КОММЕНТАРИИ
на Евангелие от Иоанна
Глава 15
Общепринято считать, что содержащаяся в этой и следующей главах речь была произнесена Христом по окончании последней вечери, в ту ночь, в которую Он был предан. Его речь представляла собой цельный монолог, не прерванный никем. В отличие от речи, изложенной в предыдущей главе. И что избранная Им тема очень подходила для прощальной проповеди в печальный момент расставания. Теперь, когда Он намеревался оставить их: 1. Они могли испытывать искушение оставить Его и возвратиться к Моисею. Поэтому Он говорит им, как необходимо было им верой привиться к Нему и пребывать в Нем. 2. Они могли испытывать искушение чуждаться друг друга, и поэтому Он настаивает на том, чтобы они любили друг друга. И поддерживали после Его ухода то общение, которое до сих пор служило им утешением. 3. Они могли испытывать искушение отступить от своего апостольства в тот момент, когда на пути им встретятся трудности. И потому Он подготавливает их к тому, чтобы они мужественно перенесли удар со стороны злобного мира.
15.1 «Я есть истинная виноградная Лоза, а Отец Мой – Виноградарь». Смысл этого подобия в следующем: мы бесплодны по природе, если не привьемся к Христу, и не будем черпать от Него силу. Вспомним о правиле, относящемся ко всем притчам: не следует дознаваться о всех свойствах лозы, надо лишь в целом понять, для какой цели Христос употребляет это сравнение. Три главных момента таковы: в нас нет никакой способности творить угодное Богу добро, кроме как с помощью Христа. Укоренив нас в Нем, Отец продолжает возделывать нас путем очищения. Бесплодные ветви Он отсекает, чтобы бросить в огонь и сжечь. Любой человек постыдится отрицать, что всё добро, которое в нем есть, происходит от Бога. Но впоследствии люди выдумали, что им дана как бы врожденная всеобщая благодать. Христос же настаивает на том, что животворная влага проистекает только из Него. Откуда следует: человеческая природа бесплодна и лишена всякого блага. Ведь никто не проявляет свойства лозы, пока не привьется к Христу. Однако эта особая благодать дается одним избранным. Итак, первый творец всякого блага – это Бог Отец, насаждающий нас Своей десницей. А начало нашей духовной жизни находится во Христе, корне, от которого мы начинаем творить добро. В стихах 1-8 Христос, взяв подобие от виноградной лозы, рассуждает о плоде, т.е. о плодах Святого Духа, которые должны были приносить Его ученики. «Я есть истинная виноградная лоза». То, что Он соблаговолил говорить о Себе, пользуясь скромными и малозначительными сравнениями, свидетельствует о Его смирении. Виноград – это вьющееся кустарниковое, распространенное растение. И Христос тоже будет известен как спасение до края земли. Он есть истинная виноградная лоза, т.к. истина противостоит притворству и обману. Он есть поистине плодовитое растение, славящееся своими плодами. «А Отец Мой Виноградарь». Земля только тогда будет приносить Богу плода, если Он будет возделывать ее. Он наблюдал за Христом, Корнем, укреплял Его и дал расцвести Ему «из сухой земли». Он наблюдает за всеми ветвями и охраняет их, чтобы ничто не повредило им. Никогда еще не было виноградаря, такого мудрого и внимательного по отношению к своему винограднику, каким является Бог по отношению к Своим детям.
15.2 «Всякую у Меня ветвь, не приносящую плода, Он отсекает; и всякую, приносящую плод, очищает, чтобы более принесла плода». Поскольку одни извращают Божью благодать, другие подавляют, а третьи заглушают, Христос повелевает нам усердствовать. Он говорит, что бесплодные ветви непременно будут удалены с лозы. Но спрашивается: разве может отсутствовать плод у того человека, кто привит к Христу? Отвечаем: многие считаются привитыми только по мнению людей. Так Господь через пророков называет лозой народ Израиля, который был Церковью лишь в силу внешнего исповедания. «Всякую у Меня ветвь». Верующие суть ветви этой виноградной Лозы. Христос есть ствол винограда с корнем. Корень не виден для глаз, и жизнь наша сокрыта во Христе. Корень держит дерево, доставляет ему сок (питание) и является всё во всем для его цветения и плодоношения. Так и во Христе заключается источник, поддерживающий и питающий Его последователей. Ветви виноградной лозы многочисленны, разветвляются от ствола и образуют одно растение. Так и все искренние христиане, хотя они и разделены друг с другом, как по своим понятиям, так и территориально, тем не менее, собираются во Христе, как в объединяющем их центре. Верующие, подобно ветвям виноградной лозы, слабы и не способны держать самих себя. Они должны поддерживаться стволом. «Не приносящую плода». Мы должны быть плодоносны. От ветвей ожидают виноградных ягод, а от христианства – выполнения христианского долга. Плод христианина – это характер и наклонности христианина, жизнь и поведение христианина, благочестие и устремления христианина. Мы должны чтить Бога и творить добро, быть примером чистоты и силы той религии, которую исповедуем. Ученики должны были, как христиане, приносить всякий плод праведности. А как апостолы, распространять учение Христа. Чтобы убедить их в этом, Он указывает им: «Он (Бог) отсекает». Бесплодные ветви Бог отсекает. Под этим подразумевается, что существует много похожих на ветви Христовы, но не приносящих плоды. Если бы они на самом деле были бы соединены верой с Христом, то приносили бы плод. Они же, связаны с Ним только нитью внешнего исповедания, хотя и кажутся ветвями, но весьма скоро обнаруживают, что в действительности являются сухими. Бесплодные исповедники веры суть неверные исповедники, не имеющие ничего, кроме пустого исповедания. Кто не приносит плода во Христе, плода Духа Святого и благодати, ничем не отличаются от тех, кто вовсе не приносит никакого плода. Осия 10.1 «Израиль – ветвистый виноград, умножает для себя плод; чем более у него плодов, тем более умножает жертвенники; чем лучше земля у него, тем более украшают они кумиры». Этим ветвям дается предостережение, что они будут отсечены из справедливости к ним и из милости к остальным ветвям. У того, кто не связан истинным союзом с Христом и не приносит плода посредством этого союза, отнимется и то, что он думает иметь (Лк.8.18). «И всякую, приносящую …». Этими словами Христос учит: чтобы верные не выродились, необходимо постоянно их возделывать. От нас не будет происходить никакого добра, если Бог не продолжит протягивать руку помощи. Для нас недостаточно однажды стать причастниками усыновления, если Бог не будет продолжать в нас дело благодати. Христос упоминает об очищении, поскольку плоть наша изобилует тягостными и вредными пороками. Так что пороки будут без конца прорастать, если нас не продолжит очищать рука Божья. Он очищает, удаляет излишнее, избыточное. Всё то, что мешает росту и плодоношению. Даже самые лучшие из людей не лишены того, что является греховным. Напр., должны быть удалены ошибочные взгляды, устремления, наклонности, что Христос пообещал делать Своим словом, Духом и провидением. Всё это будет удаляться постепенно, каждое из них в свое время. Бог, великий Виноградарь, делает это очищение ради собственной славы.
15.3 «Вы уже очищены через слово, которое Я проповедал вам». Христос указывает ученикам на пользу, получаемую верующими от Его учения. Силу от этого учения они должны постараться проявить на примере собственной жизни, приносящей плод. Теперь, когда Иуда Искариот был исключен из их общества словом Христа («Что делаешь, делай скорее»), оно стало чистым. А до тех пор, пока они не избавились от него, «не все были чисты». Слово Христа производит разделение, отделяет драгоценное от ничтожного. Каждый из них был очищен, т.е. освящен истиной Христа (Ин.17.17). Та вера, которой они приняли слово Христа, очистила их сердца. Дух благодати посредством слова очистил их от примеси мира и плоти. Это применимо ко всем верующим. Слово Христа обращено к ним, а в этом слове заключена очищающая сила, т.к. оно изгоняет ветхую природу и насаждает новую. Мы только тогда доказываем, что очищены этим словом, когда приносим плод святости.
15.4 «Пребудьте во Мне, и Я в вас. Как ветвь не может приносить плода сама собою, если не будет на лозе, так и вы, если не будете во Мне». Христос увещает снова учеников усердствовать в стремлении сохранить дарованную им благодать. Он хочет лишь одного: словно курица стеречь нас под Своими крыльями, чтобы мы по легковесности не улетели от Него к собственной погибели. Итак, доказывая, что Он не для того начал дело нашего спасения, чтобы прервать его на середине, Христос обещает нам действенность Своего Духа, если только не будем Ему противиться. «Пребудьте во Мне, и Я в вас». «Пребудьте во Мне», говорит Господь, «поскольку Я Сам готов в вас пребывать. Кто пребудет во Мне, будет приносить много плода». Все ученики Христа должны проявлять заботу о том, чтобы постоянно находиться в общении с Ним и получать поддержку от Него. Те, кто пришел к Нему, должны пребывать в Нем верой, а Он пребудет в нас Своим Духом Святым. Мы, верующие, можем не опасаться того, что Он не пребудет в нас. Общение между Христом и верующим никогда не нарушается по Его вине. Мы должны пребывать в слове Христа, постоянно обращаясь к нему, и тогда он будет в нас. Мы должны пребывать в уповании на заслуги Христа как нашу праведность и защиту. И тогда мы получим от Него поддержку и утешение. «Как ветвь не может …». Ветвь пребывает на лозе, а сок лозы пребывает в ветви. И таким образом поддерживается постоянное сообщение между ними. Этими словами Христос заявляет, что все, имеющие в Нем живой корень, окажутся плодоносными ветвями. Итак, в стихах 4 и 5 сказано о необходимости нашего пребывания во Христе как условии нашего плодоношения.
15.5 «Я есть Лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего». Эта фраза – заключение и вывод всей притчи. Принесение нами плода является необходимым для нашего блаженства. Наилучший аргумент для побуждения нас пребывать во Христе состоит в том, что иначе мы не можем приносить плод. Во-первых, пребывание во Христе необходимо для того, чтобы мы могли творить много добра. Кто постоянно упражняет себя в вере во Христа и в любви к Нему, кто живет Его обетованиями и водится Его Духом, тот приносит много плода. Т.е. тот верно служит делу прославления Бога и содействует своей собственной пользе. Союз с Христом необходим для того, чтобы производить добрые дела. Жизнь веры в Сына Божьего – это самая лучшая жизнь, какую только может прожить человек в этом мире. С ней ничто не может сравниться. Это упорядоченная и уравновешенная жизнь, чистая и небесная, полезная и утешительная. Она содержит в себе всё, что отвечает цели жизни. Во-вторых, пребывание во Христе необходимо для того, чтобы мы могли творить всякое добро. Оно есть не только средство культивирования и умножения того добра, которое уже есть в нас, но и источник и начало всякого добра. Без Христа мы не можем делать не только великое, как, напр., исцелять больных или воскрешать мертвых, но и вообще ничего угодное Богу. Во всех вопросах духовной и божественной жизни нам точно так же необходимо находиться в постоянной зависимости от благодати Посредника (Христа), как во всех вопросах физической жизни мы находимся в зависимости от провидения Творца. Ибо как в том, как и в другом, мы живем, движемся и существуем божественной силой. Оторванные от заслуг Христа мы ничего не можем сделать для нашего оправдания. Разъединенные в Его Духом, мы ничего не можем достичь в деле нашего освящения. Без Христа мы не можем делать ничего правильно, ничего того, что могло бы стать плодом, угодным Богу или благоприятным нам. (2Кор.3.5). Христос необходим нам затем, чтобы не только иметь опору, подобно лозе, но и чтобы получать сок, подобно ветви, которой нужен корень.
15.6 «Кто не пребудет во Мне, извергнется вон, как ветвь, и засохнет; а такие ветви собирают и бросают в огонь, и они сгорают». Здесь сказано о пагубных последствиях оставления Христа. Христос снова поощряет учеников к стойкости. «Кто не пребудет во Мне, извергнется вон, как ветвь и засохнет». Эти слова описывают ужасное положение людей, которые вне Христа, и отступников, которые не пребывают во Христе. Они извергаются вон, подобно засохшим и увядшим ветвям. Их обрезают, потому что они мешают дереву. Совершенно справедливо, когда думающие, что они не нуждаются во Христе, лишаются пользы от Него. Отвергающие Его будут отвержены Им. Не пребывающие во Христе будут оставлены Им в позорных грехах, предоставлены сами себе. И затем будут справедливо извержены из среды верных. Они засыхают подобно ветке, сломанной с дерева. Хотя те, кто не пребывает во Христе, могут какое-то время цвести в своем благовидном, по меньшей мере, сносном исповедании, тем не менее, весьма скоро они засыхают и делаются негодными. Увядают их способности и дары, их рвение и благочестие, доверие к ним и их репутация, их надежды и утешения. Всё засохнет. «Такие ветви собирают». Те, кто отпадает от Христа, вскоре попадают в общество грешников. Дьявол стоит наготове, чтобы схватить тех овец, которые блуждают и отдаляются от стада Христа. Некоторые понимают под собиранием сухих ветвей служение ангелов в Судный день. «И бросают в огонь». Т.е. они попадают в огонь. Здесь 2 варианта. 1. Соблазняющие и вовлекающие их в грех бросают их, фактически, в огонь. Ибо делают их чадами ада. 2. Они окажутся в вечном огне. Огонь – самое подходящее место для сухих ветвей, ибо ни на что другое они не годятся. «И они сгорают». Это естественно, но здесь оно особенно подчеркивается, что делает данную угрозу весьма ужасной. Они не в одно мгновение будут пожраны огнем, но будут гореть во веки веков в огне. Который не может быть потушен, а сам никогда не потухнет. Таков результат оставления Христа, таков конец бесплодных деревьев.
15.7 «Если пребудете во Мне и слова Мои в вас пребудут, то, чего ни пожелаете, просите, и будет вам». Христос добавляет эти слова, поскольку верные часто чувствуют себя сухими и далекими от плодовитости ветвями. «Если пребудете во Мне и слова Мои в вас пребудут». Это является благословенном преимуществом тех, кто пребывает во Христе. Выше Он сказал: «Пребудьте во Мне, и Я в вас». А здесь Он поясняет сказанное Им прежде. Наш союз с Христом поддерживается Словом. Ибо Христос представлен нам именно в Слове, и именно через Слово Он предлагается нам (Рим.10.6-8). Именно посредством Слова мы принимаем Его. Если Божье Слово будет нашим постоянным руководителем и наставником, если оно будет в нас, то и мы пребудем во Христе. Говоря «если слова Мои в вас пребудут», Христос имеет в виду, что мы укореняемся в Нем верою. Ведь как только отходят от евангельского учения, Христа начинают искать вне Его Самого. «То, чего ни пожелаете, просите, и будет вам». Господь часто позволяет нам быть слабыми, чтобы упражнять нас в усердной молитве. Наше общение с Христом поддерживается молитвой. Обещая же дать нам всё, что мы пожелаем, Он никак не потакает вседозволенности в желаниях. Бог плохо бы заботился о нашем спасении, если бы столь легко потворствовал и потакал нам. Хорошо известно, сколь дурные желания порой зарождаются в людях. Но Христос обуздывает Своих людей и дает им правило законной молитвы. Если мы будем иметь Христа, то не будем нуждаться ни в каком благе. В этом обетовании можно отметить два существенных момента. Во-первых, если мы будем пребывать во Христе и Его слово будет пребывать в нас, то мы не будем просить ни о чем другом, как лишь о том, что может послужить нам на пользу. Пребывающие в нас обетования готовы превратиться в молитвы, а молитвы, направленные на их осуществление, не могут быть не услышаны. Христос имеет в виду, что Его люди желают не богатства, не почестей, не того, что по глупости хочет плоть, но животворную силу Святого Духа, дающую обильное плодоношение. Во-вторых, если мы пребудем во Христе и Его Слове, то обретем такую часть в Божьем благоволении и Христовом посредничестве, что будем иметь ответ мира на все наши молитвы.
15.8 «Тем прославится Отец Мой, если вы принесете много плода, и будете Моими учениками». Эти слова указывают на славу, которую наш плод доставит Богу, а также на утешение и честь, которые получим мы. Если мы принесем много плода, этим прославится Бог, наш Небесный Отец. Обильный плод апостолов, прилежно исполняющих свое служение, должен был прославить Бога в деле обращения душ и приношения их Ему. Рим.15.9 «А для язычников – из милости, чтобы славили Бога». Обилие плода, приносимого всеми христианами в низшей и более узкой сфере, тоже имеет целью прославление Бога. Выдающиеся добрые дела христиан многих людей приводят к прославлению Отца Небесного. Это докажет, что мы на самом деле ученики Христа, что мы действительно то, чем называем себя. Мы на деле докажем наше ученичество и будем украшением учения и славою и хвалою нашего Учителя. Т.е. будем истинными Его учениками. Иер.13.11 «Ибо как пояс близко лежит к чреслам человека, так Я приблизил к Себе весь дом Израилев и весь дом Иудин, говорит Господь, чтобы они были Моим народом и Моею хвалою и украшением». В великий день мы будем призваны нашим Учителем и получим награду учеников. И чем больше мы приносим плода, чем больше изобилуем добрыми делами, тем больше Он прославляется. Итак, Христос говорит: не стоит сомневаться, что Бог услышит молитвы Своих детей, желающих сделаться плодовитыми. Ведь это лучше всего способствует Его славе. Он говорит, что к Его стаду принадлежит лишь тот, кто плодоносит во славу Божию.
15.9 «Как возлюбил Меня Отец, и Я возлюбил вас; пребудьте в любви Моей». «Как возлюбил Меня Отец». Христос говорит нам, что Отец действительно возлюбил Его. Он возлюбил Его как Посредника – «Сей есть Сын Мой возлюбленный». Он возлюбил Его и всё дал в руку Его. И, несмотря на это, Он всё же так возлюбил мир, что предал Его за всех нас. Когда Христос вступал в полосу Своих страданий, Он утешал Себя тем, что Отец любит Его. Те, кого Бог любит любовью Отца, могут с презрением встречать ненависть всего мира. Этими словами Христос хотел утвердить в нашей душе прочный залог Божьей любви к нам. Итак, чтобы найти залог Божьей любви, следует взирать на Иисуса Христа. На Него излилась любовь Божья, чтобы затем перетечь к Его последователям. В Нем Бог хочет возлюбить и нас. «И Я возлюбил вас». Какая удивительная снисходительность благодати Христа! Как Отец возлюбил Его, самого достойного из всех, так и Он возлюбил учеников, недостойных. Отец возлюбил Его как единородного Сына, и Он любит их как Своих детей. «Отец всё дал в руку Его», и с Ним Он «дарует нам всё». Отец возлюбил Его как Посредника, как Главу Церкви и как великого Попечителя в вопросе божественной благодати и благоволения. Их Он имел не только для Себя, но и для тех, ради кого Он был поставлен Попечителем. Отец для того имел в Нем Свое благоволение, чтобы в Нем благоволить и к нам. «Пребудьте в любви Моей». Христос требует от учеников любви к Себе на основании той великой любви, которой Он возлюбил их. Он обращается к ним с увещанием пребывать в Его любви. Это можно подразумевать, как пребывать в нашей любви к Нему и в Его любви к Нам. Мы должны полагать свое блаженство в постоянстве Христовой любви к нам, и считать обязательным для себя постоянно доказывать нашу любовь к Христу. Чтобы ничто не могло искусить нас удалиться от Него, или заставить Его удалиться от нас. Все те, кто любит Христа, должны быть постоянны в своей любви к Нему. Это означает всегда любить Его и использовать любую возможность для того, чтобы доказать это на деле. Ученики должны были вскоре выйти на служение Христу, в котором им предстояло встретиться со многими трудностями. Однако Христос говорит (перефразируем Его слова): «Сохраняйте свою любовь ко Мне, и тогда все те трудности, с которыми вы столкнетесь, будут легкими». Любовь к Рахили сделала легкими для патриарха Иакова семь лет тяжелого труда. Пусть же эти трудности, которые нам придется перенести за имя Христа, не угасят нашей любви к Христу, а напротив, еще больше воспламенят ее. Многие отвергают предложенную им благодать, а другие отбрасывают то, что уже имеют. Будучи однажды принятыми в благодать Христову, станем же остерегаться отпасть от нее по собственной вине. Христос призывает нас к стойкости, но при этом не следует опираться на собственное усердие и силы. Наоборот, надо молить Его Самого, чтобы Он укрепил нас в любви к Себе.
15.10 « Если заповеди Мои соблюдете, пребудете в любви Моей, как и Я соблюл заповеди Отца Моего и пребываю в Его любви». Христос показывает, каким образом мы можем устоять: если будем идти туда, куда Он нас зовет. Все, не доказывающие своим послушанием подлинное ученичество, отвергают любовь Христову. «Если заповеди Мои соблюдете, пребудете в любви Моей». Доказать свою любовь к Христу надо путем соблюдения Его заповедей. Это будет доказательством постоянства и верности нашей любви к Нему. И тогда мы можем быть уверены в постоянстве Его любви к нам. Пребывая в любви Христа как в месте обитания, мы почувствуем себя как дома, как в месте покоя, как в крепости, в безопасности. Вы «пребудете в любви Моей», вы обретете благодать и силу, чтобы любить Меня не переставая. Если бы та же самая рука, которая вначале излила любовь Христову в наши сердца, не сохранила нас в этой любви, то мы не долго пребыли бы в ней, но, полюбив этот мир, перестали бы любить Христа. Условие этого обетования: «Если заповеди Мои соблюдете». Ученики должны были соблюдать заповеди Христа не только путем личного подчинения им, но и путем точной передачи их другим людям. Они должны были соблюдать их как доверенные лица, в руки которых отдано это великое сокровище. Ибо они должны были учить всему, что Христос повелел (Мф.28.20). «Как и Я соблюл заповеди Отца Моего и пребываю в Его любви». Христос пребывал в любви Своего Отца. Он постоянно любил Своего Отца и был любим Им. Даже и тогда, когда Он сделался грехом и проклятием за нас и «Господу угодно было поразить Его», Он пребывал в любви Своего Отца. Пс.88.34 «Милости же Моей не отниму от него, и не изменю истины Моей». Он никогда не переставал любить Своего Отца, поэтому переносил все страдания с радостью. И Отец никогда не переставал любить Его. Христос пребывал в любви Своего Отца потому, что исполнял закон Его. Он доказал Свою любовь к Отцу тем, что совершил Свое дело от начала до конца. Мы нарушили закон творения, проявили непослушание Богу, и тем самым отлучили себя от любви Божьей. А Христос реабилитировал нас, подчинившись закону искупления, и таким образом пребыл в любви Отца и нас возвратил в Его объятия. Чтобы побудить учеников к соблюдению Его заповедей, Он ссылается на собственный пример и на необходимость соблюдения заповедей ради сохранения дружбы с Ним. Только те будут считаться Его верными последователями, кто покажет себя послушными рабами. Те, кто не позволит Ему царствовать над собой, будут рассматриваться как Его враги. Только полное послушание Христу является единственно приемлемым послушанием.
15.11 «Сие сказал Я вам, да радость Моя в вас пребудет и радость ваша будет совершенна». «Сие сказал Я вам, да радость Моя в вас пребудет». Христос обращается к ученикам еще с одним увещанием. Он добавляет, что люди благочестивые хорошо знают Его любовь. Они воспринимают ее чувством веры. Радость зовется нашей и Христовой, но в разных смыслах. Она Христова, потому что дается нам от Него. Он Сам есть ее автор и ее причина. Причина – потому что избавил нас от вины, когда взвалил на Себя наказание за наш грех. И автор – поскольку Духом Он упразднил страх и тревогу в наших сердцах, после чего в них воцарилась спокойная радость. Радость также зовется нашей и по иной причине. Ведь мы обладаем им с того момента, как Он нам дан. Он предлагает ученикам позволить Его радости пребывать в них и наполнять их. Он имел это в виду в данных Им повелениях и обетованиях. Эти слова помещены в тексте оригинала так, что понять их можно двояким образом. (1) Радость Моя в вас пребудет. Если они принесут много плода и пребудут в Его любви, то Он не перестает радоваться о них, как радовался до того. Верные ученики доставляют радость Господу Иисусу. (2) Радость Моя, т.е. ваша радость о Мне, да пребудет. Христос желает, чтобы Его ученики непрестанно и неустанно радовались о Нем (Флп.4.4). Радость лицемера мгновенна, а радость тех, кто пребывает в любви Христа, есть непрекращающийся праздник. Слово Господне пребывает вовек, таковыми же являются и радости, проистекающие из него и основанные на нем. «И радость ваша будет совершенна». Чтобы вы не только исполнялись радостью, но чтобы радость ваша о Мне и Моей любви всё больше и больше возрастала, пока не достигнет совершенства. Те и только те имеют совершенную радость, в ком пребывает радость Христова. Радости этого мира пусты, они скоро пресыщают, но никогда не насыщают. Только мудрое сердце знает радость, насыщающую душу (Пс.35.9). Итак, Христос добавляет, что эта радость будет непоколебимой и полной. Не потому, что верующие лишены всякой грусти, но потому, что поводов для радости у них много больше.
15.12 «Сия есть заповедь Моя, да любите друг друга, как Я возлюбил вас». Христос повторяет сказанное прежде: Ему больше всего угодно, чтобы верующие испытывали друг к другу взаимную любовь. Этой любви предшествует любовь и почтение к Богу, но поскольку законное подтверждение этой любви – это любовь к ближнему, о ней здесь и говорится. Христос дает нам конкретный пример: Он возлюбил всех Своих, чтобы они любили друг друга. Почему же в этом месте Он ничего не говорит о любви к неверующим, сказано в предыдущей главе. «Сия есть заповедь Моя, да любите друг друга». Христос предписывает ученикам любовь друг к другу как доказательство их любви к Нему и как благодарный ответ на Его любовь к Ним. Мы должны соблюдать Его заповеди, а заповедь Его есть та, чтобы мы любили друг друга. Нет другой такой религиозной обязанности, которая повторялась бы Господом Иисусом более часто и с более страстной настойчивостью, чем обязанность взаимной любви. И для этого приводятся следующие основания: (1) Она предлагается здесь на основании данного Христом образца – «как Я возлюбил вас». (2) Она требуется на основании Его повеления. Он употребляет Свою власть, сделав эту обязанность одним из основных законов Своего Царства. «Сия есть заповедь Моя», как если бы она была самой необходимой из всех заповедей. Запрещение идолослужения было заповедью закона Моисея, на которой делалось наибольшее ударение. Христос, предвидя склонность христианской церкви к немилосердию, сделал особое ударение на этом поведении. «Как Я возлюбил вас». Любовь Христа к нам должна направлять и вызывать нашу любовь друг к другу. Мы должны любить друг друга таким образом и из таких побуждений, как и почему Христос возлюбил нас.
15.13 «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих». Христос возлюбил Своих учеников, ибо положил душу Свою за них. Это и есть та любовь, которой Он возлюбил нас. Величайшим доказательством любви людей друг к другу является то, что человек полагает душу свою за друга своего для спасения его души (жизни). Возможно, случались такие героические достижения любви. Превосходство любви Христа в сравнении с любой другой любовью: Он положил душу Свою за нас, «когда мы были еще грешниками» (Рим.5.8,10). Жизнь Его бесконечно ценнее и десяти тысяч таких, как мы. Ранее Христос восхвалял величие Своей любви к нам, чтобы сильнее укрепить наше спасительное упование. Теперь Он идет дальше, чтобы Своим примером воспламенить в нас любовь к братьям. И то и другое Он соединяет вместе. Он хочет, чтобы сладость Его безмерной благости мы вкушали верой.
15.14 «Вы друзья Мои, если исполняете то, что Я заповедую вам». Христос любил Своих учеников, ибо принял их в завет дружбы с Самим Собой. Перефразируем Его слова: «Если вы докажете своим послушанием, что являетесь истинно Моими учениками, то вы друзья Мои и отношение к вам будет как к друзьям». Ему благоугодно было называть и считать их таковыми. Те, кто исполняет обязанности Его рабов, удостаиваются звания Его друзей. Мы можем иной раз подружиться с совершенно незнакомым нам человеком, но с настоящим другом мы разделяем все его интересы. И принимаем участие во всем, что его заботит. Так и Христос считает верующих Своими друзьями. Он посещает их и общается с ними как со Своими друзьями, терпит их и находит в них лучшее, сострадает им в их страданиях и сорадуется их успеху. Он ходатайствует за них на небе и печется о всех их интересах там. Хотя они подчас не по-дружески относятся к Нему, Он остается их другом, любящим во всякое время. Христос не имеет в виду, что мы достигли такой чести вследствие каких-либо заслуг. Он лишь учит правилу, по которому принимает нас в Свою благодать. Мирские же люди, нечестиво презирая Евангелие и распутствуя вопреки Христу, открыто отвергают Его любовь.
15.15 «Я уже не называю вас рабами, ибо раб не знает, что делает господин его; но Я называю вас друзьями, потому что сказал вам всё, что слышал от Отца Моего». «Я уже не называю вас рабами». Христос доказывает Свою любовь к ученикам посредством и этого довода. Он полностью явил Себя им, войдя с ними в общение подобное тому, какое существует между друзьями. Он дал им много больше, чем смертный человек дает своим рабам. Хотя они и называют Его Учителем и Господом, Он не называет их рабами. Желающие уподобиться Христу в Его смирении не должны гордиться, не настаивать при каждой возможности на своей власти и авторитете. А помнить о том, что их верующие рабы являются их товарищами. «Но Я называю вас друзьями». Он не просто любит их, но хочет, чтобы они знали об этом. После Своего воскресения Он говорил о Своих учениках и разговаривал с ними с более нежной любовью, чем прежде. Однако, хотя Христос и назвал их Своими друзьями, тем не менее, они называли Его Господом, а себя Его рабами. Так называли себя Петр («раб Иисуса Христа», 2Пет.1.1) и Иаков (Иак.1.1). Чем большую честь оказывает нам Христос, тем большую честь должны мы стараться воздать Ему. Чем выше мы в Его глазах, тем ниже должны быть мы в наших собственных. «Сказал вам всё, что слышал от Отца Моего». Христос любил Своих учеников, поэтому делился с ними Своими мыслями. Они не остались в том неведении, в каком пребывали прежде, подобно рабам. Ибо рабам сообщается только то, что они должны сделать в настоящую минуту. Что касается сокрытой воли Божьей, то мы должны довольствоваться тем, что есть много того, что нам не следует знать. Но что касается открытой Его воли, то Господь Иисус верно передал нам всё, что принял от Отца. Он возвестил Своим ученикам великие истины, касающиеся искупления человека, чтобы они могли возвестить их другим. Мы не должны взлетать на небеса и спускаться в бездну, чтобы обрести уверенность в спасении. Нам достаточно и того свидетельства, которое содержится в Евангелии. Премудрость Божья непостижима. Христос уделяет каждому верующему ту меру знания, которая ему достаточна. Будучи поставлен Учителем Церкви, Он верно передал Своим людям всё, что Он слышал от Отца в этом качестве. Только бы у нас было усердие к смиренному научению.
15.16 «Не вы Меня избрали, а Я вас избрал и поставил вас, чтобы вы шли и приносили плод, и чтобы плод ваш пребывал дабы, чего ни попросите от отца во имя Мое, Он дал вам». «Не вы Меня избрали, а Я вас избрал». Христос любил Своих учеников, ибо избрал и поставил их, чтобы они первыми явили Его славу и честь в этом мире. Его любовь к ним проявилась в избрании их на апостольство. Ин.6.70 «не двенадцать ли вас избрал Я?» Это была не их инициатива. Почему они были допущены до такой близости с Ним, и избраны в качестве Его посланников? Не за их мудрость и доброту, проявленные в избрании Его своим Учителем, а благодаря Его благоволению и благодати, проявленным в избрании их Его учениками. Именно Христу подобает избрать себе служителей, и Он продолжает это делать и до сего дня посредством Своего провидения и Духа. Хотя служители добровольно принимают это святое призвание, приоритет принадлежит выбору Христа, направляющему и предопределяющему их собственный выбор. Обо всех избранных для благодати и славы можно сказать: не они избрали Христа, а Он избрал их (Втор.7.7,8). Человек не ищет Христа по собственной воле, пока его самого не начнут искать. Христос восхваляет здесь благодать, по которой ученики были избраны в апостолы, но при этом соединяет с ней благодать спасительную, по которой они же были привиты к телу Церкви. Более того, этими словами охватывается всё когда-либо данное ученикам достоинство. «И поставил вас». Его любовь к ним проявилась и в поставлении их. Он определил их на служение, на исполнение Его поручений. Когда Он увенчал их такой честью и удостоил их такого доверия, то стало очевидно, что Он считал их Своими друзьями. Он оказал им громадное доверие, сделав их посланниками Своими для ведения переговоров по делам Его Царства в этом мире. Ученикам было доверено сокровище Евангелия, во-первых, с той целью, чтобы повсюду распространить его. Они были поставлены не на то, чтобы сидеть без дела, а на то, чтобы идти повсюду, быть прилежными в труде и неустанно отдавать себя на добрые дела. Они были поставлены на то, чтобы быть орудием в руке Божьей для приведения народов в послушание Христу (Рим.1.13). «Чтобы вы шли и приносили плод, и чтобы плод ваш пребывал». Теперь Христос объясняет, зачем Он ранее напомнил им о Своей благодати. Для того, чтобы сделать их более пламенными в служении. Достоинство апостола далеко не праздная привилегия – ученикам предстояло сражаться с великими трудностями. Итак, Христос дает им стимул не избегать трудов, невзгод и тягот. Он непременно сделает так, что наш труд окажется не напрасным и не пустым. Те, кого поставляет Христос, должны быть плодоносными и непременно будут таковыми. Они должны трудиться, и их труд не будет тщетен. Ученикам было доверено Евангелие и с той целью, чтобы оно передавалось постоянно, чтобы плод их пребывал. И чтобы доброе влияние их трудов сохранилось из поколения в поколение, до скончания времени. Церковь Христа не предназначалась для того, чтобы быть временным явлением, подобно многочисленным философским сектам. Которые были всего лишь кратковременными сенсациями. Писания апостолов дошли до нас, и мы сегодня утверждаемся на этом основании. На смену одному поколению служителей и христиан приходило другое. На основании этой великой хартии Христос имеет в мире Свою Церковь. И, таким образом, их плод пребывает до сего дня и будет пребывать до тех пор, пока будет существовать наша земля. «Дабы, чего ни попросите от Отца во имя Мое, Он дал вам». Вероятно, эти слова, прежде всего, относятся к власти совершать чудеса, которой были наделены апостолы, и которую они должны были просить путем молитвы. Какие бы дары ни понадобились им для совершения их труда, в какой бы помощи с неба они ни нуждались для служения, дано будет им. Поставив их служителями Евангелия, Отец всегда готов протянуть им руку помощи всякий раз, как они попросят это во имя Христа. Здесь даются три намека для нашего ободрения в молитве. Во-первых, мы приходим к такому Богу, Который является Отцом, притом нашего Спасителя и нашим. Дух Святой учит нас, как посредством слова, так и непосредственно в нашем сердце взывать: «Авва, Отче!» Во-вторых, мы приходим во имя, которое является добрым именем. По какому бы делу ни приходили мы к престолу благодати по воле Божьей, мы можем со смиренным дерзновением упомянуть там имя Христа. И заявить о том, что мы Его последователи, и Он печется о нас. В-третьих, нам обещан ответ мира: то, за чем вы приходите, будет дано вам. Это великое обетование поддерживает связь между небом и землей, и несет утешение и помощь. Надо опасаться двух пороков: превозношения и отчаяния. Ведь, как небрегут помощью Божьей те, кто думает, что всё в их руках, так и многие покоряются трудностям, не памятуя, что сражаются с помощью божественной силы.
15.17 «Сие заповедую вам, да любите друг друга». Любовь учеников друг к другу предписывается как доказательство их любви к Христу и как благодарный ответ на Его любовь к ним. Мы должны соблюдать Его заповеди, а главная Его заповедь есть та, чтобы мы любили друг друга. Нет другой такой религиозной обязанности, которая повторялась бы Господом Иисусом более часто и с более страстной настойчивостью, чем обязанность взаимной любви. А для этого приводятся серьезные основания. 1. Она предлагается здесь (ст.12) на основании данного Христом образца: «как Я возлюбил вас». Любовь Христа к нам должна направлять и вызывать нашу любовь друг к другу. Мы должны любить друг друга таким образом и из таких побуждений, как и почему Христос возлюбил нас. Он указывает здесь на некоторые из проявлений Его любви к ним: Он назвал их друзьями, открыл им Свои намерения, был готов дать им всё, что ни попросят. 2. Она требуется на основании Его повеления. Он употребляет Свою власть, сделав эту обязанность одним из основных законов Своего Царства. Обратим внимание на то, как различно она выражается в стихах 12 и 17. И как сильно подчеркивается в обоих из них. Ст.12 «Сия есть заповедь Моя». Т.е. она является самой важной из всех заповедей. Запрещение идолослужения было заповедью закона, на которой делалось наибольшее ударение по сравнению с другими из предвидения склонности людей к этому греху. Христос, предвидя склонность христианской церкви к немилосердию, сделал особое ударение на этом поведении. Ст.17 «Сие заповедую вам». Он говорит так, как если бы собирался многое повелеть им, но называет им здесь только одно. А именно: «да любите друг друга». Не только потому, что эта заповедь включает в себя много обязанностей, но и потому, что она оказывает доброе влияние на всё. Апостолы должны знать: между учениками, прежде всего, требуется любовь. Чтобы они от всего сердца созидали Церковь Христову. Ибо нет большего препятствия, чем если каждый будет трудиться отдельно, а не сообща с остальными. Итак, если служители не будут лелеять братское общение, они могут воздвигнуть лишь отдельные и разрозненные строения. И церковь не испытает от этого никакого прироста.
15.18 «Если мир вас ненавидит, знайте, что Меня прежде вас возненавидел». В стихах 18-25 Христос говорит о ненависти, которая является характерной особенностью царства сатаны и его духом. Так же как любовь – характерной особенностью и духом Царства Христа. Ненависть эта обнаруживается в мире, в чадах века сего как отличных от чад Божьих. В тех, кто служит интересам бога века сего, образ которого они носят в себе, и власти которого они подчиняются. Во всех тех, будь то иудеи или язычники, кто не желает войти в церковь Христа, которую Он во всеуслышание вызвал из этого злого мира, и видимым образом отделил от него. То, что они названы миром, указывает на их многочисленность. Христу и христианству противостоит целый мир людей. Это указывает также на их союз и сплоченность вокруг общей идеи. Иудеи и язычники, не сумевшие договориться между собой по многим важным вопросам, нашли общий язык в преследовании служителей Христа. Они целиком преданные этому миру и тому, что в мире. И не думающие о загробном мире. Дети Божьи призываются ненавидеть только грехи грешников, они должны любить всех людей и делать добро всем. Злобный, ненавистный, завистливый дух не есть дух Христа, но дух этого мира. Итак, Христос укрепляет апостолов к брани. Ведь Евангелие нельзя распространять без того, чтобы мир не безумствовал и не нападал на него. Поэтому благочестивые учителя никогда не избегнут ненависти мира. Христос своевременно предупреждает об этом, чтобы с учениками не случилось того, что обычно бывает с новобранцами. Они смелы при отсутствии врагов, но дрожат, когда дело доходит до битвы. Христос увещает Своих не только для того, чтобы им не выпали новые трудности. Он одновременно укрепляет их Своим примером. Ведь несправедливо, если Самого Христа мир ненавидит, а нас, представляющих Его, будет любить. Христос говорит, что идет впереди учеников Своих.
15.19 «Если бы вы были от мира, то мир любил бы свое; а как вы не от мира, но Я избрал вас от мира, поэтому ненавидит вас мир». Христос говорит ученикам, что они должны ожидать ненависть этого мира и считаться с ним. Он предназначил их для труда, но тут же говорит, какие препятствия встретятся им в этом труде. Чтобы это не было для них неожиданностью, и чтобы они могли соответствующим образом подготовиться к этому. Он обязал их любить друг друга, и это было совершенно необходимо для них, ибо мир их ненавидел. Поэтому Господь призывает их сохранять мир между собой, и это укрепит их против вражды мира. Те, кто находится в окружении врагов, должны как можно ближе держаться друг друга. Еще одно утешение для апостолов: они потому ненавистны для мира, что отделены от него. Это и есть истинная слава верующих, ибо так они избавляются от погибели. «Избрать» здесь означает «отделить». Ведь если они были избраны от мира, отсюда следует, что ранее были частью мира. И лишь по милосердию Божию они отделены от других погибающих. Впрочем, здесь Христос называет «миром» всех не возрожденных Духом Святым. Может возникнуть вопрос: как быть с тем, что преступников, принадлежащих миру, мир не только ненавидит, но и проклинает. Значит, мир не всегда любит то, что ему принадлежит. Можем дать такое объяснение: мирским людям, действующим по голосу плоти, ненавистен не сам грех, но лишь причиненный ущерб и неудобство. Хотя Христос не отрицает, что мир раздирается внутренними распрями, Он хотел сказать следующее: мир ненавидит в верующих лишь то, что происходит от Бога.
15.20 «Помните слово, которое Я сказал вам: раб не больше господина своего. Если Меня гнали, будут гнать и вас; если Мое слово соблюдали, будут соблюдать и ваше». Выражение «помните слово» можно прочесть и в изъявительном наклонении: «вы помните». При этом смысл не изменится. Но повелительное наклонение больше соответствует контексту. Оно как бы подтверждает предыдущее предложение, где Христос сказал: мир ненавидит Его, хотя Он много превосходит Своих учеников. Ибо не справедливо, чтобы раб жил лучше своего господина. Рассматривается враждебность мира по отношению к последователям Христа. Кого Христос благословляет, тех мир проклинает. Любимцы и наследники неба никогда не были баловнями этого мира. Почему Каин возненавидел Авеля, как не потому, что «дела его были праведны». Царь Саул ненавидел Давида, потому что Господь был с ним. Царь Ахав ненавидел пророка Михея по причине его пророчеств. Таковы беспричинные причины ненависти этого мира. В этой главе приведены два факта проявления этой враждебности. Во-первых, вас будут гнать, потому что ненавидят, ибо ненависть – беспокойная страсть. Быть гонимыми является общим жребием желающих жить благочестиво во Христе Иисусе (2Тим.3.12). Христос предвидел, как зло будет обращаться мир с Его посланниками. И, однако, посылает их в него, как овец среди волков, ради тех немногих, которых надлежало призвать из этого мира посредством их служения. Во-вторых, говоря о людях, Христос имеет в виду и учение. Подразумевается, что их учение будет отвергаться миром. Отрывок «если Мое слово соблюдали, будут соблюдать и ваше» означает: «Ваше слово будут соблюдать и признавать не более, чем признали и соблюдали Мое слово». Проповедники Евангелия не могут не принимать как оскорбления в свой адрес презрительное отношение к их проповеди. Как для пророка Иеремии было великим оскорблением сказанное о нем: Иер.18.18 «не будем внимать словам Его». Презрение к учению – это ужасное зрелище, способное смутить даже самых отважных. Но мы вспоминаем: Сын Божий испытал к Себе не меньшее презрение. Поэтому нам не стоит удивляться тому, что Его учение мало ценится среди людей. Христос – единственный Учитель Церкви, но учение Свое Он провозглашает через апостолов.
15.21 «Но всё то сделают вам за имя Мое, потому что не знают Пославшего Меня». «Но всё то сделают вам за имя Мое». Еще одна причина того, что мир ненавидит учеников Христа, заключается в том, что они принадлежат Ему. В этом суть вражды мира. Чем бы она (причина) ни прикрывалась, в этом истина. Их ненавидят потому, что они носят и отстаивают имя Его в этом мире. Отличительным признаком учеников Христа является то, что они стоят за имя Его. Они живут и будут умирать с тем именем на устах, в которое крестились. Обычный удел тех, кто выступает за имя Христа – страдать, порой много и тяжко страдать. Утешением величайших страдальцев является то, что они страдают за имя Христа. 1Пет.4.14 «Если злословят вас за имя Христово, то вы блаженны». Они поистине блаженны, ибо участвовать в этих страданиях является честью; им сопутствует утешение и венец славы, к которому эти страдания ведут. Если мы терпим с Христом и за Христа, «то с Ним и царствовать будем». «Потому что не знают Пославшего Меня». Они не знают Бога. Если бы люди были знакомы с первичными принципами естественной религии, если бы они действительно знали Бога, то они не могли бы ненавидеть и гнать христианство, даже если бы и не хотели принять его. Не имеют разума те, кто съедает народ Божий (Пс.13.4). Они не знают Бога как пославшего нашего Господа Иисуса Христа и давшего Ему власть быть великим Посредником между Богом и людьми. Если мы не знаем Бога во Христе, то мы не имеем правильного познания Его. И те, кто гонит посланных Христом, показывают тем самым, что они не знают, что Он был послан от Бога. Итак, мир в слепом неведении несется к своей погибели. Ибо никто открыто не объявит войны Богу. Мир, восставая против Христа, делает это по неведению и слепоте.
15.22 «Если бы Я не пришел и не говорил им, то не имели бы греха; а теперь не имеют извинения во грехе своем». Для любви к Христу существовало основание, величайшее из всех, какое только можно вообразить в себе. Обычно людей ценят за их добрые слова и добрые дела. Что касается Христа, то можно сказать, что Его слова заслуживали их любви. «Если бы Я не говорил им» с целью вызвать любовь с их стороны, «то не имели бы греха». Их противление не выросло бы до ненависти ко Мне, их этот грех не был бы грехом. Но теперь, когда Я сказал им так много, чтобы добиться их любви к Себе, они не имеют никакого повода и никакого извинения для своего греха. Обратим внимание на преимущество тех, кто имеет Евангелие. Сам Христос приходит и разговаривает с ними через него. Он разговаривал лично с людьми Своего поколения, а теперь продолжает разговаривать с нами через Библию и служителей Своих. Разговаривает как имеющий самую неоспоримую власть над нами и любовь к нам. Каждое Его слово чисто, величественно и внушает доверие, почтение. И в то же время дышит снисходительной нежностью. В этом стихе содержится предостережение для тех, кто слышал о Христе и о спасении в Нем. «Если бы Я не пришел и не говорил им, то не имели бы греха». Христос сказал, что иудеи по ненависти преследуют Евангелие, поскольку не познали Бога. Чтобы кто не подумал, будто это облегчает их вину, Он добавляет следующее: они слепы по своей злобе, подобно тому, как некто закрывает глаза, чтобы не видеть свет. Христос прежде всего обращается здесь к ученикам. Он воодушевляет их упованием на конечную победу, чтобы те не пугались злобы нечестивых. Враги Евангелия не обвинялись бы в пренебрежении Христом, если бы Он не приходил к ним, и не предлагал им Своей благодати. Как грех не вменяется там, где нет закона, так и неверие не вменяется там, где нет Евангелия. А где неверие вменяется в вину, то вменяется как пагубный грех в силу того, что оно является грехом против средства спасения. Если бы они не имели у себя Евангелия, то остальные их грехи были бы уже не настолько отвратительны. «А теперь не имеют извинения во грехе своем». Из нашего стиха мы можем заметить усугубление вины тех, к кому Христос приходил и говорил напрасно, кого Он звал и приглашал напрасно, кого Он увещал и умолял напрасно. Теперь их ничто не может извинить. И в Судный день они будут безгласны, не найдя что сказать в свое оправдание. Чем яснее и полнее данные нам откровения о благодати и истине Иисуса Христа, чем больше сказанное нам убеждает и внушает любовь, тем больше наш грех, если мы не возлюбим Его и не уверуем в Него. Слово Христа снимает покровы с греха, чтобы открыть его греховность. Христос лишает иудеев предлога неведения, которым они могли бы оправдать ненависть и презрение к Евангелию. Встает другой вопрос: разве и до пришествия Христова неверие не было достаточным для осуждения людей? Есть такие фанатики, которые выводят из этого места, что все умершие без веры до пришествия Христа находились в подвешенном и неопределенном состоянии, покуда Христос не явил Себя им. Словно нет многочисленных свидетельств в Библии о том, что для осуждения человека достаточно одной лишь его совести. Ап. Павел пишет: Рим.5.14 «Смерть царила в мире и до Моисея». В другом месте (Рим.2.12) Он говорит, что согрешившие без закона, без закона и погибнут. Что же хочет здесь сказать Христос? Действительно, в Его словах имеется уступка. Он утверждает, что у иудеев нет больше предлогов для смягчения своей вины. Ведь они сознательно и добровольно отвергли предложенную им жизнь. Извинение же, которое они могли привести, не оправдало бы их полностью, но лишь смягчило бы тяжесть преступления. Согласно сказанному в Библии раб, знавший волю господина своего и презревший ее, будет бит больше. Ибо Христос хотел здесь не возвестить милость другим, а лишь обличить Своих врагов, надменно отвергших благодать Божию. Из чего стало бы ясно: они полностью недостойны всякого снисхождения. Надо отметить, что Он говорит не просто о Своем пришествии, но о пришествии, соединенном с учением. Ибо иудеи были виновны не только в небрежении к телесному присутствию Христову; их сделало неизвинительными презрение к Его учению.
15.23 «Ненавидящий Меня ненавидит и Отца Моего». Этот стих учит нас тому, что всякий, ненавидящий евангельское учение, выдает свое нечестие по отношению к Богу. В лице Христа мир ненавидит Самого Бога. «Ненавидящий Меня». Хотя некоторые думают, что их ненависть ни на кого не распространяется кроме Христа, в действительности ненавидят и Бога Отца. Есть люди, которые ненавидят Бога, несмотря на красоту его природы и благость, проявляемую в Его провидении. Они возмущаются Его правосудием, подобно бесам, которые веруют и трепещут, раздражаются Его владычеством и были бы рады расторгнуть узы Его. Те, которые не могут заставить себя отрицать, что Бог есть, но хотят, чтобы Его не было, суть видящие и ненавидящие Его. «Ненавидит и Отца Моего».
Многие на словах утверждают иное. Ибо, отвращаясь Евангелия, хотят казаться лучшими почитателями Бога. Но Христос светом Своего учения открывает лицемерие многих людей. Об этом мы много говорили в гл.3.20 на слова «Ибо всякий, делающий злое, ненавидит свет и не идет к свету, чтобы не обличились дела его, потому что они злы». Также в гл.5.23 «Кто не чтит Сына, тот не чтит и Отца, пославшего Его». Ненависть по отношению к Христу будет рассматриваться и осуждаться как ненависть по отношению к Богу. Ибо Христос являет в Своем лице точный образ Своего Отца. А в Своем служении действует как Его великий Представитель и Посланник. Бог хочет, чтобы все люди чтили Сына, как они чтят Отца. И потому какой прием оказывается Сыну, такой же оказывается и Отцу. Отсюда легко сделать вывод о том, что враги христианской религии, как бы они ни выступали за естественную религию, в действительности являются врагами любой религии. Деисты являются на деле теми же самыми атеистами. И высмеивающие свет Евангелия с готовностью (если бы это было им под силу) затмили бы и свет естественной религии, сбросили бы с себя всякие обязательства совести и отвергли бы страх Божий. Пусть же неверующий и злой мир знает, что его враждебность по отношению к Евангелию Христа будет рассматриваться в Судный день как вражда против Самого благословенного Бога. И пусть все страдающие за правду по воле Божьей находят в этом свое утешение: если и Самого Бога, Который в них, ненавидят и через них нападают на Него, то им не следует ни стыдиться своего дела, ни страшиться за его исход.
15.24 «Если бы Я не сотворил между ними дел, каких никто другой не делал, то не имели бы греха; а теперь и видели, и возненавидели Меня и Отца Моего». Его дела заслуживали их признания и любви, равно как и Его слова. «Если бы Я не сотворил между ними дел». Под делами здесь разумеется всё, свидетельствующее о божественной славе. Ибо Христос и чудесами и силой Своего учения, и другими свидетельствами ясно показал Себя Сыном Божьим. В Нем было явлено величие Единородного, о чем мы читаем в первой главе. Без этих доказательств их неверие и враждебность имели бы извинение. Они имели бы какое-то основание говорить, что слову Христа не следует доверять, если оно не будет ничем подтверждено. Однако Он представил достаточные доказательства Своего божественного посланничества: «дела, каких никто другой не делал». Как Творец являет Свои силу и Божество Своими делами (Рим.1.20), так и Искупитель. Его чудеса и Его благодеяния, проявления силы и благодати доказывали, что Он был послан от Бога, и притом благим поручением. «Каких никто другой не делал». В отношении чудес некоторые возражают, что Моисей и пророки тоже делали много чудес. Но Христос потому первенствует в чудесах, что был не служителем, как остальные, но в собственном смысле творцом этих чудес. При совершении их Он пользовался Своим именем, Своей властью и своей силой. Никакой простой человек, который не получал поручения с неба, и с которым не было Бога, не мог творить чудеса. Ин.3.2 «Ибо таких чудес, какие Ты творишь, никто не может творить, если не будет с ним Бога». И никакой пророк никогда не творил таких чудес, таких многочисленных, таких знаменательных. Моисей и Илия творили чудеса силой, данной им свыше, как слуги, а Христос творил их собственной силой, как Сын. Люди изумлялись, стараясь понять, какой властью повелевал Он болезням и бесам. Мк.1.27 «И все ужаснулись, так что друг друга спрашивали: что это? Что это за новое учение, что Он и духам нечистым повелевает со властью, и они повинуются Ему?» Они признавали, что ничего подобного в своей жизни не видели. Мк.2.12 «Так что все изумлялись и прославляли Бога, говоря: никогда ничего такого не видали». Все эти дела были добрыми делами, делами милосердия, что здесь, по-видимому, особенно подчеркивается. Ибо Он упрекает их за то, что они ненавидели Его. Кто был полезен всем без исключения, полезен более чем кто-либо другой, Тот, казалось бы, должен был быть любимым всеми без исключения. Однако Его ненавидели. «А теперь и видели, и возненавидели и Меня и Отца Моего». Христос заключает, что его враги не могут уйти от ответственности. Ведь они презрели силу, очевидно божественную по происхождению. Бог ясно явил Свое могущество в Сыне. Поэтому они не могли сказать, что имели дело лишь со смертным человеком. Это место учит нас быть внимательными в рассмотрении дел Божьих. Бог, являя в них Свою силу, хочет, чтобы за это мы должным образом его чтили. Откуда следует: неблагодарны по отношению к Богу те, кто затемняет Его дары или презрительно мимо них проходит. Дела Христа усугубляют вину неверия и враждебности грешников по отношению к Нему, усиливают ее до последней степени нечестия и неразумия. Если бы они только слышали Его слова, но не видели Его дел, то неверие могло бы ссылаться на недостаточность доказательств. Но теперь оно не имеет извинения. Более того, отвержение Христа, как ими, так и нами, содержит в себе не только грех упрямого неверия, но и низкой неблагодарности. Они видели, что Христос был сама любезность, что Он усердно старался делать им добро. И, несмотря на это, они ненавидели Его, и старались сделать Ему зло. Так же и мы: видя в Его слове, какой великой любовью Он возлюбил нас, тем не менее, остаемся не тронутыми ею.
15.25 «Но да сбудется слово, написанное в законе их: «возненавидели Меня напрасно». Нет ничего более неразумного, чем ненавидеть Бога. Для ненависти к Христу не было вообще никакого основания. Слова и поступки некоторых людей иногда заслуживают похвалы, а в другой раз они могут вызывать раздражение и обиду. Но наш Господь Иисус не только делал многое, заслуживающее уважения и расположения людей, но и никогда не делал ничего такого, что могло бы вызвать справедливое неудовольствие с их стороны. Он подтверждает это, ссылаясь на место в Библии – но да сбудется слово об этой безрассудной ненависти к Нему и к Его ученикам. Пророчество написано «в законе их», т.е. в Ветхом Завете, в псалмах 34.19 и 68.5. Во-первых, те, кто ненавидит Христа, не имеют для этого никакой справедливой причины. Враждебность по отношению к Христу ничем не обоснована. Мы считаем, что ненависти заслуживают надменные и высокомерные, но Христос был кроток и смирен, сострадателен и нежен. Ненависти заслуживают те, кто под маской внешней любезности злобствует, завидует и испытывает желание отомстить. Но Христос посвятил Себя на служение тем, кто плохо обращался с Ним, более того, оскорблял Его. Он изнурял Себя ради облегчения других и обнищал ради того, чтобы обогатить нас. Мы считаем достойными ненависти тех, кто вреден для государства, кто нарушает общественное спокойствие. Но Христос, в противоположность этому, был для Своей страны величайшим благословением, какое только можно себе вообразить. И, несмотря на это, Его ненавидели. Правда, Он свидетельствовал, что дела их были злы, намереваясь сделать их добрыми. Но ненавидеть его по этой причине означало ненавидеть его без причины. Во-вторых, в этом исполнилось Писание, библейские пророчества из псалмов Давида (см. выше). Ненависть царя Саула и его окружения к Давиду была беспричинной, ибо он служил ему своей арфой и своим мечом. Авессалом и его люди ненавидели его, хотя он был для него милостивым отцом, а для них – великим благодетелем. Христос как бы говорит: нынешние иудеи ничем не лучше своих отцов, без причины восставших на Давида. Так ненавидели и Сына Давидова (Христа). И преследовали Его самым несправедливым образом. Те, кто ненавидел Христа, не думали тем самым исполнять библейское пророчество. Но Бог, попуская им поступать так, это предвидел. Наша вера во Христа как в Мессию находит свое подтверждение в том, что даже это было предсказано о Нем. И, будучи предсказано, исполнилось в Нем. И потому мы не должны чуждаться или страшиться, если это пророчество будет продолжать исполняться в нас. Мы склонны оправдывать наши жалобы на причиненные нам страдания тем, что они незаслуженны. Тогда как чем более они незаслуженны, тем более похожи на страдания Христа и тем легче их переносить.
15.26 «Когда же придет Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, Который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне». Христос сказал о том великом противодействии, которое должно было встретить в мире Его Евангелие. И о тех трудностях, которые выпадут на долю проповедующих его. Теперь Он говорит всем, желающим добра его делу, что ему будет обеспечена действенная поддержка как свидетельством Духа, основным свидетельством (ст.26), так и подчиненным Ему свидетельством апостолов (ст.27). Это Он говорит для того, чтобы никто из последователей Христа не боялся, что они и Евангелие будут сметены этим стремительным потоком. Ибо свидетельства являются наилучшей поддержкой истине. «Когда же придет Утешитель». Здесь дается обетование о том, что благословенный Дух Святой будет продолжать дело Христа в этом мире, невзирая на то противодействие, которое оно будет встречать в нем. Одни будут насмехаться над учением Христа, другие будут его проклинать. Но никакая буря не сможет поколебать веру истинных детей Божьих. Ведь им будет дан Святой Дух, который подтвердит ее Своим свидетельством. Защита наша в том, что, пока мир свирепствует, истина Божья, запечатленная в сердцах, презирает всё мирское. Ибо если бы она зависела от суждения людей, наша вера сто раз могла бы обрушиться. Всякий верующий, наделенный Святым Духом, вне опасности впасть в отчаяние из-за ненависти мира. Когда Христос был поругаем, Он предал Свое дело Своему Отцу. И нисколько не потерял от того, что не открывал уст Своих. Ибо пришел Утешитель, Дух Святой, Который могущественно защищал дело Христа и победоносно совершал его. В стихе 26 содержится больше сведений относительно личности Святого Духа, чем в любом другом стихе Библии. Будучи крещены во имя Его, мы должны позаботиться о том, чтобы запомнить о Нем всё то, что открыто нам. Служение Святого Духа совершается в двух направлениях. На одно указывает данный Ему титул – Утешитель. Он есть Утешитель или Ходатай. Ходатай Христа, защищающий Его против неверия мира. И Утешитель детей Божьих, страдающих от ненависти мира. О другом направлении служения Святого Духа говорит Христос: «Он будет свидетельствовать о Мне». Он не только Ходатай, но еще и свидетель Иисуса Христа. Он наставлял апостолов и давал им силу творить чудеса. Он же вдохновлял и ввел авторов книг Библии. Именно Он готовит служителей Христа и дает им силу. Также и сила христианина берет свое начало от Него. Ибо Он освящает христиан. И как тем, так и другим Он свидетельствует о Христе. «Которого Я пошлю вам от Отца». Здесь о Сыне сказано, что Он пошлет Святого Духа. Греческая православная церковь предпочитает говорить: от Отца посредством Сына. Христос сказал в Ин.14.16: «Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек». Это говорит о том, что приход Духа Святого был результатом ходатайства, совершаемого Христом за Своих последователей. Здесь же Он говорит: «Я пошлю Его», что говорит о проявлении Его власти на небе. Дух Святой был послан: (1) Христом как Посредником, «восшедшим на высоту», чтобы «дать дары человекам», т.к. Ему была дана всякая власть. (2) От Отца. Дух Святой сошел с неба и по воле и определению Бога Отца, при содействии Его силы и власти. Он был послан апостолам, чтобы наставлять их в деле проповеди, давать им силу для труда и проводить их через страдания. Он был дан им и их преемникам, как рядовым христианам, так и служителям, согласно обетованию. Ис.59.21 «И вот, завет Мой с ними, говорит Господь: Дух Мой, Который на тебе, и слова Мои, которые вложил Я в уста твои, не отступят от уст твоих и от уст потомства твоего, и от уст потомков потомства твоего, говорит Господь, отныне и до века». «Дух истины, Который от Отца исходит». Здесь дано краткое описание Его сущности, или, скорее, существования. Он есть Дух истины. Упоминается здесь этот факт весьма уместно как соответствующий Его делу свидетельства. Говоря же, что Дух Святой послан от Отца и что Он от Отца исходит, Христос еще больше возвышает Его (Святого Духа) авторитет. Ибо свидетельство Духа не могло бы устоять против стольких нападок, против стольких уловок, если бы мы не были убеждены, что Он исшел от Бога. Итак, Христос действительно посылает нам Святого Духа, но посылает из небесной славы, чтобы мы знали: Он – не человеческий дар, но надежный залог благодати Божьей. Христос, как и в других местах, говорит здесь об Отце, чтобы возвести нас к лицезрению собственного Божества. Никейский символ веры утверждает: Дух Святой исходит от Отца и Сына, ибо Он назван Духом Сына (Гал.4.6). «Он будет свидетельствовать о Мне». Говорится, что Дух Святой свидетельствует о Христе, поскольку лишь в Нем Он удерживает нашу веру, чтобы мы больше нигде не искали спасения. Христос зовет Святого Духа Утешителем, чтобы, уповая на Его свидетельство, мы никогда не падали духом. Этим обетованием Христос хотел укрепить нашу веру, чтобы та не боялась никаких искушений. То же, что Он зовет Духа Святого Духом истины, надо отнести к сопутствующим обстоятельствам. Без этого Свидетеля люди бесцельно блуждают, не в силах нигде остановиться. А там, где говорит Он, человеческое разумение избавляется от опасности заблуждения. Он придет с более полным, чем когда-либо в прошлом, излиянием даров, добродетелей и сил. Христос долгое время был «Тот, Который должен прийти». Теперь же таковым является Дух Святой.
15.27 «А также и вы будете свидетельствовать, потому что вы сначала со Мною». «А также и вы будете свидетельствовать». Здесь дается обетование о том, что и апостолы, при содействии Святого Духа, будут иметь честь свидетельствовать о Христе. Вы будете свидетельствовать о Мне как компетентные свидетели, потому что вы с начала Моего служения со Мной. Назначение апостолов и в том, чтобы быть свидетелями Христа в этом мире. Задача Святого Духа заключается не в том, чтобы заменять труд учеников, но в том, чтобы побуждать нас к нему и вдохновлять. Люди должны прислушиваться к свидетельству служителей Христа, ибо их учение и действия направляет Святой Дух. Апостолы были первыми свидетелями, вызванными на знаменитый судебный процесс между Христом и князем мира сего, который закончился изгнанием этого самозванца. Это говорит о том, какая задача возлагалась на них: говорить о Христе правду, всю правду и ничего, кроме правды. Делать это в целях восстановления Его в законных правах, и защиты Его венца и Царского достоинства. Вначале ученики Христа обратились в бегство, когда им следовало выступить свидетелями Его на судебных процессах перед первосвященником и Пилатом. Но после того как на них излился Дух Святой, они показали себя мужественными защитниками дела Христа против тех обвинений, которые возводились на него. Истинность христианского вероучения должна была получить непреложное доказательство в многочисленных фактах, особенно в факте воскресения Христа, о чем должны были свидетельствовать, в первую очередь, апостолы. А они свидетельствовали о нем соответственно этому избранию. Все последующие служители Христа являются Его свидетелями. Этот отрывок подтверждает, какая честь была оказана этим апостолам. Они должны были стать соработниками у Бога. Святой Дух ограждал их от ошибок в свидетельстве, основанном на их собственных познаниях. И информировал их о том, о чем они не могли узнать иначе, как только путем откровения. То, что Христос почтил их и признал их Своими, должно было укрепить их против ненависти и презрения со стороны этого мира. «Потому что вы сначала со Мною». Этот отрывок говорит об их подготовленности для роли свидетелей. Они не только слышали Его публичные проповеди, но и находились в постоянном личном общении с Ним. Тогда как другие видели только те чудеса и дела милосердия, которые Он творил в их городах и в их местности, ученики, ходившие с Ним повсюду, были свидетелями всех Его дел. Они также имели возможность наблюдать Его чистое, ничем не запятнанное житие. И могли засвидетельствовать о Нем, что никогда не видели в Нем и не слышали от Него ничего такого, что хотя бы в малейшей степени несло в себе отпечаток греховной человеческой природы. У нас имеются все основания для того, чтобы принимать то свидетельство о Христе, которое оставили после себя апостолы, ибо они говорили не понаслышке, а то, в чем были совершенно уверены (2Пет.1.16; 1Ин.1. 1,3). Лучше всего свидетельствовать о Христе могут те, кто был с Ним, свидетельствовать своей верой, надеждой и любовью. А также своей жизнью общения с Богом через Него. Служители должны прежде учиться у Христа, и только потом проповедовать Его. О Божьем лучше всего говорят те, кто говорит, основываясь на собственном опыте. Через этот стих Христос говорит о том, что свидетельство Святого Духа не будет частной собственностью апостолов. Не они одни будут им пользоваться. Напротив, оно распространится через тех, кто станет орудием Святого Духа, и Дух будет говорить их устами. Теперь мы видим, как вера происходит от слышания и, однако, обретает крепость от печати и залога Святого Духа. Тем, кому неизвестен мрак человеческого разума, считают веру естественным образом происходящей от слышания. И наоборот, многие фанатики гнушаются проповедью слова и бредят о тайных откровениях и вдохновении от Бога. Но мы видим: Христос и то и другое соединяет вместе. Хотя и не будет никакой веры, пока Дух Святой не озарит разум и сердце, не следует просить каких-то небесных видений и речений. Напротив, Слово Божье, близкое к нам, пребывающее в наших устах и в нашем сердце, оно должно покорить все наши помыслы и утвердить их в себе (Втор.30.14; Рим.10.8). Об этом говорит и пророк Исаия: Ис.59.21 «И вот, завет Мой с ними, говорит Господь: Дух Мой, Который на Тебе, и слова Мои, которые вложил Я в уста твои, не отступят от уст твоих и от уст потомства твоего». Выражение «от начала были со Мною» добавлено для того, чтобы мы знали: апостолы заслуживают тем большего доверия, что своими глазами видели то, о чем говорят. Об этом свидетельствует и сам ап. Иоанн. 1Ин.1.1 «О том, что было от начала, что мы слышали, что видели своими очами, что рассматривали, и что осязали наши руки, о Слове жизни». Итак, Господь всеми способами обеспечил всё, что необходимо для удостоверения Его Евангелия.