ПРОПОВЕДИ
У жадности мертвая хватка
Иер.51.13 «пришел конец твой, мера жадности твоей».
Жадность сгубила многих далеко не бедных людей и многие огромные компании. Один журналист писал, что безудержная жадность – угроза пострашнее, чем терроризм. Жадность нам нашептывает на ухо, что нам будет лучше, если у нас будет больше денег, больше вещей, больше власти. Жадность порождает недовольство и растущее желание сделать всё, что угодно, только бы получить заветную должность или вожделенную вещь. Но Бог через Библию нам заповедует уповать на Бога, а «не на богатство неверное» (1Тим.6.17). Ап. Павел писал Тимофею, что жадность можно победить, убегая от нее и преуспевая «в правде, благочестии, вере, любви, терпении и кротости» (1Тим.6.11). А «богатые в настоящем веке» должны «благодетельствовать, богатеть добрыми делами, быть щедрыми и общительными» (1Тим.6.17, 18). Будем благодарить Бога за то, что у нас есть, и щедро делиться этим с другими.
Страсть к деньгам, к вещам и власти не является чем-то характерным именно для нашего века. Две с лишним тысячи лет тому назад слуге пророка Елисея по имении Гиезий подвернулась возможность получить денег от сирийского богатого военачальника Неемана. И жадность взяла верх. Пророк наказал его за это. Жадность порой сбивает с пути и хороших людей. Желание прибыли может стать ловушкой в нашем служении Господу. Она может репутацию нашу быстро подпортить. Жадность заставляет нас верить, что мы заслуживаем того, чего хотим. Это начало пути к погибели. Все мы можем оказаться во власти жадности. И поэтому должны просить Бога освободить нас от ее власти.
Бог осуждает жадность. Она не только станет проклятием для самого грешника, но и расстроит дом его. Прит.15.27 «Корыстолюбивый расстроит дом свой». Он сделает себя рабом этого мира, встает рано, ложится поздно. Он ставит себя и окружающих в стесненные обстоятельства в бизнесе, раздражается и переживает по поводу каждой потери, соперничает со всяким, стоящим на пути его прибыли. Он расстроит дом свой, являясь бременем и раздражителем для своей семьи и своих служащих. Кто в своей алчности берет взятки и использует незаконные методы обогащения, тот навлекает проклятие на всё, что имеет. И оставляет его своим потомкам. Это проклятие раньше или позже принесет беду в его дом. Стоит ли удивляться тому, что Божье благословение не приходит к тем, кто не стремится им обогатиться?
За деньги, кажется, можно купить всё. Как современно звучит такая мысль, хотя об этом царь Соломон, автор книги Екклесиаст, говорил почти 3000 лет тому назад. Еккл.10.19 «за всё отвечает серебро». Ф.М. Достоевский (1821-1881) сделал подобное заключение, сказав, что деньги являют собой отчеканенную свободу. Поэтому мы вполне можем понять стремление человека иметь деньги. Поразительно, что сам царь Соломон поступал совсем по-другому. Будучи молодым, он просил у Бога мудрости, а не богатств. И Бог исполнил его желание. Что привело Соломона к такому необычному выбору? Может быть, на него оказали влияние слова псалма: Пс.48.17,18 «Не бойся, когда богатеет человек, когда слава дома его умножается; Ибо, умирая, не возьмет ничего». Даже хитроумная практика отмывания денег не поможет перевести деньги через границу смерти. Деньги предназначены исключительно для этой жизни. Важно также помнить, что деньги не дают нам никакой свободы в отношении Бога и того, что принадлежит Ему. Нелепо полагать и то, что мы в этой жизни можем подкупить Его. Пророк Софония так писал о грешниках: Соф.1.18 «Ни серебро их, ни золото их не может спасти их в день гнева Господа». Есть только один способ спасения – не серебром или золотом, но кровью Христа (1Пет.1.18).
Конечно, без денег в нашем мире никуда. Но еще Соломон заметил, что тем, кто любит деньги, всегда их маловато будет. Еккл.5.9 «Кто любит серебро, тот не насытится серебром». Чем больше человек имеет, тем больше ему хочется иметь. С другой стороны, человек может иметь немного серебра, но быть довольным, считать, что имеет достаточно, и не жаждать больше. «Кто любит серебро» и утверждает на нем свое сердце, тот никогда не будет считать, что имеет достаточно. Порочные желания ненасытимы. Кто имеет изобилие серебра, которое к тому же быстро умножается, тот обнаружит, что оно не приносит его душе никакого твердого удовлетворения. Кто делает себя рабом этого мира, тот тратит «трудовое свое за то, что не насыщает» (Ис.55.2), что наполняет желудок, но никогда не наполнит душу. Так что лучше всего честно работать и быть довольным тем, что дает Господь. Гораздо разумнее быть богатым в Боге, любить Его и доверять ему, чем гнаться за земным богатством.
Через Библию Бог предупреждает нас о пагубном действии жадности: 1Тим.6.9 «А желающие обогащаться впадают в искушение и в сеть и во многие безрассудные и вредные похоти». Здесь говорится не о богатых, а о тех, кто хочет быть богатым, кто видит свое счастье в мирском богатстве. Таковые неизбежно впадают в искушение и в сеть, ибо, когда дьявол видит, на какие пути влекут их вожделения, то он расставляет свои ловушки именно на нем. Таковым угрожает опасность погубить себя навеки. Хорошо, когда мы сознаем всю опасность плотских похотей мира сего. Они безумны, и поэтому мы должны стыдиться их. И пагубны, и поэтому мы должны бояться их. Особенно, если учесть степень их опасности, ибо они погружают людей в бедствие и пагубу. В книге Клайва Льюиса «Хроники Нарнии» любовь к сладостям Эдмунда доводит до предательства родного брата и сестер. Желание Юстаса овладеть золотом дракона, в конце концов, превращает в дракона его самого. На острове Мертвой Воды принц Каспиан попадает во власть жадности, мечтая о власти, которую ему может дать волшебная вода острова. (Клайв Льюис – англиканский ученый, писатель и христианский апологет; 1898-1963).
В Послании к колоссянам ап. Павел призывает умерщвлять грех, потому что он является препятствием для искания горнего. Кол.3.5 «Итак, умерщвляйте земные члены ваши: … и любостяжание, которое есть идолослужение». Любостяжание есть неумеренная любовь к земным благам и временным наслаждениям. Она проистекает из чрезмерной оценки их и побуждает слишком усердно искать их. И препятствует правильно пользоваться и наслаждаться ими. Эта любовь вызывает много волнений, страхов и неумеренной печали при потере их. Любостяжание – это духовное идолослужение, когда благам этого мира оказываются та любовь и уважение, каких достоин только один Бог. Оно несет в себе гораздо больше опасности и гораздо более раздражает Бога, чем мы обычно представляем себе это. Некоторые люди обожествляют деньги, одержимы манией накопительства. Все их помыслы и поступки посвящены этой цели. Для других людей таким идолом является общественное положение. Они хотят на любой работе быть начальником и согласны приложить для достижения своей цели любые усилия. Идолом могут стать и спортивные достижения. Некий теннисист сказал в интервью: «Я живу только для тенниса, всё остальное не имеет для меня никакого значения». У каждого из нас есть свои мечты и амбиции, и это в порядке вещей. Но мы должны не забывать смотреть на жизнь и на себя с точки зрения библейских заповедей. Если что-то становится для нас предметом настоящего вожделения, то, значит, мы зашли в своих мечтаниях слишком далеко. Если позволить богатству или общественному положению стать целью нашей жизни, то эта самая цель и станет нашим настоящим богом. А это уже идолослужение.
Соломон, автор книги «Екклесиаст» утверждает, что удовольствия, богатство и даже знания не приносят устойчивого удовлетворения. Господь Иисус утверждал, что даже все богатства мира не могут помочь человеку обрести жизнь вечную. Лк. 9.25 «Ибо, что пользы человеку приобрести весь мир, а себя самого погубить или повредить себе?» И каждый из нас понимает, что это так. Каждому человеку знакома тоска по чему-то большему, нежели развлечения, деньги и слава. Т.к. мы созданы для Божьей славы, то наши жизни осмысленны и с точки зрения человеческой, и с точки зрения вечности. Бог создал нас по образу и подобию Своему и послал на Землю, чтобы мы славили Его. Мы обладаем уникальной способностью и возможностью поддерживать отношения с Ним. Ощущение осмысленности жизни приходит с верой в то, что Христос умер за наши грехи и воскрес из мертвых для нашего оправдания. Вера приносит уверенность в обретение прощения грехов. У нас есть великая цель и надежда попасть в рай. Этого достаточно для того, чтобы любую жизнь наполнить радостью и счастьем. Берегите вечные ценности, вместо того, чтобы заботиться о преходящих.
Бедным людям кажется, что если бы у них было много денег, то все проблемы немедленно разрешились бы. На самом деле богатые люди обычно бывают ничуть не счастливее бедных. Отрывок из 1-го послания к Тимофею утверждает, что деньги являются корнем зла. 1Тим.6.10 «Ибо корень всех зол есть сребролюбие». В главе 5 книги Екклесиаст Соломон раскрывает то ошибочное мнение, что деньги – это реальные блага. И если человек может иметь их достаточно, то он счастлив. Он приводит несколько причин, по которым деньги не могут принести счастье. 1. Человеку, любящему деньги, их никогда не бывает достаточно (Еккл.5.9). 2. Вместе с деньгами появляется множество нахлебников, и сон богача тревожен и некрепок (ст.10,11). 3. Богатство может погубить владетеля его (ст.12). 4. Богатство может растаять в один миг (ст.13). 5. Богатство нельзя унести с собой за порог смерти (ст.14,15). Богатство может сделать жизнь комфортабельной и застраховать от нужды, но оно не может решить все проблемы, с которыми сталкивается человек в жизни. Вспомним слова ап. Павла: 1Тим.6.6 «Великое приобретение – быть благочестивым и довольным». Если вам хочется почувствовать себя богатым, вспомните о том богатстве, которое получили от Бога, и которое не купишь за деньги.
Как избежать стремления вырваться вперед и в то же время продолжать добросовестно относиться к своему труду? Каково должно быть правильное отношение к добыванию пропитания? Автор книги «Екклесиаст» предлагает такой рецепт. По его заключению, неуемное стремление к успеху и богатству – явно ошибочный подход (Еккл.4.4). Но так же неправильно сидеть, сложа руки (ст.5). Автор считает, что правильная позиция находится где-то посредине между этими двумя крайностями. Мы обязаны не стоять в стороне от жизни, но и не должны стремиться непременно заграбастать «полные пригоршни». Нежелание ударить палец о палец, равно как и неуёмная жажда успеха, свидетельствуют о недостаточной вере в Бога и неумении уповать на Него. Почему следует нам полагаться на Бога? Потому что лишь, познав Его в Иисусе Христе, можем научиться полагаться на Его мудрость, могущество и благость. Какой бы жестокой ни казалась нам жизнь, Бог приносит в нее надежду.
Представим себе, как живется, напр., матери одиночке, с трудом собирающей каждый месяц деньги, чтобы заплатить за квартиру. Трудно в ее положении не позавидовать женщине, у которой дети всегда сыты и хорошо одеты. Трудно тому, кто живет, с трудом растягивая деньги от получки до получки, не сетовать на судьбу, живя среди материально обеспеченных людей. В 1-ом послании к Тимофею ап. Павел предостерегает тех, кто надеется, что набожность принесет им богатство. Он говорит, что подлинное богатство дается праведностью и безропотностью. Но как же научиться довольствоваться малым? В этом может помочь сознание того факта, что мы пришли в этот мир пустыми руками и ничего не захватим с собой, покидая его. Всё, что у нас есть – от Бога. И то, что Он нам в этом мире дал меньше богатств, чем кому-то рядом с нами, еще не означает, что Он меньше любит нас. Скорее, наоборот, т.к. богатство может погубить человека.
Боже! Дай нам понять, что подлинное удовлетворение приходит с верой, а не с богатством.
пастор Золтан З. Тырык
Молитва. Боже и Отче! Мы благодарим Тебя за то, что наставляешь нас через Библию. Просим, дай нам осознать, что если цели выше, чем деньги и земные блага мы не видим, если это предел наших мечтаний, то наша жизнь пуста и печален ее конец. Дай нам осознать, что жадные всегда больше теряют, чем приобретают. А если мы возлюбим Христа больше, чем мы любим деньги и вещи, то поймем, что Он и вправду наше великое сокровище. Помоги нам понять, что тому, кто любит деньги, их всегда маловато будет. Так что лучше честно работать и быть довольным тем, что Ты нам даешь. Когда мы смотрим на чужое богатство, помоги нам припомнить, что не купит всё золото мира то богатство, что Ты даешь нам бесплатно. Дай нам думать не о том, что мы можем получить, но о том, что мы можем дать. Дай нам беречь вечные ценности, вместо того чтобы заботиться о преходящих. Помоги нам думать прежде всего о Твоем деле, как мы можем быть угодны Тебе, а не как получить побольше для себя. Обо всем просим во имя Господа Иисуса Христа. Аминь.