ПРОПОВЕДИ
Что посеет человек, то и пожнет
Гал.6.7 «Не обманывайтесь, Бог поругаем не бывает. Что посеет человек, то и пожнет».
В этом стихе дается предупреждение христианам, чтобы они остерегались насмехаться над Богом, или обманывать самих себя. Воображая, будто Его можно ввести в заблуждение пустыми притязаниями или заявлениями. Его цель и в том, чтобы обличить в безрассудстве тех, кто под благовидным предлогом уклоняется от исполнения своего долга – материального пожертвования (материального служения). Его можно также понимать в более широком смысле, как относящееся ко всей христианской жизни. В этом случае стих является предостережением, чтобы человек не питал пустых надежд на благоволение Божье, если он пренебрегает своими обязанностями. Апостол предполагает, что некоторые христиане склонны освобождать себя от религиозных обязанностей, и особенно от требующих самоотречения и жертвенности. Хотя и создают видимость их исполнения. Он уверяет их, что они заблуждаются. Ибо, хотя кого-то они и смогут обмануть, но не Бога. Если они думают обмануть Бога, знающего их сердце и их дела, то сами останутся обманутыми. Бог не может быть ни обманут, ни поруган. Поэтому, чтобы избежать самообмана, ап. Павел призывает нас принять для себя как закон: «Что посеет человек, то и пожнет». Т.е. как мы жили здесь на земле, такую оценку и получим в великий день. Наша земная жизнь – это время посева, а в великий день будет жатва. И как земледелец пожинает соответственно тому, как он сеял, так и мы пожнем соответственно тому, как сеем теперь. Однако в то время как земледельцы спокойно ждут тленного урожая, мы ослабеваем в ожидании блаженного бессмертия.
Немецкий проповедник Яков Лёвен в своей книге «Сеется семя» описывает такой случай. Проповедника Р. Харриса пригласили в городе Атланта штата Джорджия проповедовать заключенным в тюремном лагере. Когда мужчины расселись, кто на траве на солнышке, а кто под деревьями в тени, один из заключенных поднялся на платформу грузовой машины, чтобы представить проповедника. Цитируем его слова. «Несколько лет назад в небольшом селении штата Джорджия жили два мальчика. Они вместе ходили в школу, вместе играли и вместе посещали воскресную школу и церковные богослужения. В свое время один из них перестал посещать воскресную школу и церковь, объясняя свое поведение тем, что уже «перерос эту необходимость в детской забаве». Другой продолжал ходить в воскресную школу, бывать на религиозных собраниях, принимать участие в церковной жизни среди молодых людей, потому что чувствовал в этом необходимость и духовную пользу. Тот мальчик, который не оставил воскресной школы и церкви, сегодня будет нашим проповедником. А тот, который оставил, представляет вам этого проповедника».
Фрэнк Синатра был на гребне популярности в Америке на протяжении более чем пятидесяти лет. Самая известная его песня называется «Мой путь». Наверное, она затронула какие-то струны в душе поклонников Синатры. А какие же именно струны она затронула? Нетрудно догадаться: это – своеволие. Непреодолимое желание многих людей делать всё по-своему, идти своим путем. Именно так звучат последние слова этой песни: «Я это делал по-своему». В обычной жизни самостоятельность похвальна. Но в отношении с Богом свой путь никогда не приведет к успеху. Наше своеволие должно быть подчинено Его воле (для нашего же блага). Вспомним, как смиренно молился наш Спаситель в Гефсиманском саду: Лк.22.42 «Не Моя воля, но Твоя да будет». Как бы ни было нам больно усмирять свою волю, послушание Богу спасает нас от разочарований в этом мире и непоправимой ошибки в выборе своей судьбы в мире грядущем. В Притчах Слово Божье напоминает нам, что греховное своеволие может привести нас к погибели. Прит.14.12 «Есть пути, которые кажутся человеку прямыми; но конец их – путь к смерти». А послушание и доверие Богу приносит благословения и сейчас, и в вечности. И когда тебе хочется сказать: «Я это сделаю по-своему», вспомни, что Господь Иисус всё делал не по-своему, а по Божьей воле.
Молиться за что-то, когда знаешь, что нет на то Божьей воли – значит попусту тратить слова. Бог открыл нам Свою волю в Библии, и молитвы наши должны быть основаны на истинах Его Слова. Порой мы приходим к Богу и просим того, что Он нам запретил. Просить благословения у Бога на то, что противно Его воле – значит просить не на добро. На такие молитвы положительного ответа никогда не получишь. Бесполезно и безрассудно просить Бога благословить наши дела, когда дела эти темные или когда мы их делаем по-мирскому. Маленький мальчик любил сосать палец. Ему сказали, что этого делать нельзя. Однажды перед сном мальчик молился: «О, Боже! Помоги мне бросить сосать палец». Немного подумав, он добавил: «А вообще-то не надо помогать, потому что мне нравится сосать палец». И мальчик этот был искренне многих из нас взрослых. Если мы хотим, чтобы Бог отвечал на наши молитвы, мы должны позволить Ему сделать то, что Он хочет.
Между жизнью во имя чего-то и жизнью «просто так» огромная разница. Есть огромное множество занятий, которым можно отдавать свои силы. Но, в конце концов, окажется, что ни одно из них не приносит истинного удовлетворения. Во имя чего стоит жить? Ап. Павел изложил ту единственную цель, ради которой стоит жить: Флп.1.21 «Ибо для меня жизнь – Христос». Знать Христа, доверять Ему, пребывать в общении с Ним, служить Ему – вот та цель, которая не дает жизни превратиться в монотонную бессмысленную череду дней. Даже когда мы состаримся и станем немощными, Бог может использовать нас в качестве примера другим и поддерживать их нашими молитвами. И тогда становится радостно идти по жизни со Своим Спасителем – Господом Иисусом.
Чтобы узнать о родителях, какой он отец или какая она мать, не нужно знать их лично. Достаточно послушать, как отзываются о них их дети. Дети настолько уважают своих родителей, насколько они этого заслуживают. Пятая заповедь гласит: Исх.20.12 «Почитай отца твоего и мать твою». Но многие ли родители живут так, что их можно уважать? Мы будем самым презренным человеком, если нашим детям будет за нас стыдно. И ни от чего другого у нас сердце не забьется так сильно, как если наш ребенок кому-то покажет на нас и скажет с гордостью: «Это мой папа». А узнать, уважают ли тебя твои дети, можно, задав себе вопрос: «Хочу ли я, чтобы мой сын был таким же, как и я, делал то же, что и я, ходил туда же, куда и я?» Родители, учтите, что никогда раньше в истории человечества детям так не нужна была забота, внимание и любовь ваша, как в наши дни. Когда повсюду грязь: и моральная и духовная. С помощью Божьей силы и мудрости станьте и будьте такими родителями, о которых дети скажут с гордостью: «Это мой папа! Это моя мама!»
Запустить огород очень просто – не делать абсолютно ничего. Просто забудем о своем огороде, и не успеем и глазом моргнуть, как вырастут одуванчики, появятся всякие ползучие сорняки и много других сорняков. И будут буйствовать там, где был огород. Вот нам волшебная формула для того, чтобы огород зарос – не поливать, не удобрять, не полоть, не делать ничего. Когда я пропалываю на своем участке сорняки, то часто спрашиваю себя: «А тружусь ли я так же усердно над своей духовной жизнью, как над своим участком? Не всходят ли буйно в моей душе сорняки гнева и лени? Как быстро в моем сердце сорняки беспокойства заглушают ростки мира и покоя?» Автор книги Притчей заметил это очень давно, проходя мимо поля человека ленивого. Прит.24.31-32 «И вот, всё заросло терном, поверхность его покрылась крапивою, а каменная ограда его обрушилась. И посмотрел я, и обратил сердце мое, и посмотрел, и получил урок». Наша душа – это поле, о котором каждый из нас должен заботиться, возделывать и ухаживать. Благодаря хорошей работе оно может стать лучше. И из него мы можем добыть то, что станет изобильными плодами для нашей же выгоды. Нам поручено владеть нашей душой, и для этого нам потребуется приложить значительные усилия. Это поле порой находится в очень плачевном состоянии. И не только плодов не приносит, но и на нем прорастают «терн и крапива» – зудящие, жалящие, необузданные страсти и похоти, гордость, алчность, злобность. Никакая стража не охраняет его (поле) от врага, «а каменная ограда его обрушилась». Всё находится на виду и брошено на произвол судьбы. Если дела обстоят именно так, то это результат лени и безрассудства грешника. Он ленивец, у него нет разумения, он не разбирается ни в своей работе, ни в своей выгоде. Итогом будет гибель души. Запустить огород и душу можно одним и тем же способом – всего лишь немножко меньше над ним трудиться.
В своей книге «Вечный покой святых» английский пастор-пуританин и писатель Ричард Бакстер (1615-1691) писал: «Почему наше сердце не думает о небесах всегда? Почему мысленно мы не пребываем там постоянно? Обрати взор своей души на вечность, занимайся грядущей жизнью, приучи себя к таким размышлениям и не обращайся мыслями к вечному и небесному лишь изредка и между делами. Но окунись с головой в блаженство небес». Вместо того чтобы всё время проводить в размышлениях о том, что у нас под носом, мы, верующие в Иисуса Христа, должны думать и о том месте, куда мы придем. А придем мы в место, приготовленное специально для нас. Ин.14.2 «В доме Отца Моего обителей много; а если бы не так, Я сказал бы вам: Я иду приготовить место вам». Мы будем с Богом, и будем окунаться в блаженство вовек. Об этом сказано в псалме Пс.15.11 «Блаженство в деснице Твоей вовек». Бакстер объясняет нам, почему о небесах думать полезно. Это уберегает нас от соблазнов, потому что в сердце у нас будет то, что угодно Богу. Это даст нашей христианской жизни силу. Это излечит нас от скорбей, приободрит нас и облегчит наши страдания. А мы покажем путь и другим странникам, идущим по пути в небеса. Те, чьи сердца наполнены небесным, не будут изо всех сил держаться за земное.
Был период в жизни английского поэта 17-го века Джорджа Герберта, когда он колебался, исполнять ли порученное Богом дело. Быть пастором в церкви ему не хотелось, хотя он и чувствовал, что Сам Бог велит ему принять данное служение. Он колебался, ибо знал, что в результате должен будет оставить слишком многое. После периода внутренней борьбы он пришел к выводу, что подчинение себя Божьему водительству – единственный способ избавиться от уз самолюбия и обрести настоящую свободу самовыражения. Многие из людей Божьих тревожатся из-за того, что не могут посвятить себя тому, что называется «освобожденным» служением. Но мы, верующие, должны знать и помнить, что все из нас, будь мы фермерами, бухгалтерами, медсестрами, строителями или еще кем-нибудь, всегда должны трудиться как для Бога. В послании Кол.3.23 мы читаем: «И всё, что делаете, делайте от души, как для Господа, а не для человеков». Любой труд приобретает особое значение, если мы добросовестно будем исполнять его во славу Божию.
Двухлетний мальчик сидел в дедушкиной машине и ждал, когда папа с дедушкой закончат разговор и, наконец, они с дедушкой поедут. Мама заглянула в машину и спросила: «А куда ты поедешь?» «Не знаю» – ответил мальчик. «А что вы там будете делать?» – спросила она. «Не знаю» – повторил мальчик. «Так, может, пойдем со мной домой?» «Нет!» – твердо сказал мальчик, и еще удобнее уселся на сиденье машины, готовясь к путешествию в неизведанное. Этот случай рассказала мама того мальчика. Она скоро должна была родить и волновалась, как всё пройдет. А сынишка не знал, ни куда едет, ни что будет делать, но был абсолютно спокоен, потому что верил дедушке. «Так и мне нужно верить своему Небесному Отцу» – сказала она. А если вам тоже сейчас предстоит пережить такое, от чего сердце наполняется тревогой, если вы не знаете, как поступить, станьте как этот ребенок. Бог хочет, чтобы вы Ему доверяли и могли сказать, как пророк Исаия: Ис.12.2 «Уповаю на Него и не боюсь».
Боже! Просим, помоги нам в этом.
пастор Золтан З. Тырык
Молитва. Боже и Отче! Мы благодарим Тебя за предостережение, чтобы человек не питал пустых надежд на благоволение Божье, если он пренебрегает своими обязанностями. Если он думает обмануть Бога, знающего его сердце и его дела, то сам останется обманутым. Бог не может быть ни обманут, ни поруган. Просим, помоги нам усмирять свою волю и понять, что послушание и доверие Тебе приносит благословения и сейчас, и в вечности. И что в Твоей воле – наш покой. Дай нам размышлять о Тебе, внимать Твоим словам. Дай нам знать нашего Спасителя Иисуса Христа, доверять Ему, пребывать в общении с Ним, служить Ему. И найти нам смысл жизни только в этом. Дай нам дружить с Твоим народом, и оказать помощь нуждающимся. Помоги нам прославить Тебя своим трудом и взаимоотношениями с товарищами по работе и начальством. Когда приходит страх, помоги нам твердо доверять Тебе. Мы молились во имя Господа Иисуса Христа. Аминь.