ПРОПОВЕДИ
Истинная мудрость
Прит.8.12 «Я, премудрость, обитаю с разумом, и ищу рассудительного знания».
В переводе Библии слово «мудрость» передает значение нескольких слов древнееврейского языка. Мы рассмотрим из них божественную мудрость, позволяющую вести праведную и добродетельную жизнь. Эта божественная мудрость помогает человеку соблюдать Божьи заповеди (Прит.4.11), она наделяет его благоразумием (Прит.8.12), проницательностью (Прит.14.8), смирением (Прит.10.8). Она основана на страхе Божьем (Иов 28.28; Прит.9.10). Она божественна для того, кто ею обладает (Иов 28.13 и далее). Только Бог обладает ею в абсолютном смысле (Иов.12.13). Эту мудрость невозможно обрести только человеческим усилиями, но Бог, чьим атрибутом она выступает, свободно дарует ее тем, кто ее просит (Прит.2.6; Еккл.2.26).
В Ветхом Завете представление о божественной мудрости не следует отделять от чисто человеческого смысла, который проявляется в сфере нравственного поведения. Истинно мудрый человек – это хороший и добрый человек. А истинно добрый и хороший – тот, кто изначально осуществляет мудрый выбор, уделяя Богу достойное место в своей жизни. В Новом Завете употребление слова «мудрость» в этом понятии получает дополнительный смысл, связанный с отношением Христа к божественной премудрости. Существенная черта Нового Завета – отождествление мудрости с Иисусом Христом (1Кор.1.24), Который «сделался для нас премудростью от Бога» (1Кор.1.30) и абсолютным источником всей христианской мудрости.
В чем же заключается истинная мудрость, о которой так часто упоминается в Библии? Прежде всего, она нечто совершенно иное, чем естественный разум человеческий. Можно быть умным, остроумным, даже гениальным, и всё же не быть мудрым. Соломон правильно замечает, когда говорит: Прит.2.6 «Господь дает мудрость; из уст Его – знание и разум». Бог не только мудр Сам по Себе, но и дает мудрость. И только Он способен открывать разумение. Вся мудрость, которой обладает какое-либо творение – это Его дар, и Он дает ее просто. Именно к Богу нужно обращаться за мудростью. Мирской разум, правда, иногда превосходит детей света своей ловкостью и остроумной расчетливостью на поприще обыкновенной жизни. Мудрость же сердца есть сокровенный, тайный совет сердца, сопровождающий благочестивых. И ведущий их по чудным путям, называемым в Библии путями жизни и праведности. Быть разумным в этом мире – значит искать личной выгоды, удобные случаи, благоприятствующие внешнему благополучию. Иметь истинную мудрость – значит познать самого себя. Ибо познание самого себя, нашей греховности, является началом нашего спасения. Истинная мудрость видит основу всякого благодатного знания в познании Бога; мирской же разум смотрит на себя как на Бога. Истинная мудрость действует в любви, послушании, и считается с более высокими интересами, чем с собственными. А мирской разум всегда только высчитывает, каким образом я больше всего выигрываю в данном деле. Мудрость свыше сопряжена с милостью, с чуткостью к впечатлениям, с совестью и благородным чувством такта. Разум человека часто бывает холодным, грубым и бесчувственным. Итак, мы показали, что истинная мудрость – это не прирожденная естественная способность, а свободный дар благодати Божьей. И которое дается искренне стремящемуся сердцу по его молитве: Прит.2.3-5 «Если будешь призывать знание и взывать к разуму; если будешь искать его, как серебра, и отыскивать его, как сокровище, то уразумеешь страх Господень и найдешь познание о Боге».
Вспомним одну важную для нас истину: через истинную мудрость умножатся дни человека. Прит.9.11 «Потому что через меня умножатся дни твои; и прибавится тебе лет жизни». Она укрепит твое телесное здоровье, и прибавит тебе лет жизни на земле. В то время как человеческое безрассудство и невоздержанность укорачивают их дни. Она приведет тебя на небеса, и тогда дни твои будут умножены до бесконечности. Нет истинной мудрости кроме как в истинной жизни.
За последние несколько лет миллионы людей открыли для себя мир электронных средств связи. Подключившись к сети Интернета, они могут получить огромное количество информации. Тем не менее, можем заметить то, что изобилие фактов и образов само по себе мудрости не дает. Сто лет тому назад некий английский поэт сокрушался: «Знаний всё больше, а мудрости всё меньше». И в Библии постоянно подчеркивается, что простое знание и истинная мудрость – это абсолютно разные вещи. Вся книга Притчей о том, что просто накапливать знания – мало. Нам нужно еще и осмыслить то, что мы знаем, обязательно основываясь на благоговении перед Богом. Информация может быть хорошим подспорьем. Но не гонитесь просто за знанием, забывая его правильно применять. Истинную мудрость может дать только Библия, которая рассказывает об Иисусе Христе.
Почему умные люди совершают глупые поступки? Сколько раз мы слышим рассказы о людях с высочайшим уровнем интеллекта, оступившихся в вопросах морали, и пожавших горькие плоды. Очевидно, одного ума недостаточно, чтобы сохранить человека от ошибок. Это противоречит убеждению некоторых людей о том, что улучшение образования сможет исцелить общественные болезни. Их логика такова: «Если мы научим людей, что тот или иной поступок будет иметь плохие последствия, то они не захотят его совершать». Однако Библия, да и обычный опыт жизни говорит о другом. Самый умный из всех живущих на земле людей попал в самую глупую зависимость. Древний израильский царь мудрый Соломон, забыв о связи между сердцем и мудростью, ослушался Бога. Он женился на языческих женщинах, которые склонили сердце его к иным Богам (3Цар.11.4). В результате Господь сказал: «Я отторгну от тебя царство и отдам его рабу твоему» (ст.11). Способность принимать мудрые решения дается человеку, чье сердце посвящено Богу.
Вольтер сказал: «Здравый смысл у некоторых людей далеко не здрав». В наше время эти слова приобрели ироничный оттенок. Вы только прочитайте, что пишут производители в инструкциях к своим товарам. И всё потому, что некоторые люди утратили здравый смысл. На фене: «Не используйте во время сна». На утюге: «Не гладить вещи, надетые на тело». На бензопиле: «Не пытайтесь остановить цепь руками». Здравый смысл приобретается с опытом, а также благодаря добрым советам тех, кому мы доверяем. Но самый лучший источник мудрости и здравого смысла – Слово Божье. Вам не хватает здравого смысла? Обращайтесь ежедневно к Слову Божьему, источнику истинной мудрости.
Христианка долго размышляла над важным вопросом: ездить ли ей на старой машине, каждый месяц устраивая непрекращающиеся поломки, или купить автомобиль поновее. Она хотела быть мудрой распорядительницей своих средств и принимать верные решения. А главное ее желание – прославить своей жизнью Бога. Финансовые вопросы решать нелегко. Билли Грэм говорит: «Если человек прямо и честно распоряжается деньгами, то он будет прям и честен во всем остальном». Общее правило в этом деле: чтобы мудро поступать в денежных вопросах, лучше всего записывать свои расходы и проанализировать список. Апостол Иаков говорит: Иак.1.5 «Если же у кого из вас недостает мудрости, да просит у Бога, дающего всем просто и без упреков, и дастся ему». Мы нуждаемся в Божьей (истинной) мудрости особенно во время испытаний или переживаний, чтобы она руководила нами. Мы должны просить ее у Бога. Пусть те, у кого недостает мудрости, идут к престолу благодати. Не сказано: «Пусть такие просят у мудрых людей». Ни у одного человека просить ее не следует, но «да просит у Бога». Пусть просит у Того, в Ком все сокровища мудрости и ведения. Чтобы мы так поступали, нам дано величайшее обетование «Он дает всем просто и без упреков». Более того, при этом обещается, что «дастся ему». Это обещание предваряет всякое смущение, могущее возникнуть в нашем уме. Когда мы, сознавая свою собственную немощь и свое неразумие, идем к Богу, чтобы просить у Него мудрости. Бог щедр и расположен давать тем, кто просит. Очевидно, ап. Иаков пожелал также и христианам той общины, к которым было написано его Послание, больше той истинной мудрости, которая способствует нашему хождению во свете. Слово увещания апостола Иакова относится и к нам. Так предстанем же перед лицом Его и попросим о даровании нам этой мудрости, которая руководила бы нашим духом. Бог ничего не навязывает, Он хочет, чтобы мы просили у Него.
Вспомним стих Еккл.9.15 «Он спас своею мудростью этот город; и, однако же, никто не вспоминал об этом человеке». В толковании на этот стих Мартин Лютер вспоминает историю Фемистокла, воина и государственного деятеля в древних Афинах. Умелый стратег, он привел свою армию к победе в битве при Саламине, изгнал враждебных персов с греческой земли и спас город. А несколько лет спустя сограждане невзлюбили его и повергли остракизму, т.е. изгнали его из города. Лютер заключает: «Фемистокл столько для них сделал, а получил взамен одну неблагодарность». Толпа в силу своей природы не замечает, либо быстро забывает добро, сделанное простыми, хотя и мудрыми людьми. И, тем не менее, «мудрость лучше силы», хотя «мудрость бедняка пренебрегается» (Еккл.9.16). Мы живем в неблагодарном мире. Но хорошо, что есть Бог, Которому можно довериться и Который щедро вознаградит. Ибо люди часто завидуют тем, кто совершил значительное служение, и платят злом за добро. Лучше быть скромным мудрецом, делающим невидимое для многих добро, чем крикливым глупцом, который, несмотря на похвалы, «погубит много доброго» (ст.18). В конце концов, важнее не признание и благодарность людей за доброе дело, а те души, в которых мы посеем семена праведности и добра. Другими словами, «оправдана премудрость всеми чадами ее» (Лк.7.35). Мудрый человек ходит земными путями, руководствуясь небесной истиной.
Когда фарисеи привели к Господу Иисусу застигнутую во время измены мужу женщину и спросили Его, что с ней делать, Он, наклонившись, писал пальцем на земле (Ин.8.6-11). Когда они продолжали спрашивать, Он, приподнявшись, произнес одно короткое предложение: Ст.7 «Кто из вас без греха, первый брось на нее камень». Эти слова стали жгучим обличением для собравшихся, и они один за другим разошлись. Откуда происходила такая действенная мудрость? Господь Сам дает ответ на этот вопрос. Ин.12.50 «Что Я говорю, говорю, как сказал Мне Отец». Вот если бы наши взаимоотношения с Небесным Отцом были бы такими же тесными! Тогда мы всегда знали бы, как мудро отвечать всякому спрашивающему. Одно из важных условий такой мудрости заключается в следовании словам ап. Иакова быть скорыми на слышание и медленными на гнев (Иак.1.19). Это не медлительность, присущая равнодушию или незнанию, а неспешность мудрости, происходящей от пребывания в Господе и Его истине. Всем нам полезно дважды подумать, чем говорить. Но христианам следует пойти дальше и начать жить, пребывая в Божьей мудрости.
Современный человек словно плывет в море информации, большая часть которой неточна. Нам определенно нужна мудрость и проницательность, чтобы отличать добро от зла и выбирать, кого слушать. Когда Господь Иисус произнес Свою проповедь и сказал: Ин.6.35 «Я есмъ хлеб жизни», многие отвернулись от Него. И тогда Господь обратился к ученикам с вопросом, не желают ли и они уйти? На что ап. Петр ответил: ст.68 «Господи! К кому нам идти? Ты имеешь глаголы вечной жизни». Среди многих противоречивых голосов обратимся, подобно Петру, к мудрости Христовой. Его глаголы никогда не будут заглушены криками людей мира.
Блажен человек, который находит истинную мудрость.
пастор Золтан З. Тырык
Молитва. Боже и Отче! Просим, помоги нам осознать, что для приобретения истинной мудрости не надо тратить время на собирания фактов. Гораздо важнее познать ту истину, которую Ты открыл в Своем Слове. Прости нас за то, что мы не пользуемся тем умом Христовым, который Ты дал нам. Помоги нам вникать в Твое Слово, чтобы всё больше и больше мыслить, говорить, поступать и жить так, как Христос. Дай нам ценить истинную мудрость. Дай нам подумать, прежде чем говорить. Чтобы мы получили величайшую награду, которая доступна нам только в жизни – познание Бога. Научи нас Твоей мудрости святой. Ибо Ты единый наш истинный Учитель. Ибо премудрость та, что свыше, отвергает всё, что люди мира из рук не выпускают. Веди нас по этой жизни, Господь Иисус, т.к. духовно мы слабы, как малое дитя. Без Тебя нам не прожить и дня, а с Тобой все беды улетят прочь. Скверну мира с нас сотри, и очисти нас изнутри. Мы молились во имя Господа Иисуса Христа. Аминь.