ПРОПОВЕДИ
От скорби происходит терпение
Иак.1.2-3 «С великой радостью принимайте, братия мои, когда впадаете в различные искушения. Зная, что испытание вашей веры производит терпение».
В этих стихах мы обратим внимание на то, что скорби и бедствия могут быть уделом самых лучших христиан. Даже тех, которые более всех имеют основание думать о себе и надеяться, что с ними всё обстоит хорошо. Те, кто имеет право на самую большую радость, на радость на небесах, могут пережить очень тяжелые скорби. Эти внешние бедствия и скорби являются для них искушениями. Одной из христианских добродетелей, которую следует развивать, является радость: «с великой радостью принимайте …». Мы не должны погружаться в печальное и безутешное состояние духа, которое будет ослаблять нас в наших испытаниях. Но мы должны стремиться сохранять свой дух бодрым, постараться понять смысл наших переживаний и извлечь из них для себя наибольшую пользу. Философия может научить человека спокойно переносить трудности, а христианство учит переносить их с радостью. Потому что они посылаются нам из любви Божьей, а не из гнева Его. Мы будем иметь больше поводов для радости в скорбях, если рассмотрим другие добродетели, которые они производят. Во время испытаний необходима глубокая вера в христианские истины. Та вера, о которой говорится в нашем эпиграфе, заключается в доверии могуществу Божьему, Его Слову и обетованиям, а также в преданности и верности Господу Иисусу. Испытание одной добродетели (в нашем случае веры) производит другие. И чем больше добродетели христианина упражняются в страданиях, тем сильнее они возрастают. Вспомним слова из Послания к римлянам: Рим.5.3 «Зная, что от скорби происходит терпение». Чтобы правильно упражняться в христианском терпении, мы должны позволить ему действовать. Терпение не пассивное, но активное качество. Апатия стоиков и христианское терпение – это совершенно разные вещи. Апатия делает человека в какой-то степени нечувствительным к невзгодам, а христианское терпение - победителем в них и над ними.
Вспомним слова Давида из псалма Пс.69.2 «Поспеши, Боже, избавить меня, поспеши, Господи, на помощь мне». Подобно ему, мы тоже не любим ждать. Никому не нравятся длинные очереди в магазине, пробки на дорогах, ожидание на автобусной остановке. Есть и более томительные ожидания: бездетная пара ждет ребенка; огорченный душой человек ждет доброго, утешительного слова; обеспокоенный пациент ждет диагноза; заключенный ждет освобождения. Тем не менее, то, чего мы ждем, далеко не так важно, как то, что в это время делает Бог. В такие времена Он трудится над нашей душой, производит плод духовных добродетелей: терпения, доброты и сострадания к людям. А еще важнее то, что мы учимся доверяться Богу, радоваться и веселиться в Нем (Пс.69.5). Некий богослов выразился так: «Не одну книгу можно было бы написать о том, как Бог медлит с ответами на молитвы и помощью в трудностях. Это великое искусство обучения человеческого духа лучшему, на что он способен». Итак, Бог испытывает терпение, чтобы укрепить душу.
Бригаде строителей может понадобиться всего лишь год, чтобы возвести высокое здание, но Бог дает сто лет, чтобы вырос высокий дуб. Может показаться, что Бог слишком медленно осуществляет Свои замыслы в нашей жизни, но Его планы часто требуют времени. Выдающий проповедник Филипс Брукс был известен своими уравновешенными, спокойными манерами. Но временами даже он был подавленным и раздраженным. Однажды друг застал его ходящим по комнате как лев по клетке. Друг спросил: «Что тебя беспокоит?» Брукс ответил: «Проблема в том, что я тороплюсь, а Бог нет». Джонатан Гоуфорд (1859-1936), миссионер в Китае, был убежден, что город Чангде должен быть центром его духовного труда. Но его вера подверглась неоднократным испытаниям, т.к. во время посещений города каждый раз враждебно настроенная толпа окружала его и осыпала угрозами. Наконец, после шести лет отказов, он получил разрешение властей начать свою деятельность. И в течение трех дней после очередного прибытия в Чангде он получил 35 предложений на приобретение земельных участков, среди которых было и то место, где он мечтал построить здание миссии. Терпеливо ожидайте Господа (Пс.36.7). Поступая так, вы обнаружите, что Он посылает вам самое необходимое – в свое время. Бог никогда не торопится, но всегда успевает.
В противоположность смирению Давида перед злословящим его Семеем (когда он бежал из Иерусалима от восставшего против него сына Авессалома) мы любим мстить и настаивать на своей правоте. А Давид сказал друзьям, хотевшим вступиться за него: 2Цар.16.12 «Может быть, Господь призрит на уничижение мое и воздаст мне Господь благостью за теперешнее его злословие». Возрастая духовно, мы возрастаем в понимании Божьей любви. Мы меньше обращаем внимание на то, что говорят о нас люди, и больше думаем о посвящении себя Ему, нашему Небесному Отцу. Мы учимся смиренному подчинению Божьей воле. Разумеется, мы можем потребовать у обидчика обоснования его претензий, равно как и отвергнуть незаслуженные притязания. Однако после того, как мы сделали всё возможное, а он не унялся, единственное, что нам остается – ждать терпеливо, пока Сам Бог вступится за нас. Полезно попытаться увидеть Божью волю за словами тех, кто чернит нас. Нам нужно помнить, что все неприятности на нашем жизненном пути Бог допускает для нашего блага, даже если сердце наше терзается скорбью, а глаза полны слез. Вспомним слова Давида из приведенной выше истории: ст.11 «Оставьте его, пусть злословит, ибо Господь повелел ему». Мы в Божьих руках, и неважно, что о нас говорят люди. Он видит сокрушение наше и воздаст нам благостью. Доверимся же Ему и пребудем в Его любви.
Вернемся к отрывку из Послания Рим.5.3 «Зная, что от скорби происходит терпение». Это первый благословенный результат, который верующие извлекают из своих страданий. Слово «терпение» не следует понимать лишь в смысле молчаливой покорности страданию. В греческом тексте это слово означает, прежде всего, «стойкость, выдержку». Т.о., мы можем проявлять зрелость и непоколебимость в христианской вере, и терпение до конца. Люди из мира из-за страданий теряют выдержку, ропщут и проклинают Бога. А те, которые воистину укоренены во Христе, из-за скорби всегда становятся более стойкими в благочестии. Нужно обратить внимание на слово «зная». Именно от знания зависит, будет ли кто-нибудь терпеть. Ни один человек не радуется в скорби, если он не знает что-то о ней. Не знает чего-то большего, чем можно видеть и чувствовать. Терпение происходит не от скорби самой по себе. Но там, где имеется внутреннее смирение, внедренное Духом Святым и внушаемое Им же утешение, там скорби становятся орудием для порождения терпения. Страдание производит особое терпение. Тот человек, который во время благополучия был исполнен притязаний и нетерпения, так что при малейшем затруднении он жаловался и роптал как на Бога, так и на людей, из-за долговременного страдания под водительством Святого Духа может сильно измениться. Он может стать столь терпеливым и довольным человеком, что как Бог, так и люди становятся для него вполне хорошими.
Для того чтобы всегда следовать путем Божьим, чтобы мы всегда могли выстоять во всех испытаниях духовной борьбы и во всем домостроительстве Божьем, нам необходимо особое терпение. Господь Иисус в притче о сеятеле использует слово Лк.8.15 «и приносят плод в терпении». И в Послании к евреям сказано Евр.12.1 «С терпением будем проходить предлежащее нам поприще». Все такие слова в Библии свидетельствуют о том, что нужно особое терпение для того, чтобы всегда держаться блага. И эта драгоценная благодать также вырабатывается страданием. При этом возрастает духовная жизнь, благодаря тому, что страдание направляет нас к Богу и средствам благодати. Человеческое сердце настолько легкомысленно, что, как только мы проведем некоторое время в спокойствии и без горестей, мы намного меньше думаем о Боге. Наша молитва становится безжизненной, когда всё хорошо, когда нас не побуждает никакая скорбь или тревога. Именно нужда и скорбь делают наши молитвы горячими. И Слово Божье становится для нас сухим и безвкусным, когда всё тихо и спокойно. Но когда нужда, искушения и тревоги осаждают нас несколько сильнее, становится важным обратить внимание на то, что сказал Сам Бог. Тогда человек приобретает особый интерес к псалмам, к Божьим обетованиям и ко всему Слову Божию.
Когда у нас нет недостатка ни в чем, всё обстоит хорошо с нашим здоровьем и пропитанием, с нашим благочестием и набожностью, вера наша в основном находится в покое. Лишь когда чего то не хватает, вера и молитва подвергаются испытанию, вера возрастает. Отсюда и происходит терпение. Это и подразумевал ап. Иаков, когда он написал очень важные слова: Иак.1.2-3 «С великою радостью принимайте, братия мои, когда впадаете в различные искушения, зная, что испытание вашей веры производит терпение». Из стиха 14 явствует, что к этим многочисленным искушениям он также причисляет те, которые происходят от наших собственных похотей. Ведь в них всегда заключено нечто греховное. Нет более тяжких страданий у детей Божьих, кроме как от собственных грехов.
Как только греховные искушения действительно станут нашим страданием и нашим испытанием веры, они также должны способствовать упражнению в страхе Божьем и в терпении. Какими ленивыми, высокомерными, духовно слепыми и мертвыми мы стали бы, если бы никакие скорби не запугивали и не преследовали нас. Лютер проницательно пишет своему другу Антонию: «Если бы не было никакого искушения, которое упражняло бы христианскую веру, вы вполне могли бы себе представить, что произошло бы с самоуверенными, ленивыми, сластолюбивыми христианами. … Поскольку искушения являются для христиан противоядием против всех червей, нарывов, ран, грязи и грехов, отсюда следует, что нам нельзя презирать их, но нужно тем более принимать те из них, которые посылает нам Бог, чтобы они могли послужить нам и принести пользу, какими и сколь бы тяжкими они ни были». Обратим внимание на следующий факт: даже то огорчение, которое происходит от нашей греховной природы, производит в истинно верующих, в чадах Божьих, терпение и непоколебимость во всем их христианстве.
Однажды христианка произнесла такую молитву: «Господи, сделай меня терпеливой, только поскорее!» Куда девается наше терпение именно в тот момент, когда оно больше всего нам нужно? Необходимость ждать и догонять – причина многочисленных стрессов и выхода, как говорят в наши дни, «отрицательной энергии». А поддавшись нетерпению, мы, во-первых, вредим себе и людям, а, во-вторых, угашаем благодатное действие Святого Духа в нашей жизни. Терпение – это не только добродетель, это плод Духа. Гал.5.22 «Плод же Духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание». Т.е. нетерпеливость и раздражительность – это не что иное, как дела нашей падшей плоти. А поскольку Бог долготерпелив и многомилостив, то, проявляя нетерпение, мы утрачиваем возможность явить миру образ Божий через наше поведение. Вспышки раздражительности лишь показывают, что мы живем по плоти, а не по духу. Пусть благой плод Божьего терпения в нас принесет благословение всем: и окружающим и нам самим.
пастор Золтан З. Тырык
Молитва. Боже и Отче! Мы благодарим Тебя за Твое Слово к нам, за Библию, с помощью которой Ты наставляешь нас и ведешь по этой жизни. Благодарим Тебя, что Ты говоришь нам о том, что скорби и бедствия могут быть уделом самых лучших христиан. Потому что они посылаются из любви Божьей, а не из Его гнева. Просим, помоги нам упражняться в христианском терпении. Помоги также выйти победителем в скорбях, доверять Тебе, радоваться и веселиться в Тебе. Дай нам всегда помнить, что все неприятности на нашем жизненном пути Ты допускаешь для нашего блага, даже если сердце наше терзается скорбью, а глаза полны слез. Дай нам терпеливо ожидать Тебя. Если нас постигнет скорбь, помоги нам помнить о том, что Иисус Христос приготовил для нас небесный дом, где царит вечное блаженство. Мы молились во имя Господа Иисуса Христа. Аминь.