КОММЕНТАРИИ
на Евангелие от Иоанна
Глава 13
Закончив свои проповеди перед всем народом, Христос переходит к личным беседам со Своими учениками. Эти беседы предназначены для утешения всех детей Божьих. Он дает Своим ученикам необходимые указания. Т.к. час Его был уже близок, Он принимается за наведение порядка в собственном доме.
13.1 «Перед праздником Пасхи Иисус, зная, что пришел час Его перейти от мира сего к Отцу, явил делом, что, возлюбив Своих сущих в мире, до конца возлюбил их». «Перед праздником Пасхи». Иоанн сознательно пропускает многое, рассказанное Матфеем и другими евангелистами. Он говорит лишь о том, что пропущено у них, в том числе и об истории омовения ног. Ниже он подробнее объясняет, зачем Христос омыл ноги ученикам. Здесь он только упоминает, что этим символом Христос засвидетельствовал о Своей постоянной и вечной любви к ним. Чтобы они, лишившись Его присутствия, верили в то, что эту любовь не уничтожит даже смерть. Это убеждение должно пребывать теперь и в наших сердцах. «Иисус, зная, что пришел час Его перейти от мира сего к Отцу». Он знал, что Его смерть будет переходом в небесное Царство Божие. Так что смерть для Него – это переход к Богу, от Которого верующие были далеко во время Его земной жизни. «Явил делом, что возлюбил Своих сущих в мире». Ученики были своими Христу в этом мире, Его семьей. У Него также были свои и в небесах, но Он оставил их на время, чтобы посмотреть за своими, сущими в этом мире. Их Он возлюбил, их Он призвал в общение с Собой, жил с ними как со Своей семьей и всегда заботился о них. Заботился об их утешении и их добром имени. Он позволял им свободно держаться с Ним и терпеливо сносил их немощи. У Господа Иисуса есть в этом мире Свой собственный народ. Свои, ибо они были даны Ему Отцом, Он отделил их для Себя. «До конца возлюбил их». Христос питает сердечную любовь к Своим сущим в этом мире. Хотя они существуют в этом мире, в мире духовной тьмы, греха и тления, тем не менее, Он любит их. Он не переставал любить их всю Свою земную жизнь, и продолжал любить их после Своего воскресения. Он никогда не отнимал от них Своей милости. Он сохранил преданность Своим бедным рыбакам. Нет сомнения, что и теперь Он любит нас так же, как любил учеников перед Своими страданиями и смертью.
13.2 «И во время вечери, когда дьявол уже вложил в сердце Иуде Симонову Искариоту предать Его». Он выбрал для осуществления омовения ног учеников время перед Своей последней Пасхой. Сделал Господь это по двум причинам. 1. Потому что теперь Он знал, что пришел час Его. Мы не знаем, когда придет наш час, и потому должны постоянно готовиться к нему. И ни в коем случае не оставлять этих приготовлений незавершенными. 2. Потому что дьявол уже вложил в сердце Иуде предать Его. Слова этого отрывка можно рассматривать как выявление первоисточника измены Иуды. Это был такой грех, в котором очевидным образом отражался образ и начертание дьявола. Мы видим, как дьявол находит доступ к сердцу людей, и каким образом он внушает им свои мысли. Он смешивает их с мыслями, рождающимися в их собственном сердце так, что они не сильно отличаются от них. Однако в их собственной природе обнаруживаются такие крайне тяжкие грехи, которые никак нельзя объяснить искушениями со стороны мира или плоти. И становится очевидным, что это дело сатаны. Предать такого Учителя, предать Его за такую низкую цену, было со стороны Иуды проявлением откровенной враждебности по отношению к Богу. Это могло быть только побуждением извне, побуждением сатаны и изобретено только самим сатаной. Он намеревался таким способом уничтожить Царство Иисуса Христа. Но, в действительности, он уничтожил свое собственное. Слова этого отрывка можно рассматривать и как объяснение причины, почему Христос решил умыть ноги ученикам именно теперь. Во-первых, поскольку Иуда уже решил предать Его, это было признаком того, что время Его перехода было недалеко. Во-вторых, поскольку Иуда уже был пойман в сети и дьявол целился и в остальных учеников, Христос хотел укрепить Своих против него. Ученики уже научились от Иуды ропоту, вызванному помазанием Христа. Чтобы, научившись от него этому, они не научились чему-нибудь худшему. В-третьих, Иуда Искариот, изыскивающий теперь способ предать Его, был одним из двенадцати. Поэтому Христос желал показать, что не намерен бросать всех их по причине преступления одного. Хотя один из них был предатель и дьявол, тем не менее, они не должны стать хуже из-за этого. Христос любит Свою Церковь, несмотря на то, что в ней находятся лицемеры. Итак, Он оставался так же добр к Своим ученикам, несмотря на то, что среди них находился Иуда, и Он знал это.
13.3 «Иисус, зная, что Отец всё отдал в руки Его, и что Он от Бога вышел и к Богу отходит». В этом отрывке описывается возвышенное положение Господа Иисуса. О Нем как о Посреднике, сообщаются славные факты. Полагаем, что это добавлено для того, чтобы мы знали, отчего у Христа было такое спокойствие. «Иисус, зная». Он всё это знал. Он не был подобен принцу в колыбели, ничего не знающему о почетном звании, в котором он родился. Он имел полное и ясное представление о всей славе Своего возвышенного положения. «Отец всё отдал в руки Его». Отец дал Ему, как обладателю неба и земли, право собственности на всё и власть над всем для того, чтобы осуществить великие замыслы Его земного служения. Согласование и урегулирование всех спорных вопросов, разделяющих Бога и человека, были отданы в Его руки, как великого Посредника. Так что все дела, относящиеся как к сфере управления, так и к сфере суда, должны были проходить через Его руки. «И что Он от Бога вышел». Это означает, что Он был в начале у Бога и имел Свои бытие и славу не только прежде Своего рождения в этом мире, но и прежде рождения самого мира. Это также означает, что когда Он пришел в наш мир, то пришел в него как Божий Сын и как Божий посланник, имеющий поручение от Бога Отца. Ветхозаветные пророки были поставляемы и употребляемы для Бога, а Христос пришел непосредственно от Него. «И к Богу отходит». Он к Богу отходит, чтобы прославиться у Него той славой, которую имел у Бога от вечности. Приходящий от Бога должен отойти к Богу. Как Христос пришел от Бога, чтобы действовать в Его интересах на земле, так Он уходил к Богу, чтобы действовать в наших интересах на небе.
13.4 «Встал с вечери, снял с Себя верхнюю одежду и, взяв полотенце, препоясался». Но почему Христос пожелал умыть ноги ученикам? Если бы им понадобилось умыть ноги, то они сами могли бы умыть их. Мудрый человек не станет делать то, что выглядит странным и необычным. Если только не побудят его к этому какие-нибудь важные мотивы и соображения. Здесь указываются 4 причины, объясняющие, почему Он это сделал. 1. Чтобы засвидетельствовать Своим ученикам о любви, какую Он имел к ним (ст.1,2). 2. Чтобы на деле проявить Свое добровольное смирение и снисхождение, Свою скромность. Чтобы весь мир узнал, как глубоко мог Он унизиться в любви к Своим (ст.3-5). 3. Чтобы явить им прообраз духовного омовения, на которое Он ссылается в Своей беседе с Петром (ст.6-11). 4. Чтобы показать им пример (ст.12-17). Желающие угождать Христу и исполняться Его Духом должны учиться низко держать голову среди величайших достижений. «Он встал с вечери». Он встал с вечери, чтобы сделать это. Это происходило во время вечери, ибо Он возлег снова (ст.12). И, помимо этого, мы находим Его обмакивающим кусок (ст.26). То, что Он сделал это за трапезой, учит нас: не считать беспокойством для себя или неудобством, когда нам приходится прерывать нашу трапезу для того, чтобы послужить чем-то Богу или ближним. «Снял с Себя верхнюю одежду». Для этого Он облачился в одежду слуги. Он снял с Себя просторную верхнюю одежду, чтобы с большим для Себя удобством приступить к совершению этого служения. «Взяв полотенце, препоясался». Он проделал все операции этой унизительной церемонии, не пропустив ни одной. Он делал всё так, как будто это было обычным для Него делом.
13..5 «Потом влил воды в умывальницу, и начал умывать ноги ученикам и отирать полотенцем, которым был препоясан». Умывать ноги другим людям – это было низким и рабским трудом. Этим занимались только самые презренные слуги. Если бы Он умыл им руки или лица, то даже это было бы уже великим снисхождением. (Елисей поливал воду на руки Илии, 4Цар.3.11). Но то, что Христос опустился до такой черной работы, как эта, может вызвать у нас только восхищение. Этим Он желал научить нас не считать ниже своего достоинства никакую работу, если ей мы можем послужить к прославлению Бога и к благу наших ближних. Это снисхождение было тем более великим, что Он сделал это дело для Своих учеников, людей низкого происхождения. По отношению к Нему они были Его учениками, Его слугами.
13.6 «Подходит к Симону Петру, и тот говорит Ему: Господи! Тебе ли умывать ноги мои?» Ап. Петр пришел в сильное удивление, когда увидел, что его Учитель намеревается заняться этим низким служением. Иоанн Златоуст высказывает предположение, что первым, кому Он умыл ноги, был Иуда, который охотно принял эту честь. И которому приятно было видеть, что его Учитель так унизился. Вероятнее всего, что когда Он приступил к этому служению (начал умывать ноги), то прежде всего подошел к Петру. Остальные ученики ни за что не позволили бы Ему это сделать, если бы прежде не услышали объяснения из разговора между Христом и Петром. В любом случае, был ли Петр первым, к кому Он подошел, или нет, когда Он всё-таки подошел к нему, Петр был сильно удивлен предложением Учителя. Ударение в словах Петра следует поставить на местоимения «Тебе» и «мои». С какой готовностью Петр взял бы умывальницу и полотенце, и умыл бы ноги своему Учителю. А потом еще и гордился бы этой честью. Но то, что его Учитель умывает ноги ему, являлся для него таким парадоксом, какой он не в силах был разрешить. Со стороны Петра это похвальная скромность, если бы послушание Богу не было еще более почтенным и досточтимым. Более того, истинное и единственное правило смирения состоит в том, чтобы мы покорялись Богу и слушались Его.
13.7 «Иисус сказал ему в ответ: что Я делаю, теперь ты не знаешь, а уразумеешь после». Христос сразу же ответил на этот полный удивления вопрос. Он оказался достаточным, по крайней мере, для того, чтобы Петр перестал возражать. Есть две причины, почему Петр должен был подчиниться тому, что делал в этот момент Христос. 1. Сейчас он не понимал этого, и поэтому не должен был противиться тому, чего не понимал, а уступить перед волей и мудростью Христа. Он желал научить Петра безоговорочному послушанию. Петр должен верить, что всё, совершаемое Господом, хорошо. 2. В этом было нечто многозначительное, смысл чего он должен был уразуметь после. Есть толкующий эти слова Господа так: «Ты уразумеешь это, когда, исполняя служение апостола, будешь омывать своих подопечных от грехов и скверн их земных привязанностей». Господь Иисус делал многое, чего в тот момент не понимали даже Его собственные ученики. Но они уразумеют всё это позже. Впоследствии выяснилось, что Он должен был так поступать. Эти слова учат нас, что надо просто повиноваться Христу, даже если нам не понятна причина, почему Он хочет того или этого. В хорошо обустроенном доме решение принимает глава семейства. Остальным же подобает во всем повиноваться. Из этих слов мы можем сделать еще один вывод: нам не должно быть тягостным незнание того, чего Бог на время захотел от нас утаить. Ибо любого знания важнее та истина, что Бог знает лучше нас.
13.8 «Петр говорит Ему: не умоешь ног моих вовек. Иисус отвечал ему: если не умою тебя, не имеешь части со Мною». «Петр говорит Ему: не умоешь ног моих вовек». Несмотря на объяснение Господа, Петр категорически отказывается позволить Христу умыть ему ноги. Это выглядело как проявление смирения и скромности. Этим Петр хотел показать огромное уважение к своему Учителю, и он действительно питал его к Нему, как это видно из Лк.5.8. «Увидев это, Симон Петр припал к коленам Иисуса и сказал: выйди от меня, Господи! Потому что я человек грешный». Некоторые полагают, что под видом смирения могло скрываться противление воле Господа. Христос говорит: «Я умою твои ноги». Петр возражает: «Нет, Тебе это не подобает». Таким образом, он делал себя мудрее Христа. Это похож на отказ от предложения Евангелия, мотивированный тем, что оно слишком ценное для того, чтобы быть предназначенным для нас. Но это есть проявление не смирения, а неверия. Итак, истинная мудрость веры состоит в том, чтобы всё, исходящее из уст Божиих, принимать как законное и правильное. Имя Бога нельзя святить иначе. Если мы не осознаем, что всё совершаемое Им правильно, наша бунтарская плоть тут же возмутится, и не уступит добровольно полагающуюся Богу честь. В итоге, пока человек не откажется от права судить дела Божии, то даже, усердствуй он в почитании Бога, под видом смирения всегда будет сокрыта гордыня. «Иисус отвечал ему: …». Христос настаивает на своем предложении и объясняет Петру, почему он должен принять его. Эти слова можно понять как строгое предостережение против непослушания. Перефразируем слова Господа: «Если ты не оставишь своего упрямства, и не подчинишься воле твоего Учителя в таком незначительном деле, то ты не будешь считаться одним из Моих учеников». Эти слова можно понять и как заявление о необходимости духовного омовения. Тогда слова Господа означают следующее: «Если не умою души твоей от скверны греха, то не имеешь части со Мною». Только те, кто в духовном смысле умыты Христом, имеют часть во Христе. Всё блаженство христианина заключается в том, чтобы обладать теми бесценными привилегиями, которые являются следствием союза с Христом. Всех тех, кого Христос признает Своими и спасает, Он оправдывает и освящает, то и другое вместе заключается в Его омытии их. Мы не можем участвовать в Его славе, если не будем иметь части в Его заслуге и праведности, в Его Духе и благодати.
13.9 «Симон Петр говорит Ему: Господи! Не только ноги мои, но и руки и голову». Петр услышал, что погибнет, если не примет предлагаемое Христом очищение. И эта нужда стала лучшей укротительницей его своеволия. Услышав слова Христа (ст.8), Петр не только подчиняется, но усердно просит Его о том, чтобы Он умыл его. Как скоро переменились мысли Петра! Как только было исправлено его ошибочное понимание, так тотчас изменилось плотское решение его воли. Теперь, когда он увидел в омытии проявление власти и благодати Христа, то соглашается на него. Но он не хотел этого делать, когда оно выглядело просто как проявление уничижения. Отсюда мы можем сделать выводы. 1. Добрые люди легко отказываются от своего мнения, когда убеждаются в его ошибочности. 2. Рано или поздно Христос приведет всех Своих последователей к Своему пониманию. Петр даже настаивает на очищающей благодати Господа Иисуса, на ее универсальном действии, даже на его руки и голову, т.е. хочет при этом омыться полностью. Он правильно сознает, что человек весь по природе полон скверны. Поэтому ему нет пользы омыться только в одной своей части. Он не сомневается, что разрыв с Христом, лишение части в Нем является самым страшным злом для всех людей, просвещенных Божьим светом. Движимые этим страхом, и мы должны усердно просить Бога о том, чтобы Он омыл нас, оправдал и освятил. Наши слова должны быть примерно такими: «Господи! Чтобы я не оказался отрезан от Тебя, сделай меня благопотребным Тебе, омыв меня посредством возрождения».
13.10 «Иисус говорит ему: омытому нужно только ноги умыть, потому что чист весь; и вы чисты, но не все». «Омытому нужно только ноги умыть». Омытому целиком в купальне (что было обычной практикой в тех странах) по возвращении его в свой дом нужно только ноги умыть. Потому что руки и голова его умыты. А по дороге домой он запачкал только ноги. Христос объясняет ему значение этого омовения. Слова Господа свидетельствуют о том, какое утешение и какие привилегии имеют оправданные. Они омыты Христом и чисты все. Т.е. Бог великодушно принимает их, как если бы они действительно были чистыми. Хотя они и могут оступиться, однако после покаяния не нуждаются в повторном оправдании. Очевидность оправданного состояния может быть затуманена, утешение от сознания оправданности может временно не испытываться. И, тем не менее, право на оправдание не аннулируется и не отнимается. Хотя мы имеем повод каяться каждый день, тем не менее, Божьи дары и призвания остаются непреложными. Запомним, что должно быть предметом ежедневной заботы тех, кто оправдан посредством благодати: умывать свои ноги. Это значит очищать себя от того осквернения, которому они подвергаются ежедневно по причине своей немощи и неосторожности. Это делается путем обновленного покаяния. «Потому что чист весь». Христос напоминает апостолу Петру о том, что ему уже дано отпущение грехов. Он говорит, что верующие полностью чисты не потому, что они чисты во всех отношениях, так что в них уже нет никакого порока. Он говорит так потому, что они очищены в главной своей части, когда избавились от владычества греха и подчинились праведности Божьей. Это подобно тому, как если назвать здоровым тело, не страдающее общим заболеванием. Итак, нам необходимо свидетельствовать о своем ученичестве новизной жизни, ибо Господь провозглашает Себя творцом чистоты в Своих людях. Кроме того, чтобы Петр не отверг омовение ног как некий абсурд, Христос приводит еще одно сравнение. Подобно тому, как Он омывает с головы до ног тех, кого делает Своими учениками, так и в тех, кого Он очистил, низшая часть должна очищаться каждый день. Ибо дети Божьи не возрождаются полностью в первый день веры так, что думают впредь только о небесной жизни. В них продолжают пребывать остатки плоти, с которыми они сражаются всю свою жизнь. Итак, метафорически ноги означают все чувства и заботы, которые связывают нас с миром. Здесь не об отпущении грехов сказано, а о нашем освящении, когда Христос избавляет Своих людей от похотей плоти. «И вы чисты, но не все». Из этого отрывка следует, что омовение ног в духовном смысле приличествует только ученикам. Здесь добавляется оговорка «но не все», чтобы каждый из них исследовал сам себя. И чтобы Иуда, возможно, почувствовал раскаяние. Он намеренно не стал упоминать имя, чтобы не закрыть преступнику дверь к покаянию. Но увещание Христа способствовало только отягчению вины Иуды. Ученикам же оно принесло большую пользу, ибо отсюда ярче заблистало божество Христа. Кроме того, они поняли: чистота – редкий дар Святого Духа.
13.11 «Ибо знал Он предателя Своего, потому и сказал: не все вы чисты». Он объявляет Своих учеников чистыми, очищенными через Слово, которое Он им проповедовал (Ин.15.3). Он исключает Иуду. Все они были крещены, и даже Иуда, но не все были очищены. Многие совершают то, что является символом, но не переживают того, что он символизирует. Даже среди тех, которые называют себя учениками Христа, бывают нечистые. Господь знает Своих и тех, кто не Свои Ему (2Тим.2.19). Когда назвавшие себя учениками впоследствии оказываются предателями, их отступничество доказывает: они всё время были лицемерами.
13.12 «Когда же умыл им ноги и надел одежду Свою, то, возлегши опять, сказал им: знаете ли, что Я сделал вам?» «Когда же умыл им ноги надел одежду Свою». Теперь Христос объясняет, с какой целью омыл ноги ученикам. То, что Он ранее говорил о духовном омовении, было как бы отступлением от основной мысли. Если бы Петр не стал Ему перечить, Христос, возможно, не стал бы говорить обо всем этом. Теперь же Он открывает истинную причину Своего поступка. А именно: Он, как Учитель и Господь всех, дает пример, которому должны следовать все благочестивые люди. Чтобы никто не тяготился служить другим людям в самом презренном служении. Ведь небрежение любовью происходит по причине того, что каждый, думая о себе сверх положенного, презирает остальных. Христос не просто хотел научить людей смирению и скромности, одновременно Он предписывает правило любви. Чтобы все взаимно служили друг другу. Это Он объяснил им после того, как закончил это дело. Он откладывал это объяснение до тех пор, пока не закончил дела, потому что хотел испытать их покорность и безоговорочное послушание. То, что Он сделал, они должны были уразуметь только в будущем, чтобы таким образом научиться покорности Его воле даже тогда, когда она им непонятна. Прежде чем объяснить им Свои действия, Он спросил их, могут ли они истолковать их: «Знаете ли, что Я сделал вам?» Он уже не ждет, когда они спросят, но Сам предваряет их вопрос. Он задал им этот вопрос для того, чтобы пробудить в них желание получить наставление. Воля Христа состоит в том, чтобы священные символы получили свое объяснение, и чтобы Его народ знал их значение. В противном случае, какими бы многозначительными они ни были, тем, кто не разумеет их значения, они остаются ничего не значащими.
13.13 «Вы называете Меня Учителем и Господом, и правильно говорите, ибо Я точно то». Вы применяете ко Мне эти титулы, когда разговариваете о Мне или со Мной. И правильно говорите. Ибо вы являетесь для Меня учениками, а Я для вас – Учитель. Христос наш Учитель и Наставник во всех истинах и правилах, какие нам необходимо знать для спасения. Он, как Пророк, открывает нам волю Божью. Он наш Господь – наш господин и управитель. Он имеет власть над нами и право собственности на нас. Называя Христа Учителем и Господом, мы обязываем себя принимать и исполнять наставления, которые Он дает нам. Он желал таким образом заранее обязать Своих учеников быть послушными заповеди, которая была неприятна для плоти и крови, для человеческого характера. Если Христос является нашим Учителем и Господом, если Он является таковым по нашему собственному признанию, и мы часто называли Его этими именами, то мы должны честно и добросовестно повиноваться Ему.
13.14 «Итак, если Я, Господь и Учитель, умыл ноги вам, то и вы должны умывать ноги друг другу». Повеление Господа: «вы должны умывать ноги друг другу» некоторые служители поняли буквально. И решили, что этими словами устанавливается обряд, который должен постоянно совершаться в церкви. Христиане должны в торжественном религиозном порядке умывать ноги друг другу в знак своей снисходительности и любви друг к другу. Так понимал и практиковал это в церкви Милана св. Амвросий. Бл. Августин отмечает, что те христиане, которые не делали этого руками, всё же (он надеялся) в смирении совершали это в своем сердце. Но, указывает он, гораздо лучше делать это руками, когда в этом есть необходимость (1Тим.5.10). Что сделал Христос, тем не должны пренебрегать христиане. Многие толковники считают, что эти слова следует понимать прообразно. Что это поучительный, а не священный символ, каким является евхаристия. Это была наглядная притча, и наш Учитель Христос намеревался научить нас посредством нее трем вещам. (1) Смиренной снисходительности. От нашего Учителя мы должны научиться быть смиренными сердцем и поступать со всяким смиренномудрием. Не считать ниже своего достоинства ничего, кроме греха. Христос часто учил Своих учеников смирению, но они всё время забывали этот урок. Теперь же Он преподает его им так, чтобы они уже никогда не забыли его. (2) Услужливой снисходительности. Умывать ноги друг другу – значит опуститься до самого унизительного служения любовью ради истинного блага и истинной пользы друг друга. Мы не должны жалеть своих сил и времени, отдавая их во благо тем, кому мы ничем не обязаны. Тем, кто ниже нас по положению, и тем, кто не в состоянии воздать нам. Эта обязанность взаимная. Мы должны сами принимать помощь со стороны наших братьев и им подавать помощь. (3) Содействие освящению друг друга. Мы не можем искупить грехи друг друга (это исключительно право Христа), однако мы можем помогать друг другу очищаться от греха. Мы должны с любовью обличать их, и делать всё, что можем, для того, чтобы привести их к покаянию. Мы должны также увещать их, чтобы предостеречь их от падения.
13.15 «Ибо Я дал вам пример, чтобы и вы делали то же, что Я сделал вам». Необходимость соблюдения этой заповеди утверждается и подчеркивается здесь примером того, что сделал Христос. Если Я, Господь и Учитель, сделал это вам, то и вы должны делать то же друг другу. «Я дал вам пример». Он доказывает силу этого аргумента при помощи двух рассуждений: (1) Я ваш Учитель а вы Мои ученики, и потому вы должны учиться от Меня (ст.15). Христос учит не только посредством учения, но и примером. Ибо Он для того и пришел в этот мир и обитал среди нас, чтобы оставить нам образец всех тех добродетелей и обязанностей, которым учит Его святая религия. Этим самым Он сделал Свои законы более понятными. «Чтобы и вы делали то же, что Я сделал вам». Мы должны быть хорошими учениками Христа. Ибо Он для того и дал нам образец, чтобы мы поступали в этом мире, как Он поступал (1Ин.2.6,4.17). Этому примеру Христа должны в особенности следовать служители, в которых добродетели смирения и святой любви должны проявляться особым образом. И применение ими этих добродетелей должны содействовать интересам их Учителя и целям их служения. Когда Христос выслал на служение апостолов в качестве Своих представителей, Он дал им такой наказ, чтобы они не принимали на себя важный вид и не держались высокомерно. Перефразируем это наставление Христа: «Что Я сделал с вашими грязными ногами, то и вы делайте с оскверненными душами грешников: умойте их». Итак, все христиане призываются здесь снисходить друг к другу любовью. И делать это так, как это делал Христос, без просьбы и без ожидания воздаяния. Мы не должны преследовать корыстные цели в служении любви, также не должны мы и совершать его неохотно.
13.16 «Истинно, истинно говорю вам: раб не больше господина своего, и посланник не больше пославшего его». Христос доказывает силу этого аргумента и при помощи второго рассуждения: (2) «Я ваш Учитель, а вы Мои ученики. И потому вы не можете считать ниже своего достоинства делать то, что сделал Я, как вы сейчас видели, каким бы низким вам это ни казалось. Ибо раб не больше господина …». Посланник, с какой бы властью и помпезностью он ни посылался, не больше пославшего его. Христос уже указывал на это (Мф.10.24, 25), как на причину, почему им не следует считать странным, если им придется пострадать так, как Он. Здесь же Он указывает на это как на причину, почему им не следует считать, что смиряться так, как Он, это слишком много для них. Что Он не считал унизительным для Себя, то и для нас не могло быть унизительным. Возможно, ученики были внутренне возмущены повелением умывать ноги друг другу, как не соответствующим тому высокому положению, которое надеялись в скором времени занять. Чтобы они избавились от таких мыслей, Христос напоминает им об их положении – они являются Его слугами. Они были не лучше своего Учителя, и то, что соответствовало Его высокому положению, тем более соответствовало их положению. Если Он был смиренным и снисходительным, то и им не подобало гордиться и важничать. Мы должны внимательно наблюдать за собой, чтобы проявления снисходительности Христа к нам и то возвышение, которого Он удостаивает нас, не произвели в нашей греховной природе высоких помыслов о себе или низких о Христе. Мы нуждаемся в напоминании о том, что мы не больше Господина нашего. Как бы наш Учитель ни снисходил в Своем благоволении к нам, мы должны еще более снисходить в нашем сообразовании с Ним. Смирив Себя, Христос возвеличил смирение и обязал Своих последователей ничего не считать ниже своего достоинства, кроме греха. Мы обычно говорим тем, кто гнушается сделать то или другое: «Считай, что ты уже сделал это, и выглядишь в наших глазах ничуть не хуже от этого». И это поистине так и есть, если Сам наш Учитель сделал это. Когда мы видим нашего Учителя служащего, то не можем не видеть и того, как не прилично нам быть высокомерными.
13.17 «Если это знаете, блаженны вы, когда это исполняете». «Если это знаете». Эти слова можно понять как выражение сомнения в их знании: они так были убеждены в своих понятиях о земной природе Царства Мессии, что едва ли могли воспринять мысль о долге, который так противоречил им. Либо это можно понять как выражение уверенности в том, что они действительно знали это. Поскольку им были даны такие превосходные указания, засвидетельствованные таким превосходным примером, то в довершение их блаженства им необходимо было поступать в соответствии с ними. Это относится к повелениям Христа вообще. Хотя знать свои обязанности и является большим преимуществом, однако мы можем лишиться блаженства, если не будем исполнять их. «Блаженные вы, когда это исполняете». Знание необходимо для действия. Поэтому знание, которое не применяется на практике, остается тщетным и бесполезным. Более того, оно усугубляет грех человека и ведет его в погибель (Лк.12.47, 48; Иак.4.17). Завершая эту часть беседы, наш Спаситель указывает на необходимость их послушания данным наставлениям: «Я вижу, что вы это знаете, и блаженны, когда исполняете». Большинство людей думают: «Блаженны те, кто возвышается и управляет». Мытье ног друг другу никогда не принесет богатства и продвижения по службе. Но Христос говорит (перефразируем Его слова): «Блаженны те, кто унижается и подчиняется». Особенно это следует отнести к повелению о смирении и услужливости. Ничто не известно так хорошо, и ничто не признается с такой готовностью, как то, что мы должны быть смиренными. И потому, хотя многие и признают себя вспыльчивыми и несдержанными, лишь немногие признают себя гордыми, ибо это ужасный грех. И всё же как мало можно увидеть сегодня истинного смирения и того взаимного подчинения и снисхождения, на которых так настаивает закон Христов. Большинство людей знают эти истины настолько хорошо, что ожидают от других, чтобы они поступали согласно с ними, угождали и служили им, но сами так не делают.
13.18 «Не обо всех вас говорю: Я знаю, кого Я избрал. Но да сбудется Писание: «тот, кто ест со Мной хлеб, поднял на Меня свою пяту»». В стихах 18-30 раскрывается план Иуды о предательстве своего Учителя. Христос с самого начала знал о нем, но только теперь открыл его Своим ученикам. Которые и думать не могли о том, что Христос будет предан, хотя Он часто говорил им об этом. Еще меньше они могли предполагать о том, что это сделает один из них. Здесь Он в общих чертах намекает на этот план. Он пока не называет открыто ни преступления, ни преступника, а лишь подготавливает их к дальнейшему откровению. «Не обо всех вас говорю». Ранее, в стихе 10 Он сказал: «вы чисты, но не все». Т.е. Он знал, что не все Ему верны. Слово Христа является разделяющим. В самых лучших обществах всегда бывает смесь плохого и хорошего (бывают плевелы), и Иуда оказался среди апостолов. И так будет до тех пор, пока мы не войдем в небо, куда не войдет ничто нечистое или лицемерное. Итак, Он говорит, что среди учеников есть некто, кто на самом деле является им меньше всего. Он делает это отчасти из-за Иуды, чтобы полностью лишить его оправдания, а отчасти ради других учеников, чтобы их не смутило падение Иуды. «Я знаю, кого Я избрал». Здесь речь идет о временном избрании, которым Бог определяет нас к некоторому делу. Здесь Христос ясно засвидетельствовал о своем божестве, когда сделал Себя автором избрания. Ибо знание, о котором идет речь, подобает лишь Богу. Сам Он знал, кто верен Ему, а кто – нет. Он знал, кто те немногие, избранные среди многих, которые откликнутся на общий призыв. Тех, кто избран, Христос избирает Сам. Он их знает, ибо Он никогда не забывает ни одного, кого однажды запечатлел в своих помыслах любви (2Тим.2.19). «Но да сбудется Писание». Напрашивался вопрос: почему же Христос избрал того, о ком знал, что он будет преступником? Он сообщает ученикам, что в предательстве того, кто оказался неверен Ему, исполнилось Писание. Благодаря чему этот факт не должен вызывать большого удивления и соблазна. Христос принял в Свою семью того, в ком предвидел предателя. И не воспрепятствовал ему Своей благодатью стать таковым, чтобы сбылось Писание. Пусть же это ни для кого не станет камнем преткновения, ибо хотя преступление Иуды от этого нисколько не уменьшается, тем не менее, наш соблазн может уменьшиться. «Тот, кто ест со Мной хлеб». Иуде как апостолу была дарована высшая привилегия: он ел с Христом хлеб. Он был знаком с Ним и пользовался Его покровительством, был одним из членов Его семьи. Он был одним из тех, с кем Господь был особенно близок. В какое бы место Он ни приходил, Иуду приглашали вместе с Ним. Он сидел за одним столом со своим Учителем, ел одну и ту же пищу, пил одно и то же питие и всегда пользовался всем тем, что и Он. Не все, кто ест с Христом хлеб, суть Его истинные ученики. «Поднял на Меня свою пяту» (Псалом 40.10). «Поднять пяту» метафорически означает строить засаду кому-то под прикрытием дружбы, чтобы внезапно его уничтожить. Иуда как отступник был виновен в самом низком предательстве – он поднял на Христа пяту свою. Он оставил Его, повернулся к нему спиной, вышел из общества Его учеников. Он презрел Его, доказав тем самым свое пренебрежение Им и Его Евангелием. Более того, он стал врагом Его. Чтобы верующих не смущала эта ситуация, пусть они заблаговременно научатся терпеть своих предателей.
13.19 «Теперь сказываю вам, прежде, нежели то сбылось, дабы, когда сбудется, вы поверили, что это Я». Он объясняет им, почему Он заранее сказал им о предательстве Иуды. Он сказал им прежде, нежели Иуда приступил к исполнению своего нечестивого замысла. Чтобы, когда это сбудется, они не преткнулись, но, напротив, утвердились в вере в то, что это Он. Он – Тот, Который должен был прийти. Своей способностью ясно и определенно предвидеть будущее, неопровержимо доказанной как в этом, так и в других случаях, Он показал Себя истинным Богом. Богом, перед лицом Которого всё обнажено и открыто. Христос предсказал, что Иуда предаст Его, когда еще не было никакого основания для подозрений его в этом. Выражением «поверили, что это Я», Христос называет Себя тем самым обетованным Мессией, о Котором свидетельствовали пророки.
13.20 «Истинно, истинно говорю вам: принимающий того, кого Я пошлю, Меня принимает; а принимающий Меня принимает Пославшего Меня». Он дает слово ободрения всем Своим апостолам и всем Своим служителям, которых принимает Себе на службу. Вероятно, Христос упреждает соблазн, могущий произойти от предательства Иуды. Он захотел уврачевать этот соблазн. Известно, сколь мы склонны получать раны от дурных примеров. Итак, предвидя это зло, Христос вынужден был протянуть руку ученикам, чтобы новое несчастье не обратило их в бегство. Христос не только имел в виду их самих, но заботился и о последующих поколениях. Ведь и нам могло серьезно повредить воспоминание об Иуде. Дьявол не способен увести нас от Христа, внушив ненависть к Его собственному учению, и хочет породить в нас презрение примером служителей Христовых. Он таким образом намеревался успокоить внутренние колебания тех, кто, зная, что среди апостолов был предатель, не захотел принимать кого-либо из них. Увещание же Христа показывает, сколь несправедливо, если нечестие некоторых, преступно обращающихся со служением, будет умалять апостольское достоинство других. Христос не только не станет думать о них плохо по причине преступления Иуды, но будет доверять им, признает их Своими. И почтит тех, кто их примет. Те, кто принимал Иуду, когда он был проповедником, и кто, возможно, обратился и получил назидание от его проповеди, нисколько не пострадали от этого. Не следует им вспоминать об этом с сожалением, ибо Иуда был послан Христом. Причина в том, что автором служения должен считаться Бог, в Котором мы, безусловно, не найдем ничего достойного презрения. Кроме того, Сам Христос говорит через апостолов, как единственный поставленный Отцом Учитель. Значит, всякий, не желающий принимать служителей Евангелия, отвергает в них Христа, а во Христе и Самого Бога. Принимать тех, кого послал Христос, значит, давать им возможность исполнять порученное им служение. Христос уже покидал этот мир, но Он желал оставить в нем людей, которые будут Его представителями, чтобы передавать Его Слово. И те, кто примет это Слово с Его светом и любовью, примут и Его. Мы призываемся здесь принимать Христа как посланника Божьего. А кто принимает Христа в лице Его служителя, тот принимает Отца. Ибо они приходят также и по Его поручению.
13.21 «Сказав это, Иисус возмутился духом, и засвидетельствовал, и сказал: истинно, истинно говорю вам, что один из вас предаст Меня». Христос более обстоятельно возвещает учеников о том замысле, который тайно вынашивал против Него один из их числа. Сказав это в общем, и желая тем самым подготовить их к более подробному откровению, Он возмутился духом. Он показал это Своим внешним видом. И объявил, что один из них предаст Его. Ни о ком поистине нельзя было сказать, что он предаст Его, кроме тех, кому Он доверял и кто был свидетелем Его частной жизни. Не было никакой роковой необходимости в грехе Иуды. Ибо, хотя события и развивались в соответствии с предсказанием, тем не менее, они не вытекали из него. Христос не является инициатором греха. Что касается этого отвратительного греха Иуды, то Христос предвидел его. Ибо перед Ним обнажено и открыто всё, относящееся к будущему. Он предсказал это предательство, и сделал это не только ради остальных учеников, но и ради самого Иуды. Чтобы он, получив предупреждение, мог выпутаться из сети дьявола. Предатели обычно оставляют свои планы, когда видят, что они раскрыты. Иуда, убедившись, что его Учитель знает о его замысле, должен был это сделать. Христос говорил о предательстве Иуды с видимым беспокойством. Он часто говорил о Своих страданиях и смерти без всякого возмущения духа. Неблагодарность и предательство Иуды подействовали на Него. Это трогало Его за живое, глубоко печалило Его сердце. Грехи христианина – огорчение для Христа.
13.22 «Тогда ученики озирались друг на друга, недоумевая, о ком Он говорит». Ученики быстро забили тревогу, они огорчились от сказанного Христом. Они знали, что их Учитель не будет ни обманывать их, ни шутить с ними. И потому озирались друг на друга с видимым беспокойством. Озираясь друг на друга, они обнаружили внутреннее смятение по поводу сказанного им. Оно вселило в них такой ужас, что они не знали, что делать и что говорить. Они видели, что их Учитель встревожен, и встревожились сами. Они озирались друг на друга с целью обнаружить предателя. Они пристально вглядывались в лица друг друга, чтобы увидеть краску стыда на чьем-либо лице или какое-нибудь изменение в его выражении. Выражение лица должно было свидетельствовать о чувстве вины, пробудившемся от слов Христа. Однако совесть неверного Иуды была настолько сожжена, что он не смутился, не устыдился и не покраснел. Из сердца Иуды сатана удалил всякое благочестие. Так что предателя невозможно было открыть таким образом. Христос же тем самым привел Своих учеников в замешательство и смущение на некоторое время, чтобы пробудить в них негодование по поводу низкого поступка Иуды. Данное место учит нас, как следует обращаться с нечестивыми. На них не надо сразу же показывать пальцем, доколе Бог собственной десницей не выведет их на свет. В церкви порой тлеет скрытая болезнь, которую не подобает покрывать. Между тем, нечестие некоторых еще не настолько созрело, чтобы явиться в открытую. Тогда и следует придерживаться данного срединного пути.
13.23 «Один же из учеников Его, которого любил Иисус, возлежал у груди Иисуса». Ученики были озабочены тем, чтобы получить объяснение от своего Учителя. Они хотели, чтобы Он сказал им конкретно, кого Он имел в виду. Ничто другое не могло избавить их от мучительных подозрений, т.к. каждый из них считал, что имеет столько же оснований подозревать себя, сколько и своих братьев. Из всех учеников Иоанн наиболее подходил для того, чтобы спросить Учителя. Потому что он был Его любимым учеником и возлежал рядом с Ним. Сопоставляя этот текст с Ин.21.20, можно предположить, что этим учеником был Иоанн. Христос любил всех их (ст.1), но Иоанн был особенно дорог Ему. Его имя означает милостивый. Говорят, что в тех странах во время приема пищи люди не сидели, как мы сидим за столом. Но, разувшись и облокотившись на подушки, полувозлежали на обеденных ложах. Так что каждый следующий человек возлежал у груди предыдущего. Хотя в этом можно и сомневаться, ибо в такой позе им было бы неудобно ни есть, ни пить. Так или иначе, но Иоанн возлежал у груди Иисуса. И, по-видимому, это было необычным выражением привязанности в те времена. Здесь он скрывает свое имя, потому что был автором этого повествования. Вместо того, чтобы называть свое имя, он говорит о своем почетном титуле – что он был учеником, которого любил Иисус. Особая любовь, которую Христос испытывал к Иоанну, ясно говорит о следующем: любить одних больше, чем других, ничуть не противоречит сути любви.
13.24 «Ему Симон Петр сделал знак, чтобы спросил, кто это, о котором говорит». Из всех учеников Петр был самым ревностным. Находясь на некотором расстоянии, он сделал знак Иоанну, чтобы тот спросил. Петр обыкновенно был лидером, более других склонным выступать. Бог разнообразными дарами наделяет людей, но чтобы ведущие люди в церкви не думали о себе слишком много, а скромные не чувствовали себя обескураженными, заметим, что не Петр, а Иоанн был любимым учеником. Петр очень желал знать ответ на этот вопрос, чтобы не только удостовериться в том, что это не он, но и знать, кто это, чтобы остерегаться его. Быть на страже и, если возможно, помешать ему осуществить свой замысел. Итак, Иоанн, который занимал выгодное положение возле Господа, имел хорошую возможность прошептать этот вопрос на ухо Христу и получить конфиденциальный ответ.
13.25 «Он, припадши к груди Иисуса, сказал Ему: Господи! Кто это?» Иоанн проявляет в этом уважение к своему товарищу и к его предложению. Хотя Петр и не имел той чести, которую имел в это время Иоанн, тем не менее, Иоанн исполнил его указание. Так как каждый получил какой-то дар, то пусть служит им на благо другим (Рим.12.5-10). Иоанн проявляет в этом также почтение к своему Учителю. Хотя он и прошептал это на ухо Христу, тем не менее, назвал Господом Его. Дозволенная ему фамильярность не умалила его уважения к Учителю. Нам необходимо подбирать почтительные выражения и соблюдать приличия даже в наших тайных молитвах, которых никто не слышит, а не только в собраниях. Чем ближе общение, которое благословенные души разделяют с Христом, тем больше они ощущают Его достоинство и свое собственное недостоинство.
13.26 «Иисус отвечал: тот, кому Я, обмакнув кусок хлеба, подам. И, обмакнув кусок, подал Иуде Симонову Искариоту». Христос тут же ответил на вопрос Иоанна. Однако прошептал ответ на ухо ему, ибо остальные, как видно, продолжали оставаться в неведении относительно того, что происходит. Иоанн внимательно наблюдал за движением Господа. А Иуда охотно взял кусок хлеба, не подозревая о том, что это был знак. Христос мог бы назвать Иоанну его имя. Но кусок хлеба, который Христос подал Иуде, был подходящим знаком, потому что в нем исполнилось предсказание Ветхого Завета. Что предателем должен быть едущий с Ним хлеб, разделяющий общение с Ним. Это также учит нас тому, что Христос иногда подает куски хлеба предателям. Мирские богатства, почести и удовольствия – вот те куски (если можно так выразиться), которые Провидение иногда подает в руки нечестивым. Иуда, возможно, почитал себя любимым учеником, получив этот кусок. Это учит нас и к тому, что мы не должны проявлять жестокость по отношению к тем, о которых знаем, что они злобно настроены против нас. Христос намеренно отложил раскрытие Иуды, чтобы мы спокойнее терпели лицемерие, пока оно не выйдет на свет.
13.27 «И после этого куска вошел в него сатана. Тогда Иисус сказал ему: что делаешь, делай скорее». Сам же Иуда, вместо того чтобы задуматься через это в своем нечестии, еще больше утвердился в нем. Отличительный подход к нему был для него запахом смертоносным на смерть. «И после этого куска вошел в него сатана». После этого овладел им дьявол. Сатана вошел в него с той целью, чтобы исполнить его непреодолимым предубеждением против Христа и Его учения. А также презрением к Нему, к Его жизни, как ничего не стоящей. И чтобы возбудить в нем неутолимую жажду мзды неправедной и решимость ни перед чем не останавливаться ради ее приобретения. Но разве до этого в нем не было сатаны? Как же тогда сказано, что теперь вошел в него сатана? Иуда всё время был дьяволом (Ин.6.70), сыном погибели. Но именно теперь сатана обрел полную власть над ним. Его намерение предать своего Учителя выросло теперь в окончательную решимость это сделать. Примечания. 1. Хотя дьявол живет в каждом нечестивом человеке, творящем его дела (Еф.2.2), однако он иногда входит более явно и более властно, чем в других случаях. И заставляет людей творить такие чудовищные беззакония, от которых вздрагивает человеческое естество и природная совесть. 2. Предатели Христа имеют в себе много от дьявола. Христос говорит о грехе Иуды как о более тяжком, чем любого из Его гонителей. Каким образом сатана вошел в него после этого куска? Возможно, Иуда понял, что он разоблачен, и это придало ему отчаянную решимость. Есть люди, которые становятся хуже, получая щедрые дары Христа. То, что должно было бы привести их к покаянию, лишь утверждает их в нераскаянности. Дети Божии совершенствуются постепенно, время от времени получают новые дарования. И о них говорится: «исполнились Святого Духа». Так и нечестивые постепенно провоцируют гнев Божий неблагодарностью. Господь, лишив их Своего Духа, света разума и всякого благоразумия, в конце концов, предает сатане. Ужасно божественное мщение, когда люди предаются превратному уму и решаются на мерзости. Итак, следует старательно ходить в страхе Божьем, чтобы наша злоба не победила его благость. И Он не отдал нас похоти сатаны. Христос, протянув кусок хлеба, тем самым не впустил сатану. Скорее сам Иуда, приняв его, полностью предался ему. Это был повод, но не причина. «Тогда Иисус сказал ему: что делаешь, делай скорей». Христос не воодушевляет Иуду так, чтобы сделаться его подстрекателем. Скорее, это голос обличающего. Эти слова следует понимать не в смысле совета, как ему лучше творить свое беззаконие, но как предание его водительству и власти сатаны. Христос знал, что сатана вошел в него и мирно управлял им, и поэтому Он оставляет его как безнадежного. Разные методы достучаться до его совести, использованные Христом, оказались неэффективными. И поэтому Он говорит: «Что делаешь, делай скорее. Если ты решил погубить себя, иди и получай свое». Когда добровольно отдаются злому духу, тогда добрый Святой Дух совершенно справедливо уходит. Эти слова Господа следует понимать либо как вызов сделать худшее, на что он способен. «Ты замышляешь против Меня. Ну что же, осуществляй свой замысел. Я не боюсь тебя». Господь Иисус с готовностью шел на страдания и смерть за нас. Он твердо решил исполнить взятое Им на Себя обязательство. Христос говорит о предательстве Иуды как о том, что он уже совершал, хотя оно было еще только в планах у него. Люди, замышляющие и намеревающиеся сделать зло в глазах Божьих, являются уже делающими его.
13.28 «Но никто из возлежащих не понял, к чему Он это сказал». Возлежащие за трапезой не поняли, о чем Он говорил. Или Иоанн еще не рассказал другим, что Он прошептал ему, или они были поражены настолько, что временно лишились разумения. Более того, похоже, что и сам Иоанн был тогда в оцепенении. Они даже не подозревали, что Христос сказал это Иуде как предателю. Потому что им в голову не приходило, что Иуда является предателем или что он им окажется. Ученики Христа были так хорошо научены любить друг друга, что им нелегко было научиться друг друга подозревать.
13.29 «А как у Иуды был ящик, то некоторые думали, что Иисус говорит ему: «купи, что нам нужно к празднику, или чтобы дал что-нибудь нищим»». Они были уверены в том, что Он сказал ему это как казначею, или казнохранителю. Что Он приказал потратить часть денег. Их предположения в данном случае открывают нам, на что и на какие цели Господь Иисус обыкновенно выделял денежные средства из тог малого запаса, который Он имел. И тем самым учит нас тому, как мы должны служить Ему нашим состоянием. В данном случае ученики видели два варианта расхода денег. Они полагали, что какая-то часть денег должна быть потрачена либо на дела благочестия, либо на дела милосердия. Комнату, в которой им можно было есть пасху, Он позаимствовал. Но провизию для праздника покупал на Свои деньги. Хотя Господь Иисус и Его последователи жили милостыней, тем не менее, Он давал милостыню нищим, малое от малого. Хотя Его вполне можно было бы извинить (не только потому, что Он Сам был несостоятельным, но и потому, что Он творил столько добра, даром исцеляя такое множество людей), тем не менее, Он желал подать нам пример. Он давал на помощь нищим из тех средств, которые предназначались для пропитания Его и Его учеников. Ибо апостолы не подумали бы, что Он говорит о нищих, если бы Христос не имел привычки помогать этим нищим. Кроме того, религиозные праздники считались подходящим временем для дел милосердия. Когда Он праздновал Пасху, Он кое-что оставлял для нищих.
13.30 «Он, приняв кусок, тотчас вышел; и была ночь. Когда он вышел, …». Иуда решительно принимается за осуществление своего замысла, направленного против Христа. Обратим внимание на его поспешный уход: «он, приняв кусок, тотчас вышел». Он поспешно покинул этот дом, из страха быть полностью разоблаченным перед собравшимися. Ибо он, скорее всего, думал, что если это случится, то они набросятся на него и уничтожат его или, по меньшей мере, его план. Он вышел, утомившись от общества Христа и Его апостолов. Удаление из общества верных обычно является первым открытым действием отступника, началом его отступления. Он вышел, чтобы осуществить свой замысел, чтобы найти тех, с кем он должен был заключить свою сделку и договориться о ее условиях. Теперь, когда сатана вошел в него, он стал всё больше торопить его, чтобы Иуда не увидел своего тяжкого греха и не раскаялся в ней. «И была ночь». Хотя ночь – неподходящее время для денежных сделок, тем не менее, поскольку сатана уже вошел в него, холод и темнота ночи были ему не помехой. Ревность и отвага слуг дьявола, проявляемые ими в служении ему, должны пристыдить нас за нашу леность и трусость, какие мы проявляем в служении Христу. Поскольку была ночь, это давало ему возможность действовать тайно и остаться незамеченным. Он не хотел, чтобы кто-нибудь видел, как он будет договариваться с первосвященниками. Темное время суток – самое подходящее время для темных дел. Те, чьи дела злы, любят тьму, а не свет. «Когда он вышел». Эта беседа Христа с учениками, вплоть до конца 14-ой главы, имела место после трапезы. Когда ужин закончился, Иуда вышел. Учитель и Его ученики занимались полезной беседой. Этим самым они научают нас, как мы можем делать полезными для своих душ разговоры с друзьями за столом. Беседу начинает Христос. Чем более мы расположены к тому, чтобы в смирении содействовать доброму общению, имеющему своей целью назидание, тем более уподобляемся Иисусу Христу. Есть люди, которым ввиду занимаемого положения, их репутации и личных качеств, дано руководить обществом. Люди, к чьему мнению другие люди прислушиваются. Они особенно должны использовать свое влияние, которое они имеют, как возможность делать им доброе – наставлять их добрым словом. Итак, Господь Иисус беседует с учениками. Вероятно, более пространно, чем описано здесь.
13.31 «Иисус сказал: ныне прославился Сын Человеческий, и Бог прославился в Нем». «Когда он вышел, Иисус сказал». Господь Иисус беседует со своими учениками о великой тайне Своих страданий. Относительно этих страданий они до сих пор пребывали в таком неведении, что не могли даже настроиться на их ожидание. А тем более не могли понять их значение. Наставал последний час. Христос знал, сколь немощны души Его людей. Поэтому, чтобы они не пали, Он хотел укрепить их любыми доступными способами. Сегодня одно воспоминание о кресте бросило бы нас в дрожь, если бы сразу не последовало утешение. Христос победил на кресте грех и смерть, восторжествовал над самим сатаной. Что может случиться с учениками, если вскоре они увидят, как их Учителя, осыпаемого многими поношениями, поведут ко кресту? Разве столь грустное и страшное зрелище не могло сто раз внушить им отчаяние? Поэтому Христос упреждает эту опасность, призывает их отвлечься от самого вида смерти и подумать о духовном плоде. Он не начинал этого разговора до тех пор, пока не ушел Иуда, ибо он был лжебратом. Присутствие нечестивых людей часто служит помехой для хорошей беседы. «Ныне прославился Сын Человеческий». Теперь, когда Иуда, бывший пятном на их вечере любви и позором для их общества, был разоблачен и удалился, Сын Человеческий прославился. Христос прославляется в очищении общества христиан. Грех в Его церкви позорит Его, а очищение от этого греха снимает этот позор. Или же этот текст следует понимать в том смысле, что Иуда ушел, чтобы дать ход делу. Чтобы Христос мог быть предан на смерть, что должно было вот-вот случиться. «Ныне прославился Сын Человеческий», т.е. ныне Он распят. Позор креста был способный смутить верующих. В наставлении, которое Христос дал Своим ученикам относительно Своих страданий, было нечто утешительное. 1. Он Сам прославится в них. Ныне Ему предстояло подвергнуться величайшему позору и бесчестию, претерпеть самое ужасное над Собой поругание; быть посрамленным как трусливым поведением Его учеников, так и оскорблениями Его врагов. И, несмотря на это, ныне Он прославился. Ибо ныне Ему предстояло одержать славную победу над сатаной и всеми силами тьмы. Отобрать у них добычу и восторжествовать над ними. Ныне Ему предстояло доставить славное избавление Своему народу, смертью Своей примирить его с Богом и привести его в вечное блаженство. Пролить ту кровь, которая должна стать неиссякаемым источником радости и благословений для всех верующих. Ныне Ему предстояло подать славный пример самоотречения и терпения в страданиях на кресте, пример мужества и презрения к жизни, пример ревности о славе Божьей и любви к душам людей. Такой пример, какой навсегда делает Его предметом восхищения и преклонения. Христос уже прославился во многих чудесах, которые Он сотворил. И, несмотря на это, Он говорит, что ныне Он прославляется в Своих страданиях, как если бы эта слава превосходила всю предыдущую, завоеванную Им в его уничиженном состоянии. «И Бог прославился в Нем». Эти слова добавлены в качестве подтверждения. Христос говорит, что Бог Отец тоже прославится в страданиях Его. Рассмотрим цепочку, каким же образом Он получит славу от страданий Своего единородного Сына. Страдания Христа были удовлетворением божественного правосудия, и в этом смысле Бог прославился в них. За ущерб, причиненный Его достоинству грехом человека, была выплачена сверхдостаточная компенсация. Требования закона были полностью удовлетворены, и слава Его управления получила эффективное подтверждение и поддержку. Страдания Христа были также проявлением Его святости и милосердия. Божьи совершенства ярко сияют в Его творении и в человеческой истории, но еще ярче они сияют в деле искупления. Бог есть любовь, и в жертве Христа Он прославил Свою любовь.
13.32 «Если Бог прославился в Нем, то и Бог прославит Его в Себе, и вскоре прославит Его». Христос говорит, что возымеет от смерти славный триумф. И причем с одной целью – прославить Своего Отца. Он обещает, что, сбросив с Себя поношение, воспринятое на короткое время, Он явит в Своей смерти славу и величие. Смерть нисколько не затмит достоинство Христа, наоборот, оно заблистает еще ярче. Ведь в ней воссияла Его невероятная любовь к человеческому роду, великая праведность, искупившая грех и чудесная сила, победившая смерть и сатану. Христос Сам чрезвычайно прославится после Своих страданий, потому что через них чрезвычайно прославится Бог. Он уверен в том, что Бог прославит Его. А те, кого Бог прославляет, являются поистине прославленными. 1. Бог прославил Его в страданиях удивительными знамениями и чудесами. Бог даже распинавших Его заставил признать тот факт, что Он был Сыном Божьим. Но больше всего Отец прославил Его после Его вознесения, когда поставил Его одесную Себя и дал Ему имя выше всякого имени. 2. Бог прославит Его в Себе. Либо, во-первых, в самом Христе. Он прославит Христа в Его собственном лице, а не только в Его Царстве среди людей. Это можно отнести к Его скорому воскресению. Простой человек может быть почтен после своей смерти через воспоминание о нем, а также через его потомство. А Христос был почтен в Себе Самом. Либо, во-вторых, в Самом Боге. Бог прославит Его у Себя Самого, как сказано в Ин.17.5. Он сядет с Ним на престоле Его (Отк.3.21). Это есть истинная слава. 3. Он прославит Его вскоре. На предлежащие Ему радость и славу Он взирал не только как на великие, но и как на близкие. А на Свои скорби и страдания – как на кратковременные и быстротечные. После Его воскресения до вознесения Его на небо должно было пройти всего 40 дней. Так что вполне можно было сказать, что Он сразу же прославился. 4. Всё это будет вознаграждением за то, что Бог прославится в Его страданиях и через Его страдания. Т.к. Бог прославился в Нем и получил честь от Его страданий, то и Бог прославит Его и дарует Ему честь.
13.33 «Дети! Не долго уже быть Мне с вами; будете искать Меня, и, как сказал Я иудеям, что, куда Я иду, вы не можете придти, так и вам говорю теперь». Уход Учителя не мог не опечалить учеников. Поэтому Христос заранее говорит, что не будет с ними долго. И одновременно призывает их к терпению. «Дети! Не долго уже быть Мне с вами». Называя их детьми, Он как бы учит этим ласковым словом: «Я не потому ухожу от вас, что не забочусь о вашем спасении. Напротив, Я нежнейшим образом вас люблю». Христос делает им два предупреждения, говорит о двух серьезных вещах, желая побудить их воспользоваться возможностями, которыми они располагают в настоящее время. Они убедятся, что Его пребывание в этом мире, пребывание вместе с ними будет очень недолгим. «Дети» – это обращение означает не столько их слабость, сколько Его нежность и сострадание. Собираясь покинуть их и желая на прощание оставить им Свои благословения, Он разговаривает с ними с отеческой любовью. Относить этот текст можно и к Его смерти и к Его вознесению на небо. Т.к. Ему оставалось совсем немного времени быть с ними, поэтому, если хотят задать какой-нибудь важный вопрос, то пусть говорят скорей. Он может дать им какой-нибудь совет, наставление или утешение. Им надо подумать о том, как они будут жить без Него, ведь когда-то им придется продолжить путь одним. «Будете искать Меня …». Когда Его не станет, они опять ощутят нужду в Нем. Т.е. они будут желать, чтобы Он снова был с ними. Часто мы только тогда узнаем цену милостям, когда начинаем испытывать их недостаток. Хотя присутствие Духа Святого (Утешителя) обеспечивает реальную и действенную помощь в нуждах и затруднениях, тем не менее, оно не дает такого ощутимого удовлетворения, какое находили в телесном присутствии Христа те, кто привык его ощущать. Христос сказал иудеям: «будете искать Меня и не найдете». А ученикам говорит только: «будете искать Меня». Под этим можем подразумевать, что хотя им, как и иудеям, не удастся найти Его в телесном виде, тем не менее, они найдут нечто равноценное Ему, их поиски не будут тщетными. «Куда Я иду, вы не можете придти». Это должно было настроить на возвышенные мысли о том, что Он отходит в невидимый, недоступный мир, чтобы пребывать в неприступном свете. А также на скромные мысли о себе самих, и на серьезные мысли о будущем состоянии. Христос говорит им, что они не могут пойти за Ним, с той целью, чтобы возгреть в них большее усердие и старание. Они не могли последовать за Ним на крест, ибо не имели для этого ни мужества, ни решимости. Это стало ясно, когда все они оставили Его и бежали. Не могли они последовать за Ним и для получения Его венца, ибо они не удостоились еще и своего собственного. Их труд и их битва на земле были еще не завершены.
13.34 «Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы любите друг друга». Христос говорит что его ученики должны взаимно любить друг друга. Он как бы говорит: «Когда Я буду отсутствовать среди вас телесно, засвидетельствуйте взаимной любовью, что вы не напрасно у Меня учились». Итак, Он призывает к великой обязанности любить братьев по вере. Иуда ушел теперь от них и доказал тем самым, что был лжебратом. Однако они не должны были по этой причине питать чувства ревности и подозрения друг к другу, отравляющие их любовь. Хотя среди них и оказался один предатель, но остальные не были предателями. Теперь ненависть иудеев по отношению к Христу и Его последователям выросла до предела. И они должны были рассчитывать на то, что с ними обойдутся точно так же, как и с их Учителем. Им надо было позаботиться о том, чтобы братской любовью укрепить руки друг друга. Здесь приводятся три аргумента в пользу взаимной любви. 1. Повеление их Учителя: «Заповедь новую даю вам». Он не просто рекомендует любовь как нечто приятное и выгодное, но повелевает любить. И делает любовь одним из основных законов Своего Царства. Заповедь о любви дана наряду с заповедью о вере в Христа (1Ин.3.23, 1Пет.1.22). Это заповедь нашего Правителя, имеющего право устанавливать для нас законы. Это заповедь нашего Искупителя, Который устанавливает для нас этот закон с той целью, чтобы исцелить наши духовные недуги. И чтобы приготовить нас для вечного блаженства. Это «новая заповедь», т.е. обновленная заповедь. Она существовала от начала (1Ин.2.7). Это была вторая величайшая заповедь закона Моисеева. Однако поскольку она также является одной из величайших заповедей Нового Завета, заповедью нового Законодателя Христа, то называется новой заповедью. Эта заповедь была настолько искажена преданиями иудейской церкви, что когда Христос исправил ее и изложил в истинном свете, ее вполне можно было назвать новой заповедью. Законы мщения и воздаяния были настолько популярны, эгоизм настолько основательно укоренился в сердцах людей, что закон братолюбия был забыт как потерявший силу за давностью лет. Так что когда Христос заповедал его, он оказался для людей новым. Она вечная заповедь, и никогда не обветшает. В том виде, в каком дает эту заповедь Христос, она действительно является новой. Прежде было сказано: «люби ближнего твоего». А теперь: «да любите друг друга». Любовь относится даже к неверующим людям, т.к. мы все созданы из одной плоти по образу Божию. Но т.к. в возрожденных ярче сияет образ Божий, узы любви должны быть еще прочнее среди Христовых учеников. Любовь ищет свою причину в Боге, от Него имеет свой корень и к Нему возвращается. Кроме того, истинная любовь может быть взаимной только в тех, кто управляется одним и тем же Святым Духом. Итак, Христос говорит здесь о первой степени любви. Но следует помнить: как благость Божия простирается на весь мир, так и нам надлежит любить всех, даже ненавидящих нас. Христос предлагает нам собственный пример не потому, что мы способны во всем за Ним последовать (ведь Он неизмеримо нас превосходит). Но для того, чтобы мы по крайней мере стремились к этой цели. «Как Я возлюбил вас, так и вы …». 2. Пример их Учителя является еще одним аргументом в пользу братской любви. Эту заповедь делает новой заповедью то, что принцип и основание любви (как Я возлюбил вас) являются совершенно новыми. Они были сокрыты от прежних поколений. 1. Это можно отнести либо ко всем проявлениям любви Христа к ученикам, которую они испытывали в продолжение всего времени, когда Он входил и выходил перед ними. Он доброжелательно разговаривал с ними, сердечно переживал за них и их благополучие, наставлял, вразумлял и утешал их. Он молился с ними и за них, защищал их против обвинений. Он вступался за них, когда с ними плохо обращались, и открыто признавал их более близкими родственниками, чем Своих братьев, сестер и матерь. Он укорял их за то, что было в них плохого. И, однако, сострадательно сносил их ошибки, извинял их, старался видеть в них лучшее и на многое закрывал глаза. Так Он возлюбил их, и только что умыл им ноги; так и они должны были любить друг друга, и возлюбить до конца. 2. Либо это можно отнести к особому проявлению Его любви ко всем ученикам всех времен, которую Он собирался явить теперь, полагая жизнь Свою за них. Ин.15.13 «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих». Если Он так возлюбил нас, то имеем все основания ожидать, что мы будем любить друг друга. Мы должны поставить Его любовь для себя как образец и ориентироваться на него. Наша любовь друг к другу должна быть искренней и услужливой, трудолюбивой и жертвенной, постоянной и непрестанной.
13.35 «По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою». 3. Приводится третий аргумент в пользу взаимной любви – честь их христианского звания. Запомним: мы должны иметь любовь. Не просто показывать любовь, но иметь ее в сердце и в своем характере. Иметь ее и тогда, когда нет никакого повода для ее проявления. Братолюбие есть отличительный признак учеников Христа. По нему Он узнает их, по нему они могут узнавать самих себя. И по нему же другие могут узнавать их. Это отличительная черта Его учеников. Он хотел, чтобы Его учеников узнавали по их любви друг к другу, как по признаку, отличающему их от всех остальных людей. Любовью славился их Учитель. Все кому когда-либо приходилось слышать о Нем, слышали о Его любви. Из этого становится очевидно, что сердце Христа было озабочено тем, чтобы Его ученики любили друг друга. Это должно было делать их единственными в своем роде. В то время как принцип этого мира заключается в том, что «каждый сам за себя». Они должны сердечно относиться друг к другу. Он не говорит: «По тому узнают, что вы Мои ученики, если будете творить чудеса». Ибо творящий чудеса есть ничто без любви (1Кор.13.1,2). Но «если будете иметь любовь между собою». Любовь, основанную на принципе самоотречения и благодарности Христу. 2. Из этого отрывка становится также очевидно, что превосходство в братолюбии составляет истинную славу учеников Христа. Ничто другое не может вызвать большего уважения и почтения к ним со стороны других людей. То, что христиане были известны своей любовью друг к другу, по мнению Тертуллиана, составляло славу первой церкви. Если последователи Христа не любят друг друга, то этим самым они дают повод не только для несправедливых укоров в адрес их вероисповедания, но и для справедливых подозрений относительно их собственной искренности. Итак, всякий, желающий доказать свою принадлежность к Христу и Богу Отцу, пусть направляет всю свою жизнь к братской любви и непрестанно о ней печется.
13.36 «Симон Петр сказал Ему: Господи! Куда Ты идешь? Иисус отвечал ему: куда Я иду, ты не можешь теперь за Мною идти, а после пойдешь за Мною». «Господи! Куда Ты идешь?» Вопрос Петра был смелым и прямым. Он относился к словам Христа (ст.33): «куда Я иду, вы не можете придти». Петр не обращает внимания на те практические наставления, которые Христос дал им относительно братолюбия. Но сосредотачивает его на том, о чем Христос намеренно оставляет их в неведении. Это обычная наша ошибка, когда мы более стремимся познать то сокрытое, что принадлежит одному лишь Богу, нежели то открытое, что принадлежит нам. Когда мы хотим знать, что делается на небе, вместо того чтобы стремиться узнать, что нам нужно делать, чтобы попасть туда. Петр показывает, что слишком сильно желает телесного присутствия Христа. Он считает абсурдным, что Христос уйдет куда-то, не взяв его с Собой. «Иисус отвечал …». Ответ Христа был назидательным. Он не стал описывать Петру тот мир, куда Он отходил, а сказал только то, что уже говорил прежде. Мы можем истолковать слова Христа как относящиеся к его следованию за Ним на крест. Хотя Петру и определено мученичество, тем не менее, он не может теперь идти за Христом, у него мало духовных сил. Мы можем истолковать это и как относящееся к его следованию за Ним для получения венца. Тогда слова Христа можно понять так, что Петр еще не созрел для неба и не окончил своего труда на земле.
13.37 «Петр сказал Ему: Господи! Почему я не могу идти за Тобою теперь? Я душу мою положу за Тебя». Петр делает смелое заявление о своей верности. Он недоволен, что Господь сомневается в его искренности. Он обещает, что если что случится, душу свою положит за Него. Он решает, подобно Фоме, что лучше умереть с Ним, чем жить без Него. Он болезненно отреагировал на то, что в его твердости усомнились. Мы склонны думать, что мы всё можем, и обижаемся, когда нам говорят, что мы чего-то не можем. Тогда как в действительности мы ничего не можем делать без Христа.
13.38 «Иисус отвечал Ему: душу за Меня положишь? Истинно, истинно говорю тебе: не пропоет петух, как отречешься от Меня трижды». Христос удивляет Петра предсказанием его неверности. Он укоряет его за самоуверенность. Он ясно предсказывает, что в критический момент Петр смалодушествует. И всё из-за страха перед страданиями. И это предсказание Христа доказывало Его безошибочное предвидение. Пение петуха упоминается здесь и с той целью, чтобы вызвать в нем чувство раскаяния через пение петуха. Что само по себе не могло произвести такого действия, если бы Христос не предсказал его. Христос предвидел не только предательство Иуды. Но и отречение Петра от Него.