ПРОПОВЕДИ
Только благодатью мы спасены (на Адвент 4)
Еф.2.8,9 «благодатью вы спасены через веру, и это не от вас;
Божий дар; не от дел, чтобы никто не хвалился».
Благодать – это незаслуженный дар, свободно ниспосылаемый человеку Богом. Важно различать общую (основную, универсальную) и особенную (спасительную, возрождающую) благодать. Общая благодать называется так, поскольку это – дар, общий для всего человечества. Ее дарования доступны всем. Творец оказывает поддержку тому, что Им создано. Это солнце, дождь, смена времен года и т.д. Другой аспект общей благодати проявляется в божественном управлении жизнью человеческого общества, которое под властью греха. Если бы Бог не поддерживал мир, он бы давно пришел к хаотическому беззаконию и разрушил сам себя. Тем, что большая часть человечества живет в условиях относительного порядка, мы обязаны управлению Бога. Посредством особенной благодати Бог избавляет от власти греха и сатаны, освящает и прославляет Свой народ. В отличие от общей благодати особенная благодать ниспосылается только тем, кого Бог избрал к вечной жизни по вере в Его Сына, нашего Спасителя Иисуса Христа. Сегодня мы рассматривать будем эту благодать.
Вернемся к нашему эпиграфу. Ап. Павел отрицает, что Бог нам чем-то обязан. То, что Он спасает – чистая благодать, а не награда или воздаяние. Апостол объясняет, каким способом принимают люди предложенное Богом спасение – верой. Он заключает, что ничего в этом деле нам не принадлежит. Он отбрасывает все прочие средства, на которые обычно надеются люди. Апостол добавляет слова «и это не от вас», чтобы ефесяне ничего не приписывали себе, лишь Бога признавали автором своего спасения. Далее ап. Павел утверждает, что спасение – Божий дар, происходит от благодати Божьей. Вместо сказанного «не от вас» теперь говорится «не от дел». Мы видим, что апостол ничего не оставляет людям в деле спасения. Он отбрасывает всю состоящую в делах человеческую праведность. Больше того, он отбрасывает всего человека со всем ему принадлежащим. Обратим внимание на противопоставление здесь Бога и человека, благодати и дел. Т.о., ап. Павел приписывает здесь всю славу за наше спасение божественной благодати.
Некоторые полагают, что достойны небес, потому что творят добрые дела. Но если верить апостолу Павлу, спасение основано исключительно на Божьем даре благодати, а не на добрых делах, которыми всякий человек мог бы хвалиться. Для чего же тогда, спрашивается, добрые дела? В стихе Еф.2.10 ап. Павел говорит: «Ибо мы – Его творение, созданы во Христе Иисусе на добрые дела, которые Бог предназначил нам исполнять». Говоря «мы – творение Божье» апостол утверждает, что мы – новые творения, созданы к праведности не своей добродетелью, а Духом Христовым. Всё, что в нас имеется благого, является сверхъестественным делом Божьим. И мы созданы не для любой жизни, а для добрых дел. Апостол не говорит, что Бог нам помогает, и не говорит, что Бог приготовляет нашу волю, чтобы дальше она действовала собственными силами. Но говорит: Бог дает способность желать добро и помогает выполнять его Своим Святым Духом. Выражение «созданы во Христе Иисусе на добрые дела» апостол ввел по следующей причине: чтобы не могло показаться, будто он против добрых дел. Мы созданы как новое творение, как возрожденные люди для того, чтобы приносить плод добрых дел. Если Бог насаждает в нас Свои добрые принципы, то для того, чтобы иметь от них добрые плоды. «Которые Бог предназначил», т.е. предписал, постановил. Эти слова можно истолковать и так: «На которые Бог приготовил нас». Он благословил нас познанием Своей воли и с помощью Духа Святого произвел в нас перемену. И мы стали способны прославлять Бога добрым поведением и пребыванием в святости. Итак, ап. Павел показал, что мы ничего не приносим Богу, чтобы чем-то Его обязать.
Есть люди, которые отказываются верить, что их грехи могут быть прощены. Они говорят, Богу такие люди, такие грешники не нужны. Они не понимают чуда Божьей благодати. Понять это чудо до конца, в принципе, не может никто. Но любой человек может, как пророк Михей, восхищаться и радоваться ему. Пророк верил, что Бог выполнит обещание простить и благословить Свой народ. И поэтому восклицает: Михей 7.18 «Кто Бог, как Ты, прощающий беззаконие?» Бог всякой благодати делает святыми худших из грешников.
Моисеев Закон для христиан – как костыли для бегуна. Они хороши, если по назначению использовать их. Однако с костылями, как ни стараться, не выиграть стометровку. Точно так же и список Божьих заповедей не принесет нам духовную победу. Ап. Павел в своих посланиях подчеркивает увядающую славу Моисеева Закона, сравнивая его с непревзойденной славой жизни и свободы в Духе Святом. Израильский народ скоро обнаружил, что Божье послание с горы было, кроме прочего, стандартом, благодаря которому они подпали осуждению. Там же, где царит Святой Дух, изобилует благодать, которая сияет намного ярче, чем любой закон. Представим себе спичку, горящую в полной темноте. Яркий язычок пламени впечатляет и привлекает к себе. Но зажгите спичку в свете полуденного солнца – ее мерцающий огонек вряд ли произведет впечатление. Заповеди Божьи были требовательными и, в конечном счете, осуждали человека. Но преходящее сияние Моисеева Закона не сравнится со славой Божьей благодати. Жизнь в Духе Святом приносит в сердце человека преображающую силу Божью.
В Послании к галатам в стихе 2.16 ап. Павел трижды повторяет одну истину: никто не может оправдаться делами Закона. В ранней церкви Закон стал камнем преткновения, потому что многие обращенные были евреями. Уверовав в Иисуса Христа, они не могли оставить привычную религиозную жизнь. Они требовали помимо веры во Христа соблюдать и обряды (в частности – обрезание). Если бы ап. Павел согласился увязать вместе эти две вещи, между ним и лжеучителями было бы согласие. В таком случае Павел напрасно смущал бы церковь яростным спором. Значит, остается согласиться со следующим: мы оправдываемся не иначе как верою по благодати. Или же не оправдываемся, не спасаемся, если это происходит не по вере. При этом даже часть нашей праведности нельзя отдать делам. Изобретатель путаницы – сатана ищет любые всевозможные средства, чтобы извратить Евангелие, убеждая нас, что одной веры недостаточно. Он играет на нашем желании контролировать ситуацию и сделать что-то для собственного спасения – от уплаты десятины и аккуратного посещения церкви до стиля одежды и выбора развлечений. Всё это важно для верующего, но не касается сути спасения. А суть такова – спасение только по благодати, а не по делам.
В Послании к галатам в конце 4-ой главы ап. Павел использует аналогию из Ветхого Завета, чтобы помочь нам понять суть духовного рабства и свободы. Вспоминая историю Авраама, Сарры и Агари, он объясняет разницу между сыном рабыни Агари и сыном свободной Сарры. Только сын свободной мог получить наследство. Вспомним последний стих этой главы. Гал.4.31 «мы дети не рабы, но свободной». Апостол убеждает галатов предпочесть сыновству от Агари сыновство от Сарры. Более того, он напоминает, что они рождены для свободы по благодати Христовой. Так что им подобает сохранить свое положение. Все дети Божьи – Его наследники. Все уверовавшие в Иисуса Христа – дети не рабы, но свободной. Мы навеки освобождены от ига рабства, возложенного Законом. А вместо этого получили Божью благодать.
Пастор пытался объяснить сущность благодати богатой женщине. А та никак не могла понять, что за спасение заплатить невозможно. Тогда он привел ей такой пример: «Представьте, что вы хотите подарить своей дочери большой, красивый дворец, а она говорит: «Нет, мама, за всё надо платить. Я работаю в больнице, зарабатываю мало. Давай, я буду выплачивать тебе за дворец по 10 тысяч рублей в месяц». Какие у вас будут ощущения? То же самое вы говорите Богу. Вы хотите заплатить за то, что уже оплачено Иисусом Христом. Небесный дом – это дар, попытка заплатить за него – оскорбление Господа». Многим людям, независимо от их благосостояния, трудно принять истину о том, что Господь Иисус заплатил цену спасения. Им хочется делать что-то, чтобы заслужить Божье расположение. Они пытаются хоть чем-нибудь заплатить за спасение. Каждому из нас следует понять: когда Бог отдал Своего Сына Иисуса Христа в жертву, счет наших грехов был полностью погашен. Попытки заплатить Богу (даже какими-то своими делами) оскорбительны для Него. Спасающая вера – это вера в то, что Бог уже позаботился об оплате наших долгов. Не нужно покупать то, что Христос уже приобрел Своей смертью на кресте. Если бы мы могли заслужить спасение, то Христос не умер бы ради него.
Вспомним одно из новозаветных благословений. 2Кор.13.13 «Благодать Господа (нашего) Иисуса Христа, любовь Бога (Отца) и общение Святого Духа со всеми вами». Такими словами заканчивает апостол свое послание. Это благословение подтверждает евангельское учение о том, что Отец, Сын и Дух Святой – три лица Святой Троицы. И в то же время Бог един, и в Своем триединстве является источником всех благословений для человека. Мы должны приложить всё усердие к тому, чтобы наследовать это благословение: благодать Христа, любовь Бога и общение Святого Духа. Благодать Христа как Искупителя, любовь Бога, пославшего Искупителя; общение Святого Духа, сообщающего нам благодать и любовь. Именно общение Святого Духа делает нас участниками в благодати Христовой и в любви Божьей. Слова «благодать Господа нашего Иисуса Христа» указывают на всё то, что Господь Христос сделал и даровал нам, когда Он стал Человеком. Благодать Господа – единственное основание для того, чтобы мы могли принять любовь Бога и общение Святого Духа. Поэтому апостол Павел ставит благодать Господа на первое место, хотя Христос является второй ипостасью Божества. Именно благодать Господа должны мы благодарить за то, что мы не осуждены и отвергнуты Богом из-за наших грехов. Напротив, мы можем принимать прощение и любовь Бога. И мы не можем желать для своего счастья ничего большего, чем благодать Христа, любовь Бога Отца и общение Святого Духа.
Исследования, проведенные группой ученых в США, выявили, что 54 процента опрошенных считают, что если человек живет правильной жизнью и делает достаточное количество добрых дел, то он попадает в рай. Это один из многих способов, которыми люди надеются заслужить вход в вечное Божье царство. Давайте подумаем о том, что должно произойти с человеком, чтобы он смог попасть в рай. А также о том, почему «добрые дела» не могут обеспечить спасение. Во-первых, нам следует осознать, что все мы родились духовно мертвыми. В Послании к ефесянам 2.1 говорится обо всех людях, как о «мертвых по преступлениям и грехам». Духовная составляющая нашего естества была мертва уже при нашем рождении в этом мире. Тем не менее, путь к жизни для нас открыт. Ап. Павел описывает это следующим образом: 1Кор.15.22 «Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут». Чтобы ожить, нужно испытать преображение, нужно родиться свыше. Должно случиться что-то особенное – мертвое должно стать живым. Это не достигается с помощью добрых дел, а происходит тогда, когда на человека подействует Божья сила, Божья благодать. И когда человек верой принимает Божий дар спасения. Жива ли ваша душа? Если нет, примите Божий дар спасения, которое Он дает даром.
Боже! Помилуй нас, не дай нам погибнуть!
пастор Золтан З. Тырык
Молитва. Боже и Отче! Мы знаем, что спасение наше обретается верой по Твоей благодати. Просим, помоги нам не требовать чего-то другого от себя и от других, чтобы мы хвалились не своими заслугами, а только Твоими. Благодарим Тебя за благодать. И за то, что мы, уверовавшие в Иисуса Христа, навеки освобождены от ига рабства, возложенного на нас Законом, и вместо этого получили Божью благодать. А нашим наследством стала свобода – полная свобода во Христе. Хоть заповедь Божья добра и свята, хотя Закон Его хорош и нет неправды в нем, Ты дал нам благодать через Господа Иисуса Христа. И тем самым нам открыл путь в небесный вечный дом. Мы благодарим за то, что, когда Ты отдал Своего Сына Иисуса Христа в жертву, счет наших грехов был полностью погашен. Мы благодарны за то, что нам не нужно покупать то, что Христос уже приобрел Своей смертью на кресте. Мы молились во имя Господа Иисуса Христа. Аминь.