ПРОПОВЕДИ
Новые творения во Христе
2Кор.5.17 «Итак, кто во Христе, тот новая тварь;
древнее прошло, теперь всё новое».
Чтобы получить из Библии сведения о том, как Бог словом создал вселенную и всё, что наполняет ее, мы обращаемся к повествованиям Ветхого Завета. Но Новый Завет тоже свидетельствует о творении. В Новом Завете Бог открывает нам то, что хранил в тайне от начала творения. Отрывки из Нового Завета на эту тему несут нам радость и утешение. Мы, дети Божьи – Его новое творение. Склонимся в благоговейном трепете и прославим искренней хвалой нашего Творца, Того, Чья мудрость и могущество вечны и непостижимы.
Два друга разговаривают. Один из них, исполненный духа раскаяния, говорит: «Почему Бог еще позволяет нам жить на земле? Мы – грязь, которую надо стереть с ее лица». Другой отвечает: «Потому что Бог – горшечник. Грязь – Его работа». О том, что Бог – горшечник, сказано в нескольких местах Библии. А в книге Бытие сказано о том, что Создатель образовал человека из земного праха. Быт.2.7 «И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душою живою». Бог создал человека духовным существом с желанием и способностями служить Ему и пребывать в общении с Ним. Но первое творение было испорчено из-за грехопадения. То, что было наслаждением и удовольствием для сердца Бога, когда Он увидел всё, что создал, претерпело прискорбное изменение. Но Бог дал людям «Семя жены», Спасителя, Своего Единородного Сына, чтобы создать новое творение на земле, нового человека. И Святой Дух преображает нас из грешников в святых. Что это, если не труд над грязью? Велики и чудны дела нашего Творца!
Вернемся к нашему эпиграфу 2Кор.5.17 «Итак, кто во Христе, тот новая тварь; древнее прошло, теперь всё новое». В этом стихе ап. Павел приводит условие, необходимое для посвящения нашей жизни Христу, а именно, возрождение. Кто во Христе, т.е. кто является истинным христианином, тот новое творение. Верные должны стремиться к тому, чтобы носить не только новое имя, но чтобы иметь новое сердце и новую природу. Апостол осуждает всякое почитаемое людьми превосходство в том случае, если отсутствует обновление сердца. Красноречие, богословские знания и другие дарования многоценны и достохвальны, но там, где нет страха Господня и правой совести, вся их слава исчезает. Итак, никто не должен гордиться каким-то превосходством, ведь главная похвала христиан – самоотречение. И это сказано коринфянам не только для отвержения суетности лжеапостолов, но и для исправления их мнительной самооценки. Порок этот присущ любому столетию. Ибо найдется ли человек, который не ценил бы показуху больше, чем истинную святость? Изменение, производимое Божьей благодатью в человеческой душе, так велико, что, как далее говорится, «древнее прошло». «Древним» он называет то, что не преобразовано Духом Святым. Так что это название противопоставлено благодати обновления. Сюда относятся старые мысли, старые принципы, старые поступки. Говоря «прошло», апостол имеет в виду «исчезло», как обычно исчезают тленные вещи, когда проходит их время. «Теперь всё новое». Обновляющая благодать творит совершенно новый мир в душе, всё обновляет. Обновленный человек действует по новым принципам и правилам, у него новые цели. Итак, один лишь новый человек может существовать в Христовом Царстве.
В послании к ефесянам апостол описывает той славной перемены, которую произвела в ефесянах возрождающая благодать. Благость Божья, явленная в обращении и спасении грешников, является ободрением для других грешников во все последующие века, чтобы они могли уповать на Его благодать и милость и применить их к себе. Во Христе Иисусе – Им и через Него Бог изливает на нас всё Свое благоволение и ниспосылает все Свои благословения. Еф.2.10 «Ибо мы – Его творение, созданы во Христе Иисусе на добрые дела». Говоря «мы Его творение», ап. Павел не имеет в виду здесь, что мы сотворены Богом. Он утверждает что мы – новые творения, созданные для праведной жизни не своей добродетелью, а Духом Христовым (Духом Святым). Это относится лишь к истинным христианам, которые, хотя родились от Адама порочными, возрождаются духовно по благодати Христовой, чтобы стать новыми людьми. Итак, всё, что в нас имеется благого, является сверхъестественным делом Божьим. Это не изменение человека, черт его характера, а акт творения. Мы потому творение Божье, что созданы не в Адаме, а во Христе. И не для любой жизни, а для добрых дел. Ниже в этом же послании мы узнаем об обязанностях христианина, о том, чего требует от нас Бог в связи с данными нам привилегиями.
Еф.4.22-24 «Отложить прежний образ жизни ветхого человека, истлевающего в обольстительных похотях, а обновиться духом ума вашего. И облечься в нового человека, созданного по Богу, в праведности и святости истины». Бог требует от христианина покаяния и обновления жизни. Начиная с отречения от себя, Он велит «отложить и совлечься ветхого человека». Под ветхим человеком здесь апостол понимает разумение, унаследованное от материнского чрева. То, что рождается от Адама, наследуемая от него природная порочность, называется ветхим человеком. Суть таков: кто хочет отложить ветхого человека, должен отречься от своей природы. Второе требование в правиле святой и благочестивой жизни – «обновиться». Мы должны руководствоваться не своим умом, но Духом Христа. Слова «духом ума вашего» указывают на то, что обновиться надо не только в отношении низменных желаний или явно порочных похотей. Но и той части души, которую зовут благородной, т.е. исправить ум и разумение. Слово «облечься» можно перефразировать так: обновиться внутренне, духовно. Возрождение людей есть не что иное, как восстановление в них образа Божия. Итак, необходимо, чтобы образ Божий был восстановлен в нас через Христа. Это возрождение направлено на то, чтобы привести нас к той цели, ради которой мы были сотворены.
В Псалме 50 Давид молится об освящающей благодати. Он не говорит: «Господи, сохрани мою добрую репутацию!» Или, как царь Саул: «я согрешил, но почти меня ныне перед старейшинами народа». Давид больше всего заботится о том, чтобы изменилась его порочная природа. Пс.50.12 «Сердце чистое сотвори во мне, Боже, и дух правый обнови внутри меня». Он знает, что не в его силах изменить сердце, и поэтому просит Бога. Ибо только Бог в состоянии это сделать. Только сотворивший сердце может сделать его новым, для Него нет ничего невозможного. Он сотворил этот мир словом Своей силы, как Бог природы. Как Бог благодати, через слово Он очищает нас. Выражение «дух правый обнови внутри меня» понимаем так: «Останови угасание моей духовной силы, причиной которого стал мой грех. Утверди меня на всё оставшееся время, чтобы больше я никогда не отступил от Тебя».
«Кто во Христе» – говорит ап. Павел. Когда душа, преследуемая и побуждаемая постоянными обличениями Святого Духа, облекается в праведность Христа, чтобы Он стал для нее всем – ее праведностью и ее силой, о человеке говорится, что он «во Христе». Апостол говорит, что он – «новое творение», прежнее прошло и всё обновилось. Такова очевидная истина, подтвержденная духовным опытом. Каждый христианин свидетельствует, что, когда он обрел жизнь во Христе, в глубине его души появилась совершенно новая сущность, новое желание в сердце и отношение, так что теперь он видит всё иначе. Он приобрел новое понимание в духовных вопросах, новое зрение о новый слух, новые радости и новые печали, новые взгляды и новые стремления, новую речь. Он обрел новую жизнь – «теперь всё новое». Хотя внешне можем не всегда увидеть, что в нашем сердце мы обновлены, всё же можем узнать и заметить это из-за того, что мы видим всё иначе. Одна христианка рассказывала, что до своего обращения она часто злилась на мужа, что он «всё делал не так». Став чадом Божьим, она по-другому стала смотреть на всё это. Мы упражняемся в богобоязненной жизни и остерегаемся греха. Если же мы грешим, то делаем это не преднамеренно, но по духовной слабости, и это причиняет нам страдание.
Что касается старой природы, которая еще остается в «новом творении», теперь у человека появляется новое отношение к ней. Грехи, пороки, которые прежде были его радостью, теперь вызывают мучение и испуг. Духовное и небесное, которое прежде было скучным и чуждым для него, теперь становится его жизнью и его стремлением. Его душа обновляется, хотя старые греховные инстинкты еще сохраняются. Христос говорит: Ин.3.3 «Если кто не родится свыше, не может увидеть Царства Божия». Посредством этого нового рождения от Бога, этого нового творения восстанавливается утраченный в грехопадении образ Божий в человеке. Но мы еще живем в человеческом теле, которое полно греха и противится Святому Духу. Вот почему этот образ еще не очевиден и не совершенен в нас. В данном случае каждый христианин должен испытать самого себя. Если ты считаешь себя обращенным и верующим, но не обрел этой новой души и нового сердца, не стал в глубине твоей сущности новым творением, тогда ты еще не знаешь, что такое истинная вера и спасение во Христе. Лучше вовремя обнаружить фальшь своего духа, чем слишком поздно увидеть себя обманутым. Если Христос стал твоим единственным утешением и твоей ежедневной потребностью, а твои грехи стали твоим тяжким мучением – это является самым верным доказательством того, что ты рожден от Бога.
Лютер в своих комментариях к Посланию к галатам рассуждает так: «Когда мы слышим или читаем Слово о Христе, и наше сердце просвещается и зажигается от этого, мы становимся другими и новыми людьми; мы начинаем во всем думать иначе и по-новому. У нас появляется другое настроение, другие мысли и другая воля, нежели прежде. Такое изменение – новый разум, новая душа и новая воля – разумеется, является не деянием человеческого разума и силы, но деянием Святого Духа в нас, совершающимся посредством Слова. Это Слово очищает наше сердце через веру и приводит к тому, что мы приобретаем духовные стремления».
Полезно и хорошо, что благочестивые, любящие Бога сердца уверены в том, что они имеют Святого Духа и пребывают в милости у Бога. Тому, кто еще колеблется и сомневается, нужно упражняться в вере и стремиться прийти к уверенности, чтобы он мог сказать: «Теперь я знаю, что я угоден Богу и пребываю в милости у Него». Христианин должен твердо знать, что стремление к Христу – это не действие природы, но новое Божье творение в твоем сердце. Восстановление во Христе таково, что Божье благоволение вновь пребывает с детьми человеческими, как первоначально в раю.
Что вы видите, глядя в зеркало? Любуетесь своим отражением или печально вздыхаете и отворачиваетесь? Мы хотим, чтобы окружающие видели в нас то, что многие называют «эстетической красотой». А как насчет красоты, заключенной в святости? Видят ли люди в нас красоты, текущей из нас благодаря действию Святого Духа? Видный богослов 19 века Дж. Лайтфут был охарактеризован одним из своих студентов как «уродливый низкорослый толстяк с гротескной фигурой, да еще и косоглазый». Но тот же студент сказал про него, что Лайтфут был «лучшим из людей», которых он встречал. И далее: «Через день другой его лицо становилось для вас самым прекрасным и любимым». Вспомним эпизод из главы 6 книги Деяний святых апостолов. Когда Стефан предстал перед высшим судом, «все, сидящие в синедрионе, смотря на него, видели лицо его, как лицо ангела (Д.6.15)». С помощью преображающей Божьей благодати мы тоже можем обрести эту удивительную красоту. По мере того как мы будем возрастать в Боге, наши лица всё больше будут отражать красоту Иисуса Христа.
Боже! Просим, оживи нас, чтобы образ Иисуса Христа сиял в нас!
пастор Золтан З. Тырык
Молитва. Боже и Отче! Мы благодарим Тебя за то, что показал нам: если кто во Христе, то он – «новая тварь». Благодарим и за увещание: никто не должен гордиться каким-либо превосходством, ведь главная похвала христиан – самоотречение. Мы благодарим за то, что каждый человек – проявление Твоего творчества. Мы благодарим и за то, что Ты возрождаешь тех, кто уверует в Спасителя Иисуса Христа, что Дух Святой преображает нас из грешников в святых. Благодарим Тебя, что наш новый человек является Твоим творением, поистине превосходным и прекрасным. Велики и чудны дела Твои! Благодарим за Твое водительство в нашей жизни. Просим, измени нашу порочную природу, сердце чистое сотвори в нас. Ибо только Ты можешь делать его новым. Помоги нам отложить прежний образ жизни ветхого человека. Помоги переменить принципы, привычки, склонности души и облечься в нового человека. Просим во имя Господа Иисуса Христа. Аминь.