ПРОПОВЕДИ
Рождество Господа Иисуса Христа
Лк.2.6-7 «Когда же они были там (в Вифлееме), наступило время родить Ей;
и родила Сына своего первенца, и спеленала Его, и положила Его в ясли,
потому что не было места в гостинице».
Сразу после грехопадения человека было дано Богом первое обещание прихода Искупителя. Бог говорит змею: Быт.3.15 «Оно (Семя жены) будет поражать тебя в голову». Это означает, что людям будет дан Избавитель, Который поразит сатану в голову. И что этот Избавитель будет не из семени мужа (хотя с биологической точки зрения все люди происходят из семени мужа), но из семени жены. Уже эти слова указывают на рождение Мессии от Девы. Такое рождение предполагает не только биологическое чудо, но также и то, что Господь Иисус являлся уникальным среди людей. По Его собственным словам он – единородный Сын Бога.
Если Он является нашим Спасителем, Он должен быть значительно большим, чем простой человек, хотя Он и является подлинным Сыном Человеческим. Для того чтобы являться истинно безгрешным, Он должен был, прежде всего, являться безгрешным по природе. Он не мог наследовать человеческую природу, которая уже была под проклятием и в оковах греха. Следовательно, Его рождение должно было стать чудотворным. Вспомним, что сказано в Библии. Лк.1.35 «Ангел сказал Ей (Деве Марии): Дух Святый найдет на тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим». Таким образом, первое Рождество, которое произошло более 2000 лет тому назад, стало величайшим событием во всей истории человечества со времен сотворения мира.
Рассмотрим библейское повествование о рождении Господа Иисуса по Лк.2.1-7.
Он родился «во дни кесаря Августа». Настоящее имя кесаря было Кай Юлий Цезарь Октавиан. Он родился в 63г. до РХ, был воспитан Юлием Цезарем и стал его наследником. Имя Август (священный) было дано ему сенатом в 27г. до РХ. Победив Антония и Клеопатру у мыса Акций, начал единолично править Римской Империей и стал первым кесарем или римским императором. Римская Империя в это время достигла своего расцвета. Она простиралась на значительно большей территории, чем когда-либо раньше или позже: от Парфии до Британии. (Парфия – гористая страна к юго-востоку от Каспийского моря. В Парфянском царстве во время Иисуса Христа жили тысячи евреев, большей частью потомки тех 10-и колен, которые были переселены ассирийцами). В этот период Империя стала называться Террариум Орбис – империя всей земли. Евангелист Лука называет ее «вся земля», т.к. едва ли существовала в цивилизованном мире того времени местность, которая бы не находилась в зависимости от Римской Империи. Итак, это было время, когда согласно пророчеству Даниила должен был родиться Мессия: Дан.2.44 «И в дни тех царств Бог небесный воздвигнет царство, которое во веки не разрушится, и царство это не будет передано другому народу; оно сокрушит и разрушит все царства, а само будет стоять вечно».
Иерусалим был завоеван римским полководцем Помпеем приблизительно за 60 лет до РХ. Овладев Иерусалимом, он отдал Гиркану управление церковью, но не страной. Власть Гиркана постепенно уменьшалась, пока совсем не ослабела во время правления в Иудее Квириния, римского правителя Сирии. Именно при таком положении дел должен был родиться Мессия, что соответствовало пророчеству умирающего патриарха Иакова, что Примиритель придет, Быт.49.10 «когда отойдет скипетр от Иуды и законодатель от чресл его». Это была первая перепись, проведенная в Иудее, первый признак ее рабства. Поэтому именно сейчас должен был прийти Примиритель, чтобы восстановить Свое царство. Эта перепись всех подданных империи подразумевала еще одно обстоятельство. А именно: это было время всеобщего мира в Империи. Храм Януса был закрыт, чего обычно никогда не случалось, если страна готовилась к какой-то войне. Т.о., всё было готово к рождению Князя Мира, в дни Которого «мечи должны быть перекованы на орала» (Ис.2.4).
Наступил самый подходящий момент, чтобы представить миру Евангелие Христа. Проповедник нового учения свободно мог ходить из города в город, из страны в страну. Языческие князья и священники были Богом «взвешены и найдены легкими». Египет, Ассирия, Вавилон, Персия, Греция и Рим – все показывали, что «мир своей мудростью не познал Бога» (1Кор.1.21). Ни могущественные цари, ни историки, ни философы не могли помешать тому, что царства мира объяла темнота идолопоклонства. Настало время вмешаться Богу и послать всемогущего Спасителя. Пришла «полнота времени» – время родиться Христу. Пусть нашу душу всегда успокаивает знание того, что время – в Божьих руках. Он знает, когда нужно посылать Своей Церкви помощь и дать новый свет миру. Не надо переживать из-за того, что события развиваются не так, как нам хотелось.
Место, где родился Господь Иисус, также примечательно. Он родился в Вифлееме. Так было предсказано пророком Михеем. Мих.5.2 «И ты – Вифлеем-Ефрафа, мал ли ты между тысячами иудиными? Из тебя произойдет Мне Тот, Который должен быть Владыкою в Израиле, и Которого происхождение из начала, от дней вечных». Это однозначно так понимали как духовные служители, так и простой народ. Название этого города символично, ибо слово «Вифлеем» означает «Дом хлеба». Вифлеем стал домом духовного хлеба. Итак, город с таким названием самое подходящее место для рождения Того, Кто есть «Хлеб жизни», «Хлеб, сошедший с небес». Вифлеем – город Давида, где он родился, поэтому и Христос, Сын Давида, должен был родиться в нем.
Когда Мария была беременна и роды были уже близки, Бог распорядился так, что все подданные Римской Империи должны были по указу императора Августа участвовать в переписи. Причем они должны были зарегистрироваться каждый согласно своему роду. Многие историки считают, что народ должен был исповедать свою покорность Римской Империи либо клятвой установленной словесной формы, либо уплатой незначительной дани в знак своего верноподданничества. Кесарем руководило либо желание удовлетворить свое тщеславие – узнать численность своих подданных, либо политическое соображение – усилить свое влияние и придать более грозный вид своему правлению. Но Бог, Провидение имело другие цели в этом событии. Граждане большой Империи были приведены в движение этой переписью только ради того, чтобы Господь Иисус родился в Вифлееме. Поскольку Иосиф и Мария были из дома и рода Давидова, им пришлось выйти из Назарета Галилейского и отправиться в Вифлеем. Возможно, будучи бедными простыми людьми, они смотрели на свое царственное происхождение скорее как на бремя и причину лишних издержек, чем на предмет гордости.
Некоторые полагают, что указ зарегистрироваться в городе своих предков касался только дома Давидова. Относительно этого дома кесарь мог издать особый указ, чтобы знать численность и силу представителей этого дома. Поскольку это был царский род и о нем всё еще говорили как о предназначенном для царствования. Это послужило нескольким целям Бога. 1. Дева Мария, имевшая во чреве божеского Младенца, была приведена в Вифлеем, чтобы родить Его там, хотя собиралась рожать в Назарете. Человек предполагает, а Бог располагает. Божье провидение устраивает всё таким образом, чтобы исполнилось Священное Писание. И заставляет планы людей, которые они строили для достижения своих целей, служить Его целям, которые люди совершенно не имели в виду. 2. Т.о., выявилось и подтвердилось, что Господь Иисус был от семени Давидова. Его мать была приведена в Вифлеем лишь потому, что она была из рода и дома Давидова. Принадлежность Христа к дому Давидову была важным фактором. Иустин мученик и Тертуллиан, самые первые защитники христианской веры, доказывая происхождение Христа из дома Давидова, апеллировали к регистрационным записям Римской Империи. 3. Таким образом было засвидетельствовано, что Господь Иисус подчинился закону, ибо сразу же, как только родился, стал подданным Римской Империи. Об этом пророчествует Исаия, что Он стал «рабом властелинов» (Ис.49.7).
Обстоятельства рождения Господа Иисуса были очень скромными и несли на себе многие признаки уничижения. Да, Он был Первенцем, но быть Первенцем такой бедной женщины как Мария не великая честь. Вспомним об уничижении Господа при Его рождении. 1. Он подвергся уничижению до положения обыкновенного младенца. Его завернули в пеленки, подобно другим новорожденным. Предвечный Бог стал земным младенцем. 2. Он родился на территории гостиницы, тем самым показывая, что пришел в этот мир ненадолго, как в гостиницу. И чтобы и нас научить так же жить в этом мире. Гостиница принимает всех приходящих – так же поступает и Господь Иисус. Он никого из приходящих к Нему не изгоняет вон. Но, в отличие от обычной гостиницы, Он принимает и тех, кто приходит без денег и серебра. И Он всё дает даром. 3. Он родился в хлеву, т.е. там, где скот ночует и кормится. В гостинице не нашлось им места. И Младенец Иисус был положен в ясли, а не в колыбель. Если бы хоть кто-нибудь проявил обычную человечность, то Марии не пришлось бы рожать своего Первенца в хлеву. Это говорит об упадке нравов того времени.
Не будем презирать бедных за их нищету. Их положение освятил Сын Божий, добровольно согласившись оказаться в нем. Бог нелицеприятен. Он смотрит на сердце человека, а не на его доход. Не будем стыдиться бедности, если Бог посчитал ее достойной себя. Стыдно быть нечестивым и жадным, а не бедным. Богатство уничтожает больше душ, чем бедность. Когда любовь к деньгам начинает овладевать нами, подумаем о вифлеемских яслях и о том, Кто лежал в них – Царь вселенной. Размышления об этом могут удержать нас от большого зла.
Даже христиане могут упустить самую суть того, что случилось на Рождество. Нам нравится петь песни о Младенце, дарить и получать подарки. Мы любим рождественские торжества. У нас от всего этого делается тепло на душе. И не задумываемся о том, что нам в своей жизни, возможно, надо что-то менять. А нужно бы в каждое Рождество задумываться всерьез, только о Младенце ли мы вспоминаем в эти дни. Или, все-таки мы не забываем о том, что из этого Младенца вырос Спаситель мира. Вырос Тот, Кто способен спасти от грехов не только весь мир, но и каждого из нас лично. Вырос Тот, Кто зовет нас к Себе, чтобы вершить великие и чудные дела Божьи вместе с Ним.
Попробуем разобраться, что означает богословский термин «воплощение». Вспомним стих из Евр.2.17 «Он должен был во всем уподобиться братьям, чтобы быть милостивым и верным первосвященником». Автор этого послания учит, что Христос облекся не только в человеческую плоть, но и во все чувства, свойственные людям. Он показывает также происходящий из этого плод. Мы должны понимать, зачем Сын Божий облекся в наши немощи. Апостол учит, что Христос стал подвержен человеческим страстям, дабы быть милостивым и верным первосвященником. В священнике, служение которого – умилостивлять гнев Божий, т.е. поднимать падших, помогать труждающимся, утешать несчастных – в первую очередь требуется милосердие. И редко чужие скорби затрагивают тех, кто постоянно живет блаженной жизнью. Из повседневного опыта происходит стих Вергилия: «Зная про зло, научись милосердствовать жалких». Сын Божий не нуждался в личном опыте для проявления сострадания. Но если бы Он не прошел через наши скорби, Он не мог бы убедить нас, что является милостивым к нам и склонным спешить на помощь. Поэтому всякий раз, как нас тяготят любые виды зла, будем вспоминать о том, что с нами не происходит ничего, чего не испытал бы на Себе Сын Божий ради сострадания к нам. Слово «верный» означает «истинный и законный», и противопоставляется первосвященнику, не исполняющему свой долг.
Боже! Помоги нам увидеть полный смысл пришествия Господа Иисуса на нашу землю на фоне Его земного служения, Его учения, распятия и воскресения!
пастор Золтан З. Тырык
Молитва. Боже и Отче! Мы благодарим Тебя за то, что Твой единородный Сын стал Сыном Человеческим, чтобы сделать нас, Сынов человеческих сынами Божьими. Мы благодарим за то, что Ты, Господь Иисус, пришел на землю, в Вифлеем, окунулся в наши страдания и Сам испытал наши искушения и соблазны. Благодарим, что Ты знаешь, чем мы в жизни недовольны. Из любви к нам Ты стал таким же, как мы, чтобы заплатить Собой за наши грехи и победить смерть. И потому, что Ты Сам страдал, Ты можешь теперь помочь нам. Мы благодарим Тебя, Господь Иисус, что покинул небеса и к нам на землю весть Божьей любви принес, что Ты взял наш грех. Мы безмерно благодарны, что вечная жизнь дана нам в имени Иисус Христос. Просим, дай нам понять суть Рождества. Ибо это Твой праздник. Просим, помоги нам возвещать людям великую радость, чудесную историю Сына Божьего, которая заключается в том, что на землю пришел Спаситель. Мы молились во имя Господа Иисуса Христа. Аминь.