ПРОПОВЕДИ
Смирение христианина
Ис.57.15 «Ибо так говорит Высокий и Превознесенный, вечно Живущий – Святый имя Его: Я живу на высоте небес и в святилище, и также с сокрушенными и смиренными духом, чтобы оживлять дух смиренных и оживлять сердца сокрушенных».
В окружающем нас мире к этой добродетели относятся с предубеждением. Ее часто путают с самоуничижением или самобичеванием грешников, называя себя «жалкими червями». В христианской традиции высоко ценится смирение. Златоуст называл его «основанием нашей философии». Августин говорил: «Если вы меня спросите, каково первое наставление христианской веры, я отвечу: первое, второе и третье – смирение». Лютер осуждал тех, кто «вместо того, чтобы быть смиренными, хотят прославиться смирением». Кальвин считал, что только смирение возвеличивает Бога. Смирение – это восприимчивость к благодати, сама суть веры. Пуритане отстаивали смирение и видели в нем противоядие от самодовольства, требующее постоянной самопроверки.
Та жизнь, которая не имеет чистого сердечного смирения, представляет собой сплошное заблуждение. Люди, которые игнорируют Бога, это именно люди самодовольные. Их мы находим везде. Спокойно живут среди мира сего, но нередко они водворяются и среди благочестивых людей. Гордость под покровом христианства – это явление не редкое, но это свойство самое мерзкое. Куда приходит Дух Христов, там нет места гордости, Он разрушает храмы и жертвенники гордого самомнения. Истинные последователи Господа Иисуса посещают школу смирения. Они лечатся у Него. Великая просьба о смиренном сердце сделалась их повседневной молитвой. Почему? Они узнали и испытали, что Бог никогда не употребляет людей гордых для совершения Своего дела. Итак, смирение не есть готовое блюдо. И если мы просим о смирении, то не должны забыть прибавить: «Господи, дай также, чтобы я не роптал и не сетовал, когда ты услышишь мою молитву и пошлешь меня в школу смирения». Ибо смирение рождается в страдании, в болезни. Слово «смиряться» напоминает нам об этом. Порой у Бога не бывает никаких других возможностей сделать нас истинно смиренными. Такими, каким был Господь Иисус.
Хозяева ресторана в рекламных объявлениях утверждали, что у них подают «самую плохую еду, какую приходилось пробовать, а обслуживание еще хуже». На самом деле и еда там была нормальная, и порции не маленькие, и цены подходящие. Это был чистейшей воды рекламный трюк. Хозяин ресторана решил, что многим интересно будет отведать «самой плохой еды». Так оно и получилось. Люди приходили в ресторан сначала из любопытства, а потом по привычке. Эта хитрость бизнесмена напоминает нам о религиозных рекламных трюках, упоминаемых апостолом Павлом во 2-ой главе Послания к колоссянам. Вспомним отрывок из его предостережения: Кол.2.18 «Никто да не обольщает вас самовольным смиренномудрием. Он предупреждает, чтобы мы не поддавались обману лжеучителей, которые только кажутся очень набожными и смиренными. А на самом деле просто набивают себе цену. Такие люди чего только плохого на себя не наговорят! Но Бог видит, что этим они просто маскируют свою гордость и рекламируют себя, а не Бога. Давайте же, если и будем говорить о своем смирении и ничтожестве, то искренне, а не для того, чтобы иметь от этого какую-то выгоду для себя. Потому что мы действительно ничто перед Христом.
Владелец маленького автомобиля зарубежного производства уже начал раздражать знакомых и друзей разговорами о замечательной экономичности его машины. А потому друзья составили план, как положить конец его хвастовству. Каждый день кто-либо из них незаметно доливал немного бензина в бак машины. Вскоре хвастун всем рассказывал, что на его машине можно проехать 150 километров, потратив всего лишь 4 литра бензина. Шутники веселились, глядя, как их приятель усердно старается убедить собеседников, что он говорит правду. Еще веселее им стало, когда они перестали доливать бензин в бак автомобиля. Бедный хозяин машины никак не мог сообразить, что же произошло с его замечательной машиной. Этот случай говорит о том, что бахвальство может произвести обратное действие, поставив человека в глупое положение. Если человек вовсю расхваливает свою сообразительность или свои способности, то других это к нему совсем не привлекает. Сколь мудрее будет искать признания в тихих и глубоких взаимоотношениях с Богом. Поступая так, мы больше будем заботиться о нуждах других, чем о своих личных. Тогда мы будем говорить о своих делах и успехах только для того, чтобы дать наставление и ободрение другим, тем, кому требуется слово поддержки. Такой подход всегда будет принят со вниманием и одобрением. Вспомним стих Прит.27.2 «Пусть хвалит тебя другой, а не уста твои, чужой, а не язык твой».
Частный колледж постоянно сталкивался с финансовыми проблемами. Здания давно нуждались в ремонте, зарплата у сотрудников была совсем мизерная. Однажды в колледже появился незнакомец и спросил у человека, который мыл стены в коридоре, где можно найти директора. Мойщик стен ответил: «В 12 должен быть дома». В полдень незнакомец появился в доме директора, и там увидел мойщика стен, но уже переодетого. Спустя неделю, на счет колледжа была переведена огромная сумма. Человека, который побывал в колледже, приятно удивило то, что сам директор делал всё, что в его силах, и не гнушался никакой самой грязной работы. Мораль здесь ясна: Бог вознаграждает тех, кто готов унизиться. Пример в этом подал нам Сам Спаситель. Флп.2.7-8 «уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек. Смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной». Будем всегда помнить слов Господа Иисуса: Лк.14.11 «Всякий возвышающий сам себя унижен будет, а унижающий себя возвысится». Вот награда за смирение.
Встретились два фермера. Один другого спрашивает: «Много у тебя земли?» Тот отвечает: «Много, пятьсот гектаров». Первый ухмыляется и говорит: «А вот, я утром сажусь в машину, еду целый день, и до заката солнца не успеваю доехать до края своей земли». Другой фермер понимающе кивает головой и заявляет: «У меня тоже раньше была такая добитая машина. Больше под ней лежал, чем на ней ездил». Нам всем нужно уметь смиряться. Хвастовство и зазнайство плохо помогают вере в Слово Божье и сильно мешают получать Божьи благословения. Израильтянам пришлось усвоить этот урок на практике. Читаем слова Моисея народу: Втор.8.2 «Вел тебя Господь, Бог твой, по пустыне, вот уже сорок лет, чтобы смирить тебя, чтобы испытать тебя и узнать, что в сердце твоем». Моисею приходилось снова и снова напоминать народу, что Бог сперва смирял его голодом, а лишь потом послал им манну, чтобы они знали, что всё им дает Он, и только Он. Наука сегодня достигла невиданных высот. Жизнь стала комфортнее, и мы возгордились, решили, что всё можем сами. Но, тем не менее, и сегодня Бог является источником всех наших благ. И мы должны знать и помнить истину: «Тех, кого Бог возносит, Он сначала смиряет». Грешный человек сотворен из праха, полностью зависит от Творца и может гордиться лишь тем, что Бог помнит и посещает его (Пс.8.5,6).
Турист решил последние несколько километров до старинного египетского монастыря пройти пешком. Сошел с автобуса и твердым шагом подался через пески в сторону монастыря. Но прошло несколько часов, монастыря не было видно и в помине. И он понял, что заблудился. И когда, в конце концов, он добрался до монастыря, то пришел туда не самоуверенным туристом, а жалким и смиренным паломником, который рад уже тому, что он просто жив. Позднее он рассказывал: «Я усвоил самый главный урок, который мне подала пустыня: входя в нее, нужно напрочь отказаться от иллюзии, что всё в твоих руках». Некоторым из нас кажется, что мы творцы своей судьбы. Но когда Бог нас проводит через пустыни, эти миражи рассеиваются. И мы понимаем, что, кроме как на Бога, нам надеяться не на кого. Читаем продолжение речи Моисея к израильскому народу. Втор.8.3 «Он смирял тебя, томил тебя голодом и питал тебя манною, дабы показать тебе, что не одним хлебом живет человек, но всяким словом, исходящим из уст Господа». Бог учит нас, что в каждой пустыне испытаний Он приготовил для нас оазис утешения.
Датский скульптор Бертель Торвальдсен ваял статую Христа. Он начал свою работу с самой податливой глины. Сделав первый эскиз, скульптор оставил его в студии, чтобы глина высохла и затвердела. Но ночью с моря пришел густой туман. Утром, когда скульптор вошел в свою студию, он подумал, что набросок загублен безвозвратно. Руки Христа, воздетые в благословении, теперь опустились и были протянуты вперед, как бы приглашая желающих подойти поближе. Голова Иисуса, запрокинутая в небо, теперь упала на грудь так, что и лица-то толком не было видно. Но, приглядевшись повнимательнее, Торвальдсен вдруг понял, что именно такой и должна стать его скульптура. Его осенило: «Ведь на самом деле, чтобы увидеть лик Христов, нужно смиряться и стать на колени». Чем больше мы будем познавать Христа, чем больше будем стремиться следовать за Ним, тем больше нам будет хотеться отражать Его кротость и смирение.
Смирение перед Богом влечет за собой смирение перед людьми. Флп.2.3 «по смиренномудрию почитайте один другого высшим себя». Ап. Павел тщеславии и самомнении противопоставляет одно средство: смирение. Истинное смирение – когда каждый ставит других впереди себя. В душе (по словам Павла) каждый считает себя царем и всё себе приписывает. Такова наша гордыня. Затем из глупого восхищения собой рождается презрение к братьям. Каждый болезненно переносит равенство с собой других. Нет никого, кто не хотел бы выделяться. Но какими бы особыми дарованиями кто ни выделялся, он не должен думать, что они даны ему для самопревозношения или самомнения. Наоборот, пусть он упражняется в выявлении собственных пороков и борьбе с ними. Христианин знает: всё, чем он владеет, он получил от Бога и без Христа не может творить ничего. Он помнит, что Бог противится гордым, а смиренным дает благодать, никогда не рассчитывает оплатить Богу за Его доброту. Считает себя недостойным рабом. Он никогда не забывает, что избран, спасен и усыновлен Богом.
Самолюбование – грех. Но не все это понимают. Некоторые смотрят на себя через увеличительное стекло и думают, что все остальные люди существуют только для того, чтобы служить им. Лучшее лекарство от такой близорукости – пристальный взгляд в зеркало Слова Божьего. О нашем долге по отношению к самим себе апостол Павел говорит так: Рим.12.3 «не думайте о себе более, нежели должно думать». Павел говорит это как одному, так и другому – «всякому из вас». Гордость – грех, присущий каждому человеку, поэтому каждый из нас нуждается в предупреждении и вооружении против него. Мы должны остерегаться быть слишком высокого мнения о себе, превозноситься своими суждениями, достижениями, способностями, своей личностью. У нас могут и должны быть высокие мысли о себе только в таком плане: мы слишком хороши, чтобы служить греху и быть рабами этого мира. Если вы думаете о себе более, нежели должно думать, прочитайте Пс.13 или отрывок из послания Рим.3.9-18. Здесь мы находим снимки человеческого сердца, сделанные скрытой камерой.
В заключение вспомним слова Макария Великого: «Ради тебя Бог смирил Себя. А ты и ради себя не смиришься, но превозносишься и кичишься».
Боже! Просим, помоги нам отражать смирение и кротость Иисуса Христа!
пастор Золтан З. Тырык
Молитва. Боже и Отче! Просим, дай нам понять, что нельзя одновременно прославлять и себя, и Иисуса Христа. Помоги нам в том, что если и будем говорить о своем смирении и ничтожестве, то делали это только искренне, а не для того, чтобы иметь от этого какую-то выгоду для себя. Просим, очисть наше сердце от гордости. Дай нам помнить, что Ты вознаграждаешь тех, кто готов унизиться. И помнить слова нашего Спасителя: «всякий возвышающий сам себя будет унижен, а унижающий себя возвысится» (Лк.14.11). А также то, что познание Бога ведет нас к смирению, а познание себя держит нас в смирении. Просим, дай нам хвалиться не тем, какие мы есть, а тем, что Ты дал нам в Своей великой любви. Благослови нас нести путем земных дорог хвалу Твоей любви. Помоги нам лучше познавать Христа, ибо, чем больше будем стремиться следовать за Ним, тем больше нам будет хотеться отражать Его кротость и смирение. Благодарим, что Ты сначала смиряешь тех, кого возносишь. Мы молились во имя Господа Иисуса Христа. Аминь.