ПРОПОВЕДИ
Заботиться или доверять Богу
1Пет.5.7 «Все заботы ваши возложите на Него, ибо Он печется о вас».
Ап. Петр знал, что христиане, которым он писал, уже находились в тяжелом положении. И справедливо предполагает, что его предсказание приближения еще больших трудностей может вызвать у них множество забот и страхов перед ними. И теми последствиями, к каким они приведут их самих, их семьи и церковь Божью. Предвидя, что эти чрезмерные заботы станут для них тяжелым бременем и жестоким искушением, он дает им прекрасный совет и подкрепляет его убедительным аргументом. Он советует им возложить на Бога все заботы. Раскроем более подробно его слова. «Все ваши заботы, расстраивающие и изнуряющие вас, ранящие ваши души и пронзающие ваши сердца, возложите на мудрое и милосердное провидение Божье. Доверьтесь Ему со спокойной душой, ибо Он печется о вас. Он желает освободить вас от ваших забот и взять заботу о вас на Себя. Он либо отвратит то, чего вы так страшитесь, либо поддержит вас в том. Он устроит для вас все события так, что вы убедитесь в Его отцовской любви к вам. И всё обернется вам во благо, а не во зло».
Почти всю свою сознательную жизнь великий немецкий композитор Бетховен боялся глухоты. Можно представить, что он чувствовал, когда его опасения становились реальностью, и слух его настолько ослаб, что желающим пообщаться с ним приходилось это делать с помощью пера и бумаги. Но, к великому удивлению людей, именно после того, как Бетховен оглох, он написал свои самые выдающиеся произведения. Звуки внешнего мира больше не отвлекали его, и он едва успевал записывать рождающиеся у него внутри мелодии. Его глухота стала благословением. Так и дети Божьи часто обретают новую радость во мраке горестей и неожиданную благодать во время нужды. У нас нет причин для отчаяния, потому что Бог наш «скорый помощник в бедах» (Пс.45.2).
Самые лучшие из христиан склонны обременять себя чрезмерными, тревожными заботами. Апостол называет их – «все заботы ваши», намекая, что заботы христианина многообразны. К ним относятся: личные и семейные заботы, заботы о сегодняшнем дне и о будущем, заботы о себе и о других. Порой заботы возникают от неверия и неуверенности, делают нас неспособными исполнять свой долг. И препятствуют радостному служению Богу. В этом случае заботы преступны. Как только мы убедимся в том, что Бог заботится о нас, мы должны ждать в терпении и кротости. Чтобы людское нечестие не толкало нас к ярости, апостол, подобно Давиду в Пс.36, предписывает средство для лечения. Оно состоит в том, чтобы мы успокоились, возложив на Бога все наши заботы. Ибо тот, кто не уповает на божественное провидение, постоянно пребывает в волнении. Нам надлежит размышлять о том, что Бог о нас печется. Во-первых, для того, чтобы внутри нас царил мир, а во-вторых, чтобы быть скромными и кроткими по отношению к людям. Нам Бог заповедует возложить все заботы на Него не в том смысле, что Он хочет наделить нас каменными сердцами и лишить чувства, но с той целью, чтобы чрезмерный страх и беспокойство не порождали в нас нетерпения. Подобно этому и познание божественного провидения избавляет от беспокойства не для того, чтобы люди беспечно себе потакали. Ибо оно должно вести не к плотской сонливости, но к спокойствию в вере.
Где только живет человек, там обитает забота вместе со своей свитой: сердечной скорбью, печалью, тоской, унынием, боязнью, недовольством и прочим. Нет человека, который бы никогда еще не заботился, никогда еще не боровшегося с заботой. Ибо освободиться от нее все бы хотели: как христиане, так и не христиане. И кто перед людьми кажется беззаботным, тот считается счастливым. Чрезмерная забота, на самом деле, великое зло, против которого надо бороться. Те, которые чрезмерно заботятся, обыкновенно несчастны. Они постоянно видят какую-нибудь грозную тучу, угрожающую их полям градом и уничтожением. Их жизненные силы тратятся на ненужную борьбу, и веселье их превращается в уныние и в озлобление против немилосердной судьбы.
Точно так же, как во время солнечного затмения землю покрывает тьма, нас могут погрузить во тьму пессимизм и сомнения. Иногда наша ситуация может видеться нам такой безвыходной, что нам кажется, что Сам всемогущий Бог не в силах нам помочь. Такое отчаяние охватило в 1620 году Роберта Кушмана, который в числе других переселенцев плыл на судне в Новый Свет. Вот что он писал: «Если нам удастся когда-нибудь основать в Новой Англии плантацию, Бог совершит чудо. Особенно, если учесть, какой скудный у нас запас продовольствия и (что самое ужасное) как мы разрознены. Если бы я написал вам обо всем, что предвещает нам погибель, мой слабый ум этого не выдержал бы. Я понятия не имею, как мы можем избежать своей участи. Прошу, помолитесь за нас прямо сейчас». Но, несмотря на его опасения, Бог привел странников на их новую родину и дал им возможность основать свой новый дом. Давайте не сомневаться, что Бог может дать нам всё и силы на всё. И что Он проведет нас через самые мрачные часы нашей жизни.
Некоторые пытаются заботиться о том, чтобы забот не было. Они думают заботами освободиться от забот и ведут с ними отчаянную борьбу. Но когда они думают, что освободились от одной заботы, то уже новые заглядывают в окно. Между тем, в их жизни не было случая, чтобы они провели хотя бы один беззаботный час. Другие думают, что от забот можно освободиться философией. Большое познание, полагают они, должно рассеять заботы, подобно тому, как солнце рассеивает туман. Но и они ошибаются: глубокое познание может совершенно спокойно существовать рядом с самыми мучительными заботами. Сотни раз можно повторять себе, что вчерашний день уже прошел, сегодняшний продлится недолго, и что завтрашний еще не наступил. И всё же в глубине сердца вздыхать о беспощадно угнетающем бремени жизни.
В одну деревенскую церковь приехал известный проповедник. Он стал знакомиться с членами церкви и вдруг спросил у одной хористки, чем она занимается. Та ответила: «Мы с мужем фермеры, свиней разводим». «Ну и сколько же у вас свиней?» – поинтересовался проповедник. Женщина, не задумываясь, ответила: «Сто девяносто две». Проповедник засомневался: «Правда? Вы их точно сосчитали?» Такой вопрос возмутил хористку: «Конечно, точно. Я знаю, как зовут каждую свинью». Трудно даже представить: знать по имени сто девяносто две свиньи. Вспомним про нашего Бога-Творца, Который называет по имени каждую из звезд небесных (Ис.40.26). А этот Бог, ко всему прочему, еще и наш Добрый Пастырь. И этот Добрый Пастырь называет нас, Своих овец по имени (Ин.10.3). Нам может казаться, что Всемогущему Богу, удерживающему на своих местах галактики, и дела нет до нас и наших проблем. Но Господь Иисус сказал, что наш Отец Небесный знает нас по именам, знает нужду каждого из нас и заботится о нас (Мф.6).
Генри Мурхауз, английский евангелист 19-го века, как-то почувствовал, что не в состоянии нести и далее тяготы служения. И Господь тогда мягко напомнил ему о Своей заботе. Однажды Генри пришел домой, где его встретила дочь. У нее были парализованы ноги, и весь день она проводила в инвалидном кресле. Генри нужно было занести наверх жене какой-то пакет, и дочь предложила: «Давай, я помогу тебе, папа!» Генри удивился: «Дорогая, разве ты сможешь занести пакет? Тебя ведь саму нужно нести». Улыбнувшись, дочь сказала: «Я знаю, папа. Но если ты мне дашь пакет, я его буду держать, а ты понесешь меня». Генри понял, что точно такой же выход предлагает ему Бог. Хотя на его плечи давит тяжелая ноша разных дел и обязанностей, он должен и может нести ее, потому что его самого несет Бог. Всемогущий Бог обещал носить Израиль. Ис.46.4 «Я же буду носить вас … буду носить, поддерживать и охранять вас». Он может носить и нас. Хотя нам и приходится самим исполнять свои обязанности, мы должны быть уверены, что Он нас никогда не оставит на произвол судьбы. Нам не нужно сгибаться и падать под тяжестью нашей ноши, а просто попросить Его, чтобы Он нам помог.
Заботиться или молиться? Апостол Петр увещевает: 1Пет.5.7 «Все заботы ваши возложите на Него, ибо Он печется о вас». Неужели правда, что возможна истинная беззаботная жизнь на этой земле, где царят борьба, скорбь и смерть? Да, она возможна! Существует хорошее средство против всех забот, и кто его испытал, тот превозносит его выше всех остальных. Это – молитва веры. В такой молитве все заботы погибают, потому что она отрезает жизненный нерв корня забот, то есть неверие. Мы должны иметь Заботящегося о нас. И Он хочет стать им для нас, если только мы готовы принять Его. Испытываем же это, основываясь на Слове Божьем. Чтобы при возникновении забот их немедленно возложить на Бога. Тогда радость наша будет расти, наша вера окрепнет. Правда, мы должны уметь молиться, мы должны уметь доверяться, только тогда исчезнут заботы. И исполнятся слова из Библии: Флп.4.6 «Не заботьтесь ни о чем, но всегда в молитве и прошении с благодарением открывайте свои желания перед Богом». Такое предостережение против беспокойной, угнетающей озабоченности мы встречаем в Мф.6.25 «Посему говорю вам: не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить, ни для тела вашего, во что одеться. Душа не больше ли пищи, и тело – одежды?» То есть в период трудностей и нужды избегайте чрезмерных забот и удручающих мыслей. Жить без забот – это долг христианина и его счастливый удел. Существует забота в смысле страдания, которая является нашим долгом и заключается в благоразумной предусмотрительности и необходимом попечении. Но есть забота, вызванная неуверенностью и сомнением, что является грехом и безумием. И только смущает и удручает душу. «Не заботьтесь ни о чем», т.к. своими заботами вы оказываете недоверие Богу и делаете себя неспособными служить Ему. Мы не столь тверды, чтобы не колебаться от искушений. Но утешение состоит в том, что мы можем сложить с себя на плечи Господни всё нас тяготящее. Упование дает спокойствие душе нашей, но только если мы упражняемся в молитве.
В качестве самого лучшего средства против мучительных забот апостол Павел советует нам молиться. «Но всегда в молитве и прошении с благодарением открывайте свои желания перед Богом». Мы должны молиться не только в специально отведенное для этого время, но всякий раз, когда оказываемся в критической ситуации – «всегда». Когда что-то угнетает нашу душу, мы должны облегчать ее молитвой. Когда наши дела запутаны или расстроены, мы должны искать у Бога руководства и поддержки. К своим молитвам и прошениям нам следует добавить благодарение. Надо не только просить о благодеянии, но и признавать, что получили милость от Бога. Благодарение за каждое полученное от Бога благо доказывает правильное настроение души. И является основанием для обретения дальнейших благословений. Открывать «свои желания перед Богом» надо не потому, что Бог не знает о них. Он знает их лучше, чем мы можем поведать о них. Но Он хочет узнать о них от нас, чтобы мы открыли Ему свои помышления и заботы. И показали, как высоко ценим Его милости. И признали свою зависимость от Него.
Миссионер, который нес служение в ЮАР, однажды приехал в Замбию, страну, которая граничит с ЮАР, чтобы помочь своей миссионерской организации приобрести кое-какую недвижимость. Но он сразу же столкнулся с серьезной проблемой – миссия не была официально зарегистрирована в Замбии. И, следовательно, не могла совершать никаких сделок. На регистрацию ушел бы не один месяц. Но сотрудники миссии собрались вместе, помолились, и Бог вывел их на человека, который составил все необходимые документы за 15 минут. Миссионеры убедились, что Бог может помочь даже тогда, когда положение кажется абсолютно безвыходным. Но значит ли это, что мы можем всегда рассчитывать, что Бог всё сделает именно так, как нам хочется? Нет. Он может сделать всё, но делает только то, что хочет сделать. Наше дело – молиться, идти, куда Он ведет, и ждать, к чему приведет. А если Бог чего-то хочет, то обязательно найдет способ, как это сделать.
Господь! Мы благодарим Тебя за то, что Ты хочешь прямо сегодня позаботиться о нас и о наших нуждах!
пастор Золтан З. Тырык
Молитва. Боже и Отче! Мы благодарим Тебя за то, что Ты – наш любящий Небесный Отец, наш добрый Пастырь. Что Ты хочешь прямо сегодня позаботиться о нас, детях Твоих. Благодарим, что Тебе можно доверять, потому что Ты всегда делаешь то, что обещаешь. Ты – истинный Податель благ. Ты говоришь нам (Пс.54.23): «Возложи на Господа заботы твои, и Он поддержит Тебя». Просим, помоги нам ответить на эти слова детской верой и возложить на Тебя заботы наши. Помоги нам во всякой нужде на Тебя смотреть, и чувствовать силу и нежность Твою. Дай нам осознать, что мы слабы, а Ты – силен. И что Ты заботишься о Своем народе, о тех, кто знает, что сам о себе не может позаботиться. Просим во имя Господа Иисуса Христа. Аминь.