ПРОПОВЕДИ
Что нужно душе? (на Адвент 2)
Кол.3.1 «Итак, если вы воскресли с Христом, то ищите горнего,
где Христос сидит одесную Бога».
Это наша привилегия, что мы воскресли с Христом, т.е. имеем пользу от Его воскресения. Посредством веры в Него как в нашего Спасителя и Господа мы получаем оправдание, освящение и некогда будем прославлены. Отсюда ап. Павел делает вывод, что мы должны искать горнего. Мы должны помышлять более о небесном мире, чем о земном. Здесь мы живем несколько лет, а там – вечность. Мы живем в мире, но нельзя, чтобы в нас жил мир. Небеса должны стать целью и предметом наших стремлений. Прежде всего, мы должны искать благоволения Божьего, поддерживать общение с горним миром посредством молитвы, веры, надежды и любви. И постоянно заботиться о том, чтобы хранить себя достойными будущего небесного блаженства. Для этого основанием является то, что Христос, наш Ходатай, сидит одесную Бога. Он ушел туда и для того, чтобы приготовить нам блаженство. Поэтому нам следует искать и достигать того, что Он приобрел для нас такой дорогой ценой и о чем прилагает столько попечения. Мы должны жить жизнью, какой Он жил здесь на земле, в соответствии с нашими способностями.
Многие страдают от ничем не обоснованных страхов, которые по-научному называются «фобии». Одни люди боятся толпы, другие, наоборот, одиночества; третьи – высоты и т.д. Есть и такая фобия как «теофобия», т.е. страх Бога. Эта аномалия психики проявляется в том, что человек или испытывает панический ужас перед Богом, или не может спокойно слышать разговоров о Боге, отрицая сам факт Его существования. К сожалению, «теофобия» встречается чаще, чем может показаться. В Послании к римлянам мы читаем, что богоненавистники делают всё, что можно, чтобы только не думать о Боге, вырвать с корнем всякую мысль о Нем из своего разума (Рим.1.28). И результат таков: они «осуетились в умствованиях своих, и омрачилось несмысленное их сердце» (Рим.1.21). Так что нам не надо удивляться, что люди с учеными степенями пытаются логически обосновать страх перед Богом. Профессор философии и юриспруденции Нью-Йоркского университета, чистосердечно признался, что он сильно расположен к этому страху. И говорит: «Надеюсь, что всё-таки никакого Бога нет». Но как бы ни относились люди к религии, вере и к Богу, Бог существует. Более того, не просто существует, но хочет стать нашим Спасителем. И когда мы принимаем всей душой, разумом и сердцем Евангелию Иисуса Христа, наши взгляды на жизнь меняются на 180 градусов. Страх и пессимизм уступают место доверию и надежде. И тогда, имея страх Божий, т.е. почитание к Богу, мы избавляемся от всех прочих страхов, которые не дают нам жить. Мы Христа принимаем верой; Он нам дает избавление от страхов, т.е. то, что нужно душе.
У вас сегодня плохое настроение? Может быть, оно плохое потому, что вы что-то не так сделали вчера? Возможно, духовно расслабились, споткнулись или упали, т.е. согрешили. Но упасть – это еще не самое плохое. Хуже всего упасть и не подняться. Это нечестивый человек упадет и уже не встанет. Христианин же всегда может подняться после любого падения. Пс.36.24 «Когда он будет падать, не упадет, ибо Господь поддерживает его за руку». Бог сохранит нас от гибели из-за наших грехов и бедствий. Благочестивый человек может совершить ошибку, но благодать Божья приведет его к покаянию, и поэтому он не погибнет. Хотя он может на время потерять радости Божьего спасения, но они будут восстановлены для него, т.к. Бог будет поддерживать его Своей рукой и Своим Духом. Бог будет поддерживать его Своими утешениями. Ап. Иоанн писал:1Ин.1.8 «Если говорим, что не имеем греха, обманываем самих себя». Но вот что радует: 1Ин.2.1,2 «Сие пишу вам, чтобы вы не согрешали; а если бы кто согрешил, то мы имеем ходатая перед Отцом, Иисуса Христа, праведника. Он есть умилостивление за грехи наши». Согрешили – не носитесь со своим грехом, а исповедайте его. И, полагаясь на благодать и силу Господню, вы скоро узнаете, что такое настоящая победа над грехом, что такое духовная радость.
Редактор признал, что факты, изложенные в его газете, не соответствовали действительности. Было напечатано опровержение, и человеку, которого упоминали, вернули доброе имя. Без правды нельзя ни в журналистике, ни в жизни. Не будет правды, не будет доверия, будет беда. Не будет правды – люди будут называть добро злом, а зло – добром. Не будет правды – преступников будут называть достойными людьми. Поэтому нечего удивляться, что Бог ожидает от нас именно правды. И нечего удивляться, что Бог принял исповедание Давида и простил его, когда тот признался в прелюбодеянии, убийстве и сокрытии этих преступлений. Здесь Давид поступил правильно, назвав зло злом. Лишь сделав это, он мог искренне молиться о том, чтобы его грех не запятнал имя Божье в глазах людей. Временами нам надо исследовать свое духовное состояние: можем ли мы честно смотреть в глаза Богу или прячем свой взгляд? Признаемся ли в своих грехах? Исповедуем ли их, как Давид, своему Небесному Отцу? Если нет, то мы не можем жить в ладах со своей совестью, не будем иметь покоя в душе. Вспомним стих Пс.50.8 «Вот, Ты возлюбил истину в сердце». Бог хочет, чтобы мы были честными, искренними и правдивыми. Чистый разум и неиспорченное сердце свидетельствуют о том, что этого человека изменил Бог. То, что Бог требует от нас, Он Сам вырабатывает в нас.
Искушения и испытания – это две стороны одной и той же монеты, потому что по-гречески и то и другое передается одним и тем же словом. Но всё-таки разница между искушением и испытанием есть. Искушение пытается разбудить в человеке самые темные и низменные стороны его души. А цель испытания – выявить в человеке самое лучшее, что в нем есть, помочь ему устоять. Сатана нас искушает, чтобы показать, на что мы способны без Бога. Бог нас испытывает, чтобы показать, на что мы способны с Ним. Испытания Бог нам посылает, «зная, что испытание вашей веры производит терпение» (Иак.1.3). Во время испытаний необходима глубокая вера в христианские истины. Та вера, о которой говорится здесь, что она испытывается в страданиях, заключается в доверии могуществу Божьему, Его Слову и обетованиям, Его любви. А также в преданности и верности Господу Иисусу. Апостол Иаков советует нам радоваться, когда мы впадаем в различные искушения. Иак.1.2 «С великою радостью принимайте, братия мои, когда впадаете в различные искушения». Одной из христианских добродетелей, которую следует развивать, является радость. Мы не должны погружаться в печальное и безутешное состояние духа, которое будет ослаблять нас в наших испытаниях. Но должны стремиться сохранить свой дух бодрым, постараться понять истинный смысл наших переживаний и извлечь из них для себя наибольшую пользу. Философия может научить человека спокойно переносить трудности. А христианство учит переносить их с радостью. В них мы уподобляемся Христу. Наши испытания заставят ярче сиять наши добродетели. Поэтому мы имеем основание считать радостью для себя, когда нашим уделом на пути долга становятся искушения и испытания. Итак, проходим ли мы через искушение или испытание, надо помнить, что они служат для нашего духовного роста.
В смысле духовности мы порой отличаемся не лучшую сторону. Делаем совсем не то, чего ожидает от нас Господь. Мы, разинув рот, глазеем на мирские соблазны. Мы не выполняем христианские обязанности по молитве и чтению Библии. Мы бездумно присоединяемся к потехам и утехам наших неверующих друзей. И только потом, когда на душе начинают кошки скрести, понимаем, что, наверное, все-таки этого делать не стоило. Вспомним стих из псалма: Пс.31.10 «Уповающего на Господа окружает милость». Дети Божьи могут быть уверены, что если будут уповать лишь на Господа, они не отпадут от Бога, т.к. эта милость будет ограждать их со всех сторон. И никакое настоящее зло не обрушится на них, ибо эта милость будет удерживать его. Поэтому в следующем стихе праведным Божьим дается повеление. Пс.31.11 «Веселитесь о Господе и радуйтесь, праведные; торжествуйте, все правые сердцем». Покажите окружающему миру, что жизнь в общении с Богом является самой приятной и удобной жизнью, которую мы можем иметь в этом мире. Эта та жизнь, которую могут иметь лишь правые сердцем, и именно ее жаждет душа человека.
Однажды с группой добровольцев провели странный эксперимент. Их какое-то время не кормили, а потом оставили наедине с двумя тарелками. На одной была редиска, а на другой – печенье. Редиску есть разрешалось, печенье – нет. Против соблазна полакомиться печеньем устояли все, но не всем это далось легко. Интересно, что сразу после борьбы с искушением у испытуемых заметно снизились способности к решению задач на проверку уровня интеллекта. В результате был сделан вывод, что способность держать себя в руках нужно время от времени восстанавливать, потому что она в борьбе с соблазнами очень сильно расходуется. Соблазны, желание делать то, чего делать нельзя – это общая беда всех людей. Нам надо знать и помнить, что победу над соблазном приносит не просто сила воли. Воздержание – это плод Духа Святого (Гал.5.22,23). Победить соблазн можно одним единственным способом – нам нужно постоянно полагаться на помощь Божью. И если мы доверяемся Богу и будем обращаться за помощью к Слову Божьему, Бог нас наставляет на путь Своей истины и святости.
Христианин, работающий с наркоманами, утверждает, что по-настоящему изменить человека, вернуть его к действительно нормальной жизни может только Бог. И христианская реабилитация не похожа ни на какую другую, потому что основывается на силе Христовой, на силе, которая меняет человека изнутри. Но меняться нужно не только наркоманам. Мы все без исключения не соответствуем требованиям, которые к нам предъявляет Бог. Рим.3.10 «Как написано: «нет праведного ни одного»». Может быть, мы не пьем и не колемся, но все мы то и дело идем на поводу у греха и своего «я». И каждый из нас должен быть вырван из смертельных объятий греха и становиться новой тварью во Христе. 2Кор.5.17 «Итак, кто во Христе, тот новая тварь». Каждый, кто исповедует себя христианином, должен стремиться к тому, чтобы носить не только новое имя, но посвятить свою жизнь Христу. Изменение, производимое в человеческой душе Божьей благодатью, так велико, что умирают старые мысли и принципы. Обновляющая благодать творит совершенно новый мир в душе, всё обновляет. Обновленный человек живет и действует по новым принципам и правилам. Уверовав во Христа, мы все записываемся на курсы реабилитации у Господа. Эта реабилитация длится всю жизнь. Ап. Павел сказал так: Флп.1.6 « Начавший в вас доброе дело будет совершать его даже до дня Иисуса Христа». Где бы ни началось это доброе дело, начавшим его является Бог. Мы не могли бы начать его сами, ибо по природе своей являемся «мертвыми по преступлениям и грехам». А что может сделать мертвый человек для своего воскресения из мертвых? Дело благодати только начинается в этой жизни, оно не заканчивается здесь. Пока мы находимся в этом несовершенном состоянии, еще многое предстоит сделать. Но мы можем быть уверены, т.е. глубоко убеждены в том, что Бог не только не забудет, но доведет до конца и увенчает дело Своих рук. Итак, душе нашей нужно Божье вмешательство, изменение нас изнутри.
Бог так сотворил человека, что человеческая душа жаждет вечного общения со своим Творцом. Об этом сказано и в псалме Пс.118.81 «Истаевает душа моя о спасении Твоем; уповаю на слово Твое». Псалмопевец выражает свое страстное желание – он жаждет спасения от Господа и Его слова, т.е. спасения по слову. Ему нужно, главным образом, не спасение от бед в настоящем, от которых Давид часто страдал. А также страхов и сомнений, угнетающих его. Полагаем, что здесь Давид говорит от имени ветхозаветной Церкви. Души детей Божьих истаевали от желания увидеть спасение, о котором свидетельствовали пророки. Надеясь на помощь свыше, псалмопевец уверен, что она придет и терпеливо ждет. И хотя очи истаевают (ст.82), вера наша не должна таять.
Дай, Господь, нам всем сердцем прославить Иисуса Христа за то, что пришел в этот мир, чтобы избавить нас от власти греха и сатаны и даровать нам вечное блаженство!
пастор Золтан З. Тырык
Молитва. Боже и Отче! Мы благодарим Тебя за то, что через Библию Ты призываешь нас прилепляться своим сердцем к небу и удаляться от мира. Ибо мы не можем жить, как нам вздумается. Мы должны ходить в тесном общении с Богом, в полном послушании Евангелию. Мы должны помышлять более о горнем, чем о земном. Небеса должны стать целью и предметом наших устремлений. Благодарим Тебя за испытания, которые посылаешь нам, ибо это поможет нам избежать ловушек, расставленных на нашем пути грехом. Помоги нам всем сердцем обращаться к Иисусу Христу и полагаться на Его помощь. Наставь нас на путь Своей истины и святости. Дай нам понять, что нашему немощному человеческому духу не обойтись без силы Духа Божьего. Благодарим Тебя за то, что Ты изменяешь наше сердце, освобождаешь от греха и зла. Слава Богу за то, что Он пришел на землю, чтобы стать нашим единственным Спасителем. Просим, вознеси нас к тем недосягаемым красотам, что на небе. Обо всем просим во имя Господа Иисуса Христа. Аминь.