КОММЕНТАРИИ
на Евангелие от Иоанна
Глава 14
Эта глава является продолжением беседы Христа со Своими учениками после вечери. Обличив и отпустив Иуду Искариота, Он принялся утешать остальных. Тех, которые исполнились печали, узнав от Него о том, что Он покидает их. Он говорит им много очень теплых и утешительных слов. Эта беседа носит характер диалога. Как Петр в предыдущей главе, так и Фома, Филипп и Иуда в этой главе вставили свои предложения по поводу Его слов. Они воспользовались той свободой, которую Он соблаговолил дать им. Свободные речи так же назидательны, как и торжественные речи, и даже более. Основная цель этой главы выражена в первом стихе: не дать смущению овладеть их сердцами.
14.1 «Да не смущается сердце ваше; веруйте в Бога и в Меня веруйте». «Да не смущается сердце ваше». Они начали смущаться, входить в это искушение. Возможно, оно выразилось на их лицах; сказано (Ин.13.22): «они озирались друг на друга» с беспокойством и тревогой. И Христос, наблюдавший за ними, заметил это. Оно не могло быть не замечено Господом, Которому известны все наши тайные переживания. Он только что сказал им, какими недобрыми к Нему окажутся некоторые из них. И это всех их смутило. Петр, несомненно, выглядел очень печальным от сказанного ему Христом. И все остальные печалились как о нем, так и о себе, не зная, кто будет следующим. О ком будет сказано, что он сделает что-то плохое. Христос утешает их. Хотя благочестивая ревность о самих себе полезна нам, т.к. делает нас смиренными и бдительными, тем не менее, она не должна доходить до того, чтобы приводить наш дух в смущение и лишать нас святой радости. Он только что сказал им, что уходит от них, и что уходит не просто так, а пострадав прежде. Не слабым было искушение, которое ожидало их. Вскоре они услышат, как Его будут осыпать бранью, как по варварски будут обращаться с Ним, и как Его приговорят. Если Христос уйдет от них, они могут почувствовать себя посрамленными. Ибо они думали, что Он был Тот, Который должен был принести Израилю избавление и учредить Свое Царство в силе и славе мира сего. Они оставили всё в надежде на это и последовали за Ним. Поэтому если Он оставит этот мир в том же уничижении и бедном состоянии, в каком прожил, и даже в худшем, то это совершенно сразит их. Они почувствовали себя покинутыми, брошенными на произвол судьбы. Они из опыта знали, как теряли присутствие духа в трудных ситуациях. Поэтому если они расстанутся со Своим Учителем, то им ничего другого не остается ждать, кроме поражения и гибели. В отношении всего этого сказано: «Да не смущается сердце ваше». Выражение «да не смущается» надо понимать: не смущается до такой степени, чтобы впадать в суетливость и смятение. Господь не говорит: «Да не знает сердце ваше скорбей и да не унывает по причине их». Но «Не беспокойтесь и не тревожьтесь, не унывайте и не смущайтесь. Сохраняйте самообладание». «Сердце» – главная цитадель, что бы вы ни делали, не давайте ему смущаться. Дух человека должен переносить его немощи. Поэтому наблюдайте за тем, чтобы он не был поражен. Слово «ваше»: «Вы Мои ученики, искупленные, избранные, освященные. Вы не должны поглощаться скорбями нынешнего века. Ибо вы имеете лучшее». В этом ученики Христа должны превосходить других людей. Они должны быть спокойными даже тогда, когда всё кругом не может успокоиться. «Веруйте в Бога и в Меня веруйте». Христос приписывает им лекарство от этого смущения сердца. Он видел, что оно готово было возобладать ими. Некоторые читают в повелительном тоне обе части этого предложения. «Веруйте в Бога», в Его совершенство и провидение. И «в Меня веруйте», в Мое посредничество. Утверждайтесь на великих принципах религии: Бог существует, Он святой, мудрый, сильный и благой. Он управляет вселенной и распоряжается по Своему усмотрению всеми событиями. Утешайтесь также истинами той святой религии, которой Я научил вас. Мы, как грешники, должны были бы потерять всякую надежду на спасение. И воспоминание о Боге приводило бы нас в трепет. Однако через веру во Христа как Посредника между Богом и человеком наша вера в Бога делается утешительной. И воля Божья состоит в том, чтобы «все чтили Сына, как чтут Отца», веруя в Сына, как веруют в Отца. Вера в Бога через Христа – наилучшее средство, помогающее уберечь сердце от смущения.
14.2 «В доме Отца Моего обителей много; а если бы не так, Я сказал бы вам: «Я иду приготовить место вам». Это конкретное указание довериться обетованию жизни вечной. Они должны поверить в блаженство, которое наступит, когда это тело окажется на небе, и оно продлится вечно. Дети Божьи ободряли себя в самых величайших бедствиях, говоря: «Небо вознаградит за всё». «В доме Отца Моего обителей много». Христос свидетельствует, что и для них имеется место на небесах. Могло возникнуть подозрение, что Он восходит к Отцу, пренебрегая Своими оставленными на земле людьми. Нам предлагается веровать, что поистине есть такое блаженство, и помышлять о нем. На небе есть обители, т.е. обособленные жилища для каждого. Ученики оставили свои дома и последовали за Христом, Которому негде было преклонить голову. Но небесные обители будут для них наградой за это. «А если бы не так, …». Мы имеем уверенность в реальности нашего блаженства. Эта уверенность основана: 1. На правдивости Его слова. Слова Христа можно понимать так: «Если бы такого многоценного и достижимого блаженства не существовало, то Я не говорил бы вам, что оно существует». 2. На искренности Его любви к ним. Он истинен и не желает их обманывать. А также и добр, и не допускает того, чтобы они были обмануты. Если бы таких обителей не было или если бы они предназначались не для них, оставивших всё и последовавших за Ним, то Он заблаговременно известил бы их об этой ошибке. Чтобы они имели возможность с честью вернуться в мир и наилучшим образом распорядиться своей жизнью в нем. Благоволение Христа к нам является большим ободрением для нашей надежды на Него. Он слишком сильно любит нас и имеет слишком хорошие намерения о нас.
14.3 «И когда пойду и приготовлю вам место, приду опять и возьму вас к Себе, чтобы и вы были, где Я». Христос свидетельствует, что не уходит с целью отделиться от учеников. Нам предлагается веровать в то, что целью Его ухода было в том числе и приготовить на небе место для Своих учеников. Он пошел, чтобы приготовить нам место, т.е. чтобы в качестве нашего поверенного взять наше имение, и гарантировать наше право собственности как неоспоримое. И чтобы в качестве нашего Отца всё устроить для нас. Поскольку это блаженство состоит, главным образом, в присутствии Христа, поэтому было необходимо, чтобы Он пошел прежде. И вошел в ту славу, которую Его ученики должны были разделить вместе с Ним. Небо оказалось бы не приготовленным для христианина, если бы Христа не было там. Это поистине радостные для нас слова. «Когда пойду и приготовлю вам место». Нам предлагается веровать в то и помышлять о том, что Он непременно должен прийти опять в назначенное время. Прийти, чтобы забрать нас с Собой в то блаженное место, которое Он сейчас идет взять в Свое владение и приготовить для нас. «Приду опять и возьму вас к Себе». Вы можете быть уверены, что когда всё будет готово, и вы последуете за Мной туда. Слово, которое переведено как «приду», указывает на определенность Его прихода. Мы говорим, что уже идем, когда занимаемся подготовкой к этому. Так и Он: всё, что Он делает, имеет отношение к Его Второму пришествию. Он придет опять, чтобы принять к Себе всех Своих верных последователей. Он посылает за ними в момент их смерти, и собирает их один за одним. Но им предстоит еще всем вместе открыто войти в торжественное состояние в последний день. И тогда Сам Христос придет, чтобы ввести их в Свою славу и приветствовать Своей любовью. «Чтобы и вы были, где Я». Это (как и многие другие тексты Библии) указывает на то, что сущность небесного блаженства заключается в том, чтобы быть там с Христом. Он говорит о Своем нахождении там как о факте, имеющем место уже в настоящее время: «Чтобы и вы были, где Я». Где Я буду вечно, там и вы будете скоро, там и вы будете вечно. Не только в том же самом месте, но и в том же самом состоянии. Будете не только зрителями Его славы, как три Его ученика на горе преображения, но и участниками в ней. То, что Он возьмет их к Себе, можно заключить из Его ухода для приготовления им места. Ибо его приготовления не могут оказаться напрасными. Он не станет готовить жилища для того, чтобы после этого оставить их не заселенными. Он окончит то, что начал. Если Он приготовит место для нас, значит, Он приготовит и нас для него. И в назначенное время введет нас во владение им. Как воскресение Христа является гарантией нашего воскресения, так и Его вознесение, победа и слава являются гарантией нашего участия в них.
14.4 «А куда Я иду, вы знаете, и путь знаете». Представив перед учениками небесное блаженство как их конечную цель, теперь Христос показывает им, что путем к нему является Он Сам. И говорит им, что они знакомы как с этой целью, к которой должны стремиться, так и с тем путем, по которому должны идти. Это не что-то сокрытое, не принадлежащее им. Они на самом деле знают, куда Он идет и путь туда не могут не знать. Христос уверен в том, что они имеют познание, и веру, которых сами в себе не замечают или не уверены относительно их.
14.5 «Фома сказал Ему: Господи! Не знаем, куда идешь; и как можем знать путь?» Слова Христа, записанные в предыдущем стихе, дали повод двум Его ученикам обратиться к Нему, и Он отвечает каждому из них. Фома спросил о пути и месте, куда идет Христос. Свидетельство Христа об их знании заставило их глубже осознать свое невежество, и вызвало большое желание получить новые откровения. Фома проявляет большую скромность, нежели Петр, который решил, что может пойти за Христом уже теперь. Петру больше хотелось узнать, куда идет Христос. Фоме же, который хотя и жалуется на то, что не знает, куда Он идет, больше хотелось узнать, по-видимому, сам путь. Признание им своего невежества заслуживает некоторой похвалы. Когда добродетельные люди находятся в неведении и знают только отчасти, они готовы признать свои недостатки. Но причина невежества Фомы заслуживает порицания. Они не знали, куда идет Христос, потому что грезили о земном царстве Мессии в окружении земного блеска и внешней силы. И постоянно думали об этом, несмотря на то, что Он снова и снова говорил им обратное. Поэтому, когда Христос сказал им, что Он уходит, и они должны будут пойти за Ним, они в своем воображении рисовали себе картины, что Он идет в один из иудейских городов, чтобы быть там помазанным на царство. И восстановить Царство Израилю. Где будет это место, они не знали, поэтому не знали и пути. Если бы Фома понимал, что Христос направляется в невидимый мир, то он не сказал бы: «не знаем путь».
14.6 «Иисус сказал ему: Я есть путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня». Хотя Христос не отвечает на вопрос Фомы подробно, Он не упускает ничего полезного для сведения учеников. Христос не рассуждает, каким будет Его положение у Отца, но говорит о чем-то более важном. А именно о том, каким образом нам стать участниками вечного блаженства. Он говорит о природе Своего посредничества. Рассмотрим каждое из этих трех утверждений. 1. Он говорит о Себе как о пути. «Я есть путь, и только Я, ибо никто не приходит к Отцу как только через Меня». Христос есть путь, та самая большая дорога, о которой говорил пророк Исаия. Ис.35.8 «И будет там большая дорога, и путь по ней назовется путем святым. Нечистый не будет ходить по нему; но он будет для них одних. Идущие этим путем, даже и неопытные, не заблудятся». Своим учением и примером Христос учит нас, каков наш долг. Своими заслугами и посредничеством Он обеспечивает нам блаженство. И в том, и в другом смысле Он является путем. Христос есть путь, которым устанавливается и поддерживается общение между небом и землей. Посредством Него наши молитвы направляются к Богу и Его благословения приходят на нас. Ученики пошли за Ним, и Христос говорит им, что они шли по этому пути и что, продолжая следовать за Ним, они никогда не собьются с пути. 2. Он есть истина. Одни думают, что истина означает здесь небесную мудрость. Другие – что суть жизни и всех духовных благ, которые противопоставлены теням и образам. Подобно тому, как в первой главе сказано: благодать и истина произошли через Иисуса Христа. Есть мнение, что истина разумеется здесь как совершенство веры. Т.е. если кто отойдет от Христа, то впоследствии будет только заблуждаться. Он есть истина в смысле противопоставления обману. Он истинен для всех полагающихся на Него. 3. Он есть жизнь, ибо мы живые для Бога только во Христе Иисусе и через Него. Рим.6.11 «Так и вы почитайте себя мертвыми для греха, живыми же для Бога во Христе Иисусе, Господе нашем». Христос свидетельствует, что вечная жизнь обретается в Нем. И это, по Его словам, не следует искать где-либо, кроме как в Нем одном. Далее рассмотрим эти три утверждения вместе, в их взаимоотношении друг с другом. Христос есть путь и истина и жизнь. Он – начало, середина и конец. Отсюда следует, что с Него надо начинать, через Него идти, и Им заканчивать. «Никто не приходит к Отцу, как только через Меня». Христос говорил не только о природе, но и о необходимости Своего посредничества. Падший, необращенный человек должен прийти к Богу как к Судии. Но к Богу как к Отцу человек может прийти не иначе, как только через Христа как Посредника. Мы не можем исполнить своего долга перед Богом, т.е. прийти к Нему посредством покаяния и молитв, без Духа и благодати Христа. Точно так не можем мы обрести и блаженство, т.е. прийти к Богу как нашему Отцу без заслуг и праведности Христа. Он является Первосвященником исповедания нашего, нашим Ходатаем. Люди измышляют себе непроходимые лабиринты, когда хотят достичь Бога, оставив Христа. Но Богом можно обладать только в Нем. Поэтому всякое богословие вне Христа не только глупо и напрасно, но, воистину безумно, ложно и преступно.
14.7 «Если бы вы знали Меня, то знали бы и Отца Моего; и отныне знаете Его и видели Его». Христос говорит о Своем Отце как о цели Своего служения. Отныне посредством славы, которую вы видели во Мне, и того учения, которое слышали от Меня, вы знаете и видели Его. «Если бы вы знали Меня». Это является скрытым упреком за то, что они не познали Его, хотя и неотступно следовали за Ним и являлись Его учениками. Они знали Его не так хорошо, как могли и как должны были бы знать Его. Они познали, что Он – Христос, однако не стремились познать Бога в Нем. Они не понимали, что в Его лице им явлена вся полнота божества. «То знали бы и Отца Моего». Христос сказал иудеям (Ин.8.19): «Если бы вы знали Меня, то знали бы и Отца Моего». И здесь то же самое говорит Своим ученикам. Ибо трудно сказать, что выглядит более странным: упрямое невежество врагов Евангелия или недостатки и ошибки детей Божьих, имеющих такие благоприятные возможности приобрести знание. Если бы они знали Христа как должно, то знали бы и то, что Его Царство является духовным, не от мира сего. Что Он сошел с небес и должен возвратиться на небо. И тогда знали бы и Отца Его. Знали бы, куда Он намеревался отправиться, когда сказал им: «Я иду к Отцу». «И отныне знаете Его и видели Его». Это благосклонное указание на то, что Его вполне удовлетворяла их искренность, несмотря на слабость их разумения. Т.к. вы знаете Меня и видели Меня, Я могу сказать, что вы знаете Его и вдели Его. В лице Христа мы видим славу Божью, так же как видим отца в сыне, который похож на него. Многие из учеников Христа имеют больше благодати и познания, чем они думают (их Святой Дух наставляет). А Христос радуется, замечая то доброе в них, чего сами они не видят.
14.8 «Филипп сказал Ему: Господи! Покажи нам Отца, и довольно для нас». Филипп, побуждаемый искренним желанием узнать больше, восклицает такими словами. Он просит дать им какое-нибудь сверхъестественное откровение Отца. Филипп слышал, что Христос сказал Фоме, и ухватился за последние слова. Он хочет познакомиться с Богом как с Отцом их Учителя. Он просит об этом не только ради себя, но и ради остальных учеников. И говорит от лица своих товарищей-соучеников: «Одари нас всего лишь одним видением Отца, и хватит для нас». Дух святой через его уста имел целью научить нас тому, что удовлетворение и блаженство души заключается в лицезрении Бога и наслаждении Им. Разум успокаивается в познании Бога, душа находит удовлетворение в этом, оно наполняет нас радостью. То, как Филипп разговаривает здесь, указывает на то, что он не был удовлетворен таким откровением Бога Отца, какое Христос считал нужным дать им. Но требовал от Него и настаивал на том, чтобы Он показал, им нечто больше. Не менее чем какое-нибудь видимое явление славы Божьей. Подобное тому, которое было дано Моисею (Исх.33.22) или старейшинам Израиля (Исх.24.9-11). Это показывает незнание им евангельского способа откровения Бога Отца, который является духовным, а не чувственным. Вопросы, которые апостолы время от времени задают Господу, являются абсурдными. Но нет у них такого порока, который не принадлежал бы и нам.
14.9 «Иисус сказал ему: столько времени Я с вами, и ты не знаешь Меня, Филипп? Видевший Меня видел Отца. Как же ты говоришь: покажи нам Отца?» Христос отсылает Филиппа к уже данным Им откровениям об Отце. Он укоряет его за невежество и невнимательность. Перефразируем слова Господа: «Столько времени Я с вами, уже больше трех лет близко с вами общаюсь, и ты не знаешь Меня? ... Как ты просишь о том, что уже имеешь?» Он по праву упрекает Филиппа. Он укоряет его за две вещи. Во-первых, за то, что он не воспользовался своим знакомством с Христом, чтобы достичь ясного и четкого понимания Его. «Ты не знаешь Меня, Филипп, Того, за Кем Ты столько времени следовал и с Кем ты так долго общался?» Уже в первый день, как только он пришел к Нему, Филипп объявил, что знает, что Он – Мессия (Ин.1.45). Однако до сего дня он не узнал Отца в Христе. Многие из тех, кто знает Христа, тем не менее, не знают всего того, что могли бы знать о Нем. И не видят того, что им следовало бы увидеть в Нем. Недомыслие Филиппа усугублялось тем обстоятельством, что он столько времени имел благоприятную возможность улучшить свои знания. Во-вторых, все видевшие Христа верой действительно видели Отца в Нем, хотя и не сразу уразумели, что видят Его. В свете учения Христа они видели Бога как Отца светов. В чудесах Его они видели Бога как Бога силы. Святость Божья сияла в безупречной чистоте жизни Христа; а благодать Божья – во всех делах благодати, которые Он совершил. Заблуждение в этом вопросе рождается от презрения к смирению Христа, на взгляд многих недостойного. Ведь в смирении Он явил нам безмерную благость Отца.
14.10 «Разве ты не веришь, что Я в Отце, и Отец во Мне? Слова, которые говорю Я вам, говорю не от Себя; Отец, пребывающий во Мне, Он творит дела». «Разве ты не веришь?» Разве ты не верил всему этому? Если нет, то прими Мое слово, говорящее об этом, и уверуй сейчас. «Что Я в Отце и Отец во Мне?» Эти слова мы можем отнести не к божественной сущности Христа, а к способу Его откровения людям. Ибо Христос в отношении Своего таинственного божества не более известен нам, чем Отец. Однако Он называется образом Божьим, поскольку в Нем Бог полностью явил Себя нам. Во Христе нам явно предстала Божья благость, премудрость и сила. Поскольку Христос рассуждает не о том, каков Он Сам по себе, а о том, каким мы должны Его познавать, Его слова скорее относятся к силе, чем к сущности. Итак, Отец называется пребывающим во Христе, потому что в Нем выказывает силу полнота Его божества. Так же Христос зовется обитающим в Отце, поскольку показывает единство с Ним в божественной силе. «Слова, которые говорю Я вам …». Христос из следствия доказывает, что Бога надо искать в Нем одном. Он говорит, что Его учение, будучи небесным и воистину божественным, есть свидетельство и зеркало присутствия в Нем Бога. Если кто возразит, что пророки тоже говорили от Бога, то можем вспомнить, что они говорили по вдохновению Духа Святого, имея Бога автором своих слов. Пророки отсылали учеников к кому-то другому, а Христос удерживает Своих при Себе. В первой главе Послания к евреям сказано, что Бог говорит теперь устами Своего Сына, а раньше вещал через пророков. В Евангелии от Иоанна несколько раз встречаем слова Христа «Я не говорю от Самого Себя», т.е. как человек или по-человечески. Ведь Отец, являя в Его учении Свою силу и Дух, тем самым хочет приписать Себе его авторство. Говоря, что «Отец творит дела», Христос не имеет в виду одни лишь чудеса. Скорее Он развивает предыдущую мысль, что величие Божье явно и очевидно в Его учении. Он как бы говорит: это истинное дело Божье, из которого можно заключить, что в Нем пребывает Бог. Итак, под делами здесь разумеем явление божественной силы.
14.11 «Верьте Мне, что Я в Отце, и Отец во Мне; а если не так, то верьте Мне по самым делам». Запомним, во что мы должны верить. Христос говорит, что Отец и Он составляют полное единство. Христос сначала требует от учеников, чтобы они верили Его свидетельству, о том, что Он – Сын Божий. Поскольку они до сих пор были нерадивы, Он косвенно попрекает их леность. Суть слов Господа в следующем: «Если Мои слова не вызывают у вас веры, если вы так мало их цените, и не хотите им верить, по крайней мере признайте Мою силу, зримый образ присутствия во Мне Бога». Весьма абсурдно не полагаться на слова Христа. Ведь надлежит принимать без колебаний, что бы Он ни сказал. Но здесь Христос попрекает учеников в другом. Он столько раз учил их одному и тому же, а они так мало в этом преуспели. Он не учит их, какова природа веры, но говорит: у них есть то, что достаточно для убеждения даже неверующих. Повторение слов «Я в Отце, и Отец во Мне» далеко не излишне. Мы на собственном опыте знаем, как часто наша природа подталкивает нас к пустому любопытству. Вне Христа у нас будут лишь вымышленные нами же идолы. Только во Христе есть то божественное, которое удерживает нас в Боге.
14.12 «Истинно, истинно говорю вам: верующий в Меня, дела, которые творю Я, и он сотворит, и больше сих сотворит; потому что Я к Отцу Моему иду». Ученики были исполнены как печалью от мысли о расставании с Учителем своим, так и тревогой о том, что с ними будет, когда Он уйдет. Пока Он был с ними, Он их поддерживал, помогал им владеть собой, хранил их сердце от смущения. Но если Он покинет их, то они будут, как овцы, не имеющие пастыря. И сделаются легкой добычей ищущих погубить их. Чтобы подавить эти страхи, Христос заверяет их в том, что они облекутся в силу, достаточную для того, чтобы поддержать их в трудную минуту. Поскольку Христу дана всякая власть, то и они будут обладать, во имя Его, всякой властью на небе и на земле. «Истинно, истинно говорю вам». Слова этого стиха Христос говорит Своим ученикам для того, чтобы дать им полного утешения. Ибо наша память немощна в памятовании божественных благодеяний. Бог постоянно одаривает нас всяческими благами. Но если Он останавливается на половине, мы начинаем думать, будто Его больше нет. Поэтому Христос обещает не только Свое настоящее видимое учениками присутствие, но и постоянное ощущения Себя в будущем. «Верующий в Меня, дела, которые творю Я, и он сотворит». И после Его ухода к Отцу верующие получали ясные свидетельства Его силы. То, что другие будут творить такие же великие дела, как Господь Иисус, ничуть не ослабляет аргумента, приведенного Им из Его дел для доказательства того, что Он и Отец – одно. А, напротив, усиливает его. Ибо чудеса, которые совершали сами апостолы, совершались во имя Его и посредством веры в Него. То, что Он не только Сам совершал чудеса, но и другим давал силу совершать их, возвеличивает Его власть более, чем что-либо другое. Он заверяет их в том, что им будет дана сила творить такие же дела, какие Он творил. И что они получат для совершения их власть большую, нежели та, которая была дана им, когда Он впервые посылал их проповедовать. Несмотря на то, что Ему надлежало оставить их, Его дело не должно было остановиться, ни разрушиться. Но продолжаться так же решительно и успешно, как и всегда. И оно всё еще продолжается. «И больше сих сотворит». Некоторых смущают эти слова Христа. Опуская различные толкования, которые часто приводятся, попытаемся объяснить, что хотел сказать Христос. Суть Его слов: сила, которой Он доказал Свое божественное Сыновство, не привязана к Его телесному присутствию. Она будет проявлять себя многими ясными свидетельствами даже в Его отсутствие. Так что мы видим: проявление божественности не ограничено самой личностью Иисуса Христа, но разлито по всему телу церкви. Кроме того «дела», о которых идет речь, не принадлежат одним апостолам или отдельным благочестивым христианам, но всей Церкви в целом. Итак, Христос заверяет их и в том, что они будут творить «дела больше сих». В царстве природы они будут творить чудеса, больше сих. Всякое чудо уже само по себе достойно внимания, но есть чудеса, которые в сравнении с другими кажутся нам более великими. Христос исцелял краями Своей одежды, а ап. Петр – своей тенью (Деян.5.15). А ап. Павел исцелял возлагаемым на больного платком (Деян.19.12). Христос творил чудеса в течение двух-трех лет в одной стране, а Его последователи творили чудеса во имя Его на протяжении многих веков в разных странах. Вы сотворите дела, больше сих, для славы Божьей. Ученики Христа и в духовной сфере будут одерживать победы больше тех, какие были одержаны во время земной жизни Христа. И поистине, чудо покорения Христу такой большой части мира, при таких неблагоприятных внешних обстоятельствах, было чудом из чудес. «Потому что Я к Отцу Моему иду». Вот причина, почему ученики сделают больше, чем сделал Христос. Ведь, вступив в обладание Своим Царством, Он вполне явит с небес Свою силу. Перефразируем слова Господа: «Именно потому, что Я ухожу, вам необходимо иметь такую власть, чтобы ваш труд не пострадал из-за Моего отсутствия. Именно потому, что Я иду к Отцу, Я смогу облечь вас такой властью». Т.о., Его слава не уменьшается от того, что после Его ухода апостолы действовали еще успешнее. Ведь они были лишь орудиями Его силы. Более того, таким образом стало ясно, что Христос воссел одесную Отца, дабы перед Ним преклонилось всякое колено. И Сам Он немного после заявляет: Он будет автором всего, что сделает через Своих апостолов.
14.13 «И если что попросите у Отца во имя Мое, то сделаю, да прославится Отец в Сыне». «И … сделаю». Они посредством молитвы должны будут поддерживать общение с Ним и получать от Него власть, когда Он уйдет к Отцу. Они могут не опасаться того, что их послания не дойдут до адресата или заваляются где-нибудь. Он как бы говорит: «Я буду слышать вас посредством молитвы, молитвы веры, а вы будете слышать Меня посредством Духа Святого». Таков был древний способ общения с небом, существовавший с тех самых пор, как люди начали призывать имя Господа. Смертью Своей Христос сделал этот способ более доступным и для нас. Здесь содержится предписание о смирении: попросите. Хотя они и оставили ради Христа всё, тем не менее, они ничего не могли требовать у Него как уплату долга. Если мы просим во имя свое, то мы никоим образом не можем рассчитывать на успех, т.к. мы неизвестны на небе. «Да прославится Отец в Сыне». Все наши желания и молитвы должны пересекаться в этом, как в своем центре. Все они должны быть направлены к тому, чтобы Бог во Христе был прославлен через наше служение и в нашем спасении. К этому будет стремиться Христос в Своих ответах, и ради этого будет делать то, о чем мы просим. Чтобы таким образом была явлена слава Отца в Сыне. Мудрость, сила и благость Божья возвеличились в Искупителе, когда Он дал Своим апостолам и служителям власть для употребления ее во имя Его и ради служения Ему. Власть совершать великие дела как в подтверждения их учения, так и ради обретения успеха. Это соответствует Флп.2.11 «Дабы всякий язык исповедал, что Иисус есть Христос во славу Отца».
14.14 «Если чего попросите во имя Мое, Я то сделаю». Это не излишнее повторение. Все знают и чувствуют, что недостойны прихода к Богу. Но большая часть людей хочет насильно ворваться и принудить Бога их принять. Затем, когда они вспоминают о своем недостатке, то начинают изобретать разные средства прихода. Бог же, приглашая нас к Себе, предлагает нам единственного Посредника, через Которого Он будет благосклонным и милостивым. Но здесь опять выходит на сцену порочность человеческого разума. Ведь большая часть людей оставляет прямой путь, и не перестает блуждать окольными и кривыми тропами. Это происходит по той причине, что сила и благость Божья во Христе Иисусе понимается ими весьма плохо. К этому заблуждению добавляется и другое: мы не понимаем, что не допускаемся к Богу по заслугам (их у нас нет перед Богом), только тогда, когда Он Сам нас не позовет. Призывает же Он нас только через Сына. Если же нам не достаточно одного свидетельства, примем во внимание следующее: когда Христос сказал во второй раз (смотри стихи 13 и 14), что Отца надо молить во имя Его, Он словно предостерегает нас не тратить силы в поиске каких-то других заступников. В Новом Завете мы находим еще несколько мест с призывом приходить к Богу через Христа. Евр.13.15 «будем через Него непрестанно приносить Богу жертву хвалы, то есть плод уст, прославляющих имя Его». Апостол здесь указывает на то, что нам оставлена не ветхозаветная, а иная форма жертвы, не менее угодная Богу. Жертва хвалы угодна Богу не только так же, но даже больше, чем все внешние жертвы, употреблявшиеся во времена закона. Суть такой жертвы в том, что мы благодарением прославляем Божью благость. Но апостол увещает нас, что невозможно правильно призывать Бога и прославлять Его имя без Посредника Христа. Ибо Он – единственный, Кто освящает наши уста, в ином случае оскверненные к воспеванию хвалы Богу. Еф.5.20 «Благодаря всегда за всё Бога и Отца во имя Господа нашего Иисуса Христа». Бог бесчисленными благодеяниями постоянно дает нам повод для радости и благодарения. Наш долг – благодарить Бога Отца во Христе, во имя Которого мы обращаемся к Богу со своими молениями и хвалениями. А также приносим свое духовное служение, чтобы всё это могло быть принято Им. Кол.3.17 «И всё, что вы делаете словом или делом, всё делайте во имя Господа Иисуса Христа, благодаря через Него Бога и Отца». Всё должно делаться во имя Христа согласно Его повелению и в соответствии с Его авторитетом. В силе, получаемой от Него и с целью Его прославления, с упованием на Его заслуги. Чтобы всё доброе могло быть принято Богом, а всё сделанное неправильно – прощено. Мы должны благодарить Бога за всё. И Господь Иисус является Посредником не только в наших молитвах, но и в нашем благодарении.
14.15 «Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди». Любовь, которую ученики испытывали к Христу, была искренней. Но к ней было примешано некое суеверие, как часто случается и с нами. Они поступали плохо, желая удержать Его в нашем мире. И чтобы исправить этот порок, Христос повелевает их любви стремиться к иному, духовному миру. Христос предлагает им не просто что-то, несущее утешение, но обещает послать Духа Святого, служение Которого – быть их Утешителем. Он будет внедрять в них то, что несет утешение. В качестве предпосылок к этому обетованию Он напоминает им об исполнении их долга (ст.15). Соблюдение заповедей Христа устанавливается здесь как общее правило практического благочестия. Это же есть и конкретный долг апостолов: верно и прилежно исполнять свое служение. Обратим внимание на следующее: 1. Утешая учеников, Христос вместе с тем повелевает им соблюсти Его заповеди. Ибо мы должны рассчитывать на получение утешения не иначе, как только на пути исполнения христианского долга. 2. Когда ученики с тревогой размышляли о том, что им делать после того, как их Учитель оставит их, и что теперь с ними будет, Он повелевает им соблюсти Его заповеди. И тогда ничего плохого с ними не случится. 3. Ученики выражали свою любовь к Христу в том, что скорбели, думая о Его уходе, и печалились в своих сердцах, предвидя расставание. А Господь повелевает им, если они на самом деле желали доказать свою любовь к Нему, показать ее не чувствами, а сознательным исполнением Его поручений и послушанием Его заповедям. Христос будет защищать только того человека, кто отдаст себя Его управлению. Следуйте водительству Святого Духа и вы получите утешение Духа.
14.16 «И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек». «И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя». Христос обещает ученикам великое и неизреченно благословенное. Они будут иметь другого Утешителя. Это такое же новозаветное обетование, каким было ветхозаветное обетование о Мессии. Оно отвечало трагическому положению учеников, скорбящих и нуждающихся в утешителе. Христос обещает дать им силы соблюдать Его заповеди, ибо иначе Его увещание не было бы действенным. Итак, Христос учит, что как бы Он ни отсутствовал телом, Он не позволит им оставаться без помощи. Ведь Он всегда будет среди них Своим Духом. Служение Святого Духа состояло в том, чтобы защищать дело Христа и отстаивать Его интересы на земле. И быть их адвокатом перед их противниками. Когда Христос был с ними, Он Сам говорил за них, когда этого требовала необходимость. Теперь же, когда Он оставлял их, они не потерпят урона, потому что Святой Дух будет говорить через них. Дело, защищаемое таким адвокатом, не может быть проиграно. Пока Христос был с ними, Он Сам побуждал и призывал их к исполнению их долга. Теперь же, уходя от них, Он оставляет с ними вместо Себя Того, Кто будет делать это так же эффективно, как Он. Мессию ожидали как утешения Израиля. Одно из еврейских имен Мессии было «Менахем» – Утешитель. Христос утешал Своих учеников, когда был с ними. Оставляя их, Он обещает им послать другого Утешителя. Подателем этого благословения является Бог Отец. Он дал Сына на то, что Он стал нашим Спасителем. Теперь даст и Духа Своего Святого на то, чтобы Он стал нашим Утешителем, преследуя ту же самую цель. О Сыне сказано, что Он пошлет Утешителя (Ин.15.26), но Отец выступает здесь как главное действующее лицо. Это благословение обеспечивается через посредничество Господа Иисуса – «И Я умолю Отца». Этим самым Он показывает, что Он есть не только Бог и Человек, но также Царь и Священник одновременно. Когда Христос говорит «Я умолю Отца», это не означает, что Отец не желает этого или Его уговаривать надо на это. Но лишь свидетельствует о том, что дар Святого Духа является результатом посредничества Христа. Что он приобретен ценой Его заслуги и дается по Его ходатайству. «Да пребудет с вами вовек». Этот отрывок устанавливает продолжительность действия этого благословения. Пока вы живы, вы никогда не будете испытывать недостатка в Утешителе. Когда мы лишаемся временных земных утешений, нас должно поддерживать то, что существуют вечные утешения, приготовленные для нас. Остаться Христу с учениками всегда было нецелесообразно. Им предстояло рассеяться по всей земле. И потому только тот Утешитель мог пребывать с ними вовек, Который был бы со всеми ними одновременно во всех местах, где бы они ни были рассеяны. Этот Утешитель будет и с вашими последователями, когда вас уже не станет, до конца времени, с вашими последователями в христианстве. Если понимать слово «вовек» в его самом крайнем смысле, то в таком случае это обетование исполнится в тех утешениях Божьих, которые станут вечной радостью всех святых.
14.17 «Духа истины, Которого мир не может принять, потому что не видит Его и не знает Его; а вы знаете Его, ибо Он с вами пребывает и в вас будет». «Духа истины». Они могли подумать, что невозможно иметь утешителя, равного Сыну Божьему. Но им предлагается Дух Божий, по силе и славе равный Сыну. Этот обещанный Утешитель будет совершать Его дело духовным образом, внутренним и невидимым, воздействуя на души людей. Он есть «Дух истины». Он будет верен им и Своему обязательству в отношении их, которое Он выполнит до конца. Он научит их истине, просветит их умы ее познанием. Он укрепит и утвердит их веру в нее и умножит их любовь к ней. Язычники идолопоклонством своим и евреи своими преданиями были уведены в грубые Заблуждения и ошибки. А Дух истины наставит не только учеников Христа на всякую истину, но и других людей посредством их служения. Он есть Тот, «Которого мир не может принять». Здесь проводится различие между учениками Христа и миром, ибо они избраны и призваны из мира, который лежит во зле. Они суть дети и наследники иного мира, а не этого. Великое несчастье всех фанатично преданных этому миру заключается в том, что они не могут принять Духа истины. О духе мира сего и о Духе от Бога сказано как о прямо противоположных друг другу (1Кор.2.12). Ибо там, где господствует дух этого мира, Духу Божьему нет места. Даже начальствующие века сего были подвержены непреодолимым предрассудкам, поэтому не познали того, что от Духа Божия (1Кор.2.8). «Потому что не видит Его и не знает Его». Люди потому не могут принять Духа истины, что не видят и не знают Его. Утешения Духа Святого являются безумием для них, каким всегда был крест Христов. А великие истины Евангелия, как и закона, считаются у них чем-то странным. Для них это слишком высокие, непостижимые материи. Поговорите с неверующими о действиях Духа Святого, и они сочтут вас говорящими на незнакомом языке. Духа Святого может познать лишь опыт веры. «А вы знаете Его, ибо Он с вами пребывает». Дух Святой лучше всего познается опытным путем. Христос пребывал с ними и, общаясь с Ним, они не могли не познать Духа истины. Они и сами в некоторой мере были наделены Духом Святым. Кто помог им оставить всё и последовать за Христом и пребыть с Ним в Его напастях? Кто помогал им проповедовать Евангелие и творить чудеса, когда Господь послал их на служение, как не Святой Дух? «И в вас будет». Это утешительное заверение дано тем, кто на опыте познал Духа Святого. Знающие Его знают, как надо дорожить Его присутствием. Их общение с Духом Святым будет сокровенным, и их союз с Ним – неразрывным. Дар Святого Духа есть особый дар, которым наделяются исключительно ученики Христа. Он был дарован только им, но не миру. Это то благоволение, которым Бог благоволит к Своим избранным.
14.18 «Не оставлю вас сиротами; приду к вам». «Не оставлю вас сиротами». Это место учит, чем являются и что могут люди, лишенные защиты Святого Духа. Они сироты, подверженные любому обману и несправедливости, неспособные управлять собой, и потому не годные ни к какому делу. От такой беды есть единственное средство – Христос должен Сам править нами через Свой Дух, что Он и обещает здесь сделать. Итак, вначале он наставляет учеников в их немощи, чтобы, отчаявшись в себе, они зависели только от Его защиты. А затем, обещав защиту, Он воздвигает их к надежде, утверждая, что всегда пребудет среди них. Христос показывает, каким образом Он обитает в нас и наполняет нас Собой – через силу Своего Духа. Отсюда явствует: благодать Духа – знаменательное свидетельство божества Христа. Его уход от них был причиной их печали, однако он не был ни полным, ни окончательным. Он не оставил их без утешения. Хотя положение истинных верующих порой может быть и печальным, тем не менее, оно никогда не бывает безутешным. Потому что они никогда не остаются сиротами, ибо Бог, Бог утешения, является их Отцом. «Приду к вам». Здесь три варианта: (1) Я вскоре приду к вам по Моем воскресении. (2) Я буду ежедневно приходить к вам в Моем Духе. (3) Я обязательно приду в конце времен.
14.19 «Еще немного, и мир уже не увидит Меня; а вы увидите Меня, ибо Я живу, и вы будете жить». Христос продолжает хвалить особую благодать, достаточную для облегчения и даже полного устранения скорби учеников. Он обещает, что они и впредь будут иметь общение с Ним. «Еще немного, и мир уже не увидит Меня». Хотя Он и воскрес из мертвых, однако больше никогда не являлся всему народу. Таков приговор злобных людей: они уже не увидят Его. Мир не увидит Его вплоть до Его Второго пришествия. «А вы увидите Меня». Почему Свои будут Его видеть, а мир – нет? Потому что Его можно увидеть только через духовную жизнь, которой мир лишен. Как только кто-то начинает жить духом, он тут же получает глаза, которыми можно видеть Христа. Это происходит потому, что с жизнью Христа соединена и наша жизнь, проистекая из нее будто из своего источника. Ведь сами по себе мы мертвые, и земная жизнь, которой мы хвалимся – наихудшая смерть. Они видели Его своими плотскими глазами после воскресения Его. Ибо Он являл Себя им со многими верными доказательствами (Деян.1.3). Они видели Его оком веры после Его вознесения, сидящего одесную Бога, как Господа всего. Видели в Нем то, чего не видел этот мир. «Ибо Я живу». Смысл может быть двояким. Это предложение или есть подтверждение предыдущего, или его надо читать отдельно. Верующие потому победят мир, что Христос продолжает жить. Итак, жизнь Христа есть причина нашей жизни. Их глубоко опечалило то, что их Учитель идет на смерть. И они не рассчитывали ни на что другое, кроме как умереть вместе с Ним. Но Христос говорит: «Я живу», и не просто «Я буду жить». Ибо Он имеет жизнь в Самом Себе и жизнь во веки веков. Пока мы знаем, что Искупитель наш жив, то не останемся без утешения. «И вы будете жить». Жизнь христиан тесно связана с жизнью Христа. Те, кто верой соединен с Ним, будут жить так же верно и так же долго, как живет Он. Они будут жить духовно, божественной жизнью в общении с Богом. Эта жизнь сокрыта во Христе; когда живы вершина и корень, тогда и члены и ветви будут жить. И будут жить вечно. Их тела воскреснут силой Его воскресения.
14.20 «В тот день узнаете вы, что Я в Отце Моем, и вы во Мне, и Я в вас». Многие относят это ко дню Пятидесятницы, после излияния Святого Духа на апостолов. Но скорее здесь идет речь как бы об одном непрерывно длящемся до конечного воскресения дне, в который Христос проявляет Свою силу. Ученики уже тогда начали познавать Христа, но знание их было немощным и начальным, поскольку Святой Дух не проявлял в них Свою действенность. Слова имеют следующий смысл: праздными умствованиями нельзя познать священное и мистическое единство между нами и Христом, а также единство между Ним и Отцом Небесным. Познать это можно только тогда, когда Он изливает на нас Свою жизнь тайным действием Святого Духа. Эти славные тайны будут полностью открыты на небе. В тот день, когда Он примет нас к Себе, мы совершенно узнаем то, что теперь видим как бы сквозь тусклое стекло. (1) Они знают, что Христос в Отце и одно с Отцом из своего опыта. Знают на основании того, что Он совершил для них и в них. (2) Они знают, что Христос в них. Опытные христиане по духу узнают, что Христос пребывает в них. 1Ин.3.24 «И кто сохраняет заповеди Его, тот пребывает в Нем, и Он в том. А что Он пребывает в нас, узнаем по духу, который Он дал нам». (3) Они знают, что они во Христе, ибо эти отношения являются взаимными и равно близкими с обеих сторон. То, что Христос находится в них, а они – во Христе, говорит о тесном и непрерывном союзе, в силу которого «и они будут жить, ибо Он живет». Знание об этом союзе является источником их радости и удовлетворения.
14.21 «Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня»; а кто любит Меня, тот возлюблен будет Отцом Моим; и Я возлюблю его и явлюсь ему Сам». «Кто имеет … тот любит Меня». Христос много раз наставляет в этом учеников, чтобы те не уклонились от поставленной Им цели. Мы склонны впадать в плотские чувства, и под именем Христа любить что-то еще кроме Него Самого. Сюда же относятся слова ап. Павла: 2Кор.5.16 «если же и знали Христа по плоти, то ныне уже не знаем». «Иметь заповеди» означает здесь быть правильно наставленным в заповедях, а «соблюдать» - сообразовывать свою жизнь с их правилом. Этим Христос показал, что всё то доброе, что Он возвестил сейчас Своим ученикам, предназначалось не только для тех, кто был Его последователем в то время. Но и для всех тех, кто уверует в Него по слову их. Здесь говорится об обязанности тех, кто претендует на звание учеников. Имея заповеди Христа, мы должны соблюдать их. Имея их в своей голове, мы должны хранить их в своем сердце и исполнять в своей жизни. В нашем отрывке говорится и о достоинстве тех, кто исполняет эту обязанность учеников. Христос говорит, что Он любит его. Он любит не тех, кто наделен величайшим умом и знает, как говорить о Нем, а тех, кто соблюдает Его заповеди. Итак, самым лучшим доказательством нашей любви к Христу является послушание законам Его. Такова любовь подданного к своему государю – исполненная сознанием долга. «А кто любит … Моим». Такое щедрое воздаяние ожидает их от Него за любовь. Любовь к Христу не останется напрасной – они будут любимы Отцом. Христос говорит так, как будто люди своей любовью предваряют Бога. Фактически не мы первым возлюбили Его. Более того, мы не смогли бы полюбить Бога, если бы Он прежде по Своему благоволению не дал нам Своей благодати на то, чтобы мы полюбили Его. Но есть еще любовь как утешение, отрада, обещанная тем, кто действительно любит Бога. Однако здесь не идет речь о причине и следствии. Христос только хотел сказать: Бог так сильно любит Сына, что любит также и всех тех, кто любит Его. Он любит их, и открывает им это. «И Я возлюблю его». Их будет любить Христос как Богочеловек, как Посредник. Бог возлюбит его как Отец, а Я возлюблю его как старший Брат. В характере Бога ничто не сияет так ярко как то, что Бог есть любовь. А в деле искупления Христа ничто не представляется более славным, чем то, что Он возлюбил нас. Теперь Христос покидал Своих учеников, но обещал сохранить Свою любовь к ним. Ибо Он не только остается добрым по отношению к верующим, хотя и отсутствует, но и продолжает делать доброе им всё то время, пока нет Его. «И явлюсь ему Сам». Некоторые понимают это как относящееся к явлению Христа ученикам после Его воскресения из мертвых. Однако, поскольку это обетование было дано всем тем, кто любит Его и соблюдает Его заповеди, его следует распространять на всех любящих Его. Существует духовное явление Христа и Его любви, даруемое всем верующим. Он является им, когда просвещает их умы познанием Его любви, когда оживляет их добродетели. И когда ясно свидетельствует им о том, что они имеют в Нем свой удел, когда дает им знаки Своей любви. Христос не является никому, кроме тех, кому Ему благоугодно явить Себя. Ведь большая часть людей недостойны того, чтобы Христос явил Себя им. Отсюда сделаем вывод, что плод благочестия есть возрастание в познании Христа. Здесь говорится о возрастающем познании Христа как о награде за нашу любовь к Нему.
14.22 «»Иуда, не Искариот, говорит Ему: Господи! Что это, что Ты хочешь явить Себя нам, а не миру? Иуда обоснованно спрашивает, почему Христос удерживает Свой свет лишь среди немногих. Ведь Он – Солнце праведности, которым надлежит просветиться всему миру. Кажется странным, что Христос светит для немногих, и не везде без разбора рассеивает Свое сияние. Ответ Его не решает всего вопроса. Ведь здесь не упоминается о первой причине, почему Христос, явив Себя немногим, сокрылся от большинства людей. Он всех находит в равном положении, т.е. полностью Ему чуждыми. Поэтому Он не может избрать кого-то, кто любил бы Его. Но избирает из врагов Своих тех, сердца которых Сам склоняет к любви. Однако здесь Христос не хотел говорить об этом различении, ибо Его замысел состоял в другом: в поощрении учеников к усердию в благочестии. Чтобы они всё время преуспевали в вере. Итак, Он довольствовался тем, что выделил их из мира следующим признаком: они хранят евангельское учение. Этот признак последует вере, потому что является следствием призвания. В другом месте Христос учит учеников их благодатному призванию. Теперь же Он лишь приказывает им соблюдать Его учение и заниматься благочестием. Кроме того, этими словами Христос показывает, каким образом надо правильно слушаться Евангелия. А именно: наши действия должны порождаться любовью к Христу. Нигде в мире нельзя найти совершенной к Нему любви. Ведь никто в совершенстве не соблюдает Его заповеди. Но Богу угодно послушание тех, кто стремится к этой цели искренне и усердно.
14.23 «Иисус сказал ему в ответ: кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое; и Отец Мой возлюбит его; и Мы придем к нему и обитель у него сотворим». В ответ на вопрос Иуды (не Искариота) Христос объясняет и подтверждает сказанное Им выше. Он не замечает той слабости, которая сквозила в его словах, и продолжает утешать их. «Кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое». Он еще раз объясняет условие данного им обетования, которое заключалось в том, чтобы любить Его и заповеди Его соблюдать. Он показывает, какая неразрывная связь существует между любовью и послушанием: любовь – это корень, а послушание – это плод. Где в сердце есть искренняя любовь к Христу, там будет и послушание. Кто любит Его поистине, того любовь будет в нем принципом сдерживающим и обязывающим. И он, несомненно, соблюдет Его слово. Где появляется любовь, за ней следует чувство долга, оно вытекает из принципа благодарности. А где нет истинной любви к Христу, там не будет никакой заботы о послушании Ему. Ст.24 «Не любящий Меня не соблюдет слов Моих». Так обнаруживаются не любящие Христа: кто не верит Его истинам и не повинуется Его законам. Для кого слова Христа – всего лишь басни, которым Он не внимает. Или странные речи, которые ему не нравятся. Такой человек не любит Христа, как бы он ни претендовал на это. Именно потому Христос и не желает являть Себя миру, что он не любит Его, не соблюдает слов Его. Зачем Христу знаться с теми, кто желает оставаться чужыми Ему? «И Отец Мой возлюбит его». Он уже говорил эти слова (ст.21). А здесь повторяет их с целью утверждения нашей веры. «И Мы придем к нему». Это объясняет, в чем заключается явление Христа человеку, возлюбившему Его, и возвеличивает Его благоволение к нему. Не только «Я приду», но «Мы придем – Отец и Я». Мы придем к нему, чтобы быть с ним. Так могущественно изливаются божественные благодать и утешения на душу тех, кто искренно любит Христа. «И обитель у него сотворим». Это указывает на то, что Господь доволен таким верующим и верен ему. Бог не только любит послушных Своих детей, но и находит удовольствие в любви к ним, милостив по любви Своей к ним.
14.24 «Не любящий Меня не соблюдает слов Моих; слово же, которое вы слышите, не есть Мое, но пославшего Меня Отца». «Не любящий Меня не соблюдает слов Моих». Поскольку в этом мире неверующие люди смешаны с верующими, Христос этими словами призывает Своих не увлекаться плохими примерами. Он как бы говорит: не смотрите на мир, не зависьте от мира. Ведь всегда будут люди, презирающие Меня и Мое учение. Вы же постоянно удерживайте ту благодать, которую однажды приняли. «Слово же …». Чтобы ученики не ослабли из-за ожесточения мира и не поколебались, Христос еще раз говорит об авторитете Своего учения, утверждая, что оно от Бога, а не людьми придумано. Итак, как бы мир ни безумствовал в ожесточении, будем следовать учению Христа. Христос приводит хорошее обоснование, чтобы как обязать нас выполнить указанное условие, так и побудить положиться на данное обетование. Он часто говорил слова этого стиха, но здесь они звучат особенно уместно. Во-первых, в отношении нашего долга главное ударение делается на наставлении Христа как нашего правителя. И это вполне справедливо, ибо слово Христа, которое мы должны исполнять, есть слово Отца. И Его воля есть воля Отца. Во-вторых, в отношении нашего утешения главное ударение делается на обетовании Христа. Поскольку, полагаясь на это обетование, мы должны отречься себя, взять крест свой и оставить всё. Т.к. нас волнует вопрос о том, достаточно ли надежные гарантии имеем мы для того, чтобы поставить на карту всё что ни есть у нас. И мы с удовлетворением отмечаем, что эти гарантии действительно надежные, т.к. это обетование является не просто словом Христа, но и словом пославшего Его Отца. Поэтому мы вполне можем положиться на него.
14.25 «Сие сказал Я вам, находясь с вами». «Сие сказал Я вам». В стихах 25-27 Христос дает Своим ученикам два утешения: они будут водимы Его Духом, и они будут находиться под влиянием Его мира (ст.27). Словами стиха 25 Он призывает учеников размышлять о наставлениях, преподанных Им. Имеются в виду все те истины, которые Он преподал им с тех пор, как они поступили в Его школу. «Находясь с вами». Это означает, что: (1) Он не отказывался от сказанных Им слов и не брал их назад. А подтверждал их, или держался их. Он всегда оставался верным сказанному слову. (2) Он использовал возможности Своего телесного присутствия с ними наилучшим образом. Когда наши учителя оставляют нас для того, чтобы перейти в мир иной, мы должны вспоминать, что они говорили, находясь с нами.
14.26 «Утешитель же, Дух Святой, Которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему и напомнит вам всё, что Я говорил вам». «Утешитель же, Дух Святой». Господь ободряет их надеждой на то, что к ним придет другой Учитель, и что Он найдет способ общения с ними после того, как Он (Христос) оставит их. Он сказал уже им прежде, что Отец даст им другого Утешителя (ст.16), и здесь снова говорит об этом. «Которого пошлет Отец во имя Мое». Отец пошлет Его ради Своего Сына, благодаря Ему и по Его просьбе. Пошлет в качестве Его представителя. Как Христос пришел во имя Отца Своего в качестве Его посланника, так и Дух Святой придет во имя Христа на время Его отсутствия. Придет, чтобы продолжить Его дело и довести его до конца ко времени Его Второго пришествия. Он назван и Духом Христовым, ибо Он защищает дело Христа и делает Его работу. «Он научит вас всему». Он будет исполнять, в том числе, две задачи: (1) Он, как Дух премудрости и откровения, научит их всему. Если Христос оставит их сейчас, когда они приобрели так мало опыта, то что станет с ними? Поэтому Святой Дух и будет учить их, будет их неизменным наставником. Он научит их всему, что необходимо для научения их самих. А также для того, чтобы они могли научить других. Ибо желающие учить о Боге должны прежде сами научиться от Бога, а это работа Святого Духа. «И напомнит вам всё, что Я говорил вам». Христос им преподал много хороших уроков, которые они позабыли, и которые могут понадобиться им, когда представится случай применить их на практике. Многие истины не сохранились в их памяти потому, что они неправильно поняли их смысл. Святой Дух не будет учить их новому Евангелию, а будет напоминать им то, чему они уже были научены, открывая их ум к уразумению его. Все апостолы должны были проповедовать, а некоторые – и писать о том, что Иисус делал и чему учил. Чтобы тем самым передать это знание всем народам, живущим на земле. Если бы они были предоставлены самим себе, то, возможно, что-то важное позабылось бы. Что-то могло быть неправильно истолковано в силу несовершенства их памяти. Поэтому им было дано обетование о Духе Святом, Который может сделать их способными верно передавать на словах и бумаге то, что сказал им Христос. Дух Святой, Дух благодати дан всем детям Божьим для того, чтобы напоминать им всё. Мы должны доверять Ему посредством веры и молитвы, сохранять в своей памяти те Божьи истины, что мы слышим и знаем. Если мы хотим успевать в школе Божьей, нам надо стать обучаемыми, слушать и сохранять внимание. Особенно важно терпение, пока Дух Святой не откроет нам того, что раньше мы, кажется, напрасно слушали и читали. Поэтому пусть в нас не ослабевает усердие к учению. И не будем впадать в отчаяние, если не сразу понимаем смысл сказанного Христом. Проповедь будет неэффективной, если ей не сопутствует учительство Святого Духа. Итак, Бог учит Своих двояким образом. Устами людей Он обращается к нашему слуху, а Духом Своим пробуждает нас изнутри. Он делает это иногда одновременно, а иногда в разное время, как Ему угодно. Дух Святой напомнит то, что Христос говорил, т.е. Он не создатель новых откровений. Одной этой фразой следует опровергать все измышления, которые под предлогом учительства Духа Святого сатана от начала и до наших дней пытался и пытается ввести в Церковь. Некоторые «верующие» исповедуют ложный вероучительный принцип: в Библии не содержится окончательного учения, и кое-что Дух Святой открывает нам дополнительно. Но Христос обещал Духа, подтверждающего и как бы подписывающего евангельское учение.
14.27 «Мир оставлю вам, мир Мой даю вам; не так, как мир дает, Я даю вам. Да не смущается сердце ваше и да не устрашается». «Мир оставлю вам». Под миром Христос разумеет благоприятный исход, о котором обычно просят люди, сходясь вместе и пребывая порознь. Ибо это и означает слово «мир» на еврейском языке. Итак, Христос намекает на повсеместный обычай Своего народа, и как бы говорит: оставлю вам Мое «Прощайте». Но вскоре Он уточняет, что мир этот содержит нечто большее, чем обычно имеют в виду люди, часто только ради церемонии желающие мира. Мир Христа состоит не в голом и пустом пожелании, но соединен с результатом. Суть Его слов: Он оставляет их, но Его мир остается среди учеников. Ученики будут находиться под влиянием Его мира. Собираясь покинуть этот мир, Христос сделал завещание. Свою душу Он поручил Своему Отцу. Свое тело завещал Иосифу Аримафейскому, чтобы тот благопристойно похоронил Его. Его одежды достались воинам, а заботу о Своей Матери Он поручил Иоанну. Но что Он должен был оставить Своим бедным ученикам, которые оставили всё ради Него? Серебра и золота Он не имел. Однако Он оставил им несравненно лучше – мир Свой. Он не только предоставил им право на него, но он должен был владычествовать в них. Христос расставался с ними не в гневе, а в любви, ибо такими были Его прощальные слова: «Мир оставлю вам». «Мир Мой даю вам». Мир включает в себя все блага, и Христос оставил нам все необходимые блага. Всё, что является действительным и истинным благом, как всякое приобретенное и обещанное благо. Мир включает в себя примирение и любовь. Это – мир с Богом, мир друг с другом. Но здесь, по-видимому, прежде всего, подразумевается мир наших сердец, спокойствие нашего духа, вызываемое сознанием того, что мы оправданы перед Богом. Он является дополнением к нашему прощению, успокоением нашего духа. Такой мир Христос называет Своим миром. Ибо Он Сам есть мир наш (Еф.2.14). Это тот мир, который Он приобрел для нас и который проповедовал нам. Это наследство (мир) завещается ученикам и последователям, которые будут подвергаться скорбям и нуждаться в мире. Это наследство было оставлено им как представителям Церкви. Им и их преемникам, им и всем истинным христианам во все века. «Не так как мир дает, Я даю вам». Здесь Христос говорит о том, каким образом оставляется это наследство. 1. Он не просто приветствует их словом «Мир вам». Нет, это не пустая формальность, а истинное Божье благословение. 2. Мир, который Он дает, такого свойства, что никакие улыбки этого мира не могут дать его. И никакие хмурые взгляды не могут отнять его. 3. Дары этого мира имеют отношение только к плоти и они временны. Дары Христа обогащают душу навеки. То, что дает окружающий мир – это суета и ложь, которые часто обманут нас. Христос же дает настоящие благословения, которые никогда не подведут нас. Окружающий мир дает и забирает назад; Христос же дает благую часть, которая никогда не отнимется. 4. Мир, который дает Христос, обладает несравненно большей ценностью, нежели тот, который окружающий мир дает. Мир этого мира берет свое начало в невежестве, совмещается с грехом и оканчивается нескончаемыми проблемами и переживаниями. Мир Христа берет начало в благодати, он не совмещается ни с каким дозволенным грехом, и оканчивается непреходящим миром. «Да не смущается сердце ваше и да не устрашается». Христос снова порицает страх, который мог возникнуть в учениках из-за Его ухода. Он говорит, что для страха нет никакой причины. Ведь ученики лишаются лишь Его телесного лицезрения. Через Дух Святой они по-прежнему будут обладать Его истинным присутствием. Кто имеет часть в завете благодати и кому дано право на мир, даруемый Христом, не должны предаваться чрезмерной печали и страху. Он уже сказал «Да не смущается сердце ваше» (ст.1), а здесь Он повторяет это, как получившее достаточное обоснование.
14.28 «Вы слышали, что Я сказал вам: «иду от вас и приду к вам». Если бы вы любили Меня, то возрадовались бы, что Я сказал: «иду к Отцу»; ибо Отец Мой более Меня». Здесь Христос указывает Своим ученикам еще на одну причину, почему Его уход не должен приводить в смущение их сердца. Она заключалась в том, что Его сердце не смущалось этим. Он говорит им о том, что давало Ему силы претерпеть крест и пренебречь посрамлением. Чтобы они, взирая на Него, могли с терпением проходить предлежащее им поприще. «Вы слышали, что Я сказал вам: «иду от вас и приду к вам»». Он утешал Себя тем, что хотя Он и уходил, но должен прийти опять. Порой, когда мы находимся под властью какого-нибудь преходящего увлечения, печали, страха или озабоченности, то забываем о том, что Христос придет опять. Флп.4.5 «Кротость ваша да будет известна всем человекам. Господь близко». «Если бы … к Отцу». Ученики, без сомнения, любили Христа, но не так, как полагалось. К их любви примешивалось нечто плотское, так что они не хотели расставаться с Ним. Если бы они любили Его духовно, то они больше всего желали бы Его отхода к Отцу. Ученики должны были радоваться тому, что Он пошел к Отцу, чтобы совершить ходатайство за нас. В Его уходе была как темная, так и светлая сторона. Поэтому после Своего воскресения Он возвестил как самую утешительную весть: Ин.20.17 «Восхожу к Отцу Моему и к Отцу вашему». «Ибо Отец Мой более Меня». Он не показывает этими словами, чем отличается от Отца Сам по Себе. Он говорит лишь о том отличии, что соизволил снизойти к нам, чтобы соединить нас с Богом. Это следует понимать так, как то состояние, в котором Он будет находиться у Своего Отца, несравненно славнее и превосходнее того, в котором Он пребывает сейчас. Возвращение Его к Своему Отцу означает вознесение Его на гораздо более высокую ступень, нежели та, на которой Он теперь находился. Или же это следует понимать так, что Его отшествие к Отцу и приведение к Нему туда всех Своих последователей было конечной целью Его земного служения. Христос, таким образом, подводит Своих учеников к ожиданию чего-то большего, нежели то, с чем они в настоящий момент связывали свои понятия о блаженстве. Царство Отца, в котором Он будет всё во всем, больше царства посреднического. Ученики Христа должны были доказать, что любят Его, своей радостью о славе Его вознесения, а не скорбью по поводу Его уничижения. Радостью о том, что Он к Отцу Своему идет, т.е. туда, где Ему следует быть, и где мы будем с Ним вскоре. Многие из тех, кто любит Христа, направляют свою любовь не в то русло. Они думают, что если они любят Его, то должны постоянно страдать из-за Него. Тогда как любящие Его должны покоиться в Нем, должны радоваться во Христе Иисусе.
14.29 «И вот, Я сказал вам о том, прежде, нежели сбылось, дабы вы поверили, когда сбудется». «Я сказал вам о том, прежде, нежели сбылось». Он сказал им о том, что Он должен много пострадать, умереть и вновь воскреснуть. Должен взойти к Отцу и послать Утешителя. Об этом учеников надлежало увещать часто. Дело было таинственным и превосходило человеческое разумение. «Дабы вы поверили, когда сбудется». Христос говорит, что предсказал будущее, чтобы ученики поверили Ему, когда всё сбудется. Что впоследствии это должно было послужить утверждению их веры. Веры в то, что Тот, Кто предсказал это, имел божественное предвидение. И наперед знал, что родит тот или иной день. Это должно было послужить утверждению веры в то, что предсказанное находится в полном согласии с божественным планом и предназначением. Что это – не неожиданные решения, а точные копии предвечного определения. Поэтому пусть их не смущает то, что должно утверждать их веру и, т.о., способствовать их истинной пользе. Ибо истинная вера наша драгоценна. Итак, хотя казалось, что тогда Христос обращался к глухим, затем выяснилось, что Он не напрасно говорил. Ведь Его смерть, воскресение и вознесение на небеса соединены с Его учением для того, чтобы породить в нас веру.
14.30 «Уже немного Мне говорить с вами, ибо идет князь мира сего, и во Мне не имеет ничего». Он уверен в победе над сатаной, с которым, как Он знал, Ему предстояла схватка перед отшествием Его. «Уже немного Мне говорить с вами». Этими словами Христос хочет привлечь внимание учеников и глубже внедрить в их душу Свое учение. Я не многое имею сказать вам, кроме того, что отложено до времени излияния Духа Святого. Он еще долго разговаривал с ними после этого (Ин15 и 16), но в сравнении с тем, что Он уже сказал, это было немного. В последние дни Он беседовал с ними больше обычного, т.к. время Его было коротко, и возможность для бесед вскоре должна была исчезнуть. Мы всегда должны стараться говорить по делу, поскольку может оказаться, что у нас не будет много времени для разговора. Мы не знаем, как скоро может остановиться наше дыхание. Ему немного оставалось говорить с ними по той причине, что Ему предстояло теперь другое дело. Он знал, что «идет князь мира сего». Он называл сатану «князем мира сего» (Ин.12.31). Ученики мечтали о том, что их Учитель будет князем этого мира, а они – мирскими князями у Него. Но Христос говорит им, что «князь мира сего» был врагом Ему, и такими же врагами были власти мира сего, вдохновляемые и управляемые сатаной. Христос мог бы просто сказать, что вскоре умрет, и что час смерти уже настал. Но Он возвещает это косвенным образом, чтобы укрепить души Своих людей. Они не должны ослабеть, взирая на столь позорную и ужасную разновидность смерти. Сатана зовется здесь князем мира не потому, что владеет царством отдельно от Бога. Но потому, что по попущению Божию проявляет в мире Свою тиранию. Итак, всякий раз, когда мы слышим, что сатане приписывается это имя, пусть нас, людей, постыжает наше несчастная участь. Хотя неверующие люди и надмеваются, они всё равно остаются рабами сатаны, пока не приняли Иисуса Христа и не возродятся Его Духом. Под «миром» же здесь разумеется весь человеческий род. Ибо есть лишь один Избавитель, освобождающий нас от этого ужасного рабства. Люди являются гражданами в царстве сатаны, но находятся там полностью добровольно. Сатане здесь приписываются дела нечестивых людей. Это справедливо, т.к. они действуют по его наущению. «И во Мне не имеет ничего». Сатана нападал на Него со своими искушениями (Мф.4). Предлагал Ему царства этого мира. Но тогда сатана отошел от Него до времени. Но теперь он собирается с силами, готовится совершить яростное нападение. Фраза «и во Мне не имеет ничего» выражает уверенность Христа в успешном разрешении этого конфликта. Во Христе не было никакой вины, дающей сатане право устрашать Его своими ужасами. Т.к. Христос не сделал никакого зла, сатана не имел над Ним никакой власти. И хотя распяли Его, но на это Господь шел добровольно. И сатане не удалось устрашить Его. Хотя он и добился того, чтобы Он умер, тем не менее, он не смог добиться того, чтобы Он впал в отчаяние. Поскольку именно из-за греха Адама сатана и смерть возымели над людьми власть, они не могли бы коснуться Христа, чистого от всякой вины, если бы Он Сам им не покорился. Отсюда явствует, что Он, идя на эту смерть, пошел на нее вместо нас.
14.31 «Но чтобы мир знал, что Я люблю Отца и как заповедал Мне Отец, так и творю: встаньте, пойдем отсюда». «Но чтобы мир знал, что Я люблю Отца». Его уход совершался с согласия Его Отца и в послушании Ему. Сатана не мог силой отнять у Него жизнь, но Он Сам пожелал умереть, чтобы искупить человеческий род. «Но чтобы мир знал, что Я люблю Отца». Эти слова можно понять, как подтверждение того, что Он часто говорил. А именно, что Его действия как Посредника свидетельствуют миру о Его согласии с Отцом, которое открывало, что Он любит Отца. Доказательством Его любви к человеку было то, что Он умер ради его спасения. А доказательством Его любви к Богу было то, что Он умер ради Его славы и ради осуществления Его намерений. Он как бы говорит: «Вы увидите, что Я готов принять назначенный Мне крест». «И как заповедал Мне Отец, так и творю». Этот отрывок говорит о Его послушании Отцу. Творю то, что повелено Мне и так, как повелено Мне Отцом. Самым лучшим доказательством нашей любви к Богу является то, что мы действуем так, как Он заповедал нам. Как Христос любил Отца и был послушен Ему до смерти, так и мы должны любить Христа и быть послушными Ему. Установление Божье ставится здесь выше всего. Чтобы мы не подумали, будто сатана насильственно предал Христа смерти, и нечто произошло с Ним вопреки божественному совету. Ибо именно Бог Отец назначил Своего Сына Искупителем, и именно Он восхотел, чтобы грехи мира искупились Его смертью. Чтобы это произошло, Бог позволил сатане на малое время быть как бы победителем над Христом. Итак, ради повиновения Отцу Христос не противился сатане, и принес Свое послушание как плату за наше оправдание. «Встаньте, пойдем отсюда». Пойдем отсюда в сад, как понимают одни или в Иерусалим, как понимают другие. Если эта беседа состоялась при завершении ветхозаветной пасхальной вечери, то с этими словами Он, по-видимому, встал из-за стола и перешел в гостиную, где мог более свободно продолжать беседу со Своими учениками, изложенную в последующих главах. И вместе с ними помолиться. Некоторые богословы замечают по этому поводу, что, упомянув о великом стимуле Своих страданий, Христос поспешил выйти навстречу страданиям и смерти. Он не хотел упустить время, когда Иуда Искариот должен был встретить Его. Но, как бы взглянув на часы, Он видит, что время еще не вышло, и потому снова садится, и произносит еще одну проповедь. Этими словами Он ободряет Своих учеников, чтобы они следовали за Ним. Они пообещали, что не оставят Его. Поэтому Он говорит: «Тогда пойдем, посмотрим, как вы сдержите свое слово». Он подает им пример, уча их во всякое время, и особенно во времена страданий, не привязываться к земной жизни. И почаще размышлять и говорить о том, что вскоре предстоит им с Ним расстаться.