ПРОПОВЕДИ
Все согрешили и лишены славы Божьей (на Адвент 3)
Рим.3.22,23 «Ибо нет различия, потому что все согрешили
и лишены славы Божьей».
Здесь ап. Павел всем людям без исключения приписывает необходимость искать праведность во Христе. Он как бы говорит, что нет иного пути для достижения праведности так, чтобы одни оправдывались одним способом, а другие – иначе. Но все должны оправдываться через веру, потому что все грешники. И поэтому нет у них ничего, чем бы хвалиться перед Богом. Эти слова для многих людей удивительны. Для некоторых – огромный камень преткновения, для прочих – весьма утешительны. Апостол приводит здесь нам причину для применения слова «все». Он сказал немного раньше: «Праведность Божия для всех и на всех верующих». А теперь он добавляет: «Ибо нет различия». Все согрешили, все были оправданы без заслуги, когда уверовали во Христа. В обоих этих отношениях, а именно, как в нашем суде перед Законом Божьим, так и в нашем доступе к праведности Божьей, нет никакого различия между людьми, разными в других отношениях. Именно это апостол пространно доказал в двух первых главах этого послания и в первой половине этой третьей главы. И здесь краткими словами он вновь повторяет причину этого. А причина такова – «все согрешили». А как только человек согрешил, он тотчас осужден Законом, тотчас пребывает под судом среди осужденных на смерть. И это невзирая на количество грехов. Иак.2. 10-11 «Кто соблюдает весь закон и согрешит в одном чем-нибудь, тот становится виновным во всем. Ибо Тот же, Кто сказал: «не прелюбодействуй», сказал и «не убей». И еще: Гал.3.10 «проклят всяк, кто не исполняет постоянно всего, что написано в книге закона». Отсюда следует, что все без исключения прокляты перед судом Закона. В этом отношении мы все одинаковы: «Нет различия, потому что все согрешили». Слова «и лишены славы Божьей» в тексте оригинала не полностью понятны. Некоторые богословы считают, что их следует понимать, что «не имеют славы перед Богом». Т.к. славу или похвалу перед Богом можно обрести лишь через совершенное исполнение Его Закона. А поскольку никто не может предъявить его, он теряет награду. И, как только что было сказано, осуждается Законом как преступник. В этом отношении все люди одинаковы, т.е. «нет различия».
Однако в этом есть нечто такое, с чем некоторые люди не согласны. Один считает, что он определенно лучше многих других, может быть, лучше всех прочих, поскольку ослепление его очень велико. А другой считает, что перед Богом он определенно хуже других. И поэтому они не могут признать эти слова истинными. И даже один и тот же человек временами может испытывать оба этих противоположных чувства в отношении самого себя. То он думает, что эти слова просто оскорбительны, грубы и безумны, поскольку он знает, что с большим трудом оставил те грехи, которые свободно совершают многие в мире. Помнит, как он много лет боролся и трудился, использовал средства благодати, противостоял всякому нечестию и преодолевал его. Неужели нет различия между ним и теми людьми, которые свободно живут в грехах и пороках? Это кажется ему неразумным, и он с крайним озлоблением хочет ответить: «Тогда было бы лучше, если бы я свободно жил в грехе, как и другие люди, поскольку, в конечном счете, нет никакого различия. Зачем же мне оставлять греховные желания? Нет, было бы лучше жить по плоти». Таким образом, все самоправедные «святые» всегда ворчат против этого удивительного суда Божия. Но когда тот же самый человек по благодати Божьей пробуждается более основательно, он начинает не только смотреть на внешние дела, но и бороться со злом в сердце. Бороться с каждой себялюбивой мыслью, с каждым чувством холодности по отношению к Богу или к ближнему и т.д. И хочет каждое мгновенье быть святым перед Богом. Он у креста Христова увидит свою бесконечную обязанность любить и прославлять Божью любовь. Тогда может наступить такое время, что он совершенно серьезно будет считать, что он весьма испорченный человек, он наполнен злом, лицемерием, холодностью, непостоянством, жестокосердием. И всем злом, которое только можно назвать. Тогда он говорит в противоположном смысле: «Неразумно, чтобы здесь не было никакого различия. Ведь я чувствую, что я настолько полон всякого зла, что немного таких людей, как я».
Но как же тогда следует понимать эти слова? Ибо, невзирая на наши мнения о самих себе и даже признавая, что нет ни одного безгрешного человека, всё же можно увидеть нечто нелогичное в том, что здесь не должно быть никакого различия. Поскольку мы, наоборот, видим собственными глазами, что различие довольно велико. Поскольку один свободно живет во всяком грехе, а другой каждый день проводит жизнь в бодрствовании. Следует обратить пристальное внимание на контекст и на вопрос, который здесь рассматривается. Ведь здесь повсюду говорится лишь о праведности перед Богом, о «награде» в смысле приобретения спасения. Лишь в этом отношении всякое различие относительно большей или меньшей степени греха прекращается. Но когда речь идет о том, что зависит от наших дел, а именно, о различных степенях блаженства или осуждения, Писание ясно говорит, что различие существует. Поскольку говорится о различной степени наказания, а, с другой стороны, о том, что «звезда от звезды разнится во славе» (1Кор.15.41). Но как только речь заходит о праведности и похвале перед Богом, как здесь, тотчас «нет различия». Ибо тогда не хватает дел никакого человека, тогда мы все настолько далеки от праведности, что всякое различие в этом отношении исчезает.
Вспомним с вами известное объяснение богословов по этому вопросу. Если мы говорим о неровностях на земле, мы замечаем, что между вершинами высоких гор и дном долин существует большое расстояние. Но как только мы говорим об удаленности земли от солнца, мы не принимаем во внимание этих неровностей на земле. Тогда мы не говорим: от солнца до горных вершин расстояние одно, а от солнца до дна долин расстояние другое. Но мы говорим: расстояние настолько огромно, что эти неровности на земле не имеют никакого значения – «нет различия». Аналогично, здесь на земле перед людьми есть большое различие в грехах и благочестии. Но, поскольку наилучший благочестивый поступок человека бесконечно далек от праведности, перед Господом и в отношении пригодности для Царства небесного нет никакого различия. Именно так обстоит дело, когда мы говорим о наших преимуществах в праведности перед Богом. Следовательно, самые искренние и освященные христиане ежедневно должны молиться о прощении и чувствовать, что они достойны лишь гнева Божия. Если же мы говорим о необращенных людях, даже их лучшие дела – лишь грех и лицемерие, поскольку их сердце не пребывает в Господе, в вере и любви.
В своем первом послании ап. Иоанн пишет: 1Ин.1.10 «Если говорим, что мы не согрешили, то представляем Его (т.е. Бога) лживым, и слова Его нет в нас». Это подтверждает истинность высказывания: «Нет различия, потому что все согрешили». Независимо от того, много или мало согрешил человек, он не может войти в присутствие Бога. Даже самый малый грех делает его непригодным для этого. Если мы считаем, что Бог не будет обращать внимания на наши мелкие грехи, то мы низводим Его, Того, кто свят, до своего человеческого уровня. Только один Господь Иисус Христос прожил в этом мире как совершенный человек. Поэтому Он и смог преодолеть пропасть между человеком и Богом. Праведность Бога требовала смерти грешника, но милость и любовь Бога нашли средство, которое позволяло оправдать неправедного. Этот путь был связан с ужасными страданиями, потому что Сын Бога должен был пострадать за вину других, и добровольно отдать Свою жизнь на кресте Голгофы. Итак, Иисус Христос стал искупительной жертвой (т.е. средством искупления) за наши грехи. Каждый может обрести мир с Богом, искренне исповедуя свою вину. По милости Бога такой человек получит оправдание. Все, кто обрел прощение грехов посредством Крови Христа, не имеют ни единого пятна в очах Бога. И им не нужно бояться ни Его суда, ни Его наказания.
Нечего нам надеяться попасть в рай своими силами. Бог свят и от всех, кто хочет с Ним иметь что-то общее, требует совершенства. Но на это не тянут даже неплохие, в общем-то, люди. И спасаться от погибели людям «хорошим» нужно ничуть не меньше, чем злодеям и подлецам. Мы все грешники, добраться самому до неба ни у кого не получится. Но Христос нам приготовил путь на небеса. Благодаря этому достать с земли до неба можно – верой в пронзенные руки Спасителя Христа, которые этот путь приготовили.
Рыбаки не могли понять, что случилось с их лодкой. Она никак не разгонялась, а только начала трястись, стоило им прибавить скорость. Они перебрали карбюратор и заменили топливный фильтр. Но это не помогло. Тогда вытащили они лодку из воды и обнаружили, в чем было дело. На одной из лопастей винта была трещинка длиной примерно в два сантиметра. Они подумали: «Не может быть. Такая маленькая трещинка». Но как только они поставили новый винт, лодка тут же резво сорвалась с места. Им не давала разогнаться эта малюсенькая трещинка. Порой так же бывает с христианами. Грехи, подобные перечисленным в Послании к галатам (Гал.5.16-21), начинаются с вроде бы незначительных мыслей и побуждений. Но если мы игнорировать будем их, притерпимся к ним, то они рано или поздно разрастутся и осквернят все наши мысли и поступки. А от этого плохо будет не только нам, но и тем, кто рядом с нами. «Малый грех» губит наше служение Христу и мешает служению всей церкви. Итак, там, где всего лишь «малый грех», могут возникнуть большие проблемы.
В каждом номере стоящей на берегу реки гостиницы висела табличка: «Ловить рыбу с балкона запрещено». Но постояльцы всё равно забрасывали свои удочки. И тогда хозяин гостиницы решил убрать таблички. И балконная рыбалка сразу прекратилась. А вот что пишет в своей «Исповеди» блаженный Августин (354-430). «По соседству с нашим виноградником стояла груша, отягощенная плодами… Мы, негодные мальчишки, отправились отрясти ее и забрать свою добычу в полночь. … У меня в изобилии были лучшие: я сорвал их только затем, чтобы украсть… Я хотел насладиться … самим воровством и грехом». Дай нам закон – мы сразу думаем, как его ловчее нарушить. Но Христос вкладывает нам в сердце новые желания, для нас самая большая радость – радовать Бога.
Не нужно хвастаться, что ты греха не боишься. Чем дальше от греха, тем лучше. Прит.11.19 «Праведность ведет к жизни, а стремящийся к злу стремится к смерти своей». Этот стих показывает, что праведность не только благодаря божественным судам приведет к жизни, а нечестивость – к смерти. Но и что праведность по своей собственной природе имеет прямую направленность к жизни, а порочность – к смерти. Истинная святость и является истинным блаженством, она готовит человека для него и является его залогом. Праведность склоняет, располагает и ведет душу к жизни. Подобным образом тот, кто потакает своему греху, готовит себя для гибели. Чем более неистов человек в своих греховных стремлениях, тем более стремительно он катится к собственной гибели. Грешник пробуждает смерть, когда кажется, что она задремала. И торопит ее, когда кажется, что она медлит.
В нескольких местах Библии мы находим Божье повеление: Лев.11.44 «освящайтесь и будьте святы, ибо Я свят». Не слишком ли недостижимую цель ставим мы перед собой, стремясь к святости? Может быть, это и так, но если мы покоримся Духу Святому, в нас пребывающему, то в святости будем возрастать. Святость приходит не сразу, а постепенно, шаг за шагом. Понемногу, потихоньку искореняйте из своей души несвятость. День за днем идите к Богу всё ближе и ближе. Это для верующего во Христа самая главная задача.
Боже! Просим, помоги нам искоренять из своей жизни несвятость и идти всё ближе и ближе к Тебе!
пастор Золтан З. Тырык
Молитва. Боже и Отче! Мы благодарим Тебя за то, что мы все были оправданы без заслуги, когда уверовали в Иисуса Христа. Ибо все мы без исключения прокляты перед судом Закона. Благодарим, что показал нам, что все мы нуждаемся в одной и той же Твоей благодати, которая предлагается всем людям как Твой дар. Мы безмерно благодарны Тебе за то, что Ты прощаешь беззакония наши и даешь нам дар Духа Святого. Поскольку мы все – одинаково недостойные грешники, все незаслуженно помилованы и оправданы. Мы благодарим, что нас спасает один лишь Иисус Христос, Его Голгофский подвиг. Просим, помоги нам обойти грех, мыслям греховным волю не давать, избегать соблазнов. Дай нам всегда помнить, что маленькие грехи маленькими остаются лишь недолго – они разрастутся и осквернят все наши мысли и поступки. Просим, помоги нам понемногу, шаг за шагом искоренять из своей жизни несвятость, идти к Тебе всё ближе и ближе. Просим обо всем во имя Господа Иисуса Христа. Аминь.