ПРОПОВЕДИ
Радость как проявление Духа Святого
Гал.5.22,23 «Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение,
благость, милосердие, вера, кротость, воздержание».
В предыдущих стихах апостол осудил всю человеческую природу, поскольку та производит на свет лишь порочные и негодные плоды. Теперь он учит, что все добродетели, честные и благонравные чувствования происходят от духа. Т.е. они происходят по благодати Божьей. Мы уже рассмотрели любовь как проявление Святого Духа. Теперь переходим к радости.
Мир нам сулит временные греховные наслаждения, а Господь Иисус предлагает радость совершенную и вечную, которая пребудет. Ин.15.11 «Сие сказал Я вам, да радость Моя в вас пребудет, и радость ваша будет совершенна». Радость, упоминаемая здесь Господом, рождается от мира, который имеют с Богом все оправданные по благодати. Итак, всякий раз, когда проповедуется отеческая любовь к нам Бога, мы должны знать: нам дается истинный повод для радости. Дается для того, чтобы, успокоив нашу совесть, мы были уверены в спасении своем. Далее радость зовется нашей и Христовой, но в разных смыслах. Она Христова, потому что дается нам от Него. Он Сам есть ее автор и ее причина. Причина – потому что избавил нас от вины и власти греха, когда взвалил на Себя наказание за наши грехи. И автор, потому что Духом Своим (Духом Святым) Он упразднил страх и тревогу в нашем сердце. После чего в нем появилась радость. Радость также зовется нашей, но по иной причине. Ведь мы обладаем Им с того момента, как Он нам дан. Христос, по Его собственным словам, говорит с той целью, чтобы Его ученики имели радость. Словом «пребудет» Господь хочет сказать, что радость эта не мимолетная и временная, но та, которая никогда не проходит и не прекращается. Поэтому научимся искать в учении Христовом уверенность в спасении, уверенность, остающуюся с нами и в жизни и в смерти. Слова Господа «радость ваша будет совершенна» означают, что эта радость будет непоколебимой и полной. Не потому, что верующие лишены всякой грусти, но потому, что поводов для радости у них намного больше. Итак, наслаждения зависят от обстоятельств, а истинная, духовная радость – дело сокровенное, тайное, неподвластное внешним переменам. Наслаждения приходят и уходят, а духовная радость или есть, или ее нет. За мирскими наслаждениями (мирской радостью) по пятам идет горькое похмелье. Источник же истинной радости сокрыт в Иисусе Христе, Который «вчера и сегодня и во веки тот же» (Евр.13.8). Чтобы всегда наслаждаться, нужно прыгать от одного удовольствия к другому, потому что любое удовольствие человеку быстро надоедает. С радостью всё иначе. Радость – это дар от Бога. Наслаждений мы ищем для себя, радость находим, когда себя отдаем. Чем больше мы гонимся за своими желаниями, тем более чувствуем: в душе у нас пусто. И чем лучше мы поймем, что жить нужно не для себя, тем радостнее будет нам жить с Богом. Истинную радость можно найти лишь тогда, когда будем искать того, что Христово.
Мы живем в такое время, когда о здоровье и правильном питании говорится столько, сколько не говорилось никогда раньше. А в Библии сказано о нашем духовном здоровье. Пр.17.22 «Веселое сердце благотворно, как врачевство». Именно послание о Божьем прощении, которое принес нам Христос, сделало наше сердце веселым. Если я прощеный грешник, усыновленный Богом, какое земное бедствие может победить меня? Хорошее самочувствие и хорошее здоровье связаны между собой. Веселый и легкий нрав оказывает благотворное воздействие на здоровье, но это не происходит само собой. Неподдельная радость и веселый нрав истинно бывают в той душе, у которой всё в порядке с Богом и с ближними. Радость нам дает Дух Святой (Гал.5.22), а чтобы испытать ее, мы должны Ему покориться. Мы можем иметь истинную радость, потому что наши грехи прощены и Бог принимает нас по нашей личной вере во Христа. Если мы будем послушны Слову Его, Он даст нам мир и радость Своего присутствия.
У многих людей настроение зависит от погоды: светит солнышко – радостно, светло на душе; небо заволокло тучами – так же пасмурно стало и на сердце. Этим вовсю пользуются туристические компании, предлагая отдых в тех местах, где много солнечных дней в году. Но если настроение у нас, христиан меняется с колебаниями погоды, то, значит, духовный микроклимат у нас нестабильный. У верующих в сердце всегда должен быть солнечный день, т.к. там поселился Духом Своим Господь Иисус, Кто есть «Солнце правды» (Мал.4.2). Возможно, порой будет и темновато в душе. Но мы должны помнить, что сказано в стихе Пс.83.12 «Ибо Господь Бог есть солнце и щит». Даже если мы пребываем во тьме, то Господь будет для нас солнцем, чтобы оживлять, ободрять, направлять и вести нас. Мы можем находиться в опасности, но Он будет для нас щитом, защищающим от раскаленных стрел. Своим благоволением Он окружает нас как щитом. Поэтому давайте всегда будем ходить в свете Господнем, и никогда не лишать себя Его защиты. И тогда мы увидим, что именно Он является солнцем, посылающим для нас блага и щитом, защищающим нас от зла. Если Спаситель воссиял в нас однажды, то Он сияет и по сей день, в любую погоду.
И счастье, и радость мы временами ощущаем. Но как же мимолетны эти счастливые мгновения, как непредсказуемы, как обманчивы. Почему же мы всё ищем и ищем радости, счастья? Несомненно, потому, что сами того не понимая, мы жаждем Бога. Мы рождены для Его любви и не можем без нее жить. И всё, о чем мы мечтаем, есть в Нем, и еще больше того, о чем мы даже и не мечтаем. Так что если нет покоя, нет истинной радости, примем предложение Иисуса Христа: Ин.7.37 «кто жаждет, иди ко Мне и пей». Этими словами Спаситель призывает всех к участию в Его благах, лишь бы, осознав свою духовную нищету, люди пришли к Нему за помощью. Ибо все мы являемся духовно нищими и лишены всех благ, но не всех ощущение этой нищеты побуждает к поиску исцеления. Итак, служение Духа Святого: сделать так, чтобы мы попросили о Его благодати. Заблуждаются и напрасно трудятся те, кто хочет утолить жажду – искать счастья и радость где-либо еще.
Уже в Ветхом Завете мы находим доказательства того, что Бог не против радости. Одно из доказательств этого – праздник кущей. Втор.16.13,14 «Праздник кущей совершай у себя семь дней, когда уберешь в гумна твоего и из точила твоего. И веселись в праздник твой ты, и сын твой, и дочь твоя, и раб твой, и раба твоя, и левит, и пришелец, и сирота, и вдова, которые в жилищах твоих». На этом празднике нужно было приносить жертвы в большом количестве (Чис.29. 12), но была и духовная часть служения Богу, которая заключалась в святой радости. Бог желает, чтобы Его народ был радостным. Обратим внимание на следующее: если, находясь под Законом, народ Божий должен был радоваться перед Господом, то, тем более, мы, находящиеся под евангельской благодатью. Новозаветным верующим Бог повелевает радоваться не только во время наших праздников (как здесь), но и «всегда радоваться в Господе». Когда мы сами радуемся в Боге, то должны помогать и другим радоваться в Нем, утешая скорбящих, помогая нуждающимся, чтобы даже пришлец, сирота и вдова могли веселиться с нами. Мы должны радоваться в Боге не только тому, что получили и ежедневно получаем от Него. Но и тому, что Он пообещал, и мы ожидаем получить от Него в будущем. Кто делает Бога своей радостью, тот может радоваться надеждою, ибо верен Обещавший.
Радость, по мнению большинства людей, должна быть не просто так, а по делу. К таким делам могут быть: выиграла любимая команда, повысили зарплату и т.п. Смех или радость без причины может повредить нашей репутации. Но в Библии не сказано, что радоваться нужно только тогда, когда счастье повалит. Ап. Павел в темнице был, когда написал филиппийцам: Флп.4.4 «Радуйтесь всегда в Господе; и еще говорю: радуйтесь». Жизнь благочестивых христиан порой тревожна, угрожают им опасности. Вполне возможно, что их одолевает скорбь. Ап. Павел, несмотря на смуту и угрозы, велит им радоваться в Господе. Духовные утешения, которыми нас подкрепляет и веселит Господь, тогда должны, прежде всего, доказывать свою силу, когда весь мир склоняет нас к отчаянию. Апостол, который был в узах, перед лицом смерти не только радуется, но и пытается ободрить других. Что бы ни произошло, верные, имея Господа на своей стороне, имеют достаточный повод для радости и утешения. Повторение слова «радуйтесь» служит здесь усилению смысла. Апостол как бы говорит: пусть радость в Господе будет у вас постоянной и незыблемой. Пусть продолжается всегда, не только сейчас и сегодня. Этим наша радость и отличается от радости мирской, которую мы видим лживой, шаткой и преходящей. Радость, имеющая основание в Боге, это – радость, никогда не покидающая нас. Будете радоваться – кто-то, возможно, на вас посмотрит искоса. Но кто-то может и пример брать с вас.
В Новом Завете поводов для радости перечислено много. К примеру, Господь Иисус сказал: Лк.10.20 «радуйтесь тому, что имена ваши написаны на небесах». Нам не нужно притворяться, что проблем у нас нет. Мы можем радоваться и в гуще своих проблем. В своем 1-м послании ап. Петр показывает, что его читатели имеют великое основание радоваться, хотя и пережили трудности и скорби. Ибо они должны произвести неизреченную и преславную радость. Вспомним часть из его послания. 1Пет.1.8 «Которого не видевши любите, и Которого доселе не видя, но веруя в Него, радуетесь радостью неизреченною и преславною». Он одобряет их веру по двум причинам. 1. По причине превосходства объекта их веры – невидимого Господа Иисуса. 2. По причине замечательных проявлений их веры – любви и радости. Истинная вера производит сильную любовь к Иисусу Христу. А где есть истинная вера во Христа и любовь к Нему, там есть и радость неизреченная и преславная. Эта радость невыразима, ее нельзя описать словами. Лучше всего она познается опытным путем. Это радость преславная, небесная. Наиболее совершенные из христиан уже здесь на Земле переживают радость, в которой есть много от неба и будущей славы. Верой они преодолевают все причины для печали и находят наилучшие поводы для радости. Итак, если знаешь Христа, у тебя всегда есть повод радоваться.
Попробуем представить себе, что довелось испытать ап. Павлу и Силе, двум служителям Христовым, в Филиппах (Деян.16). На них восстал народ, а «воеводы, сорвав с них одежды, велели бить их палками» (Деян.16.22). После этого ноги их забили в колоду и посадили их в темницу. Но они, несмотря ни на что, смогли быть выше обстоятельств, потому что они жили желанием повиноваться Богу и нести повсюду весть Евангелия. Читаем Деян.16.25 «Около полуночи Павел и Сила, молясь, воспевали Бога». Гонители хотели привести их в уныние и лишить их мужества. Сделать так, чтобы дело Божье стало им не под силу, и таким образом отвратить их от него. Однако апостолы были всё так же воодушевлены и бодры. Они воспевали Бога, поводов для этого у нас всегда предостаточно. Они могли хвалить и славить Бога за то, что Он удостоил их чести пострадать за имя Его, дал им испытать Своих утешений. Мы тоже можем вознестись выше тех бед и проблем, что не дают нам расправить плечи, размять ноги и улыбнуться. Можем, если будем полагаться на Духа Святого.
Почему некоторые христиане не знакомы с одним из проявлений Духа Святого – радостью? Считают, что есть три похитители радости: тревога, стресс и страх. Против них нужно вооружиться той уверенностью, которой с нами делился ап. Павел в Послании к филиппийцам. Возблагодарив Бога за верующих в Филиппах, апостол заверил их: Флп.1.6 «Начавший в вас доброе дело будет совершать его даже до дня Иисуса Христа». Все причины тревог, стрессов и страхов не смогут помешать Богу совершать в нас Свое дело. Нужно каждый день начинать, вспоминая об этом, и не забывать, что Бог всё видит, всё знает и всё может, а потому мы можем всё смело предать в Его руки.
Боже! Просим, помоги нам каждое утро противостать похитителям нашей радости и обновить свою уверенность в Тебе!
пастор Золтан З. Тырык
Молитва. Боже и Отче! Мы благодарим Тебя за то, что духовная радость рождается от мира, который имеют с Тобой все оправданные по благодати. Что нам дается истинный повод для радости, ибо грехи наши прощены, и мы можем быть уверены в своем спасении. Благодарим Тебя за то, что наш Спаситель Иисус Христос есть автор и причина нашей радости. И за то, что радость, которую Он дает, является непоколебимой и полной. Благодарим, что в беде Ты Своих не оставляешь, но радости небесной даруешь им. Просим, помоги нам понять, что если будем жить не для себя, тем радостнее будем жить с Богом. Благодарим, что Ты с нами и всякую ситуацию обращаешь нам во благо. И что мы можем радоваться вопреки любым обстоятельствам. Дай нам полагаться на Духа Святого и не забывать, что Бог всё видит, всё знает и всё может. Дай нам каждый день обновлять уверенность в Боге. Не тревожиться, а радоваться в Нем. Обо всем просим во имя Господа Иисуса Христа. Аминь.