ПРОПОВЕДИ
Спасаются только принимающие благодать
Рим.5.17 «Ибо если преступлением одного
смерть царствовала посредством одного,
то тем более приемлющие обилие благодати и дар праведности
будут царствовать в жизни посредством единого Иисуса Христа».
В стихах 12 и 14 этой же главы апостол Павел пишет о том, как смерть лишь из-за греха одного человека царствовала над всеми людьми. Все они: молодые и старые, злые и добрые, короли и простые люди, пророки и святые – все они склонились под скипетром смерти в знак того, что все – соучастники греха Адама. Далее он говорит, что если единственный грех слабого человека принес смерть всем людям, тем более намного более великий и обильный дар посредством другого человека, Иисуса Христа, принесет жизнь и блаженство всем тем людям, которые примут этот дар. Апостол говорит, что несомненно и определенно то, что все верующие будут жить вечно, поскольку благодать и дар посредством Иисуса Христа «преизбыточествуют», т.е. намного больше наследия Адама. Здесь же апостол ясно провозглашает, кто же будет наслаждаться всем тем благом, которое приобрел для нас Христос. Он говорит «приемлющие» или, буквально, принимающие обилие благодати и дар праведности.
Кто-нибудь может спросить: «Я много слышал об этих великих дарах, но как я узнаю, что они принадлежат и мне?» Христос есть «умилостивление за грехи всего мира» (1Ин.2.2), но всё же не все люди спасаются. Кто в действительности будет наслаждаться этими дарами? Для тех, кого интересует этот вопрос, апостол отвечает: «приемлющие дар». Здесь то же самое, что в Евангелии от Иоанна, где сказано: Ин.1.12 «А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божьими». Здесь перед нами всё то же самое непреложное объявление, которое проходит через всю Библию: «Всё сделано для спасения людей». Нам остается лишь прийти и принять этот дар спасения. С помощью множества различных выражений в Библии всегда подчеркивается нам одно и то же. То говорится «веровать», «веровать во Христа», то «алкать и жаждать» Его, то «есть и пить», то «омыть свои одежды в крови Агнца», то «принять», «обрести». Нам важно сохранить это в сердце. Иначе мы сосредоточимся на многочисленных аспектах христианства, которые, однако, не являются для жизни и спасения решающими. Библия содержит множество учений, заповедей и увещаний. Появляются духовные люди, которые восхваляют и превозносят то одно, то другое святое упражнение или качество. Всё это важно и уместно, всё это свято и хорошо, всё это следует восхвалять и исполнять. Но само спасение и усыновление у Бога связано лишь с одним – принятием дара, дара благодати и праведности во Христе. 1Ин.5.12 «Имеющий Сына имеет жизнь; не имеющий Сына не имеет жизни».
В Новом Завете есть несколько таких примеров. О римском сотнике Корнилии в Библии ясно сказано, что он был Деян.10.2 «благочестивый и боящийся Бога со всем домом своим, творивший много милостыни народу и всегда молившийся Богу». Корнилий был человеком, верующим в той мере, какую определил ему Бог. Он не идолопоклонник, он не поклонялся ложным богам и кумирам, и удерживал себя от всякого рода распущенности, которой была предана большая часть язычников в наказание за идолослужение. Он испытывал непритворное, праведное благоговение перед живым и истинным Богом. Он благоговел перед славой Бога и Его силой, боялся согрешить против Творца. Он поддерживает веру в своем семействе. Корнилий был человеком милосердным. Он творил много милостыни еврейскому народу, несмотря на особенности его вероисповедания. Он соблюдал урочное молитвенное время и не отступал от заведенного им порядка. Всё это он делает для того, чтобы обрести для себя Божье благоволение. И всё же ему следует сделать еще один шаг. Он не мог быть спасен без того, чтобы ап. Петр не был призван и не проповедовал ему слово о прощении грехов во имя Иисуса Христа, при котором Святой Дух сошел на всех, слушающих Слово.
Одни считают, что они принимают Христа, лишь когда они восхваляют Его учение и Его святой пример, упражняются в благочестии и в добрых делах по Его Слову. Другие, сомневающиеся в своих делах, имеют всю надежду лишь в послушании Христа, однако обеспокоены неуверенностью в отношении того, действительно ли они принимают Его. Вот почему важно ясно и четко знать, что подразумевается в Библии под выражением «принять дар праведности». Что значит «принять дар», мы видим отчасти из истории, описывающей для нас тех людей, которым Сам Христос дал свидетельство о том, что они веруют и являются истинными детьми Божьими. В стихах Ин.1.12-13 евангелист объясняет сущность и результат принятия. В стихе Ин.1.11 он говорит о Господе: «Пришел к своим, и свои Его не приняли». К чему привело то, что они не приняли Его, показывает евангельская история. Нераскаявшиеся иудеи презирали Иисуса Христа. И жили так, как до сих пор живет большинство людей в мире. Они погрязли либо в мирском чувстве, грехе и суете, либо в воображаемой собственной праведности. Со своей верой и религией они оставались неизменившимися, невозрожденными.
Но далее апостол говорит о некоторых других людях. Ин.1.12 «А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божьими». Это был совершенно другой народ. Принявшие Его были теми людьми, которые во всех религиозных упражнениях и во всех делах Закона никогда не находили мира для своей беспокойной совести. Но всегда, будучи осужденными и обремененными, всё еще «ожидали утешения Израиля». Когда они услышали радостную весть о Божьей благодати во Христе, и Дух святой просветил их о том, что Иисус из Назарета есть Христос (Мессия). Они мощно потянулись к Нему, не могли обрести покоя, пока не нашли Его. Они пали перед Ним, исповедовали свои грехи и искали благодати. Они стали на всю жизнь связанными с Ним, они сделались Его учениками и последователями. Они настолько отделились от остальной огромной толпы, что по этой причине их учение называли «назорейской ересью» (Деян.24. 5). Из-за веры во Христа они настолько изменились, что стали «новым творением» (2Кор.5.17), затем они еще более освящались и воспитывались для небес. Поэтому ап. Иоанн говорит не только «тем, которые приняли Его», и «верующим во имя Его», но также добавляет Ин.1.13 «Которые не от крови, ни от хотения плоти, ни от хотения мужа, но от Бога родились». Вот определяющий признак истинного принятия – они «от Бога родились» и стали «новым творением», связали свою жизнь с Иисусом Христом. Это не значит, что они были безупречными в следовании за Христом. Те люди, которых Сам Иисус признал Своими апостолами, последователями, были полны еще недостатков во многих отношениях: в понимании, вере, бодрствовании, в кротости, в духовной силе. Но их отличало то, что они всегда держались за своего Учителя, что они позволяли обличать и исправлять себя. Его Слово было для них мерилом, законом жизни, хотя им не всегда удавалось жить в соответствии с ним. Возможно, ты принадлежишь к той группе людей, которые серьезно упражняются в религии, ты считаешь всё Слово Божие истинным и святым и хочешь доказать свою веру делами. Ты бежишь от греха и заботишься о благочестии. Однако ты обманут, если при этом у тебя есть такое свойство, что твоя религия, твое благочестие удовлетворяет тебя. Так что у тебя нет никакой скорби из-за твоих грехов, тебе не надо молить Христа о прощении. И, с другой стороны, столь же несомненно, что даже если тебе часто приходится бороться с множеством недостатков, но у тебя есть такое свойство, что ты не можешь обойтись без Спасителя и без прощения грехов, ты каждое мгновение имеешь Божью благодать, пусть даже скрытую. Мы должны обратить внимание на то, что рука веры, принимающая благодать, порой очень слаба. Но Божий дар благодати и праведности всегда одинаково велик и способен спасти душу для вечной жизни.
Давид знал, что Бог благоволит только к истинному покаянию. Пс.50.19 «Жертва Богу дух сокрушенный; сердца сокрушенного и смиренного Ты не презришь, Боже». Все жертвы сводятся к одной – к упованию на заслуги Спасителя Иисуса Христа, которое обитает в сокрушенном сердце. Богу более угодно сердце, оплакивающее свой грех, чем телец, истекающий кровью под ножом священника. Фраза «дух сокрушенный» означает глубокую скорбь, сильное переживание. Она несет в себе идею тяжелых душевных мук, сокрушающих сердце человека. Смиренный и сокрушенный дух назван жертвой Богу потому, что Всевышний ценит такое состояние сердца. Сокрушение сердца – как благоухание для Господа. Человеку свойственно презирать отверженных. Бог же смотрит на них иначе. Бог никогда не отвергал и не отвергнет смиренного, сокрушенного сердца, потому что Он – совершенная любовь. Такое сердце приносит Ему больше радости, чем все жертвоприношения иерусалимского храма.
Ап. Петр в своем Первом послании старается убедить своих читателей в том, что учение о спасении через веру в Иисуса Христа было не новым учением, а тем самым, к которому относились изыскания и исследования пророков. 1Пет.1.10 «К сему-то спасению относились изыскания и исследования пророков, которые предсказывали о назначенной нам благодати». Предмет исследования пророков – общее спасение людей всех национальностей через Иисуса Христа и, особенно, спасение, предложенное иудеям. Они предвидели славные времена духовного света, благодати и утешения, ожидающие Церковь.
В Послании к галатам ап. Павел говорит о том, что благодать можно и потерять. Гал.5.4 «Вы, оправдывающие себя законом, остались без Христа, отпали от благодати». Галаты не настолько оглупели, чтобы думать, будто оправдываются они одним только соблюдением Закона. Они лишь смешивали Христа с Законом. Согласившись выполнить одно требование Закона, они делали себя обязанными исполнить весь Закон, а он требует такого послушания, на какое они не способны. И проклинает каждого, кто нарушает его, т.е. он не может оправдать их, но только осудить. Из слов апостола следует, что галаты отвергали путь оправдания, установленный Богом. Более того, лишали себя возможности оправдаться в Его глазах. Они не будут иметь никакой пользы от Христа, они в ничто ставили Его благодать. Т.о., даже малую часть праведности нельзя искать в Законе без того, чтобы одновременно не отречься от Христа и Его благодати.
Тот, кто совершает труд для Господа, должен себя вдохновлять и укреплять для него. Он должен верно нести служение Ему, используя ту способность, которая приходит к нам через единение с Ним. Ап. Павел наставляет Тимофея подобно отцу, наставляющему своего сына. 2Тим.2.1 «Итак, укрепляйся, сын мой, в благодати Христом Иисусом». Быть сильным в благодати – это совершать труд по силе благодати. По мере умножения наших испытаний нам нужно становиться всё сильнее и сильнее в благодати: должна быть сильнее наша вера и любовь к Богу и Христу. Эти слова можно понимать и как противопоставление укреплению нашему в своей собственной силе. Т.е. понимать так: «Укрепляйся не в уповании на свои собственные силы, а в благодати Христом Иисусом». Вспомним фразу из Послания к ефесянам: Еф.6.10 «укрепляйтесь Господом и могуществом силы Его». Когда ап. Петр обещал Господу Иисусу, что готов скорее умереть за Него, чем отречься от Него, то он укреплялся в своей собственной силе. Если бы он укреплялся в благодати Христом Иисусом, то сохранил бы свою верность. Благодать находится во Христе, «ибо благодать же и истина произошли через Иисуса Христа» (Ин.1.17). В Нем достаточно благодати для каждого из нас.
Апостол Петр во Втором послании указывает нам, что мы должны делать для того, чтобы избежать отпадения – мы должны возрастать в благодати. В начале своего Послания он призывал нас дополнять одну благодать другой. Здесь же он советует нам возрастать во всякой благодати, в вере, в добродетельности и в рассудительности. 2Пет.3.18 «Но возрастайте в благодати». Чем сильнее в нас благодать, тем более утвержденными мы будем в истине.
Боже! Просим, помоги нам пребывать и возрастать в благодати.
пастор Золтан З. Тырык
Молитва. Боже и Отче! Мы благодарим Тебя за то, что мы имеем дружбу с Богом и дар праведности лишь по благодати нашего Спасителя Иисуса Христа. Т.е. мы примирились с Богом благодаря тому, что Он по Своей любви совершил для нас. Благодарим за то, что Господь Иисус не только компенсировал и восстановил то, что было утрачено из-за Адама. Но также принес намного больше благодати, славы и блаженства, что мы имели бы, сами будучи безгрешными. Благодарим, что через Библию Ты нам провозглашаешь, кто же будет наслаждаться всем тем благом, которое приобрел для нас Христос. Благодарим, что таковыми являются принимающие обилие благодати и дар праведности. Просим, сотвори в нас сердце сокрушенное и смиренное, готовое принять Твои бесценные дары. Просим, помоги нам укрепляться не в уповании на свои собственные силы, а в благодати Христом Иисусом. Мы молились во имя Господа Иисуса Христа. Аминь.