ПРОПОВЕДИ
Молитва утренняя и вечерняя
Пс.54.18 «Вечером и утром и в полдень буду умолять и вопиять, и Он услышит голос мой»
В этом стихе Давид верен своему решению взывать к Богу, будучи уверенным, что он не напрасно Его ищет. Он принимает решение молиться часто и ревностно. Он хочет молиться каждый день утром, в полдень и вечером. Возможно, это было постоянной привычкой Давида, и он принимает решение следовать ей и сейчас, когда находится в беде. Как хорошо утром начинать день с Господом и с Ним же вечером заканчивать. Так же хорошо среди дня удаляться на какое-то время, чтобы пообщаться с Ним. Но даже столь частых молитв может быть недостаточно. Когда приходит острая нужда, мы должны молиться немедленно (если позволяют обстоятельства). Некий пастор заметил, что он потерял ощущение близости с Христом и причастности к тому, что Он совершил на кресте. Это серьезно беспокоило его, потому что в течение предыдущих 15-ти лет своего служения он постоянно ощущал присутствие Иисуса Христа в своих делах. Он был так счастлив в эти годы, что порой мысленно сравнивал свои чувства с чувствами двух учеников, сопровождавших Господа Иисуса в Эммаус. Но, в конце концов, он нашел средство для излечения от духовной спячки. Однажды он гулял по улице, когда вдруг его пронзила мысль о том, что на нем лежит долг регулярно молиться, независимо от своего душевного состояния и настроения. Он начал молиться как в прежние годы. Вскоре он почувствовал, как оковы спали с его души. Душа его вновь стала наполняться уверенностью в любви Христа.
Утренняя молитва – наш долг. Мы больше всего подходим для молитвы, когда свежи, энергичны, спокойны. Когда восстановлены в силах, но еще не исполнены заботами трудового дня. Именно в это время нам больше всего нужна молитва, если задуматься об опасностях и искушениях предстоящего дня, которые нас беспокоят. С помощью веры и молитвы мы можем получить свежее пополнение благодати. Побуждение к утренней молитве мы находим в Пс.5.4 «Господи! Рано услышь голос мой. Рано предстану пред Тобой и буду ожидать». Этот стих не столько молитва, сколько выражение принятого решения. Верующие скорее согласятся умереть, чем прекратить молиться: ни один из детей Божьих не одержим бесом немоты. Один утренний час молитвы стоит двух вечерних. Отдадим Богу утро каждого дня и утро всей нашей жизни.
В 1840 году один молодой человек, благочестивый христианин, поступил на работу в ломбард. Хотя работа и не приносила ему удовлетворения, он выполнял ее добросовестно. Он уповал на то, что со временем Бог пошлет ему другое занятие. Мечтая посвятить свою жизнь христианскому служению, как-то раз он написал: «Я обещаю Богу, что каждый день рано утром буду отдавать не меньше пяти минут уединенной молитве. Я приложу все усилия к тому, чтобы стать скромным, усердным и кротким христианином. Я постараюсь своим свидетельством привести к Христу как можно больше душ. Обязуюсь также прочитывать не менее четырех глав Библии в день, воспитывать в себе дух самоотречения. Отдаю себя добровольно в плен великой любви к Искупителю». Молодого человека звали Уильям Бут, и впоследствии он привел к Христу тысячи новообращенных. Он основал Армию Спасения, деятельность которой и сегодня является лучшей памятью человеку, который каждое утро молился. Предлагаем всем детям Божьим начинать день с общения с Богом.
Разумеется, что время раннего утра – это самое драгоценное время. Для многих людей оно кажется вообще недоступным, потому что его приобретают не за деньги, а ранним вставанием. Но кто однажды испробовал и испытал, как отрадно такое время общения с Богом, когда заботы и суета дневной сутолоки еще не успели коснуться нас, тот с постоянно возрастающей жаждой будет искать это время. Да, воистину, тайна неустанной деятельности и до старости, не ослабевающей жизненной силы многих великих работников на ниве Божьей в том, что они каждое утро находили время для молитвы. Во время утреннего молитвенного часа на нас нисходит благословение. Тогда пробуждаются в нас самые глубокие и лучшие силы. Лучшие намерения рождались в молитвенной утренней тиши, когда душа высоко возносилась, чтобы воспринять первые лучи солнца благодати. Т.о., перед нами раскрывается блаженная истина, что время утренней молитвы дороже золота.
Утренняя молитвы должна быть утренним жертвоприношением. Свежие, неистраченные и неоскверненные силы тела и души должны принадлежать Господу Богу. Неужели Он достоин только усталых вздохов, которые мы способны выдавить из себя вместо вечерней молитвы? Поэтому будем, подобно патриарху Иакову, с радостным сердцем воздвигать утренний жертвенник, называя Вефилем (Божьим домом) то место, где мы преклоняем колени.
Между утренней зарей и появлением звезд лежит шумный и суетливый день труда. Это то время, в которое меньше всего молятся на земле. «В течение дня у нас нет времени для этого» – думают многие христиане. Но и о времени в этом периоде суток можно говорить: кто ищет, тот находит. Действительно, многие люди на самом деле имеют мало свободного времени в течение дня, но при желании каждый мог бы найти хоть несколько минут. Пророк Даниил был государственным министром. И, очевидно, имел большое дневное задание, и всё же мы видим, что он ежедневно днем тоже преклонял колени и молился Богу.
Но как обстоит дело с вечерней молитвой? Ибо мы думаем, что даже вечера и ночи должны быть использованы для того, чтобы заработать побольше денег. Даже вечером время кажется нам драгоценным, чтобы употреблять его для молитвы. Не хочешь ли ты успокоиться в твоей комнате перед Богом? Ты трудился сегодня, а теперь заканчивай день свой благословенной вечерней молитвой. Пусть твоя работа не преследует больше тебя, предоставь также и Богу принять в ней участие. Воспользуйся же покоем, который в личной молитве освежит твою душу и тело. Это есть благословение вечерней молитвы. Но и другое увещание чувствует наше сердце в вечерний час. Грехи и ошибки дня встают перед нашими глазами. Надо покаяться в них, чтобы спать со спокойной душой. Мы не должны забыть также и благодарить Бога. В молитве постарайся вспомнить все многочисленные благодеяния Божьи, которые ты получал в течение данного дня. Подумай о том, что и сегодня тайные невидимые руки ангелов охраняли путь твой и жизнь твою, быть может, от многих незамеченных опасностей. Вспомни, что ты сегодня мог трудиться при свете Слова Божьего, которое освещало твой путь и придавало уверенность твоим шагам. Вспомни о чудных возможностях, которые ты и сегодня имел для того, чтобы делать добро и сеять нетленное семя Божьего Слова.
Про надоедливого человека говорят: «Скрипит, как немазаная телега». В Евангелии от Луки (Лк.18.1-8) Господь рассказывает притчу о вдове, которая донимала неправедного судью просьбами о защите от соперника. Думаем, что для судьи ее просьбы звучали как скрип немазаной телеги. Лишенный покоя, он решил помочь женщине. Господь Иисус рассказал эту притчу, чтобы научить нас всегда молиться и не сдаваться, если нам кажется, что ответ задерживается. Бог – не неправедный судья, которому нужно надоедать, прежде чем Он откликнется. Он наш любящий Отец, заботящийся о Своих детях и слышащий их просьбы. Постоянная, настойчивая молитва приближает нас к Нему. Может показаться, что и мы скрипим, как немазаная телега. Однако Господу приятны наши молитвы, Он побуждает нас обращаться к Нему с любой нуждой. Его ответ близок и порой неожидан. Христос учит, что молясь, не надо говорить ничего лишнего (Мф.6.5-8). Нужно лишь взывать к Нему, чтобы поддерживать связь с Ним. Т.е. с Тем, Кто давно знает все наши нужды. Нужно доверять Ему и терпеливо ждать ответ.
Порой мы не можем найти верных слов для молитвы. Возможно, кто-то из близких страдает и нет ему облегчения. Или перед нами стоит серьезный выбор. Тогда-то Святой Дух и приходит нам на помощь, беря на Себя обязанность ходатайствовать за нас. Рим.8.26 «Также и Дух подкрепляет (нас) в немощах наших; ибо мы не знаем, о чем молиться, как должно, но Сам Дух ходатайствует за нас воздыханиями неизреченными». Есть рассказ о некоем серьезно заболевшем пасторе, которого очень любили его прихожане. Вся община искренне молилась: «Господи, верни ему здоровье!» Но пастор умер. На похоронах выступил служитель, который с детства знал покойного. Он сказал: «Кому-то из вас может показаться, что Отец Небесный не услышал ваших молитв. Но это не так. Он слышит все молитвы. Но, возможно, что в данном случае до Него одновременно доходили две взаимоисключающие просьбы. Вы просили Его сохранить покойному жизнь, потому что вы так нуждались в его службе. А в то же время Дух Святой просил Отца призвать пастора к Себе, потому что община чересчур уповает на него, а не на Бога. И Отец ответил на молитву, которую возносил для вашего блага Дух Святой». Хотя в словах выступающего и заключался легкий упрек, они всё же внесли успокоение в души прихожан. Потому что теперь они поняли, что Господь слышал их молитвы и даже лучше, чем им могло показаться. Бог часто дает нам лучшее, чем мы просили.
Если кто хочет узнать, здорова ли его духовная жизнь, пусть испытает свое стремление к молитве. Оно есть первое мерило для духовного здоровья. Если ты духовно здоров, то молитва для тебя станет таким же удовольствием, как дыхание чистым воздухом. Ибо ты чувствуешь, как молитва целебным воздухом вечности вселяет в тебя жизнь, радость и божественную силу. Желание работать растет при работе, желание молиться – во время молитвы. Желания и стремления нашего сердца исполнятся через молитву по мере того, как наша жизнь молитвы будет расти и освобождаться от всяких нездоровых побуждений и влияний. Что мы делаем без желания, то становится для нас тяжестью. Это равно относится как к работе, так и к молитве. Желание работать растет по мере успеха в работе. Для нас также является удовольствием видеть плоды наших молитв. И вот Бог дарует нам такие плоды, если мы с желанием предаемся молитвенному труду.
Нежелание молиться – это болезненное состояние, причины которого кроются в различных нарушениях в нашей духовной жизни. Нежелание молиться есть духовное расслабление, сопряженное с вытекающим отсюда чувством духовной слабости. Существует два рода нежелания молиться: преходящее и пребывающее. Преходящее нежелание является не менее опасным, т.к. во многих случаях оно ведет к пребывающему. И полагает основание тяжелой, почти неизлечимой болезни. Поэтому будем внимательны к самым первым проявлениям этого рода нежелания молиться, чтобы успешно бороться против духовной лени. Прежде чем она успеет разрушить всего нашего духовного человека. Лечение болезни во многом зависит от распознания ее причины. После этого необходимо дать болезни сильное противодействие, по крайней мере, пока она еще не приняла угрожающего характера. Но гораздо чаще эта болезнь является следствием греха, неправильного образа жизни, как и большинство телесных болезней. Нерегулярность в молитве может также привести к болезненному состоянию. Можно было бы привести еще многих причин, таких как ненужные заботы о завтрашнем дне, безжалостное осуждение других, непростительное безразличие к другим и т.д. Испытаем себя, здоровы ли мы духовно или больны. Не будем также винить обстоятельства, если мы найдем в себе причину нежелания молиться и безразличие к ней. Конечно, обстоятельства играют способствующую роль, но большинство обстоятельств находятся не вне, а внутри нас. И если мы почувствуем, что больны, то не будем откладывать лечение. Будем пользоваться нужными средствами, чтобы нашему Спасителю не пришлось лечить нас огнем скорбей и печалей. Он – наш Врач, и спасет нас от второй смерти, поэтому будем стремиться к Нему, чтобы Он нас исцелил.
Да сохранит нас Господь от того, чтобы святая и сладостная обязанность, преимущество и возможность молитвы ощущалась нами когда-нибудь как тяжесть.
пастор Золтан З. Тырык
Молитва. Боже и Отче! Мы благодарим Тебя за то, что Ты позволяешь нам обращаться к Тебе в молитве. Просим, напоминай нам, что мы нуждаемся в Тебе всегда. Руководи нами на дорогах земной жизни. Помоги руководствоваться не только собственной мудростью, но во всех обстоятельствах искать Твоей воли. Мы знаем, что Ты благ и желаешь слушать наши молитвы. Благодарим за заботу о каждой мелочи в нашей жизни. Просим, помоги нам терпеливо ждать и принимать всё, что исходит из Твоих рук. Благодарим Тебя за неизменное присутствие, где бы мы ни находились. Какое счастье, что в час растерянности и сомнения Дух Святой ходатайствует за нас. Дай нам увидеть Тебя в повседневном течении жизни, где мы раньше Тебя не замечали. Мы хотим познать Тебя и быть познанными Тобой. Мы не всегда умеем выражать свои мысли. Благодарим, что Ты знаешь их. Просим, будь близок к нам. Просим во имя Господа Иисуса Христа. Аминь.