ПРОПОВЕДИ
Любовь как проявление Духа Святого
Гал.5.22,23 «Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение,
благость, милосердие, вера, кротость, воздержание».
Прежде осудив всю человеческую природу, поскольку та производит на свет лишь порочные и негодные плоды, апостол учит теперь, что все добродетели, честные и благонравные чувствования, происходят от духа. Т.е. они происходят по благодати Божьей и в силу обновления, получаемого от Христа. Полагаем, что слово «плод» использует апостол в единственном числе по той причине, что если действует Святой Дух в душе человека, то Он производит все эти показатели. Т.е. есть и любовь, и радость и мир и т.д. в человеке. Более того, плод Духа включает в себя и другое, напр., смирение (Еф.4.2, Флп.2.3) сострадание (Флп.2. 1), благочестие (2Пет.1.6), праведность (Рим.14.17), святость (Эф.1.4, Кол.1.22). В Рим.14.17 показано, что сегодня Царство Божье проявляется в праведности, мире и радости. Здесь же упомянуты лишь мир и радость, а праведность опущена. И т.д. Итак, ап. Павел как бы говорит: «От человека не рождается ничего, кроме зла, и нет такого добра, которое не порождалось бы Духом Святым». Как в плоти выражен наш прародитель Адам, так в Духе Святом для нас становится действительным Христос. Перечисленные здесь примеры плода Духа являются свойствами Самого Христа. Хотя и в невозрожденных людях часто наблюдаются выдающиеся примеры терпения, щедрости, кротости и веры, не подлежит сомнению, что все они – лишь обманчивая личина. Перед Богом же нет ничего чистого, кроме того, что происходит из источника всякой чистоты. Итак, апостол призывает нас к любви к Богу, прежде всего, а друг к другу ради Него.
Христос говорит нам: Ин.15.9,10 «Как возлюбил Меня Отец, и Я возлюбил вас; пребудьте в любви Моей. Если заповеди Мои соблюдете, пребудете в любви Моей». Христос хотел утвердить в нашей душе прочный залог божественной любви к нам. И главным образом то, чтобы мы не искали Божьей любви без Него, без Посредника. На Христа излилась любовь Божья, чтобы затем перетечь к Его детям. В Нем Бог хочет возлюбить и нас. Мы постоянно должны пребывать в той любви, которой Христос возлюбил нас. Поэтому надо остерегаться лишиться этой любви. Некоторые отвергают предложенную Им благодать, и даже отбрасывают то, что уже имеют. Будучи однажды принятыми в благодать Христову, станем же остерегаться отпасть от нее по собственной вине. Хотя Господь призывает нас к стойкости, но при этом нам не следует опираться на собственное усердие и силы. Надо молить Его Самого, чтобы Он укрепил нас в любви к Себе. Он показывает, каким образом мы можем устоять: если будет идти туда, куда Он нас зовет. Он примиряет верующих не для того, чтобы они безнаказанно распутствовали. Но для того, чтобы, управляя ими Своим Духом, держать их под десницей и властью Отца. Откуда следует: все, не доказывающие своим послушанием подлинное ученичество, отвергают любовь Христову. И, повинуясь Христовой заповеди о любви и служении друг другу, мы ощущаем теплоту Его любви.
Ап. Павел в Послании к Титу несколько раз говорит о благотворительности. Он наставлял Тита, что епископ должен любить добро (1.8), что христиане должны быть ревностны к добрым делам (2.14), должны быть готовы на всякое доброе дело (3.1), верующим нужно быть прилежным к добрым делам (3.8). Всем людям хочется, чтобы их по-настоящему коснулся Бог. И мы, христиане, можем им в этом помочь. Чудный дар любви Христовой, данный нам, когда мы уверовали в Спасителя, никогда не предназначался для личного пользования. Нам нужно пускать его в дело, нужно любить людей и помогать им, творить добрые дела и нести мир повсюду и во всем.
Нам часто кажется, что чем больше мы знаем библейских фактов и принципов, тем мы духовнее, и тем лучше наши христианские дела. Христос учил нас совсем другому. Мк.12.30,31 «И возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостью твоею. … Возлюби ближнего твоего, как самого себя». Господь Иисус здесь говорит о нашем долге перед Богом и перед людьми. Мы не просто должны повиноваться одному и не причинять вреда другому. В обоих случаях от нас требуется нечто большее. От нас требуется любовь – самое сильное и глубокое чувство. Мы должны любить Бога больше, чем себя, всей силой нашей души. Мы не сможем любить Его чересчур сильно, наша любовь к Нему никогда не будет ошибкой. Он достоин всего, что мы только можем предложить Ему. Нам нужно любить нашего ближнего как самого себя и всегда поступать с ним так, как хотели бы, чтобы он поступал с нами. Будем же постоянно помнить эти великие правила и ежедневно пользоваться ими. Они помогут нам проверить свою беспокойную совесть, когда она тревожит нас, и мы не знаем, правильно ли мы поступили. Блажен человек, который стремится жить согласно этим правилам. Из этого краткого описания нашего долга мы должны понять, как мы нуждаемся в посредничестве и искуплении Господа Иисуса. Ибо где тот человек, который может честно сказать, что всегда любил Бога и человека так, как этого требует заповедь? Итак, человек может быть религиозным, но не быть при этом учеником Христа.
В Библии сказано, что любовь может быть зримой и осязаемой. Такую любовь проявил к избитому разбойниками человеку милосердный самарянин (Лк.10.30-37). Такую любовь проявляют те, кто дает путнику чашу холодной воды во имя Христа (Мф.10.42). Истинная любовь не просто любит, а еще и что-то делает. В Библии сказано: «Станем любить не словом или языком, но делом и истиною» (1Ин.3.18). Ап. Иоанн желает, чтобы наша любовь была неподдельной и деятельной во всем, насколько позволяют обстоятельства. Лесть не подобает христианину, но искренние выражения святой любви, служение и труд любви. Итак, слова апостола надо понимать так: не будем болтать о любви языком, но будем доказывать ее на деле, ибо только такая любовь истинна.
От людей медлительных никто не в восторге. Чаще всего всё достается людям быстрым и хватким. Но у этих «быстрых» и языки мелют быстро: они не успевают других услышать. В своем Послании ап. Иаков пишет о том, в чем заключается истинное благочестие, истинная любовь. Иак.1.19 «Всякий человек да будет скор на слышание, медлен на слова». Эти слова можно понимать как намек на споры и разногласия, возникающие между христианами во время испытаний. Когда между христианами возникают разногласия, каждая сторона должна быть готова выслушать другую. Люди часто упорствуют в своем собственном мнении, потому что не желают выслушивать противоположных мнений, высказываемых другими. Это можно понимать и так, что некоторым людям так трудно слушать и так легко говорить. Может быть потому, что мы считаем: самая лучшая человеку помощь – это ответ, мнение, совет. А просто молчанием и слушанием разве можно помочь? На самом деле, когда мы молчим и слушаем других, мы так свою любовь явить к ним можем. Любить – это значит, кроме всего прочего, и слушать. Да, просто человека выслушать – это уже значит сказать очень много тому, кого нужно утешить. Мы не всегда можем предложить людям решение их проблем, но уже просто кого-то выслушать – значит дать человеку надежду. Если не знаешь, как еще проявить к человеку любовь, просто выслушай его.
Насколько иначе смотрели бы мы на людей, если бы мы всегда видели в них образ Творца. Тогда начали бы рушиться все расовые, национальные, социальные и другие барьеры. А ведь в Библии сказано: Быт.1.27 «И сотворил Бог человека по образу Своему … мужчину и женщину сотворил их». Человек не был похож на какое-либо сотворенное до него творение, а был похож на своего Творца. Более всего дух человека особым образом несет Божий образ – похож на Бога, Отца Духов. Т.к. человеку было дано право владычествовать над низшими творениями, то он является представителем или наместником Бога на земле. Бог повелел низшим творениям бояться человека и ему служить. Образ Божий, запечатленный в человеке, заключается в знании, праведности и истинной святости. Еккл.7.29 «Бог сотворил человека правым». Все его природные силы имели врожденное подобие воли Божьей. И честь, оказанная в начале человеку, является хорошим объяснением, почему мы не должны плохо говорить друг о друге (Иак.3.9) и плохо поступать по отношению друг к другу (Быт.9.6). Это также объясняет, почему мы не должны потакать греху, а полностью посвятить себя служению Богу. Господи! Прости нас за то, что мы так часто ставим себя выше других. Помоги нам не забывать, что до того, как грех исказил наше представление о самих себе и о других, мы все были (и так и остались) неповторимыми творениями Божьими по образу Божьему.
Порой милости у нас, христиан, бывает маловато. А вот ненависти часто через край. И когда ученики Христа больше времени тратят на осуждение своих врагов, чем на молитву за них и на добрые дела по отношению к ним, кто же им потом поверит? Только тепло любви может растопить даже сердце врагов. Легко любить того, кто любит тебя. Но нужно Богу покориться. А Господь Иисус сказал: Мф.5.44 «Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас». Он учит нас отложить в сторону всякую злобу, обратить зло в добро, проклятие в благословение. Лучше пострадайте сами, чем из-за вас пострадает кто-то. Пожертвуйте своими делами ради другого человека. Во всем да не будьте эгоистичны. Вместо того чтобы думать: «А как другие поступают со мной?», думайте: «А что Господь хочет, чтобы я сделал в данной ситуации?» Подобное поведение на первый взгляд может показаться невозможным. Но кто дал нам право уменьшить Божьи требования к себе? Рассмотрим два весомых аргумента, которые приводит нам Господь в поддержку Своего учения. Первый аргумент. Если мы не стремимся достичь определенных Им границ, то мы еще не дитя Его. Ибо Он добр ко всем: посылает дождь праведным и неправедным, повелевает Солнцу светить для всех без исключения. Ребенок подражает отцу, но насколько мы подражаем нашему Небесному Отцу, если не являем милость ко всем без исключения? Второй аргумент. Если мы не стремимся достичь пределов, определенных Господом, то мы всё еще принадлежим миру. Вспомним слова Христа: «Если вы будете любить любящих вас, какая вам награда?» Даже безбожники любят тех, которые любят их. Но для христианина определяющими в жизни должны быть другие принципы. Христовы принципы для него достижимы, т.к. в нем пребывает Дух Святой.
В Южной Америке водится рыба, которую называют четырехглазой, потому что она держит под контролем сразу как воздух, так и воду. Глаза у этой рыбы в верхней половине приспособлены к преломлению света в воздухе, а в нижней – в воде. Верующим во Христа нужно брать пример с этой рыбы. Живя на земле, мы должны видеть и то, что вверху, на небесах, и то, что вокруг нас. Глядя вверх, мы можем постигать Божьи истины, а глядя вокруг, можем видеть возможности проявить христианское сострадание к людям, которые попали в ловушку греха. Ап. Павел советовал коринфянам быть милостивым к кающемся брату: 2Кор.2.4 «От великой скорби и стесненного сердца я писал вам со многими слезами, не для того, чтобы огорчить вас, чтобы вы познали любовь, какую я в избытке имею к вам». Ап. Павел печалился не из-за себя, но из-за них. Кроме того, он не изливает на них свою скорбь для того, чтобы, отяготив их, облегчиться самому, но, скорее, чтобы показать им свою любовь. Апостол также говорит о своих слезах, которые в духовно сильном человеке свидетельствуют о непомерной скорби. Есть много крикливых попрекателей, которые, вопия и меча молнии на пороки других, изображают из себя великих ревнителей. При этом в душе они совершенно спокойны, так что упражняют лишь свою глотку и язык. Но благочестивому христианскому наставнику самому подобает восплакать, прежде чем принудить к плачу других. У нас есть Дух Святой, Который может дать нам любовь ко всем, кого мы видим.
Вспомним патриарха Иова. Обычно мы его представляем в образе праведного страдальца. Но было в нем и что-то еще, ведь не зря же Господь сказал: Иова 2.3 «Ибо нет такого, как он, на земле». Если прочитать главы с 29-31 книги Иова, он предстанет перед нами еще одной гранью своего характера. Он проявлял свою любовь к Богу на деле тем, что помогал людям. Для многих сирот, вдов и других несчастных он был отцом.
Отец наш небесный! Пошли же нам любовь к людям. Дай нам быть Твоими посланниками, нести Твою любовь и сострадание тем, кому тяжко, кто в беде.
пастор Золтан З. Тырык
Молитва. Боже и Отче! Мы благодарим Тебя за то, что все добродетели, честные и благонравные чувствования в нас происходят по Твоей благодати. Ибо от человека не рождается ничего, кроме зла. Мы благодарим Тебя за чудный дар любви Христовой. Просим, помоги нам повиноваться Христовой заповеди о любви и служении друг другу. Помоги творить добрые дела и нести мир повсюду и во всем. Дай нам любовь ко всем, кого мы видим. Покажи нам, кому нужна наша помощь, и как мы можем конкретно этому человеку помочь. Помоги нам постигать дивные уроки Твоей любви. Щедро дай нам ее изливать и на близких нам и на далеких. Помоги нам давать другим, что Ты нам даешь, и любить других. Пусть другая душа в нас найдет ту помощь, что мы нашли в Тебе. Обо всем просим во имя Господа Иисуса Христа. Аминь.