои услуги.
10.24 «Тут иудеи обступили Его и говорили Ему: долго ли Тебе держать нас в недоумении? Если Ты Христос, скажи нам прямо». «Тут иудеи обступили Его». Они подошли к Нему, так сказать, осаждая Его. Они подошли к Нему, как бы имея одно общее желание получить разъяснение. Но в действительности они задумали совершить широкомасштабное нападение на Него. Они говорят от лица своего народа, как если бы были устами всех иудеев. «И говорили Ему: долго ли Тебе держать нас в недоумении?» Некоторые понимают этот отрывок так, что они придираются к Нему, как будто Он до сих пор несправедливо держал их в неведении. Эти слова указывают на то, как будто Он завоевывал любовь и уважение народа не честным путем, но как сын царя Давида Авессалом, который вкрадывался в сердца израильтян. Но большинство толкователей понимают эти слова так: «Долго ли еще нам спорить о том, Христос Ты или нет?» То, что они по-прежнему были раздираемы сомнениями относительно того, Христос ли Он, было результатом их неверия и предрассудков. Ибо Господь Иисус это доказал исчерпывающе. Они упорно колебались в этом вопросе, тогда как легко могли бы удостовериться в нем. Это было наглостью с их стороны, что они возлагали вину за свое недоумение на Самого Христа. На самом деле они сами держали себя в недоумении, предаваясь своим предрассудкам. «Если Ты Христос, скажи нам прямо». Они настаивают на том, чтобы Он дал прямой ответ на их вопрос. Скажи не в притчах, таких как: «Я свет миру», «Я есть пастырь добрый» и в других, подобных им. Этот их настойчивый вопрос казался вполне доброжелательным. Они показали вид, будто хотят познать истину, как бы готовые принять ее. Но в действительности их вопрос был крайне недоброжелательным и был задан со злым умыслом. Ибо если бы Он сказал им прямо, что Он Христос, то уже ничего другого больше не понадобилось бы им для того, чтобы сделать Его ненавистным для ревнивого и строгого римского правительства. Все знали, что Мессия должен быть Царем. А потому всякий, кто претендовал на звание Мессии, преследовался как изменник. Именно это было их конечной целью. Логическим рассуждением можно доказать, что они подошли к Христу именно с хитрым умыслом. Ведь можно было без хитрости при народе попросить, чтобы Христос прямо явил Себя посланным от Бога избавителем. Но некоторые хотели, чтобы эти слова прозвучали прямо в толпе. Тогда Христос либо погиб бы в результате восстания, либо римляне наложили бы на Него руки. Эта история учит нас, что нельзя избежать клеветы и наветов злых, если мы призваны к проповеди Евангелия.
10.25 «Иисус отвечал им: Я сказал вам, и не верите; дела, которые творю Я во имя Отца Моего, они свидетельствуют о Мне». «Я сказал вам». Он оправдывает Себя как совершенно непричастный к их неверию и скептицизму. Он отсылает их к тому, что Он сказал прежде. Он уже говорил им, что Он Сын Божий, Сын Человеческий (Богочеловек), что Он имеет жизнь в Самом Себе, что Ему дана власть производить и суд и т.д. Неужели после этого Он не Христос? Он сказал им это, а они не поверили. Зачем же еще говорить то же самое? «И не верите». Они хотели показать, будто сомневаются, но Христос говорит им, что они не поверили сказанному. Скептицизм в религии ничем не лучше явного неверия. Не нам учить Бога тому, как Он должен учить нас. И не нам указывать Ему, насколько прямо Он должен открывать нам Свои намерения. Нам следует быть благодарными Ему за то божественное откровение, какое мы имеем от Него. «Дела, которые …». Он отсылает их к Своим делам, к примеру собственной жизни. Которая была не только совершенно чистой, но и в высшей степени особенной, благодетельной. Она составляла одно целое с Его учением. Не могло быть никакого сомнения в том, что никакой человек не может творить те чудеса, которые совершал Он в подтверждение Своего учения, если не будет с Ним Бог. Итак, то, что они Его не признают, Он ставит в вину именно им. Он как бы говорит: «Мое учение, Мои слова достаточно легко понять, но вина лежит на вас, поскольку вы злобно противитесь Богу». Он говорит о делах, чтобы обличить их в двойной гордыне. Ведь кроме учения у них имелось ясное свидетельство Его чудес. Он дважды повторяет, что они не веруют, чтобы обличить их в добровольной глухоте к учению и в слепоте к делам.
10.26 «Но вы не верите, ибо вы не из овец Моих, как Я сказал вам». Христос приводит более значимую причину, почему они не верят ни чудесам, ни учению. Они поступают так, потому что они не из избранных. Обратим внимание на то, с какой целью говорит это Христос. Ведь они претендовали на то, что принадлежат к народу Божьему. Христос же, чтобы их неверие не повредило Евангелию, возвещает, что вера – это особый дар. Абсурдно, если авторитет Евангелия будет зависеть от людей. Только Бог может делать из людей овец. Служители Евангелия могут утешаться этим отрывком, если труд их многим не приносит пользу.
10.27 «Овцы Мои слушаются голоса Моего, и Я знаю их, и они идут за Мною». Чтобы убедить их в том, что они не являются Его овцами, Он говорит им о качествах, отличающих Его овец. Имя «овцы» потому переносится на верующих, что они через Верховного Пастыря предают себя Богу для управления, и являют себя послушными и кроткими. Во-первых, они слушаются голоса Его. «Овцы Мои слушаются голоса Моего». Ибо знают, что это Его голос. И Он позаботится о том, чтобы они услышали Его (ст.16). Они пребывают в своей стихии, когда сидят у Его ног и слушают Его слово. Они поступают в соответствии с ним, и делают его правилом для себя. «И Я знаю их». Господь Иисус знает Своих овец. Он отличает их от других, не Своих: 2Тим.2.19 «познал Господь Своих». И Он уделяет особое внимание каждой из них: Пс.33.7 «Сей нищий воззвал, и Господь услышал и спас его от всех бед его». Он знает их нужды и желания, знает, где найти их и что сделать для них. «И они идут за Мною». Они с радостью покоряются Его водительству, проявляя добровольное послушание всем Его повелениям и радостное сообразование с Его Духом и образом поведения. Если мы не идем за Ним, то напрасно тогда слушаем Его голос.
10.28 «И Я даю им жизнь вечную, и не погибнут вовек, и никто не похитит их из руки Моей». «И Я даю им жизнь вечную». Он уготовал им блаженство, которое может дать только Он. Это – вечная жизнь. Человек имеет бессмертную душу, поэтому уготованное ему блаженство есть жизнь вечная, отвечающая его природе. Эта жизнь дается им совершенно даром: «Я даю ее им». Она не покупается и не продается, но дается бесплатно по благодати Христа. «И не погибнут вовек». Он поручился за их безопасность и сохранность до дня обретения ими этого блаженства. Как существует вечная жизнь, так существует и вечная погибель. Душа не уничтожается, а гибнет, будет находиться в вечных муках. Само ее бытие продолжается, но она безвозвратно лишается блаженства. Все верующие спасены от этого. Пастухи, имеющие большие стада, порой теряют некоторых из овец или оставляют их погибать. А Христос связал Себя обещанием, что ни одна из Его овец не погибнет. Они не могут лишиться своего вечного блаженства. «И никто не похитит их из руки Моей». Здесь предполагается, что эти овцы становятся предметом горячего спора. Пастырь так поглощен заботой об их благополучии, что держит их не только в Своем стаде и под Своим присмотром, но и в Своей руке. Они пользуются Его особой любовью и находятся под его особой защитой. Втор.33.3 «Истинно Он любит народ Свой, все святые Его в руке Его». Однако их враги пытаются похитить их из Его руки. Из руки Того, Кому они принадлежат, и Кто о них заботится. Но они не могут этого сделать.
10.29 «Отец Мой, Который дал Мне их, больше всех, и никто не может похитить их из руки Отца Моего». Могущество Отца обеспечивает их сохранность. Христос ссылается на Своего Отца как на еще одного гаранта безопасности овец. «Отец Мой, Который дал Мне их». Отец заинтересован в овцах. Он всерьез обеспокоен тем, чтобы защитить Свой дар. Они были отданы Сыну, чтобы через Него управлять ими. И потому Бог желает и дальше присматривать за ними. «Отец Мой … больше всех». Могущество Отца способно сделать для них всё то, что никто не может. Он больше всех врагов Церкви, всех тех сил, которые восстают против ее интересов. И способен защитить Своих от всех их нападок. Он больше объединенных сил земли и ада. «И никто не может похитить их из руки Отца Моего». Никто не может лишить их благодати, которую они имеют. Ни помешать им войти в ту славу, которая им определена. Никто не может ни вывести их из-под защиты Божьей, ни подчинить их своей собственной власти. Итак, спасение всех избранных не менее незыблемо, чем неодолима божественная сила.
10.30 «Я и Отец – одно». В целях еще большего подтверждения гарантий этой безопасности овец Христос делает заявление о союзе, объединяющем Его с Отцом. Он хочет упредить ропот нечестивых людей. Ибо они могли возразить, что сила Божья никак не относится к Христу. И Он не может обещать Своим ученикам Его надежную защиту. Итак, Христос свидетельствует: Он настолько соединен с Отцом, что ни Его Самого, ни Его овец никогда не покинет Отчая помощь.
10.31 «Тут опять Иудеи схватили каменья, чтобы побить Его». Его слова вызвали ярость у иудеев. Здесь употреблено не то же самое слово, что в Ин.8.59, а другое, указывающее на то, что они принесли с собой каменья, большие камни, имевшие большой вес. Камни, которыми побивали преступников. Они принесли их, как бы приготавливая всё необходимое для того, чтобы казнить Его без суда и следствия. Как если бы Он признан был виновным в богохульстве на основании всем совершенно известного факта, не требующего никакого дополнительного расследования. Нелепость этого выпада, совершенного иудеями против Христа, станет очевидной, если принять во внимание следующее. 1. Они потребовали в повелительном тоне, чтобы Он прямо сказал им, Христос Он или нет. Теперь, когда Он не только сказал, что Он – Христос, но и доказал это, они осудили Его как преступника. (И камни были при них заранее). 2. В прошлом они предприняли подобную попытку побить Его камнями, но она не увенчалась успехом. Они повторили свою неудавшуюся попытку. Дьявол так подстегивает нечестивых, что они стремятся лишь к убийствам. Этот исход показывает, с какой целью иудеи спрашивали Христа. Ибо прямое исповедание, которого они якобы желали, тут же привело их в ярость.
10.32 «Иисус отвечал им: много добрых дел показал Я вам от Отца Моего; за которое из них хотите побить Меня камнями?» «Иисус отвечал им». Господь Иисус мягко укоряет их за проявленное ими возмущение. Он мог бы ответить им огнем с неба, но Он кротко возразил. «Много добрых … камнями?» В этих словах столько нежности, что, казалось бы, они должны расплавить и каменное сердце. Имея дело со Своими врагами, Он по-прежнему использовал в качестве доводов Свои дела. Ибо о людях судят по их поступкам. Это были дела «от Отца Его». Они превосходили возможности физического мира. Тем самым с очевидностью доказывали, что Сотворивший их был послан от Бога и действовал по поручению от Него. Т.о., Он обличает их в неблагодарности не только к Себе лично, но и к Богу, говоря, что является служителем Отца. Словами «от Отца» Он хочет сказать, что автором Его дел был Бог. Он творил эти дела перед народом открыто. Дела, которые Он творил среди них, были не только чудесами, но и делами любви и доброты. Они несли им добро и тем самым делали добрыми их самих. А Его Самого делали дорогим для них. Когда Господь спрашивает: «За которое хотите побить Меня камнями?» – Он тем самым обнаруживает Свою глубокую удовлетворенность собственной невинностью. Такая невинность дает человеку мужество устоять в день страданий и заставляет его гонителей задуматься над истинной причиной их вражды.
10.33 «Иудеи сказали Ему в ответ: не за доброе дело хотим побить Тебя камнями, но за богохульство и за то, что Ты, будучи человек, делаешь Себя Богом». Безумствуя против Сына Божия и не довольствуясь своей жестокостью, иудеи вдобавок обвиняют Его Самого. И делают из себя защитников и мстителей славы Божьей. «Иудеи сказали: … камнями». Кровожадные гонители Сына Божьего не хотели прослыть врагами собственного народа, преследующими Христа за доброе дело. Действительно, они едва ли считали какое-либо из Его дел добрым. На самом деле добрые дела Господа их больше всего раздражали. «Но за … ». Они хотели прослыть друзьями Бога и Его славы, преследующими Христа за богохульство. Здесь выступают: притворная ревность о законе и истинная враждебность к Евангелию. Они как будто очень сильно переживают за честь Божьего величия. Богохульника следовало побить камнями (Лев.24.16). Это постановление закона, думали они, не только оправдывает, но и освящает то, что они пытались предпринять (см. Деян.26.9). Они не могли нанести оскорбление Евангелию сильнее, чем представив Христа богохульником. Нет ничего нового в том, что самых лучших людей представляют в самом худшем свете те, кто наихудшим образом обращается с ними. Преступлением, в котором Его обвинили, было «богохульство», т.е. укоризненные и злобные высказывания о Боге. Доказательство этого «преступления»: «Ты, будучи человек, делаешь Себя Богом». Слава Божья состоит в том, что Он – Бог, и мы частично отнимаем у Него ее, когда унижаем Его до равенства с нами, людьми. Слава Его состоит также в том, что нет иного Бога, кроме Него. И мы лишаем Его этой славы, когда возвышаем себя или какое бы то ни было творение до равенства с Ним. Итак, во-первых, они были правы в том, что сказанное Христом о Себе было равносильно утверждению, что Он Бог. Ибо Он сказал, что Он и Отец одно, и что Он дает жизнь вечную. Но, во-вторых, они глубоко заблуждались, считая Его простым человеком и думая, что Его претензии на звание Божества незаконны и являются Его собственным измышлением. Они считали абсурдом и нечестием то, чтобы такой Человек, как Он: бедный и презренный мог исповедовать Себя Мессией. Они согрешили в том, что не заметили, не хотели заметить явленного в чудесах и в учении Христа проявления Божества.
10.34 «Иисус отвечал им: не написано ли в законе вашем: «Я сказал: вы боги»?» Христос отвергает выдвинутое против Него обвинение, но, не отрицая, что Он – Сын Божий, а отстаивая правильность сказанного. Его ответ скорее приспособлен к восприятию людей, чем изъясняет саму суть. Ибо Он ограничился тем, что только обуздал их злобу. Он апеллирует к тому, что было написано в Ветхом Завете. Кто бы ни выступал против Христа, Он уверен в том, что Писание находится на Его стороне. В псалме 81.6 написано: «Я сказал: вы боги, и сыны Всевышнего – все вы». Это аргумент типа от меньшего к большему. Т.е. Господь хочет сказать, что если они названы богами, тем более Я являюсь таковым. В этом стихе представлены земные боги, те, на кого Бог возложил почетную миссию. Все признают достоинство их должности. Они были почтены именем и правами богов. Сам Бог назвал их таковыми. Он называет их богами, т.к. к ним было слово Божие, как поясняет наш Спаситель в Ин.10.35.
10.35 «Если Он назвал богами тех, к которым было слово Божие, и не может нарушиться Писание». Господь Иисус объясняет, что Бог назвал богами тех, к которым было послано слово Божье в виде поручения, определившего их на служение судей. И потому они названы богами. (Исх.22.28 «Судей не злословь, и начальника в народе твоем не поноси».) К одним слово Божье обращалось непосредственно, как к Моисею, к другим – путем установления должности. Судейство есть божественное установление, и судьи суть Божьи представители. И потому Писание называет их богами. И мы уверены в том, что Писание не может нарушиться, и никто не может найти в нем ошибок.
10.36 «Тому ли, Которого Отец освятил и послал в мир, вы говорите: «богохульствуешь», потому что Я сказал: «Я Сын Божий»?». Обратим внимание на то, как Господь применяет текст священного Писания. Нетрудно видеть, в общем, что иудеи, осудившие Христа как богохульника потому только, что Он назвал Себя Сыном Божьим, поступили весьма неразумно и поспешно. Т.к. они сами называли богами своих судей, и Писание давало им право так их называть. Однако приведенный Христом аргумент простирается еще дальше (ст.36). Если судей называли богами, потому что им было поручено отправлять правосудие в народе, то «Тому ли, Которого Отец освятил и послал в мир, вы говорите: «богохульствуешь»?» Здесь мы можем заметить следующие два момента относительно Господа Иисуса: Отец оказал Ему честь, а иудеи оказали Ему бесчестье. Отец освятил Его и послал в мир. Судьи были названы сынами Всевышнего, хотя к ним слово Божье было только послано, и Дух сходил на них в ограниченной мере. Но Господь Иисус Сам был Словом и имел Духа без меры. Судьи ставились над отдельным народом или городом, а Он был послан в мир. Отец освятил Его, т.е. наделил Его способностями и качествами, необходимыми для совершения этого служения. Иудеи, исполненные нечестия, назвали Его богохульником. Назвали Того, Кого Бог так возвеличил. Если бы так сказали бесы, которых Он пришел осудить, то это было бы не так удивительно. Но как могли говорить такое люди, которых Он пришел научить и спасти.
10.37 «Если Я не творю дел Отца Моего, то не верьте Мне». Предыдущим Своим доводом Он ответил только на обвинение Его в богохульстве, применяя для этого прием логики. Здесь же Он разъясняет суть Своих претензий, и доказывает, что Он и Отец – одно. Хотя Он мог бы оставить этих негодяев, как неизлечимо больных, однако Он снисходит до рассуждения с ними. Он основывает Свои доводы на Своих делах, на которые Он часто ссылается как на Свои верительные грамоты. Он приводит доказательства, подтверждающие подлинный характер Его миссии. Божественностью Своих дел Он доказал, что послан от Бога. Этот довод является убедительным, т.к. дела, которые Он творил, были делами Отца. Которые не могли быть сотворены силами природы без вмешательства сверхъестественной силы Бога. «Если Я не творю …». Он не требует ни слепой веры, ни признания Своей божественной миссии без ее доказательства. Он не вкрадывался в сердца людей, и не обольщал их тайными внушениями, не обманывал их доверия смелыми заявлениями. Он честно отвечал на все вопросы их веры.
10.38 «А если творю, то, когда не верите Мне, верьте делам Моим, чтобы узнать и поверить, что Отец во Мне и Я в Нем». Чтобы иудеи не думали, что Он напрасно претендует на освящение и всё с этим связанное, Христос снова говорит о чудесах, в которых явил неоспоримый пример Своего божества. Он как бы говорит: «Я не хочу принуждать вас верить в Меня, если эта вера не опирается на нечто для вас очевидное. Вы могли бы безнаказанно Меня отвергнуть, если бы Бог не дал обо Мне прямого свидетельства». Эти доводы Он приводит для того, чтобы Ему поверили с полным пониманием и с удовлетворенностью. «А если Я творю … делам Моим». Христос показывает, что иудеи изобличены в нечестивом и богохульном презрении. Поскольку не воздают чести несомненно божественным делам. Перефразируем слова Господа: «Даже если бы Я разрешил вам сомневаться в отношении учения, вы не можете отрицать того, что совершенные Мною чудеса от Бога. Итак, вы сознательно отвергаете не человека, но Бога». «Что Отец во Мне и Я в Нем» – эти слова являются повторением того, что уже было сказано Им однажды (ст.30 «Я и Отец одно»). Отец так пребывал в Сыне, что в Нем обитала вся полнота Божества. И этой божественной силой Он совершил Свои чудеса. Сын так пребывал в Отце, что совершенно знал все Его намерения. Не потому, что они были сообщены Ему, а потому, что Он Сам знал их. Так что между Ним и Отцом взаимная тесная связь. Здесь не идет речь о единстве сущности, но о явлении божественной силы в личности Христа. Всё это говорит о том, что в Своем служении Он не имеет с Отцом различий, Он всё делает по воле Отца.
10.39 «Тогда опять искали схватить Его; но Он уклонился от рук их». В стихах 39-42 мы читаем об исходе этой полемики Христа с иудеями. Казалось бы, слова Господа должны были убедить их, однако сердца их были ожесточены, наглухо закрыты для Его слов. «Тогда опять искали схватить Его». В стихе 39 мы читаем, что они опять набросились на Него. Без сомнения, они искала схватить Его для того, чтобы, вытащив из храма, тут же побить камнями. Ибо слова Христа не укротили их гнев. Он исчерпывающе ответил на предъявленное Ему обвинение в богохульстве и снял с Себя это пятно. Так что они не могли возбудить против Него народ и побить Его камнями. Тогда они замыслили дать делу законный ход и предать Его суду как государственного преступника. Но эта их инициатива тоже оказалась безуспешной. Поскольку Он продолжал настаивать на Своем прежнем свидетельстве о Себе, они решили упорствовать в своей злобе против Него. Он, в сущности, повторил то, что уже сказал прежде, ибо Верный Свидетель (имя Господа в книге Откровения) никогда не отступает от того, что было сказано Им однажды. Поэтому, раздраженные тем же самым, они продолжают возмущаться и стараются оправдать свою прежнюю попытку побить Его камнями новой попыткой схватить Его. Таков характер духа злобы. «Но Он уклонился от рук их». Это было не Его бесславное отступление, не проявление человеческой немощи, а славный демарш, в котором была явлена Его божественная сила. «Он уклонился от рук их» не благодаря вмешательству кого-либо из Его влиятельных друзей, но отделался от них благодаря Своей божественной сущности и величию. Это учит нас, что мы не подвержены ярости злых людей в тех случаях, когда Богу угодно нас спасать.
10.40 «И пошел опять за Иордан, на то место, где прежде крестил Иоанн, и остался там». Христос пошел за Иордан, чтобы уклониться от бесплодной борьбы с иудеями. Он учит нас Своим примером, как надо пользоваться случаем. О месте, куда Он ушел, смотри гл.1, ст.28. Уход Христа за Иордан знаменовал собой взятие Царства Божьего от иудеев и передачу его язычникам. Спаситель наших душ пришел в наш мир не для того, чтобы заниматься только одной паствой в столице страны. А для того, чтобы переходить с места на место, творя добро. Куда бы Он ни приходил, везде было дело, которое Ему нужно было сделать. Хотя Иерусалим и был царским городом, тем не менее, Господь часто посещал и провинции. И навещал Он не только Свою собственную страну, Галилею, но и другие страны, в том числе те, которые находились за Иорданом. Там Он нашел для Своей души тишину и покой, которых не находил в Иерусалиме. Он пошел за Иордан не просто ради собственной безопасности, но чтобы творить добро. Ему захотелось пойти именно туда, где прежде крестил Иоанн. Потому что у живущих там не могло не остаться добрых воспоминаний о служении и крещении Иоанна. А эти воспоминания должны были располагать их к принятию Христа и Его учения. Ибо не прошло и трех лет с того времени, как Иоанн крестил здесь в Вифаваре и Сам Христос крестился от него. Христос пришел сюда с целью посмотреть, какие плоды принес весь тот тяжелый труд, который совершил Иоанн Креститель среди жителей этого места. И что они сохранили из того, что слышали и приняли тогда. Результаты в какой-то мере отвечали ожиданиям Господа, ибо нам сообщается в стихе 41 следующее:
10.41 «Многие пришли к Нему и говорили, что Иоанн не сотворил никакого чуда; но всё, что сказал Иоанн о Нем, было истинно». «Многие пришли к Нему». Это скопление людей показывает, что Христос ушел за Иордан не для того, чтобы пренебречь Своим служением. Но для того, чтобы именно там воздвигнуть святилище Божие. Ведь Иерусалим, будучи надлежащим местом этого святилища, упорно его отвергал. Ужасное божественное мщение для иудеев выразилось в том, что тогда, когда храм стал вертепом разбойников, Церковь Божия была создана в совершенно бесславном месте. Возвращение средств благодати туда, где они однажды уже были, а потом отсутствовали какое-то время, обычно вызывает большое оживление чувств. Некоторые полагают, что Христос решил остановиться в Вифаваре (доме переправы), т.к. там находились паромы, на которых пересекали реку Иордан. Он хотел воспользоваться большим стечением людей в этом месте. Это давало Ему возможность учить многих, которые готовы были послушать Его, когда это было им по пути. Но которые едва ли сделали бы шаг в сторону ради того, чтобы сделать это. «И говорили, что Иоанн не сотворил никакого чуда». Пришедшие к Нему люди говорили в Его пользу. И с большим старанием искали аргументы, могущие привести их к сближению с Ним. В противоположность тому, с каким старанием живущие в Иерусалиме искали обвинения против Него. Они довольно рассудительно «говорили, что Иоанн не сотворил никакого чуда». Припоминая то, что они видели и слышали от Иоанна, и, сравнивая это со служением Христа, они отмечают два момента. 1. Христос намного превосходил Иоанна Крестителя по силе, ибо «Иоанн не сотворил никакого чуда», а Иисус творит многие чудеса. Откуда легко было заключить, что Иисус Больше Иоанна. И если Иоанн был таким великим пророком, то каким великим тогда должен быть этот Иисус. Христа можно лучше познать и признать, если сравнивать Его с другими, т.к. это открывает Его громадное превосходство над ними. Несмотря на то, что Иоанн пришел в духе и силе пророка Илии, тем не менее, он не творил чудес, как Илия. Не творил потому, чтобы не вызвать колебаний в умах людей при выборе между ним и Иисусом. Честь творить чудеса сохранялась за Иисусом, чтобы представить явное и неоспоримое доказательство того, что Он, хотя пришел после Иоанна, тем не менее, стал впереди него. 2. Что Христос в точности соответствовал свидетельству Иоанна Крестителя о Нем. Иоанн многое говорил о Христе, стремился указать людям на Христа и сделать их Его учениками. И вот это пришло им теперь на память: всё, что сказал Иоанн о Нем, было истинно. И то, что Он – Агнец Божий, и то, что Он крестит Духом Святым и огнем. Великое возвестил о Нем Иоанн, и это пробудило в них ожидание чего-то великого. У них и не нашлось достаточного рвения для того, чтобы отправиться в Его местность и расспросить о Нем. Тем не менее, когда Он пришел в их местность и принес им Евангелие, они признали, что Он велик, как описал Его Иоанн. Когда мы знакомимся с Христом и познаем Его на опыте, мы обнаруживаем, что всё, что в Писании сказано о Нем, есть истинно. Даже более того, действительность превосходит изложенное в Библии. Иоанна Крестителя уже не было в живых, однако слушавшие его речи получили пользу от того, что слышали прежде. И, сопоставляя слышанное тогда с тем, что видели и слышали теперь, они получили двойную пользу. Во-первых, они были утверждены в своей вере в то, что Иоанн был пророк, предсказавший о том, что они видели теперь. О том высоком положении, которое надлежало занять Иисусу. Во-вторых, они были готовы верой принять то, что Иисус есть Христос (Мессия). Они увидели в Нем исполнение всего предсказанного Иоанном. На примере этого случая мы видим, что успех и действенность проповедуемого слова не ограничиваются временем жизни проповедующего. И не исчезают с его уходом из жизни.
10.42 «И многие там уверовали в Него». Многие верили в то, что Тот, Кто совершил такие чудеса и в Ком исполнились предсказания Иоанна, есть Тот, за Кого Он Себя выдает. Есть Сын Божий и они отдали Ему себя и сделались Его учениками. В этом стихе делается ударение на людях, которые уверовали в Него. Их было много. В то время как принявшие Его учение в Иерусалиме были всего лишь начатками будущего урожая, уверовавшие в Него в этой местности были полным урожаем, собранным для Него. Господь находился там, где Иоанн проповедовал и крестил, где он имел в этом большой успех. Где имела желаемый успех проповедь учения о покаянии (учение Иоанна), там, вероятнее всего, будет успешной и проповедь учения о прощении, об евангельской благодати. Где был желанным Иоанн, там непременно будет желанным и Иисус.