ПРОПОВЕДИ
Воспользуемся помощью Божьей
(на Новый год)
Быт.32.26 «И сказал (ангел): отпусти Меня, ибо взошла заря.
Иаков сказал: не отпущу Тебя, пока не благословишь меня».
Ангел, с которым боролся патриарх Иаков, с удивительным снисхождением просит отпустить его. Мог ли могущественный ангел освободиться от его захвата? Конечно, мог; но тем самым он облачил почестями веру Иакова и испытал его стойкость. Ангел объясняет причину своего ухода: «ибо взошла заря». Поэтому он больше не будет задерживать Иакова, у которого много дел, дальняя дорога и семья, нуждающаяся в его присутствии в этот критический момент. Иаков настаивает, проявляя благочестивую назойливость: «не отпущу Тебя, пока не благословишь меня». Что бы ни произошло в пути с ним и с его семьей, он полон решимости воспользоваться случаем и не упустить возможность получить благословение от Божьего посланника. Вымаливая благословение, он признает свое низкое положение, потому что «меньший благословляется большим». Обратим внимание на то, что тот, кто стремится получить Божьи благословения, порой должен проявлять настойчивость и упорство.
В Псалме 54 Давид убеждает себя в том, что в нужное время Бог вступится за него и выступит против его врагов, а также ободряет других уповать на Бога. Пс.54.23 «Возложи на Господа заботы твои, и Он поддержит тебя. Никогда не даст Он поколебаться праведнику». «Возложи на Господа заботы твои», кем бы ты ни был, и какой бы ни была твоя забота. Возложи на Господа то, что Он возложил на тебя. Он по мудрости Своей дал тебе нести бремя, твоя же мудрость в том, чтобы просить Его помочь нести это бремя. Он возложил на тебя иго страданий, прими же его со смирением, а затем возложи его на небесного Отца. Особенно поручи Ему заботу о своей душе. Эти слова можно трактовать и так: «Чего бы ты ни просил у Бога, предоставь Ему это сделать, как и когда Ему угодно». Мы должны возложить заботу нашу на Бога верой и молитвой. Господь даст тебе всё необходимое для того, чтобы ты вынес возложенный на тебя груз. По мере трудов твоих придет к тебе сила. Слова «Никогда не даст он поколебаться праведнику» следует понимать так, что праведник колеблется подобно тому, как ветви дерева колышутся на сильном ветру. Но само дерево не падает. Кто стоит в Господе, стоит крепко. Многие с радостью поглотили бы праведных, детей Божьих, но Господь никогда не допускал этого зла и не допустит. Некоторые это место понимают так, что Бог не допустит, чтобы праведник отпал навсегда. На эти слова ссылается ап. Петр: 1Пет.5.7 «Все заботы ваши возложите на Него, ибо Он печется о вас». Бог запрещает духу беспокойства править нами. Апостол, зная, что христиане, которым он писал, уже находились в очень тяжелом положении, справедливо предполагает, что его предсказание приближения еще больших трудностей может вызвать у них множество забот и страхов перед ними. И перед теми последствиями, к каким они приведут их самих, их семьи и церковь Божию. Предвидя, что эти чрезмерные заботы станут для них тяжелым бременем и жестоким искушением, он дает им прекрасный совет и подкрепляет его убедительным аргументом – «ибо Он печется о вас». Доверьтесь Богу спокойной душой. Он желает освободить вас от ваших забот и взять заботу о вас на Себя. Он либо отвратит то, чего вы так страшитесь, либо поддержит вас в том. Он устроит для вас все события так, что вы убедитесь в Его отцовской любви к вам. И всё обернется вам во благо, а не во зло.
Есть детский рассказ о маленьком паровозике. Ему нужно было взобраться со своими вагончиками на гору, а силенок в поршнях недоставало. Начав нелегкое восхождение, паровозик подбадривал себя: «Думаю, смогу! Думаю, смогу!» А затем, добравшись до середины и почувствовав большую уверенность, он радостно запыхтел: «Знаю, что смогу!» Да, христианам следует оптимистично смотреть на жизнь. Но не обнаруживаем ли мы порой, что начинаем возлагать слишком много надежд на себя самих, а не на силу обитающего в нас Святого Духа. Господь Иисус так сказал о нашей полной зависимости от Него: Ин.15.5 «Кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня вы не можете делать ничего». Ап. Павел так говорит о себе: Флп.4.13 «Всё могу в укрепляющем меня Иисусе Христе». А в Послании к ефесянам он напоминает нам, что Господь Иисус дает всем нам «по богатству славы Своей утвердиться Духом Его во внутреннем человеке» (Еф.3.16). А в стихе 20 этой же главы он описывает Бога, могущего сделать несравненно больше того, чего мы просим, или о чем помышляем. Еф.3.20 «Кто (Бог) действующею в нас силою может сделать несравненно больше всего, чего мы просим, или о чем помышляем». В Боге заключена неистощимая полнота благодати и милости, которую не могут истратить молитвы всех святых. Что бы мы ни просили, Он может дать нам несравненно больше того. Обращаясь к Богу, мы должны ободрять свою веру размышлениями о Его всемогуществе и власти. Словами «действующего в нас силою» ап. Павел хочет сказать: «Мы уже имеем доказательство этой силы Божьей в том, что Он совершил в нас и для нас, оживотворив нас Своей благодатью и обратив наши сердца к Себе. Сила, которая прежде действовала в нас, продолжает и сейчас действовать». Это относится к будущему времени, и поэтому учит нас упованию. Действительно, нельзя искренне и достойно благодарить Бога за полученные благодеяния, если мы не убеждены, что Его благость к нам будет вечной. Говоря же, что Бог поможет, ап. не имеет в виду Его отдаленную силу, но ту, которая проявляется и дает себя ощутить. Дети Божьи должны всегда соединять эту силу с делом, когда речь идет об обетованиях и спасении. Ибо что бы ни мог сделать Бог, Он, несомненно, сделает, если обещал. Итак, силой Божьей мы сможем исполнить всё, что Он повелел. Уверенность наша вытекает не из наших способностей, а из Его обетований.
В минувшем году было много приятных и горьких, счастливых и несчастливых переживаний у нас. Нам приходилось бороться с прегрешениями, грехами, упущениями, слабостями и недостатками. Мы столкнулись с множеством опасностей и искушений, грубых и утонченных нападений со стороны дьявола, плоти и мира сего. С другой стороны, мы также пережили обильную благодать и благословения. А, кроме того, испытали Божье терпение и бесконечное прощение грехов, которое наш милостивый небесный Отец даровал нам ради Своего Сына Иисуса Христа. Когда мы думаем обо всем этом, то приходим к выводу, что нашей помощью, утешением и спасением было только одно: «Благодать Господа нашего Иисуса Христа, любовь Бога Отца и общение Святого Духа». А когда мы смотрим вперед на то, что может принести с собой грядущий год: останемся ли мы на этой земле до конца года или это будет год нашего перехода из времени в вечность – вот наша единственная общая надежда, наше утешение и наша молитва за самих себя, друг за друга и за весь народ Божий: «Благодать Господа нашего Иисуса Христа, любовь Бога Отца и общение Святого Духа». Именно эти слова содержат всё, что относится к жизни на земле и в Боге. Слова «Благодать Господа нашего Иисуса Христа» указывают на всё то, что Господь Христос сделал и даровал нам, когда Он стал Человеком. «Любовь Бога Отца» – это непостижимое благоволение, которое Бог Отец ради Своего Сына являет всем людям, облаченным в заслугу Его Сына. Но всё это мы принимаем лишь через «общение Святого Духа». Общение – присутствие и действие Святого Духа в нашем сердце создает в нас покаяние ради Бога, побуждает нас искать любовь Бога, производит в нас веру в Господа нашего Иисуса Христа и способность принять любовь Бога Отца. Царство Божие на земле и в нашем сердце есть деяние одного лишь Святого Духа. Он посредством Слова Божьего пробуждает и просвещает нас.
Задумаемся, что нам нужно для того, чтобы у нас был благополучный новый год, счастливая жизнь и блаженное завершение. Чтобы быть счастливым, мы непременно должны быть окружены Божьей любовью. Чтобы обрести Божью любовь, нам непременно нужна благодать Господа нашего Иисуса Христа. Нам нужна Его заслуга и Его праведность. Чтобы облечься в благодать Христа, нам непременно нужно общение Святого Духа. Мы говорим не о тех людях, которые хотят попытаться быть счастливыми без Бога. Человеку, желающему обрести милостивого Бога, не поможет то, что ты молишься, каешься, бодрствуешь, борешься с грехом, а также то, что ты благочестив и набожен. Ты всё равно остаешься под судом Божьим до тех пор, пока не смотришь лишь на заслугу Сына Божия. Тебе нужно принять заслугу и благодать Иисуса Христа и облечься в нее. Тем самым ты обретешь любовь Бога Отца. С другой стороны, даже если ты – наихудший и отвратительный грешник, но обратишься к Христу и с верой примешь Его заслугу, ты в тот же миг будешь оправдан, помилован и принят в число детей Божьих. Ты не можешь столь тяжко грешить, чтобы Кровь Сына Божия не могла исцелить тебя и исправить всё. И теперь, когда ты обладаешь Божьей любовью, у тебя есть всё, что можно назвать счастьем и богатством. Такое счастье и богатство не может отнять у тебя никто на земле.
Но, скажешь ты, как же я могу быть уверен в благодати Господа нашего Иисуса Христа и в любви Бога Отца в нынешней и в будущей жизни? Как я могу стоять твердо в благодати и возрастать в вере и в освящении? Как уже было сказано, всё это происходит через действие Святого Духа. Он будет Сам свидетельствовать твоему духу о том, что ты – дитя Божье. Святой Дух также будет сохранять то, что доверено тебе. Он сделает всё необходимое для нашего освящения, для нашего духовного роста и для нашего сохранения в благодати. Он будет обличать, пробуждать и предостерегать, когда это необходимо. Он будет давать духовный мир и радость, смелость в духовной битве, силу в немощи, а также духовный свет и водительство. Всё, что относится к жизни и к страху Божию.
Тот, Кто с нами (Бог) сильнее того, кто против нас (сатана). Вспомним, что сказано в Псалме 45: Пс.45.2-3 «Бог нам прибежище и сила, скорый помощник в бедах. Посему не убоимся, хотя бы поколебалась земля, и горы двинулись в сердце морей». Т.к. Бог всемогущ, то какая бы ни пришла беда, у нас есть надежное прибежище. Народ Божий испытал своего Бога на деле. Он не оставляет нас, всегда готов прийти на помощь. Помощь Его приходит вовремя. Т.к. Бог на нашей стороне, наши страхи бессмысленны. В Боге вся сила и вся любовь – чего же нам бояться?
В Нагорной проповеди Господь Иисус говорит о том, что беспокойные мысли можно ослабить разумными доводами, но преодолеть их можно только активной верой. Вспомним стих Мф.6.32-33 «Отец ваш Небесный знает, что вы имеет нужду во всем этом. Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это всё приложится вам». Господь Иисус дает нам милостивое обещание как лекарство от чрезмерной заботы. Он уверяет нас, что если мы будем искать «прежде Царства Божия», то всё, что нам действительно необходимо в этой жизни, «приложится» нам. Бог является Отцом нашим, Он любит нас и готов нам помочь. Он имеет средства, чтобы восполнить все наши нужды. Хотя Он знает о нуждах наших, однако желает, чтобы мы сказали Ему о них. Поведав Ему обо всем, мы можем со спокойным сердцем положиться на Его мудрость, силу и благость. Наш великий долг – искать Царства Божьего, т.е. желать его, стремиться к нему и ставить его своей целью.
Боже! Дай нам помышлять о небе как о своей цели и о святости как о пути к ней. Пусть наши заботы о собственной душе и ином мире будут занимать первое место среди всех наших забот!
пастор Золтан З. Тырык
Молитва. Боже и Отче! Мы благодарим Тебя за то, что через Библию Ты побуждаешь нас возложить заботы свои на Тебя, особенно поручить Тебе заботы о своей душе. Просим, помоги нам верить Твоему провидению и обетованиям, и быть уверенным в том, что нам всё содействует во благо. Просим, помоги и поддерживай нас на путях наших и в наших делах. Понеси нас на Своих сильных руках, как кормилица носит младенца. Своим Духом Святым укрепи наш дух, поддержи нас в слабости. Дай нам мудрость позволять Тебе поступать так, как нужно. Просим, не допусти, чтобы беда настолько потрясла нас, чтобы мы оставили исполнение своего долга перед Тобой или лишились в Тебе утешений. Дай нам помышлять о небе как о своей цели и о святости как о пути к ней. Просим во имя Господа Иисуса Христа. Аминь.