ПРОПОВЕДИ
Дабы не было разделений в Теле
1Кор.12.25-27 «Дабы не было разделения в теле, и все члены
одинаково заботились друг о друге. Посему, страдает ли один член,
страдают с ним все члены; славится ли один член,
с ним радуются все члены. И вы – тело Христово,
а порознь – члены».
Христос и Его Церковь составляют одно Тело, как Глава и члены. В духовном Теле Христа следует избегать разделения. Все члены должны быть связаны узами братской любви. Охлаждение этой любви приводит к разделению. Когда во взаимоотношениях между христианами возникает равнодушие и пренебрежение, начинается разделение. Христиане должны считать радостью для себя, когда радуется один из их братьев или сестер во Христе. Христианское сочувствие – одна из величайших обязанностей христиан.
Более подробное обоснование этой истины мы находим в стихе 13 этой же главы. 1Кор.12.13 «Ибо все мы одним Духом крестились в одно тело. Иудеи или эллины, рабы или свободные, и все напоены одним Духом». Все крестились в одно и то же Тело, и все стали причастниками одного и того же Духа Святого. Членами этого Тела христиане становятся посредством крещения: они крестятся в одно Тело. Этот внешний ритуал есть Божье установление, знаменующее собой новое рождение (возрождение). Поэтому и называется он «баней возрождения» (Тит 3.5). Но становимся мы членами Тела Христова посредством Святого Духа, благодаря Его обновляющему действию. Именно действие Духа, знаменуемое внешним образом, делает нас членами духовного Тела. Внешний обряд есть средство, установленное Богом для нашего приобщения к этому величайшему благословению. Но только крещение Духом Святым, внутреннее обновление и напоение Им, участие в постоянно производимом Им процессе освящения делает нас истинными членами Тела Христова и сохраняет нас в союзе с Ним. Все, имеющие Духа Христова, будь то иудеи или язычники, рабы или свободные, суть члены Христа, и никто, кроме таковых.
В хорошем хоре в прекрасную гармонию сливаются отдельные, независимые друг от друга партии сопрано, альтов, теноров, баритонов и басов. Каждый ученик Христов, следуя за Господом, исполняет свою отдельную партию в хоре из многих голосов. У нас у всех разные характеры и способности. Но если при всем при этом мы вместе трудимся для Бога, результатом будет прекрасное служение, истинная гармония хвалы Богу нашему. Но не всем христианам нравится, чтобы каждый пел своим голосом. Некоторые всех пытаются настроить в унисон с собой и своими привычками, замашками. Им хочется, чтобы все пели их напевы. И хотя от такого пения-служения тоже может быть толк, но мы должны помнить, что Бог призывает Своих детей к единству, а не к единообразию. Так что давайте, служа Христу не волноваться, что кто-то рядом не поет по-нашему. Если люди поют по нотам Библии, то всё будет нормально, никакого диссонанса не будет.
Если сто фортепьяно настроить под один и тот же камертон, они автоматически настроены и каждое друг под друга. И настроены не потому, что одно фортепьяно подстраивалось под другое. А потому, что каждое в отдельности было настроено на другой, внешний эталон звука. В этом рассуждении кроется секрет христианского единства. Чем больше мы будем подражать Христу, тем больше нас будет тянуть друг к другу; и тем меньше внимания мы будем обращать на то, чем мы друг от друга отличаемся. Мы можем расходиться во мнениях и все-таки быть едины, особенно если наша главная цель – быть с Христом. Ап. Иоанн писал: 1Ин.1.3 «О том, что мы видели и слышали, возвещаем вам, чтобы и вы имели общение с нами: а наше общение – с Отцом и Сыном Его, Иисусом Христом». Вовек благословенны узы, которые в братской любви соединяют нас.
Саранча подает нам, людям, хороший пример того, что значит единство. Одно насекомое – ноль, а тысячи вредителей вместе – страшная сила. Верующие во Христа смогут сделать во славу Божию гораздо больше, чем они делают каждый по отдельности, если будут молиться и действовать вместе. Когда христиане объединяются в служении Господу, они могут стать мощной силой. И Бог через них, через такую единую церковь, сможет многое совершить. Мы нужны другим верующим, и нам нужны другие верующие. Давайте же жить в единстве Тела Христова и созидать это единство общения в Нем. Будьте милостивы к тем, кто вас обидел. Скажите Богу, что вы их прощаете и принимаете такими, какие они есть. Помните: те, кто рядом с вами, такие же, как и вы, члены Тела Христова. И от такого единства станет богаче ваша жизнь, станет заметнее миру Церковь Божья.
Когда войска Юлия Цезаря вторглись на южное побережье Британии в 55-ом году, кельтские племена встретили их ожесточенным сопротивлением. Однако в течение века римляне заняли остров до северных земель, известных теперь как Шотландия. Кельты вели партизанскую войну против захватчиков. Поэтому в 122г. римский император Адриан приказал построить стену, которая отделяла бы римлян от жителей севера. Эта стена сохранилась до наших дней. В дни Господа Иисуса существовала стена намного больше Адриановой. Она разделяла иудеев и язычников. Но Бог желал благословить все народы Земли через Авраама и его Семени Иисуса Христа. Ап. Павел пишет о счастливой перемене, происшедшей в жизни язычников: Еф.2 13,14 «А теперь во Христе Иисусе вы, бывшие некогда далеко, стали близки Кровью Его. Ибо Он есть мир наш, соделавший из обоих одно и разрушивший стоящую посреди преграду». Язычники были возвращены домой к Богу, приняты в церковь, вступили в завет. И стали обладателями всех других привилегий детей Божьих. Каждый уверовавший грешник обязан своей близостью с Богом и Его благоволением к себе смерти и жертве Христа. Апостол утверждает, что находившиеся прежде в состоянии вражды теперь примирились. Иисус Христос заключил мир, принеся Себя в жертву. Он соделал из обоих одно. Национализм и расизм существует в мире и в наши дни, и даже в церквах. Это разрушает наше свидетельство о Христовой любви. Спаситель отдал жизнь, чтобы искупить людей всех племен и народов. А мы должны не только принимать их, но и любить как братьев и сестер во Христе. Христова любовь создает единство в многообразии.
Бог благословляет родственные узы, но Он также желает, чтобы мы всем сердцем любили тех, кто входит в нашу духовную семью – Церковь Иисуса Христа. Об этой семье сказал Сам Спаситель, когда услышал, что Его мать и братья хотят говорить с Ним: Мк.3.34,35 «Вот матерь Моя и братья Мои; ибо кто будет исполнять волю Божью, тот Мне брат, сестра и матерь». Любить духовно погибающих людей – наш долг. Но любить того, кто стал чадом Божьим, должно стать естественным проявлением нашей новой природы. Наша любовь к Небесному Отцу видна в том, как мы любим Его детей.
В 2005 году весь мир узнал о счастливом спасении международной командой семи русских подводников. Их небольшая подлодка запуталась в рыбацкой сети. Министр обороны России сказал впоследствии: «Мы не на словах, а не деле увидели, что значит морское братство». В Послании к ефесянам также сказано о единстве верующих во Христа. Приведем только один стих из нескольких. Еф.2. 19 «вы уже не чужие и не пришельцы, но сограждане святым и свои Богу». Ап. Павел говорит ефесянам о том, что положение их изменилось. Бог из странников сделал их гражданами Своей Церкви. Честь же, которой их удостоил Бог, апостол превозносит многими словами. Он называет эфесян согражданами святых, а потом – своими для Бога. Он именует их также камнями, положенными в стены божественного храма. Немаловажная честь – Бог принял их в Свою семью. Ведь Церковь – это семья Божья. Христиане призваны участвовать в самой большой спасительной операции: люди гибнут без Спасителя Христа. Здоровая церковь – лучшее свидетельство для необращенной души.
Представьте, что вы попали на богослужебное собрание, в котором никто вас не знает. Откроют ли вам тут же объятия, будут ли вам рады? Это возможно лишь в том случае, если у вас есть общий знакомый. Таким общим знакомым для всех христиан является наш Спаситель Иисус Христос. Многим христианам приходилось испытывать то удивительное чувство единства, которое возникает между теми, кто знает Господа. И это несмотря на языковые, культурные и другие барьеры. Он объединяет сердца людей по всему миру под знаменем Своей любви. Привлеченные к Христу люди привлечены и к друг другу.
Духовные конфликты в церквах, чаще всего, приходят не извне. Их источник – свои же христиане. Так случилось и в коринфской церкви, куда проник дух разделения. Ап. Павел, движимый пасторской заботой, убеждает коринфян быть едиными в главном и не спорить о второстепенном. 1Кор.1.10 «Умоляю вас, братия, именем Господа нашего Иисуса Христа, чтобы все вы говорили одно, и не было между вами разделений». От людей, желающих им добра, апостол получил сообщение о том, что между ними есть споры. Он обращается к ним в очень любезной форме: «Умоляю вас, …». Будьте единодушны, если вы имеете уважение к дорогому и уважаемому имени Спасителя Христа, которым называетесь. Избегайте раскола (так значит это слово в оригинале), т.е. всякого отчуждения друг от друга. В основании разногласий коринфян лежала гордость, они ссорились из-за служителей. Любители спорить разделились на партии, и во главе каждой из них поставили своего служителя. Одни превозносили апостола Павла, может быть, как самого духовного учителя. Другие – Аполлоса, возможно, как самого красноречивого проповедника. Третьи – Кифу, т.е. ап. Петра, за его авторитет как самого старшего. А четвертые – вообще никого из них, а только лишь Христа. Они считали, что их приверженность к отдельным учителям важнее единства во Христе. Ап. Павел убеждает их объединиться вокруг одной главной цели, той наиважнейшей, что объединяет всех верующих – благой вести о распятом Христе. Не та же ли общая цель и у нас?
Нетрудно себе представить, как чувствует Себя Бог, когда Его дети ссорятся и жалуются друг на друга. Наше единство крайне важно в очах Божьих. Христос молился, чтобы мы были «едино» и через это мир уверовал, что Он пришел от Отца (Ин.17). Следует также отметить, что среди семи вещей, которые Бог особенно ненавидит, находится «сеющий раздор между братьями» (Прит.6.19). Псалмопевец тоже указывает на то, что как хорошо братьям жить вместе. Пс.132.1 «Как хорошо и как приятно братьям жить вместе». Восхваляется не просто не ссориться, но находить радость во взаимном проявлении заботы, помощи ближнему в достижении благосостояния и служения друг другу. Какое великое благо жить братьям единым сердцем, единой душой, едиными интересами. Единство хорошо само по себе и согласуется с волей Бога, оно приятно и угодно Господу. Оно хорошо и для нас, к нашей чести и утешению. Оно достойно подражания, мы должны свято следовать такому образцу.
В конце Послания к римлянам ап. Павел приводит увещание, в котором нуждались все церкви, поскольку слуги сатаны постоянно стремились породить смуты в Христовом Царстве. Рим.16.17 «Умоляю вас, братия, остерегайтесь производящих разделения и соблазны, вопреки учению, которому вы научились, и уклоняйтесь от них». Он призывает их видеть опасность, замечать тех, кто производит разделения и соблазны. Вносящие в церковь разделения и соблазны поступают вопреки учению Евангелия. Заметить трудно опасность, что исходит от этих людей, ибо обычно самые пагубные замыслы скрываются под благовидными предлогами. Надо избегать ненужных связей и общений с ними, чтобы не подпасть под их влияние и не заразиться их духом. Не без причины требует здесь апостол от верных внимания. Поскольку часто случается, что по нашей лености и беззаботности превратные болтуны наносят вред церкви еще до того, как против них кто-то выступит. Запомним одну истину: нечестиво и богохульно разлучать тех, кто согласен в истине Христовой. Однако защищать обман и нечестивые учения под предлогом сохранения единства и мира есть полное бесстыдство. Ап. Павел ясно показывает, что осуждает не любые разделения, а лишь те, которые разрушают согласие ортодоксальной веры.
Пусть же единство, рожденное нашей любовью и взаимным служением, наполняет своим благоуханием наши семьи и церкви!
пастор Золтан З. Тырык
Молитва. Боже и Отче! Мы благодарим Тебя за то, что теперь все верующие – «сограждане святым и свои Богу» (Еф.2). Благодарим, что вместе мы возрастаем «в святой храм в Господе» силой Твоего Духа, живущего внутри нас. Просим, прости нам, что часто мы возводим стены, отделяющие нас друг от друга. Помоги нам поступать достойно звания христианина, снисходить друг к другу любовью, стараясь сохранять единство духа в союзе мира. Не строить стены, а лучше устранять всё, что разделяет нас. Пусть мир увидит, что мы действительно одно во Христе Иисусе. Увидит, что мы члены Тела Христова, составляем Божий храм. Благодарим, наш Спаситель, что призвал нас в Свое святое дело. И дал нам в своей святой крови всё, что нужно для единства. Просим, помоги нам, всем детям Твоим, жить вместе, дружно в Твоей любви. Обо всем просим во имя Господа Иисуса Христа. Аминь.