ПРОПОВЕДИ
Бог призывает Своих детей к единству
Ин.17.11 «Отче святый! Соблюди их во имя Твое,
тех, которых Ты Мне дал, чтобы они были едино, как и Мы».
Вся молитва Господа Иисуса направлена к тому, чтобы ученики не пали духом, словно их положение могло ухудшиться из-за телесного отсутствия Учителя. Ведь Христос был дан им Отцом для защиты, но лишь на время. Теперь же, исполнив свое служение, Христос вверил их в руки Отца, дабы впредь они хранились под Его защитой. Итак, ученики лишатся телесного лицезрения Христа, но это им ничем не грозит. Ведь Бог Отец принял их под свою защиту. Христос описывает и способ их сохранения: «Да будут едино». Ведь тех, кого Небесный Отец постановил сохранить, Он собирает в единство святой веры и Духа Святого. Поскольку же недостаточно, если люди просто будут друг с другом соглашаться, Христос добавляет: «как и Мы». Так что единство наше будет счастливым лишь тогда, когда несет в себе образ единства Отца и Сына.
В стихе 21 этой же главы Христос снова утверждает: залог счастья верных – в единстве. Ин.17.21 «Да будут все едино: как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино». Погибель человеческого рода в том, что он отчужден от Бога и сам пребывает в ущербном и рассеянном состоянии. Восстановление его приводит к противоположному: он собирается вновь в одно тело. В этом ап. Павел видит совершенство Церкви (Еф.4.3,16) – в том, что верные соединяются друг с другом в одном Духе. Он говорит, что апостолы, пророки, евангелисты и пастыри даны для того, чтобы обустраивать и восстанавливать тело Христово, пока оно не придет в единство веры. Поэтому он увещает верующих расти во Христе, в их Главе, от Которого всё тело, соединяемое всеми связями взаимного служения по мере возможностей каждого члена. И получает прирост для собственного созидания. Поэтому всякий раз, когда Христос говорит о единстве веры, мы должны помнить: вне Него лишь рассеяние в этом мире. Кроме того, мы должны знать: начало блаженной жизни в том, что мы управляемся и живем единым Духом Христовым. Следует также знать, что Христос, возвещая в стихах 11 и 21, что Он един с Отцом, имеет в виду не одно лишь божеское естество, но всю личность Посредника, поскольку является нашим Главой. Т.о., следует рассматривать Его как Главу Церкви и соединяться с членами Его тела. Мы едины с Христом не потому, что Он переливает в нас Свою сущность. Но потому, что силой Духа Своего сообщает нам Свою жизнь и все блага, воспринятые от Отца.
Ап. Петр тоже призывает христиан к единству, любви, сочувствию, миру и терпению в страданиях. 1Пет.3.8 «Наконец, будьте все единомысленны, сострадательны, братолюбивы, милосерды, дружелюбны, смиренномудры». Он учит нас, как должны обращаться друг с другом христиане. Он советует им быть единомысленными, единодушными в убеждениях своей общей веры и в исполнении своего общего религиозного долга. Христиане должны стремиться к единодушию в главных вопросах веры, в неподдельной любви и в практике христианской жизни. Хотя христиане не могут быть абсолютно единомысленны, тем не менее, они должны сострадать друг другу и любить друг друга как братья. Они не должны преследовать и ненавидеть друг друга, а любить любовью большей, чем обычная привязанность.
У всех христиан есть общий враг – сатана. И в противостоянии с ним нам нужно было бы забыть все разногласия. Это имел в виду ап. Павел, когда говорит, чтобы мы откладывали в сторону свои антипатии к кому-то, свой гнев на кого-то и не давали место дьяволу. Еф.4.26-27 «Солнце да не зайдет во гневе вашем; и не давайте места дьяволу». Хотя гнев может войти в сердце и мудрого человека, однако гнездится он только в сердце глупого. Кто упорствует в греховном гневе и злобе, тот пускает дьявола в свое сердце, и позволяет ему взять верх над собой, пока тот не доведет его до злых умыслов и коварных козней. Сатана разделяет и властвует, христиане объединяются и так властвуют.
Вспомним начало шествия по миру молодой христианской Церкви. Сразу тысячи людей приходили к христианской вере, на богослужения собирались вместе и жили как единое целое. Один из уверовавших, Варнава, продал свой участок земли, и все вырученные деньги отдал на нужды церкви. Анания последовал примеру Варнавы. Но ему нужно было только одно – прославиться своей щедростью. Анания и жена его заявили, что отдали всё, что имели, хотя это было не так. Они прославились, но не щедростью, а смертью. Пытаясь солгать церкви, они солгали Богу. Жить вместе и жить скрытно – понятия несовместимые. Вместе – значит открыто, на виду. Вот почему Богу пришлось прибегнуть к таким чрезвычайным мерам в отношении Анании и его жены. Входя в церковь, мы связываем свою жизнь с жизнью других людей. И любовь наша должна быть непритворной. Это прославит Бога и будет во благо всем.
В церквях люди порой спорят о мелочах, не имеющих отношения к богословии, к спасению. Такие споры вышибли из церкви не одного члена церкви. Так почему же это происходит? А потому, что, споря о мелочах, люди забывают, для чего нужна церковь. Церковь – это то место, где люди собираются на богослужение, читают Слово, поют хвалу Богу, служат ближнему и помогают возрастать в вере друг другу. И это место должно быть местом любви, прощения и поддержки. Ап. Павел в Послании к филиппийцам тоже напоминает о долге христиан: быть единомысленными и смиренномудрыми. Он подкрепляет этот призыв примером Иисуса Христа. Флп.2.2 «дополните мою радость; имейте одни мысли, имейте ту же любовь, будьте единодушны и единомысленны». Мы видим, сколь мало заботился о себе апостол, лишь бы Церковь была в благополучии. Он пребывал в заключении в темнице, подлежал смертному приговору. Это не мешало ему радоваться предстоящему переходу в вечность, лишь бы его слова помогли Церкви. Главным в устроении поместной церкви он считает воцарение взаимного согласия и братского единства. Апостол велит филиппийцам приспосабливаться друг к другу. Итак, начало любви – единение в мыслях. Христиане должны быть едины в любви, независимо от того, имеют ли они единство понятий или нет. «Имейте ту же любовь», т.е. ту любовь, что требуется от нас по отношению к другим. Христианская любовь должна быть взаимной. Будьте единодушны и единомысленны, не противореча друг другу и не сталкиваясь из-за различных интересов. Но, соглашаясь в главном, сохраняйте единство Духа в остальном. Апостол считает, что именно единство цели должно помогать нам решать все разногласия без раздоров и расколов. Апостол хорошо знал, как эгоистичные желания, себялюбивые устремления и угодничество перед людьми могут ввергнуть церковь в хаос. Нам надо знать и помнить следующую истину: если христианин воюет с братом, он не может быть в мире с Небесным Отцом.
Еще более подробную инструкцию для христиан мы находим в главе 12 Послания к римлянам. Рим.12.16 «Будьте единомысленны между собою; не высокомудрствуйте, но последуйте смиренным; не мечтайте о себе». Т.е., старайтесь, насколько это возможно с вашей стороны, достигать согласия в понимании. А когда это не удается вам, то согласия в любви. Старайтесь быть едины, избегайте стычек, противоречий друг с другом, сохраняйте единство духа в союзе мира. Желайте другим того же, что и себе желаете – так некоторые понимают эти слова. Любовь христианская должна быть снисходительной. Без смирения не может быть истинной любви. Не подобает христианину амбициозно стремиться к тому, чтобы превосходить других или возвышаться над ними. Но, скорее, ему подобает смиренномудрие и кроткие помыслы. Ибо именно ими превозносимся мы в глазах Господа, а не гордыней или пренебрежением к братьям. Ведь главная добродетель верных последователей Христа – это умеренность и покорность, скорее предпочитающая воздать честь другим, нежели присвоить ее себе. Когда Господь Иисус умывал ноги ученикам, чтобы научить их братолюбию, то Его главной целью было показать, что правильно любить друг друга – это значит быть готовым снизойти до самого унизительного служения из милосердия к другому человеку, ради его блага. Призыв апостола «не высокомудрствуйте» указывает на то, что высокомерие и любовь плохо гармонируют друг с другом. Мы не должны стремиться к почестям и возвышению, смотреть на мирское величие и достоинство с уважением и желать обладания ими. Но должны испытывать к ним святое презрение. Слова «но последуйте смиренным» в английском переводе изложены «снисходите к людям низкого сословия». Смиряйтесь с теми условиями, в какие Бог, по Своему провидению, поместил вас, каковы бы они ни были. Унижайтесь до людей бедного сословия ради их блага, как делал сам ап. Павел. Затем апостол добавляет, как средство достижения этого: «не мечтайте о себе». Мы не найдем в своем сердце снисходительности к другим, пока в нем живет самодовольство. Поэтому оно обязательно должно быть умерщвлено. «Не будь мудрецом в глазах твоих», не довольствуйся своей мудростью так, чтобы презирать других или воображать, что ты не нуждаешься в них. Не уклоняйся от общения с ними. Мы все члены тела Христа, зависим друг от друга и имеем обязательства друг перед другом.
В коллективе сотрудников объединяет общее дело, либо уважение к руководителю, или же убежденность в том, что процветание компании выгодно для всех ее сотрудников, в т.ч. и для них лично. Чем больше общих интересов у членов группы, тем больше они объединены, и тем более успешными будут их усилия, которые в противном случае направляются на взаимные столкновения. В Послании к ефесянам ап. Павел говорит о природе христианского единства. Еф.4.3 «Стараясь сохранять единство духа в союзе мира». Христианское единство основано на единстве сердца или духа. Оно заключается не в едином направлении мыслей или в единой форме служения, но в едином сердце и едином духе. Источником такого единства является Дух Святой. Наша задача – стараться сохранять его. Слово «стараться» означает, что мы должны делать всё возможное с нашей стороны. Если кто-то будет враждовать с нами, то мы должны приложить всё старание, чтобы избежать ссоры. Если кто-то презирает или ненавидит нас, мы не должны его ни презирать, ни ненавидеть. «В союзе мира». Мир – это союз, т.к. он объединяет людей и заставляет их жить дружно. Миролюбивое настроение и поведение соединяют христиан, в то время как несогласие и ссоры разъединяют их сердца. Союз мира – это сила общества. Это не означает вовсе, что все добрые люди, все члены одного общества во всем одинаковы и имеют одни и те же чувства и суждения. Но что союз мира объединяет их вместе, независимо от их различий. У христиан есть готовый список общих интересов, которые могут даровать им единство духа и союз мира. В главе 4 Послания к ефесянам апостол Павел приводит ряд мотивов, чтобы побудить христиан к единству. Еф.4.4-6 «Одно тело и один дух, как вы и призваны к одной надежде вашего звания; один Господь, одна вера, одно крещение. Один Бог и Отец всех, Который над всеми, и через всех, и во всех нас». Детям Божьим столь же невозможно разногласить между собой, как и разделяться Царству Небесному. «Одно тело» – мы одна семья, объединенная одной целью. «Один дух» – во всех детях Божьих живет один Дух, Дух Святой, источник нашей духовной силы. «Одна надежда» – нас ожидает одно будущее – вечное блаженство. «Один Господь» – мы все имеем одного Господа и Спасителя – Иисуса Христа. «Одна вера» – мы все верим в спасение через благодать. «Одно крещение» – крещение одно и то же для всех. «Один Бог и Отец» – это самое главное. Ведь откуда проистекает всё последующее? Откуда вера, откуда крещение, откуда господство Христа, хранящего наше единство, если не от того, что Бог Отец, изливаясь в нас, посредством этого соединяет нас с Собой.
Боже! Просим, избавь нас от различий между нами, раз Ты соединяешь нас такими мотивами!
пастор Золтан З. Тырык
Молитва. Боже и Отче! Мы благодарим Тебя за то, что тех, кого Ты постановил сохранить, Ты собираешь в единстве веры и Духа Святого. Через Библию Ты многократно утверждаешь, что залог счастья верных в единстве. Погибель человеческого рода в том, что он отчужден от Тебя и сам пребывает в ущербном и рассеянном состоянии. Мы благодарим Тебя, что Ты собираешь Своих детей в одно тело. Благодарим, что мы управляемся и живем единым Духом Христовым. Просим, помоги нам стремиться к единодушию в главных вопросах веры. Но при этом сострадать друг другу и любить друг друга любовью большей, чем обычная привязанность. Дай сил держаться, не вспылить, когда обида жалит сердце. Помоги хранить единство веры, прощать своих обидчиков. Мы благодарим, что призвал нас, всех христиан, к одной надежде – к небесному наследию и надежде вечной жизни. Мы благодарим, что Ты обитаешь во всех Своих детях, как в Своем святом храме, Духом Своим и благодатью. Просим, дай всем Твоим детям единого сердца. Мы молились во имя Господа Иисуса Христа. Аминь.