ПРОПОВЕДИ
Вся Библия написана под контролем Бога
2Тим.3.16 «Всё Писание богодухновенно и полезно для научения,
для обличения, для исправления, для наставления в праведности».
Во время написания ап. Павлом посланий к Тимофею людям были доступны в письменной форме только книги Ветхого Завета. Поэтому этот стих, в первую очередь, относится к книгам Ветхого Завета. Однако Дух Святой так передал ап. Павлу этот стих, что он относится ко всему богодухновенному Писанию и Ветхого и Нового Завета. Это один из самых важных стихов Библии, говорящий о богодухновенности. Он учит, что весь библейский текст Богом вдохновлен. Неким чудесным образом Бог донес Свое Слово до людей и побудил их записать его, чтобы сохранять для последующих поколений. И то, что эти люди написали, оказалось Словом Самого Бога, Словом вдохновленным и безошибочным. В то время как индивидуальный литературный стиль каждого из писавших оказался ненарушенным, верно также и то, что слова, которые они при написании использовали, были им даны Святым Духом. Так, в 1Кор.2.13 мы читаем: «что и возвещаем не от человеческой мудрости изученными словами, но наученными от Духа Святого, соображая духовное с духовным». Этот стих говорит о том, что люди, вдохновленные Святым Духом, использовали слова, которые Он им диктовал. Вот что называется дословной богодухновенностью.
Те, кто писали книги Библии, не вносили свои собственные мысли в текст, а просто писали то, что было им продиктовано Богом. Вспомним слова ап. Петра. 2Пет.1.21 «никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божьи человеки, будучи движимы Духом Святым». Сознавая абсолютную необходимость того, чтобы люди были полностью убеждены в божественном происхождении Писания, ап. Петр говорит о том, как составлялся Ветхий Завет. Ничто из того, что записано и входит в состав различных частей Ветхого Завета, не является мнением человеческим. И ничто из записанного не вошло в канон Священного Писания по воле кого-либо из пророков или составителей его. Все составители Библии были святыми Божьими людьми. Эти святые люди были движимы Духом Святым и контролировались Им, когда они передавали мысли и волю Бога. Высшей движущей силой был Дух Святой, а святые люди – всего лишь орудия в Его руках. Поэтому сами слова Священного Писания должны рассматриваться как слова Святого Духа. Библия, особенно Ветхий Завет, изобилует утверждениями типа: «Так сказал Господь», «Слово Господа сошло на меня, говоря …». В книгах Моисея имеется почти 700 подобных утверждений. В книгах пророков (Исаии, Иеремии и др.) утверждения такого рода встречаются более чем 1300 раз. В исторических книгах (Царств, Паралипоменон и др.) такие утверждения встречаются свыше 400 раз.
Иудейский народ во времена Христа был в полном единодушии относительно божественного вдохновения при составлении книг Писания. Особенно важно отметить, что и Господь Иисус также разделял высокую оценку Писаний. Он даже сказал, что «не может нарушиться Писание» (Ин.10.35). Он приводил слова из многих частей Библии, включая очень много таких мест, которые подвергались осмеянию нашими современными скептиками. Он был уверен в Моисеевом авторстве Пятикнижия и т.д. Что же касается Нового Завета, Христос обещал, что Его апостолы будут водимы Святым Духом, когда придет для них время писать книги. Приведем только одно из высказываний Господа: Ин.14. 26 «Утешитель же, Дух Святый, Которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему и напомнит вам всё, что Я говорил вам».
Неверно предположение, что Бог (Святой Дух) просто вложил в головы этих людей мысли, а потом позволил изложить их так, как им заблагорассудится. Истина состоит в том, что сами слова Библии первоначально были даны людям от Бога, т.е. являются богодухновенными. Это доказывает единство терминологии в Библии. Несмотря на то, что книги Библии написаны разными людьми, единство терминологии сохраняется от начала и до конца. Т.е. одни и те же понятия выражаются одними и теми же словами. Это не всегда соблюдается даже в труде одного автора (напр., в научной статье). Поэтому те критики Библии, которые находят удовольствие в поисках предполагаемых ошибок в Библии, тем самым, по сути дела, называют Бога лжецом.
Библия полезна, поскольку является Божьим Словом. Это значит, что в каждой части ее, в каждом слове заключена польза. И хотя человек может сомневаться в пользе родословий или трудных мест Библии, духовно настроенный ум (человек, водимый Святым Духом) всё равно поймет, что в каждом слове, исходящем от Самого Бога, содержится духовное назидание. Библия полезна «для научения». Она передает людям мысли Бога о таких понятиях, как Троица, ангелы, человек, грех, спасение, освящение, церковь, события будущего. Библия полезна «для обличения». Когда мы читаем ее, она говорит нам о таких сторонах нашей жизни, которые огорчают Бога. Кроме того, Библия полезна, потому что помогает нам избежать ошибок, и помогает правильно ответить на искушения сатаны. Библия полезна «для исправления». Она не просто указывает нам на недостатки, но и говорит о том, как мы можем стать лучше. Напр., в Библии не просто сказано: «Кто крал, впредь не кради», но и добавлено: «лучше трудись, делая своими руками полезное, чтобы было из чего уделять нуждающемуся». Первую часть этого стиха можно считать обличением, а вторую – указанием к исправлению. И, наконец, Библия полезна «для наставления в праведности». Божья благодать учит нас жить благочестивой жизнью, но Божье Слово в деталях говорит о том, как именно жить такой жизнью.
Конституция государства гарантирует права своих граждан. Так что свобода народа во многом зависит от содержания конституции. Но Библия идет гораздо дальше конституции – ведь она написана под диктовку Бога. И Бог ее авторитет скрепляет Своей мудростью, справедливостью, любовью, Своим всемогуществом. И это единственный документ общественно-политического значения, который гарантирует свободу человеческого рода от кары за грех (вины греха) и от власти греха. Если мы будем жить по Божьей «Конституции», мы сможем в полной мере воспользоваться своими правами и исполнить свое призвание. Лучшая в мире «конституция» – это Библия.
Ап. Павел шил палатки и был мудрым строителем Царства Божьего (1Кор.3.10). И в том, и в другом ремесле ему нужны были правильные инструменты. Апостол понимал, что в делах духовных без Слова Божьего никуда. Поэтому писал: «Всё Писание богодухновенно …». Без Писания духовным истинам никого не научишь, не обличишь, не исправишь, не направишь и ко всякому доброму делу не приготовишь. Будем же открывать «Божий набор инструментов» каждый день. В Библии есть всё, что нам нужно знать, чтобы делать всё, что от нас хочет Бог. Там есть всё, что нам нужно для решения духовных проблем.
Среди известных писателей был проведен опрос. Их попросили назвать книги, которые на них больше всего повлияли. Называли разных авторов. Но чаще всего все-таки в ответах упоминалась Библия. Скорее всего, потому, что большинство писателей пытаются искать «смысл жизни», а только Библия может дать окончательный и авторитетный ответ на самые серьезные вопросы. Такие как: «Есть ли Бог?», «Как возникла вселенная, в том числе и наша Земля?», «В чем смысл человеческой жизни?» и т.д. На страницах Библии мы встречаемся с Богом и Его провидением, с самим собой. Библия – книга Божьих ответов на наши вопросы. Когда мы читаем ее, Бог лично обращается к нам, раскрывая тайны мироздания и отвечая на самые главные для нас вопросы.
В каждой эпохе присутствует дух века, который влияет на наше восприятие Священного Писания. Появляется искушение удалить или изменить отрывки, кажущиеся устаревшими. Кроме того, в каждом веке истины Библии будут неприятны для грешников. В ветхозаветное время записи пророка Иеремии прочитали царю Иоакиму (Иер.35). По мере чтения пророчеств царь чувствовал себя всё более неуютно и, отрезая писцовым ножичком куски свитка, бросал их в огонь. В результате всё прочитанное ему было сожжено. При этом царь, слышавший Слова Господа, не убоялся Бога. В скором времени царь потерял свое царство. Когда мы принимаем Библию выборочно, подгоняя ее под свои прихоти или пренебрегаем ее учением, мы тем самым показываем, что не боимся Бога. Мы возносим свой ограниченный разум над вдохновенным Богом текстом. Почувствовав искушение исказить или отвергнуть часть Божьего Слова, мы должны всегда помнить: «Всё Писание богодухновенно».
Давид пребывал в сердечном общении с Богом благодаря своей любви к тому Слову, через которое по Своему определению Бог вступает в общение с душой Своим Святым Духом. Читатель его псалмов не только получает наставление, но и, воодушевившись чувствами псалмопевца, сам начинает ощущать то же. Вспомним стих из Псалма 118. Пс.118.14 «На пути откровений Твоих я радуюсь, как во всяком богатстве». Радость о Слове Божьем – неопровержимое доказательство того, что Слово оказало на сердце человека свое благодатное действие и очищает его жизнь от греха. Псалмопевец не имеет в виду, что он испытывает радость только сейчас, когда произносит эти слова. Конечно же, он радовался Слову Божьему всегда и предавал свою душу учению Слова. Давид радовался не только Слову как таковому, но и той пользе, которую оно приносило. Он исполнял всё Слово, не выбирая то, что ему больше нравилось. «Как во всяком богатстве». Он сравнил свое наслаждение волей Божьей с наслаждением человека, владевшего великим богатством и умеющего наслаждаться им. Давид хорошо знал, что такое богатство, приходящее вместе с властью, и богатство, приобретаемое в результате завоеваний. Он также ценил богатство, добытое трудом. Ему было известно «всякое богатство». Царь рад был видеть, как золото и серебро стекаются в его сокровищницу, чтобы затем отдать большую их часть на строительство храма Господня на горе Сион. Однако Слово Божье давало ему больше наслаждения, чем любое богатство. Обратим внимание на то, что радость Давида была сердечной и преизбыточной, осмысленной и незабываемой.
Наш Наставник – Сам Господь Бог. Он снизошел до того, чтобы наставлять детей Своих на путь, которым им следует идти. Чаще всего наставляет Он людей через Библию. Он Сам говорит: Пс.31.8 «Вразумлю тебя, наставлю тебя на путь, по которому тебе идти; буду руководить тебя, око Мое над тобою». Он дал ответ на молитву псалмопевца. Его святое Слово и увещания Святого Духа направляют детей Божьих в их словах и делах. Мы прощены не для того, чтобы жить по своим греховным похотям, но чтобы возрастать в святости и стремиться к совершенству. Небесное наставление – одно из благословений Нового Завета и результат нашего усыновления. Ибо сказано: «И будут все научены Богом». Практическое наставление – лучшее из наставлений. Трижды счастливы те, кто научился следовать за Иисусом Христом, куда бы Он ни пошел. Как рабы внимательно следят за взглядом хозяина, ожидая от него кивка или иного знака, так и мы должны повиноваться малейшему жесту Господа. Не должны дожидаться, когда разверзнутся небеса и выведут нас из состояния неисправимой медлительности. Мы должны откликаться на шепот и на нежные прикосновения. Господь наблюдает за всем, и очи Его видят всё.
Боже! Даруй нам благословение быть Твоими детьми, идущими на голос Твоего Слова, на голос Твоей мудрости.
пастор Золтан З. Тырык
Молитва. Боже и Отче! Мы благодарим Тебя за книгу Господню, за Библию. Просим, дай нам поверить в изложенные в ней великие истины. Дай нам поверить в то, что всё Священное Писание вдохновлено Тобой. Что Ты донес Свое Слово до людей и побудил их записать его, чтобы сохранить для последующих поколений. Мы благодарим за то, что в Библии есть всё, что нам нужно для решения духовных проблем. Благодарим и за то, что Библия – книга Божьих ответов на наши вопросы, в ней есть советы на всякий случай личной и деловой жизни. Помоги нам верно продолжать изучение Божьего Слова, а также знать Библию и следовать записанным в ней заповедям. Пусть эти страницы небесные станут нашим наслаждением, святыней нашей. Пусть в сердце нашем их красоты не вянут, пусть станет от света их наша жизнь светлей и радостней. Просим во имя Господа Иисуса Христа. Аминь.