КОММЕНТАРИИ
на Евангелие от Иоанна
Глава 11
11.1 «Был болен некто Лазарь из Вифании, из селения, где жили Мария и Марфа, сестра ее». Евангелист переходит к новой истории, содержащей рассказ о достопамятном чуде. Помимо того, что Христос, воскресив Лазаря, явил особый пример божественной силы, Он одновременно как бы поместил перед нашим взором образ будущего воскресения. Христос воскрешал и других умерших, но теперь Он явил Свою силу на трупе, который уже начал разлагаться. Вифания – маленькое селение у подножия Елеонской горы, приблизительно в 5-ти км к юго-востоку от Иерусалима, по дороге в Иерихон. Это селение и эту семью Христос часто посещал, когда приходил на праздники в Иерусалим.
11.2 «Мария же, которой брат Лазарь был болен, была та, которая помазала Господа миром и отерла ноги Его волосами своими». Одна из сестер Иоанном описывается как та Мария, «которая помазала Господа миром». Некоторые полагают, что она была той самой женщиной, о которой мы читаем в Лк.7.37,38, т.е. грешница, негодная женщина. Но многие богословы (в том числе Ж. Кальвин, М. Генри) склонны считать, что эта ссылка указывает на помазание Христа, о котором повествует Иоанн в этом же евангелии Ин.12.3. Ибо евангелисты в своих описаниях никогда не ссылаются друг на друга. А ап. Иоанн часто отсылает события, записанные в одном месте своего Евангелия, к событиям, записанным в другом месте. Ж. Кальвин свою точку зрения отстаивает следующими доводами. Христа помазывали часто, и притом в разных местах. Грешная женщина, о которой рассказывает Лука, помазала Христа в Иерусалиме, где и проживала. Мария же сделала потом то же самое в Вифании. Прошедшее же время, используемое евангелистом Иоанном, относится не ко времени совершения действия, о котором идет речь, а ко времени написания. Он как бы говорит: «это та самая Мария, которая впоследствии излила на Христа миро, и из-за которой возник ропот среди учеников».
11.3 «Сестры послали сказать Ему: Господи! Вот, кого Ты любишь, болен». «Сестры послали сказать Ему». Сестры знали, где находится в данный момент Иисус – далеко за Иорданом. И послали к Нему специального вестника, который должен был сообщить Ему о переживаниях их семьи. Несмотря на то, что Бог знает все наши нужды, печали и заботы, Он желает узнать о них от нас. И мы оказываем Ему честь, когда открываем их перед Ним и просим Его о помощи. «Господи! Вот, кого …». Это очень короткое сообщение, но из него Христос мог заключить, чего именно хотели сестры. Ведь в этой жалобе они скромно молили оказать помощь больному. Нам не запрещается молиться более пространно. Однако смысл состоит в том, чтобы возложить наши заботы и всё, тяготящее нас, на Бога, умоляя Его оказать нам помощь. Так и сестры изложили Господу свою просьбу, и ожидали от Него непременной помощи. Также отметим, что упование на помощь они основывают на любви Христа. Этого правила всегда надо придерживаться в молитве. Ибо там, где имеется любовь Божья, несомненно, присутствует и спасение, поскольку Бог не покидает того, кого любит.
11.4 «Иисус, услышав то, сказал: эта болезнь не к смерти, но к славе Божьей, да прославится через нее Сын Божий». «Эта болезнь не к смерти». Христос Своим ответом хотел рассеять сомнения учеников, чтобы те не подумали о Нем плохо, увидев, как Он спокойно слушал о тяготах друга. Итак, чтобы они не беспокоились о жизни Лазаря, Он отрицает, что болезнь смертельна. Напротив, она даст Ему новый повод прославиться. Кроме того, хотя Лазарь потом и умер, Христос почти сразу же восстановил его к жизни. И, имея в виду этот исход, Он сказал, что болезнь эта не к смерти. «Но к славе Божьей, …». Христос говорит здесь о той славе Божьей, которая сопряжена с Его служением. Итак, отрицая опасность смерти там, где Он хочет явить Божью славу, Христос имеет в виду, зачем и с какой целью был послан Отцом. Для того чтобы служить, а не для того, чтобы губить. «К славе Божьей» – да прославится через Сына Бог Отец. Отсюда мы видим: Отец так хочет быть познанным в лице Своего Сына, чтобы вся полагающаяся Ему честь приписывалась Сыну.
11.5 «Иисус же любил Марфу и сестру ее, и Лазаря». Кажется, что здесь наличествует противоречие. Если Он любил их, то теперь было самое время доказать им это Своим поспешным приходом к ним. Ибо Он знал, что они с нетерпением ожидают Его. Однако Он поступил прямо противоположно.
11.6 «Когда же услышал, что он болен, то пробыл два дня на том месте, где находился». Христос два дня оставался за Иорданом, словно пренебрегая жизнью Лазаря. И, однако же, говорится, что Он любил его и его сестер. Он отложил Свой приход к ним, чтобы испытать их, и, чтобы это испытание, в конце концов, увенчалось славою и честью. Он задумал сделать для них нечто великое и необыкновенное, сотворить для них такое чудо, какого не совершил ни для кого из Своих друзей. Он отложил Свой приход к ним еще и для того, чтобы ко времени Его прихода Лазарь уже был мертв и похоронен. Если бы Христос пришел тотчас и исцелил болезнь Лазаря, то Он сделал бы не больше того, что делал для некоторых. Отсрочив Свою помощь, Он получил возможность сделать для него больше, чем для кого-либо. Нам следует запомнить: как бы Бог ни медлил, Он никогда не дремлет и не забывает о Своих людях. Между тем, мы должны верить в то, что всем, кого Бог любит, Он также желает и спасения. Вера Лазаря и его сестер, несомненно, именно через такого способа восстановления стала намного сильнее, чем, если бы его просто исцелил Господь.
11.7 «После этого сказал ученикам: пойдем опять в Иудею». Иисус лишь тогда явил Свою заботу о Лазаре, когда ученики сочли, что Он уже забыл о нем. Или, по крайней мере, предпочел его жизни другие дела. Итак, Он увещевает их перейти через Иордан и направиться в Иудею. Он намеревался явить свою благость любимой Им семье в Вифании. Обстоятельства Он очень хорошо знал, хотя никакие другие сообщения к Нему не поступали. Ибо Он присутствовал там Своим Духом, хотя и отсутствовал телом. Когда он узнал, что чашу их скорби наполнила последняя капля, когда брат и две сестры окончательно распрощались друг с другом, тогда говорит: «Пойдем опять в Иудею».
11.8 « Ученики сказали Ему: Равви! Давно ли иудеи искали побить Тебя камнями, и Ты опять идешь туда?» Они напоминают Ему об опасности, которая еще недавно угрожала Ему в Иерусалиме. Ученики, устрашая Христа, делают это не столько из-за Него Самого, сколько из-за себя. Каждый из них боялся за себя, поскольку опасность была общей для всех. Итак, ученики, избегая нести крест и стыдясь в этом признаться, делают вид, что заботятся о своем Учителе. Их удивляет то, что Он хочет опять идти туда. Беспокоясь о Его и своей безопасности, ученики в то же самое время обнаруживают сомнение в Его силе. Как будто теперь Он не может обеспечить Себе и им безопасность. Разве рука Его сократилась? Пути Божьи, пути Христа выше путей наших.
11.9 «Иисус отвечал: не двенадцать ли часов в дне? Кто ходит днем, тот не спотыкается, потому что видит свет мира сего». «Не двенадцать ли часов в дне?» Эти слова некоторые толковники объясняют следующим образом. Иудеи делил всякий день на 12 часов, и либо удлиняли, либо укорачивали свои часы в зависимости от долготы дня. Или же, поскольку эта страна расположена близко к экватору, продолжительность их дней близка к 12 часам. «Кто ходит днем, …» Итак, Христос заимствует подобие от ночи и дня. Ведь тот, кто пролагает путь во тьме, может неожиданно преткнуться, заплутаться или упасть. Днем же свет солнца показывает нам путь. Божественное провидение дало нам день, чтобы трудиться при свете его. Для всякого дела есть свое благоприятное время. Тот, кто действует по благословению Бога, в определенное Им для этого время, тот не спотыкается. Каждый час должен быть посвящен исполнению долга, и ни один из них не должен быть зря потрачен. Христос объясняет, почему Он должен идти в Иудею – потому что Он имел внутри Себя ясный призыв идти туда. Кто ходит днем, т.е. старается исполнять свой долг, тот не колеблется умом, но имеет святое дерзновение. Он с помощью света мира сего видит предлежащий Ему путь. Как сказано в Пс.90.11, всякого чада Божьего, находящегося в пути, охраняют ангелы. И под их водительством он странствует безопасно. Итак, Христос, полагаясь на эту защиту, смело пошел в Иудею.
11.10 «А кто ходит ночью, спотыкается, потому что нет света с ним». Ночью ходит тот, кто ходит по велению лукавого сердца своего и по взгляду очей своих, кто поступает по обычаю мира сего. Ходит тот, кто более советуется со своими плотскими решениями, нежели с Божьей волей и славой. Тот спотыкается, т.е. впадает в различные искушения и уловляется в сети. А спотыкается по той причине, что нет света с ним. Он не имеет в себе доброго начала, он не искренен. Христос не только объясняет цель Своего отправления в Иудею, но и вдохновляет Своих учеников на то, чтобы пойти туда вместе с Ним, и не страшиться никакого зла. Единственный правильный способ действия состоит в том, что, сознавая свое призвание, мы всегда должны видеть идущего перед нами Бога. Бог всегда усердно охраняет тех, кто внимает Его повелениям.
11.11 «Сказав это, говорит им потом: Лазарь друг наш уснул, но Я иду разбудить его». «Лазарь друг наш уснул». Христос извещает Своих учеников о смерти Лазаря и о том, что собирается идти в Иудею ради него. Т.к. прежде Иисус отрицал смертельность его болезни, то, чтобы ученики не смутились от такого исхода, Он одновременно говорит и о его смерти, и о надежде на воскресение. Удивительна несообразительность учеников – ведь они подумали, будто Христос говорит об обычном сне. Смерть Лазаря являлась в некотором особом смысле сном, потому что он вскоре должен был воскреснуть к жизни вновь. Умирая, добрый христианин всего лишь засыпает, ибо впереди – воскресение. «Но Я иду разбудить его». Он мог бы это сделать, оставаясь на месте. Ведь Он на расстоянии восстановил умирающего сына царедворца (Ин.4.50). Однако Он пожелал прославить это чудо, совершив его у надгробной плиты.
11.12 «Ученики Его сказали: Господи! Если уснул, то выздоровеет». Возможно, из рассказа принесшего известие о болезни Лазаря они поняли, что одним из самых серьезных симптомов ее была бессонница. Теперь же, когда они услышали, что он спит, то решили, что горячка оставила его, и сто самое худшее осталось позади. Сон часто служит естественным лекарством, способным восстанавливать немощные и ослабевшие жизненные силы. Говоря о целебности сна Лазаря, ученики косвенно отговаривают Христа идти в Иудею. Он хватаются за возможность избежать опасности.
11.13 «Иисус говорил о смерти его; а они думали, что Он говорит о сне обыкновенном». Какими непонятливыми оставались до сих пор ученики Христа. Мы не будем осуждать как еретиков всех тех, кто неправильно понимает какие-то изречения Христа. Не хорошо усугублять ошибки наших братьев. В данном случае их ошибка была неоправданной, ибо она легко могла бы быть предотвращена, если бы они вспомнили, как часто в Ветхом Завете смерть называется сном. Им следовало бы понимать Христа, когда Он разговаривал с ними на языке Писаний. Кроме того, было бы довольно странно, если бы их Учитель предпринял двух- или трехдневное путешествие ради того, чтобы пробудить друга от естественного сна, что мог сделать вместо Него любой человек.
11.14 «Тогда Иисус сказал им прямо: Лазарь умер». Примечательно великодушие Христа, ибо Он не обратил внимание на эту тупость учеников. Он снисходит до непонятливых учеников. Он ясно и определенно заявляет им о смерти Лазаря, без всякого иносказания.
11.15 «И радуюсь за вас, что Меня не было там, дабы вы уверовали; но пойдем к нему». «И радуюсь за вас». Он объясняет им, что Его отсутствие возле больного Лазаря было для них полезным. Ибо сила Его показалась бы менее значительной, если бы Он сразу же помог Лазарю. Тогда его ученики не увидели бы никакого другого доказательства Его могущества, кроме тех, которые они часто видели. И в результате их вера не получила бы никакого дальнейшего подкрепления. Если Бог сразу протягивает нам руку, мы часто не считаем это Божьим делом. Итак, чтобы ученики признали воскрешение Лазаря воистину божественным делом, его следовало отложить. Оно не должно было напоминать человеческое врачевание. «Дабы вы уверовали». Христос имеет в виду не начало, но утверждение уже существующей веры. Которая до этого была более немощной и слабой. Кроме того, Он намекает: не проявись открыто десница Божья, ученики не получили бы такое подкрепление веры. «Но пойдем к нему». Он говорит не то: «Пойдем к его сестрам и утешим их». Ибо Он может над мертвыми сотворить чудо.
11.16 «Тогда Фома, называемый Близнец, сказал ученикам: пойдем и мы умрем с Ним». До сих пор ученики старались отговорить Христа. Фома побуждает их поддержать Учителя. Вероятно, он был одним из близнецов. Фома решается за Ним последовать, но всё же без упования. По крайней мере, он не укрепил себя могуществом Христа. Ибо слова «»пойдем и мы умрем с Ним» скорее выражают отчаяние, в то время как ученикам надлежало быть уверенными в жизни. Фома не отказывается умереть с Христом. Но эта решимость проистекала из слепого рвения. Он был хорошо осведомлен об озлобленности иудейских духовных руководителей на Христа и о намерениях Бога в отношении Него, а именно, что Он – Агнец Божий. Поэтому было естественно предположить, что Он действительно собирался идти на смерть.
11.17 «Иисус, придя, нашел, что он уже четыре дня в гробе». Своего друга Лазаря Господь застал в гробе. Когда он приблизился к селению, вероятно, с той стороны, где находилось кладбище, Ему было донесено кем-то из людей, что Лазарь был уже четыре дня в гробе. Полагаем, что он умер в то самое мгновение, когда Господь произнес: «Лазарь друг наш уснул». И что время между его смертью и похоронами вместе с четырьмя днями пребывания его в гробе составляли продолжительность путешествия Господа с Учениками.
11.18 «Вифания же была близ Иерусалима, стадиях в пятнадцати». Вифания, ныне Бейт-Ханания, маленькое селение у подножия Елеонской горы. Оно расположено приблизительно в пяти км к юго-востоку от Иерусалима, по дороге в Иерихон. Близ этого селения Он вознесся на небо.
11.19 «И многие из иудеев пришли к Марфе и Марии – утешать их в печали о брате их». Евангелист старательно описывает обстоятельства, удостоверяющие данную историю. Он указал, сколь близко было к Иерусалиму селение Вифания, чтобы кто-то не удивился тому, что многие, кого Бог восхотел сделать свидетелями чуда, пришли оттуда для утешения сестер. Ведь, хотя они влеклись сюда человеческим состраданием, тайный совет Божий собрал их для другой цели: чтобы воскрешение Лазаря не прошло незамеченным. И свидетелями его были не только местные жители. Намерение их было – утешать сестер в печали. Но у Бога, как было уже сказано, имелась другая цель. Кроме того, отсюда следует, что дом Лазаря и его сестер пользовался почетом и уважением.
11.20 «Марфа, услышавши, что идет Иисус, пошла навстречу Ему; Мария же сидела дома». «Марфа … пошла навстречу Ему». Марфа, по-видимому, с нетерпением ожидала прихода Христа. Получив доброе известие о том, что Иисус идет, она отложила всё и пошла навстречу Ему. Она нарушила установленный порядок, и отказала в любезности иудеям, пришедшим посетить ее, поспешив навстречу Господу Иисусу. Как мы увидим позднее, она вышла из селения не только из-за почтения к Нему, но и чтобы предупредить Его об опасности. Ведь еще свежа была память об угрозе со стороны иудейского духовенства, и ярость врагов еще не утихла. Она немного улеглась после ухода Христа за Иордан, но, прослышав о Его возвращении, могла разразиться с новой силой. «Мария же сидела дома». Одни полагают, что она не получила известия о приходе Иисуса, оставаясь в гостиной, где принимала выражения соболезнования. В то время как Марфа, хлопотавшая по дому, получила об этом известие раньше ее.
11.21 «Тогда Марфа сказала Иисусу: Господи! Если бы Ты был здесь, не умер бы брат мой». Марфа жалуется на долгое отсутствие Христа, на Его промедление. Она говорила не только со скорбью о смерти своего брата, но и с некоторым недовольством кажущимся немилосердием Учителя. Можем обратить внимание на наличие у Марфы некоторой веры. Она верила в силу Христа, т.е. в то, что, хотя болезнь ее брата была крайне тяжелой, Он мог бы исцелить его. Но здесь также видны и признаки маловерия. Ибо она ограничивала силу Христа, говоря: «Если бы Ты был здесь». Тогда как ей следовало бы знать, что Христос может исцелять и на расстоянии.
11.22 «Но и теперь знаю, что, чего Ты попросишь у Бога, даст Тебе Бог». Она поправляет и утешает себя мыслью о высших интересах, какие Христос имел на небесах. По меньшей мере, она винит себя в том, что обвинила своего Учителя и упрекнула Его за слишком поздний приход. Она была готова надеяться. Ей следовало бы сказать: «Господи, Ты можешь всё, что только ни пожелаешь». Вместо этого она говорит только: «Ты можешь получить всё, о чем только ни попросишь у Бога».
11.23 «Иисус говорит ей: воскреснет брат твой». Мы видим кротость Христа. Он, простив Марфе упомянутые недостатки, обещает ей больше, чем она открыто осмелилась просить. Марфа в своей жалобе озиралась назад, с сожалением говоря о том, что Христа не было здесь. Ибо тогда, думала она, ее брат был бы сейчас живой. Христос побуждает Марфу и в ее лице и нас смотреть вперед и думать о том, что будет. Сказанное Господом «Воскреснет брат твой» было правдой в отношении лично Лазаря: вскоре он должен быть воскрешен. Господь выражается двусмысленно, оставляя Марфу в недоумении относительно того, воскресит ли Он его сейчас или же только в последний день. Желая тем самым испытать ее веру и терпение.
11.24 «Марфа сказала Ему: знаю, что воскреснет в воскресение, в последний день». Марфа растворила слова Господа верой, но смешала свою веру с неверием. Она ослабляет силу слов Христа. Она колеблется в тот момент, когда Христос уже протягивает руку. Она считает верным то, что ее брат воскреснет в последний день. Несмотря на то, что учение о воскресении должно было получить свое полное подтверждение только после воскресения Христа, тем не менее, она твердо верила в него. Как если бы оно было ей открыто. Она верила тому, что будет последний день, который положит конец всем дням и завершит их. Она верила и тому, что будет индивидуальное воскресение всех людей в тот день. Ее слова можно понять и так: «Знаю, что воскреснет в последний день, но что нам от того сейчас?»
11.25 «Иисус сказал ей: Я есть воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет». «Я есть воскресение и жизнь». Христос продолжает наставлять и ободрять Марфу. Беря повод из ее горя, Он знакомит ее с двумя истинами, которые она должна принять верой. Он вначале утверждает, что является воскресением и жизнью. Затем Он по отдельности изъясняет каждое из этих положений. Сначала Он зовет Себя воскресением, поскольку по порядку, прежде вечной жизни, идет восстановление от смерти в жизнь. Но весь человеческий род погружен в смерть, и никто не станет причастником жизни, прежде от нее не воскреснув. Поэтому Христос учит, что Он – начало вечной жизни. Итак, почему же Христос есть воскресение? Потому что Он возрождает Духом Своим людей, отчужденных от Бога через грех. Отчуждение души от Бога – смерть души. И они начинают жить новой жизнью. «Верующий в Меня, если и умрет, оживет». Господь добавляет, что дело его благодати – продлить жизнь до бесконечности. Он говорит именно о духовной жизни. Это обетование дано верующим в Него, тем, кто соглашается с Ним и полагается на Него как единственного Спасителя.
11.26 «И всякий живущий и верующий в Меня не умрет вовек. Веришь ли сему?» «И всякий живущий и верующий в Меня». Это выражение может быть понято: (а) Либо как относящееся к жизни естественной. Всякий, живущий в этом мире, будь то иудей или язычник, если будет веровать во Христа, жив будет Им. Однако здесь имеет место ограничение во времени: всякий, кто уверует во Христа в течение своей земной жизни, пока он находится здесь в состоянии испытания, будет блажен во Мне. Но после смерти это будет слишком поздно. (б) Либо как относящееся к жизни духовной: живущий и верующий есть тот, кто через веру получил новое рождение к небесной жизни, для кого жизнь – Христос. Это делает Христа жизнью его души. «Не умрет вовек», или, как сказано в стихе 25 – «если и умрет, оживет». Человек состоит из тела и души, и блаженство предусмотрено как для того, так и для другого. Для тела обещано воскресение. А для души обещано блаженное бессмертие. Однажды даровав жизнь, Христос не допустит ее утраты, но сохранит до самого конца. Ведь что случилось бы с людьми, с их плотской немощью, если бы, однажды получив жизнь, они были предоставлены самим себе? Итак, необходимо, чтобы постоянное пребывание в жизни также основывалось на силе Христа. Чтобы Христос завершил Им же начатое спасение. «Веришь ли сему?» Другими словами: «Можешь ли с готовностью согласиться с этим? Можешь ли принять такое Мое слово?» Марфа сильно желала видеть своего брата живым в этом мире. Но Христос, прежде чем дать ей такую надежду, направил ее мысли к вечной жизни и к вечному миру.
11.27 «Она говорит Ему: так, Господи! Я верую, что Ты Христос, Сын Божий, грядущий в мир». Марфа, чтобы доказать, что верит в сказанное Христом, т.е. в то, что Он – воскресение и жизнь, отвечает, что верит в Него как в Мессию. Она полностью принимает то, что сказал Христос, принимает без всякого изменения или условия. «Так, Господи!» Этим она подписывается под истинностью всего в целом и под каждой отдельной частью того, что пообещал людям Христос, в Его собственном понимании. «Я верую, что Ты Христос …». Она верит этому потому, что поверила в то, что говорящий это есть Христос. Она исповедала об Иисусе три истины, одинаковые по содержанию: (А) Он обещанный Христос, или Мессия. (Б) Он Сын Божий; так называли Мессию (Пс.2.7). (В) Он Тот, Кого ожидали прийти, как посланника Бога. Если она соглашается с тем, что Иисус есть Христос, ей не трудно поверить и в то, что Он есть воскресение и жизнь.
11.28 «Сказавши это, пошла и позвала тайно Марию, сестру свою, говоря: Учитель здесь и зовет тебя». Возможно, что Христос оставался вне селения по просьбе Марфы, чтобы не идти в такое скопление людей. Ибо она боялась за Его жизнь, зная, как недавно Он едва избежал смерти. Поэтому, чтобы не распустить слух о Его приходе, она тайно сказала об этом своей сестре. Ибо у них в доме находились иудеи, которые не были друзьями Христа. Она позвала ее по повелению Христа. Она называет Его Учителем. Так Его обыкновенно называли Его последователи. Его появление было самое лучшее лекарство, могущее помочь в их горе. Она приглашает свою сестру выйти Ему на встречу.
11.29 «Она, как скоро услышала, поспешно встала и пошла к Нему». Как скоро она узнала, что Он находится здесь поблизости, то вскочила со своего места, будучи не в силах удержать свое желание увидеть Его. И побежала Ему навстречу. Для живой веры достаточно малейшего намека на милостивое приближение Христа. Она всегда понимает с полуслова и отвечает на первый же призыв. Когда Христос пришел, то: (а) Она не стала советоваться с правилами приличия плачущих по умершему. Но, забыв о церемониях, о том, как принято поступать в подобных случаях, она побежала, чтобы встретиться с Ним. (Б) Она не стала советоваться с теми иудеями, которые были с ней, чтобы утешать ее. Она оставила всех их, и направилась к Нему. При этом она не попросила у них не только совета, но даже извинения за свою нелюбезность.
11.30 «Иисус еще не входил в селение, но был на том месте, где встретила Его Марфа». Христос остановился неподалеку от того места, где находился гроб, чтобы быть готовым отправиться к нему. Он не хотел входить в селение для того, чтобы отдохнуть после утомительного путешествия до тех пор, пока не совершит того дела, ради которого Он пришел. И чтобы не показалось, будто Он из тщеславных побуждений намеревается собрать вокруг Себя толпу свидетелей чуда. Мы видим и любовь Марии к Христу. Хотя складывалось впечатление, будто Христос поступил очень немилосердно, отложив Свой приход, тем не менее, она не могла заподозрить Его в чем-то недобром.
11.31 «Иудеи, которые были с нею в доме и утешали ее, видя, что Мария поспешно встала и вышла, пошли за нею, полагая, что она пошла на гроб – плакать там». Марфа вернулась в дом только для того, чтобы вывести оттуда сестру. Но замысел Христа был совсем иным. Он хотел, чтобы свидетелями Его чуда были и иудеи. Они меньше всего думали об этом, но вовсе не ново, что люди по тайному провидению Бога идут туда, куда не желают. Они думали, что Мария пошла к гробу по обычаю тех, кто предавался чрезмерному плачу. Ибо тогда царил порок, состоящий в том, что люди, лишившись родственников и друзей, всеми силами старались увеличить свою скорбь. Выдумывались для этой цели различные приемы. Т.о., когда чувства были уже в смятении, их возбуждали новыми уколами, чтобы они еще яростнее и настойчивее истязали свою плоть. Не задумываясь над тем, что они восставали против Бога. Ибо наш долг состоит в том, чтобы смириться с волей Божьей в этих страданиях. Кроме того, обязанностью гостей было удержать Марию, чтобы та, увидев могилу, не возымела повода для плача. Однако они не дерзнули решиться на такой поступок, но предпочли потакать неумеренности, выставляя себя участниками ее горя. Последовавшие за Марией иудеи были таким образом приведены ей к Христу. И стали свидетелями одного из Его самых прославленных чудес.
11.32 «Мария же, пришедши туда, где был Иисус, и, увидевши Его, пала к ногам Его и сказала Ему: Господи! Если бы Ты был здесь, не умер бы брат мой». Она пришла, сопровождаемая целой толпой утешителей. И «пала к ногам Его». Ее поза говорит о глубоком смирении и покорности. Из этого мы заключаем, что Христос пользовался в ее доме почетом больше, чем полагалось простому человеку. Ведь хотя люди обычно падают ниц перед царями и начальниками, Христос не имел в Себе по плоти ничего царственного и величественного. Поэтому Мария с иной целью простерлась у Его ног. Она не сделала бы этого, если бы не была убеждена в том, что Он – Божий Сын. Это было больше того, что сделала Марфа. Мария не упала, как плакальщица, впавшая в обморочное состояние, но пала к Его ногам, как скромный проситель. Она пала к Его ногам как человек, покоряющийся Его воле в том, что произошло. И уповающий на Его благоволение в том, что должно было сейчас произойти. Она сделала это в присутствии сопровождающих ее иудеев, которые, хотя и являлись ее друзьями и друзьями ее семьи, в то же время среди них было много злейших врагов Христа. Несмотря на это, она пала к ногам Христа на виду у них, как человек, который не стыдится признать перед людьми свое благоговение перед Ним. «Господи! Если бы Ты был здесь …». Эти же самые слова прежде сказала Марфа, ибо они часто говорили их друг другу. В сущности, сестры обвиняют Христа в смерти своего брата. Он мог бы справедливо возмутиться этим повторяющимся вызовом. Однако Он учел обстоятельства их горя и то, что потерпевшие утрату считают себя вправе говорить всё. Поэтому Он не обратил внимания на их нелюбезный прием. Хотя она обращается к Христу почтительно, мы уже показали, что порочного было в этих словах. Она не должна была ограничивать силу Христа его телесным присутствием. Мария говорила меньше, чем Марфа, но плакала больше. А у слез благоговейной преданности есть громко звучащий голос, который слышит Христос. И нет другой такой риторики, которая была бы так же сильна, как эта.
11.33 «Иисус, когда увидел ее плачущую и пришедших с нею Иудеев плачущих, Сам восскорбел духом и возмутился». Если бы Христос не сострадал их плачу, Он сохранил бы спокойное лицо. Но Он свидетельствует о том, что проявляет к ним сострадание до того, что Сам готов заплакать. Собираясь воскресить Лазаря, Он свидетельствует волнением духа и чувством боли, что Он проникнут нашей бедой, словно Сам ее испытывает. Сын Божий, облекшись в нашу плоть, одновременно воспринял человеческие чувства. Он воспринял человеческие чувства, но не их испорченность. Воспринял Он наши чувства потому, чтобы Его силой мы победили всё, что есть в них порочного.
11.34 «И сказал: где вы положили его? Говорят Ему: Господи! Пойди и посмотри». Богословы считают, что Он знал, где его положили. Тем не менее, спрашивает, потому что: (1) Он желал таким образом проявить Себя как Человек даже тогда, когда собирался явить силу Божью. Став по виду как человек, Он приспосабливает Себя к обычаям и образу поведения сынов человеческих. (2) Он поинтересовался, где находится гробница, чтобы неверующие иудеи не могли заподозрить Его в тайном соглашении с Лазарем, и употреблении хитрости в этом деле. Это могло случиться, если бы Он прямиком отправился к месту захоронения, которое было Ему известно. (Многие толкователи заимствуют эту мысль у Златоуста.) (3) Он желал таким образом отвести печаль от сердец Своих плачущих друзей, пробудив в них ожидание чего-то великого. Он как бы сказал им: «Я пришел сюда не с целью выразить вам Свое соболезнование и вместе с вами поплакать слезами. Я пришел с другой целью. Пойдемте же к гробу, и сделаю там то, ради чего Я пришел». (4) Он желал таким образом показать нам Свое особое попечение о телах святых, лежащих в гробу.
11.35 «Иисус прослезился». Его сердце еще больше растрогалось при виде угрюмой картины. Это короткий стих, но в нем содержится полезная для нас информация – Христос был самым настоящим Человеком. Он требует и от нас не бесчувственности, но повелевает не предаваться грусти, подобно неверующим, не имеющим надежды. Богословы отмечают, что мы нигде не читаем о том, что Он смеялся. Но не один раз находим Его скорбящим. Слезы сострадания вполне приличны христианам, и делают их более похожими на Христа.
11.36 «Тогда иудеи говорили: смотри, как Он любил Его!» Слезы Христа были по-разному истолкованы людьми. Одни объяснили их беспристрастно, по-доброму, как вполне естественные. Их, кажется, удивляет то, что Христос так сильно любил того, кто не был его родственником и с кем Он не так долго был знаком. Ибо Христос большую часть Своего времени проводил в Галилее, вдали от Вифании.
11.37 «А некоторые из них сказали: не мог ли Сей, отверзший очи слепому, сделать, чтобы и этот не умер?» В стихах 36 и 37 Иоанн говорит о двойственном суждении иудеев относительно Христа. Одни из них сказали: «Как Он любил его». Другие говорили о его неспособности помочь Своему другу. Здесь скрытно делается намек, что, во-первых, что Он не смог предотвратить смерть Лазаря. Смерть его, как это стало понятно по его слезам, была для Него большим горем. Он, конечно, предотвратил бы ее, если бы мог это сделать. Во-вторых, у них возник вопрос: «Отверзал ли Он вообще очи слепому?». Тот факт, что Он не сотворил чудо с Лазарем, у них вызывал сомнение и с чудом с слепорожденным. Так неблагодарны Богу и прочие люди. Если только Он не исполняет все их просьбы, они тут же начинают жаловаться на Него. Воскресив из мертвых Лазаря, и совершив этим еще большее чудо, Христос доказал, что Он мог предотвратить его смерть, но не сделал это по некоторым соображениям.
11.38 «Иисус же, опять скорбя внутренне, приходит к гробу. То была пещера, и камень лежал на ней». «Иисус … приходит к гробу». Христос пришел к гробу не как праздный зевака, но как воин, готовящийся к бою. Перед Его взором была тирания смерти, которую Он намеревался победить. Он был тронут рыданиями, которыми, вероятно, разразились скорбящие сестры, когда подошли к гробу. Еще более сильными и горькими, чем были прежде. Их причитания сильно коснулись Его сердца. «То была пещера …». Описывается гроб, в котором лежал Лазарь. Для простых людей, вероятно, выкапывали могилы точно так же, как и в наши дни. А знатных людей хоронили в склепах. Именно так был похоронен Лазарь. Вероятно, иудеи сохранили этот обычай, желая подражать патриархам, хоронивших своих умерших в пещере Махпелы (Быт.23.19). Концом торжественной церемонии похорон у них считался момент, когда к гробу приваливали камень. Камень служил, вероятно, и в качестве надгробия, и имел на себе начертание.
11.39 «Иисус говорит: отнимите камень. Сестра умершего, Марфа, говорит Ему: Господи! Уже смердит; ибо четыре дня, как он в гробе». Он дает повеление убрать камень. Он хотел это сделать с той целью, чтобы все присутствующие увидели, что в гробу лежит мертвое тело, и чтобы освободить выход из пещеры. И чтобы каждый убедился, что это действительно тело, а не дух или призрак. Он хотел, чтобы слуги отодвинули камень. И, почуяв запах разлагающегося тела, стали свидетелями того, что оно действительно мертво. «Марфа говорит Ему: …». Когда отнимали камень, Марфа, вероятно, почувствовала запах разлагающегося тела, и поэтому вскричала так. Говорят, что к четвертому дню после смерти тело изменяется настолько, что его уже невозможно опознать. Не так легко объяснить, что побудило Марфу так сказать. Одни полагают, что она сказала это из почтения к телу умершего, из уважения к правилам хорошего тона. Теперь, когда тело начало разлагаться, она не хотела, чтобы его выставляли напоказ и делали из него зрелище. Другие считают, что она сказала это, беспокоясь о Христе. Боясь, как бы запах мертвого тела не оскорбил Его чувства. То, что источает ужасное зловоние, сравнивается с открытым гробом (Пс.5.10). Она не хотела, чтобы ее Учитель оказался вблизи гроба, когда начнет распространяться зловонный запах. Из ответа Христа становится ясным, что ее устами говорит неверие: «Господи! Теперь уже слишком поздно пытаться чем-то помочь ему: его тело начинает разлагаться». Она считает положение Лазаря безнадежным, поскольку неизвестно было таких случаев, чтобы кто-нибудь воскрес после того, как увидел тление. Однако эти ее слова недоверия содействовали тому, что чудо стало еще более очевидным и славным. Мы должны научиться приписывать Богу большую силу, чем постигает наш разум.
11.40 «Иисус говорит ей: не сказал ли Я тебе, что, если будешь веровать, увидишь славу Божию?». «Не сказал ли Я тебе». Христос нежно порицает Марфу за ее маловерие. Она не достаточно понадеялась, услышав Его обетование. Хотя Христос часто называл Себя воскресением и жизнью. Из этого стиха явствует, что Марфе было сказано больше, нежели приведено у евангелиста. Это слово, вероятно, Он произнес тогда, когда она сказала, «Так Господи, я верую» (ст.27). Итак, Марфа осуждена за то, что не ожидала увидеть что-либо божественное. «Если будешь веровать». Это сказано не только потому, что вера открывает нам духовные глаза, чтобы мы узрели славу Божию в его делах. Но и потому, что вера пролагает путь к силе и благости Божьей. Наоборот, неверие заграждает доступ к Богу, и словно отталкивает Его руку. Не потому, что сила Божья привязана к человеческому мнению, но потому, что люди, изо всех сил стесняющие ее своей злобой, недостойны того, чтобы ее им являть. Часто Бог преодолевает эти препятствия. Однако всякий раз, когда Он отнимает руку, отказывая неверующим в помощи, это происходит потому, что они сами ее не принимают. «Увидишь славу Божию». Чудо зовется здесь славой Божией. В нем Бог, являя Свою силу, прославляет собственное имя. Марфа же, послушавшись второго слова Христа, позволила отвалить камень от входа. Она охотно полагается на Его повеление.
11.41 «Итак, отняли камень от пещеры, где лежал умерший. Иисус же возвел очи к небу и сказал: Отче! Благодарю Тебя, что Ты услышал Меня». «Итак, отняли камень от пещеры, где лежал умерший». Гробницу открывают согласно повелению Христа и вопреки возражению Марфы. Если мы хотим увидеть славу Божию, мы должны позволить Христу поступать по-своему и не указывать Ему, а соглашаться с Ним. Отняли камень – это всё, что они могли сделать. Дать жизнь мог только Христос. Зрители, привлеченные процедурой удаления камня, собрались вокруг гроба. «Иисус же возвел очи к небу». В то время как они были исполнены ожиданием чего-то великого, наш Господь Иисус приступает к Своему делу. Он обращается к Своему вечно живому Небесному Отцу. Тем самым Он открыл стоящим здесь людям, откуда Он черпал Свою силу, а также показал нам пример, как надо возносить наши сердца к Богу. Что касается возведения очей, это не вечное установление, без которого молитва не бывает законной. Ибо мытарь из Притчи о мытаре и фарисее молился с опущенным взором, но молитва его взошла на небеса. «И сказал: Отче! Благодарю Тебя, что Ты услышал Меня». Христос начинает с благодарения, в котором ничего не просит. Приписывая Свою силу Отцу, а не Себе, Христос показывает, что Он служитель Бога. Его обращение к Богу было сделано с великой уверенностью, подобающей Ему. Здесь Он учит нас на Своем собственном примере. Во-первых, в молитве называть Бога Отцом, и приходить к Нему так, как дети приходят к своему отцу: со смиренной почтительностью, но в то же время и со святой смелостью. Во-вторых, в наших молитвах восхвалять Его и, приходя с просьбой о следующей милости, выражать Ему свое благодарное признание за прежние. Но благодарение нашего Спасителя в данном случае имело целью выразить Его непоколебимую уверенность в возможности совершения этого чуда. Которое Он должен был сотворить Своей собственной силой в полном согласии со Своим Отцом. Перефразируем слова Господа: «Отче! Благодарю Тебя, что Моя воля и Твоя воля в этом деле, как и во всяком другом, совпадают». Пророки Илия и Елисей воскрешали мертвых как слуги, по молитве, а Христос делал это как Сын, собственной властью. И в то же время Он говорит о нем как о полученном в ответ на молитву, ибо Его Отец услышал Его. Так Ему угодно было почтить молитву, делая ее ключом, которым даже Он отпирал сокровищницы божественной силы и благодати. Будучи уверен в том, что Его молитва услышана, Христос исповедует Свое благодарное приятие этого ответа: «благодарю Тебя, что Ты услышал Меня». Хотя чудо не было еще совершено, тем не менее, его молитва была услышана, и Он торжествует победу прежде ее наступления. Никто другой не может претендовать на то, чтобы иметь такую же уверенность, какая была у Христа. Однако верой в обетование и мы можем предвкушать ту милость, которая нам еще фактически не послана. В молитвенных псалмах Давида всякий такой псалом, начинающийся молитвой о ниспослании милости, завершается благодарением за нее. Милости, посланные в ответ на молитву, должны особым образом отмечаться благодарностью. Мы должны считать за великое благоволение к нам не только дарованную милость, но уже то, что наши жалкие молитвы вообще услышаны.
1.42 «Я и знал, что Ты всегда услышишь Меня; но сказал сие для народа, здесь стоящего, чтобы поверили, что Ты послал Меня». «Я и знал, что Ты всегда услышишь Меня». Пусть никто не думает, что сейчас по отношению к Нему была проявлена какая-то необыкновенная благосклонность, которой Он не знал ни до того, ни после. Нет, это не так. Божественная сила всегда сопровождала Его. И Он не предпринимал ничего такого, о чем бы не знал, что оно согласовано с волей Божьей. Господь Иисус имел доступ к Отцу в любое время, и всегда добивался успеха в любом деле. И мы можем быть уверены в том, что этот Его вес не уменьшился от того, что Он сейчас находится на небесах. Это должно ободрять нас в уповании на Его ходатайство. Доверив Ему всех наших прошений, мы можем быть уверены, что Отец всегда слышит Его. Господь имел в Себе уверенность в том, что Отец доволен Им и согласен с Ним во всем. Мы не можем иметь такой особой уверенности, какую имел Он, но одно мы знаем, что, «когда просим чего по воле Его, Он слушает нас» (1Ин.5.14,15). «Но сказал сие …». Христос говорил о том публично, что услышал Его Бог по молитве, по следующим причинам: (1) Чтобы уничтожить возражения Его врагов и их порицания. Фарисеи и их ставленники высказывали богохульное предположение, будто Он творит чудеса благодаря союзу с дьяволом. Чтобы доказать обратное, Он теперь открыто обращается к Богу, используя для этой цели молитву. А не заклинание, шепот, чревовещание, которыми пользовались слуги дьявола. Это публичное признание должно было утвердить веру тех, кто был расположен к Нему. Моисей сделал так, что земля отверзла уста свои и поглотила бывших на том месте людей (Корея и его сообщников), чтобы доказать, что Бог послал его (Чис.16.31). Пророк Илия низвел огонь с неба, и уничтожил бывших на том месте людей (4Цар.1.10,14). Христос же подтверждает Свое посланничество воскрешением умершего.
11.43 «Сказав это, Он воззвал громким голосом: Лазарь! Иди вон». Теперь Господь обращается к Своему умершему другу. Он мог бы воскресить его безмолвным усилием Своей силы и воли. Однако сделал это зовом, причем громким. Во-первых, этот громкий зов выражал силу, которая вышла для воскрешения Лазаря. Он воззвал громко, знаменуя этим величие совершаемого Им дела и силу, задействованную в нем. И как бы вдохновлял Себя на то, что взять приступом врата смерти, подобно солдатам, с криком вступающим в бой. Во-вторых, тело Лазаря спало, и мы обычно говорим громко, когда хотим кого-то разбудить. Господь воззвал громким голосом, чтобы исполнилось Писание: Ис.45.19 «Не тайно Я говорил, не в темном месте земли». Он зовет его по имени, Лазарь, как и мы зовем по имени тех, кого хотим пробудить от крепкого сна. Он вызывает его из гроба, разговаривая с ним так, как если бы он уже был живой. И ему больше ничего не оставалось делать, как только выйти из своего гроба. Он не говорит ему: «Живи!», ибо Он Сам должен был дать жизнь. Но Он говорит ему: «Выйди!».
11.44 «И вышел умерший, обвитый по рукам и ногам погребальными пеленами, и лицо его обвязано платком. Иисус говорит им: развяжите его, пусть идет». «И вышел умерший». Цель была достигнута. Со словом Христа вышла сила, вновь соединившая в одно душу и тело Лазаря. И после этого он вышел из гроба. В описании этого чуда представлены не его невидимые источники, могущие удовлетворить наше любопытство, а его видимые следствия, могущие утвердить нашу веру. Это чудо было произведено быстро. Так и перемена, которая будет иметь место при восхищении человека, произойдет «вдруг, в мгновение ока, при последней трубе, … мы изменимся» (1Кор.15.52). Это чудо было произведено совершенно. Он был оживлен настолько полно, что восстал из гроба так же легко, как восставал когда-то с постели. К нему возвратилась не только жизнь, но и его прежнее здоровье. Он воскрес не для того, чтобы только подыграть теперешним обстоятельствам, но чтобы жить, как и прочие люди. «Обвитый по рукам и ногам погребальными пеленами, и лицо его обвязано платком». Здесь произошло еще одно чудо, как понимают некоторые. Он вышел из гроба, хотя и был стеснен в движениях погребальными пеленами. Ибо таков был обычай иудеев хоронить умерших. Он вышел в том же одеянии, в котором был похоронен. Каждый мог убедиться, что это он, а не кто-то другой. И что он не только живой, но и сильный, способный как-то передвигаться даже в погребальных пеленах. Тот факт, что было «лицо его обвязано платком», доказывал, что он действительно был умершим. Ибо если бы это было не так, то платок задушил бы его за время более короткое, чем то, которое он в нем пролежал. Кроме того, когда развязывали его, присутствующие могли осязать его и рассмотреть, что это – он сам. И, таким образом, стали свидетелями этого чуда. Можно себе представить, как сильно были удивлены и напуганы этим зрелищем те, кто был свидетелем этого события. «Иисус говорит им: развяжите его, пусть идет». Христос дает им работу. Ослабьте погребальные пелены, пока не дойдет до дома. И тогда он, одетый таким образом, сам пойдет в свой дом. Многие богословы считают, что воскрешение Лазаря имело своей целью утверждение учения о воскресении.
11.45 «Тогда многие из иудеев, пришедших к Марии и видевших, что сотворил Иисус, уверовали в Него». В стихах 45-57 описываются последствия этого славного чуда. Которые, как это бывает обычно, для одних были запахом живительным на жизнь, а для других – запахом смертоносным на смерть. У чудес Христа было двойное назначение: либо приготовить к вере, либо утвердить в этой вере. Одних оно привлекло и привело к вере. Впрочем, одного только чуда недостаточно для порождения веры (вера – дар от Бога). Поэтому слово «уверовали» должно разуметься как готовность внимать учению Христа. Многие убедились в том, что это чудо являлось неопровержимым доказательством божественного посланничества Иисуса из Назарета. Они слышали о многих чудесах Его, однако, сомневаясь в их реальности, не поддавались убеждению. Теперь же, когда они своими глазами увидели совершившееся чудо, их неверие было побеждено, и они, наконец, сдались.
11.46 «А некоторые из них пошли к фарисеям и сказали им, что сделал Иисус». В других иудеях видна отвратительная неблагодарность или, скорее, ужасное безумие. Откуда мы видим, сколь слепым и ядовитым является нечестие. У других это чудо вызвало раздражение и ожесточение в их неверии. Были среди них и осведомители. Некоторые из них, очевидцев этого чуда, оказались настолько далекими от того, чтобы быть убежденными им, что пошли к фарисеям. Которые, как они знали, были Его непримиримыми врагами. Они сделали это не с целью просто уведомить их о новости, достойной их внимания. И, тем более, не с целью побудить их с большей благосклонностью относиться к Христу. А со злобным намерением возбудить тех, кто и так не нуждался в подхлестывании, чтобы они усилили свои гонения на Него. Здесь мы находим удивительные примеры: (1) Самого упрямого неверия, отказывающегося отступить перед самым сильным средством убеждения. Трудно себе представить, как они смогли избежать убеждающей силы этого чуда. Но одно понятно, что «бог века сего ослепил умы» их (2Кор.4.4). (2) Самой закоренелой неприязни. Если они и хотели признавать того, что в Него нужно поверить как во Христа, то, казалось бы, им следовало бы убедиться в том, что Его не нужно преследовать. Они сказали, «что сделал Иисус», и ничего другого не сказали, кроме того, что было истиной. Но их злоба, примешанная к их донесению, придала ему такой сатанинский привкус, что оно стало равносильно преступлению.
11.47 «Тогда первосвященники и фарисеи собрали совет и говорили: что нам делать? Этот Человек много чудес творит». «Первосвященники и фарисеи собрали совет». Вожди народа созывают и приводят экстренное совещание. Вспомним Пс.2.2 «Князья совещаются вместе против Господа». Совещания синедриона были предназначены для общественного блага. Здесь же, под видом заботы о благе общества, народу наносится величайший вред и причиняется величайшее зло. Этот совет был созван не только ради совместного совещания, но и ради взаимного раздражения. Они раздражали друг друга и разожгли друг в друге ненависть и злобу против Христа и Его учения. «И говорили: что нам делать? …». Дело выносится на рассмотрение, при этом указывается на его серьезность и далеко идущие последствия. Вопрос, поставленный на обсуждение, заключался в том, как им следовало поступить с этим Иисусом, чтобы остановить рост Его популярности. Вопрос обсуждался так, как если бы грозный враг стоял со своей армией в сердце страны. Если они признают истинность чудес Христа и то, что Он совершил много чудес, то они выступают свидетелями против самих себя. Ибо признают Его полномочия, но в то же самое время Его посланничество отрицают. Кроме того, они упрекают себя за то, что до сих пор не предприняли никаких решительных действий, чтобы покончить с Ним. Они и мысли не допускают о том, чтобы принять Его и признать Его Мессией. Несмотря на то, что, по собственным же их словам, они ожидали Его. Да и Господь Иисус представил неопровержимые доказательства того, что Он Мессия. «Что нам делать? Разве на нас не лежит ответственность за нашу церковь? Неужели нам всё равно, что такое разрушительное для нашего влияния учение распространяется с такой скоростью? Неужели мы всегда будем только говорить, и ничего реального так и не предпримем?» Там, где люди долго противятся Богу, они, в конце концов, решаются на последний шаг. Они открыто готовятся к подавлению божественной силы, проявившейся в чудесах Христа.
11.48 «Если оставим Его так, то все уверуют в Него – и придут римляне и овладеют и местом нашим и народом». «Если оставим Его». А что будет, если они Его не оставят? Фарисеи считали, что могут по своему желанию остановить продвижение Христа, если будут упорно трудиться. Если бы Христос был каким-то мошенником, их долгом было бы вмешаться, чтобы люди не ушли из их церкви. Однако, признавая чудеса Господа, они откровенно свидетельствуют: их не заботит воля Божья, силу Которого они столь надменно презирают. «Если мы не заставим Его замолчать, «то все уверуют в Него». Это приведет к выдвижению нового царя. Поэтому придут римляне со своей армией, и овладеют и местом нашим и народом. Преступление прикрывается видимой благопристойностью, заботой об общественном благе. Больше всего боялись они того, что их тирания падет. Однако они прикидываются, что беспокоятся о храме, о почитании Бога, о состоянии народа. Поскольку они совещаются тайно и между собой, то почему не говорят открыто о своем замысле и намерениях? Потому что, каким бы грубым ни было их нечестие, его хотят прикрыть лицемерием. Они говорят так, как будто успех Христа в Его деле был обусловлен их попустительством. Как будто одержать победу над Ним, Кто одержал победу над смертью, было в их власти. Они воображают себя людьми, обладающими проницательностью и предвидением будущего. Если Ему будет дана свобода продолжать Свое дело, то уже через короткое время «все уверуют в Него». Тем самым они признали (когда это им было выгодно), что Его учение и чудеса обладают большой убедительной силой. Такой силой, какой невозможно противостоять. И что все люди станут Его сторонниками. Они предсказывают и то, что если большинство потянется за Ним, то это обязательно повлечет за собой гнев римлян. То было верно, что римляне ревниво наблюдали за иудеями и знали, что им недоставало только силы и благоприятной возможности для того, чтобы свергнуть с себя их иго. Верно было также и то, что если бы римляне нагрянули на них со своей армией, то им очень трудно было бы отразить их нападение. Однако здесь проявилась трусость, которой не было бы в священниках Господних, если бы они своим беззаконием не лишили себя Божьего благоволения. Когда люди оставляют богобоязненность, то они лишаются мужества. Однако это было неверно, что успех Евангелия Христа грозил опасностью возбудить римлян против их народа. Римлян нисколько не смущала Его растущая популярность. Ибо Он учил людей давать подать кесарю и не противиться злому. Римский наместник, Пилат, разбиравший на суде Его дело, не мог найти в Нем никакой вины. Враги Христа и Его Евангелия часто маскировали и маскируют свою ненависть мнимой заботой о благе общества. В свое время враги Бога бесчестили и Божьих пророков и служителей, называя их смущающими Израиля и всесветными возмутителями. На самом деле в данном случае оказалось всё наоборот. Именно воздвигнутые ими гонения на Христа навлекли на них то, чего они боялись. Римляне пришли в 70-м году по Р.Х., и овладели и местом их и народом. То бедствие, которого мы пытаемся избежать при помощи греха, наивернейшим образом обращается на наши головы. И кто думает помешать Царству Христа и тем обезопасить или даже улучшить свои мирские интересы, тот сам себя загоняет в погибель.
11.49 «Один же из них, некто Каиафа, будучи на тот год первосвященником, сказал им: вы ничего не знаете». «Один же из них, некто Каиафа».
Каиафа по этому случаю произносит в совете злобную, но вместе с тем полную таинственного смысла речь. Он указывает им на один из способов спасения – убийство невинного. Вот на какое преступление решаются те, кто без страха Божия больше черпают от умствований плоти, нежели от Слова Божия. Он думает, что благо принесет им то, чего не позволяет совершать Творец всякого блага. Это то же самое, как если бы Каиафа сказал, надо вызвать гнев Божий, чтобы жить спокойно и благополучно. Научимся отсюда: никогда не следует отступать от закона, т.к. нельзя надеяться на благо, кроме как по благословению Божию. Обещанному не бунтарям, просящим помощи у дьявола, а ходящим путями Божьими. Довод Каиафы кажется обоснованным: ведь общественное благо всегда надо предпочитать частному. Но смертью невинного человека народ спасется так же, как спасается человеческое тело, если ему перерезать глотку или пронзить грудь. «Будучи на тот год первосвященником». Первосвященство, согласно Божьему установлению, передавалось по наследству мужскому представителю дома Ааронова. И оставалось за ним на всё время его жизни. А затем снова передавалось по наследству следующему потомству мужского пола из того же дома. Однако во времена отступничества первосвященство, хотя и не стало служением только на один год, тем не менее, часто передавалось из рук в руки. Оно стало предметом торговли, и давалось разным людям против заповеди закона. Когда наступил хаос и неразбериха, римляне по своей воле начали менять первосвященников. Случилось так, что на тот год Каиафа носил на голове кидар. Он, будучи на тот год первосвященником и, следовательно, председателем совета, берется решать дело прежде, чем оно прошло стадию обсуждения. «Сказал им: вы ничего не знаете». Каиафа намекает на свою проницательность, в которой, он как первосвященник, должен был всех превосходить. Облеченные властью люди склонны навязывать другим свою порочную волю. Поскольку они должны быть самыми мудрыми и самыми лучшими из людей. Они считают, что все обязаны верить в то, что они действительно таковыми являются.
11.50 «И не подумаете, что лучше нам, чтобы один человек умер за людей, нежели чтобы весь народ погиб». Смысл данного совета был следующий: нужно найти тот или иной способ передать Иисуса смерти. У нас есть все основания полагать, что они подозревали в Нем истинного Мессию. Однако его учение настолько противоречило их преданиям и мирским интересам, а Его цели настолько основательно разрушали их представления о Царстве Мессии, что они решают, что, кем бы Он ни был, Он всё же должен быть казнен. Каиафа не говорит: «Давайте запретим Ему проповедовать, посадим Его в темницу, изгоним Его». Хотя этого было вполне достаточно для того, кого они считали опасным. Но: «Он должен умереть». Он настаивает на приверженности неизменному правилу в политике: благополучие всего общества должно почитаться выше благополучия отдельных людей. Но приговаривать к смерти невинного человека, объясняя необходимость этого заботой о безопасности общества, есть дьявольская политика.
11.51 « Сие же он сказал не от себя, но, будучи на тот год первосвященником, предсказал, что Иисус умрет за народ». Евангелист посвящает нас в тайну слов Каиафы. Иоанн отрицает, что Каиафа сказал это от самого себя. Ибо Бог восхотел, чтобы он засвидетельствовал нечто большее, чем мог понять сам. Итак, Каиафа стал словно двуязычным: он изрек нечестивый и жестокий совет об убийстве Христа, гнездившийся в Его душе, но Бог так повернул его речь, что под двусмысленными словами было высказано пророчество от Бога. Те, кто пророчествует, говорит в своих пророчествах не от себя. На этот раз и Каиафа оказался в пророках, хотя и был негодным человеком и непримиримым врагом Христа и Его учения. Бог может сделать и часто делает нечестивых людей орудиями для служения Своим целям. Он был первосвященником и, следовательно, заметным лицом в совете, поэтому угодно было Богу вложить это важное слово именно в его уста. Афоризмы выдающихся людей всегда считались достойными особого внимания. Поэтому это вдохновенное слово было вложено в уста первосвященника, чтобы даже его уста подтвердили, что Христос умирает за народ, а не за какую-нибудь неправду в руках Своих. Под «народом» Каиафа понимал тех, кто твердо стоял на позициях иудаизма, а Бог имел в виду тех, кто должен был принять учение Христа и стать Его последователями.
11.52 «И не только за народ, но чтобы и рассеянных чад Божьих собрать воедино». Евангелист дополняет слова Каиафы. Во-первых, Христос умер не только за иудейский народ. Это было бы для Сына Божьего сравнительно легкая задача. Он должен был стать спасением до концов земли (Ис.49.6). Он должен был умереть за рассеянных чад Божьих. Одни понимают здесь под чадами Божьими тех, которые жили в то время, и были рассеяны в языческом мире, набожных людей из всякого народа (Деян.2.5), боящихся Бога (Деян.10.2) и чтущих Его (Деян.17.4). Тех, которые проявили интерес к истинной религии, но были рассеяны между народами, не имели своих торжественных собраний, и никакого особого исповедания, которое объединяло бы их в одно или отличало бы их от всех остальных людей. Христос же умер для того, чтобы соединить всех этих людей в одну великую общность, которая получила бы свое название от Него, и была бы управляема Им. Это было воздвижением знамени, к которому все чтущие Бога и заботящиеся о своих душах могли бы прибегнуть и собраться вокруг него. Другие понимают под ними избранных благодатью, которые названы сынами Божьими, хотя еще и не рождены. Потому что они предопределены для сыновства (Еф.1.5). Это они рассеяны по определенным местам земли, из всех народов и языков (Отк.7.9). Всех их Он и усмотрел в плане искупления Своей кровью, совершенного Им. Умер Он за всех, кто уверует в Него. Во-вторых, Он умер за этих людей для того, чтобы пригласить к Себе тех, кто был далек от Него, и соединить в Себе далеких друг от друга. О значении смерти Христа: 1. Смерть Христа есть нечто великое, притягивающее к себе наши сердца. Он для того и был вознесен, чтобы привлечь к Себе людей. Обращение душ есть собрание их воедино к Христу как их начальнику и убежищу. Его любовь, выразившаяся в том, что Он умер за нас, есть тот сильный магнит, который притягивает к себе и нашу любовь. 2. Смерть Христа есть нечто великое, представляющее собой центр нашего единения. Он собирает их вместе воедино (Еф.1.10). Они одно с Ним, одно тело, один дух и одно друг с другом в Нем. Все святые всех времен и народов собираются во Христе, подобно тому, как все члены соединяются под одной главой. И все ветви собираются в один корень. Смерть Христа была той ценой, которой Он приобрел благодать и благоволение Бога в целом для всех христиан. И она же явилась стимулом, побуждающим каждого из них в отдельности к взаимной любви и привязанности (Ин.13.34).
11.53 «С этого дня положили убить Его». Результатом этих дебатов явилось решение совета предать Иисуса смерти. Совещание, о котором упоминает евангелист, касалось не столько убийства Христа, сколько изыскания способа заставить Его замолчать. Они уже решили взять Его из среды. Им оставалось лишь придумать, каким образом это сделать. Два значительных шага были сделаны ими в осуществлении их отвратительного замысла против Христа. (1) О чем они прежде думали порознь, в том теперь действовали сообща. И, т.о., укрепили руки друг друга в этом нечестии, и действовали с большей уверенностью. Обмениваясь мнениями, злые люди утверждают и поощряют себя и друг друга к злым делам. Люди поврежденного ума поздравляют себя, видя, что другие думают точно так же. Тогда беззаконие, казавшееся прежде неосуществимым, начинает выглядеть не только возможным, но и легко достижимым. (2) Для того, что они хотели сделать, прежде им недоставало подходящего повода. Теперь они располагали весьма благовидным предлогом, с помощью которого могли оправдать себя. Если и не снять с себя вину (что меньше всего их заботило), то снять позор. И таким образом успокоить если и не личную, то политическую совесть. Так тонко подмечают некоторые. Многие продолжают с великим спокойствием делать зло до тех пор, пока имеют хоть что-то сказать в свое оправдание. Это их решение убить Его, верное оно или неверное, показывает, что весь процесс судебного разбирательства, которому Он подвергся впоследствии, представлял собой не более чем пустую видимость и притворство. Они заранее решили, что делать.
11.54 «Поэтому Иисус уже не ходил явно между иудеями, а пошел оттуда в страну близ пустыни, в город, называемый Ефраим, и там оставался с учениками Своими». Евангелист говорит, что Христос после этого скрылся, очень хорошо зная, каково было решение их тайного заговора. Однако будем помнить, что Он бежал не для того, чтобы уйти от исполнения поручения Отца. Он думал лишь о том, чтобы пойти на добровольную смерть во время, предначертанное Богом. «Уже не ходил явно между иудеями». Он перестал открыто появляться. Он не ходил туда и сюда между ними, не переходил с места на место, проповедуя и творя чудеса так же свободно и открыто, как делал это прежде. Но, когда Он находился в Иудее, оставался инкогнито. Так первосвященники поставили Свет Израиля под сосуд. «А пошел оттуда в страну близ пустыни». Он удалился в малоизвестную часть страны. Настолько малоизвестную, что едва ли еще где-нибудь можно встретить название того города, в котором Он остановился. Он пошел, как если бы Его изгнали из общества людей. Или, скорее, как если бы Он Сам пожелал, подобно пророку Иеремии, найти себе в пустыне пристанище путников (Иер.9.2). Он пошел «в город, называемый Ефраим, и там оставался с учениками своими». Одни полагают, что он же Ефрон в 2Пар.13.19 и Офра у И.Нав.18.23. Может быть, это тот город, который упоминается во 2Цар.13.23, где говорится о Ваал-Гацоре, близ Ефрема. Некоторые предполагают, что этот город находился на месте теперешних развалин Тель-Азур, к северу от Тагибе. Туда с Ним пошли и Его ученики. Они не хотели оставлять его в одиночестве, как и Он не хотел оставлять их в опасности. Он знал, что когда не стало возможности проповедовать открыто, лучше провести это время уединения в личных беседах. Он оставался с учениками Своими, которые стали Его семьей с тех самых пор, как Его выгнали из храма. Его беседы на том месте были, вне всякого сомнения, весьма назидательными. Мы должны творить то добро, которое можем, когда не можем творить то добро, которое хотели бы творить. Но почему Христос скрылся? Не потому, что Он устрашился силы Своих врагов или усомнился в Своей собственной силе. Он знал множество способов уберечь Себя от опасности и не страшился страданий. Он был к ним готов. Он удалился, во-первых, в знак Своего негодования на Иерусалим и иудейской верхушки. Они отвергли Его Самого и Его Евангелие. И поэтому Он вполне справедливо лишил их как Самого Себя, так и Своего Евангелия. Глава учителей теперь скрывался. Ис.30.20 «И даст вам Господь хлеб в горести и воду в нужде; и учители твои уже не будут скрываться, и глаза твои будут видеть учителей твоих». Это было горестное предзнаменование наступления той густой духовной тьмы, которая вскоре должна была опуститься над Иерусалимом за то, что он не узнал дня своего посещения. Во-вторых, Он удалился, чтобы сделать тем более неизвинительным безжалостное отношение к Нему Его врагов. Если Его общественная деятельность причиняла им столько беспокойств и считалась опасной для жизни людей, Он желал испытать, утихнет ли их гнев, когда Он скроется от них. Когда Давид убежал в Геф, царь Саул успокоился и не стал более искать его (1Цар.27.4). Однако эти беззаконники охотились за жизнью, за драгоценной жизнью. В-третьих, Он удалился, т.к. час Его еще не пришел. И потому Он ушел от опасности, сделав это обычным для людей способом, чтобы дать право последователям Своим и поощрить их бежать от опасности во время гонений. А также утешить тех, кто вынужден оставить полезную деятельность и заживо похоронить себя в уединении и безвестности. В-четвертых, Его удаление на некоторое время должно было сделать его возвращение в Иерусалим, когда час Его придет, тем более замечательным и славным. Это увеличило тот восторг, с которым Его доброжелатели приветствовали следующее Его явление, когда Он торжественно въехал в город (Вербное воскресенье).
11.55 «Приближалась Пасха иудейская, и многие из всей страны пришли в Иерусалим пред Пасхою, чтобы очиститься». Иудеям не было строго заповедано очищаться перед пасхальным жертвоприношением. Поэтому евангелист говорит, что пришли не все, но многие. Ни одному нечистому не было позволено принимать участие в трапезе. Это было обязательное очищение для тех, кто осквернился какой-либо обрядовой нечистотой. Они приходили для совершения над ними обряда кропления очистительной водой. И других обрядов очищения согласно закону, ибо они не могли есть пасху, не очистившись (Чис.9.6). Предусматривалось добровольное очищение путем поста, молитвы и других религиозных упражнений. В этих религиозных обрядах многие, более набожные, чем другие, проводили некоторое время перед Пасхой. Выбирая для этого Иерусалим, по причине наличия в нем храмового служения. Кроме того, евангелист имеет в виду следующее: показать, сколь широкой была молва о Христе по всей Иудее. Ведь люди, отовсюду собравшиеся в храм, прежде всего, стремились найти Христа. И говорили друг с другом именно о Нем. Они искали Его по человеческой привычке, но вскоре поняли, что тирания священников мешает Ему объявиться открыто. Поводом для этих поисков послужило приближение Пасхи. На Пасху Он должен был прийти согласно обычаю. Это была четвертая и последняя Пасха Христа, считая с того времени, как Он вышел на общественное служение. И можно было справедливо сказать (как во 2 Пар.35.18), что «не была совершаема такая Пасха у Израиля», ибо во время ее «Пасха наша, Христос, был заклан за нас» (1Кор.5.7).
11.56 «Тогда искали Иисуса и, стоя в храме, говорили друг другу: как вы думаете? Не придет ли Он на праздник?» Поиски Христа были настойчивыми. Некоторые считают, что слова «Не придет ли Он на праздник?» говорили те, кто желал Ему добра и ждал Его прихода с целью послушать Его учение и увидеть Его чудеса. Те, кто пришел из далеких мест, и очень желали встретиться с Христом, пришли, возможно, раньше других. Стоя в храме, месте их очищения, они спрашивали, слышно ли что нового о Христе? Мог ли кто-нибудь дать им надежду увидеть его? Полагаем, что это были самые набожные люди, больше всего расположенные к религии, таким образом проявившие свое почтение к Христу. Первосвященники именно для таких набожных людей устроили препятствие, и это свидетельствовало против них. О нем могли расспрашивать и его враги, в том числе и священники, искавшие возможности наложить на Него руки. Видя, как город наполняется набожными людьми, приходящими из провинции и из других стран, они удивлялись, что не нашли Его среди них. Вместо того чтобы помогать приходящим для очищения, как требовали их обязанности, священники строили замыслы против Христа. В каком ужасном положении находилась иудейская церковь, если священники Господни так несли свое служение. Если, вместо того, чтобы удалить квасное (грех) перед праздником, они сами оказались заквашенными самой худшей злобой. Вопросы: «Как вы думаете? Не придет ли Он на праздник?» можно понимать и как осуждение Христа. Как если бы Он пренебрегал праздником Господним из страха обнаружить Себя. Если другие, по причине их нечестия, будут отсутствовать, их не осудят. А если Христос отсутствует в интересах собственной безопасности, то это захотели поставить Ему в упрек. Как было поставлено Давиду то, что его место за праздничным столом оказалось незанятым. Хотя царь Саул желал видеть его только затем, чтобы иметь возможность пригвоздить его своим копьем к стене (1Цар.20.25-27). Вопрос: «Неужели не придет Он на праздник?» можно понять и как боязливое предчувствие того, что они не достигнут своей цели. Если Он не придет, то все наши планы рухнут. Ибо бессмысленно посылать на поиски Его в провинцию, чтобы схватить Его там.
11.57 «Первосвященники же и фарисеи дали приказание, что если кто узнает, где Он будет, то объявил бы, дабы взять Его». Правительством было дано строжайшее приказание относительно Его задержания. Великий синедрион выпустил указ, строго обязывающий и требующий, чтобы всякий, кто, будь то в городе или в провинции, узнает, где Он будет, объявил о том для того, чтобы Он был схвачен. При этом, конечно же, подразумевалось, что Он преступник и скрывается от правосудия. Вероятно, этот указ обещал награду всякому, кто поможет найти Его, и предусматривал наказание для укрывающих Его. Т.о., Он был представлен народу как ужасный, опасный человек, преступник, на которого каждый мог поднять руку. Обратим внимание на то, какими настойчивыми были они в своем преследовании Его. И какими неутомимыми были они в этом деле. Несмотря на то, что у них обязательно нашлось бы другое дело, которым им следовало заниматься. Если бы у них имелось хоть какое-нибудь сознание своего религиозного долга как служителей. С каким желанием стремились они втянуть в свой грех других людей. Всякому, кто мог предать Христа, они внушали, будто он обязан это сделать для блага всего народа. Таково было их влияние на людей, обольщенных с наихудшими целями. Нечестивые правители усугубляют свои грехи, делая подданных орудиями своей неправды. Однако, несмотря на этот указ, Он остался для них недоступным. Несмотря на то, что многие знали, где Он находится. Его влияние на чувства одних и Божье сила над совестью других были таковы, что враги не могли Его одолеть.