ПРОПОВЕДИ
Христос намеренно привлек внимание людей
Мф.21.10-11 «И когда вошел Он в Иерусалим, весь город
пришел в движение и говорили: кто Сей? Народ же говорил:
Сей есть Иисус, Пророк из Назарета Галилейского».
Рассмотрим торжественный въезд Господа Иисуса в Иерусалим за пять дней до Его смерти по тексту Мк.11.1-11. Здесь описано исключительное событие из истории земного служения нашего Господа. Христос очень часто удалялся от людей, от их излишнего внимания, часть служения Он провел в удаленных местах Галилеи. Нередко Он уходил один в пустынные места. И в этом исполнилось пророчество Исаии: Ис.42.2 «Не возопиет и не возвысит голоса Своего, и не даст услышать его на улицах». Только один раз Христос отступает от Своего обычая и по Своей воле привлекает к Себе внимание народа. Он намеренно въезжает в Иерусалим в окружении ликующего народа, восклицающего: «Осанна!». Всё это происходило при огромном стечении иудеев, которые собрались в Иерусалим на праздник Пасхи не только с территории Палестины, но со всех концов света. Вне всяких сомнений, слух о пришествии Царя прокатился по всему городу. Полагаем, в тот день во многих домах звучали слова о пророке из Назарета. Об этом следует помнить при изучении этого отрывка. Не случайно, что это событие упоминается во всех четырех евангелиях. Поэтому всем христианам нужно обратить на него особое внимание и извлечь из него полезные для себя уроки.
Во-первых, подчеркиваем, что Господь Иисус намеренно привлек внимание людей к последним событиям Своей жизни. Он пришел в Иерусалим, чтобы умереть, принести Себя в жертву за человеческий род. И хотел, чтобы многие знали об этом. По Его воле взгляд всего Иерусалима был устремлен на Него. Когда Христос говорил о небесном, о духовной премудрости, чаще всего говорил только со Своими учениками. Когда Он рассказывал притчи, Его аудиторией обычно была толпа бедных и неграмотных галилеян. Когда Он творил чудеса, свидетелями их чаще всего были жители Капернаума или земли Завулоновой и Неффалимовой. Но когда Христос должен был умереть как Спаситель мира, Он возвестил об этом всему Иерусалиму. Он привлек к Себе внимание правителей, священников, старейшин, книжников. Он готовился и готовил других к самому знаменательному событию в истории человечества. Вечный Сын Божий должен скоро пострадать вместо грешных людей, должна быть принесена великая жертва за грех, великий пасхальный Агнец должен быть заклан и должно совершиться великое искупление грехов.
После воскрешения Господом Лазаря многие даже из духовных руководителей Израиля были поражены Его силой. Но вместо того, чтобы покориться Божьей силе и проникнуться уважением к Христу, они собрались и совещались о том, как сокрушить славу Божью, приведшую их в оцепенение. Прочитаем отрывок из Ин.11.53-54 «С этого дня положили убить Его. Посему Иисус уже не ходил явно между иудеями, а пошел оттуда в страну близ пустыни, в город, называемый Ефраим, и там оставался с учениками Своими». Евангелист говорит, что Христос бежал, узнав о такой ярости Своих врагов. Однако будем помнить: Он бежал не для того, чтобы уйти от исполнения Своего призвания. Он думал лишь о том, чтобы пойти на добровольную смерть во время, предназначенное Отцом. Кроме того, совещание, о котором упоминает евангелист, касалось не столько убийства Христа, сколько изыскания способа заставить Его замолчать. Они уже решили взять Его от среды, им оставалось лишь придумать, каким образом это сделать. Евангелист, говоря об учениках Христовых, называет здесь так не всех, кто принял Его учение, а лишь постоянных Его спутников. Теперь, вступая в Иерусалим таким замечательным образом, Он имел целью показать: 1. Что не боится власти и злобы Своих врагов. Он не пробирался в Иерусалим инкогнито, как человек, не осмелившийся показать свое лицо. Нет, Его врагам не было нужды посылать шпионов, чтобы найти Его, Он пришел открыто. Это послужило ободрением для Его учеников, дрожащих при мысли о силе и ярости врагов. Пусть они видят, как их Учитель смело бросает врагам вызов. 2. Господь имел целью показать и то, что Он не был подавлен или обеспокоен мыслью о предстоящих Ему страданиях. Он входил в Иерусалим не только открыто, но и в бодром расположении духа, под радостные, приветственные возгласы. Хотя теперь Он только вступает на поле брани, тем не менее, будучи уверенным в Своей победе, Он торжествует так, как если бы уже Он одержал эту победу.
Христос предпочел быть бедным во время Своего земного служения. В город Он въехал, сидя на чужом осленке, и не в седле, а на одеждах Своих учеников. По поводу того, говорит ли о смирении Христа тот факт, что Он ехал на осле, а не на коне, существуют различные мнения. Некоторые считают, что в восточных странах цари ездили не только на конях, но и на ослах. Другие считают, что Он сидел на осле, чтобы подчеркнуть Свое смирение. Это соответствовало всей Его земной жизни и служению. Христос никогда не владел богатствами этого мира. Так, теперь ученики для торжественного въезда Его одолжили осленка. А когда Он умер, Его похоронили в чужой гробнице. Это пример удивительного сочетания силы и немощи, богатства и бедности, божественной и человеческой природы в Его земной жизни. Слово «немощь» употреблено здесь на основании Библии. Ап. Павел говорит, что Христос был «распят в немощи» (2Кор.13.4). Тот, кто внимательно читал евангелия, не мог не заметить, что Тот Господь, Кто мог накормить тысячи людей пятью хлебами, Сам порой страдал от голода. Тот, Кто исцелял больных и увечных, Сам был подвержен усталости. Тот, Кто одним словом изгонял бесов, был вынужден бороться и искушениями. Тот, Кто воскрешал мертвых, Сам принял мученическую смерть. И в этом отрывке мы видим, что Господь Иисус, обладая авторитетом, собрав вокруг Себя толпы поклонников, пользуется чужим ослом, чтобы совершить триумфальный въезд в Иерусалим. Всё это не только удивительно, но еще и назидательно. Мы не должны забывать, что в Господе Иисусе сочетаются две природы: божественная и человеческая. Если бы мы знали только о Его великих делах, мы бы забыли о том, что он был человеком. Если бы мы видели Его только в немощи и бедности, тогда мы бы забыли о том, что Он есть Бог. Поэтому Библия показывает нам как божественную силу, так и человеческую немощь Христа. Нас же должно утешить и даже радовать следующее: «Он может сопереживать нам, потому что был человеком. И Он может помочь нам, потому что Он – всемогущий Бог».
Внешне это торжество было очень скромным. Он ехал на молодом осле. У Него не было богатого облачения. Сопровождавшая Его толпа состояла из простых людей. Всё торжество, какое они могли устроить Ему, состояло в том, что одни «постилали одежды свои по дороге, а другие резали ветви с дерев и постилали по дороге». Так обыкновенно делали во время праздника кущей. Всё это было знаками Его смирения. Он хотел, чтобы замечена была Его скромность.
То, что мы видим в этом торжественном событии, говорит о том, что бедность не удел грешников. Наоборот, грех очень часто становится причиной бедности. Пьянство, излишество, распутство, обман, лень – всё это привело многих людей к нужде. Но нет никакого греха (ни родителей человека, ни его) в том, если человек родился в бедной семье. В том, что он не получил наследства и если он своими руками зарабатывает на хлеб. Бедный, но честный человек обладает в глазах Бога не меньшим достоинством, чем самый богатый царь. Быть в таких обстоятельствах, в каких был Христос, не может быть грехом или последствием греха. Давайте исполнять свой долг в том положении, к которому Бог нас призвал. И если Ему угодно, чтобы вы были бедны, не стыдитесь этого. Христос заботится о нас, потому что Он хорошо знает, что значит быть бедным.
Внутренний смысл этого торжества был чрезвычайно велик. И не только потому, что в этом исполнилось Писание (чего Марк, в отличие от Матфея не отмечает). Скромность Господа – это урок для нас: «не высокомудрствовать, но последовать смиренным». Христианам не подобает важничать, если Христос был так далек от стремления к этому. При всей этой скромности и здесь воссияли лучи Христовой славы. 1. Посылая Своих учеников за осленком, Христос явил при этом Свое всеведение и Свою власть над волей людей. Этим Он также показал, что Он всё может и что намерение Его не может быть остановлено. 2. Он показал Свое владычество над творением, оседлав осленка, на которого никто из людей не садился. Сев верхом на необъезженного осла, Христос, возможно, намекал на то, что имеет власть над духом человека, который рождается подобно дикому осленку. 3. Христос принял от людей радостные восклицания осанны, т.е. их приветствия и добрые пожелания Его Царству. Сам Бог побудил этих людей восклицать «осанна». Никто не принуждал их делать это, как было в случае с кричащими впоследствии «распни, распни». Христос видел честь для Себя в вере и хвале народа.
Люди приветствовали Его лично: «благословен грядущий во имя Господне». Благословен Тот, Кто должен прийти (Мессия), так много раз обещанный, так давно ожидаемый. Он придет во имя Господне, как Божий Посланник нашему миру. Да будет Он благословен, Он несет и нам благословение. Да будет благословен Бог, Пославший Его. Да назовут Его Благословенным все народы и племена, да будет Он вознесен всеми как в мыслях, так и устами.
Люди желали успеха Его делу. Они верили, что Он имеет Царство, которое скоро будет воздвигнуто в мире. Что это Царство отца их Давида, Царство, обещанное ему и семени его вовек. Это Царство поддерживается божественной властью. «Да будет благословенно это Царство», да будет оно установлено и утверждено. Да придет оно в силе своей. Все противодействующие ему власти, силы и начальства да будут низложены. Да будет оно победоносным. «Осанна» этому Царству, да процветает оно, да сопутствует ему Божье благословение. Хвала нашему Богу, Который в вышних, благословен Бог вовек.
При таком сопровождении и приветствиях Христос вошел в город и направился прямо к храму. К Его приходу там не приготовили торжественной встречи. Он пришел в храм, чтобы исполнилось Писание: Малахия 3.1 «внезапно придет в храм Свой Господь, Которого вы ищете». Придет Он без всякого предупреждения, неожиданно. Он вошел в храм и, окинул его взглядом, оценил его состояние, но пока не сказал ничего. Он увидел много беспорядков, но молчал. Христос был намерен пресечь эти беспорядки, но не хотел делать этого немедленно, чтобы не показалось, что Он делает это необдуманно. На эту ночь Он оставил всё как есть, собираясь на следующее утро приняться за необходимые преобразования.
Пусть история, записанная в Мк.11.1-11 будет еще одним подтверждением того, что смерть Иисуса Христа была невероятно важным событием в истории человечества. Будем хранить все Его драгоценные высказывания, следовать примеру Его святой жизни, учиться у Него молитве. Но никогда не должны забыть: самое важное, что мы должны знать о Христе – это Его смерть на кресте и Его славное воскресение из мертвых. Только благодаря этим событиям у нас есть основание для надежды. Пусть с каждым годом Господь Иисус становится всё дороже для нас. Пусть самой радостной мыслью для нас будет та, что у нас есть Спаситель – единственный Спаситель Иисус Христос.
Слава, хвала и благодарение нашему Богу и Спасителю!
пастор Золтан З. Тырык
Молитва. Боже и Отче! Мы благодарим Тебя за историю о торжественном въезде Господа Иисуса в Иерусалим. Ибо записано исключительное событие из истории земного служения Господа. И просим, помоги нам извлечь из него полезные уроки. Мы благодарим, что Ты спас человеческий род такой дорогой ценой – смертью Своего возлюбленного Сына. Благодарим, что Им была принесена великая жертва за грех, было совершено великое искупление грехов. Просим, помоги нам не забывать, что в Господе Иисусе сочетаются две природы: божественная и человеческая. Не забывать и то, что Он может сопереживать нам, т.к. был человеком. И что может помочь нам, потому что Он – всемогущий Бог. Пусть с каждым годом Господь Иисус становится всё дороже для нас. Пусть самой радостной мыслью для нас будет та, что у нас есть Спаситель – единственный Спаситель Иисус Христос. Аминь.